Что такое кранцы на судне
Где должен быть кранец
Швартовка яхты – это определённое искусство, дающееся новичкам не так просто. Неумелая швартовка или неудачный отход от пирса могут стать причиной повреждения судна различной степени тяжести, начиная от содранной краски до серьёзных вмятин на бортах. Впрочем, получить подобные повреждения может и уже пришвартованная яхта, например, при ударах о пирс и соседние суда во время сильного волнения. Швартовые кранцы предназначены для предотвращения подобных неприятностей.
Виды кранцев
Особенности выбора и установка
Выбор кранцевых амортизаторов для яхт не регламентируется положениями морских правил. Обычно их подбирают согласно особенностям конструкции лодки и условиям швартовки. Начинающим яхтсменам можно посоветовать обратиться за советом к опытным «морским волкам», либо исходить из технических рекомендаций производителя. Общие рекомендации по выбору и эксплуатации можно сформулировать следующим образом:
Накачивать надувные кранцы можно обычным автомобильным насосом или компрессором. Однако, подходить к этому делу следует без особого фанатизма, учитывая, что при нагревании на солнце воздух расширяется, а давление в камере значительно увеличивается. Это особенно актуально для камер, окрашенных в тёмные цвета.
Вывешивать кранцы необходимо непосредственно перед входом в марину, в комплексе с другими подготовительными к ошвартовке мероприятиями: разбором и креплением к бортовым уткам швартовых, подготовкой к отдаче якоря и т.д. Вывешивание кранцев, несмотря на кажущуюся простоту процедуры, подчас вызывает трудность у мореходов-новичков. На лодках малых размеров они крепятся по бортам за швартовые утки. Правда такой вариант имеет два больших минуса. Во-первых, при ошвартовке судна или при отходе от пирса — высока вероятность запутать швартовый и кранцевый концы. Во-вторых, крепление к уткам не всегда оптимально с точки зрения расположения кранцев по периметру борта.
Лучше всего заранее предусмотреть и установить на бортах или стенках надстройки специальные скобы или крючки, это позволит упростить и ускорить вывешивание/снятие кранцев, а также равномерно разместить их по борту. Гораздо проще выставлять швартовые кранцы на относительно крупных яхтах, борта которых оснащены по периметру релингами с леерами. К ним достаточно просто привязать кранцевый конец в любом нужном месте. Лучше всего для крепления кранцевых концов использовать узел-«восьмёрку», либо «коровий» узел, они вяжутся за несколько секунд и при этом достаточно надёжны. Современные кранцы фабричного производства оснащаются двумя рымами с разных концов, благодаря чему их можно устанавливать как в вертикальном положении (за один рым), так и в горизонтальном (за два рыма).
Снятие и хранение кранцев
Прежде, чем выбрать какой-либо вид кранцев, предусмотрите место для их хранения. Наиболее оптимальны надувные варианты, особенно если ваша яхта не отличается большими размерами и буквально каждый квадратный сантиметр пространства на счету. В этом случае — после выхода в море можно просто спустить из них воздух и убрать в рундук. Их можно быстро накачать простым автомобильным насосом-компрессором, работающим от бортовой сети. Если же вам недосуг возится с компрессором, либо вы не планируете совершать длительные морские переходы, то можно хранить кранцы в специальных корзинах, закрепляемых на леерах или стене рубки. Другой альтернативный вариант – складные крепления и скобы, на которых убранные кранцы фиксируются при помощи концов.
К слову, сразу же после отхода от берега, по неписанной морской традиции, кранцы следует убирать. Неубранные кранцы могут свидетельствовать о низкой «морской культуре» команды в целом и шкипера в частности. Если выражаться языком сухопутных автомобилистов, это сигнал: «за рулём (т.е. за штурвалом) чайник». В Англии до сих пор бытует фривольно-шутливое выражение насчёт таких лодок: «On Board are a prostitute». Данная шутка, вероятно, зародилась в те давние времена, когда Британия являлась единовластной владычицей морей, её порты были заполнены кораблями со всех концов света. Как считается, по акваториям крупных английских портов в те годы курсировали лодки и шаланды, перевозившие от судна к судну портовых дам лёгкого поведения. От прочих плавсредств они отличались вывешенными кранцами из-за необходимости постоянно приваливать к борту то одного, то другого корабля.
