Что такое кпк в армии

Что такое кпк в армии

Курская подшипниковая компания

г. Курск, организация

кредитный потребительский кооператив

комплексная проверка кранов

Коммунистическая партия Китая

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

корь, паротит, краснуха

Комитет по программе и координации

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Клинский пивоваренный комбинат

карманный переносный компьютер

карманный ПК
карманный персональный компьютер

англ.: PDA, personal digital assistant

Конголезская профсоюзная конфедерация

Кофейная производственная компания

Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б)

Коммунистическая партия Колумбии

Колпинский пищевой комбинат

Коммунистическая партия Кубы

Коммунистическая партия Кореи

Коммунистическая партия Каталонии

конденсатор подстроечный керамический

комбайн прицепной кормоуборочный

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

коэффициент потребительских качеств

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Коммунистическая партия Канады

Коммунистическая партия Казахстана

конец переходной кривой

Комитет партийного контроля при ЦК КПСС

корабль на подводных крыльях

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

курсы повышения квалификации

Калининский полиграфический комбинат

контрольная площадка корабля

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

корпоративная платёжная карта;
корпоративная платёжная карточка

комиссия производственного контроля

Коммунистическая партия Крыма

Они давно воссоздали все свои прежние структуры (райкомы, горкомы, Реском КПК ), созывают свои пленумы, устанавливают прямые связи с коммунистическими организациями России и других стран.

Санкт-Петербургский КПК (ср.: СПб КПК )

Красноярская продовольственная компания

г. Красноярск, организация

криптографический проверочный код

«Кыргыз петролеум компани»
Kyrgyz petroleum company, KPC

Каменский педагогический колледж

Алтайский край, образование и наука

Клуб путешествий «Крылья»

Карачаганакский перерабатывающий комплекс

корабельная подрывная команда

Коми правозащитная комиссия

Республика Коми, юр.

командование подготовки кадров

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Полезное

Смотреть что такое «КПК» в других словарях:

КПК — КПК, см. Карманный персональный компьютер (см. КАРМАННЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР) … Энциклопедический словарь

КПК — КПК: Карманный персональный компьютер (англ. Personal Digital Assistant и англ. handheld) портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. Комиссия партийного контроля высший… … Википедия

КПК — абревіатура Комуністична партія Китаю незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

КПК — [ка пэ ка], неизм., м. Комитет партийного контроля. ◘ Центральной задачей КПК должна стать задача усиления контроля за выполнением решений ЦК ВКП(б). КПСС в рез., т. 3, 372 … Толковый словарь языка Совдепии

КПК — [ка пэ ка] Комитет партийного контроля при ЦК КПСС … Малый академический словарь

КПК — Калининский полиграфический комбинат комбайн прицепной кормоуборочный (в маркировке) комбайн прицепной кормоуборочный Комитет партийного контроля Коммунистическая партия Казахстана Коммунистическая партия Канады Коммунистическая партия Каталонии… … Словарь сокращений русского языка

КПК (значения) — КПК: Карманный персональный компьютер (англ. Personal Digital Assistant и англ. handheld) портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. Комиссия партийного контроля высший… … Википедия

КПК «Арктика» — Кольская пивоваренная компания «Арктика» ООО Мурманская обл., организация Источник: http://www.nubo.ru/pavel egorov/books/kola.html … Словарь сокращений и аббревиатур

Военный совет ЦК КПК — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Источник

1. Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны

1. Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны

Руководство КПК расценило расширение масштабов японской агрессии, тяжелые поражения гоминьдановской армии, слабость японского тыла как благоприятную возможность использования складывавшегося своеобразного военно-политического вакуума за линией фронта для создания революционных баз, а на их основе и создания мощных вооруженных сил, способных стать решающим фактором борьбы за власть. При этом в трактовке военно-политической стратегии КПК в новых исторических условиях национально-освободительной войны выявились две тенденции. Сторонники одной (эта тенденция связана прежде всего с именем Мао Цзэдуна) полагали, что главная задача КПК — всемерно расширять революционные базы за линией фронта и вооруженные силы и готовить их к будущим схваткам с Гоминьданом в борьбе за власть после войны. Этой стратегии должна соответствовать и тактика ведения военных действий партизанскими методами, которые позволяли бы избегать серьезных столкновений с японской армией и вместе с тем использовать перемещение линии фронта на запад для установления власти КПК в периферийных зонах японского тыла. Сторонники другой (Чжу Дэ, Пэн Дэхуай и некоторые другие) также полагали, что нужно готовиться к борьбе за власть, но при этом они настаивали на ведении более активных военных действий против японских захватчиков, координируя их с гоминьдановской армией, которая несла главную тяжесть войны с Японией. Поэтому партизанские действия они считали необходимым дополнять маневренными боевыми действиями.

Общенациональный патриотический подъем, рост стихийных выступлений против японской агрессии, развитие партизанского движения в японском тылу стали объективной основой той огромной работы по организации вооруженного сопротивления, которую вела КПК и ее вооруженные силы. С первых месяцев войны руководство КПК направило значительную часть своих вооруженных сил в тыл быстро наступавших японских войск. Особенно активно части 8-й армии действовали в Северном Китае, где и до войны Гоминьдан не имел прочных военно-политических позиций, а власть фактически принадлежала различным милитаристам. Так, часть 115-й дивизии (около 2 тыс. бойцов) во главе с Не Жунчжэнем была оставлена в горном массиве на стыке горных хребтов Тайханшань, Утайшань и Хэншань, где коммунистам удалось организовать массовое партизанское движение, на его основе значительно расширить части 115-й дивизии и создать большой освобожденный район на стыке провинций Шаньси—Чахар—Хэбэй с центром в г. Фупине. Части 129-й дивизии под командованием Лю Бочэна стали организаторами партизанского движения, базировавшегося прежде всего в горном районе Тайханшань, а затем распространившегося из юго-западной Шаньси в провинции Хэбэй, Шаньдун и Хэнань, где был пограничный освобожденный район. Части 120-й дивизии во главе с Хэ Луном в первые месяцы войны вели активные боевые действия против японских войск в северной Шаньси, а затем — после падения Тайюаня — стали действовать в японском тылу, развернув партизанское движение в северо-западной Шаньси, а также в центральной, западной и южной Суйюани, вплоть до Чахара. Местные организации КПК и отряды 8-й армии стали организаторами партизанского движения и создавали освобожденные районы и в других местах Северного Китая, в частности в центральной части Шаньдуна. Части Новой 4-й армии, образованные на основе сохранившихся в Центральном и Южном Китае отрядов Красной армии, в начале 1938 г., создали несколько освобожденных районов южнее Янцзы в провинциях Аньхуэй и Цзянсу.

По мере развития японского наступления росли и освобожденные районы, общая численность населения которых в 1940 г. составляла около 100 млн. человек. Однако усиление военных действий со стороны японской армии и армий марионеточного правительства привели к уменьшению освобожденных районов и сокращению их населения в 1942 г. вдвое. Этому же способствовало и обострение отношений внутри единого фронта, активизация антикоммунистических кампаний со стороны Гоминьдана. Однако в последние три года войны благодаря общему ослаблению японской военной машины коммунистам удалось добиться значительного расширения освобожденных районов. По данным КПК, на апрель 1945 г. в 19 освобожденных районах (Шэньси-Ганьсу—Нинся, шесть районов в Северном, десять — в Центральном, два — в Южном Китае) проживало 95,5 млн. человек.

Во многом по аналогичной схеме складывалась новая власть и в других освобожденных районах. Правда, обострение отношений с Гоминьданом привело к тому, что КПК создавала органы власти уже без санкции гоминьдановского правительства. Однако и в этих условиях КПК при создании новых органов власти стремилась к объединению всех патриотических сил на платформе антияпонской борьбы. Опыт создания новых органов власти был обобщен в решении ЦК КПК в марте 1940 г., которое предусматривало, что члены КПК должны занимать только одну треть мест в органах власти, а остальные места должны быть отданы представителям прогрессивных и промежуточных сил. Политика «трех третей» была рассчитана на приглушение обвинений КПК в монополизации власти и на мобилизацию под руководством КПК всех патриотически настроенных социально-политических групп освобожденных районов.

Проведение политики единого национального фронта не означало, однако, отказа КПК от безраздельного руководства всей политической жизнью освобожденных районов. Все некоммунистические организации, группы или деятели могли участвовать в органах власти и вообще в политической жизни только в той мере, в которой они поддерживали политический курс КПК. Всякая оппозиционная активность исключалась. Попытки проведения нелегальной деятельности гоминьдановскими организациями решительно пресекались. Объединяющей и руководящей силой складывавшейся новой государственности освобожденных районов была КПК. При отсутствии каких-либо административных органов, которые могли бы связать воедино все освобожденные районы, разбросанные на огромной территории от Маньчжурии до о. Хайнань, именно руководство со стороны КПК являлось той объединяющей силой, которая превращала эти географически оторванные друг от друга освобожденные районы в своеобразное «государство в государстве». В сентябре 1942 г. политбюро ЦК КПК принимает специальное постановление «О едином партийном руководстве в антияпонских опорных базах и об урегулировании отношений между различными организациями», направленное именно на усиление руководящей роли КПК в строительстве новой государственности.

Постепенно в наиболее стабильных освобожденных районах (особенно в Северном Китае) складывается довольно развитый политический механизм, позволяющий КПК осуществлять свою руководящую роль через различные законодательные, исполнительные и юридические органы, действовавшие на основе создававшегося законодательства. Одна из особенностей этой новой государственности заключалась в том, что формально она исходила из признания суверенитета Национального (гоминьдановского) правительства, в своих нормативных актах она указывала на связь с общенациональным (гоминьдановским) законодательством и во многом пользовалась его терминологией. Политическая же реальность функционирования этой власти была принципиально новой. Особенно эхо хорошо видно на примере безраздельной руководящей роли КПК. Своеобразно эта реальность проявлялась и в проведении социально-экономических преобразований и прежде всего в аграрной сфере.

Аграрная политика КПК в годы антияпонской войны складывалась и развивалась как составная часть политики единого национального фронта, одной из предпосылок создания которого был отказ КПК от политики радикальной ломки традиционных аграрных отношений, от политики конфискации земель местных богачей. При всех различиях нормативных актов по аграрному вопросу, принимавшихся властями освобожденных районов, они совпадали в некоторых основных положениях: они исходили (декларируя это или нет) из Аграрного закона гоминьдановского правительства 30-х гг., требовали снижения арендной платы на одну четверть (она не должна превышать 37,5% урожая), снижения ссудного процента (он не должен превышать 10% годовых), проведения рациональной и справедливой налоговой политики. Эта политика исходила из признания права частной собственности на землю со всеми вытекающими из этого последствиями (право купли-продажи, сдачи в аренду, заклада и т.п.), но, вместе с тем, эти положения не имели обратной силы и полученная крестьянами до начала антияпонской войны в районе Шэньси— Ганьсу—Нинся земля за ними сохранялась.

Однако Мао Цзэдун и его сторонники рассматривали такую аграрную политику лишь как вынужденную «уступку» Гоминьдану, не понимая ее стратегического значения в условиях национально-освободительной революции. Такой подход, с одной стороны, мешал по достоинству оценить экономическую и особенно социальную эффективность реформистской политики, а с другой, вел к постоянному рецидиву левосектантских перегибов (конфискация земли, уничтожение богачей и т.п.), что ослабляло освобожденные районы. Необходимость преодоления этих ошибок отвлекала силы КПК от решения задач непосредственной борьбы с японскими агрессорами. Как правило, приступая к осуществлению сугубо реформистских мер в рамках политики единого фронта, коммунисты с фатальной неизбежностью соскальзывали в привычную колею «антипомещичьей» борьбы, «аграрной революции» и т.п. Но если раньше это было прежде всего результатом доктринального принятия соответствующей политической ориентации, то теперь это становилось почти неизбежным результатом определенной корыстной заинтересованности новых властных структур, активистов этих преобразований в перераспределении собственности зажиточной части деревни (продовольствия, скота, земли и другого имущества).

Несмотря на это, в целом аграрная политика КПК в годы антияпонской войны может быть оценена как достаточно эффективная, так как 8-я и Новая 4-я армия имели все-таки прочный и спокойный тыл, имели источники пополнения своих рядов и источники материального снабжения. Кроме того, показателем определенной успешности этой политики является некоторый рост производства продовольствия и сырья в освобожденных районах в годы войны. Это и позволило снабдить продовольствием не только армию, но и государственный и партийный аппарат. Хотя имел место определенный рост налогообложения, его более справедливый характер (прогрессивное обложение в первую очередь сельских богачей и льготы бедноте) способствовал улучшению положения середняков и бедноты. Об этом же говорила и политическая нейтрализация эксплуататорской части деревни в годы войны, не препятствовавшая ее экономической активности. Более того, такая политика способствовала привлечению патриотически настроенной зажиточной части деревни к совместной борьбе против японской агрессии, стала экономическим фундаментом политики «трех третей».

Успешное политическое и социально-экономическое развитие освобожденных районов было в первую очередь результатом активной военно-политической деятельности вооруженных сил КПК и, в свою очередь, делалось основой их роста и совершенствования. Создававшие освобожденные районы в тылу японских войск части 8-й и Новой 4-й армий пополнялись прежде всего за счет местных военных формирований различного толка. В Северном Китае издавна действовали традиционные тайные общества (типа хорошо известных «Красных пик»), имевшие свои вооруженные отряды. Повсеместно были распространены вооруженные отряды сельской самообороны («миньтуани»). В японском тылу стихийно возникали партизанские отряды, состоявшие зачастую из солдат и офицеров разгромленных гоминьдановских войск. Действовали в японском тылу и отдельные части и подразделения гоминьдановской армии, возглавлявшиеся патриотически настроенными офицерами. Коммунисты, обладавшие длительным и большим опытом партизанской войны, выступили организаторами всей этой пестрой массы вооруженных людей, стремившихся включиться в борьбу против японских захватчиков, на защиту своих деревень и своих семей. Под патриотическими лозунгами войны сопротивления вооруженные силы КПК вовлекали в свои ряды эти разнородные вооруженные формирования, вступали с ними в сотрудничество, привлекали на свою сторону их руководителей или же их устраняли.

Используя общенациональный (гоминьдановский) закон о воинской обязанности в условиях войны сопротивления, власти освобожденных районов прибегали также к мобилизации лиц призывного возраста для пополнения вооруженных сил. Однако в целом КПК не ощущала недостатка в пополнении своих вооруженных сил. Их расширение скорее сдерживалось нехваткой вооружения. За первые три года войны вооруженные силы КПК выросли более чем в десять раз, превысив 500 тыс. бойцов. Однако в 1941—1942 гг. в связи с развернувшимся наступлением японских войск на освобожденные районы и сокращением их территории произошло и некоторое сокращение армии (примерно на 100 тыс.). В дальнейшем вооруженные силы КПК вновь значительно выросли, достигнув к апрелю 1945 г. 910 тыс. в регулярных частях и 2,2 млн. бойцов ополчения.

Таким образом, КПК располагала мощной военной силой. Однако установки маоистского руководства фактически сдерживали боевую активность этой огромной армии. Мао Цзэдун образно формулировал это так: 10% усилий — на борьбу с японскими захватчиками, 20% — на защиту от Гоминьдана, 70% — на сохранение своего потенциала. Такая установка вела к полному приоритету партизанской тактики, к отказу от сколько-нибудь крупномасштабных операций против японских войск и была рассчитана на победу над агрессором силами своих союзников.

Читайте также

Советские вооруженные силы

Советские вооруженные силы Красная Армия существенно отличалась от финской. В ее рядах в 1939 году насчитывалось около 180 дивизий, но в русско-финляндской войне участвовало только около 45 дивизий.Наиболее крупное различие лежало в технической оснащенности. По штату

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ К 1 января 1943 года восемнадцать месяцев интенсивной и зачастую разочаровывающей войны совершенно изменили лицо Красной Армии. Понесенные за этот период катастрофические боевые потери поглотили большую долю тех бойцов, кто служил в июне 1941 года-а также

Вооруженные силы противоборствующих сторон

Вооруженные силы противоборствующих сторон Турецкие войска. Организация турецкой сухопутной армии по прусской ландверной системе, разрабатывавшейся с 1839 г., была установлена в 1869 г. с расчетом выполнения ее в полной мере к 1878 г. Полевые войска состояли из следующих

2. Германские вооруженные силы в 1939 г.

2. Германские вооруженные силы в 1939 г. Сухопутные войскаДатой возникновения новой германской сухопутной армии считается 16 марта 1935 г., когда Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности и определил численность армии примерно в 36 дивизий. Но фактически

Вооруженные силы

Вооруженные силы Вооруженные силы формировались на основе всеобщей воинской обязанности и потому формула «Красная Армия – армия народа» правильно отражала их назначение и задачи. Вооруженные силы были призваны защищать Советское государство от внешних врагов. Так

29. ИМПЕРСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

29. ИМПЕРСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ — «Адвертисер» не пришел, — воскликнул [мой 11-летний сын] Эрик. — Мистер Герндон говорит, пора вставать, япошки захватили наш остров и мы не успеем выпить кофе. Его мать, с трудом открыв глаза, сонно ответила: — Позвони в редакцию

Вооруженные силы директории

Вооруженные силы директории Относительный порядок, в Киеве. поддерживал, так называемый “Осадный Корпус Сечевых Стрельцов”, состоявший из галичан, под командой капитана Коновальца, да кое-какие дружины добровольцев. До известной степени, сохранился и “Запорожский

2. Германские вооруженные силы в 1939 г.

2. Германские вооруженные силы в 1939 г. Сухопутные войскаДатой возникновения новой германской сухопутной армии считается 16 марта 1935 г., когда Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности и определил численность армии примерно в 36 дивизий. Но фактически

2.1. Вооруженные силы Норвегии

2.1. Вооруженные силы Норвегии Высшее военное управлениеНорвегия получила независимость лишь в 1905 году, разорвав унию со Швецией. По государственному строю являлась королевством с ограниченной монархией и сильным парламентом (Стортингом). Вооруженные силы состояли из

2.2. Вооруженные силы Дании

2.2. Вооруженные силы Дании Вооруженные силы южного соседа Норвегии — Датского королевства — состояли из армии (H?r), военно-морского флота (Flaade) и военно-воздушных сил (Luftvaaben). В мирное время делами вооруженных сил ведало военное министерство, в случае объявления войны

Вооруженные силы

Вооруженные силы Как и другие сферы общественной жизни, в первый период армия и флот сохранили институты, унаследованные от Веймарской республики. Программы, запущенные Шлейхером, продолжали выполняться и подверглись изменениям только в 1933 году. Министр рейхсвера в

Глава V. Вооруженные силы Японии

Глава V. Вооруженные силы Японии Система воспитания солдатаЯпонская армия составляла центр реакционно-шовинистического движения в Японии и являлась орудием в руках буржуазии, сомкнувшейся с феодальным дворянством, которое в завоеваниях видело прежде всего источник

Вооруженные силы

Вооруженные силы На протяжении 1905–1906 годов рабочие почти нигде не смогли заручиться поддержкой солдат и матросов. В июне 1905 года моряки захватили броненосец «Потемкин», один из самых мощных кораблей Черноморского флота, и привели в Одесскую гавань, где его появление

Вооруженные силы оккупантов

Вооруженные силы оккупантов Многие исследователи невольно (некоторые — сознательно) вводят читателей в заблуждение, когда пишут, что вооруженные силы оккупантов на территории БССР составляли в 1941–1942 гг. около 160 тысяч человек. А этого более чем достаточно для того,

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РУССКИХ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РУССКИХ Армия 6. Если допустить, что в нынешней войне русские потеряли ориентировочно 10- 11 млн. человек, то общая численность отмобилизованных сухопутных сил русских на 1 июля может составить чуть более 7 млн. человек. Более 6 млн. из них, по нашим оценкам,

Источник

История Китая с древнейших времен до наших дней

Особенности развития КПК в период войны с Японией

В годы войны против японских захватчиков КПК завоевала авторитет среди народных масс Китая как наиболее последовательная революционно-патриотическая сила, авангард и руководитель народа в его борьбе против чужеземных поработителей. Под руководством коммунистов действовали 8-я и Новая 4-я армии, партизанские отряды и ополчение.

От власти японских войск было избавлено население обширных освобожденных районов, на территории которых проводились прогрессивные преобразования: снижение арендной платы, борьба с ростовщичеством, создание народных органов власти. Крестьяне получили защиту от произвола помещиков и гоминдановских войск. Критикуя пороки политики гоминдана, разоблачая его прояпонские элементы, указывая на опасность сохранения буржуазно-помещичьей диктатуры, выступая за демократизацию политического строя Китая, Коммунистическая партия Китая защищала коренные национальные интересы подавляющего большинства китайского народа.

Вместе с тем в развитии КПК в годы национально-освободительной войны все сильнее ощущались отрицательные тенденции, возникавшие вследствие усиления влияния на политику партии националистических элементов. Широкое распространение приобрели военно-административные методы работы. Массовые объединения трудящихся — крестьянские, женские, молодежные и другие — создавались обычно политорганами 8-й и Новой 4-й армий. Как отмечалось руководителями КПК, «необходимо было применять административные методы, чтобы развивать массовое движение сверху вниз, так как крестьяне были очень инертны и их можно было поднять только с помощью внешней силы».

Взяв в начале войны курс на максимальное расширение рядов партии, руководство КПК, по существу, отодвинуло на задний план классовые критерии, вовлекая:в партию практически всех сторонников антияпонского сопротивления. Этот курс привел к тому, что численность КПК за 1937—1940 гг. выросла в 20 раз — с 40 тыс. до 800 тыс. членов. 80—90% членов партии составляли крестьяне, 5-6% — представители сельской интеллигенции (в основном шэньши — выходцы из торговых и помещичьих слоев, обычно привлекавшихся гоминданом для работы в местных административных органах) и 4-6% — рабочие, главным образом занятые в небольших ремесленных и кустарных мастерских.

Такое расширение партии вело фактически к растворению коммунистических элементов в крайне разнородной мелкобуржуазной массе. Подавляющее большинство членов КПК были неграмотными. Политический уровень членов партии был также очень низким. Многие не понимали разницы между КПК и гоминданом, не знали, каковы их цели. Кадровые работники партии, руководители партийных органов, как правило, были выходцами из мелкобуржуазной интеллигенции, из буржуазных и помещичьих семей. Подавляющее большинство их имело лишь смутные представления о марксизме. Они принесли с собой в партию груз мелкобуржуазных и даже феодальных представлений и идей.

На развитии КПК отрицательно сказывались последствия ослабления работы партии в городах в первой половине 30-х годов в результате известного спада рабочего движения и сектантских ошибок КПК по вопросам рабочего и профсоюзного движения. Вместе с тем в период советского движения основные силы партии концентрировались в Красной армии и советских районах, оторванных от главных промышленных центров.

В это время был приобретен значительный опыт работы с крестьянством, который затем применялся в годы войны против японских захватчиков. Японский оккупационный режим еще более затруднил деятельность партии в городах. В то же время пополнение КПК в эти годы главным образом за счет непролетарских элементов было связано с тем, что руководство КПК игнорировало значение работы партии в рабочем классе.

Коминтерн и марксистско-ленинские силы в КПК подчеркивали необходимость правильного соотношения работы партии в деревне и в городе, с тем чтобы обеспечить приток в партию пролетарских кадров, способных осуществить руководство борьбой крестьянства со стороны рабочего класса. Но руководители КПК выдвинули по этому вопросу свои особые установки. «Работа в деревне, — писал Мао Цзэдун в 1939 г., — должна играть главенствующую роль в китайском революционном движении, а работа в городе — вспомогательную».

«Необходимо,— подчеркивал он, — подчинить работу в городе работе в деревне». Это положение отразило ограниченность мелкобуржуазных революционеров, приспосабливающих свои концепции к задачам и условиям ближайшего момента, текущего этапа революции, но неспособных в отличие от пролетарских революционеров строить свою тактику с учетом последующей перспективы развития.

В маоцзедуновской схеме китайской революции рабочему классу отводилась второстепенная, вспомогательная роль помощника крестьянства. Если крестьянству как главной силе революции Мао Цзэдун предписывал вести активные наступательные действия, то рабочему классу рекомендовал занять глухую оборону, «надолго уйти в подполье, накапливать силы, своевременно переправлять свои силы в деревню и тем самым слиться с борьбой в деревне». Иными словами, это была установка на свертывание самостоятельного революционного движения пролетариата.

Негативное отношение к пролетариату, отрицание его решающей политической роли в китайской революции создали непреодолимый рубеж, отделивший Мао Цзэдуна как идеолога крестьянской революционной войны от подлинно марксистского понимания закономерностей развития буржуазно-демократической революции и ее последующего перерастания в социалистическую.

И хотя Мао Цзэдун в той или иной мере заимствовал отдельные идеи марксизма (о важной роли крестьянства в национально-освободительном движении, о революционной армии, о необходимости политической партии как организатора и руководителя вооруженной борьбы крестьян и т. д.), он по своим взглядам и идеологии не вышел за рамки радикального революционного демократизма.

Резко изменившаяся международная обстановка после нападения фашистской Германии на СССР требовала усиления антияпонской войны китайского народа, чтобы тем самым сорвать завоевание Китая японскими милитаристами и предотвратить вступление Японии в войну против СССР. Это соответствовало интересам не только Советского Союза, но и других свободолюбивых народов, и в особенности китайского народа. Однако Мао Цзэдун и его сторонники навязывали партии тактику пассивного ведения войны.

Когда в начале сентября 1941 г. в Яньане перед Мао Цзэдуном был поставлен вопрос о возможных акциях в случае если Япония начнет войну против СССР, он ушел от ответа. В дальнейшем китайское руководство блокировало все попытки достигнуть координации действий с КПСС. Вместо активизации борьбы против японских захватчиков ЦК КПК во второй половине 1941 г. дал указание народным армиям «выиграть время, копить силы».

Тактика пассивного ведения войны с японскими оккупантами крайне отрицательно сказалась на развитии вооруженных сил КПК, на положении Освобожденных районов в тылу врага, на партии. В результате 1941-1943 годы стали самым трудным периодом в жизни освобожденных районов, их территория сократилась вдвое, значительно снизилась численность партизанских отрядов, почти вдвое уменьшилось количество бойцов 8-й и Новой 4-й армий.

Были деморализованы многие местные партийные организации. Многослойная военная и экономическая блокада противника вокруг освобожденных районов вызвала серьезные хозяйственные трудности и угрозу голода. Среди населения и части военного и партийного руководства росло недовольство политикой маоистов.

Чтобы спасти положение, партия вынуждена была принять чрезвычайные меры, превратить освобожденные районы в военно-трудовой лагерь. Главным политическим лозунгом стал призыв ЦК КПК к «самообеспечению», т. е. к использованию всех возможных местных ресурсов продовольствия, домашнего и кустарного производства для удовлетворения нужд населения и воинских частей. Были мобилизованы трудовые усилия всего взрослого населения освобожденных районов, включая армию и административный аппарат.

Власти освобожденных районов прилагали также большие усилия к развитию кустарного производства, расширению посевных площадей и сбору сельскохозяйственной продукции. Стимулировалось производственное кооперирование ремесленников, создание кредитных кооперативов и групп трудовой взаимопомощи в деревне. Маломощным крестьянам выдавали денежные и семенные ссуды. Все эти меры дали определенный эффект, позволив освобожденным районам без массового голода пережить наиболее трудные годы. С 1944 г., когда гоминдановская и японская блокада ослабла, освобожденные районы снова начали расширяться.

Переживаемые партией трудности были использованы группой Мао Цзэдуна для развертывания националистической кампании против Коминтерна, против коммунистов-интернационалистов, за полное подчинение маоистам всей партии и армии. Эта антипартийная, антикоминтерновская кампания прикрывалась внешне невинным названием «движение за упорядочение стиля работы партии» («чжэнфэн юньдун»). Начавшись в мае 1941 г., движение «чжэнфэн», сопровождавшееся запугиванием и подавлением противников Мао, восхвалением его личности, завершилось VII съездом КПК в 1945 г.

В сентябре 1941 г. Мао Цзэдун и его сторонники провели заседание Политбюро, на котором подвергли бичеванию своих главных идейных противников — Ван Мина, Чжан Вэнь-таня, Бо Гу, Ян Шан-куня и др. Все они были отстранены от работы в высших руководящих органах Коммунистической партии Китая и политически дискредитированы. Против них были сфабрикованы обвинения в левом оппортунизме и догматизме.

Вслед за этим в феврале 1942 г. Мао Цзэдун официально провозгласил начало в партии «идеологической революции», предполагавшей изменение теоретических, организационных и идеологических основ Коммунистической партии Китая, подмену марксизма-ленинизма так называемым китаизированным марксизмом.

Решение о роспуске Коминтерна в мае 1943 г. было воспринято маоистами как освобождение КПК от каких-либо обязательств по отношению к мировому коммунистическому движению. Роспуск Коминтерна был использован маоистами для еще более грубого насаждения своих националистических взглядов в партии, для подавления китайских коммунистов-интернационалистов, для утверждения культа личности Мао Цзэдуна.

Процесс идеологической и политической переориентации партии был в основном завершен на VII съезде КПК, который проходил 23 апреля — 11 июня 1945 г. в Яньане. К этому времени в рядах КПК насчитывалось более 1,2 млн. человек. Армия, руководимая партией, выросла до 900 тыс. бойцов. Она контролировала 19 освобожденных районов с населением более 95 млн.

Неизбежный и сравнительно быстрый разгром японской армии вооруженными силами СССР и союзных держав был теперь совершенно очевиден для руководства КПК. Поэтому центральное место в работе VII съезда заняли проблемы идеологической, политической и организационной подготовки партии к будущей гражданской войне с гоминданом.

Генеральный план деятельности партии, изложенный в политическом докладе Мао Цзэдуна, состоял в борьбе за ликвидацию «диктатуры крупных помещиков и крупной буржуазии феодального, фашистского антинародного государственного строя» и за установление «новой демократии», т. е. государственного строя «демократического блока участников единого фронта, блока, опирающегося на подавляющее большинство китайского народа».

Политический строй, призванный прийти на смену диктатуре гоминдана, Мао Цзэдун характеризовал как «буржуазно-демократическое государство и общество нового типа», которое будет существовать в Китае в течение длительного периода. Социальную опору такого политического строя должны были составлять широкие слои населения от рабочего класса до буржуазии и части помещиков.

Главной и важнейшей силой новодемократического режима Мао Цзэдун считал крестьянство. «Крестьянство, — говорил он, — является основной базой демократического режима в Китае на данном этапе». Рабочему классу не отводилось самостоятельного места как в политике, так и в экономике будущего ноеодемократического государства. Руководство рабочего класса фактически подменялось руководством партии, в составе которой преобладало крестьянство.

Главное внимание Мао Цзэдун уделил крестьянству и национальной буржуазии, подчеркивая, что «все мероприятия этой революции направлены не на уничтожение частной собственности, а на охрану частной собственности. В результате этой революции будет расчищен путь для развития капитализма».

Передача земли от феодальных собственников крестьянам, превращение ее в собственность крестьян и освобождение их от феодальных отношений рассматривалось как решающее условие модернизации страны. «Это создаст рынок для промышленности и позволит Китаю из страны аграрной превратиться в страну индустриальную».

На данном этапе, однако, Мао Цзэдун не настаивал на радикальном разрешении аграрного вопроса — на немедленной конфискации помещичьих земель и безвозмездной передаче их в собственность крестьянам. «Мы будем бороться, прежде всего, за снижение арендной платы и ссудного процента по всей стране, — говорил Мао Цзэдун, — а затем соответствующими средствами будем шаг за шагом добиваться того, чтобы каждый пахарь имел свое поле».

В докладе Мао Цзэдуна говорилось, что народное хозяйство в Китае должно состоять из трех секторов: государственного, кооперативного и частного. При этом вопрос о характере государственного сектора (социалистический или госкапиталистический) был обойден. Вопрос о крупных предприятиях, принадлежащих империалистическим державам (кроме Японии), а также китайской буржуазии (кроме предателей), специально не был поставлен Мао Цзэдуном. Но его заявление о том, что «мы приветствуем иностранные капиталовложения при условии соблюдения китайских законов и соблюдения интересов экономики Китая», означало обещание предоставить предпринимателям империалистических держав определенную свободу экономической деятельности.

От марксистского решения проблем буржуазно-демократической революции и перевода страны на некапиталистический путь развития программу Мао Цзэдуна отделяло отрицание руководящей роли пролетариата, ведущего положения социалистических элементов в политике и экономике страны. Главной социальной опорой революции он считал мелкобуржуазные силы (как по своему положению, так и по объективным стремлениям) в деревне и буржуазию в городе.

Программу «новой демократии» предполагалось осуществить постепенно, через ряд последовательных этапов. На ближайший период была принята конкретная программа, основные положения которой сводились к немедленному упразднению гоминдановской диктатуры и образованию коалиционного правительства. На основе этой программы КПК изъявляла готовность договориться с гоминданом, с тем чтобы избежать гражданской войны. В противном случае, предупреждал Мао Цзэдун, гражданская война неминуема.

Доклад о новом уставе партии сделал на съезде Лю Шао-ци. Он утверждал, что КПК «выражает интересы не только китайского рабочего класса, но и китайского крестьянства, китайской мелкой буржуазии и буржуазии вообще», что Коммунистическая партия Китая является якобы пролетарской партией вследствие господства в ней «идей Мао Цзэдуна». Эти «идеи» определялись в докладе как «китайский коммунизм», «китайский марксизм», как «превосходный образец национального марксизма».

На самом деле так называемая китаизация марксизма была, по существу, подменой марксизма мелкобуржуазной революционно-националистической доктриной Мао Цзэдуна. Эта политическая доктрина с ее антифеодальной, антиимпериалистической программой в то время действительно отражала настроения многомиллионных трудящихся масс Китая, а также части средних буржуазных слоев города и деревни и, следовательно, имела более значительную и широкую социальную опору, чем правящая буржуазно-помещичья партия гоминдан.

В этом была одна из главных причин роста влияния КПК на широкие народные массы, увеличения ее рядов, роста ее вооруженных сил и расширения контролируемых ими освобожденных районов. На VII съезде маоизм впервые был назван идеологической основой деятельности партии. В новом уставе было зафиксировано, что «Коммунистическая партия Китая во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэдуна».

Доклад по военному вопросу сделал на съезде Чжу Дэ, охарактеризовавший успехи вооруженных сил КПК в войне с Японией.

Съезд избрал Центральный Комитет в количестве 44 членов и 33 кандидатов. Председателем ЦК КПК был избран Мао Цзэдун. Съезд фактически узаконил захват руководства партией Мао Цзэдуном и его сторонниками, занявшими решающие позиции в высших руководящих органах партии. В то же время в состав ЦК вошли и представители интернационалистских сил партии.

VII съезд содействовал консолидации рядов партии как наиболее влиятельной революционной силы Китая, ее подготовке к послевоенной вооруженной борьбе за власть. Однако эта консолидация партии была достигнута не на основе марксизма-ленинизма, а на основе националистической мелкобуржуазной доктрины Мао Цзэдуна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *