Что такое кредитная система обучения
Кредитная система обучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:38, реферат
Описание работы
Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.
Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система «кредитных часов», зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредит-час», и в 1870-1880-х гг. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. начался второй этап развития «кредитно-часовой» системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена «колледж – школа», стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие «кредит» не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.
Файлы: 1 файл
кредитная система обуч.docx
Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.
Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система «кредитных часов», зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредит-час», и в 1870-1880-х гг. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. начался второй этап развития «кредитно-часовой» системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена «колледж – школа», стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие «кредит» не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.
В соответствии с положением Лиссабонской конвенции (1997 г.) и Болонской декларации (1999 г.) с 2003—2004 учебного года в ряде вузов Казахстана в качестве эксперимента была введена кредитная система обучения. Внедрение кредитной системы обучения было вызвано интеграцией национальной системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, а также необходимостью создания условий конвертируемости дипломов специалистов, окончивших вузы РК и востребованностью на рынке труда.
Кредитная технология — это, по сути, революция в системе высшего профессионального образования, которая призвана повышать уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Теперь каждый студент лично участвует в формировании своего учебного плана, то есть образовательной траектории на весь период обучения. Перед ним открывается свобода выбора дисциплин, приведенных в учебном плане. Для оценки успеваемости используется рейтинговая система. Учет трудоемкости учебной работы проводится не по параметрам времени (учебные часы), а по объему преподаваемого материала (кредиты).
Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного (дополнительного) обучения и ликвидации разницы в учебных программах.
Вуз устанавливает проходной балл (GPA) при переводе с курса на курс. Средний балл (GPA) — средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов, итоговой оценке по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).
В случае, если обучающийся по Госзаказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренных рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение курсов на платной основе.
Каждый студент должен быть обеспечен справочником- путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине (Syllabus).
Учебные занятия должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.).
Форма контроля знаний обучающегося по учебным дисциплинам является экзамен, проводимый в конце их изучения. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе.
Кредитная система как образовательная программа имеет ряд плюсов и минусов. К преимуществам данной технологии обучения можно отнести то, что студентам предоставляется право выбора как дисциплины, так и преподавателя. Кроме того, студент работает над своей итоговой оценкой в течение всего семестра, выполняя самостоятельные задания, регулярно посещая занятия, проходя аттестацию, так же активно участвует на практических занятиях, соответственно, экзаменационная оценка не является итоговой, она лишь часть рейтингового контроля
По мнению студентов разных вузов, к отрицательным сторонам данной системы обучения можно отнести то, что обучающиеся находятся в здании университета почти целый день: до обеда они выполняют самостоятельную работу, а после обеда посещают аудиторные занятия. Это объясняется углубленностью изучения дисциплины, а почти каждая дисциплина рассчитана на изучение в течении одного семестра, кроме иностранного языка. Например, если раньше дисциплина казахский (русский) язык, математика, экономическая теория изучались два семестра, то сейчас они сократились в один.
Также со стороны студентов выражается недовольство по поводу перевода студентов, обучающихся по кредитной системе и студентов старших курсов, обучающихся по старой программе к единой организации одного академического часа равного 50 минутам. В отличие от давно знакомой пары (1 час 20 минут), студенты обязаны сидеть в общем 1 час 40 минут и 10 минут им отводится на перерыв, что особенно не нравится студентам. За этот короткий перерыв невозможно успеть сходить в столовую, которая в эти десять минут превращается в поле битвы голодных студентов с обслуживающим персоналом и друг с другом за пирожок с картошкой. Многие не успевают даже покурить за десятиминутный перерыв (что можно отнести к положительной стороне кредитной технологии).
Для многих преподавателей академический час (50 минут) также неудобен. За это время они не успевают полностью объяснить тему лекции, опросить студентов, услышать их мнение. Многие предметы, например, социология, по мнению преподавателей не должна была вводиться для первокурсников. Ведь эта дисциплина изучается только после ее первоосновы — философии.
Также отрицательной стороной кредитной системы, по мнению студентов, является наличие так называемых окон в расписании, ведь не вся группа выбирает одну дисциплину и тем более одного преподавателя, поэтому и возникают сложности в составлении расписания.
Изучив стандарт обучения по кредитной технологии, можно заметить, что казахскому (русскому) языку уделено наименьшее внимание, его изучение предусмотрено всего лишь на один семестр, зато иностранного — на три. Дисциплина «Физическое воспитание» представлено в стандарте как дополнительный вид обучения и не имеет никакой формы контроля.
Есть и сугубо финансовая проблема внедрения нововведения: чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе высшего образования, необходимо улучшить материально-техническую базу, то есть дополнительное оснащение университетов, в частности кафедр, оборудованием и дополнительными компьютерными классами. На сегодняшний день не каждый вуз может себе это позволить.
В целом кредитная технология приемлема как вид обучения. Ведь такая система вызовет появление конкуренции — как среди преподавателей, так и студентов и в дальнейшем будет способствовать повышению успеваемости последних и улучшению качества их знаний.
Кредитная технология обучения
Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, вхождение в Болонский процесс инициировали внедрение кредитной технологии обучения в вузах республики. Её реализация необходима для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования.
Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования студентами последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя, учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах. Эта технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.
Кредитная система – это асинхронная (в отличие от традиционной «линейной») модель организации учебного процесса. В нее входят все обеспечивающие ее механизмы, включая кредитную технологию учета, систему выбора учебных курсов, принципы выставления оценок, набор критериев получения диплома, правила перевода с курса на курс, правила конвертации полученных кредитов при переводе в другой вуз и т.д..
Таблица 1 – Сравнение кредитной и традиционной систем обучения
Проведенное сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения позволяет нам говорить о том, что именно кредитная система имеет возможность подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества и при правильной организации и построении учебного процесса может стать залогом высокого качества образования. Также внесены изменения и в систему контроля и оценивания знаний студентов. Параметры оценки приведены в таблице 2
Таблица 2 – Контроль и оценка знаний студентов
1 рейтинг | 2 рейтинг | Оценка за экзамен | Баллы | Буквы | Проценты | По пятибалльной шкале |
30-28,5 | 30-28,5 | 40-38 | 4,0 | A | 95-100 | Отлично |
28,4-27 | 28,4-27 | 37,9-36 | 3,67 | A- | 90-94 | |
26,9-25,5 | 26,9-25,5 | 35,9-34 | 3,33 | B+ | 85-89 | Хорошо |
25,4-24 | 25,4-24 | 33,9-32 | 3,0 | B | 80-84 | |
23,9-22,5 | 23,9-22,5 | 31,9-30 | 2,67 | B- | 75-79 | |
22,4-21 | 22,4-21 | 29,9-28 | 2,33 | C+ | 70-74 | Удовлетворительно |
20,9-19,5 | 20,9-19,5 | 27,9-26 | 2,0 | C | 65-69 | |
19,4-18 | 19,4-18 | 25,9-24 | 1,67 | C- | 60-64 | |
17,9-16,5 | 17,9-16,5 | 23,9-22 | 1,33 | D+ | 55-59 | |
16,4-15 | 16,4-15 | 21,9-20 | 1,0 | D | 50-54 | |
14,9-0 | 14,9-0 | 19,9-0 | F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Согласно Правилам организации учебного процесса по кредитной системе обучения, каждые 15 академических часов аудиторной работы сопровождаются 30 часами самостоятельной работы студентов. По мнению казахстанских ученых (Ревский А.Д., Абдыгапарова С.Б., Ахметова Г.К. и др.) именно самостоятельная работа является основным преимуществом кредитной системы. Свободный выбор предметов, преподавателей, расписания дает студентам возможность быть независимыми, активными, мобильными, планировать и осуществлять свою образовательную деятельность, так как им удобно. Если в девяностые годы двадцатого века традиционным считалось называть новую систему обучения кредитной системой, то в двадцать первом веке наибольшее распространение получил термин «кредитная технология».
Выделяют следующие преимущества кредитной технологии обучения:
— высокая степень академической свободы;
— самостоятельный характер учебной деятельности студентов;
— развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя;
— самостоятельная поисковая учебная деятельность студентов;
— инновационное содержание образовательных программ;
— расширение объема вузовского компонента образовательных программ;
— увеличение удельного веса активных, проблемно-стимулирующих, интерактивных методов обучения;
— преобладание практических форм проведения занятий;
— систематический, пошаговый контроль учебной работы студентов;
— продуктивный, исследовательский уровень усвоения знаний;
— диверсификация содержания и сроков освоения образовательных программ;
— совместимость с любой национальной образовательной системой;
— возможность международного зачетного перевода.
Преимущества кредитной технологии обучения очевидны как для преподавателей и студентов, так и для учебного заведения в целом. Для студентов существенными преимуществами являются:
— свободный выбор предметов, преподавателей и расписания;
— накопительная система оценок, т.е. возможность оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после завершения изучения дисциплины;
— расширенные возможности коммуникации, навыки быстрой адаптации к новой обстановке, общения и обмена информацией;
— конфиденциальность сведений о оценках, количестве набранных кредитов, обеспеченная присвоением идентификационного номера, который знает только его обладатель.
Преподаватели также немало выигрывают от кредитной технологии:
— заинтересованность студентов в предмете – намного облегчает работу преподавателя;
— четко градуированная система оценок позволяет справедливо и объективно оценить успеваемость студента;
— возможность оперативно получать обратную связь от студентов, опираться на их мнения и рекомендации по ведению предмета.
Что касается самого учебного заведения, то введение кредитной технологии добавляет заметную долю гибкости в реагировании на запросы рынка труда и потребителей образовательных услуг. В отличие от традиционного университета, где учебный план мог оставаться постоянным на протяжении 10-15 лет, университет нового образца имеет возможность изменять перечень преподаваемых дисциплин достаточно оперативно, ориентируясь на спрос на ту или иную специальность на рынке труда. При системе свободного расписания со свободным выбором предметов, очень легко определить, что именно интересует студентов.
Введение кредитной технологии обучения в Казахстане открыло казахстанским студентам двери в мировое образовательное пространство, что стало обусловлено признанием отечественных квалификаций, ступеней образования и академических степеней, конвертируемостью казахстанских дипломов о высшем образовании в Европейском регионе и правом выпускников на трудоустройство в любой стране, обеспечением академической мобильности студентов и преподавателей, широкими возможностями вузов в реализации программ двудипломного образования.
Что касается недостатков кредитной системы в Казахстане, то они заключаются, в первую очередь, в необеспеченности студентов учебно-методическими материалами, недостаточным числом учебников и пособий для самостоятельной работы. Не менее важной проблемой является неподготовленность студентов к самостоятельной работе, их неумение ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к новым условиям обучения. А ведь именно эти факторы определяют сущность и успешность реализации кредитной технологии обучения. И если недостаток методических материалов и отсутствие серьезных исследований, посвященных кредитной системе, проблема сугубо отечественного характера, то неподготовленность студентов к самостоятельной работе вопрос общий для многих вузов мира. Как считают ученые Университета Коуен (Австралия), многие студенты первого года обучения бросают учебу в университете не потому что они плохо учатся, а потому что они не готовы к полной независимости и не могут правильно организовать свою деятельность.
Кредитная система обучения (USCS, ECTS, KCTS и др.).
Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система «кредитных часов», зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредитный час», и в 1870-1880-х г.г. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. Начался второй этап развития «кредитно-часовой» системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена «колледж-школа», стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие «кредит» не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.
Получение степени бакалавра предусматривает четыре года обучения. За это время студент должен освоить около 40 дисциплин, в среднем по три кредита каждый. Второй уровень высшего образования – это магистерские программы на получение степени магистра, рассчитанные в среднем на два года. Высшим этапом и третьей ступенью подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкопрофильное и самостоятельное научное исследование.
Европа логически пришла к неизбежной необходимости максимально возможного сближения и выравнивания шкалы оценки национальных систем по общеевропейскому шаблону, которым стала система ECTS. Согласно последней, европейский кредит – некая условная единица объема контактных часов тьютора со студентом. В среднем за один учебный год каждый студент должен набрать 60 европейских кредитов.
Наряду с европейской, американской и британской системами зачетных единиц существует и Система передачи университетских кредитов для азиатско-тихоокеанского региона UCTS (University Credit Transfer System), к которой явно не присоединились некоторые крупнейшие страны этого региона, такие, как, например, Япония и Китай. Пилотная схема этого проекта рассчитана на 5 лет, в целях оказания помощи организации UMAP (Университетская мобильность в азиатско-тихоокеанском регионе) более эффективно осуществлять студенческие обмены в регионе и на территориях, входящих в сферу деятельности UMAP, а также со странами других регионов мира посредством гарантированного признания кредитов, полученных за обучение в зарубежных вузах.
Шкала кредитов UCTS аналогична ECTS берет за основу 60 кредитов за академический год. Шкала кредитов UCTS используется только как шкала конвертируемости, она не предназначена для использования в качестве замены существующих в принимающем и направляющем на обучение вузах систем кредитов.
26. Национальные системы образования.
В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.
В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции :
§ страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
§ страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.
§ заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).
§ развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).
Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, молодое суверенное государство, несмотря на тернистый путь становления своей государственности, не отказалось от бесплатного образования.
27. История высшего образования Казахстана.
28. Этапы становления высшего образования.
За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:
Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.
Второй этап (1995 – 1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.
Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.
Третий этап (1999 –2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.
В Республике Казахстан законодательно закреплена следующая структура высшего профессионального образования:
— высшее базовое образование (бакалавриат);
— высшее специальное образование;
— высшее научно-педагогическое образование (магистратура).
29/Законодательная база развития в РК высшего образования.
В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить:
· совершенствование управления системой образования;
· переход к принципу “образование для всех в течение всей жизни”;
· доступность и преемственность всех уровней образования;
· полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;
· совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;
· опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;
· усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников;
· развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;
· развитие научной и инновационной деятельности;
· переход на нормативный метод финансирования образования.
Реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования.
Основные приоритетные направления по реформированию системы образования:
· совершенствование финансирования образования, т.е. расширение их финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование дополнительных источников финансирования;
· равномерное развитие системы образования в регионе с учетом как местных, так и республиканских интересов;
· создание эффективной системы управления образованием на республиканском и региональном уровнях;
· обеспечение интеграции в международное образовательное пространство, приближение национального уровня образования к международным стандартам;
· создание эффективной правовой базы системы образования.
30/Государственная программа развития образования в РК.
В системе дошкольного воспитания и обучения будут:
• разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;
• расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.
В среднем образовании будут:
• созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
• изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;
• внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;
• ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.
В профессиональном образовании:
• повысятся доступность и престиж профессионального образования;
• укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;
• будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;
• будет внедрена кредитная система обучения;
• будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;
В системе высшего и послевузовского образования:
• будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу;
• в результате повышения квалификационных требований к кадровому и материально-техническому обеспечению вузов будет упорядочена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов;
• будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов для вузов, приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы;
• в лучшие вузы Восточной Европы, России ежегодно будут направляться 3 тысячи граждан Казахстана для обучения по программам высшего профессионального образования.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.