Что такое кревская уния
Кревская уния
Кре́вская у́ния 1385 — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Содержание
Предыстория
С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. В октябре 1381 года Ягайло (получивший в том же году ярлык на великое княжение от Тохтамыша) был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной помощи Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года (24 августа главные силы Тохтамыша осадили Москву).
В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы. Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель в повышенном размере и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.
Не исключено, что перспектива особенно тяжелой даннической зависимости от Орды оказала влияние на политические настроения феодалов подвластных Литве княжеств Руси и также сыграла роль фактора, способствовавшего преобладанию в среде литовской знати близкой к Ягайлу группировки, которая опасалась утратить свои господствующие позиции в части земель Руси и ориентировалась на Польское королевство [1] |
В 1384 году Ягайло заключил с Тевтонским орденом договор в Дубиссах, в котором обязался передать Ордену Жмудь и принять в течение 4 лет католичество.
Содержание
Кревская уния была подписана 14 августа 1385 года в замке Крево (территория современной Беларуси). Вследствие чего Ягайло взял на себя ряд обязательств: перевести Литву на латинский алфавит; использовать все возможные средства и способствовать, чтобы вернуть утраченные Польшей Земли; увеличить количество пленных; перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр, народ; присоединить к Польскому Королевству русские земли; выплатить бывшему жениху Ядвиги (Вильгельм (герцог Австрии)) 200 тыс. в качестве компенсации за нарушение брачного соглашения.
Войска, законодательство и судебная система, а также казна (включая денежную эмиссию) оставались раздельными, сохранялась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов.
Последствия
Подписание Кревской унии, хотя и вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, стало этапом к прекращению борьбы между двумя государствами за юго-западные русские земли (последний этап войны за галицко-волынское наследство происходил в форме подавления совместными польско-литовскими усилиями самостоятельности князя Фёдора Любартовича) и способствовало расширению их границ до побережья Чёрного моря.
1 вопрос
Еще при жизни Ольгерд назначил своим наследником старшего сына от второго брака Ягайло. В 1377 г. после смерти Ольгерда он стал великим князем. Сыновья Ольгерда от первого брака считали это несправедливым и выступили против Ягайло. Для укрепления своей власти в ВКЛ Ягайло искал поддержки в нескольких направлениях.
В сложном положении оказалась соседняя Польша, находившаяся под постоянной угрозой экспансии соседних немецких княжеств и Тевтонского ордена. Кроме того, Польша переживала династический кризис: после смерти короля Людовика наследницей осталась его 13-летняя дочь Ядвига. Польская знать вынуждена была искать супруга для Ядвиги, который, став королем Польши, смог бы укрепить ее внешнеполитическое положение. Интересы Ягайло и поляков совпадали.
Причины заключения Кревской унии
— Ягайло нуждался в союзниках для сохранения и усиления власти в ВКЛ;
— общая внешняя опасность для ВКЛ и Польши со стороны крестоносцев;
— польские феодалы стремились укрепить Польское королевство и расширить его влияние с помощью союза с ВКЛ;
— правящие круги Польши, высшее католическое духовенство были заинтересованы в распространении католицизма в ВКЛ.
Условия Кревской унии:
— Ягайло заключает брак с Ядвигой и становится польским королем;
— Ягайло обязуется принять католичество и крестить язычников-литовцев;
— земли ВКЛ присоединяются к Королевству Польскому;
— казна ВКЛ из Вильно перевозится в Краков;
— Ягайло обязуется помочь Польше вернуть утраченные земли;
— освобождаются все пленные поляки, захваченные в прежних войнах;
— бывшему жениху Ядвиги принцу Вильгельму Габсбургу выплачивается денежная компенсация за несостоявшийся брак.
В 1386 г. Ягайло принял католичество, был избран польским королем и получил имя Владислава II. Затем произошло венчание его с Ядвигой и коронация. В 1387 г. состоялось массовое крещение литовцев. В том же 1387 г. Ягайло издал привилей, который предоставлял феодалам, принявшим католичество, дополнительные права и льготы.
Последствия Кревской унии для белорусских земель ВКЛ:
— укрепление обороноспособности ВКЛ;
— расширение взаимоотношений с Польшей и Западной Европой;
— недовольство православной части населения привилегированным положением католиков;
— возникновение новых противоречий с Польшей, которая требовала полного объединения государств.
Однако с Кревской унии начались и отрицательные явления, связанные с окатоличиванием белорусского народа. На белорусских землях началась активная борьба против окатоличивания. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Между Ягайло и Витовтом развернулась междоусобная борьба, завершившаяся заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским.
