Что такое козни дьявольские

КОЗНИ ДЬЯВОЛА

Берегитесь советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречивого, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Противьтесь дьяволу и старайтесь распознавать его козни.

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Апостол Павел

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф.6:11).

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни

Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, которые, однако ж, на деле совсем не то суть, чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине, которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу. Многие и разные влагает он страсти в душу, для погашения в ней Божественного огня, в котором вся сила, особенно же берет покоем тела и тем, что с этим соединено. Когда же увидит, наконец, что всего подобного остерегаются и ничего не принимают от него, и никакой не подают надежды, чтоб когда-нибудь послушали его, – отступает от них со стыдом. Тогда вселяется в них Дух Божий. Когда же вселится в них Дух Божий, то дает им покойными быть, или покой вкушать во всех делах их, и сладким соделывает для них несение ига Божия, как написано в Евангелии: «обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29), хотя они взяли и несут иго Его на себе. Тогда становятся они неутомимыми, как в опытах добродетели, так и в исполнении послушания и в ночных бдениях, не гневаются при человеческих напраслинах и не боятся никого, ни человека, ни зверя, ни духа: потому что радость Господня с ними пребывает день и ночь, оживляет их разум и питает их. Этою радостью возрастает душа, и является годной на все, или совершенною, и ею восходит на небо.

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Монах изгоняет дьявола из монастыря

Берегитесь советов злого диавола, когда придет он в виде правдоречивого, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светлого, – не верьте ему и не слушайтесь его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательной видимостью Истины. Несовершенные не знают этих хитростей диавола, и того, что постоянно он влагает им, совершенные же знают, как говорит Апостол: «совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обученна долгим учением, в разсуждении добра же и зла» (Евр.5:14). Этих враг не может обольстить, но верных, которые себе мало внимают, удобно прельщает он своей сладкой по виду затравой, и их уловляет, подобно тому, как рыболов уловляет рыбу, прикрывая острие удочки затравой. Рыба не знает, что этой затравой прикрыта удочка: потому подплывает, проглатывает затраву и тотчас попадается в плен. Если бы рыба знала, что этой затравой она будет поймана, без всякого сомнения, не приблизилась бы к ней и бежала бы от нее. Равным образом и несовершенных верующих, как мы сказали, уловляет враг, и по причинам совершенно сходным, как говорит Соломон: «суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово» (Притч.16:25); писано также у Пророка Амоса: «что ты видиши, Амосе?» Он ответил: «сосуд» (тенета, сети) «птицелова» (8, 2). Птица, из страха быть пойманной на земле, летает по воздуху и строит себе гнездо, для отдыха и сна, в самых высоких местах: там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать или поймать ее. Но известно, как ухитряется обмануть ее птицелов: приходит к тому месту, расстилает тенета, и посыпает на виду семена, этой пищей сманивает он птицу с той высоты, она слетает и попадается в лов. Подобным образом делает и диавол, уловляя несовершенных христиан своими хитростями, и низвергая их со своей высоты. Так он действовал когда прикрылся змием и сказал Еве: «не смертию умрете. в онже аще день снесте, отверзутся очи ваши и будете яко бози» (Быт.3:4,5). Услышав эти слова, Ева склонилась к нему сердцем и думала, что тут истина, потому что не рассудила о том как следует. Но когда вкусила сама, и дала вкусить Адаму, тогда случилось с ними то великое несчастие: они пали оба с своей высоты.

Таким же образом поступает диавол и с несовершенными христианами, когда, не зная как различить доброе от худого, следуют они своим склонностям, довольствуясь своим суждением и мнением, когда отцов своих совершенных, умеющих верно различать добро от зла, не спрашивают, а следуют желаниям своего сердца, думая, что они и сами достигли уже совершенства и получили благословение отцов своих. Таковые подобны тем птицам, которые построили свои гнезда высоко, но слетели на землю, попались в сети птицелова и были пойманы. Подобное сему случается с ними, потому что в самоуверенности они действуют всегда по влечению сердца своего и исполняют свои желания, не слушая отцов своих и не советуясь с ними. Посему диавол устраивает им видения и призраки и надымает их сердце гордыней, иногда дает им сны ночью, которые исполняет для них днем, чтоб в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они, и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтоб они относительно его оставались спокойными, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с их высоты по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается он держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их, А они, по Писанию, суть в самом деле блестящие грозди, но незрелые и терпкие. Наставления отцов им тяжелы, потому что они уверены, что сами знают уже все.