Если же говорить серьёзно, то болтающиеся по бортам яхты кранцы не только не добавляют её внешней эстетики, но и значительно ухудшают скоростные качества из-за нарушения обтекаемости обводов бортов. Да и очень легко потерять столь необходимую деталь во время сильного волнения, которую вовремя не убрали по недосмотру или незнанию. Впрочем, в целом ряде случаев движение яхты с неубранными кранцами не только возможно, но и рекомендовано. Например, при прохождении сложных для маневрирования мест – узких каналов, шлюзов и т.п. В остальных же случаях, дабы не уподобляться героям английского морского анекдота, а наоборот, показать окружающим свою высокую мореходную культуру, кранцы следует убирать после отчаливания от пирса.
Кранец швартовый (судовой)
Швартовые (судовые) кранцы подразделяются на постоянные и съемные.
К постоянным относятся кранцы, которые устанавливаются на судах в кормовой и носовой части судна. Они прочно соединяются с корпусом судна. Для обычных морских судов более рациональными являются переносные, съемные кранцы. К этой категории можно отнести кранцы различных типов.
Мягкий подвесной швартовый кранец удобен в обращении, но обладает низкой амортизирующей способностью.
Для обеспечения швартовых операций в открытом море используются пневматические кранцы, которые обладают большой энергоемкостью и обеспечивают малые контактные давления на корпус судна. К числу таких кранцев относятся бескамерные кранцы и камерные пневматические кранцы. Пневматические кранцы могут располагаться в горизонтальном и вертикальном положении и находиться как на плаву, так и в подвешенном состоянии.
В гидравлических кранцах часть энергии сжатия погашается неупругими силами. Кранцы частично или полностью заполняются водой и подвешиваются в вертикальном положении. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную плавучесть. При сближении судов оболочка кранцев сжимается, и давление внутри нее за счет сопротивления в отверстиях повышается. Частично вода выдавливается наружу. При расхождении судов кранец должен наполниться водой, чтобы быть готовым воспринять новый навал судна.
Гидропневматический кранец имеет две оболочки. Внутренняя оболочка заполнена воздухом. Вода, находящаяся между оболочками, при сжатии через шланг и фильтр выдавливается наружу. Через тот же шланг вода возвращается в кранец. Внутренняя и наружная оболочки соединены между собой канатом, разгружающим оболочку от продольных усилий. В отличие от пневматических кранцев, гидропневматические обеспечивают более мягкую амортизацию.
Балластные системы.
На рис. 141 показана принципиальная схема балластной системы сухогрузного судна. Балластный насос 2 связан магистральными трубопроводами с распределительными клапанными коробками 3, от которых отходят трубы во все балластные цистерны. Каждая труба заканчивается в цистерне приемником 4, через который производится как прием, так и удаление балласта. Клапаны в распределительных коробках применяются запорного типа, пропускающие воду в обе стороны.
Вода в систему поступает от кингстона 1 с помощью насоса или самотеком, удаление воды производится насосом. Отливной трубопровод выведен наружу выше грузовой ватерлинии на 300 мм и снабжен бортовым невозвратно-запорным клапаном 6. На отливном трубопроводе имеется сепаратор трюмных вод 5, поскольку для балластировки иногда используют порожние топливные танки, откуда вода откачивается с остатками нефтепродуктов. Разобщительный клапан 7 с дистанционным управлением служит для отключения форпика от системы в случае пробоины в носовой части судна.
Пример. Допустим, что надо принять балласт в ахтерпик. Для этого перед включением насоса надо открыть кингстон I и клапаны б, в и д на клапанных коробках. Для откачки балласта из ахтерпика за борт должны быть открыты клапаны д, а, г на клапанных коробках и соответствующие клапаны на отливном трубопроводе. Для приема балласта самотеком, например в какой-либо кормовой танк двойного дна, надо открыть кингстон 1, клапаны а, б на приемной клапанной коробке и соответствующий клапан в туннеле гребного вала.
Рис. 141. Принципиальная схема балластной системы
Легко убедиться по схеме, что система позволяет не только принимать или удалять балласт, но и перекачивать его из одной цистерны в другую.
Балластные приемники (рис. 143) размещают в самом низком месте цистерн у кормовой переборки. На конце приемника делают конический раструб, позволяющий максимально приблизить его к днищу, не уменьшая прохода для воды. Наличие раструба также значительно уменьшает воздушную воронку над приемником при откачке воды, что обеспечивает почти полное осушение цистерны.
Балластные цистерны оборудуют воздушными трубами и измерителями уровня воды. Для доступа внутрь цистерн имеются горловины с герметически закрываемыми крышками.
Балластный трубопровод изготовляют из стальных оцинкованных труб диаметром 60-200 мм. В районе трюмов трубы прокладывают обычно внутри междудонного пространства, что исключает подмочку груза при случайном повреждении труб. Если трубы проходят через топливные цистерны, их прокладывают через непроницаемые туннели. На современных судах туннели для труб часто устраивают по всей длине судна в междудоином пространстве от машинного отделения до форпиковой переборки.
Рис. 142. Установка днищевого приемного кингстона:
В балластных системах обычно применяют центробежные самовсасывающие насосы.
Для исправной работы системы балластные отсеки необходимо содержать в чистоте и предохранять от засорения илом или песком при приеме воды. Трубопроводы, арматура, цистерны не должны иметь никаких неплотностей. Состояние системы проверяют путем наружных осмотров не реже раза в год. Кингстопы осматривают при каждой постановке судна в док.
Рис. 143. Балластный приемник:
Креновая и дифферентная системы в качестве самостоятельных систем применяются в основном на ледоколах.
Креновая система служит: а) для преднамеренного на- кренения судна с целью освобождения от сжатия льдами или облегчения схода с мели; б) для выравнивания крена, возникшего вследствие затопления отсеков, неравномерного расходования топлива или других причин.
В состав системы входят специальные бортовые цистерны, которые заполняются и осушаются с помощью мощных креновых насосов или сжатого воздуха.
Наиболее широко креновая система используется для искусственного раскачивания ледокола, чтобы облегчить его продвижение в тяжелых льдах. При этом работа системы обычно автоматизируется, что обеспечивает равномерную переброску балласта с борта на борт и раскачивание судна с периодом наклонения 3-4 мин при крене 5-8° на каждый борт. Диаметр труб креновой системы 500-1000 мм, производительность насосов до 5000 м3/ч и более.
Дифферентная система служит для преднамеренного создания или устранения дифферента судна путем заполнения или осушения специальных носовых или кормовых емкостей. Перемещение балласта осуществляется мощными насосами или продувкой цистерн сжатым воздухом.
Дифферентная система, как и креновая, применяется в основном для облегчения движения ледокола во льдах. Например, если ледокол не может преодолеть тяжелые льды за счет собственного веса, прибегают к искусственному утяжелению носовой оконечности судна. Для этого перекачкой балласта сначала создают дифферент на корму, чтобы носовая оконечность судна легко взошла на кромку льда, а затем этот балласт перекачивают из кормы в нос, чем и обеспечивается продавливание ледяного покрова.
Системы пуска двигателя
Задача пусковой системы состоит в раскручивании двигателя до оборотов, при которых создаваемые в цилиндрах давление и температуры сжимаемого воздуха будут достаточны для самовоспламенения впрыскиваемого топлива. Раскручивание судовых дизелей осуществляется сжатым воздухом и лишь пуск быстроходных двигателей небольшой мощности производится с помощью электростартера или пусковой турбинки, работающей на сжатом воздухе.
Процесс пуска включает следующие 3 этапа:
· интенсивный разгон двигателя в начальный период под действиемдавления пускового воздуха, поступившего в цилиндр, поршень которого находился в пусковом положении;
· последующий разгон двигателя под давлением воздуха, поступающегов остальные цилиндры в соответствии с порядком вих работы;
· переход двигателя на работу на топливе.
Подача пускового воздуха осуществляется в тот цилиндр, поршень которого находится в положении, соответствующем такту расширения.
Обычно это соответствует положению соответствующего колена вала на участке 1-6 град.за ВМТ и до 100-110 град, п.к.в. В этот момент в цилиндр через специальный пусковой клапан поступает сжатый воздух. Под его давлением поршень движется вниз, вращая коленчатый вал. В дальнейшем в период пуска воздух поступает последовательно во все цилиндры в порядке их работы. Особенно тяжелые условия пуска создаются в главных судовых дизелях с прямой передачей на гребной винт, так как энергия пускового воздуха должна преодолеть не только энергию на раскручивание самого двигателя, но и сопротивление вращению гребного винта с присоединенными к нему массами воды.
В системе с пневматически управляемыми пусковыми клапанами (рис.13.1) сжатый воздух подводится от главного пускового (маневрового) клапана 3 по трубе 4 одновременно ко всем пусковым клапанам 5 цилиндров. Однако клапаны пока остаются закрытыми. Когда поршень какого-либо цилиндра находится в пусковом положении к его пусковому клапану от воздухораспределителя 1, соединенного с главным пусковым клапаном трубопроводом 2, будет подан воздух. Он откроет клапан, и рабочий воздух поступит в цилиндр и, надавив на поршень, приведет вал во вращение.
Пуск сжатым воздухом может производиться как с одновременной подачей топлива в цилиндры (смешанный пуск), так и без нее (раздельный пуск).
Минимальное число цилиндров, при котором обеспечивается пуск из любого положения коленчатого вала, составляет у дизелей: четырехтактных iмин = 6, двухтактных iмин =4.
Устройство пусковой системы
Главный пусковой клапан служит для осуществления многократных пусков при открытых разобщительных клапанах на баллонах пускового воздуха и разгрузки пусковой магистрали после завершения пуска.
Главный пусковой клапан дизеля (рис.13.2) состоит из тарелки 3, вспомогательного разгрузочного клапана 4 и поршня 2 управляющего цилиндра, нагруженного пружиной 1. Воздух из пусковых баллонов поступает в полость Б главного пускового клапана и одновременно через клапан управления пуском на посту управления в полость А управляющего цилиндра. При этом главный пусковой клапан закрыт, а пусковой трубопровод через вспомогательный клапан 4 сообщен с атмосферой. При установке рукоятки на посту управления в положение «Пуск» клапан управления пуском сообщает полость А управляющего цилиндра с атмосферой. Главный пусковой клапан открывается и воздух поступает к пусковым клапанам рабочих цилиндров; клапан 4 разобщает пусковую магистраль с атмосферой.
В аварийных случаях клапан может быть открыт или закрыт с помощью штока с маховиком. Воздухораспреде-литель служит для управления моментами открытия и закрытия пусковых клапанов на цилиндрах в порядке их работы. По конструкции воздухораспределители подразделяются на дисковые, золотниковые и клапанные.
Принцип работы золотникового воздухораспределителя (рис. 13.3). При открытии главного пускового клапана воздух заполняет полость А. За счет разности площадей поясков 2 и 3 золотник прижимается к шайбе 4, имеющей отрицательный профиль. При вращении шайбы и попадании хвостовика золотника во впадину шайбы полость А соединяется с каналом В, ведущим к управляющему цилиндру пускового клапана одного из цилиндров. После закрытия главного пускового клапана золотник с помощью пружины 1 отжимается от шайбы 4. Канал В сообщается с полостью Б, соединенной с атмосферой, и магистраль управляющего воздуха разгружается. При реверсе распределительный валик воздухораспределителя сдвигается в осевом направлении и под хвостовики золотников подводится второй комплект кулачных шайб.
За счет разности площадей поясков 2 и 3 золотник прижимается воздухом к шайбе 4, имеющей отрицательный профиль. При попадании хвостовика золотника во впадину шайбы полость А соединяется с каналом В, ведущим в управляющий цилиндр одного из пусковых клапанов.
После закрытия главного пускового клапана золотник с помощью пружины 1 отжимается от кулачной шайбы; при этом канал В сообщается с полостью Б, соединенной с атмосферой, и магистраль управляющего воздуха разгружается.
Кулак 2 также вращается и следующий по порядку работы цилиндров управляющий клапан 5 активируется и подает воздух в следующий цилиндр. При достижении заданных оборотов система ДАУ включает подачу топлива и пусковой режим прекращается. Подача сжатого воздуха в пусковую систему прекращается и она сообщается с атмосферой, управляющие клапаны 5 пружинами поднимаются над кулаками и процесс пуска прекращается.
В двигателях МАН- Бурмейстер и Вайн при реверсе распределительный валик воздухораспределителя смещается, в осевом направлении и под хвостовики золотников подводится второй комплект кулачных шайб, соответствующих заднему ходу.
Пусковые клапаны служат для подачи сжатого воздуха в цилиндры при пуске дизеля. Клапаны открываются воздухом, поступающим к их управляющим поршням от воздухораспределителя.
Пусковой клапан дизеля Бурмейстер и Вайн (рис.13.5, а) состоит из штока 6 с тарелкой 8 и направляющими ребрами 7, уравновешивающего поршня, 5, пружины 4 и управляющего поршня 3. Масленка 2 и тавотница 1 служат для подачи смазки. Воздух от главного пускового клапана подводится в полость между уравновешивающими поршнем и тарелкой клапана, а от воздухораспределителя — в полость над управляющим поршнем.
Пусковой клапан дизеля Зульцер (рис.13.5,6) состоит из корпуса, штока 6, клапана с тарелкой 7 и уравновешивающим поршнем 5, управляющих поршней 4 я 3 и пружины /. Управляющий поршень 3 выполнен дифференциальным. Управляющий воздух для открытия клапана подается от воздухораспределителя в полость А; одновременно полость под поршнем 4 воздухораспределитель сообщает с атмосферой. Давление управляющего воздуха действует вначале только на меньшую площадь дифференциального поршня 3. Клапан начнет открываться, если давление управляющего воздуха равно или больше давления в цилиндре. Этим предотвращается забрасывание пламени из цилиндра в пусковой трубопровод при применении смешанного пуска, когда в цилиндр подаются одновременно сжатый воздух и топливо.
После небольшого перемещения поршня 3 вниз уплотнительное кольцо малого поршня открывает прорези 2, через которые воздух поступает в полость Б и клапан начинает быстро открываться за счет давления на полную площадь дифференциального поршня.
Для закрытия клапана управляющий воздух из воздухораспределителя подается в полость В; одновременно полости А и Б сообщаются с атмосферой. Клапан начинает закрываться за счет воздействия воздуха на поршень 3. Перед посадкой клапана на седло управляющий поршень 4 отсекает поступление воздуха в полость В, и закрытие осуществляется путем воздействия воздуха на поршень 4; одновременно малый поршень 3 разобщает полость Б с атмосферой. Оставшийся в полости Б воздух по каналам К перетекает в полость В, что обеспечивает торможение и мягкую посадку клапана на седло.
Надежность пуска зависит от следующих факторов:
· Степень износа цилиндро-поршневой группы и, в первую очередь, поршневых колец.
· Тепловое состояние двигателя перед пуском.
· Давление пускового воздуха.
· Состояние топливовпрыскивающей аппаратуры, давление распыливания и величина цикловой подачи при пуске.
КРАНЕЦ
(1. Fender. 2. Shot-locker, shot garland) — 1. Короткий тросовый обрубок, деревянный валек или парусиновый круглый мешок, набитый и оплетенный каболкой; вывешивается за борт и служит для смягчения ударов при различных маневрах судна, связанных с отходом или подходом к другому судну (стенке, пристани), а равно и для защиты борта от ударов и трения о другое судно или пристань. К. на спасательных шлюпках служит для увеличения плавучести шлюпок, они выделываются из пробки и крепятся снаружи бортов.
2. Место вблизи палубных орудий, железный шкаф или ящик, служащий для хранения боезапаса для первых выстрелов. 3. В парусном флоте К. называли треугольные рамки или канатные кольца на палубах между пушками, в которые укладывались ядра, чтобы они не катались по палубе.
Полезное
Смотреть что такое «КРАНЕЦ» в других словарях:
Кранец — Кранец, Роберт Роберт Кранец Личная информация Пол: мужской Гражданство … Википедия
кранец — приспособление, фендерс Словарь русских синонимов. кранец сущ., кол во синонимов: 2 • приспособление (101) • … Словарь синонимов
КРАНЕЦ — (от голл. krans) приспособление (деревянный брус, старая автомобильная покрышка и пр.) для смягчения ударов бортов судна о причал или другое судно … Большой Энциклопедический словарь
КРАНЕЦ — муж., см. кранц. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
кранец — см. кранц … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Кранец — I Кранец (Kranjec) Мишко (р. 15.9.1908, Велика Полана), словенский писатель. Сын безземельного крестьянина. Участвовал в революционном движении, с 1938 коммунист. К. принадлежат повесть «Батраки» (1932), романы «Предместье» (1933), «Ось… … Большая советская энциклопедия
Кранец — м. 1. Приспособление, вывешиваемое за борт для смягчения ударов бортов судна о причал или о другое судно. 2. Ящик, особая рама и т.п. для хранения снарядов вблизи палубных орудий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кранец — кранец, кранцы, кранца, кранцев, кранцу, кранцам, кранец, кранцы, кранцем, кранцами, кранце, кранцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кранец — нца; м. [от голл. krans] Мор. 1. Деревянный брус, мешок, набитый пенькой и оплетённый верёвкой, и т.п., свешиваемые за борт для смягчения удара судна при подходе к пристани, другому судну и т.п. Спустить кранцы! Стукнуть кранцами о причал. 2.… … Энциклопедический словарь
Буи и кранцы: только факты
Для тех, кто давно отдает много времени пребыванию на водоемах, виртуозная швартовка судна – дело привычное и уже несложное. Однако новички справляются с этим не всегда легко. А ведь данному нюансу стоит уделять внимание – неловкая швартовка может становиться причиной повреждений лодок и катеров, нарушения их целостности в виде сколов и вмятин.
Избежать такого рода неприятностей вполне реально. Главное иметь под рукой качественное вспомогательное оборудование – оснастить свое судно швартовыми кранцами и буями.
Кранцы и буи: предназначение
Современные владельцы такого типа суден знают: ныне на рынке доступно широкое разнообразие кранцев. И остановить выбор на какой-то из моделей будет правильно, лишь учитывая параметры лодки или катера, конструкционные особенности, стиля управления и конечно сами условия швартовки.
Конечно борт можно защитить с помощью покрышек – это довольно дешево и сердито. Но если речь идет о современных катерах и лодках, то для надежной защиты при швартовке требуются изящные и практичные решения. И все это легко можно приобрести на 7ft.ru/c/bui-i-krantsy.
Буи не менее важны для морских поездок и безопасности суден на воде. Ведь с их помощью обозначают точки и границы в любой акватории. Однако на этом их предназначение не заканчивается.
Буй — это своеобразная подкладка между судном и пристанью. Первым делом такой аспект значительно уменьшает контактные нагрузки на корпус. Однако для улучшения уровня практичности они ныне изготавливаются из устойчивых материалов, гарантирующих стойкость и к истиранию, и к УФ лучам.
Единым правилом для буев и кранцев является их цвет – яркость на воде. А значит лучше выбирать модели в оранжевых, красных, синих или белы оттенках. Что касается формы, то лучше отдать предпочтение моделям с приплюснутым или удлиненным верхом с хорошим уровнем жесткости для размещения дополнительного снаряжения.
На сайте 7ft.ru каждому покупателю доступен удобный каталог для поиска нужной модели буя или кранца различных цветов и размеров. Таким образом, кроме экономии времени на поиски можно обезопасить борт своего скоростного катера или лодки при столкновениях и снизить до нуля силу контактного давления соударяющихся судов.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!