После получения власти Витовт постоянно стремился стать независимым от Ягайло. Для этого Витовтом было предпринято несколько попыток: договор с крестоносцами в 1398 г. (Салинское соглашение), битва в союзе с ханом Тохтамышем у реки Ворскла, но неудача в этом сражении заставила вынудила Витовта пойти на Виленско-Радомскую унию (1401). Эта уния закрепила пожизненное правление Витовта в ВКЛ и зависимость от Польши и Ягайло. Позднее в декабре 1408 г. в Новогрудке Витовт и Ягайло договорились о совместных военных действиях против Тевтонского ордена. «Великая война» началась в 1409 г. Главным событием войны стала битва у деревни Грюнвальд (Польша) в 1410 г.
После победы под Грюнвальдом объединенное войско Польши и BKЛ осадило столицу Тевтонского ордена Мальборк, но безуспешно. «Великая война» завершилась в 1411 г. подписанием мира в г. Торунь. Орден обязывался выплатить победителям крупную сумму денег и возвращал часть захваченных земель Польше и Жемайтию Великому княжеству Литовскому. В результате «Великой войны» Тевтонский орден утратил свое влияние и постепенно пришел в упадок, а международный авторитет Польши и ВКЛ значительно возрос. В ходе войны укрепились позиции Витовта.
Кревская уния 1385 года или как Польша поглотила Литовско-Русское государство
14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси) была подписана одна из первых уний – Кревская.
Великий литовский князь Ягайло (1362-1434) и польская королева Ядвига (1373-1399) подписали печально знаменитую Кревскую династическую унию между Польшей и Литвой, по которой юная Ядвига становилась супругой Ягайло, а тот, приняв католичество, под именем Владислава II становился новым польским королём и родоначальником новой королевской династии Ягеллонов, правивших Речью Посполитой до 1572 года. Казалось бы, что тут такого, такие династические браки и союзы были вполне заурядным явлением во всей Средневековой Европе? Но, увы, это династический союз стал тем самым «Рубиконом», который на многие столетия расколол всю Русь на «Московскую» и «Литовскую».
Что такое Кревская уния и какие последствия она имела, расскажем в нашей статье.
Прежде чем остановиться на положениях Кревской унии, необходимо пояснить, что означает слово «уния».
ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?
Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечёт за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.
Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом её главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.
Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договорённости. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, её члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение.
А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНЕНИЕ И ДИНАСТИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.
Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.
Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.
МЕСТЕЧКО КРЕВО
Если внимательно вчитаться в строчки истории о местечке Крево ( по дороге на Вильнюс – наше прим.), Кревском замке и знаменитой Кревской унии, то можно представить эпопею типа «Войны и мира» Толстого, только в несколько раз толще.
Крево впервые упоминается в немецких хрониках XIII века. Вероятно к этому периоду (XII — XIII вв.) принадлежит и Кревское городище (2,5 км к северу от западной окраины деревни, у дороги на Сморгонь). На рубеже XIII и XIV веков великим князем литовским Гедимином был построен Кревский замок — первый полностью каменный замок в Великом княжестве Литовском.
В 1341 году Крево перешёл во владение к сыну и преемнику Гедимина Ольгерду. А в 1382 году Кейстут был заключен здесь в тюрьму и убит. В 1385 году в замке была подписана Кревская уния. В 1391 году Крево входит в состав Ошмянского повета Виленского воеводства. В XVI—XVIII веках Крево пользовалось магдебургским правом ( об этом читайте – http://inance.ru/2016/10/magdeburgskoe-pravo/ ).
Местечко сильно пострадало во время русско-польской войны, после чего начался его упадок. В XVII — XVIII веках сильно выросло еврейское население Крева, в XIX веке здесь была выстроена синагога и синагогальный двор с миквой и хедером.
Согласно описи 1866 года Крево насчитывало 246 дворов и 1285 жителей, из них 639 православных, 337 католиков, 68 мусульман и 241 иудей. На 1883 год население составляло 1923 жителя, имение Скарба (Skarb), который предоставил на выкуп крестьянам свои земли.
Был парафиальный костёл ошмянского деканата — один из восьми, основанных ещё во времена правления Ягайло, имевший в подчинении часовни в селении Милейково и Кривске. В 1895 году здесь насчитывалось 2112 жителей, 249 двора, две православные церкви, костел, богадельня, школа. Одна из церквей, а именно церковь Александра Невского сохранилась до нашего времени.
Кревский замок – один из первых кастелей в Великом княжестве Литовском, построенный в XIV веке (есть основания предполагать, что строительство началось в конце XIII веке) у слияния рек Кревлянка и Шляхтянка. Основная часть замка была возведена посреди болотистой поймы, половина оборонительных стен возведена на искусственно расширенной песчаной дюне.
Сейчас от замка остались только руины, которые законсервированы, обнесены по периметру сеткой, и табличка гласит, что гулять по ним небезопасно.