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Блюдись поблажить себе в малом, чтоб не дойти до поблажек в большом и до великих падений

Враг, зная времена наших естественных потребностей, побуждающих природу удовлетворять себя, – зная, что от скитания очей и упокоения чрева, ум приходит в кружение, старается в такие именно времена побуждать нас, чтоб увеличивали мы свои естественные потребности, и посевать в нас образы лукавых помыслов, чтобы страсти в усиленной борьбе взяли верх над природою, и человек погряз в грехопадениях. Потому, как враг наблюдает такие времена, так и нам надлежит, в сии же особенно времена, умудряться, и не дозволять себя опрометчиво исполнять волю навеваемых помыслов, не уступать над собою победу алчбе, паче же не двигаться с места своего безмолвия и не ходить туда, где это удобно случается с нами, чтоб не заготовить чрез то предлогов к тому, чтоб и совсем уйти из пустыни.

Враг днем и ночью стоит у нас пред глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким бы отверстым входом наших чувств войти ему. И когда допущено нами нерадение в чем-либо одном, тогда этот хитрый и бесстыдный пес пускает в нас стрелы свои. Иногда природа сама собою начинает любить покой, вольность, смех, парение мыслей, леность, и делается источником страстей и пучиною мятежа, а иногда противник внушает это душе. Блюдисьпоблажить себе в малом, чтоб не дойти до поблажек в большом и до великих падений. И малая небрежность, как сказал некто, нередко ведет к великим опасностям. И в малом и незначительном быть всегда трезвым, – вот мудрость.

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Скрытный злодей злобнее явно обижающих, потому он злее и наказывается

Сплетающий козни и скрытно делающий зло есть змей, по Писанию, седяй на пути и угрызаяй пяту конску (Быт. 49:17).

Отврати мысль от всякого любоимания, и тогда возможешь увидеть козни дьявола.

Источник

Как распознать козни сатаны?

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Если спросишь: «Как распознать козни, хитрости сатаны?», то для этого необходимо знать две вещи:

во-первых, ты должен знать, что сатана делает наущения, и они подобны стрелам, которыми сатана стреляет в сердце человека. Ты сможешь распознать их, если будешь различать мысли, которые идут в твоё сердце, их сыфаты и основу.

Во-вторых: ты должен знать, что у сатаны есть хитрости и козни, они подобны сетям и ловушке, которую ставят охотники, чтобы поймать дичь. Ты сможешь распознать их, когда узнаешь, какие хитрости бывают у сатаны, их сыфаты и пути.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Джинн. Как изгнать его?
Нечеловеческая цивилизация – мир джинов
Как защитить себя от колдовства, порчи и сглаза?
Как защититься от шайтана?
Поражение джиннами: в чем актуальность проблемы?
Где находится мечеть джиннов?
Есть ли джинны? (Рассказ для детей)
Чёрный джинн атакует перуанских школьников

Теперь мы разъясним тебе основу мыслей, которые идут в сердце.

Ты знай, поистине Всевышний Аллах на сердце каждого человека уполномочил ангела, который призывает его к совершению благого, его зовут «Мулхим», а его призыв называют – «илхам». Также Всевышний Аллах направил на сердце каждого человека сатану по имени Васвас, который призывает его к совершению плохого поступка, его призыв называют – «васвасатун».

Мулхим призывает только к благому, а Васвас – только к греховному. Но, как передали от нашего шейха Абу Бакр ал-Варрак, иногда сатана призывает к благому, но он это делает с плохой целью. Например, сатана может призвать совершить какое-либо благое дело, чтобы человек занялся этим делом и не смог совершить ещё более достойный поступок. Или он может призвать совершить какое-либо благое дело, чтобы человек попал в ещё больший грех, как, например, ву’жбу или рияъ.

Они оба, т.е. ангел и сатана влияют на сердце человека, и каждый из них призывает человека к своей цели. Сердце человека чувствует этот призыв, а также слышит его, как об этом передано в хадисе: «Поистине, когда рождается человек, Всевышний Аллах прикрепляет к его сердцу ангела, а шайтан прикрепляет одного из шайтанов. Этот шайтан сидит над левым ухом сердца, а ангел сидит над правым ухом сердца, и каждый из них обращается к человеку с призывом».

Также Всевышний Аллах создал в человеке нафс, который всё время тянет к удовлетворению своих страстей любыми путями, какими бы они ни были – разрешёнными или запрещёнными Шариатом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Колудны делают вирды сатаны и живут несчастливо
Осторожно, к гадалке не ходи!
Что говорит Ислам относительно талисманов?
Как мусульманину подобает вести себя в уборной
Как распознать козни сатаны?

Эти трое, т.е. ангел, сатана и нафс постоянно призывают человека совершать то или иное дело.

А теперь ты нуждаешься в познании сути этих мыслей. Наши учёные, да будет Аллах ими доволен, сказали: «Если ты желаешь уметь различать плохие мысли от хороших – взвесь их на одних из трех весов.

То, что пришло тебе на сердце, взвесь на весах Шариата. Если это дело соответствует Шариату, то это хорошая мысль. А если же, согласно нормам Шариата, данное дело является неодобряемым или сомнительным, то это плохая мысль.

Если тебе это не прояснилось, то взвесь его на весах следования за праведными предками. Если так поступали праведные предки – то это хорошая мысль, а если таким образом поступают грешные люди – то это плохая мысль.

Если тебе это не прояснилось, то взвесь его на весах желаний нафса. Посмотри, если твой нафс по своей природе убегает от совершения данного дела – то знай, что это хорошая мысль. Если же нафс по своей природе тянется к совершению данного дела – то это плохая мысль, ибо нафс всегда повелевает совершать греховное, никогда не стремится к благому».

Что касается уловок сатаны, которыми он преграждает человеку путь к искреннему богослужению – их семь.

3. Сатана повелевает, чтобы раб совершал поклонение поспешно, и делает наущение: «Поторопись, быстрей заканчивай своё богослужение, чтобы освободиться для совершения таких-то дел », и если Всевышний Аллах защитит его, он отвергнет сатану, сказав: «Деяние, совершённое полноценно и спокойно, лучше, чем деяние, совершённое поспешно и с недостатками».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гадалка сказала, что на нашем доме порча…
Гадалка сказала, что мне не быть счастливой…
Из-за порчи не могу выйти замуж…
Думаю, что на меня навели порчу…
Думаю, что моего мужа приворожили…
Никак не могу выйти замуж…

Религия Ислам одобряет спокойствие, неторопливость в поступках, кроме как в нескольких делах, о которых сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Спешка бывает от сатаны, кроме пяти случаев: выдачи замуж девушки по достижению возраста, возвращении долга, похорон умершего, угощении гостя и раскаянии при совершении греха».

4. Сатана повелевает рабу совершать поклонение спокойно, смиренно, но напоказ людям, и если Всевышний Аллах защитит его, он отвергнет сатану, сказав: «Зачем мне совершать это деяние ради людей, ведь мне достаточно того, что Аллах это видит».

5. Сатана желает, чтобы раб попал в у’жбу и обращается к нему: «Какой ты праведный, какой ты умный». Если Всевышний Аллах защитит его, он отвергнет сатану, сказав: «Это всё – Милость Аллаха, проявленная по отношению ко мне. Он дал мне помощь совершить это благое деяние и сделал его ценным, и если бы не Милость Аллаха – то моё деяние не имело бы никакой цены. Мое послушание Аллаху очень мало по сравнению с моими грехами».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ислам о параллельных мирах и иных цивилизациях
«Джинны» из «Pokemon GO» проникают в мечети и церкви

7. Сатана приходит к рабу другим путём, и говорит: «Ты не нуждаешься в совершении благих деяний, ибо, если тебе суждено быть счастливым – тебе не навредит несовершение поклонения. А если тебе суждено быть несчастным – то совершение благих деяний не принесёт тебе никакой пользы». Если Всевышний Аллах защитит его и от этого, он отвергнет сатану и скажет: «Поистине, я – раб Всевышнего Аллаха, а рабу обязуется следовать повелениям своего Господа и поклоняться Ему. Аллах лучше знает, Он выносит решения по Своему желанию, и делает то, что Сам пожелает. Совершение благих поступков в любом случае принесёт мне пользу: если я являюсь из числа счастливых, то я нуждаюсь в благих поступках, чтобы умножить награду за благие поступки, если же я являюсь из числа несчастных, то я также нуждаюсь в совершении благих деяний, чтобы мне не пришлось упрекать себя. Всевышний Аллах не накажет меня за совершение благих поступков, и поэтому в любом случае мне нет вреда от них, есть только польза. А если меня введут в Ад, то я лучше войду туда, будучи послушным рабом Аллаха, чем грешником. Как же не будет пользы от поклонения в то время, как Слово Всевышнего Аллаха и Его обещание является истиной. Он обещал великую награду за совершение поклонения Ему. Всевышний Аллах никогда не ввергнет в Ад того, кто встретится с Ним, будучи уверовавшим в Него и послушным Ему. И в Рай входят не благодаря своим деяниям, а по Милости и Обещанию Всевышнего Аллаха. В Коране Всевышний Аллах рассказал о таких счастливых людях:

وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي صَدَقَنَا وَعْدَهُ

Смысл: «И они сказали: Хвала Всевышнему Аллаху, который исполнил Свое обещание, что введёт нас в Рай» (Коран 39:74).

Ты очнись, о мой брат, да смилуется над тобой Аллах. Поистине, это дело, т.е. путь поклонения Всевышнему Аллаху, очень тяжелое, поэтому проси помощи в этом у Него. Нет силы оставить плохое и нет мощи совершать благое, кроме как от Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Видео

Музыка

Приложения

Всегда под рукой

Фотоальбом

Подписка по e-mail

СТАРЕЦ ПАИСИЙ О КОЗНЯХ ДЬЯВОЛА

Что такое козни дьявольские. Смотреть фото Что такое козни дьявольские. Смотреть картинку Что такое козни дьявольские. Картинка про Что такое козни дьявольские. Фото Что такое козни дьявольские

Диавол старается вывести подвижника из строя.

— Геронда, иногда искушения обрушиваются одно за другим, и сил у меня нет.

— Я тебя научу, как избежать искушений. Примешь то, что я тебе скажу?

— Единственный способ избежать искушения — это стать. союзником диавола! Чего смеешься? Не нравится тебе этот способ? Ну, тогда слушай.

Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол. Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.

— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.

— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе. Но знай, что бывают и маленькие тангалашки, которые приносят, однако, немалый вред. Как-то спросили одного маленького тангалашку «Ну а что же можешь сделать ты?» — «Что могу сделать я? — переспросил тот. — Я хожу к портнихам, к сапожникам — путаю им нитки и вывожу их из себя!» Величайшие соблазны происходят от пустяков и не только между нами, но иногда и между государствами. В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится бесчувственным и стоит на месте — как пенек.

— Геронда, а почему, установив распорядок, чин своей духовной жизни и имея вначале расположение подвизаться, я быстро теряю над собой контроль и возвращаюсь к старому?

— А ты сама не знаешь? Тангалашка, будучи извещен о том, что мы работаем духовно, «переключает» нашу «программу» на другую. Установив для себя какой-то порядок, начав двигаться по одной колее, мы оказываемся в другой. И при недостатке внимания мы понимаем это лишь по прошествии дней. Вот почему подвижник должен во всем идти наперекор диаволу (с рассуждением, конечно), и [кроме того], за ним должен наблюдать опытный духовник.

— А ведет ли сатана брань с человеком, не совершающим тонкой работы над самим собой?

— Сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику: искусить и вывести его из строя. Враг не будет терять времени и заниматься тонкой работой с тем, кто сам не совершает над собой тонкой работы. К тому, кто шьет цыганской иглой, он пошлет беса с цыганской иглой. К тому, кто занимается тонким рукодельем, пошлет беса, который занимается тонким рукодельем. К тончайшему вышивальщику — беса [специалиста] по очень тонким работам, к тем, кто работает над собой грубо — грубого беса. К новоначальным он посылает беса новоначального.

Сколько же людей, одни от впечатлительности, другие от своих расшатанных нервов изводятся от бессонницы, глотают таблетки или без пользы мучаются по больницам! Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование! Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми.

Диавол делает нам обезболивающий укол.

Раньше в Конице не было банка. Когда люди хотели получить заем, они шли в Янину. По нескольку человек из окрестных деревень собирались и шли семьдесят два километра пешком, чтобы занять денег и купить, например, лошадь. В то время, имея лошадь, можно было содержать семью: впрягали свою лошадь в пару еще с чьей-нибудь лошадью и пахали. Так вот, как-то раз отправился один крестьянин в Янину занять денег, чтобы купить лошадь, пахать на ней землю и не мучиться с мотыгой. Получил он в банке заем, а потом пошел ротозейничать по еврейским лавкам. Один еврей увидел его и потащил внутрь. «Ну-ка, дядя, заходи, что за прелесть, погляди!» Зашел крестьянин в магазин, начал еврей снимать с полок рулоны ткани, брал один, бросал другой: «Бери, — говорил, — хороший материал, а для детей твоих я отдам и подешевле!» Вырвался простофиля из одной лавки и пошел к другой. «А ну-ка, дядя, — говорит ему другой еврей, — проходи внутрь, для тебя-то уж я продам подешевле!» Снимал перед ним рулоны, раскрывал, разворачивал. Под конец закружилась у нашего бедолаги голова. Было у него вдобавок и немного любочестия.

«Ну что же поделать, — говорит, — раз уж он и поснимал рулоны с полки, и поразворачивал их. и якобы уступает для детей подешевле. » Отдал он еврею те деньги, что взял в банке, и купил рулон ткани, но и она оказалась истлевшей! Да и к чему было покупать целый рулон материи? Рулонами ткань даже богатые не покупали, брали, сколько было нужно. Вернулся он в конце концов домой с рулоном гнилой ткани. «А где лошадь?» — спрашивают его. «Я, — говорит он, — материалу для ребят принес!» Но что им было делать с таким количеством ткани? И в банк он задолжал, и лошади не купил — ничего, кроме рулона изъеденной ткани! Ну и давай опять за свое: мотыжить землю, мучиться, отрабатывать долг! А если бы он купил лошадь, то вернулся бы верхом, прикупил бы и для дома чего-нибудь и впредь не убивался бы на поле с мотыгой. Но видите, до чего он дошел из-за своего ротозейства по еврейским магазинам? Так же поступает и диавол. Как хитрый торгаш, он тянет тебя то с одного бока, то с другого, он ставит тебе подножки, добиваясь в конечном итоге того, что ты идешь туда, куда хочет он. И если ты невнимателен, то, отправляясь в одно место, ты заканчиваешь свой путь в другом. Диавол обманывает тебя, и ты теряешь свои лучшие годы.

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы.

— Диавол — искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. «В такой-то, — говорит он, — книге о Божественной Литургии написано то-то.» Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. «Вот это да! — скажет человек. — Озарение пришло во время Божественной Литургии!» — тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание, и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это же совершенное детство! Подобные вещи только ребятишкам на радость. «Зажгла!» — говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной Литургии должно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают «Что это такое?» Их ум уходит от Бога, а тангалашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме: как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу [что-нибудь произойдет] или ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется. Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.

О, если бы видели, как действует диавол! Вы не видели его, потому и не понимаете некоторых вещей. Он делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Я замечаю это у себя в каливе, когда разговариваю с людьми. Только лишь я дохожу до нужного мне, чтобы помочь слушающим, до кульминационного момента беседы, то сразу или происходит какой-то шум, или кто-то приходит, и я прерываюсь. Диавол заранее внушает им или ротозейничать, глядя на скит напротив, или помогает им увидеть что-то занимательное и подгадывает время так, чтобы они пришли в самый важный момент беседы, я сменил тему, а мои собеседники не получили пользы. Потому что диавол, зная вначале беседы, чем она закончится, и видя, что он потерпит ущерб, в самый важный момент присылает кого-нибудь, чтобы меня прервать. «Эй, — кричит вновь пришедший, — отец, где здесь вход?» — «Возьмите, — отвечаю, — лукума и воды и заходите оттуда,» а в ту же минуту заходят другие и прерывают меня, потому что я должен встать и поздороваться с ними. Через недолгое время приходят третьи, опять мне надо вставать, а они и разговор заводят: «Ты откуда?» и прочее, так что я опять вынужден начинать все сначала — например, повторять то сравнение, которое я уже приводил. Только я разойдусь, снизу кричит еще кто-то: «Эй, отец Паисий! Ты где живешь? Дверь здесь?» Давай опять поднимайся. Да чтоб тебя, искушение! В один день диавол шесть-семь раз устраивал мне такое, и я даже был вынужден. выставить часовых! «Ты садись там и смотри, чтобы никто не пришел оттуда. А ты сиди здесь, пока я не кончу своего дела.» Так можно шесть-семь раз начинать рассказывать целую историю, доводить рассказ до момента, в который люди могут получить пользу, а тангалашки опять будут тебе представления устраивать.

Ах искушение, что же творит враг! Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту. Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он «щелк!» — переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. Опять вспоминает что-то духовное? «Щелк!» — приводит ему на память что-нибудь другое. [Так] враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится.

— Геронда, а как это понять?

— Наблюдать. Наблюдая, учишься. Кто самые лучшие метеорологи? Пастухи. [Почему?] Потому что они наблюдают за облаками, следят за ветром.

Крыло [человеческой] воли.

— Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Скажи, например, кому-то бросить курить, потому что это вредно. Как только он решит бросить, к нему сразу направится диавол и скажет «Вот в этих сигаретах меньше никотина, а в этих — очищающий фильтр, так кури такие, вреда не будет.» То есть диавол найдет для этого человека оправдание, чтобы не бросать курение, найдет для него «выход»! Ведь диавол может найти нам целую кучу оправданий. А те сигареты, которые он предлагает, могут приносить еще больше вреда. Поэтому мы должны иметь силу воли. И если не преодолеть свои недостатки, пока ты еще молод, то потом их будет трудно преодолеть, ибо чем старее становится человек, тем слабее его воля.

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего. Святой Иоанн Златоуст говорит: «В «хотеть» и «не хотеть» заключается все». То есть все зависит от того, хочет человек или не хочет. Великое дело! Бог по природе благ и всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотели и мы. Потому что человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит. Если же воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а [вместо этого] летит кувырком. Старается снова — и опять тоже самое!

— Геронда, а можно разработать силу воли?

— Разве мы не говорили о том, что можно разработать все? У всех людей есть сила воли — у одних меньше, у других больше. Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно, и [к тому же] она ослаблена, так что проку в этом опять-таки нет. Предположим, что у какой-то птицы одно крыло крепкое, а другое она оставляет в небрежении. Из этого крыла начинают выпадать перья, и впоследствии птица не может летать как следует. Одно ее крыло работает хорошо, но другое — словно поломанная гребенка. Птица шевелит этим крылом, но его насквозь продувает ветер, и она не может взлететь. Чуть подскакивает и летит кувырком. Для того, чтобы взлететь, целым должно быть и второе крыло.

Я хочу сказать, что также и человеку, если он хочет всегда лететь правильно, духовно, следует быть внимательным и не оставлять без попечения человеческую волю. Тангалашка что делает? Потихонечку подбирается и выдергивает из человеческого крыла сперва какое-нибудь малюсенькое перышко, потом перо покрупнее, а затем, если человек невнимателен, вытаскивает и большое перо, так что человек хочет взлететь и не может. И если враг выдернул несколько перьев, то человек, стараясь взлететь, летит вверх тормашками, потому что сквозь общипанное крыло его воли вовсю гуляет ветер. Крыло божественное постоянно полно перьев, оно «укомплектовано,» диавол не может общипать это божественное крыло. Внимание человека должно быть направлено к тому, чтобы не вознерадеть и не дать диаволу выдернуть перо из своего [человеческого] крыла. Когда человек потихоньку начинает где-то лентяйничать, где-то быть равнодушным, то его воля теряет силу. А если [сам] человек не хочет [трудиться духовно], то что сделает Бог? Бог не хочет вмешиваться, потому что Он чтит человеческую свободу. Таким вот образом и Божие крыло человек тоже делает бесполезным. Однако, когда у человека есть сила воли, то есть когда не повреждено и его собственное крыло, тогда хочет Бог — хочет и человек. И тогда человек летит.

— Геронда, что же все-таки такое этот полет? Вы имеете в виду желание духовного преуспеяния, желание спастись?

— Ну конечно же, брат ты мой! Когда я говорю «полет,» то подразумеваю духовный подъем, не имею в виду того, чтобы залететь на какой-нибудь кипарис!

— Геронда, раньше вы говорили, что можно вспахать и засеять землю, сделать все, что требуется, и в итоге не собрать ни одного зернышка.

— Да, это так. Труды человека невнимательного расхищает диавол. Но тот, кто внимателен и горячо берется за спасение своей души, — подвизается, преуспевает, плодоносит, питается духовно и радуется ангельски.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *