Что такое кпп в кинопроизводстве

КПП — Календарно-постановочный план

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Календарно-постановочный план представляет собой таблицу из 9 столбиков. Давайте на примере рассмотрим один из вариантов планирования:

Пример календарно-постановочного плана

РОССИЯ

Объект. № сцены, хроно

1. Павильон. Кабинет Петрова

39/38, 90/20, 92/30, 107/8, 110/9, 112/7, 126/16, 254/26, 256/5, 258/30, 272/52

1. Досъемка павильона. Кабинет Петрова

3. Подготовка Антона к полёту

Первый столбик Порядковый номер

День недели:

Второй столбик отображает нам день недели, в который проходят съёмки, понедельник, вторник, среда и т.д.

Число:

Число месяца, например: 22 мая.

Характер работы:

Характер работы определяет, какой день съёмочный, а какой выходной. Сюда можно вписать всё что угодно: подготовка, освоение, сборы, тренинги и т.д.

Объект, № сцены, хроно:

Здесь указывается: наименование объекта и его адрес. Во втором столбике указываем: № сцены/хронометраж в секундах.

Кол. сцен, условия съёмки и хронометраж:

Указываем количество сцен, которые будут проходить в определённых условиях и общей хронометраж. Например: 3 сцены ночью на 24 секунды и 8 сцен днём на 3 минуты 37 секунд.

Основные герои:

Указываем основных героев, которые будут принимать участие в съёмке.

Вызывные листы

Источник

6.3. КПП и Вызывной лист

КПП – это календарно-постановочный план. Второй главный документ после режиссерского сценария – для режиссера. И первый по значимости документ для продюсера, возглавляющего съемки.

КПП чаще всего составляет второй режиссер, как главный по срокам и графикам при режиссере. Но бывает, что его считает и сам продюсер. КПП в целом описывает сроки производства фильма.

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Рис. 71. На фото: КПП от продюсера Лилии Ковалевич.

Лилия Ковалевич – это как раз замечательный кинопродюсер. То, что мы видим на фото – это КПП, предваряющий смету и поэтому минимальный. Но обычно КПП более развернутый и отображает в деталях:

• Написание режиссерского сценария.

• Подбор и освоение объектов (локаций).

• Формирование съемочной группы.

• Различные иные этапы подготовки к съемкам.

• Съемки в различных местах, по пунктам.

• Первый (черновой) монтаж.

• Второй (чистовой) монтаж.

• Внесение финальных правок в видеоряд и звук.

Везде оставляется резервное время.

КПП – документ, призванный застраховать от всевозможных рисков, что присущи кинопроизводству. Имея перед глазами данный документ – второй режиссер сразу понимает, из какого этапа можно «выдернуть» лишнее время для собственно съемки, где слишком большой запас резерва, а где сроки горят по-любому!

«На основе КПП составляются вызывные листы».

Вызывной лист – это КПП, расписанный на каждый день. Здесь подробно описывается, что, когда и за чем будет происходить на съемочной площадке. Кто именно будет тут, и для чего. С точностью до минуты! Каждый член съемочной группы и каждый актер получает такой лист накануне вечером. Читать вызывной лист надо уметь, не говоря о «составлять».

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Рис. 72. На фото: пример вызывного листа. Данный скриншот не отражает всех аспектов, которые такой Лист охватывает.

КПП и как следствие, вызывные листы – коррелируются каждый день. Причин масса, назовем лишь некоторые:

• У исполнителя главной роли затянулись съемки в др. месте, и он сможет начать работу у тебя только через 3 дня.

• Не уложились в сроки при постройке декораций.

• На натурные съёмки договорились с мэрией на другие числа, чем изначально предполагали.

• Сэмми – запил. Нужно сегодня его трезвить.

• Продюсеры не смогли договориться с нужным интерьером, хотя им обещали. И нужно оборудовать павильон.

• Затягивается вопрос с продакт-плейсментом. Эти сцены переносятся с сегодня на неизвестно когда.

• У специалиста по спецэффектам опоздал самолет. Он сможет быть на площадке на 5 часов позже. Не терять же 5 часов, надо снимать др. сцену.

• На улице ураган на три дня. Нужно снимать пока в павильоне, чтобы не терять время. Значит, надо договариваться с павильоном на новые числа.

Источник

Что такое КПП

Основой для составления календарно-постановочного плана являются:

• утвержденный режиссерский сценарий;

• принятые критерии или приоритеты рамочных условий.

Когда определены критерии для составления календарно-постановочного плана (т.е. точно установлены приоритеты рамочных условий проекта), тогда разрабатываются монтажно-технические схемы, оформляются заказы на работы и услуги цехов. Утверждается генеральная смета, КПП. Арендуется или закупается съёмочная техника, костюмы, реквизит и т.д. Продумывается питание, транспорт, жильё (в случае экспедиции) и многое другое.

КПП состоит из нескольких разделов: сводный для всех периодов производства (информация препродакшена, продакшена и постпродакшена) и ежедневный для съёмочного периода (туда же входит вызывной лист).

Разберём следующие разделы КПП: сводный, ежедневный и вызывной лист.

• Ознакомимся с содержанием сводного КПП:

— наименование этапов производства;

КПП уточняется ещё несколько раз в подготовительном периоде: под выверенные даты готовности студийных павильонов (декораций), реквизита, под график занятости исполнителей главных ролей после их утверждения.

КПП подписывают: начальник планового отдела; директор картины; режиссёр постановщик.

В коммерческом кинематографе КПП подписывают: исполнительный продюсер; режиссёр-постановщик; директор фильма.

• Ознакомимся с содержанием КПП съёмочного периода:

— Характер съёмки (натура, павильон, интерьер);

— Время суток (день, ночь, режим);

— Примечания (указания на особенности данной съёмки).

Это примерный план, каждый режиссёр составляет свой набор из этих пазлов, исходя из потребностей проекта.

• Вызывной лист – это КПП, расписанный на каждый день. Здесь подробно описывается что, когда и в каком порядке будет происходить на съёмочной площадке. Кто, где и для чего будет, с точностью до минуты! Каждый член съёмочной группы и каждый актёр получает такой лист накануне вечером.

КПП чаще всего составляет второй режиссер, как главный по срокам и графикам при режиссёре. Но бывает, что его разрабатывает и сам продюсер. КПП и, как следствие, вызывные листы, могут корректироваться каждый день.

Есть много вариантов и способов создания КПП и прилегающих материалов, но все они сводятся к тому, чтобы минимизировать затраты, создать более удобный план съёмок и облегчить жизнь при создании фильма.

Сделать заполнение КПП увлекательным и радостным процессом довольно сложно. Однако, на площадке в разгаре съёмок вы точно будете радоваться тому, что проделали эту работу. Многие утверждают, что КПП требуется лишь на больших проектах и подобная детализация будет излишней для короткометражек. Но лучше привыкать к самодисциплине с самых небольших проектов, даже когда над душой не висит грозный продюсер. КПП не только бережёт ваше время и нервы на съёмочной площадке, но организует группу и самого режиссёра.

Статья подготовлена совместно со студентом мастерской режиссуры игрового кино Ростиславом Матвеевым

Источник

cinematographua

Записки продюсера

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Как бы ни был тщательно продуман сценарий, это еще не гарантия высокого качества будущего произведения. Фильм, даже самый небольшой,– сложная структура, состоящая из многих компонентов. Как здание строится из отдельных блоков или кирпичей, как музыкальное произведение состоит из звуков, обозначенных разными знаками и нотами, так фильм создается из отдельных кадров и эпизодов. И прежде чем приступить к его созданию, нужно тщательно продумать каждый шаг.

Определение последовательности этапов съемочного процесса и сведение их в единый документ называется составлением календарно-постановочного плана. На основании готового плана рассчитывается смета всего фильма.

Содержание плана сводится к простому графику очередности съемок на определенных объектах, если фильм не связан с долгосрочными поездками и привлечением целого ряда специалистов. К примеру, короткий публицистический сюжет строится на журналистском расследовании действий санитарно-эпидемиологической службы, инициированных многочисленными жалобами горожан на недоброкачественную воду.

При создании сложной по строению картины возникает необходимость в детальном графике работ. Это может быть связано с тем, что натуру приходится снимать в отдаленных местах. И тогда в каждом из пунктов нужно заранее позаботиться о гостинице, о бронировании железнодорожных и авиабилетов и т.д.

В первый раз при планировании бывает нелегко определить количество времени, необходимого для съемок эпизодов на определенном объекте. Например, приходится считаться с погодными условиями, если многие сцены должны быть сняты под открытым небом. При составлении графика помогает практический опыт и трезвый расчет. Очевидно, что производительность труда съемочной группы, бесперебойная работа всего творческого коллектива напрямую связаны как с точностью планирования, так и с соблюдением графика работы. Если производство фильма на разных этапах отстает от графика, то могут возникнуть проблемы с использованием всевозможных заранее заказанных услуг. В комплекс таких услуг входят, например, аренда съемочной аппаратуры и технического оборудования, бронирование мест в гостиницах, покупка проездных билетов, договоренности с заказчиком и людьми, которых надо снимать.

Случается, малоопытные составители графиков оказываются сверхоптимистичными и отводят на выполнение тех или иных этапов недостаточно времени. Вероятно, предположение, что следующий проект пройдет гладко, заложено в самой природе человека. Частенько люди забывают о предшествующем опыте, несмотря на то, что недавно завершенная работа шла со скрипом.

Опытные кинематографисты знают, что в процессе создания фильма ежедневно возникают неожиданные трудности и задержки. Профессиональный продюсер взыскательно рассмотрит предложенные сроки и, учитывая смелость составителей, дополнит план резервным временем на случай всевозможных задержек.

Попробуем составить примерный календарно-постановочный план видового десятиминутного фильма.

I. Подготовительный период.

1. Написание сценария – 10 дней.

2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.

3. Формирование съемочной группы.

4. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.

5. Подготовка группы к работе

Остановимся подробней на работе в подготовительный период. К сожалению, некоторые начинающие группы совершенно игнорируют этот этап, сразу же приступая к съемкам своего фильма. Хотя многие профессионалы, особенно западные, считают подготовительный период основным. Один из режиссеров-классиков как-то сказал: «Фильм готов, осталось его только снять».

Чем занимаются в подготовительный период административная и операторская группы? На основании режиссерского постановочного сценария режиссер, оператор и администратор обсуждают будущие съемочные площадки, оговаривают время начала съемок. После внимательного осмотра объектов администратор составляет график и смету. Операторская группа в подготовительный период, кроме уточнения своих задач с режиссером и администратором, тщательно подбирает камеру, объективы и фильтры, штативы, тележки и краны, а также осветительную аппаратуру. В этот период проводятся все испытания техники и пленки.

II. Съемочный период, рассчитанный, например, на съемки шести объектов.

1. Переезды съемочной группы – 6 дней.

2. Освоение объектов – 6 дней.

3. Съемка объектов – 12 дней.

Каждый день съемок в календарно-постановочном плане должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов.

III. Монтажно-тонировочный период.

1. Монтаж чернового материала – 5 дней.

2. Внесение поправок (после просмотра заказчиком) – 2 дня.

3. Утверждение и запись дикторского текста, музыки и шумов – 2 дня.

4. Монтаж эталонной копии – 4 дня.

5. Сдача готового фильма заказчику – 2 дня.

Итак, на создание нашего условного десятиминутного фильма мы затратили 79 дней.

Таким образом, только после написания режиссерского сценария с запланированными сроками работы, уточнением количества участников съемочной группы, физических затрат на монтажно-тонировочный период можно смело приступить к составлению сметы.

Смета фильма может быть самой разной. Все зависит от средств, выделенных заказчиком. Лучше подготовить предельно детализированную смету, чтобы быть готовым к неожиданностям. Главное правило: перед написанием надо точно знать, сколько людей будет занято в работе над фильмом, внимательно прочитать режиссерский сценарий и календарно-постановочный план, скрупулезно изучить объекты съемки и утвердить их с режиссером и оператором.

Источник

Клим Шипенко — о космосе, вызовах и «Вызове»

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Клима Шипенко непросто застать — внимательный, вдумчивый, забегает между другими встречами и моментально начинает рассказывать. С ним сразу переходишь на «ты» и врубаешься в самое «мясо» кино — ну а про что же еще может быть интересно двум коллегам по цеху, как не про сами съемки на орбите? Весь разговор — на одном дыхании, одним непрерывным дублем со следящей съемкой. Не волнуйтесь, все специальные термины мы сопроводили развернутыми пояснениями, чтобы вам было легче следить за разговором о съемках фильма «Вызов» — совместного проекта «Роскосмоса», «Первого канала» и студии Yellow, Black and White.

Клим, как твой полет внутренне ощущался?

Психологически это ощущалось как очень такая сложная, но при этом крутейшая миссия — такой момент, когда я должен проявить себя со всех сторон на все сто. Это можно сравнить с матчем, к которому ты шел как спортсмен всю жизнь. И вот он, чемпионат мира, и ты либо будешь чемпионом, либо нет. У тебя такая задача: либо ты сейчас выложишься и все произойдет, либо будешь потом себя плохо чувствовать, потому что ты этого не сделал. И это психологическое состояние — оно, наверное, повлияло и на физическое, и на эмоциональное тоже. Так что я не почувствовал себя плохо на станции, у меня не было какой-то физической адаптации к невесомости, потому что мой организм будто заблокировал какую-то возможность плохо себя почувствовать или сказать «я устал». Знаешь, когда адреналин смешан с какой-то дикой страстью, что надо что-то очень важное сделать — тогда открываются какие-то сверхспособности, которые в обычной жизни тебе, в общем, и не нужны. Наверное, именно такая смесь меня и переполняла последние месяцы, и в те 12 дней на орбите она кардинально повлияла на то, что я там делал.

Это знакомое тебе ощущение по предыдущему опыту в кино? Бывали такие сложные смены?

Да, всегда есть смены в кино, когда ты знаешь, что должен «сдать кровь» сегодня: «это будет тяжело, мы все умрем, но по-другому это не получится». Это чувство я хорошо знаю — на каждом моем фильме есть такие смены. На последнем фильме, «Декабрь», таких смен была большая часть — на разрыв. Но даже эти смены не сравнятся с космическими. Все-таки на земле у тебя есть съемочная группа, которой ты, так или иначе, можешь сказать: «Что ты думаешь? Посмотри за этим, посмотри сюда. Что там со светом? Иди, поправь то, поправь это». А на орбите — нет, все ты.

Да, когда я разговаривал с Юлей перед полетом, то вбросил ей идею, что, когда два человека готовят съемку наверху, это похоже на студенческое кино — и она эту мою метафору поддержала. А ты что думаешь про это?

Это похоже на студенческое кино в том смысле, что там съемочная группа состоит из маленького количества людей, и они делают то, что в большом кино обычно делают 50 человек. А тут съемочная группа состоит практически из меня одного — ну и Юля в кадре, плюс она брала на себя реквизит, сама себя гримировала, одевалась сама. Так что да, это очень похоже, но у меня есть большой опыт съемок студенческого кино. Я, когда начинал, все делал сам — и снимал как оператор, и много других штук. Ну, как и все, наверное, студенческие фильмы делаются. Поэтому у меня есть школа такого кинопроизводства, партизанско-студенческого.

С другой стороны, на Западе есть довольно именитые ребята, которые это делают — Пол Томас Андерсон, например, или Содерберг сами часто встают за камеру.

И это как будто совершенно нормально.

Я тоже думал о том, чтобы встать за камеру — но не о том, чтобы избавиться и от фокус-пуллера, и от гаффера, и от дольщика, и от механика камеры. (Смеются.) Этой мысли у меня не было. А за камеру я в каждом фильме становлюсь, снимаю пару кадров — это да. (Фокус-пуллер — человек, управляющий моторизированным кольцом фокуса объектива, позволяющего держать в резкости объекты, движущиеся в кадре; гаффер — главный осветитель или художник по свету; дольщик — оператор тележки, на которую иногда устанавливается камера.)

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Чем эта история с фокусом закончилась, кстати?

Я переводил фокус сам. Там же камера не имеет веса, то есть тебе не нужно напрягаться, ее держать, а второй рукой крутить фокус. На земле было бы сложнее — ты бы камеру одной рукой держал, а другой подкручивал. А в космосе у камеры веса нет. Ты просто ее придерживаешь, чтобы она смотрела, куда тебе надо, а второй рукой крутишь с помощью фоллоу-фокуса (выносное регулировочное кольцо, которое управляет кольцом фокуса объектива через механическую или электронную передачу). Но это навык, и мне пришлось его освоить.

У камеры нет веса… классно! Слушай, а со световыми приборами так же? Получается, можно любой прибор слегка притейпить, прикрепить, и все будет хорошо?

Да, но там было не так много приборов, которые можно было прикрепить. У меня было всего три лайт-панели (компактный светодиодный прибор), где-то 10 х 20 см. Их я не тейпил, а на мэджик-армах маленьких пристегнул, повернул как надо, настроил по диммеру, по цвету, по цветовой температуре (magic arm — поворотный шарнир с зажимами, dimmer — регулятор яркости у профессиональных осветительных приборов). Ну и параллельно с этим приходилось выключать свет на станции, который там горит, потому что его очень много.

Как это вообще происходит?

Тумблеры такие есть, десять штук. Считай, у тебя модуль длиной метров восемь, и вот там есть лампы, их там как раз штук десять. Каждая лампа имеет свой тумблер, так что ты ее включаешь или выключаешь по необходимости. Так и занимаешься постановкой света, таким образом добиваясь киноэффекта.

Сразу было понятно, что чистового звука у нас не будет, а черновой… вешали петлички, они легкие, прекрасные, и камера записывала.

Вы хлопали, показывали хлопушку в кадре?

Нет. (Смеется.) У меня была хлопушка там, но это же надо все записывать, дубли отмечать — а это время, которое там было на вес золота. В итоге мы не хлопали.

А как процесс съемки отличается? Предположу, что в тесном интерьере все иначе?

Я снимал в тесных интерьерах и на Земле. Дело не в тесноте — в космосе все это немножко непривычно. Ты висишь, тебе надо как-то крепиться, ты толкаешь себя, тебе надо себя остановить — то есть тебе нужно думать, что ты оттолкнулся и полетел, параллельно ты в кадр смотришь, и тут ты головой обо что-то ударяешься, потому что ты же летишь! В невесомости ты оттолкнулся и будешь лететь, пока куда-то не стукнешься. И на Станции все время движется воздух и немножечко корректирует твое движение. Так что это была еще и эдакая эквилибристика пополам с гимнастикой. Представь: я лечу, передо мной летит Юля, а мне надо за ней еще и ногами пролезть в люк, чтобы не удариться и чтобы кадр не слетел. (Смеются.) А еще и фокус нужно крутить — да, и все это одновременно происходит. Знаешь, когда рекламу смотришь, там написана строчка «Don’t try this at home», и вот лучше не пытаться повторять это. Много раз я не пролетал, бился — и еще дубль, и за ним следующий дубль, и еще раз… Ну, вот так в космосе снимать, если у тебя нет еще пяти человек. А у нас не было даже парочки.

«Это будет тяжело, мы все умрем, но по-другому это не получится». Это чувство я хорошо знаю — на каждом моем фильме есть такие смены.

Дорогой Илон, теперь ты знаешь, что можно позвать российского режиссера снимать голливудский проект, потому что он имеет некий опыт съемок студенческого кино в космосе.

(Смеются.) И еще какой опыт! Я могу сократить дистанцию, подсказать, что ждать, чего не ждать, и как-то четче все организовать.

Как вы после смены переключались?

Съемки заканчивались, и мы через полчаса-час шли спать. Что-нибудь съедали там, болтали, смотрели в иллюминатор иногда — это тоже приятно. Ведь забываешь, где находишься, когда в иллюминатор долго не смотришь — ну да, комната, да, ты летаешь по ней, конечно, а тут посмотрел — ой, ни фига себе, вот где я на самом деле! Вот и смотрели в иллюминатор — и, к сожалению, очень мало времени было на то, чтобы просто сделать это для себя. Все же мысли о том, как тут камера, а как тут свет, тут потемнее сделать, потому что Солнце вышло… Без этого. Просто выдохнуть, как-то залипнуть в иллюминатор и насладиться красотой.

Кстати! Там же другой солнечный свет.

Да он там не то, что другой — он очень разный. Меняется в зависимости от того, где находится Солнце, под каким углом — и, соответственно, по-разному освещает модули. Я специально не закрывал иллюминаторы — да, можно и закрыть, свет не будет проходить, но я решил, что надо все красиво делать. Так что изучил каждый модуль — какой там свет, в какой момент Солнце проходит — и мы этот света ждали. Мы снимали 40 минут, а потом Солнце заходило — все стало темно: «Юля, иди, я проверю, что мы сняли, ты можешь передохнуть, через 40 минут продолжим». Режим там мгновенный — считай, нет режима. Солнце светит, светит, светит, а потом р-р-раз — и нет. Я пользовался светом из иллюминаторов, но много снимал и в иллюминаторы — и некоторые сцены начинались из иллюминатора, видами выходили внутрь, то есть это все были режимы, надо было все подбирать: где Земля, как свет на Юлю и на все остальное падает. Такая серьезная работа со светом. Я хотел это снять как серьезное кино, с таким же подходом, чтобы это выглядело достойно.

А работа с коллегами-космонавтами как у вас шла?

Да нормально шла. Они же там не все бросили и только с нами работали. У них там есть свои дела, которые они планировали, делали и без которых не могли обойтись. У них там были, например, обязательные занятия физкультурой — и это не то, что «а, сегодня не пойду в тренажерный зал, давай поснимаем». (Длительное нахождение в невесомости вызывает необратимые изменения в организме человека, в частности, потерю мышечной массы и остеопороз, поэтому космонавтам, которые месяцами присутствуют на орбите, приходится в обязательном порядке заниматься спортом, чтобы не инвалидизироваться.) Например, Олегу Новицкому, который должен был спуститься и в итоге спустился вместе с нами, нужно было два раза в сутки, до обеда и после, уделять время спорту — и в этот момент он, конечно, ничего не мог делать. Приходилось подстраиваться под график космонавтов.

Иногда космонавты выделяли нам дополнительные часы из своего личного времени, которое не запланировано ЦУПом, но в основном мы вписывались в их расписание, а оно у них очень плотное. Это была самая сложная логистика — как это все распланировать с точки зрения КПП, например. (КПП — календарно-постановочный план, документ, в котором отражается подробный, иногда поминутный план работы съемочной группы в каждой смене). А КПП у нас был на каждый день: что мы должны снять, какие сцены. Мы две недели на Байконуре придумывали этот КПП, и это была настоящая шахматная партия, как разложить план между расписанием космонавтов. Например, один с тобой снимается, а другой в это время делает что-то в модуле. И это все же видно: он на рабочем месте, и ты не можешь сказать: «Слушай, выйди, пожалуйста! Ты у нас в кадре». (Смеются.)

Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть фото Что такое кпп в кинопроизводстве. Смотреть картинку Что такое кпп в кинопроизводстве. Картинка про Что такое кпп в кинопроизводстве. Фото Что такое кпп в кинопроизводстве

Ты, наверное, знаешь, что такое смена, когда ты не спал несколько часов перед ней. Съемка в космосе на сколько часов недосыпа похожа?

Там все нормально, потому что в невесомости тебе спать так много и не надо. За счет того, что находишься в абсолютном релаксе — ты же в невесомости, — на тебя ничего не давит, ты висишь и висишь. То есть это состояние, которого мы на Земле пытаемся разными способами достигнуть, а там оно тебе в подарок — этот релакс невесомости, поэтому ты спишь без какой-то нагрузки, и в итоге час сна за два идет. Мы больше пяти часов на орбите, по-моему, не спали.

Организм сам пробуждается постепенно?

Да, я будильник, мне кажется, даже и не ставил.

Давай пройдем по какому-то отдельному кадру, как вы в нем планировали, выставляли, репетировали, делали все. Что-то запомнилось?

Запомнилось… ну, например, я придумал так, чтобы пролететь через всю станцию одним кадром. Такой кадр на Земле снять невозможно, просто невозможно. А в этом кадре не только Юля, но и трое других космонавтов… то есть нужно вчетвером сделать эту хореографию: Юля летит к одному космонавту, потом к другому, потом они втроем летят к четвертому. И все модули российского сегмента МКС мы хотели таким образом пролететь одним кадром. И вот как это выглядит: я разворачиваю камеру, вывожу на двух людей, в этот момент двое других космонавтов меня поворачивают — я же не могу это сделать, пока держу камеру и кручу фокус, у меня же нет пропеллера, чтобы взять перелететь. Один из космонавтов залетает, поворачивает меня, чтобы я потом влетел спиной через длинный модуль и ни обо что не ударился, ни об укладки, ни о ведра технические. Нужно, чтобы я в довольно узкий проход пролетел и чтобы космонавт меня остановил, а затем задал мне правильную траекторию, чтобы я сам себя остановил, а он затем меня облетел и, когда я поворачиваю камеру, уже был сам в кадре.

То есть актер превращается в постановщика, помогает передвинуть режиссера и снова становится актером?

Ну да, актер превращается в дольщика, поворачивает меня, потом заходит сам в кадр, и, когда я разворачиваю камеру, он уже должен занять определенную позицию и начать играть. Вот логистика этого кадра была самая сложная — это такой балет, хореография четырех космонавтов и плюс меня еще. Но это того стоит, потому что на Земле так не снять. Я хотел снять все так, чтобы зритель действительно чувствовал, что это — космос.

А дальше — дейлизы и отсмотр материала? (Dailies — результаты съемки конкретной смены, зачастую — в низком разрешении, которые постановочная группа отсматривает после окончания смены.)

Да, дейлизы и отсмотр материала проходили после съемок, как раз до выдоха еще. У меня был компьютер, я подключал к нему флешки (современные кинокамеры пишут на специализированные флешки), отсматривал материал, проверял, что получилось, а дубли отсылал на Землю — отчасти для того, чтобы их провели насчет фокуса, потому что монитор компьютера — это небольшой экран, и можно с фокусом промахнуться. Так Леша Дудин, дублер мой, сидел в ЦУПе вместе с моей помощницей Яной Трофимовой. Они получали материал, выводили его на большой экран, к цветокорректировщику, который смотрел дубль и говорил, допустим: «Все нормально, фокус есть». Или, например, я уточнял про дубль: «А не слишком ли темно тут?» Ну и что-нибудь вкусное для Константина Львовича (Константин Эрнст — продюсер, генеральный директор «Первого канала») надо было тоже посылать, он интересовался. Потом я копировал материал, ну то есть то, что обычно делают механики камеры и, соответственно, логгеры: сидел и копировал с флешек на хард (логгер — специалист, который ведет монтажные листы и перегоняет материал с флешек на большие носители). То, чем я вообще не занимаюсь никогда на Земле, там пришлось делать. (Смеется.) А эти процессы занимают много времени, эти работы с отснятым материалом у меня часа по три отнимали, бывало — сидишь, копируешь, все организовываешь. Там созвонился, если есть сеанс связи — ведь когда-то она есть, а когда-то ее нет. Такая вот жизнь. (Смеется.)

Как будто бы я вдохновения не слышу в твоем голосе?

Нет-нет, я знал, что так будет, и я был на это заточен и настроен. Я говорю про то, что я понимал, что в эти 12 дней будет максимальный выплеск энергии. Ну что поделать. Я не говорю, что мне это очень нравилось, но я просто делал это, потому что надо было.

А повторить предложат — ты за?

Возвращаясь к шутке, которая, может быть, уже и не шутка, про американских коллег и их помощь, они же будут лететь…

Ну, смотри, мне там понравилось. (Смеются.) Я с удовольствием туда вернусь. Поэтому…

…поэтому мы сообщаем миру, что Клим в принципе готов повторить свой космический подвиг — или проконсультировать коллег из NASA, если необходимо.

Я уже сказал нашим, что, если будет экспедиция на Луну, я готов полететь. Я уже прошел медкомиссию, я знаю, как что там снимать. Так что если вы хотите, чтобы все было хорошо снято, я свою творческую заявку на съемки на Луне подал!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *