Что такое коуши и для чего они предназначены
Что такое коуш для троса и преимущества его использования
Стальные канаты используются в грузоподъемных механизмах и в такелажных работах
Стальные канаты используются в грузоподъемных механизмах и в такелажных работах. Но невозможно жесткий трос продернуть в петлю крюка подъемника или закладной детали и завязать его узлом как тонкую веревку. В таких соединениях всегда образуется петля, а свободный конец загнутого троса фиксируется с помощью опрессовки гильзой, зажимов или вплетанием в следующий за петлей участок каната.
Именно в таких соединениях при формировании петли используется дополнительный элемент, коуш. Это также стальная деталь с желобком на внешней стороне, в который укладывается загнутый трос. Форму ее можно посмотреть здесь www.ropesystems.ru. Для чего нужна дополнительная деталь?
Назначение коушей
Виды коушей
Форма, размеры и другие технические характеристики коушей, как и любой детали или узла механизма, обеспечивающего безопасность крепления грузов при подъеме, строго регламентированы ГОСТами.
Размерный ряд деталей достаточно большой и главным признаком для выбора коуша здесь является диаметр каната. Для канатов диаметром 10,2-12,5 диаметр коуша в самой широкой его части будет 40 мм. Длина по внутренней части 65 мм, наружной 100 мм. Радиус канавки под канат 7 мм.
Сталь для изготовления деталей может использоваться как обычная, так и оцинкованная. Выбор зависит от условий эксплуатации. Для изделий, используемых в судовом такелаже, только нержавейка А4, обеспечивающая стойкость при воздействии агрессивной среды.
Если попытаться кратко сформулировать ответ на вопрос зачем нужен коуш, то получится одно предложение. Чтобы обеспечить надежное соединение троса с другими такелажными элементами или захватами подъемных механизмов и увеличить срок его эксплуатации.
Статьи по ремонту
Коуши что это такое?
ЧТО ТАКОЕ КОУШИ?
Размер стандартного круглого или каплевидного коуша вчетверо превышает диаметр используемого каната.
Полимерные коуши рассчитаны на небольшие нагрузки. Коуши из стали универсальны. Иногда в качестве материала для коушей применяются сплавы из цветных металлов.
ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОУШЕЙ
Широкое распространение металлических коушей обусловлено прочностью, износоустойчивостью, долговечностью изделий. К числу востребованных конструкций относятся:
При изготовлении коушей используются технологии защиты металла от коррозии - воронение, анодирование, цинкование, порошковая окраска. Закрытые коуши могут производиться из нержавеющей стали и сплавов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУШЕЙ
Наличие коуша улучшает эксплуатационные характеристики стропа. С жёсткой вставкой петля троса:
Стропальный трос, оснащённый стальным коушем по ГОСТ 2224-93, предназначен для применения во всех отраслях промышленности, кроме атомной энергетики, воздушного и водного транспорта.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ТРОСА НА КОУШЕ
В практике машиностроения используется несколько способов фиксации коуша в концевой петле стропа. Это:
При выборе способа фиксации троса на круглом коуше следует учитывать эксплуатационную нагрузку на строп. Чем больше диаметр круга, тем больше угол между векторами сил, действующих на трос. Поэтому требования к качеству фиксации троса - повышенные.
Что такое коуши? – разновидности и основные характеристики!
Коуш – это специальный крепежный элемент различной формы, предназначенный для надежного удержания канатов и тросов из стали и других материалов от подъемно-транспортных устройств.
1 Применение коуша в современном строительстве и нормы ГОСТа
Слово «коуш» берет начало из нидерландского языка и переводится как «металлический чулок». Коуши различных размеров и состава применяются во многих сферах строительства, судовой и авиационной промышленности. Основной целью этой детали является предотвращение стирания и деформации металлического троса и получение более плавного хода каната в процессе использования. Размеры и прочность материала, из которого изготавливаются коуши, напрямую зависит от сечения троса.
Коуши могут быть литыми, с перемычкой и выполненными в различных формах (треугольная, каплевидная или округлая). Независимо от формы и способа литья, коуш DIN 6899 из стального сплава имеет специальный желоб по внешнему контуру, по которому проходит стальной трос, не стираясь и не деформируясь в процессе подъемных работ. За счет специальных канавок на внешней стороне канаты прочно удерживаются коушем даже при незначительных боковых нагрузках. Существует несколько способов правильного использования коушей в строительстве и производстве, которые отличаются между собой по степени применения.
В процессе строительства важно правильно рассчитать соответствие диаметров стального троса и коуша, а также следить за соблюдением норм ГОСТа, в котором есть таблицы соответствия и другие рекомендации к использованию стальных коушей. Исходя из данных представленного стандарта, диаметр металлического коуша должен в четыре раза превышать диаметр основного троса. Диаметр коуша – это диаметр внутренней окружности, проведенный между двумя крайними точками.
Следует понимать, что ГОСТ 222493 регламентирует лишь применение изделий для использования на различных подъемно-транспортных механизмах при определенных температурных режимах, которые не должны превышать нормы.
Если коуши используются в авиастроительной, судостроительной промышленности или при строительстве электростанций, инженеры также учитывают свойства окружающей среды, химическое воздействие, перепад температур и другие факторы, которые не прописаны в нормах вышеуказанного ГОСТа.
2 Основные разновидности металлических коушей
Круглые коуши. Универсальный вариант детали, которая имеет форму кольца. При использовании петля из троса также приобретает форму круга, что очень удобно в различных областях при подъемно-разгрузочных работах.
Судовой коуш. Изначально детали такого типа использовались в судостроительной промышленности, однако постепенно область их применения существенно расширилась. Судовой коуш очень прочен, так как изготавливается с применением горячей технологии ковки. В зависимости от буквенной маркировки на изделии (A,B,C) они предназначены для использования со стальными или синтетическими тросами, а по цифрам маркировки возможно определить грузоподъемность механизма. Например, коуш ГОСТ P20 способен выдержать максимальную нагрузку, равную 2000 тонн, при этом коуш ГОСТ С300 может выдерживать грузы до 300 тысяч тонн.
Коуш вантовый. Изделия вантового типа чаще всего используются для растяжки, фиксирования или соединения частей различных механизмов при выполнении строительных работ. Они обладают небольшим внутренним диаметром. Вантовый коуш позволяет достигать высоких показателей грузоподъемности при минимальных нагрузках на металлическую деталь.
Коуш клиновой. Деталь представляет собой устройство фиксации грузоподъемных механизмов, которое состоит из нескольких составных частей, обоймы, вставки, пальца крепления и специального клина. В процессе использования при воздействии определенной силы трос клинит между двумя равноудаленными частями обоймы и вставкой. При выборе такой детали рекомендуется обращать внимание на качество литья, чтобы коуш клиновой не имел остаточных пор в металле, что может негативно сказаться в процессе эксплуатации механизма.
Закрытые механизмы. Изделия из стали и сплавов с закрытыми бортовыми канавками, которые используются для синтетических тросов и канатов из растительных материалов. Основная особенность – закрытые борта, благодаря чему не происходит выскальзывания каната через боковую часть при подъемных работах.
3 Правильное крепление троса
Надежность механизмов крепления также зависит от способа, которым создается петля из каната или троса. Формирование петли различается по степени нагрузки на трос и коуш. Если производственные нагрузки невелики, тогда достаточно использовать обычный хомут или простую металлическую трубку по специальной технологии.
При более высоких нагрузках применяются более сложные схемы крепления. В таком случае можно, например, использовать технологию двойного плетения троса. Это значит, что концы следует распустить на длину в 20-25 сантиметров. Далее два распущенных кончика перекрестно устанавливаются на коуш и соединяются общим тросом. Для придания дополнительной надежности плетеное соединение следует усилить металлическими зажимами.
Независимо от способа крепления, важно правильно выбирать металлический трос, который должен выдерживать максимальную нагрузку и иметь достаточный срок эксплуатации. Стальные канаты отличаются между собой лишь способом плетения (одинарные, двойные, тройные), а основным критерием выбора является показатель усиления на разрыв, который можно рассчитать с помощью специальной таблицы коэффициентов, перед тем как использовать трос в связке с выбранным коушем.
Что такое коуши?
Размер стандартного круглого или каплевидного коуша вчетверо превышает диаметр используемого каната.
Полимерные коуши рассчитаны на небольшие нагрузки. Коуши из стали универсальны. Иногда в качестве материала для коушей применяются сплавы из цветных металлов.
Основные разновидности металлических коушей
Широкое распространение металлических коушей обусловлено прочностью, износоустойчивостью, долговечностью изделий. К числу востребованных конструкций относятся:
При изготовлении коушей используются технологии защиты металла от коррозии - воронение, анодирование, цинкование, порошковая окраска. Закрытые коуши могут производиться из нержавеющей стали и сплавов.
Преимущества использования коушей
Наличие коуша улучшает эксплуатационные характеристики стропа. С жёсткой вставкой петля троса:
Стропальный трос, оснащённый стальным коушем по ГОСТ 2224-93, предназначен для применения во всех отраслях промышленности, кроме атомной энергетики, воздушного и водного транспорта.
Способы фиксации троса на коуше
В практике машиностроения используется несколько способов фиксации коуша в концевой петле стропа. Это:
При выборе способа фиксации троса на круглом коуше следует учитывать эксплуатационную нагрузку на строп. Чем больше диаметр круга, тем больше угол между векторами сил, действующих на трос. Поэтому требования к качеству фиксации троса - повышенные.
Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений
Коуш – оправа для троса либо каната, относится к грузовому крепежу. Приспособление изготавливается из прочной стали и представлено различным внешним видом. Коуш может быть в форме круга, капли, треугольника.
Выбираем коуш по назначению
На сегодняшний день производятся коуши круглые, предназначенные для использования на суднах, вантовые, устойчивые к кислоте и клиновые гнезда.
Круглый коуш с цинковым покрытием представляет собой изделие правильной круглой формы, с помощью которого можно создать внутри каната ровную окружность.
Коуши, которые распространены в морском деле, чаще всего каплевидные и выполняются методом горячей ковки. Такие коуши бывают двух видов: С и Р. Первый тип применяется для работы со стальными канатами, а второй – с растительными. Коуши типов С и Р могут быть выполнены как из углеродистой, так и из маломагнитной стали. Наиболее габаритным крепежом типа С является коуш, который производится для тросов толщиной более 6 см в диаметре. При выборе данных изделий следует обращать внимание на маркировку, т.к. цифры показывают, какую нагрузку может выдержать тот или иной коуш. Так, С400 выдерживает нагрузку в 40 тс, а Р20 – 2 тс.
Вантовые изделия также имели непосредственное отношение к портовым работам. Но сегодня данный вид коушей все чаще применяется в строительстве для создания разнообразных растяжек, поддержек, при необходимости соединить элементы конструкций и механизмов. Отличительная особенность этого вида – небольшой диаметр.
Для изготовления устойчивых к различным кислотам элементов используют кислото- и коррозионноустойчивые стали М1-М12. Применение такого сырья гарантирует дополнительную прочность и надежность коушей на производстве. Данный вид несложно распознать – он имеет блестящую поверхность. Клиновые варианты коушей являются своего рода обоймами для фиксирования стальных канатов во время такелажных работ. Конструкция содержит клин, фиксирующий канат между еще двумя элементами коуша: обоймой и ставкой.
Полу-коуши предназначены для исключения возможности залома канатов большой толщины при малых радиусах изгиба, что часто встречается во время подъема и транспортировки грузов. Особенностью коуша для искусственных тросов является то, что его канавка – закрыта. Такое решение позволяет предотвратить выскальзывание троса из мягкого материала.
Способы крепления26.09.2019 10:16:46
Что представляет собой коуш и его виды
Коуш – это такая специальная оправка под петлю (огон) троса (стального или из мягких материалов), защищающая его от повреждений, излома и быстрого износа (истирания). В чем состоит и как на деле осуществляется защитная функция этого изделия? Внешняя сторона коуша выполнена в виде желоба (имеет канавку), в который и помещается, причем достаточно плотно, трос, то есть его петля. А сама эта оправка имеет форму, максимально близкую к контуру огона.
Благодаря такой конструкции коуша трос, находясь в его канавке, не вступает в непосредственный контакт с деталью (элементом), на который крепится своей петлей. Форма и размеры оправки обеспечивают равномерное и без изломов прилегание к ней каната. Бортики канавки коуша не позволяют соскочить с него петле, а также защищают трос от повреждений сбоку, хотя там он меньше всего подвержен износу и другим механическим воздействиям.
Так как коуши используются в очень многих областях производства и жизнедеятельности человека, производят несколько их видов, которые приведены и коротко описаны в соответствующей публикации сайта. Это статья «Коуши – что это такое, основные характеристики и разновидности». В рамках данной публикации отметим только, что по форме (внешнему виду) эта оправка бывает круглой, треугольной или каплевидной. Коуши в последнем варианте исполнения самые распространенные и используются практически во всех случаях, когда необходима подобная защита троса.
Производят коуши в основном из углеродистой стали, но есть и пластмассовые. Стальные изготовляют методом литья, штамповки либо ковки с последующей оцинковкой или покраской для обеспечения их защиты от коррозии. Конструктивно коуш может быть выполнен цельным либо составным, состоящим из нескольких деталей. Один из видов таких оправок на нижеприведенных фотографиях. Причем это каплевидный коуш.
Разумеется, для каждого каната (определенного диапазона диаметров) предназначен свой коуш, то есть с соответствующими наружными, внутренними и размерами канавки.
Причем для одного и того же троса размеры, габариты и масса коушей, производимых по разным ГОСТам, отличаются. Для примера можно сравнить два самых распространенных и наиболее востребованных вида оправок. Это каплевидные коуши стандарта 2224-93 и такой же формы, но производимые по ГОСТ 19030-73. Чертежи, по которым их изготовляют, представлены соответственно на Рис. 1 и 2. Взяты из этих ГОСТов.
Рис. 1. Коуши стандарта 2224
Рис. 2. Коуши стандарта 19030
Сравним характеристики этих двух изделий, предназначенных для троса диаметром 3 мм. По обоим стандартам производят коуши, используемые для защиты огона канатов с диаметрами в диапазоне свыше 2,5 и до 3,5 мм включительно. Но характеристики этих оправок отличаются, что видно из представленной таблицы.
Таблица 1. Размеры и масса коушей для тросов диаметром свыше 2,5 и включительно до 3,5 мм (в том числе 3 мм) стандартов 2224 и 19030
Обозначение размера на соответствующем чертеже и его значение, мм
Масса коушей этих стандартов под канат диаметром 3 миллиметра, как видно из таблицы, всего 8 и 1,1 граммов. Но вес оправок для мощных тросов измеряется уже в килограммах и даже десятках килограммов.
Варианты фиксации
Важно, чтобы огон был надежен, иначе коуш будет бесполезен. Для формирования петель применяются различные способы. При незначительных нагрузках допускается подготовка петли за счет хомута или трубки.
Важно правильно выбрать и установить коуш. Обязательно обращайте внимание на нагрузку и максимальное усилие на разрыв. Более прочными являются изделия с металлическими сердечниками. Также на надежность влияет разновидность свивки, которая может быть одинарной, двойной или тройной. Перед выбором определите поставленные задачи, чтобы быстрее найти подходящий вариант.
Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать
Разумеется, сначала необходимо выбрать подходящий трос. При этом в первую очередь следует руководствоваться величиной максимального разрывного усилия каната. То есть такого усилия на разрыв, которое превышать недопустимо, и он его способен выдержать без каких-либо повреждений. Не менее важными также являются условия, способ и цель (для каких работ предназначен) применения троса. Только учтя все эти параметры, можно будет правильно подобрать нужные стальные канаты соответствующих ГОСТов либо мягкие из натуральных или синтетических материалов.
Подборка нужных канатов для коуша
Только после выбора типа троса, а затем и его диаметра можно приступить к подбору подходящего коуша. Сначала его вида. При этом в первую очередь следует исходить из того, какой вид каната используется (стальной или мягкий) и, опять же, руководствоваться условиями, способом и целью его применения. В стандартах на коуши эта информация отражена, включая ограничения по использованию. И только определившись с типом оправки, можно приступить к выбору конкретного изделия, то есть под диаметр имеющегося троса. В стандартах на коуши есть таблицы их типоразмеров, в которых указано с какими размерами оправку нужно брать для каждой толщины каната. Так что при использовании ГОСТов или справочников процесс выбора коуша на всех этапах (от подбора по типу до размеров оправки) не вызовет никаких затруднений.
Если поиск нужного коуша проводится без использования нормативной документации на него и только по размеру, то следует руководствоваться следующими нормируемыми требованиями, которые обеспечат максимальный срок службы каната и безопасность работ:
Соответствие последнему требованию можно выяснить, приложив трос к оправке, либо расчетным способом – по замеренным толщине троса, диаметру канавки и ее глубине. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша стандартов 2224 и 19030 соответственно диаметр желобка 4 и 3,4 мм. Делим на 2, чтобы выяснить радиус. Получаем 2 и 1,7 мм соответственно. Или замеряем глубину канавки: 2,5 и 1,7 мм соответственно. Судя по диаметру троса (3 мм), он полностью не поместится в желоб, а 2/3 его толщины равны 2 мм. То есть эти коуши подходят для каната с такой толщиной.
Не коушом единым – подбираем трос по назначению
Вместе с коушем подобрать по назначению нужно и современный трос. Это изделие в большинстве случаев состоит из проволоки, навитой на сердечник. Чем больше волокон будет на одну и ту же толщину троса, тем большей гибкостью он будет обладать. В качестве сердечника могут использоваться как органические материалы, так и металлические. Органические сердечники зачастую вымачиваются в специальной пропитке, которая постепенно выделяется в процессе эксплуатации каната и уменьшает трение между отдельными прядями и волокнами в самом тросе, тем самым продлевая срок эксплуатации.
По типу конструкции стальные канаты имеют множество различий, не заметных глазу. Например, только типов свивки существует целых три: одинарная, двойная и тройная. В случае с одинарной свивкой вокруг центральной проволоки или сердечника стальные проволоки свиваются по спирали в несколько слоев, причем если первый слой завит в одну сторону, то последующий завивают в другую. Когда же делают двойную свивку, то сначала проволоки свивают в пряди, и уже эти пряди завивают в трос, при тройной свивке процесс еще больше усложняют. Самая высокая жесткость – у одинарных, однако они и снашиваются быстрее в результате повышенного трения между волокнами.
При выборе очень важно учитывать максимальное усилие на разрыв, которое способен выдержать тот или иной канат. Например, оцинкованные изделия диаметром 2,2 мм обладают усилием на разрыв в пределах 300 кг, тогда как трехмиллиметровый канат практически удваивает этот показатель. Изделия диаметром в 5 мм способны выдерживать усилие на разрыв до 1800 кг!
Коуш для стальных канатов и для троса – надежный огон
Внешне коуш для каната представляет собой оправу треугольной, каплевидной или круглой формы, которая изготавливается путем ковки или литья из высокопрочной углеродистой стали. Изделия вставляются внутрь петли – огона, и не выскальзывают благодаря желобу, идущему по наружной стороне. Размеры такого изделия, как коуш, могут впечатлить – некоторые кованые судовые экземпляры весят сами по себе почти 37 кг и способны выдерживать огромную нагрузку. Конечно, в строительстве и быту используют экземпляры поменьше – все зависит от диаметра каната или троса, который необходимо укрепить на изгибе петли.
Так, при диаметре каната в пределах 2,5 мм вам понадобится коуш с диаметром в 10 мм и радиусом канавки в 1,5 мм. Под диаметром коуша в данном случае понимается расстояние между двумя самыми крайними точками круга внутри изделия. Если же толщина каната 10-12 мм, уже понадобится вариант с диаметров в 40 мм и радиусом канавки около 7 мм. То есть какой бы трос или канат вы ни выбирали, согласно требованиям, диаметр внутреннего круга коуша должен быть в 4 раза больше, а канавка должна быть такого размера, чтобы изделие «утопало» практически на 2/3 в ней. Благодаря этому вы обеспечите максимальную безопасность при работе и продлите жизнь тросу.
Существуют судовые, круглые, вантовые, стальные и кислоустойчивые коуши, а также клиновые гнезда.
Разновидности коушей
Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.
Круглый коуш для тросов