В 2005 году был создан Местный благотворительный фонд «Кревский замок», главной целью которого является содействие сохранению Кревского замка. Фонд ежегодно проводит летники и культурные мероприятия в Крево и других населённых пунктах.
ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ
С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной помощи Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года.
В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы. Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.
Таким образом, предпосылки, повлекшие за собой подписание Кревской Унии, были следующие.
Первая причина – борьба за сохранение язычества против христианизации.
Вторая причина – война за наследство Ольгерда.
Тевтонский орден, пользуясь моментом, сыграл в этой войне немаловажную роль, именно в эти годы Витовт продал ему Жемайтию в обмен на военную помощь, именно ценой Жемайтии он стал Великим Князем Литовским.
В итоге ВКЛ фактически была объята пламенем со всех сторон: изнутри она была расколота кровавым гражданским конфликтом, извне она подвергалась давлению Тевтонского ордена. Естественно, что в этих условиях ресурсы страны были измотаны, ей требовалась внешняя помощь.
С юридической точки зрения акт Кревской унии подразумевал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польского Королевства, взамен ВКЛ получало необходимую защиту.
Захватив великокняжеский престол в 1382 году, Ягайло вынужден был укреплять свою власть, так как его не признавали князья Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский и самый главный соперник — Витовт, который начал приводить на земли Великого Княжества войска рыцарей.
Только летом 1384 года Ягайло и Витовт пришли к соглашению. Витовт вернулся из Пруссии и получил свои Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Ольгердович вместе с подвластной ему Полотчиной отдался под покровительство Инфлянтского ордена. Таким образом, Великое Княжество оказалось в весьма сложной ситуации.
Ягайло искал союза с соседними государствами. Существовала возможность избрать сближение либо с Москвой, либо с Польшей.
Ягайло находился в шатком положении, и преимущество было отдано блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры ещё в 1383 году.
Не исключено, что сыграл роль фактор, способствовавший преобладанию в среде литовской знати близкой к Ягайлу группировки, которая опасалась утратить свои господствующие позиции в части земель Руси, потому и ориентировалась на Польское королевство.
В 1384 году Ягайло заключил с Тевтонским орденом договор в Дубиссах, в котором обязался передать Ордену Жмудь и принять в течение 4 лет католичество.
Уния Великого Княжества и Короны тогда отвечала интересам обеих сторон. Она позволяла объединить силы двух государств против общего врага — крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих масштабов. Полякам важно было обеспечить спокойствие своих границ и со стороны Великого Княжества Литовского, так как только за один поход в 1376 году было выведено из Польши 23 тысячи пленных.
В перспективе польские магнаты рассчитывали, видимо, на своё доминирование в соседней державе. Их особенно привлекали земли Волыни и Подолья.
В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом поляки приехали в Великое Княжество для подписания унии.
Окончательное утверждение унии произошло в 1386 году, после того как Ягайло крестился на Вавельской кафедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался. Официально он начал носить титул «короля Польши, верховного князя Литовского и дедича Русского».
С юридической стороны акт Кревской унии (кстати, некоторые исследователи считают этот документ более поздней фальсификацией, так как он был неизвестен при жизни Ягайлы и о нём нет упоминаний в белорусских летописях) означал инкорпорацию Великого Княжества Литовского в состав Польши. Однако на практике инкорпорировать такое сильное государство было невозможно. Благодаря политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества Литовского этот план так и не стал реальностью. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, считавший, что после принятия католичества Ягайло не имеет права быть главой Великого Княжества.
СУТЬ ДОГОВОРА В КРЕВО
Последний, при этом, становился полновластным польским королем.
Согласно договору, Ягайло становился королем Польши.
Это налагало на него ряд обязательств:
Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ
Одним из главных мотивов, побудивших правящие верхи Литвы и Польши заключить унию, была осознанная ими необходимость объединить силы обоих государств для отражения агрессии общего врага – Тевтонского и Ливонского орденов. В то же время каждая из заинтересованных в унии сторон стремилась использовать её в собственных целях.
Так, литовские правящие верхи рассчитывали с помощью унии сохранить, укрепить и расширить господство в восточнославянских землях. Польские феодалы, прежде всего магнатские круги Малой Польши, рассматривали Кревскую унию в качестве важного средства расширения феодальной экспансии в Восточной Европе. Именно с этой целью они добились включения в акт унии обязательства Ягайла навечно «присоединить» Великое княжество Литовское вместе с его восточно-славянскими территориями к короне Польского королевства. Для населения Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии влекла за собой усиление политической зависимости от правящей верхушки польско-литовского государства и превращение в объект феодальной колонизации господствующего класса Польского королевства.
В том же 1386 году началась реализация одной из главных целей Кревской унии – инкорпорация (включение) Великого княжества Литовского в состав Польского королевства и усиление в нём политического господства польских и литовских феодалов.
Основными шагами в этом направлении были привлечение на сторону Польского королевства литовского боярства и закрепление за польской короной удельных княжеств Руси с помощью ряда особых политических мер:
Одновременно использовались также другие средства, направленные на ограничение и ликвидацию удельно-княжеской власти на местах. Из них наиболее широко практиковались изъятие из-под юрисдикции удельных князей отдельных их вассалов с последующим подчинением власти короля и замена непокорных местных династов князьями, сохранившими верность Ягайлу, или же королевскими наместниками.
В Юго-Западной Руси реализация условий Кревской унии началась с дачи присяг её удельных князей Ягайлу как главе польского государства, а также королеве Ядвиге и короне польской, что, согласно с феодальным правом, означало переход князей и их владений непосредственно под власть польского короля.
ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И КАТОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:
♦ отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;
♦ самоуправление замещалось наместничеством;
♦ литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;
♦ началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.
Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу
Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.
Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.
Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.
Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.
Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С Кревской унии началось проникновение католицизма на белорусские земли, при этом был отклонён союз с Московским княжеством.
На следующий год после заключения унии Ягайло сделал государственной религией Литвы католичество. Таким образом, он выбил почву из‑под ног тевтонских «миссионеров», но с другой стороны – значительно усложнил жизнь восточнославянским народам, находившимся под его властью. Поляки обратились против венгров, изгнали их из Галиции. Началась политика полонизации и католизации местного населения. Польские феодалы начали проникать и в другие украинские и белорусские земли.
Ягайло удалось получить от ряда крупных литовских магнатов грамоты о том, что они будут верны ему и как польскому королю. В то время феодальная верность была важнее любых национальных интересов, это и пытались использовать инициаторы унии. Соглашение это было, в общем, личное и касалось самого Ягайло, но через него можно было присоединить к Польше и земли всех его вассалов. Однако далеко не все крупные литовские землевладельцы и, тем более, коренное «русское» православное население были довольны сложившимся положением, они понимали, что попадают в перспективе в подчиненное положение к польским панам.
Фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена, однако Ягайло издавал законы, дающие особые привилегии феодалам‑католикам. Довольный его успехами, Папа Римский весной 1388 года прислал Ягайло и Ядвиге свое благословение и поздравительную буллу. Это означало, что литовско‑белорусский великий князь, ставший королем польским, признавался равным королям других держав.
Как видно, Кревская уния 1385 года расколола Русь на «Московскую» ( православную) и «Литовскую» ( католическую).
Вот мнение ведущего историка России Евгения Спицина.
Таким образом, конец XIV века характеризуется важными политическими событиями в истории Великого княжества Литовского. В 1385 году была заключена Кревская уния с Польшей, положившая, как оказалось, начало медленному, однако поступательному расширению влияния Польши на государственно-политическую и культурно-религиозную жизнь княжества.
Она же способствовала усилению внутриполитической борьбы между Ольгердовичами и сыном Кейстута Витовтом, что сопровождалось человеческими потерями и материальными разрушениями.
До 1385 года в развитии Великого княжества доминировало преимущественно белорусское начало вообще, белорусская культура, что проявлялось в первую очередь в государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII века к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно польским.
В конце концов, вследствие унии Литвы с Польшей, между Москвой и Польшей развился продолжительный конфликт. Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой русской нации на три народа – великороссов (в настоящее время называемых просто русскими) на востоке, малороссов (украинцев) и белорусов на западе. Долгое время, однако, народы каждой из этих трех ветвей продолжали называть себя просто русскими.
Поэтому лишний раз убеждаемся, что именно с Запада, и таки с Запада, надвигалась постоянная угроза самому существованию Руси Великой. И, вчитываясь в древние строки, пытаясь понять невысказанные и похороненные в них тайны прежних веков, вновь и опять остро переживая Кревскую унию, отдавшую Литву и всю Киевскую Русь, принадлежавшую до того Великим князьям литовским (Червонную, Малую и Белую Русь, по позднейшей терминологии), в руки католического Запада, задумываешься над тем, какова была во всем этом — и в удавшемся обращении в католичество Литвы, и в неудавшемся, хотя и аналогично задуманном подчинении Риму Руси Московской, — какова была роль, воля и ответственность пастырей народов, и какова — народа, обязанного внимать правителям своим? Почему получилось там и не получилось здесь? Кто в самом деле творит историю? Какова мера возможностей и, значит, мера ответственности правителей страны в творимом ежечасно творчестве истории, творчестве бытия народа?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов.
Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая в конце концов привела к гибели самой Польши.
В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начала расти рознь и антагонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами. В русских землях объединенного государства была потеряна надежда, что Pусско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.
Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединенным государством оказалось в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.
Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства.