Что такое краеведение кратко

Что такое краеведение

Что такое краеведение кратко. Смотреть фото Что такое краеведение кратко. Смотреть картинку Что такое краеведение кратко. Картинка про Что такое краеведение кратко. Фото Что такое краеведение кратко

При изучении определенной местности краеведение занимается тщательным отбором фактов, их анализом, а также поиском забытых документов. Эта наука тесно связана с историей, биологией, географией, лингвистикой и многими другими областями. Предметом краеведения становятся исключительно местные явления, как например, изучение архитектуры населенного пункта, особенностей флоры и фауны, диалекта жителей. Все факты при этом собираются в единое целое, отражая картину прошлого и настоящего родного края.

Наука краеведение появилась очень давно. Древние русские книжники вели летописи, записывая самые разные события. Наши предки вполне справедливо считали, что изучение прошлого просто необходимо для понимания народа, его особенностей и потребностей.

Несмотря на свое столь внушительное определение, эта наука доступна каждому человеку, не имеющему специальных знаний или подготовки. Такие простые вопросы, как например, откуда возникло название улицы, города или поселка, куда течет местная речка, какие птицы живут в лесу неподалеку и т.д., можно узнать у людей, проживающих по соседству.

Краеведение дает оценку происшедшим событиям, их значительности, поэтому его роль в воспитании детей очень велика. Это приучает людей интересоваться происходящим вокруг, повышать свой культурный уровень, читать научную литературу. У данной научной деятельности нет отдельных уровней для ученых и для широких масс, поэтому она занимает особое место среди остальных наук. Материалы для краеведения могут собираться учеными, местными жителями, учителями и учениками, работниками библиотек и многими другими.

Краеведение помогает сохранить культурную среду, которая необходима для нравственной и духовной жизни людей. Очень важное значение для развития этой науки имеют музеи. Они должны являться одним из центров нравственного воспитания, развития эстетического вкуса и поднятия уровня культуры местного населения. Впечатления прошлого должны наполнить духовный мир людей и научить уважению к своим предкам. Ведь человеку просто жизненно необходимо найти себя в истории, понимать и принимать свое значение, и конечно, уметь хранить добрую память о других.

Источник

Краевед

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (обычно архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (лицензии).

Краеведение и краеведческое движение может являться общественным механизмом для защиты объектов культурного наследия конкретной территории.

Краеведение также — школьный предмет, посвящённый изучению природы и истории родного края. Содержание курса разнится в зависимости от региона.

Краеведение – это всесторонняя научная и научно-популярная деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней.

Содержание

Краеведение в России

В России много формальных и неформальных краеведческих объединений.

Краеведение на Украине

Работает Всеукраинский союз краеведов. Много краеведческой литературы издается о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галиции, Слобожанщине и других регионах.

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна-Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Краевед» в других словарях:

краевед — краевед … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕД — КРАЕВЕД, краеведа, муж. Тот, кто занимается краеведением. Съезд краеведов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕД — КРАЕВЕД, а, муж. Человек, занимающийся изучением своего края, краеведением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

краевед — сущ., кол во синонимов: 1 • знаток (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краевед. — краевед. краеведческий … Словарь сокращений и аббревиатур

Краевед — м. Тот, кто занимается краеведением [краеведение 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

краевед — краевед, краеведы, краеведа, краеведов, краеведу, краеведам, краеведа, краеведов, краеведом, краеведами, краеведе, краеведах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

краевед — краев ед, а … Русский орфографический словарь

краевед — (2 м); мн. краеве/ды, Р. краеве/дов … Орфографический словарь русского языка

краевед — краеве/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Источник

Краеведение

Полезное

Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

Краеведение — Краеведение полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы … Википедия

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Источник

Краеведение

Всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. — комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. — отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. — сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям (См. Краеведческие музеи). Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры — курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах — практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) — общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

Источник

Конспект занятия. «Что изучает краеведение?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»

Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

1 год обучения (7-10 лет)

Тема № 1.1: « Что изучает краеведение.»

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум

Что такое краеведение кратко. Смотреть фото Что такое краеведение кратко. Смотреть картинку Что такое краеведение кратко. Картинка про Что такое краеведение кратко. Фото Что такое краеведение кратко2021 г.

1. Пояснительная записка……………………………………………3

2. Перечень оборудования и материалов…………………………. 3

3. Основная часть. Ход занятия……………………………………..4

4. Рефлексия. Подведение итогов …………………………………..9

5. Список используемой литературы………………………………..9

Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры своей «малой Родины».

Перечень оборудования и материалов:

1. Компьютер с проектором.

2. Листы для рисования.

3. Цветные Карандаши или фломастеры.

« Что изучает краеведение.»

Цель: Сформировать понятие о краеведении как о комплексном изучении Хабаровского края на основе географической компоненты.

— обеспечить в ходе занятия усвоение следующих основных понятий: что изучает краеведенье и чем занимаются краеведы;

— познакомить с достопримечательностями Хабаровского края;

— познакомить учащихся с геральдикой своего края.

— развитие умений анализировать;

— выявлять причинно-следственные связи;

— создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

— формировать научное мировоззрение.

— повысить интерес к изучению малой Родины;

— содействовать формированию у учащихся патриотических чувств к своей Родине;

— способствовать любви к родному краю.

1. Организационный момент (5-10 мин.).

2. Актуализация знаний (7-10 мин.).

3. Объяснение нового материала (30-45 мин.).

4. Динамические паузы (2-5 мин.)

5. Закрепление материала (10-15 мин.)

6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

1. Организационная часть.

На наших занятиях мы будем изучать наш Хабаровский край. Мы все очень любим свой родной край. Все ли вы наблюдали за тем, как меняется природа в разное время года? Какие животные и растения есть в Хабаровском крае?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Педагог : сегодня мы начинаем изучение нового для вас понятия «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки!

2. Изучение нового материала. Актуализация знаний и умений:

Педагог : Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Краеведение, это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).

А кто такие краеведы? (слайд 2)

Учащиеся: Большое, красивое, бескрайнее, зелёное и т.д.

Педагог : Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать на вашей планете и в вашем городе. Сейчас мы отдохнем и продолжим.

3. Динамическая пауза

Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

Педагог: Цвета флага Хабаровского края означают:

Белый — символ чистоты, добра, скромности, безоблачного мирного неба и чистоты помыслов жителей Хабаровского края;

голубой — символ красоты, мягкости, величия, обширных водных ресурсов Хабаровского края;

зелёный — символ надежды, радости, изобилия, уникальной флоры и фауны Хабаровского края, «бескрайнего моря тайги».

При исполнении герба применены три геральдических цвета и два цвета металла (драгоценного и благородного):

• красный символизирует храбрость, мужество, неустрашимость;

• голубой — символ красоты, мягкости, величия;

• черный символизирует благоразумие, смирение, печаль;

• золото — символ богатства, справедливости, великодушия;

• серебро — символ чистоты, добра, независимости.

Герб Хабаровского края является своеобразным памятником истории и культуры края, отражает природно-климатическую особенность края и основную направленность традиций населения дальневосточного региона. Медведь изображён «вооруженным», о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России.

А теперь взгляните на флаг и герб нашего города Комсомольска-на-Амуре (слайд 4).

Что вы думаете о них? Почему такие цвета и кто изображён гербе?

· жёлтый — цвет солнца, энергии, богатства. Символизирует процветание города Комсомольска-на-Амуре, в том числе спортивные достижения жителей, а также успехи в области науки, культуры и искусства;

· голубой (небесный) — символ красоты, мягкости, величия. В данном случае символизирует воды могучей реки Амур, а также развитую структуру воздушного и водного транспорта.

· зелёный (зелень) — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует вечно молодой дух города, а также необъятные таёжные просторы. Район Комсомольска-на-Амуре славится лесными ресурсами, богатыми запасами реликтовых растений.

В центральной части голубого цвета размещаются элементы герба города Комсомольска-на-Амуре. В центре щита фигура молодого человека. Он в рабочей одежде строителя. Лицо юноши открыто всем ветрам. Мощным размахом сильных рук юноша-строитель раздвигает вековую тайгу. У ног юноши — синь и белые барашки волн таёжной реки Амур. Над синей гладью восходит золотое (жёлтое) солнце, устремляясь лучами ввысь. Герб является памятником первым строителям города, прибывшим на дикий берег Амура 10 мая 1932 г. и символизирует вечно молодой дух города.

А теперь, давайте обратим свое внимание на достопримечательности нашего края. (Слайд 5) Амурские столбы– памятник природы местного значения, расположенный в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и по праву считаются первым чудом Хабаровского края. До сих пор не утихают споры о происхождении Амурских столбов. Их человекоподобные формы, огромные размеры и ровные углы заставляют задуматься о многом.

Памятник природы краевого значения «Силинский лес» был основан в 1997 году в самом центре Комсомольска-на-Амуре. Первостроители специально оставили часть нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города.

Дети, а кто знает название нашей самой большой и знаменитой реки?

Учащиеся: отвечают (путают с кувшинками)

Педагог : Разница между кувшинкой и лотосом в том, что:

· У большинства видов пестик не выступает высоко

· Пестик выступающий, бочонковидный

· Листья с белесоватым налетом

Лотосовые озера. Находятся в разных районах края. Самые популярные озёра: Цветочное, Бархатное, Лончаково. Всего несколько дней в конце июля и в начале августа можно увидеть, как цветут лотосы Комарова. Водная гладь покрывается цветками, создавая неповторимое природное полотно. С этим явлением связано немало легенд и преданий. Якобы, если посмотреть на лотос в период распускания бутонов – будешь удачлив весь год.

Еще в нашем крае есть очень красивое место, горный хребет Дуссе-Алинь (слайд 8) Горный хребет протяжённостью 150 км. Наивысшая точка – 2,1 тысячи метров. Поскольку большая часть территории удалена от цивилизации, здесь сохранилась первозданная природа. В 1987 году был образован Буреинский заповедник, где имеется образцовый участок горной тайги. Помимо Дуссе-Алинь украшением этих мест является озеро Медвежье, расположившееся на склонах хребта. Оно не только горное, но и ледниковое. Водоём как будто запечатан с трёх сторон в каменном мешке. Водная гладь голубая и чистая. Туристы могут посещать территорию только в группах с сопровождением работников заповедника.

5. Самостоятельная работа учащихся «рисунок».

Педагог : Ребята, а каким видите наш Хабаровский край? Давайте вы изобразите (нарисуете) его на листке бумаги. Возможно, кому-то из вас больше всего нравятся наши красивые сопки, а кто-то захочет нарисовать реку или деревья.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Делаем мини-выставку готовых работ.

Педагог: Какие замечательные у вас получились рисунки! Как вы разнообразно видите свой родной край. Сегодня, ребята, на занятии вы узнали, что изучает краеведенье и наглядно показали каким вы сами видите свой родной Хабаровский край! Мне очень с вами понравилось заниматься. А вам понравилось?

Педагог : Я уже с нетерпением жду следующих занятий, на них вы узнаете еще больше о наших местных красотах, реках, озерах, лесов и их обитателей!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *