Что такое кристины детей
Крестины ребенка — значение, правила, особенности
Узнайте все самое интересное и полезное о крестинах ребенка, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Для чего совершается Крещение
Крещение является одним из семи христианских церковных таинств. Церковные таинства – это особенно важные священнодействия, в которых незримо участвует сам Господь, даруя христианам Свою благодать. К таким священнодействиям относятся, например, исповедь, венчание, Евхаристия (Причастие). Но особое значение имеет Таинство Крещения, после которого следует сразу Таинство Миропомазания. Они делают человека членом Святой Церкви — для чего и нужны крестины ребенка.
Детей принято крестить вскоре после рождения. Дарованная на Крещении Божья благодать влияет на духовное развитие ребёнка. С этого таинства начинается его знакомство с церковной жизнью, путь к Богу. Ребенка следует крестить как можно скорее еще и для того, чтобы исключить вероятность его скоропостижной смерти в некрещеном состоянии.
Крестины ребенка — рождение в Церкви
Таинство Крещения в Православной церкви совершается следующим образом. Накануне таинства с желающим креститься человеком проводятся огласительные беседы. Священник объясняет основы Православия, рассказывает о самом таинстве Крещения. Важно, чтобы человек крестился не ради соблюдения формальностей или традиций, а сознательно, понимая смысл и значение этого священнодействия.
Во время таинства желающий креститься человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны и служению греху, трижды заявить во всеуслышание, что он желает приобщиться к Христу и осознанно прочитать молитву Символ веры. Затем священник совершает освящение воды и читает специальные молитвы, пока крещаемый трижды окунается в нее. Священник также помазывает крестившегося святым маслом и состригает у него часть волос.
Крещение новорожденного, как уже было сказано, создает фундамент его духовного развития в лоне Православной церкви. Крещение же взрослого человека также смывает с него все прежние грехи. С помощью Святого Духа крестившийся духовно перерождается, умирает для греха. Только Крещеный человек может принимать участие в других церковных таинствах. Крещеному человеку дается благодать, которая ведет человека ко спасению его души.
Прообразом христианского Крещения и подготовкой к нему стало Крещение, которое совершал пророк Иоанн Креститель. Тогда люди крестились в знак покаяния в своих грехах. Известно, что Иоанн крестил и самого Христа, хотя Тот и не имел грехов.
“Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3:14-15).
Правила крещения ребенка в Православии
В Православии крестят людей любого возраста. Маленьких детей, которые еще не могут осознавать смысл таинства, крестят по вере их родителей, а также крестных отцов и матерей. Они берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Так, для Крещения детей младше 7 лет, требуется лишь согласие их родителей. Если же ребенку больше 7 лет, но еще нет 14 лет, то требуется согласие как его родителей, так и его самого.
Как крестят больших детей? Подростки, которым уже исполнилось 14 лет, считаются достаточно взрослыми для осознания смысла таинства. Для их Крещения уже не требуется разрешение родителей, достаточно лишь согласия ребенка. В любом случае, уже подросшим детям необходимо заранее узнать о значении и смысле этого таинства, а также о том, как происходит крещение.
Крестины ребенка — что необходимо
Что нужно для Крещения ребенка? Необходимо заранее приобрести для него крестик, крестильную рубашку и полотенце. Всё, что нужно для того, чтобы покрестить ребенка, можно приобрести в любой церковной лавке. Как правило, этим занимаются крестные родители. Есть две традиции Крещения ребенка: на восьмой день после рождения и на сороковой. Первая связана с тем, что именно на восьмой день новорожденному Христу сделали обрезание (то есть обряд посвящения Небесному Отцу) и дали имя Иисус.
На сороковой день крестят чаще всего. Считается, что с этого дня мать ребенка перестает быть “нечистой” после родов и после прочтения специальных очистительных молитв может участвовать в любых таинствах, в том числе и присутствовать при Крещении своего ребенка. Но дату можно выбрать любую, исходя из обстоятельств и состояния здоровья младенца.
В каком возрасте крестить детей
Стоит ли крестить детей в младенчестве или нужно дождаться, когда они вырастут и примут самостоятельное решение? Ответственность за духовное состояние ребенка несут родители. Без Крещения, без воспитания в Православии с раннего детства, приобщения к церковным таинствам очень трудно будет привести ребенка к вере. Поэтому для воцерковленных родителей, осознающих величайшее значение таинства Крещения, ответ очевиден. Также напомним, что Крещение вскоре после рождения избавит ребенка от опасности умереть некрещеным, что имеет большое значение для его вечной жизни и душевного спокойствия родителей.
Крещение – это торжественное и необычайно важное событие в жизни человека. Некоторые люди неверно воспринимают Крещение как некое ритуальное действие, магическим образом защищающее от болезней, злых духов и несчастий. Распространено также восприятие Крещения как красивого традиционного обряда. Такие подходы к таинству искажают его истинное значение. Участвовать в таинстве нужно ответственно и с верой.
Крестины
Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.
Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.
Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?
Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.
Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.
Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.
Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.
Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.
Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.
Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.
Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.
Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.
А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.
Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.
Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.
Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.
Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.
Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.
Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.
Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.
Как проходит Крещение ребенка в православной церкви
В храмах с крещальней (баптистерием) крещение проводится именно в этом специальном помещении со святой купелью, которое представляет собой отдельное здание или пристройку к церкви. В большинстве же случаев крещение ребенка проходит непосредственно в храме путем троекратного погружения в чашу или обливанием святой водой через голову. С точки зрения фотосъемки лучше выбирать церковь, где крестят в основном храме и выбирать будний день, чтобы было меньше людей.
Дату для крещения можно выбирать любую, так как таинство разрешено проводить на Великие Божественные праздники, и в периоды постов. Учесть только стоит следующее:
Крестным родителям перед крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы, исповедаться и причаститься. За три дня до таинства необходимо соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, не сквернословить, не вступать в интимную близость.
Подготовка к крещению девочки
Подготовка к крещению мальчика
Подготовка к крещению мальчика проходит аналогичным образом. Крестильное полотенце и рубашку приобретает крестная мама, крестик необходимо купить крестному отцу.
После окунания в купель мальчика принимает в крыжму крестный, как главный восприемник. После облачения в крестильную одежду держит ребенка на руках также крестный отец.
Кроме того, крестному отцу нужно быть готовым оплатить обряд крещения.
Таинству крещения предшествует чин наречения именем.
Оглашение
Перед таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки.
Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.
Само Крещение
Далее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни.
Наступает кульминация таинства:
Миропомазание
Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:
В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.
Воцерковление
Над крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
Далее чинопоследование для девочек и мальчиков разнится:
Причастие
Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).
Сколько длится обряд крещения
Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.
Особенности крещения детей разного возраста
Крещение ребенка возрастом от 7 до 14 лет (отрока) проводится схожим образом, как и у взрослых. Ему также нужно пройти огласительные беседы, выучить молитвы, выполнить подготовку к обряду: посетить службу в храме, выдержать трехдневный пост (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Согласие на проведение таинства должен дать и сам ребенок, и его родители. Самостоятельно решить принять крещение могут дети старше 14 лет. Согласие родителей для этого не потребуется.
По церковным канонам, детям до 12 лет, чтобы принять крещение, нужны восприемники. В случае с младенцами крестные произносят обеты вместо крестников, в случае со старшими детьми – поручаются за их слова перед Господом.
Сам обряд крещения отроков в одних храмах может проводиться путем полного погружения, в других – через обливание через голову (когда размер чаши недостаточный). В случае окунания в купель ребенку разрешено погружать в нательном белье. Девочке-подростку рекомендуется надеть маечку. После ребенка обтирают и переодевают в крестильную одежду, в которой он пребывает до окончания обряда.
Набор крестильных принадлежностей для подростка включает:
Видео: как проходит таинство крещения ребенка
Запечатлеть светлое таинство на видео в некоторых храмах можно только с благословения батюшки, поэтому согласовать данный вопрос необходимо заранее.
Для чего мы крестим детей?
Записки катехизатора
Крестины. Художник: Петр Коровин
Мы не любим богословия
С сожалением нужно признать, что современный человек не любит богословия, а зачастую считает его не имеющим никакого влияния на жизнь и поэтому излишним. Споры о единосущии Отца и Сына, захватившие широкие народные массы в Римской империи IV века, кажутся нам просто фантастическими. В наши дни разговоры на рынке, в бане, в транспорте, к примеру, о пенсии, зарплатах, ценах на продукты и бензин обязательно найдут сочувствие и поддержку окружающих. Но разговор в той же среде о догматах трудно даже представить. Догмат в представлении современного человека – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.
Печально, что равнодушие к богословским вопросам во многом свойственно и людям церковным. Как-то мне пришлось подменять на катехизаторских курсах преподавателя по истории Русской Церкви. Одна из учащихся впоследствии сетовала «в кулуарах»: «Андрей Александрович везде догматику найдет!» Конечно, причиной недовольства здесь послужила и моя недостаточная подготовка по исторической дисциплине. Но и факт недовольства самим наличием богословских вопросов в этом случае показателен.
Как ни странно, подобную незаинтересованность в догматике можно заметить и на более высоких уровнях. Два с лишним года назад в Москве Отдел религиозного образования и катехизации провел 25 различных секций в рамках Рождественских чтений. Из них 24 были посвящены преподаванию основ православной культуры в школе и лишь одна – катехизации. Интересно и то, что на самих собраниях катехизаторов со всей России почти все внимание падает на методики катехизации. Подразумевается, что содержание огласительных и просветительских бесед является для всех общим местом, что на самом деле не всегда соответствует реальности.
При всем этом даже если какие-либо богословские дискуссии, что называется, паче чаяния разрывают узор идущих почти сплошняком докладов, то они не получают поддержку участников и особенно – ведущих мероприятия (регламент!).
Если же говорить о простом народе, то в его среде невосприимчивость даже к элементарным вопросам веры доходит порой до какого-то запредельного уровня.
Для чего мы крестим детей?
В один из выходных было много крестин. Родители и крестные десяти или пятнадцати младенцев заполнили помещение воскресной школы. Кто-то сидит, кто-то за недостатком места слушает стоя. Задаю обычный вопрос:
– Скажите, пожалуйста, для чего мы крестим детей?
– Хорошо. Давайте я вам помогу, а вы дополните, если я что-то забуду: «потому что наши предки были православными», «чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель», «чтобы Бог его защищал от всех бед», «от сглаза и от порчи», «чтобы он не болел», «чтобы можно было помянуть о здравии», ну и, коротко говоря, «чтобы у него все в жизни было хорошо».
Окидываю взглядом слушающих. Всеобщее одобрение! Кто-то улыбается, кто-то радостно кивает. Осторожно интересуюсь:
– Может быть, я что-то забыл? Может, кто-то хочет дополнить?
На лицах – тревога и недоумение. После небольшой паузы стоящая по правую руку от меня женщина твердо заявляет:
– Да нет, вы все перечислили.
«Попы на “гелендвагенах”»
Сколько бы мы ни говорили, что человек в Церкви должен искать не человека, а Бога, человек, даже когда он ищет Бога, приходит к Нему чаще всего через человека. Но здесь ситуации бывают самые разнообразные, и если кто-то соблазняется служителями Церкви, то причина этого соблазна может быть реальной, а может – вполне надуманной, основанной лишь на желании человека соблазниться. Одна из любимых тем для соблазна – священнические автомобили. Сам я, переболев подобными темами в свое время, давно к ней равнодушен. Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает. Но многие мыслят иначе.
На одной из огласительных бесед крестный очень живо отзывался на мою речь, но при этом, не в силах удержаться от комментариев, периодически прерывал говорящего, явно стараясь показать себя осведомленным в церковных вопросах. Но комментарии его имели по большей части негативный характер. То ли он не так давно вернулся из поездки в Санкт-Петербург, то ли жил там, но говорил почему-то исключительно о питерских храмах:
– Вот раньше: зайдешь в храм и чувствуешь что-то особенное, что это действительно святое место. Сейчас в храмах такого нет. Зашел я в Казанский – и как будто где-то в магазине или на вокзале.
