Что такое коворкинг отель
Офис на час: отели в городах России предлагают номера для работы на удаленке
Снижение числа постояльцев вынуждает отели искать другое применение своим пустующим площадям
Сорок три гостиницы сетей Ibis, Mövenpick и Mercury в Москве и Сочи запустили на этой неделе услугу Hotel Office («офис в отеле»). Она подразумевает, что номера можно арендовать как рабочее помещение с 9 до 18 часов как на сутки, так и купив пятидневный абонемент.
Помимо этого, две московские гостиницы Radisson Blu сейчас предлагают сдавать в аренду и номера с ночевкой.
В Санкт-Петербурге чем-то похожую схему рекламируют два отеля сети Station. Оформленная как тариф «Командировка», она предлагает при бронировании на две и более ночей включенные в стоимость трансфер с вокзала, завтраки и ужины, бесплатный Wi-Fi и экспресс-офис. Тариф действует до 29 декабря.
Новшество состоит в том, что отели изменили время check-in и check-out, сказал «ТурДому» гендиректор управляющей компании Accor Hotels в России Алексис Деларофф.
«Любой человек и ранее мог снять номер в гостинице и работать в нем. Но обычное время заезда и выезда для рабочих нужд, как правило, неудобное, потому что check-in происходит где-то в два или три часа дня, а освободить номер надо к полудню. Поэтому гостиницы и поменяли этот формат, приблизив его к обычным рабочим часам», – объяснил он.
По словам г-на Делароффа, предложение «офис в номере» оказалось востребованным, потому что далеко не всем работникам сподручно трудиться дома, где другие домашние и дети могут отвлекать от профессиональных занятий.
При этом такой гостиничный номер продолжает выполнять и свою основную функцию: то есть постоялец может там работать, лежа с ноутбуком в кровати.
Расширением такой схемы является вариант «продленного дня»: такая «продленка» уже близка к концепции апартаментов, говорит г-н Деларофф. И при пересчете на стоимость часа аренда по схеме «офис в номере» оказывается выгоднее, чем снять тот же самый номер на сутки, подчеркивает он.
На гостиничном рынке опция почасовой аренды номеров существовала задолго до того, как пандемия вынудила бизнесы уйти на «дистанционку». Однако, считает эксперт, подобная услуга до сих пор ассоциировалась с гостиницами очень низкого класса, и пользуются ею для совсем иных нужд, чем офисной деятельности.
Гостиницы высокой категории обычно имеют function rooms, специально предназначенные для проведения деловых встреч и конференций, однако переход всё большего числа встреч в онлайновый режим приводит к тому, что эти площади остаются невостребованными.
По той же причине – вынужденному социальному дистанцированию из-за коронавируса – в этом году кратно упала загрузка и жилого фонда гостиниц. Летний отскок оказался кратковременным – с нарастанием второй волны пандемии заполняемость гостиничных номеров снова пошла вниз.
Как считает гендиректор УК Hospitality Management Блейк Андерсон-Бунтз, есть ли у услуги «офис в номере» будущее, зависит от того, как долго продлятся эпидемиологические ограничения и сумеют ли предлагающие такой формат гостиницы найти нишу между конкурирующими концепциями, схожими по сути, но отличающимися в деталях.
«Многие отели, предвидя, что пандемия и вызванные ею изменения в рабочих и социальных процессах затянутся надолго, переоборудуют свои жилые помещения под офисные на постоянной основе: убирают кровати, ставят туда взамен офисную мебель и т. д. Но при такой концепции они вступают в “лобовую” конкуренцию с бизнес-центрами, для которых подобная услуга профильная, а не побочная», – сказал он «ТурДому».
Поскольку аренда номера в пятизвездочной гостинице в пересчете на почасовую оплату, как правило, выходит дороже, чем аренда аналогичного по функционалу офисного помещения в бизнес-центре (так, стоимость номера в Radisson Blu Olympiyskiy за ночь составляет 13 000 рублей, в Radisson Blu Belorusskaya – 9000 рублей за ночь), гостиницы привлекают клиентов тем, что в офисных башнях, даже класса А, отсутствует по определению.
«В гостиничном номере, переоборудованном для офисных нужд, все равно у постояльца будет собственный санузел, он может пользоваться и всеми обычными услугами отеля, такими как room service. Да и просто атмосфера в гостинице более спокойная, чем в бизнес-центре, и в этом главное маркетинговое преимущество отелей перед офисными башнями», – говорит г-н Андерсон.
Однако, по его мнению, если станет ясно, что эпидемиологические ограничения – это надолго, у отельеров, предлагающих дневную аренду номеров, появится другой конкурент – это апарт-отели.
«Если человек понимает, что работать удаленно ему предстоит не день и не два, ему может быть удобнее и выгоднее снять апартамент на весь срок предполагаемой удаленной работы, чем каждый раз чекиниться по новой в отеле. Важное преимущество апарт-отелей состоит еще и в том, что там у арендаторов имеются собственные полноценные кухни. Спуститься в гостиничный ресторан или заказать обед в номер может быть приемлемо один-два раза, но питаться так постоянно мало кто захочет», – говорит он.
Так, акцию «номер в отеле на месяц по цене аренды квартиры» предлагает московский бутик-отель 4* «Чемоданов».
Отель как офис: тренд на время пандемии или новая реальность?
Старший редактор RB.RU
Идея использовать гостиничные помещения для аренды рабочих мест появилась во время пандемии, когда отельеры пытались как-то использовать пустующие номера. Сейчас тенденция «отель как офис» развивается, но сохранится ли она, когда жизнь станет прежней?
В конце сентября 2020 года сервис коворкингов Industrious объединился с Proper Hospitality, чтобы использовать гостиницы в Остине, Сан-Франциско и Санта-Монике в качестве офисных пространств. Проект запущен в принадлежащих Proper Hospitality отелях под брендами June и Avalon в Южной Калифорнии.
Гости, которые все еще не хотят возвращаться в офис, но ищут место для работы вдали от дома, могут забронировать номер люкс на день, неделю или месяц. Скидка за бронирование на неделю и на месяц составит 15% и 25% соответственно.
Тем временем, стало известно, что MGM Resorts, Mandarin Oriental и голландский гостиничный бренд CitizenM также предложат свою концепцию работы из отеля.
Но партнерство с настоящим коворкинг-сервисом, таким как Industrious, намекает, что отношения между отелями и офисами продлятся дольше, чем можно ожидать.
«Эталонные партнерские отношения в эпоху COVID-19 — это те, что решают потребность клиентов прямо сейчас, но готовы к тому, что будет актуально в течение длительного времени, — говорит CEO Industrious Джейми Ходари. — Я действительно думаю, что в какой-то степнени эта тенденция сохранится надолго».
Пока отельеры пытаются справиться с рекордно низким уровнем заполненности, многие работники не возвращаются в офис из-за того, что в последние годы open space стал популярнее, чем изолированные офисы, а эта планировка не способствует социальному дистанцированию.
Программа Industrious и Proper Hotels предусматривает трансформацию гостиничных номеров в рабочие пространства, сочетающие преимущества отеля и офиса.
По прибытии гости могут пройти бесконтактную регистрацию. На рабочем месте им доступны высокоскоростной Wi-Fi, неограниченный доступ к New York Times, услуги печати и обслуживание номеров. Дневное бронирование осуществляется с 8 утра до 6 вечера, также гости смогут воспользоваться фитнес-центром и бассейном.
«Очевидно, что в эти времена нам нужно по-новому использовать помещения, чтобы удовлетворить тот спрос, который мы видим, — говорит Патрик Палке, вице-президент по коммерции в Proper Hospitality. — Поскольку туриндустрия продолжает меняться, наша задача — адаптироваться к этим изменениям и удовлетворить потребности гостей».
Необходимый опыт
Использование гостиничных номеров в качестве офисов может показаться временной мерой или очень нишевым продуктом, однако эту возможность рассматривают все больше гостиниц. Это свидетельствует, что игроки рынка всерьез расценивают эту меру как источник дохода на период пандемии.
«Многие устали работать удаленно. На данный момент прошло уже шесть месяцев карантина, и это сказывается на умственном благополучии и производительности отдельных людей. Люди хотят переменить обстановку, и работа из отеля обеспечивает им эту возможность, — сказал Аарон Йодка, управляющий директор по исследованиям и обслуживанию клиентов Colliers International. — Это беспроигрышный вариант для гостиничной индустрии и работников».
