Что такое кружок в школе
Консультация «Кружковая деятельность в системе дополнительного образования»
Людмила Качалова
Консультация «Кружковая деятельность в системе дополнительного образования»
«Кружковая деятельность
в системе дополнительного образования детей»
Автор работы: педагог ОДОД Качалова Л. Л.
В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.
Указом Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» дан целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами к 2020 году в 70-75%, что фактически определило повышение вовлеченности детей в дополнительное образование в качестве приоритета государственной образовательной политики в долгосрочной перспективе.
КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.
Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.
В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.
Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества,без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.
В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин,по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:
— улучшение воображения и повышение креативности;
— увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;
— улучшение внимания и способности к концентрации;
— развитие памяти и мышления;
— развитие общительности и сопереживания;
Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.
Для более глубокого изучения школьного предмета «Литературное чтение», во время внеурочных занятий дети посещают кружок «Волшебный мир книг».
Руководителем кружка разработана программа,структура и содержание которой отвечают общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.
Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.
В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности и методическое обеспечение. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы.
Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.
Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.
Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.
Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.
Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.
Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.
Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п.В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы:методы поиска решений творческих задач: «мозговой штурм», морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.
Воспитательная система строится на основе определенных принципов.
— Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.
— Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.
— Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.
— Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.
1. Закон РФ «О дополнительном образовании» // http://www.ubo.ru/normative/1
2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. 512 с.
3. Антропова Е. В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/05/differentsirovannyy-podkhod-v
5. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994
7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы — — с. 41-43.
8. Майорова Т. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО // ***festival.1september.ru/articles/651905/
9. Петрова Н. Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО // ***nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)
11. Хабибуллина Р. Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС // *** pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-lichnostnyh-i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-501036
Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования» «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования». Кемеровская область, город Берёзовский, МБУ ДО «Центр развития.
Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.
Деятельность кружка «Увлекательная математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ. Деятельность кружка «Увлекательная математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ» Зуйкова Лариса Евгеньевна.
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования» Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель.
Семинар-практикум «Аттестационные занятия в системе дополнительного образования» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «АТТЕСТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» методист отдела изобразительного и декоративно-прикладного.
Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.
Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.
Кружок как форма работы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кружок как форма внеурочной деятельности Презентацию подготовили учителя мо английского языка: Иванова И.А. Кушнаренко Н.Л. Ромаюк Ю.И. Цацина М.В.
Внеурочная деятельность Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность – деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организация детского досуга и отдыха.
На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению.
Внеурочная деятельность школьников реализуется в таких формах, как экскурсии кружки секции студии театры мастерские конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики
Внеурочная деятельность играет важную роль в изучении иностранного языка. Она не только углубляет и расширяет знания, но также способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает интерес к изучению языка и культуры другой страны.
Основные цели и задачи Практические (совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности); Развивающие (знакомство с культурой, бытом и традициями англо-говорящих стран, развитие творческих и познавательных способностей); Воспитательные (воспитание культуры межличностного общения и потребности в практическом использовании английского языка
Принципы кружковой работы Связь теории с практикой, обучения с жизнью; Сочетание обучения и воспитания с развитием активности, самодеятельности и инициативы учащихся; Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности; Единство обучения, воспитания и развития; Увлекательность и новизна
Формы кружковой работы Лекции и беседы; Игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические); Викторины; Художественные конкурсы; Организация праздников; Урочные занятия; Контрольные занятия
Основа обучения английскому языку- игровая мотивация Использование игры позволяет проводить занятия коммуникативной направленности и наиболее шире использовать индивидуальные возможности каждого ребенка
Страноведческая мотивация Традиция кружка – проведение страноведческих занятий, знакомство с культурой англо-говорящих стран Занятия – праздники способствуют развитию интереса к изучении иностранного языка
Проектные методики Использование метода проекта – пример практического применения иностранного языка, связи обучения с жизнью
Дети-главные действующие лица на занятиях кружка
Смелее, коллеги! Если из жизни ребенка исключить все праздники и конкурсы, какой бы скучной она была. Именно на занятиях в кружках ученик проявляет свои таланты. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – задача достойная учителя. И мой девиз – «Смелее, коллеги!»
Кружковая работа Формирование ответственности, самостоятельности Повышение самооценки Общение Способ организации досуга ребенка Смена обстановки Смена круга общения Занятия в кружке – это… Смена вида деятельности Смена стиля общения
Кружок «Веселый английский» состав кружка: учащиеся 2-3 классов.
Цели: Привлекать учащихся к содержательному проведению свободного времени. Развивать творческие способности учащихся. Формировать потребность в знаниях, пробудить любознательность. Развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание, терпеливость, взаимопомощь, взаимовыручку
Задачи: Раскрывать способности учащихся, создавая условия для формирования успешности. Создавать благоприятные условия для развития интересов, способностей и социального опыта школьников. Развивать коммуникативные умения школьников работать коллективно. Воспитывать культуру общения учащихся.
Формы работы Практикум Игры Творческие работы Организация праздников
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-353094
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кружковая работа
Смотреть что такое «Кружковая работа» в других словарях:
КРУЖКОВАЯ РАБОТА — деятельность самодеятельных объединений учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи К. р. углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному… … Российская педагогическая энциклопедия
Внеурочная работа — внеклассная работа, составная часть учебно воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение… … Педагогический терминологический словарь
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА — составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практич. деятельности,… … Российская педагогическая энциклопедия
Мицкевич, Сергей Иванович — Мицкевич С. И. (1869 1944; автобиография). Родился я 6 августа 1869 г. в гор. Яранске Вятской губ. Отец мой был офицер. Когда мне было 6 лет, мы переехали в Либаву. В 1879 г., когда мне исполнилось 10 лет, меня отдали в военную гимназию (в 1883 г … Большая биографическая энциклопедия
ДЕФЕКТИВНОСТЬ — (от лат. defectus недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношению к детям, т. к. большинство видов Д. относится к прирожденным, конституциональным формам или к формам, приобретенным в самом раннем детстве … Большая медицинская энциклопедия
КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч. воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик ученик). В этом… … Российская педагогическая энциклопедия
КРАЕВЕДЕНИЕ в школе — изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят. добывание знаний… … Российская педагогическая энциклопедия
КЛУБ — рабочий, общественная организация, являющаяся центром культурно просветительной работы в данном предприятии, районе и т. п., строящаяся на началах самодеятельности и коллективизации. К. как место общественного времяпрепровождения известны с… … Большая медицинская энциклопедия