Что такое косые полики
Что такое косые полики
ВИДЫ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ
Туникообразная, с поликами (косыми и прямыми)
Знание особенностей кроя женской славянской рубахи сегодня может послужить основой для создания современных нарядов, ведь что может быть для славянок более родным из одежды, чем наша народная рубаха? Через родные предметы быта и одежду – просыпается память и знания о наших корнях, а в них великая мудрость и обережная сила рода.
Для славян рубаха один из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее славянское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.
С рубашкой у славян связано множество примет: свою рубашку нельзя продавать, потому что вместе с ней можно продать своё счастье. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства. Есть у человека и невидимые глазу рубахи (их девять), но это уже относится к знаниям спаса. А сейчас мы будем разбирать виды славянской тканой рубахи.
Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.
Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.
У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.
ВИДЫ КРОЯ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ зависят от типа кроя ГОРЛОВИНЫ
Их несколько:
Самой архаичной считается рубаха ТУНИКООБРАЗНОГО кроя. Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он долго сохранялся также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибается пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезается отверстие и разрез ворота.
Самыми распространёнными были рубашки С ПОЛИКАМИ – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.
В славянских рубахах бывают прямые и косые полики. Бытует два вида рубахи с прямыми (прямоугольными) поликами.
Первый вид представляют рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно утку основных деталей стана.
Разновидностью рубашек с прямыми поликами были рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраивались с выступом, который играл роль полика.
КОСОЙ ПОЛИК имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивали в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носили с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.
Как и вся традиционная одежда, крой и вид славянских женских рубах выражали основы восприятия жизни с учётом природных и климатических условий той или иной местности нашей страны. Вид женской одежды, и рубахи в том числе соответствовал типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров славянок, украшая их внешний вид и мудрый быт.
Что такое косые полики
СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры запись закреплена
ВИДЫ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ
Туникообразная, с поликами (косыми и прямыми)
Знание особенностей кроя женской славянской рубахи сегодня может послужить основой для создания современных нарядов, ведь что может быть для славянок более родным из одежды, чем наша народная рубаха? Через родные предметы быта и одежду – просыпается память и знания о наших корнях, а в них великая мудрость и обережная сила рода.
Для славян рубаха один из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее славянское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.
С рубашкой у славян связано множество примет: свою рубашку нельзя продавать, потому что вместе с ней можно продать своё счастье. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства. Есть у человека и невидимые глазу рубахи (их девять), но это уже относится к знаниям спаса. А сейчас мы будем разбирать виды славянской тканой рубахи.
Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.
Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.
У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.
ВИДЫ КРОЯ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ зависят от типа кроя ГОРЛОВИНЫ
Их несколько:
Самой архаичной считается рубаха ТУНИКООБРАЗНОГО кроя. Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он долго сохранялся также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибается пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезается отверстие и разрез ворота.
Самыми распространёнными были рубашки С ПОЛИКАМИ – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.
В славянских рубахах бывают прямые и косые полики. Бытует два вида рубахи с прямыми (прямоугольными) поликами.
Первый вид представляют рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно утку основных деталей стана.
Разновидностью рубашек с прямыми поликами были рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраивались с выступом, который играл роль полика.
КОСОЙ ПОЛИК имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивали в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носили с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.
Как и вся традиционная одежда, крой и вид славянских женских рубах выражали основы восприятия жизни с учётом природных и климатических условий той или иной местности нашей страны. Вид женской одежды, и рубахи в том числе соответствовал типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров славянок, украшая их внешний вид и мудрый быт.
ВЫКРОЙКИ народной одежды и СОВЕТЫ по ПОШИВУ: http://vk.com/topic-63970406_29208081
УЗОРНЫЕ ТКАНИ, которые подходят ДЛЯ ОТДЕЛКИ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ в том числе и как замена ручной вышивки ( в случае когда вы хотите сдалать отделку, но не готовы её вышить самостоятельно) http://vk.com/album-63970406_184820424
Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна
ПОЛЕЗНЫЕ ВЫКРОЙКИ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ НА ЕЁ ОСНОВЕ ОДЕЖДЫ:
https://vk.com/topic-63970406_29208081
Что такое косые полики
А знаете ли вы, что среди разновидностей русской народной женской одежды была такая, которая позволяла женщине проверить себя на смирение перед мужем?
Как вы думаете, какое это изделие и элемент в женской одежде?
Не знаю, угадали ли вы, но это – поликовая рубаха.
Виды поликовых рубах. Конструктивные особенности
Да, именно такое предназначение было у поликовой рубахи, а точнее, у полика –конструктивного элемента данной рубахи. Полики соединяли вместе рукава и спинку с передом. Их нередко делали из ткани другого цвета.
Поликовая рубаха получила наибольшее распространение в 19 веке. В Олонецкой губернии они встречались у русских Заонежья, Пудожья, Поморья и у северных карелов. Рубаха выкраивалась, как правило, из четырех полотнищ ткани – по два спереди и сзади, – к которым сверху пришивались прямоугольные отрезки – полики. Полики, как правило, декорировались вышивкой, но могли быть выполнены из кумача. Ворот такой рубахи образовывался за счет полотен, собранных на нитку и обшитых бейкой из холста или кумача.
Рубахи с поликами были двух типов – с прямыми и с косыми поликами. Рубаха с косыми поликами бытовала в местах, где носили комплекс одежды с панёвой. Рубахи с прямыми поликами или без поликов бытовали в местах распространения сарафанного и андарачного костюмных комплексов.
Главное отличие рубах с косыми поликами от северных вариантов было то, что они сохранили архаичный крой – они кроились и шились из цельных кусков холста, которые изначально ткались по длине рубахи. Косые полики вшивались в специально сделанные разрезы. Такой способ кроя был очень экономичным. Рубахи имели нарядный вид за счёт того, что полики делались из ткани другого цвета. Косые полики расширяли рубаху сверху, что облегчало движение рук.
Рубахи с прямыми поликами, которые носили с сарафаном, были двух типов. Полик пришивался либо по основе(такой вид рубах преобладал), либо по утку. Рубахи с поликом, пришивавшимся по утку, бытовали в Верейском уезде Московской губернии. Рукава рубах могли быть либо пышными, собранными у запястья на манжет, либо постепенно суживающимися к запястью. Длина женской рубахи могла быть либо до щиколоток, либо до середины икр.
Как украшалась поликовая рубаха
Но главная их особенность – это наличие большого количества «чудных», «ирийских» и «космических» мотивов:
Для тех, кто хочет научиться сотворять живые вещи, которые помогают достигать желаемых результатов, в помощь книга “Чудо простых швов”.
Интересно еще и то, что до конца 19 в. вышивка на «оплечьях» встречалась только у женщин. В народной логике всё было просто: помощь может просить только слабый – женщина, а мужчина должен удостоиться силы Богов. Поэтому на праздничной одежде у мужчин был более богато вышит ворот, а у женщины – полики. Ведь ворот – место «врат», где сила Богов входит по тому, о чем ты мечтаешь, куда устремляешься (общее значение вышивки ворота).
Нужна ли современному человеку поликовая рубаха?
Полики – «поле вика». Вика – это:
Женщина в представлении наших предков – соратница мужу, берегиня рода, что хранит его честь и чистоту крови. Поэтому при помощи вышивки и украс на поликах она как бы исспрашивала мудрости в этом нелегком деле у Богов и Богинь. Но забытьё символов, Вед, образов, привело к тому, что пара соколов, как символ любви и верности на свадебных бранницах, превратились в двухголовое чудовище с крыльями орла, когтями грифа, да еще и смотрящими в разные стороны. А у мужчин в некоторых регионах появилась вышивка на плечах…
Поликовая рубаха – проверка женщины на смирение, терпение и умение идти за Богом и мужем, за которое она удостаивалась звания берегини рода, получала помощь Богов и Богинь, становилась проводницей их сил, которую она передавала мужу и детям, пространству.
Но в современности, к сожалению, мы видим другое: бабы «ловят коней и тушат избы», а мужики, «чтоб жена не скучала, то коня шугану, то избу подожгу, ведь нельзя же бабе без дела любимого» (взято с просторов Интернета). Хотя раньше бы умная баба не взялась даже за такое, а мудрый муж понимал, что «экстрим», во-первых, дело не женское, а во-вторых, доведёшь женщину до стресса, не получишь ни от неё энергии, ни от Богов поблажки.
Как исправить ситуацию?
Конечно, вы можете сказать, что «всё это быльём поросло да в вечность ушло», но практика доказывает другое. В 40 городах нашей страны в проекте «Шьём судьбу» женщины, сотворяя поликовую рубаху, столкнулись с одинаковыми эмоциями, и были вынуждены по-другому взглянуть на своё поведение с отцами, мужьями и сыновьями, переосмысливать свой женский путь. И мир тут же им «подкидывал» ситуации по теме, как бы проверяя. А статистика, как говорил классик, «вещь упрямая».
Я не просто верю, а твёрдо убеждена, что, сотворяя осознанно вещи и орнаменты, современные мужчины и женщины могут изменить свою судьбу к лучшему. Присмотритесь к наследию предков, дорогие мои, не считайте его примитивом, а просто возьмите в руки инструмент, какой по плечу, и делайте… Мир деяниями строится.
Что такое косые полики
СлавТерем|ТКАНИ| Жаккарды|славянские узоры запись закреплена
ВИДЫ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ
Туникообразная, с поликами (косыми и прямыми)
Знание особенностей кроя женской славянской рубахи сегодня может послужить основой для создания современных нарядов, ведь что может быть для славянок более родным из одежды, чем наша народная рубаха? Через родные предметы быта и одежду – просыпается память и знания о наших корнях, а в них великая мудрость и обережная сила рода.
С рубашкой у славян связано множество примет: свою рубашку нельзя продавать, потому что вместе с ней можно продать своё счастье. Свадебной, венчальной рубашке приписывались и целебные свойства. Есть у человека и невидимые глазу рубахи (их девять), но это уже относится к знаниям спаса. А сейчас мы будем разбирать виды славянской тканой рубахи.
У большинства рубах есть ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагаетвя под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.
ВИДЫ КРОЯ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ зависят от типа кроя ГОРЛОВИНЫ
Их несколько:
Самой древней считается рубаха ТУНИКООБРАЗНОГО кроя. Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он сохранился также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибается пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезается отверстие и разрез ворота.
Самыми распространёнными являются рубашки С ПОЛИКАМИ – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяют контрастной тканью или вышивают. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.
В славянских рубахах бывают прямые и косые полики. Бытует два вида рубахи с прямыми и прямоугольными поликами.
Первый вид представляют рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно утку основных деталей стана.
Разновидностью рубашек с прямыми поликами являются рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраиваются с выступом, который играет роль полика.
КОСОЙ ПОЛИК имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивают в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носят с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.
Как и вся традиционная одежда, крой и вид славянских женских рубах выражают основы восприятия жизни с учётом природных условий той или иной местности нашей державы. Вид женской одежды, и рубахи в том числе соответствует типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров славянок, украшая и оберегая своих хозяек, рассказывая о них миру, помогая устраивать свою жизнь так как в данным момент необходимо. Большими помощниками в этом деле являются узоры и украсы рубах. Это может быть вышивка, узорная ткань или тесьма.
В Славянском Тереме в наличии большой выбор узорных тканей, которые отлично подходят для отделкии и пошива народной одежды. Заводские Узорные ткани это добрые помощники в современной жизни, когда не каждая мастерица готова вышить всю одежду самостоятельно, или на то нет времени. А одеваться радостно, разумно, и красиво стоит каждой из нас и самой и своих близких порадовать.
УЗОРНЫЕ ТКАНИ, которые подходят ДЛЯ ОТДЕЛКИ СЛАВЯНСКОЙ ОДЕЖДЫ в том числе и как замена ручной вышивки ( в случае когда вы хотите сдалать отделку, но не готовы её вышить самостоятельно) http://vk.com/album-63970406_184820424
Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна
ПОЛЕЗНЫЕ ВЫКРОЙКИ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ НА ЕЁ ОСНОВЕ ОДЕЖДЫ:
https://vk.com/topic-63970406_29208081
Что такое косые полики
Женская рубаха — рубаха, сорочка, исподка, подноска (рус.); сорочка, кошуля (укр. и белор.) — из холста характерна для славян в качестве основной исподней и одновременно выходной одежды. Иногда рубаха служила единственной одеждой еще в XIX в., главным образом у девушек.
Восточнославянская женская рубаха характеризуется наличием рукавов и плечевых вставок. Рубаха безрукавная распространилась в восточнославянской народной среде лишь в середине XIX в. под влиянием города. У западных славян рубаха на одной или двух бретелях, без рукавов, известна была гораздо раньше: такая одежда изображена на чешской миниатюре XIV в.; местами ее носили также словачки (рубач) и польки (цясноха).
Наличие поликов — плечевых вставок — и собранный плотно облегающий шею ворот отличают восточнославянскую рубаху от рубах мари, чувашей, мордвы и других поволжских народов. Этому типу рубахи, видимо, предшествовали другие формы. У восточнославянских народов кое-где отмечены в качестве старой формы рубахи туникообразного покроя. Археологические находки в славянских странах в первые века нашей эры — мелкие римские фибулы позволяют заключить, по мнению Б.А.Куфтина, о распространении одежды из легкой ткани льняной или шерстяной с разрезом, скалываемым на плече или на шее.
Известные нам изображения древнерусской женской рубахи, начиная со II тысячелетия, очень скудны. Фрески и миниатюры конца I и начала II тысячелетия не позволяют судить о нательной одежде изображаемых на них женщин, большей частью знатного рода, ибо они представлены в торжественной парадной одежде, иногда типа византийской «далматики», под которой скрыто нижнее платье.
На браслете XII в. из Киевщины изображена плясунья в длинной перехваченной поясом рубахе со своеобразными распущенными рукавами. Рисунки Кенигсбергской летописи (XV в.) при всей своей условности дают представление о рубахе, как основной части женской одежды, с присущей ей особенностью в виде длинных рукавов, спущенных ниже кисти.
Рубаха составляла основную часть женского костюма всех сословий и классов в Московском государстве. Женщины из великокняжеской и боярской среды в XVI—XVII вв, носили два рода сорочек: нижнюю — из белого холста с рукавами и верхнюю — красную с длинными рукавами, которые собирали складочками на руке, обычно из шелковой легкой ткани, нередко по швам украшенную жемчугом. В народной среде ношение поверх холщевой рубахи второй — нарядной — было и в XIX в. явлением сравнительно редким.
В XIX в., а кое-где даже и в начале XX в. у южных великорусов деревенские девушки до свадьбы ходили в одних рубахах, подпоясанные пояском; замужние женщины поверх рубахи надевали поневу. Северные великоруски сверху рубахи носили сарафан, причем рукава, грудь и ворот рубахи, а иногда и подол были видны и их наиболее украшали. Бывали случаи, когда и замужние женщины ходили в одних рубахах с поясом (например, во время сенокоса и жатвы, а также при выполнении обрядов — «опахивания» и др.).
То, что рубаха являлась исконной частью восточнославянской одежды, подтверждается множеством поверий, связанных с нею: свою рубаху нельзя было продать,— продажа ее считалась за «грех»; это значило также «продать свое счастье, удачу». При помощи колдовства над рубахой, как считали, можно было «испортить» бывшую ее владелицу.
Цельные и составные рубахи
Женские рубахи шили цельными или составными из двух частей — верхней и нижней.
Цельные рубахи шили (и шьют) из полотнищ, идущих от ворота до подола; у великорусов такая рубаха называется проходчица (Вологодская обл.), скразния, дадольная (Воронежская обл.),
Для цельных рубах употребляли преимущественно домотканный материал, более состоятельные женщины шили их из полотнищ тонкого холста. В XIX в. цельные рубахи отмечены большей частью, как обрядовые — свадебные, «смертные», праздничные; иногда в них косили и жали. Праздничная цельная рубаха в Рязанской обл. называлась посвяток. В одежде центральной, полосы и юга цельная рубаха встречалась чаще, чем в одежде населения северных областей.
Рубахи, составленные из двух частей, чаще шили из разных тканей: верхнюю часть, до пояса,— из более тонкой, иногда покупной материи; нижнюю — из более грубой, домотканной.
У великорусов такая рубаха называется полустанок. У южных великорусов «станом», «станушкой» обычно называется верхняя часть, а нижняя — «подставкой»; у северных великорусов, наоборот, «станом» чаще называется нижняя часть, а верхняя — «рукавами», «воротушкой». Другие названия верхней части — поворотье, вороток, грудка. У украинцев составные рубахи называются до підточки: — підточка у белорусов подставка, подстава.
Иногда не пришитая к рубахе подстава составляла как бы самостоятельную часть — род юбки — подол, собранный наверху, где пришивался поясок; «подол» надевали поверх рубахи. Нижний край сарафана при этом подтыкали спереди за пояс, чтобы виден был узорный подол юбки или рубахи.
Юбки-«подолы», белые холщевые с вышивкой или сплошь затканные браным узором и расшитые разноцветным гарусом, надевали, кроме покоса и жатвы, еще и на «сгон» — во время первого выгона скота в поле весною. Особенно нарядны были в этот день молодухи и девушки, надевая по нескольку «подолов» на рубаху — наподольницу (б. Олонецкая губ.). Ношение девушками (не носившими понев) холщевых юбок-подолов, собранных на вздержке, отмечено также на юго-востоке — в Рязанской и Тамбовской областях. Иногда шили отдельно и верхнюю часть рубахи.
Известно ношение шелковых рукавов поверх холщевой рубахи вместе с парчевым или шелковым сарафаном среди богатых крестьянок б. Вологодской губ. У однодворческого населения б. Воронежской губ. отмечено ношение нарядной короткой верхней рубахи из атласа, сатина или кумача в качестве праздничной одежды, надеваемой поверх нижней рубахи с рукавами.
Таким образом, наряду с цельной рубахой у восточных славян наблюдается бытование составной рубахи. Такое разделение на две половины, видимо,— вторичное явление; однако в этом можно видеть иногда и древнюю традицию. В некоторых местах Карпат и Закарпатья, очевидно, совсем не знали цельной или сшитой из двух частей женской рубахи. Короткая сорочка, которую носят с холщевой белой сподницей, состоит там из двух отдельных частей: верхней части — опліччя и нижней части — підшивка (иначе — подолок, спідник). Опличчя надшивается снизу неширокой полосой более грубой ткани, чтобы рубаха, которая носится с напуском, не вылезала из-за пояса пидшивки.
В западно-карпатской рубахе, у которой верхняя и нижняя части не сшиты друг с другом, большинство исследователей видят очень архаическую форму. Мошиньский связывает ее с древним прототипом двухчастной одежды, к которой он относит и женскую рубаху западных славян, сшитую из двух частей (с одной или двумя лямками), а нераздельную цельную рубаху — восходящей к форме плаща-пончо.
Предположение о различном происхождении разных типов восточнославянской рубахи было высказано С.П.Толстовым. Он считает, что южно-великорусская, большей частью цельная, рубаха восходит к типу туникообразной, а рубаха северных великорусов с прямыми поликами, чаще составленная из двух частей,— к рубахе на лямках. По его мнению, последняя была прототипом северновеликорусской рубахи, состоящей как бы из юбки с широким лифом на двух широких лямках — оплечьях и пришитых к ним рукавов.
Вопрос о самостоятельных путях развития этих двух типов восточно»славянской рубахи требует дальнейшего исследования. В частности, следует учесть, не связано ли ношение цельной или составной из двух частей рубахи иногда с большей или меньшей зажиточностью их владелиц. Для разрешения этого вопроса много может дать картографирование типов и вариантов рубах, с учетом даже таких деталей, как расположение полотнищ, наличие или отсутствие горизонтального шва посередине (соединяющего верхнюю часть с подставой) и т. д.
Существует несколько основных типов женских рубах у восточных славян.
Туникообразная рубаха
Туникообразная женская рубаха в XIX в. у восточных славян являлась реликтовой формой. Покрой рубахи с центральным полотнищем, перегнутым по утку, сохранялся в Калужской губ. в одежде старух; у старообрядок Сычевского уезда Смоленской губ. и в Олонецкой губ.— в «смертных» рубахах. Своеобразна старинная холщевая рубаха донских казачек. Полотнища в ней расположены несимметрично. Рукава с помощью вставленных клиньев расширяются книзу (в калужской рубахе, упомянутой выше, рукава суживаются, так как клинья вставлены острием к запястью). Донская рубаха имеет прямой разрез ворота и низкий стоячий воротник. Грудь, подол и рукава ее украшены пестрой тканью, возможно заменившей прежнюю вышивку, что часто наблюдается в одежде конца XIX — начала XX вв.
Можно отметить, что многие черты донской рубахи являются сходными с рубахами болгар и македонцев.
Туникообразные рубахи носили на Украине — в Закарпатской и Черновицкой областях и местами у белорусов.
Рубаха с поликами
Типична для восточных славян женская рубаха с поликами — плечевыми вставками, расширяющими плечевую часть рубахи, дающими возможность собрать в сборки ворот и часть рукава, что придает ширину и пышность всей рубахе.
Вопрос о генезисе поликов в восточнославянской рубахе представляет несомненный интерес. Те из авторов этнографических работ о славянах, которые касаются этого вопроса (Куфтин, Мошиньский), рассматривают полики, как замену плечевых пряжек-аграфов, скреплявших некогда одежду; однако вопрос этот также требует дальнейшего исследования.
1. Рубаха с прямыми поликами — прямоугольными плечевыми вставками, соединяющими передние и задние полотнища (также полики, ластовки, мышки, намышники (рус.); уставки, паликй (укр.); вустауки, пылики (белор.),— известна также у южных (сербы, хорваты) и у западных славян (поляки, чехи).
Прямые полики могут быть пришиты параллельно утку или основе полотнищ стана рубахи.
По утку пришивают полики северные великорусы, белорусы и часть украинцев; у южных великорусов эта рубаха бытовала у бывших однодворцев, а у остального населения она встречалась большей частью как новый тип. У северных и средних великорусов рубаху шьют с плотно облегающим шею воротом, собранным и пришитым к узкой обшивке, с прямыми собранными у кисти или со скошенными к кисти рукавами без сборок. (Последнюю Б.А.Куфтин называет «московской».) У белорусов и в северных областях Украины, прилегающих к Белоруссии, рубаху с прямыми поликами шьют из трех, а не из четырех полотнищ, с отложным воротником и собранными у кисти рукавами с обшлагом.
Разновидность рубахи с пришитыми по утку прямыми поликами — рубаха, у которой плечевые вставки и рукав выкраиваются вместе и пришиваются непосредственно к вороту, собранному на обшивке. Нередко ворот бывает настолько широк, что рубаху можно надевать через голову, не расстегивая прореху; рукава большей частью пышные, собранные у кисти, а иногда доходят только до локтя. Б.А.Куфтин называет ее «новгородской» по распространению ее главным образом на территории Новгородчины и в областях новгородской колонизации. Ее носили преимущественно с прямым сарафаном на лямках. Однако такая же рубаха, но с узким воротом и со скошенными (при помощи вставки клиньев) рукавами, иногда затканными узорами распространена и во Владимирской обл. и в Поволжье (т. е. районах преобладания владимиро-суздальской или московской колонизации). Область распространения «бесполиковой» рубахи в основном совпадает с областью. Распространение рубахи с прямыми поликами и по отношению к последней представляет позднюю форму; ее шили с «рукавами» из фабричной ткани и носили с косоклинным сарафаном (см. ниже). Однако имелся и более старый покрой бесполиковой рубахи. На территории Новгородской и Псковской областей Н.И.Лебедевой изучена рубаха со слитым поликом (оплечьем), кроенная «по-топорному» или «в замок», которая является, по свидетельству населения, более древней, чем рубаха с прямыми поликами и «бесполиковая» — «новгородская». Кроят такую рубаху следующим образом: берется полотнище холста, перегибается вдоль и складывается втрое поперек. В местах сгиба делаются надрезы по вертикали до середины полотнища: один от кромки, другой с противоположной стороны; затем по горизонтали ткань разрезается, причем надрезы соединяются. Клинья, срезанные с конца рукава, пришиваются снизу, к той части рукава, которая приходится подмышками, рукав получается несколько скошенным. Кройка рубахи «по-топорному» отмечена также в отдельных местностях Калужской обл. (б. Калужский уезд) и Смоленской обл. (б. Сычевский уезд.
По основе полотнищ стана пришивают полики на Украине (б. Галиция, Подолия, Буковина; реже — в Закарпатье, Киевщине, на левобережье Днепра), а также в Смоленской, Калужской и Рязанской областях. Отмечена она и в старинном костюме Верейского района Московской обл., где ее шили с узкими рукавами с клиньями, а не с пышными, как в украинских рубахах.
Как и рубаха с поликами, пришитыми по утку, рубаха с поликами, пришитыми по основе, имеет свою разновидность — «бесполиковую» рубаху, у которой рукав слит с плечевой вставкой и пришивается вдоль основы полотнища, а верхняя часть его, вместе с передними и задними полотнищами рубахи, собирается вокруг шеи, образуя ворот. Эта сорочка с цельным (суцільним) рукавом характерна для Украины, особенно для карпатских горцев и населения Закарпатья; она названа проф. С. А. Токаревым (в неопубликованных работах) «карпатской». Она бытовала также в близких к Украине областях — Смоленщине и Пинской обл. В качестве реликта она отмечена на севере территории расселения восточных славян — в б. Олонецкой губ. Каргопольская старинная рубаха, однако, отличается формой рукава, устройством ворота и своеобразными украшениями. К.Мошиньский выделяет эту рубаху с рукавом, доходящим до ворота, в особый тип «бесполиковый — сборчатый», считая его результатом скрещения двух типов рубах — с собранными поликами и с гладкими поликами; однако вопрос о генезисе бесполиковой рубахи требует еще дальнейшего изучения. «Новгородская» рубаха и рубаха, кроенная «по-топорному», по покрою и по территории распространения связаны с рубахой с прямыми поликами, пришитыми по утку, а рубаха «карпатская» — с рубахой с прямыми поликами, пришитыми по основе. Рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, является как бы промежуточной формой между рубахой с прямыми поликами, пришитыми по утку, и с косыми поликами. В то время как по покрою плечевых вставок ее следует отнести к типу рубахи с прямыми поликами, по общей конструкции она ближе к рубахе с косыми поликами. Прямой полик, пришитый к полотнищу по основе, так же как и косой полик, образует спадение плечевой части рубахи, близкое к современному покрою «реглан». При этом вся рубаха становится широкой и ее собирают у ворота, а широкие рукава собирают у кисти. Б. А. Куфтин справедливо называет этот вид рубахи «украинским», считая его очень древним для украинцев. Распространение такой рубахи также в верховьях Днепра объясняется древними культурными взаимосвязями населения среднего и верхнего Поднепровья. Наличие ее в отдельных местах б. Московской и даже Олонецкой губ. указывает, вероятно, на проникновение южных групп населения на север.
2. Рубаха с косыми поликами имеет плечевые вставки трапециевидной формы. Полики вшиваются между двумя полотнищами или в середину полотнища стана, вклиниваясь острыми углами в стан на груди и спине. Рукав пришивается:
а) к полотнищу ткани, в которое вшит полик,— рубаха со спуском;
б) к прямоугольным кускам ткани (ташкам), вшитым между поликом и рукавом;
в) непосредственно к полику.
Первый вариант, встречающийся чаще в рубахах женщин старшего поколения, видимо, является наиболее древним. Спуск — одна из характерных черт рубах с косыми поликами; ворот собирают, и рубаха ниспадает широкими сборками. Покрой этот типичен для костюма с поневой, в котором верхняя часть корпуса остается незакрытой. Ворот и суживающиеся к кисти рукава без сбор сближают данный вид рубахи с северно-великорусской рубахой с прямыми поликами.
Область распространения рубахи с косыми поликами позволяет назвать ее южновеликорусской. По данным XIX и начала XX в., она была известна в Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, Курской, Воронежской и Рязанской губерниях (на севере последней — у «русской мещеры», на юге — в Ряжском, Сапожковском, и нескольких других уездах) и у «русской мещеры» Пензенской и Саратовской губерний. Это свидетельствует о древних культурных связях населения этой территории. Область бытования этой рубахи в основном совпадает с областью расселения вятичей и с путями продвижения великорусов на юг в XVI—XVII вв. Наличие ее у мещеры б. Пензенской и Саратовской губерний, о которой известно, что она выселилась из Рязанского края в XVI в., указывает на бытование этой рубахи в то время. Это позволяет предполагать, что рубаха с косыми поликами существовала там ранее, до Переселения мещеры.
Рубаха с воротушкой, с кокеткой и др.
Рубаха с воротушкой — круглой вставкой у ворота, без поликов, имела локальное распространение в XIX в. в Тверской губ.
Воротушку делали из кумача или шерстяной фабричной яркой материи и обшивали браной узорчатой полосой. Пышные рукава имели проставки — продольные полосы узора, что довольно редко встречается в восточнославянских рубахах, но типично для одежды мордвы и других народов Поволжья и — в меньшей степени — верхневолжских карел. В русских рубахах встречается лишь изредка вставка продольных кумачовых или узорных полос на рукавах; это отмечено в Новгородской области (б. Белозерском уезде) и Архангельской обл. (Поморье). Возможно, что в б. Тверской губ. рубаха с воротушкой явилась более поздней, чем рубаха с прямыми поликами и долгими узкими рукавами, которую еще носили здесь старухи. Рубаха с воротушкой имелась также у группы карел Ржевского уезда той же губернии, что доказывает культурную общность населения этого края.
Можно выделить еще несколько типов рубах, которые появились как позднейшие формы, проникшие в деревню из города в период развития капитализма.
Верхняя часть рубахи с блузкой (рус.), с гёсткой (белор.) шьется на кокетке, большей частью из покупного материала, а низ — из домотканной материи. На этой рубахе отразилось влияние покроя городских платьев. Такова, например, нарядная рубаха покосница конца XIX — начала XX в. в Ярославской губ. (Пошехонский уезд), которую надевали с поясом без сарафана в покос или на жатву. Верхнюю часть шили из кумача или сатина (преимущественно красного), низ — из тонкой полубумажной красной клетчатой домотканины с широким браным узором из разноцветной шерсти.
Рубаха из двух полотнищ, сшитых на плечах и боках, представляет модификацию покроя старинных рубах в связи с употреблением покупных тканей. В начале XX в. в южно-великорусских областях ее носили с прямым сарафаном, юбкой.
Рубаха без рукавов в этнографической литературе получила название западнославянской, или западноевропейской. В России стала распространяться главным образом в деревнях во второй половине XIX в. под влиянием города и служила только бельем. В чисто сельские поселения этот тип рубахи проникал из фабричных, пригородных и промысловых сел вместе с новыми формами одежды городского типа из покупной ткани, все более распространявшимися в деревне в период развития капитализма.
Наиболее широко рубаха без рукавов вошла в быт уже в послереволюционный период, в связи с массовым переходом крестьян к новым видам одежды и распространением привычки носить белье.
Значительное разнообразие рубахам одного и того же покроя придает ряд деталей.
Расположение полотнищ
Великорусские рубахи чаще шьют из четырех полотнищ (точь). Для рубах Калужской и Брянской областей характерно расположение полотнищ, аналогичное расположению их в мордовском нанге и покае: швы приходятся спереди и сзади (в центре) и по бокам. Это встречается также в рубахах Тульской и Рязанской областей, однако в последней наблюдается большое разнообразие (нередко асимметричное расположение). В Тульской, Смоленской и Владимирской областях, а также у части украинцев и белорусов встречается расположение полотнищ, аналогичное расположению их в русской мужской рубахе. Белорусские, а иногда и украинские сорочки шьются, кроме того, из трех полотнищ, расположенных несимметрично при этом женские белорусские рубахи отличаются от мужских только большей длиной.
Ворот
По устройству ворота можно выделить несколько групп рубах:
1. Рубахи без воротника, имеющие лишь прорез для головы. Твонь гладко облегает шею, как в старинных туникообразных рубахах, или же собирается на нитке вокруг ворота (нитка завязывается как в украинской рубахе;
2. Рубахи с воротом, собранным в сборку, имеют низенький воротник в виде узкой полоски ткани, иногда вышитой или затканной. Наиболее распространены у великорусов и украинцев: остёбка, остёбенье, ажерелок (рус.); подшивка, обшивка (укр.) Застегивается такой ворот обычно на медную или стеклянную пуговицу и нитяную петлю; иногда же стягивается лентами, продернутыми в две петли.
3. Рубахи со стоячим воротником встречаются редко (см. описанные выше рубахи донских казачек).
4. Рубахи с отложным воротником типичны для Белоруссии (кауперные) встречаются и на Украине, преимущественно в северных ее областях. Воротник стягивается при помощи завязок (стужки, похистки), продетых в петли. У великорусов рубаха с отложным воротником называлась польской, в отличие от рубахи без отложного воротника (русской); встречалась лишь местами, главным образом в одежде бывшего однодворческого населения южно-великорусских областей (где их носили с шерстяной полосатой юбкой, с прямым сарафаном), а также в Сибири.
Рукава
По покрою рукавов восточнославянские рубахи можно подразделить на ряд групп:
1. Рубаха с прямыми рукавами, с ластовицами или без них.
2. Рубаха со скошенными рукавами, суживающимися к кисти, без сбор и с клиньями (иногда без ластовиц) это старинный тип рукава великорусов: он обычен для рубах с прямыми поликами, а частично встречается в рубахах без поликов.
3. Рубаха с пышными рукавами наиболее характерна для Украины, где такой покрой рукавов, видимо, является старым; имеется он и у белорусов, но там преимущественно с обшлагом, что представляет сравнительно новое явление. У великорусов пышный рукав, собранный в сборку, более характерен для «новгородской» рубахи и отмечается в качестве более поздней формы по сравнению с рукавом с клиньями. Узкая обшивка собранного у кисти рукава у великорусов называется запястье, подрукавник, зарукавник если имеется обшлаг, то — шлаг, шагол, манжета.
У белорусов и украинцев чаще применяется широкая обшивка рукава, составляющая обшлаг: чохла (укр.), каунёрцы, карнёрики (белор.). Иногда рукава вместо обшлага собирают оборкой — моршоты, моршетцы, грыбатки, брыжжи. Они известны всем восточнославянским народам, но не получили у них широкого распространения. В Воронежской обл. такие запястья из оборки — наручники, брызжи шили отдельно и надевали на рукава рубахи. Они состояли из полосы ткани, украшенной позументом, лентами, иногда бисером, собранной у одного края на обшивке, и укреплялись у кисти руки при помощи завязок или пуговиц и петли.
Рукава с клиньями, без сбор, в старинных рубахах (первая половина — середина XIX в.) нередко шили длиннее рук. Они собирались на руке горизонтальными сборками или же имели специальные прорезы для продевания кисти руки; остальная часть рукава свободно свисала. Рубахи-долгорукавки в XIX в. зафиксированы в Рязанской, Тульской, (Калужской, Московской, Тверской, Нижегородской, Архангельской губерниях. Такие рукава известны и у ряда народов, находившихся в тесных взаимоотношениях с русскими (например, у карел, эстонцев-сету и др.). В древней Руси эта мода была распространена довольно широко; в XV—XVII вв. длинные рукава известны в народной одежде, а также и в боярской. Рубаха с длинными рукавами изображена на миниатюрах того времени. Долгорукавки, сохранившиеся до конца XIX в., служили главным образом праздничной и свадебной одеждой; однако из данных архива Географического общества середины XIX в. видно, что долгорукавки из белого холста с длинными рукавами, с «прорехами под пазухой» употреблялись и дома при работе; для этого рука вынималась из рукава, продевалась в прореху, а рукав «по окончании дела и очищения руки снова надевался».
Откидными и фальшивыми рукавами, кроме рубах, снабжались и сарафаны. В старину, как пишет Н.И.Костомаров, длинные рукава заменяли бедному люду перчатки или рукавицы.
Способ ношения
Общим для всех восточных славян являлся способ подпоясывания женской рубахи. Характерно для них ношение рубахи с напуском, особенно русскими и украинками. У южных великорусок длина рубахи нередко доходила до 1,70 — 1,80 м; носили ее с пазухой — с большим напуском, выдернутым из-за пояса или поневы и спускавшимся ниже талии, причем подол рубахи поднимался до колен. Пазуха служила своеобразным мешком для ношения каких-либо предметов.
Украшения рубахи
Характерные украшения женской восточнославянской рубахи — вышивка, тканый узор. Вставки кумача в виде поликов, ластовиц, нашивок на груди и вороте особенно характерны для рубах великорусов.
В восточнославянской народной верхней одежде откидные рукава сравнительно редко применялись (можно назвать украинский жупан и кунтыш, которые, однако, не имели широкого распространения в крестьянской среде. В средневековой боярской, а также в польской шляхетской одежде откидные рукава были довольно распространенным явлением, воспринятым, видимо, с Востока (на Кавказе, в Передней Азии верхняя одежда с откидными рукавами была в большом употреблении). Однако родиной одежды такого типа надо считать Восточную Европу. Древнейшее известное нам изображение одежды с подобными рукавами имеется на пластинке от головного убора, найденной в скифском кургане (III—II вв. до н. э.).
В рубахах южно- и частью средне-великорусских областей вышивки сочетаются с узорным тканьем и нашивкой полос разнообразных тканей, лент, шнура, иногда блесток, пуговиц, позумента. Для украинских и северно-великорусских рубах типична вышивка, а для белорусских — тканые и вышитые узоры. Украшения чаще всего располагаются на плечевой части рукава рубахи, у ворота и на груди, на обшивке рукава, а также по подолу.
Русское население Севера часто украшало нижнюю часть рубах, которые надевали на покос и жатву, почти полностью заполняя ее вышивкой, а иногда тяжелым разноцветным браным узором; края таких рубах обшивали морхами из разноцветного гаруса. У белорусов были подбиранные сорочки, т. е. затканные до колен красными нитками.
Ластовка, ластовица из квадратного куска белой холщевой ткани на старинных рубахах северно-великорусов иногда имела узор, вышитый красной бумагой. Однако чаще ластовицу делали из другой ткани, главным образом из кумача, который, как неоднократно отмечалось исследователями, часто заменял в одежде вышивку. Ластовицы из другой ткани, более темной, чем рубаха, известны еще в XVII в.
Орнамент восточнославянской женской рубахи разнообразен и может быть подразделен на несколько групп:
1. Общие для восточных славян геометрические узоры, в которых преобладают мотивы ромба, розетки, восьмиконечной звезды, а также сильно геометризованной человеческой фигурки или растения. Эти узоры восходят к глубокой древности.
2. Изобразительные узоры — мотив дерева с конями или птицами по сторонам; или с женской фигурой в центре и со всадниками по бокам и т. д. В своей основе многие из этих мотивов восходят к языческому времени и в значительной степени являются обще-восточнославянскими. Наиболее яркое отражение они нашли в орнаменте рубах северных великорусов. Так, вышивка на подоле и рукавах каргопольской рубахи изображает сложные композиции с фигурами людей, животных и птиц.
3. Преимущественно растительные мотивы, выполненные в криволинейных очертаниях, в отличие от прямолинейно-геометрического стиля первых двух групп. Этот тип орнамента получил развитие также в конце XVI— начале XVII в. в других видах русского народного искусства — набойка, золотошвейные работы, резьба по дереву, чеканка и чернение узоров. В вышивках женских рубах он распространен у украинцев, местами — у великорусов и менее всего — у белорусов.
Узоры на восточнославянских рубахах, как правило, сочетаются с просветами холщевого фона. Лишь в Закарпатской обл. встречается плотная, как бы ковровая вышивка, украшающая рукава женских рубах; она есть также и в Архангельской области, где сплошной тканый и вышитый узор украшает подолы женских рубах.
Общими для всех восточных славян являются приемы вышивки — набор, брань (рус.), низь (укр.), напоминающие тканую браную технику (с характерным негативным отражением узора на изнанке); строчка,
Для вышивки употреблялись преимущественно бумажные, льняные нити и шерсть (гарус, шлёнка), реже шелк и бисер, а на Севере для особенно нарядных праздничных одежд — золотая и серебряная пряденая нить.
В узорах женских рубах преобладает красный цвет, особенно в великорусских и белорусских; местами, однако, он сочетается с черным, синим, а в средней и частью южной полосе нашей страны также с желтым и зеленым, при преобладании красного цвета. Черный и красный цвета господствуют в вышивке восточных и некоторых западных областей Украины; многоцветные вышивки распространены в Закарпатской, Станиславской, Черновицкой, Подольской и некоторых других западных областях Украины. На Полтавщине и Черниговщине было распространено украшение рукавов женских рубах белой гладевой вышивкой.
Композиция и распределение узоров на восточнославянских рубахах имеет свои особенности. Характерно поперечное расположение узора на плечах. В наиболее нарядных праздничных рубахах молодых женщин весь или почти весь рукав покрыт узором. Иногда вся рубаха шилась из узорчатой ткани Расположение орнамента на рукавах в виде продольных полос, типичное для народов Поволжья, о чем упоминалось выше для восточных славян в целом не характерно, хотя и известно местами,— например, у северных великорусов в Белорусии и на Украине — в Подолии и на Волыни. Узор в виде прямоугольника или медальона с мотивом розетки, расположенный не на плече, а на верхней части рукава, характерен для женских рубах Закарпатья.
Можно указать на единичный факт, когда в Смоленщине (б. Сычевский уезд) старухи-старообрядки вышивали свои «смертные» рубахи человеческим волосом.
Украшения женской рубахи, имея эстетическое значение, в то же время подчеркивали возраст женщины, ее семейное и социальное положение. Наиболее украшались рубахи молодых замужних женщин; с переходом женщины в другую возрастную группу количество украшений на рубахе уменьшалось. Рубахи старух делались преимущественно белыми и почти без украшений. Обилие кумача составляло характерную черту рубах молодых женщин. Так, например, в б. Коротоякском уезде Воронежской губ. отличительной чертой рубахи молодых женщин были кумачевые пельки — вставки на груди. Эта рубаха имела косые полики, но ее переднее полотнище было составным; верхнюю — нагрудную — часть надшивали кумачом. В прежнее время выражение — «перестала красные пельки носить» означало — «состарилась»
Рубахи также различались — у богатых и бедных крестьянок — по тонкости домотканины и ценности покупного материала, по богатству и качеству украшений и т. п. Особенно велико было различие в степени обеспеченности рубахами их владелиц. Богатые невесты заготовляли в приданое несколько десятков рубах, что не всегда могли сделать бедпячки, нередко вынужденные применять свое мастерство (в тканье, вышивке) не для себя, а для более богатых односельчанок.