Mandarin Oriental предлагает свою дневную программу «Работа от М.О.» в отелях по всему миру, в Нью-Йорке, Майами и Гонконге. Корпоративная абонентская служба CitizenM позволяет гостям использовать общие зоны отеля как пространство для коворкинга. Ежемесячно подписчики сервиса получают право на проживание в номерах в течение три дней.
Кейс Proper Hospitality и Industrious отличается тем, что гостиничный бизнес привлек опытного поставщика офисных сервисом, а не пытался сделать это самостоятельно.
Руководство Proper Hospitality видит в этом путь развития для своего бренда. Палке рассказывает, что они начали искать партнера-поставщика рабочих мест после того, как заметили, что в последние недели заполняемость в середине недели растет, а гости хотят просто использовать открытое пространство различных подходящих отелей в качестве места для работы.
«В первую очередь, мы гордимся тем, что являемся лайфстайл-брендом, который обеспечивает высокий уровень обслуживания гостей и комфорт в отличной обстановке, — добавил он. — То же самое действительно верно и в отношении этого партнерства из-за того рабочего пространства, которое мы предлагаем гостям. Industrious доказал, что является одним из лидеров в предоставлении хорошо продуманных и отличных рабочих пространств».
По схожим причинам Industrious обратилась к Proper Hospitality.
«[Мы решили] рискнуть и выбрать гостиничный бренд среднего размера, чтобы у нас была возможность что-то сделать в течение нескольких недель и не пришлось согласовывать это с политикой бренда и вести обсуждения в течение нескольких месяцев», — сказал Ходари.
В июле 2020 года Industrious запустила пилотную программу в бутик-отеле Wythe в Бруклине, и эта программа была продлена на неопределенный срок. С момента запуска многие гостиничные компании разного масштаба задумались о потенциальном партнерстве, добавил Ходари.
Industrious выбрала Proper Hotels для своего первого партнерства с гостиничным брендом, и сейчас идут переговоры о сделках с более крупными национальными брендами, о которых Ходари не был готов объявить во время интервью.
Долгосрочные отношения или эксперимент на время пандемии?
Точно так же, сейчас обсуждается, останется ли работа из дома долгосрочным трендом, существует аналогичный дискурс о том, войдет ли в норму работа из отелей, как только уровень занятости восстановится до уровня 2019 года.
Но это может быть формализованный продукт, как тот, что создали Industrious и Proper Hospitality.
«Я вижу, что гибкий офис является долгосрочным жизнеспособным вариантом на рынке, а работа из отеля — вероятной нишевой отраслью, — сказал Джодка. — Если отели смогут сотрудничать с признанными и хорошо зарекомендовавшими поставщиками гибких офисных помещений, то это позволит им занять нишу на рынке после пандемии».
Гостиничная индустрия — не единственная, кто следит за тем, как концепция «работа из отеля» работает с широкой публикой. Традиционные поставщики офисных услуг рассматривают интерес к продукту как ведущий показатель того, что люди хотят вернуться на рабочее место вдали от собственного дома.
«В сфере офисной недвижимости мы оптимистичны, посещаемость офисных пространств продолжит возвращаться к гораздо более высоким уровням, чем это могло показаться вероятным ранее в этом году, — говорит Брендан Кэрролл, директор по исследованиям Cushman & Wakefield. — У многих отелей правильное расположение и удобства, необходимые для того, чтобы предложить какое-то решение, потенциально долгосрочное».
Но для того, чтобы концепция работы из отеля сохранилась и после восстановления отрасли, гостиничные операторы должны были бы найти способ, чтобы их предложение соответствовало ежедневным тарифам.
«В наши дни трудно что-либо предсказать, но если мы увидим, что спрос на такой опыт сохраняется, то мы готовы обеспечить его в 2021 году», — сказал Палке.
Гибридные номера и коворкинг в отеле. Решение для вашей удалённой работы
Мир вокруг стремительно меняется, и нам надо за ним успевать. Не у всех сейчас есть возможность работать в офисе, а многие просто мечтают сбежать от офисной жизни на природу с семьей. Туда, где в шаговой доступности будет река, лес, свежий воздух… Туда, где можно устроить среди дня перестрелку в снежки или лыжный кросс и при этом эффективно выполнять свои обязанности. Представьте, что вместо того, чтобы стоять утром в пробках по пути на работу, вы спокойно проснетесь в комфортабельном номере отеля и сходите в зал ¬– или на лесную прогулку, – потом поработаете, а вечером сходите в СПА, чтобы расслабиться после насыщенного дня.
Новый мир, новые реалии. И современным людям надо соответствовать этим быстрым изменениям образа жизни. При этом совсем не хочется изменять привычному комфорту. Возможно ли успешно сочетать уютную домашнюю обстановку и технологичность современного офиса?
Наш ответ: да. И вот почему.
Отель Radisson Resort & Residences Zavidovo предлагает своим гостям новую концепцию: гибридные решения. Они включают в себя мультифункциональные номера и современный коворкинг, что позволяет удобно сочетать продуктивную удаленную работу с комфортом повседневной жизни.
Что такое гибридные номера?
Это новый современный концепт от знаменитого отельного бренда. По сути, это новые номера в отеле, которые идеально сочетают всеми любимый фирменный комфорт Radisson с технически оснащенным рабочим пространством. Задачей отеля было сохранить тихую, спокойную обстановку гостиничного номера, при этом оборудовав внутри рабочее место. И это удалось: в комнатах теперь есть большой рабочий стол, удобные стулья, кофе-машина и надежный высокоскоростной интернет. Также в гибридных номерах есть беспроводная клавиатура и мышь, переносной динамик с подключением к Bluetooth и возможность подключать второй экран при необходимости. Дополнительным плюсом такого формата, конечно же, является сам отель Radisson Resort & Residences Zavidovo. В стоимость проживания включен великолепный завтрак, а также пользование инфраструктурой отеля. Получается, что вы легко можете начать рабочий день с посещения тренажерного зала или бассейна, а завершить его приятным походом в СПА.
Что такое коворкинг в отеле?
Это еще один новый формат в Radisson. Современное функциональное деловое пространство, где есть вся необходимая техника, рабочие места, лаунж-зона для отдыха и, конечно же, высокоскоростной интернет. Например, для проведения видеоконференций доступна организация сессионных комнат на платформе Zoom. с использованием дополнительного экрана для трансляций. Также здесь есть кухня с холодильником, микроволновкой и капсульной кофе-машиной. При этом отель предусмотрел комплиментарные напитки для всех посетителей коворкинга и удобный, быстрый, бесконтактный заказ еды.
Какие еще плюсы у отеля и нового формата?
Пожалуй, лучше нас о преимуществах отеля вам расскажет его официальный представитель. Мы поговорили с Натальей Сидоркиной, директором по продажам в Radisson Resort & Residences, Zavidovo, и вот что она нам рассказала: «В отличие от городских отелей мы не позиционируем себя только как замену офисному пространству, ведь находясь на курорте легко переключаться с работы на отдых. 150 га территории позволяют проводить время активно: прогулки по лесу, зимой – катание на коньках и лыжах, для любителей экстремальных видов спорта – зимний виндсерфинг и скалодром. Для детей работает анимация, а расслабиться после рабочего дня всегда можно в СПА-центре, который включает в себя термальную зону с бассейном и саунами и массажные кабинеты».
Отель Radisson Resort & Residences, Zavidovo имеет очень удобное расположение. Он находится на берегу реки Дойбицы – притока Волги. Добраться до отеля из Москвы можно двумя способами. Первый вариант – на автомобиле по скоростной трассе М11, на это у вас уйдет примерно час. Второй вариант – это скоростной электропоезд «Ласточка», который отправляется с Ленинградского вокзала, время в пути составит около 1,5 часов.
В отеле работает несколько ресторанов и баров, ночной клуб, а также СПА-центр с бассейном и саунами.
С одной стороны, та скорость, с которой меняется мир, немного пугает; не всегда и не у всех есть желание адаптироваться. Но, с другой стороны, мы видим, как растут и развиваются бренды, как они создают новые форматы, отвечающие на 100% современным реалиям. И такие примеры вдохновляют на саморазвитие и совершенствование во всех сферах. Новый концепт отеля Radisson Resort & Residences, Zavidovo с гибридными номерами и коворкингом – как раз такой пример. Новый, прогрессивный подход, отвечающий всем потребностям современных людей и позволяющий в повседневной жизни объединить два таких сложных формата, как домашний уют и комфортный офис.
Открываем собственный коворкинг — 10 советов для начала
Создатель smart-среды 4Rooms City
Александр Смуров, создатель smart-среды 4Rooms City, СЕО Smurov.Group и эксперт по коммерческой недвижимости и инвестициям, поделился опытом создания коворкинга.
Открытие 4Rooms City, первого в России smart-пространства нового формата, ожидается в конце 2021 года. В здании площадью 36 тыс. м² создали единую среду для работы, отдыха и развлечений: там расположились 13 баров, большой фуд-холл и современный коворкинг на семь тыс. мест.
Содержание:
Под влиянием глобальных тенденций — диджитализации и пандемии — рынок коммерческой недвижимости, как и любой другой, претерпел изменения. Перемены наблюдаются в поведенческом потреблении офисных пространств: интерес клиентов сместился с классических офисов Shell&Core Shell&Core — тип пространства, который представляет собой полное отсутствие отделки: есть только бетонные стены, пол и потолок, подведенные коммуникации и отопление, стоят стеклопакеты.
К достоинствам Shell&Core следует отнести возможность оформить офис в собственном уникальном стиле или разделить его на зоны, предоставление арендодателем на время ремонта арендных каникул либо произведение ремонта за свой счет.
Среди недостатков — серьезные временные затраты на подготовку помещения к въезду, большие затраты на материалы и ремонтные работы и значительные риски, связанные с выявлением серьезных погрешностей при строительстве, резким ростом цен на материалы или банкротством компании.
в сторону гибких локаций, офисов с качественными продуктами, созданных по принципу «все включено».
Растет спрос и на BTS-модели BTS-модели (built-to-suit) представляют собой офис под ключ. Данная модель — это целая экосистема, разработанная под потребности заказчика. В данном случае ему не нужно тратить деньги на ремонт: расходы по строительству и эксплуатации компания берет на себя. Стоимость за работу равномерно распределяется в ежемесячные платежи по договору долгосрочной аренды от трех лет.
Перспективы коворкинга в настоящее время
Многие крупные компании после пандемии решили избавиться от непрофильных активов — ресурсов, которые не относятся к осуществлению организацией ее основной деятельности. Например, для компании, у которой основная деятельность — добыча газа, газ будет профильным активом, а недвижимость, соответственно, — непрофильным.
Неправильное управление недвижимостью, как непрофильным активом, увеличивает финансовую нагрузку на компании, поскольку топ-менеджмент таких организаций обучен управлять именно профильными активами.
Отказаться от описанной финансовой нагрузки позволяет переход в гибкие офисы с готовыми продуктами: самим зданием, ремонтом, мебелью и сервисом, при котором поддержка компании-арендатора осуществляется круглосуточно.
Клиент не расходует лишних средств на закупку оборудования и обслуживание помещения, а просто платит за определенный продукт. Таким образом, компании начинают сокращать свои издержки и получать качественный сервис, при котором сотрудникам этих компаний нравится находиться в рабочем пространстве.
В настоящее время наблюдается рост интереса к коворкингам, так как пандемия ускорила процессы цифровизации и децентрализации. Большинство рабочих бизнес-процессов в различных профессиональных сферах перешли в онлайн-пространство. Сотрудники организаций привыкли работать из дома, а не ездить в центр города или на другой его конец для выполнения своих обязанностей из офиса.
Находясь в комфортной локации, человек работает более продуктивно, поскольку улучшается его эмоциональное состояние. Компании заинтересованы в повышении эффективности своих работников. Работодатели, адаптируясь под новые реалии постковидного мира, стремятся обеспечить максимально удобную рабочую обстановку. Это позволяет сделать переход в коворкинги.
Как зарабатывают коворкинг-центры
Одну из главных ролей в получении дохода от реализации коворкинга играют финансовая модель, а также создание продуктов и сервиса, которые будут предлагаться клиенту. Финансовая модель — основа любого бизнеса, включающая в себя разные показатели:
Все эти параметры влияют на доходность — за счет оптимизации каждого из показателей можно влиять на уровень заработка. В нашем проекте 4Rooms мы оптимизируем оплату труда.
Наш проект включает в себя несколько разных пространств: коворкинг, барное пространство, YouTube-зону, зону мастер-классов, food-зону. Во всех пространствах работает одна управляющая компания, обслуживающая все зоны и включающая в себя управляющего, администраторов, хаускиперов, уборщиц, техников, ремонтников, IT-специалистов.
Работа на проекте одной управляющей компании, которая занимается непосредственно всем пространством, позволяет минимизировать расходы на сам коворкинг. В этом и заключается оптимизация, что позволяет нам влиять на доходность проекта. Принцип работы коворкингов заключается в предоставлении в аренду помещения, в котором есть все необходимое оборудование.
Существует несколько разных вариантов предоставления коворкинга в аренду. Можно предоставлять в аренду одно рабочее место на определенное количество времени — это может быть как несколько часов, так и несколько месяцев. Также есть вариант предоставления в аренду определенной зоны для проведения каких-либо мероприятий: семинаров, мастер-классов, переговоров. Кроме того, коворкинги могут арендовать различные компании для организации работы своих сотрудников в комфортном пространстве, оснащенном всем необходимым.
Регистрация коворкинга
Первый шаг для открытия коворкинга — выбор взаимоотношений с собственником недвижимости. Существует три основные модели таких взаимоотношений.
Первая модель — арендная, по которой собственнику выплачивается арендная ставка за квадратный метр, а результат реализации помещения, выручка и чистая прибыль переходят к оператору коммерческой недвижимости. Во второй модели собственник недвижимости и оператор или управляющая компания несут все издержки вместе, а чистую прибыль делят в определенном ими процентном соотношении.
Третья модель представляет собой BTS-модель, в которой собственником недвижимости или иным лицом выделяются инвестиции для строительства. В финансовую модель в первую очередь закладывают возврат инвестиций. Затем доходы между собственником и оператором также делятся в конкретном процентном соотношении.
Первая модель, арендная, устаревает, так как в связи с переходом работы в онлайн-среду компаниям нет необходимости занимать большие помещения.
Собственники вынуждены проводить реконцепты своей недвижимости, чтобы получать более высокую рентабельность, поскольку при переходе сотрудников компаний на удаленную работу спрос на большие помещения упал.
Для собственника устаревшего здания, для собственника, готового вкладываться «в бетон», для инвестора выгоднее выбирать вторую и третью модели — партнерские. В таком случае собственник знает, что делает продукт для конкретного заказчика: ему понятны прибыль и маржинальность.
Такие модели выгодны как собственнику и инвестору, так и владельцу коворкинга, поскольку все они участвуют в бизнесе, внося каждый свой вклад в доход всего проекта, выстраивая партнерские отношения и разделяя прибыль в определенном ими процентном соотношении.
Выбираем правильное местоположение
После выбора модели взаимоотношений с собственником необходимо найти само коммерческое помещение. Для этого следует провести анализ локации, изучить конкуренцию в данном районе. Удачно расположенная локация с хорошим трафиком позволит увеличить средний чек, увеличить количество предлагаемых к продаже продуктов.
Важно помнить, что выбор локации — одна из главных статей расходов во всей модели. Поэтому к данной задаче стоит подойти максимально качественно и учесть все параметры для подбора локации.
Для выбора локации 4Rooms мы собирали аналитику по объему рынка, по объему потребления, по аудитории и среднему заработку аудитории, проживающей в данном районе. Эта информация помогает понять потребность, на которой мы будем зарабатывать.
Говоря о проспекте Вернадского, мы понимаем, что речь идет о спальном районе, где проживает довольно обеспеченная аудитория. Поэтому данная локация показала очень хорошие цифры. Также преимуществом в этом случае является близкое расположение станции метро.
При этом мы говорим как раз о модели взаимоотношений, когда устаревшее помещение переделывается под новую среду — осуществляется реконцепт, чтобы сделать данный объект недвижимости более рентабельным.
Дизайн коворкинг-центра
За внешний облик пространства отвечают дизайнеры. Дизайн коворкинга будет зависеть от концепции пространства. Если речь идет о дизайне проекта с целью максимально быстрого и бюджетного запуска бизнеса, то предполагается современный стандартный дизайн в минималистичном стиле: без излишеств, дополнительных украшающих пространство элементов, с комфортной и простой мебелью.
Когда мы говорим об уникальном коворкинге с оригинальной концепцией, например, оформление офиса в тематическом стиле какого-то фильма или иного произведения искусства, дизайн разрабатывается в соответствии с такой концепцией, больше внимания уделяется деталям: оригинальным световым конструкциям, росписи стен и тому подобным вещам.
Самый распространенный дизайн коворкингов выполняется в минималистичном или авангардном стиле, для которого характерны нестандартные решения в выборе цветовых гамм, предметов мебели и интерьера — отход от классики. В большинстве случаев коворкинг стараются сделать максимально простым, чтобы он подходил для более широкой аудитории.
Приобретение оборудования
Выбор оборудования будет зависеть от класса коворкинга. Они выделяются по различным параметрам: концепция пространства, аудитория коворкинга и так далее. В базовый тип коворкинга, как правило, закупается стандартный набор оборудования: классическая мебель, принтер, приборы для обеспечения доступа в интернет, кухонное оборудование и тому подобное.
Если это нестандартный вариант, то предпочтение отдается более оригинальным мебельным решениям и закупка мебели осуществляется через фабрику.
Коворкинг должен быть оборудован всей необходимой оргтехникой. Набор технических средств для работы осуществляется непосредственно автором проекта. В данный перечень могут быть включены: копировальное оборудование, ламинатор, брошюратор и другие аппараты.
Персонал коворкинга
Также следует задуматься над подбором персонала. Найти добросовестных и профессиональных сотрудников очень сложно. Причина заключается в том, что очень небольшое количество людей знает, как выполнять те или иные функции. Речь идет о менеджменте среднего звена и топ-менеджменте.
Для проекта 4Rooms мы выбрали модель оптимизации бизнеса за счет того, что персонал обслуживает все пространство целиком. Поскольку наш проект представляет собой многофункциональную среду, нам требуется персонал, который разбирается в работе коворкингов, баров и других концепций, входящих в пространство.
Все это довольно узкие специфики деятельности, и найти людей, которые, например, управляли барным пространством, сложно, поскольку их очень мало. Мы осуществляем поиск по самым разным каналам: и через HeadHunter, и через рекомендации знакомых, и через социальные сети.
Количество персонала зависит от модели работы коворкинга. Существует две такие модели. Первая — онлайн-модель, когда часть функций персонала осуществляется через приложение и, следовательно, не требуется присутствие на объекте большого количества персонала.
Вторая модель — стандартная, когда все функции по обеспечению работы коворкинга осуществляются людьми, соответственно, требуется большее количество персонала, нежели при первой модели.
Онлайн-модель обойдется дороже на начальном этапе, так как создание приложения потребует существенных затрат. Однако, в дальнейшем это позволит сократить расходы на оплату труда сотрудников, так как их на объекте будет немного, поскольку часть функций по обеспечению работы коворкинга выполняет приложение.
Стандартная модель позволит на начальном этапе не тратить большие суммы на создание приложения. При этом в дальнейшем такая модель не даст возможность сократить расходы, так как будет необходимо производить оплату труда большого количества сотрудников.
Есть модели без персонала — лайфворкинг — где все работает от приложения непосредственно на объекте. В качестве примера можно привести лайфворкинг-группы компаний «А101» и ProTech-компании Manufaqtury, которые договорились о совместном развитии коворкингов в жилых комплексах девелопера с полностью бесконтактным администрированием.
На базе IT-платформы будет реализована возможность бронировать рабочие места и переговорные, подключаться к Wi-Fi, общаться с чат-ботами технической и административной поддержки.
Также существуют коворкинги, в которых присутствуют люди, например, фудворкинг. Для такой модели понадобится физическое присутствие сотрудников на объекте: это будут администраторы, зал-менеджер и так далее.
Организация рекламы коворкинга
Реклама коворкинга осуществляется преимущественно через интернет. Никто не будет искать коворкинг офлайн. Обычно информация о коворкинге размещается на сайтах-агрегаторах, таких как «Циан» и «Авито». Предоставляются сведения о самом коворкинге, сайте, приложении и социальных сетях коворкинга.
Сайт и приложение должны быть максимально комфортны, понятны и удобны для потребителя, чтобы каждый пользователь смог разобраться и найти то, что ему необходимо. Без них в современном мире не работает ни один бизнес. Поэтому данной задаче придется уделить много времени, проанализировать потребности и отзывы потребителей.
Кроме того, рекламировать коворкинг могут партнеры — крупные компании, мероприятия которых проводятся в пространстве коворкинга.
Также не стоит забывать о системе лояльности. Ее следует предоставить своему потребителю для того, чтобы он вернулся и был заинтересован именно в вашем продукте. В основном потребителями коворкингов сейчас являются компании, которым необходимо небольшое количество квадратных метров.
75% потребителей рынка коворкинга заключают сделки, объектом которых являются помещения до тысячи квадратных метров, а это средние компании, заинтересованные в качественных и гибких офисах.
В проекте 4Rooms потребителям предоставляется возможность непосредственно в одном пространстве работать в коворкинге, отдыхать в барной зоне, питаться в фудконцепциях, ходить на различные мастер-классы, интересно организуя свой досуг. В этом и заключается основная идея многофункционального пространства и выгода для потребителя: он может удовлетворять сразу несколько своих потребностей в одном месте.
Поиск инвесторов
Привлечение инвестиций также зависит от выбранной модели взаимоотношений с собственником недвижимости: арендная модель, гибкий коворкинг или же BTS-модель. Если выбрана арендная модель, то, скорее всего, вы сами будете вкладывать в проект собственные средства, так как собственнику выплачивается арендная ставка за квадратный метр и он не участвует в самом проекте, в самом коворкинге.
Если же предпочтение отдано одной из двух других моделей, гибкому коворкингу или BTS-модели, можно вести речь о том, что собственник недвижимости будет либо частично, либо полностью инвестировать в данный бизнес, поскольку при выборе модели гибкого коворкинга происходит реконцепт объекта недвижимости, выбранного для организации коворкинга, а при выборе BTS-модели собственник или иной инвестор вкладывает средства на организацию пространства для конкретного заказчика в соответствии с его запросом.
В первую очередь в финансовой модели будет учитываться окупаемость проекта и возврат инвестиций, а потом уже совместный заработок. Об инвестициях можно говорить, когда есть созданная под определенную локацию, основанная на аналитике и предброкеридже (изучение и анализ реального спроса на имеющийся коммерческий объект, оценка готовности и желания его занять) данной локации финансовая модель с 3D-визуализацией.
Эту модель необходимо упаковать в определенный концепт и предложить инвестору. То есть чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, следует показать им свой опыт организации коворкинга, если он есть, свою идею коворкинга, презентовать именно ваш продукт, объяснить, почему именно он должен находиться на данном объекте недвижимости, продемонстрировать финансовую модель проекта.
К потенциальным инвесторам относятся собственники торговых центров, коммерческой недвижимости, а также застройщики. Владельцы коммерческой недвижимости заинтересованы в инвестировании в новые проекты, поскольку понимают, что их объект нуждается в редевелопменте и реконцепте, так как спрос на объект недвижимости по классической арендной моделе падает в связи с переходом работы в онлайн-среду.
Интерес застройщиков заключается в том, чтобы создавать объекты под конкретного потребителя: они готовы сотрудничать с командами, у которых есть качественный опыт или же новая концепция с детальной финансовой моделью.
Франчайзинг
О франшизе можно начинать говорить только в случае открытия определенного количества разных точек, которые покажут свою эффективность. Перед запуском франшизы необходимо воплотить в жизнь финансовую модель, осуществить возврат инвестиций, предложить инвестору способы увеличения дохода за счет приобретенного опыта и оптимизации рабочих процессов. После этого можно упаковывать франшизу и начать ее предлагать.
Подводя итог, следует отметить, что для открытия собственного коворкинга необходимо понимать, что вы дадите рынку своим проектом. Необходимо в первую очередь детально проработать свой продукт, свой проект. Можно собрать фокус-группу и понять, насколько ваш продукт востребован. Стоит проанализировать уже существующие коворкинги и понять, чего в них еще нет, что люди захотят купить, и включить это в свой проект.
Старайтесь внедрять новое, учитывая опыт и ошибки других проектов. Очень важно самому попробовать продукты, которые есть на рынке, исследовать уже существующие коворкинги, чтобы понимать, как работает рынок, на что есть спрос.
Самое главное не бойтесь действовать. Тренды диджитализации и децентрализации влияют на урбанистику: будут появляться кампусы разного формата, где люди будут объединяться в коворкингах в клубы по интересам, будь то бизнес-комьюнити или клуб по вязанию — рынок огромен.
Сейчас отмечается увеличение спроса на коворкинги крупных компаний, государственного сектора, вызванного переходом жизни в онлайн-среду. Возможно, для развития именно вашего проекта собственник, инвестор захочет предоставить свой объект для вашего продукта, инвестировать в строительство объекта именно под ваш продукт.