Пытаюсь воздействовать на собеседника наводящими вопросами:
– А вы уверены, что в вашем ощущении виноваты храмы? А может быть, причина в том, что изменилось что-то в вашей душе?
Мой собеседник несгибаем:
– Да нет, что там изменилось?! Конечно, что-то с храмами. Благодать уходит.
Мой собеседник несгибаем: «В душе у меня что-то изменилось?! Да нет! Это с храмами что-то не так…»
Ссылаюсь на святых отцов, вспоминаю кусочек зеркала, попавший Каю в глаз. Никакого эффекта.
Продолжаю беседу. Наш крестный внезапно от храмов перекидывается на духовенство:
– Священники уже совсем стыд потеряли. Вот в Исаакиевском соборе батюшка прямо на глазах у всех выходит из храма, садится в «Гелендваген» и уезжает.
К автомобилям я равнодушен с юности, поэтому переспрашиваю:
– А что такое «Гелендваген»?
Мой собеседник растерян. Он не мог представить, что существуют мужчины, которые не знают ответа на такой простой вопрос.
– «Мерседес»… – пожав плечами, отвечает он.
Столь однобокий разговор о храмах и священниках меня начинает утомлять. Поэтому решаюсь прибегнуть к рассуждению «от противного»:
– А вы считаете, что если бы батюшка ездил на телеге, то все прямо побежали бы в храм?
Мама ребеночка от неожиданности расхохоталась, а мой оппонент смутился и насупился, но больше беседу не прерывал.
В этом споре я остался вроде как победителем, но все же проблема существует. Для многих дорогие автомобили священников остаются соблазном. Не случайно ведь, к примеру, владыка Пантелеимон (Шатов) до недавнего времени ездил на «Волге». А покойный наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) большую часть своего наместничества проездил на трехдверной «Ниве». Думаю, что он-то как раз при желании мог позволить себе и вертолет. Но при этом не приобрел для своих поездок даже иномарку. «Народ соблазняется», – был его основной аргумент. Лишь в последние годы наместник Оптиной пересел на другую «Ниву», но только «Шевроле».
Такое заботливое отношение к пастве вызывает уважение, но для меня остаются вопросы: насколько важна марка автомобиля, на котором передвигается священник, и правда ли, что дорогие авто батюшек являются серьезной преградой для приходящих в храм? Из своего опыта я сделал вывод, что в большинстве случаев тема иномарок – это лишь повод для самооправдания тех, кто просто не желает жить церковной жизнью.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»
Один знакомый священник рассказал мне следующую историю. Пришли к нему как-то раз на катехизаторскую беседу две взрослые женщины. То, что они по-разному воспринимали слова батюшки, можно было увидеть невооруженным глазом. Одна была вся слух, вся внимание. Казалось, не только ум, но и сердце ее влагались в речь говорящего, как в слова самой искренней молитвы. Слушательница не сводила с него глаз, смотрела в рот, мимикой, жестами, киванием главы, всем своим видом показывала самое живое сочувствие христианским истинам веры и жизни. Чувство радости разрасталось в душе проповедника. Семя благовестия явно ложилось в самую благоприятную почву.
Противоположную картину являл собой вид другой слушательницы. С каким-то несколько смущенным, но в большей степени равнодушным видом слушала она православного пастыря. Смотрела больше по сторонам или в пол. Казалось, что единственное ее желание в настоящий момент – дождаться окончания беседы и вернуться к привычным делам и разговорам.
Закончил батюшка, как обычно, подробным рассказом о необходимости Исповеди и Причастия, а также – о подготовке к этим Таинствам.
Каково же было удивление священника, когда в скором времени его равнодушная слушательница пришла к нему с дополнительными вопросами, после чего подготовилась и приступила к таинствам Исповеди и Причастия. Впоследствии она стала постоянной прихожанкой храма. Удивление иерея усугубилось тем, что другую – восторженную – слушательницу он больше так и не увидел.