Что такое крестный ход и его значение
Что такое крестный ход и его значение
Для чего нужен крестный ход и его смысл?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).
Зачем нужны крестные ходы?
Участие православных христиан в различных массовых обрядовых мероприятиях помогает духовному росту человека. Общая молитва, участие в шествиях, торжествах, величаниях и панихидах – это всё дает новый духовный опыт и помогает по-иному взглянуть на церковную жизнь. Оказывается, она лишает человека чувства одиночества и заброшенности. Переосмысление своего места в Церкви помогает стать духовно крепче и сильнее. И одним из таких мероприятий православной жизни можно назвать Крестный ход.
Что такое крестный ход?
Крестный ход – это торжественное, благоговейное шествие православных верующих за Крестом, который несут во главе шествия. Также в руках у тех, кто идет во главе, находятся иконы, хоругви, лики святых.
Организуется такой ход в целях прославления Господа, а также для получения от него поддержки и милости. Благодать Божья, которую испрашивают верующие во время хождения вокруг храма, или по особому маршруту, способна осенить каждого участника шествия.
Символы крестного хода
Глубокая символичность крестного хода выражается в атрибутах и предметах, которые участники хода благоговейно выносят из храма во главу колонны верующих.
Торжественный колокольный звон, которым сопровождается шествие, означает торжество православия, величие Креста, за которым идут люди, участвующие в этом марше. Они идут за Крестом, они участвуют в тех событиях, которые завершили земную жизнь Иисуса Христа.
Развевающиеся хоругви с ликами Господа и Богородицы являются знаменами победы Света над тьмой. Впереди всех следуют за Крестом православные святые, иконы которых несут во главе Крестного хода.
Каждый участник шествия является причастником освящения всех сил природы – земли, воды, огня и воздуха. Именно это происходит во время курения фимиама, выноса икон, осенения Крестом, окропления святой водой.
Кроме этого, крестный ход – это жертва христианина, которая выражается в приложении им определенных физических и духовных усилий, в единении с другими верующими.
История крестных ходов
С первых веков появления Церкви христиане начали совершать торжественные, благодарственные или особые просительные массовые шествия.
Изначально проводились умилостивительные ходы, которые ставили целью с помощью общей молитвы испросить у Бога поддержки и ограждения народа от различных природных катаклизмов, например, землетрясений, наводнений, засух. Чрезвычайные обстоятельства, такие как пожары, неурожаи, нападения неприятеля, не могли быть устранены никакими доступными людям методами.
Единственная помощь, на которую они могли надеяться, это помощь свыше. И с помощью общей молитвы, массового покаяния, люди получали ту или иную помощь. Почти всегда крестный ход давал результат, люди получали знак свыше, что их молитвы и вера помогли им в разрешении ситуации. Разумеется, поэтому он и стал таким постоянным и применяемым явлением в церковной практике.
Когда совершается крестный ход в наши дни?
В современной жизни верующие собираются для прохождения Крестного хода в следующих случаях:
Иногда люди задаются вопросом – нужны ли крестные ходы, может быть, достаточно усердной молитвы в храме? Но здесь стоит задуматься – ведь древние праведники, мученики и основатели нашей Церкви умели молиться, поститься и сокрушаться сердцем так, как не умеет никто из современных людей. Но они, тем не менее, совершали крестные ходы, дополняя ими свои молитвы и жертвы. Так не стоит ли нам, не привыкшим к многочасовым молитвам и строгим постам, принести в жертву толику своего времени и сил, чтобы принять участие в шествии за Крестом Господним, присоединяя свой голос к общей молитве!
Крестный ход
Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.
Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди.
Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…
Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?
Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования Церкви христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.
Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.
Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.
Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона ( Нав.6:1-4 ), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов ( 2Цар.6:12 ).
Что символизирует Крестный ход?
Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на Голгофу, с шествием жен мироносиц ко Гробу Спасителя.
Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг — символ Божественной вечности и бесконечности.
Крестный ход
Что такое Крестный ход
Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.
Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).
Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.
Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.
После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.
Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.
Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.
Виды Крестного хода
Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой
Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.
Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.
Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.
Крестный ход у католиков
Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.
В основном Крестные ходы совершают:
Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.
Крестный ход обычно идет против солнца.
Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.
Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.
Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.
Ежегодные Крестные ходы в России
Крестный ход — молитвенное шествие с иконой
Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.
Волжский крестный ход
Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пасхальный Крестный ход: правила и значение
Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.
Крестный ход проводится и на Пасху
Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.
Значение Крестного хода для православного человека
В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.
150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.
Крестный ход для верующих
Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.
Крестный ход. Читать на Правмире:
Крестный ход. Видео:
Великорецкий Крестный ход
Молитвенное шествие на Пасху. Валаам
Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Что такое крестный ход и его значение
Для чего нужен крестный ход? В чем смысл крестного хода?
Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.
В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.
В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.
Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.
Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).
иеромонах Иов (Гумеров)
Следуя за Крестом
Наверное, нет такого христианина, который бы ни разу не принял участие в крестном ходе. Словари определяют крестный ход как торжественное шествие духовенства и народа с иконами, хоругвями и крестом вокруг храма (монастыря, города, а также из одного храма в другой или к определенному месту). Подобного рода торжественные молитвенные шествия со святынями известны с древности: в Древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, шла ли речь о взятии неприступной крепости, о войне ли с опасным врагом, или об устроении святилища, то устраивались народные молитвенные процессии с перенесением ковчега Завета.
http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=47226..
Благочестивые и торжественные процессии со святынями неоднократно упоминаются в Ветхом Завете. В книге Иисуса Навина описано шествие жрецов и народа с ковчегом Завета вокруг стен Иерихона, что привело к обрушению городских стен. В Древнем Израиле приносили ковчег для борьбы с филистимлянами (что привело к пленению ковчега при судье Илии). Когда переносили ковчег в Дом Давидов, то сказано, что «несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками», «и когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна». Перенесение ковчега в построенный Соломоном Храм, также сопровождалось торжественной процессией: «царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить по множеству их». Таким образом, уже в древнейшие времена существовали торжественные процессии со святынями, возглавляемые судьями, царями, священниками, в ходе которых возносились соборные молитвы к Богу.
Крестный ход как соборная молитва
В новозаветные времена эта древнейшая практика всенародного благочестивого молитвенного шествия со святыней была переосмыслена и обрядово оформлена. Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе» (книга, содержащая богослужебный устав с пояснениями) указывает, что уже в IV–V веках существовали особые церковные службы – литании. Скабалланович ставит знак равенства между литаниями и крестными ходами, описывая их как особые «торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другой, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в память мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий». Подробно описывая примеры таких шествий (литания перед войной, литания по случаю бездождия, литания в честь мучеников и т. д.), Михаил Скаббаланович отмечает, что литании в Древней Церкви с одной стороны, были приурочены к дням памяти святых (отсюда и литии), а с другой – были скорбной и часто покаянной соборной молитвой в дни народных бедствий.
Крестный ход как шествие христиан
Считается, что крестный ход как торжественное шествие христиан, демонстрирующее христианское единство, был установлен свт. Иоанном Златоустом. До него крестный ход был скорее общенародной благочестивой молитвенной (или покаянной) процессией. Будучи архиепископом Константинополя и борясь с арианами и их ночными богослужениями, Иоанн Златоуст ввел в обиход тожественные ночные процессии в честь того или иного святого или переноса мощей святых. Известно, что шествия эти поддерживала императрица, покупая на свои деньги восковые свечи. Люди шли с зажженными свечами. Для таких шествий были сделаны серебряные кресты на древках. Так возникли церковные крестные ходы. Очевидно, что при свт. Иоанне сложилось своего рода чинопоследование крестного хода. Да и само наименование шествия, по-видимому, сложилось именно тогда, ибо известно, что процессии эти проходили в определенном порядке, возглавлялись священниками; народ пел псалмы, нес серебряные кресты, иконы и горящие свечи. Со временем крестные ходы как торжественные молитвенные шествия с несением Креста Господня, икон и мощей святых стали проводить при любом значимом событии, когда востребована соборная молитва: встречи святыни, освящении храма, встреча архиерея, и т.д.
Современные исследователи выделяют римскую, иерусалимскую и ранневизантийскии традиции возникновения крестных ходов. Римская традиция, идущая от катакомбных процессий переноса Святых Даров, формировала торжественное и сосредоточенное соборное молитвенное шествие. Иерусалимская традиция, происходящая от шествий на места евангельских событий и чтений там евангелия, во многом сформировала традицию крестных ходов со стояниями – остановками, во время которых не только читают отрывки из евангелий, но и оглашаются послания и обращения к тем или иным социальным группам (католические предпасхальные и пасхальные крестные ходы). А ранневизантийская традиция – это соборное моление о помощи Божией. Такие крестные ходы называют оградительными или охранительными, они призваны ограждать, охранять от бед – войн, болезней, стихийных бедствий, непогоды, и т. д.
Крестный ход в России
Ветер бьет и дождик плещет
Крестный ход в моем народе
Мы идем – и ад трепещет
Мы солдаты. Мы в походе.
Этнографы XIX века отмечали особую народную любовь к крестным ходам: «народ любит торжественные церковные процессии и относится к ним, пожалуй, серьезнее, чем к церковным богослужениям». Характеризуя религиозный быт Симбирской епархии середины XIX в., священник А. Успенский так объяснял ситуацию: в народе считали, что после своей смерти человек ничего не помнит из своей земной жизни кроме тех дней, которые ходил за иконами в крестных ходах. Поэтому в некоторых деревнях бывало по шесть крестных ходов в год. И каждый стремился хоть немного, но пронести образ, ибо считалось, что с иконы благодать переходит на несущего. Отсюда и распространенный обычай прохождения под иконой. Когда несли особо почитаемую икону, все падали на колени, и икону проносили над ними. И во время крестного хода все – и дети, и взрослые – стремились пройти под иконой, а некоторые и не по одному разу. Исследователями описан существовавший порядок присоединения к крестному ходу: следует поклонится до земли иконе (иконам) крестного хода, оставаться на земле, пока не пронесут икону (иконы) и пока не пройдет вся процессия; только тогда можно встать и присоединиться к крестному ходу.
Проход под иконой во время крестного хода