Что такое костяная нога
Костяная нога
Как видите, ни один из классических признаков не совпал. Всё пальцем в небо.
Тогда давайте рассмотрим признаки бури, подходят ли они к Бабе Яге.
1.Вырывает с корнями деревья (Баба Яга в этом не замечена. В сказке про Терёшечку она подгрызда дуб зубами, но не вырвала его. Как видите, у Яги совсем другие методы лесоповала)
2. Буря побивает хлеба градом, валит их (никогда не читал, чтобы Баба Яга побивала хлеба)
3. Буря ломает дома, срывает крыши (Баба Яга ни в чём подобном не замечена)
4. Буря топит корабли (а Вам, дорогой читатель, известно ли хотя бы одно упоминание о кораблекрушении, вызванном Бабой Ягой?)
Как видим, совпадений ноль целых, ноль десятых.
Версия вторая
Баба Яга – это образ зимы! Не смейтесь, эта версия опубликована в Большой Советской энциклопедии. Причём, это единственная версия, мельком упомянутая там. Видимо, с идеями было не густо. Ну, что же, давайте рассмотрим.
1. Зима каждый год приходит и уходит (а кто заметил, чтобы Баба Яга делала это?)
2. Зима покрывает землю снегом (а кто уличил в этом Бабу Ягу?)
3. Зима щипает детишек за носики ( а Яга?)
4. Зима обычно похищает охотников, рыбаков, бродяг и путников, особенно часто нетрезвых путников. ( Яга чаще всего была замечена в похищении детей, которые всю зиму сидят по избам)
5. Зима строит над реками ледяные мосты, (А Яга? Только в сказке Марья Моревна, она провалилась на волшебном мосту через огненную реку. Но провалиться – это одно, а строить – совсем другое).
1. Почему Яга известна только русским? Изучала анатомию? Почему только русскую? А как же монголы, индейцы, негры? Почему у них нет легенд о тощей инопланетянке, проживающей в юрте на курьих ножках, или в вигваме на страусовых, как вариант?.
2. Костяная нога, это худая нога, или всё-таки костяная? По-моему, это не одно и то-же.
3. А рука была тоже худая, или жирная? А ведь руку рассмотреть проще, она на виду. Нога скрыта обувью, подолом длинной юбки. Так почему наши предки настаивают именно на костяной ноге, а не на худой руке?
4. Опоры космического корабля, похожие на птичью ногу, зачем нужны? Чтобы смягчать посадку. Но как раз в полётах и посадках избушка Бабы Яги никем не замечена. Зато она замечена в поворотах. Из сказки в сказку переходит пароль: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу – задом». И ведь поворачивается! В чём же смысл поворота космического корабля вокруг своей оси? Не проще ли сразу подойти к нему со стороны люка?
Вот все эти нестыковочки мне и не нравятся.
Четвёртая версия.
Назвал бы её самой дебильной, но не могу. Есть ещё более дебильная.
Автор этой версии решительно поменял Яге… пол…
По его версии, это вовсе не Баба Яга, а Бабай Ага! Дескать, это образ страшного хромого татарина, проживающего в лесу и похищающего детей.
1. Начнём с имени. На тюркских языках слово Бабай означает дедушка, а слово Ага означает – отец. В переводе имя звучит очень глупо – Дедушка Отец…
2. Никогда не слышал я, чтобы татары жили в избушках без окон, без дверей, на курьих ножках. И чтобы эта избушка поворачивалась по просьбе. Хотя для хромого инвалида это было бы удобно, но всё же…
3. Никогда не слышал я, чтобы татарин, пусть даже хромой, покинул свой народ и поселился в русском лесу в полном одиночестве.
4. Никогда не слышал и не читал, чтобы татары ели людей. В полон брали, убивали это да, но, чтобы ели! Людоедство было в обычае у карибов и полинезийцев, но не у татар.
5. Никогда не слышал, чтобы татары летали в ступах.
6. Хромой? Но почему нога костяная? Нездоровая, или деформированная нога всё же ничуть не более костяная, чем здоровая. Костей в ней ровно столько же, сколько и в здоровой. А если какая кость полностью рассосалась под действием туберкулёза, тогда даже меньше.
Ну, и главный приз присуждается версии под номером пять!
Оркестр, ТУШ, пожалуйста! Христиан и иудеев просим принять валерианку и спрятать куда подальше молотки, чтобы в ярости не разбить экраны своих компьютеров.
По пятой версии Яга, это…
Нет, язык не поворачивается.
Яга, это…
Господи, прости меня окаянного!
Яга, это…
Сейчас, только с духом соберусь. Все приняли валерианку?
Яга, это… ИЕГОВА!
Почему? Потому, что созвучно. Извините, но я этого мнения не разделяю, потому претензии не принимаются.
Так вот, кто жил в избушке на курьих ножках! Вот кто летал в ступе! Вот кто грыз дуб, на который залез Терёшечка! Вот кому служили Гуси лебеди!
Это она – костяная нога говорила с Моисеем из горящего куста! Это она сыпала с неба небесную манну, раздвигала воды Красного моря. Это она создала наш мир, слепила Адама из глины, а Еву выстругала из его ребра!
Ай да Библия! Скрыла всё, что известно нам русским об их Боге.
Ай да русский фольклор! Тоже хорош! Умолчал о главных деяниях Бабы Яги! Где сотворение мира? Где всемирный потоп? Где исход иудеев из Египта?
Как видите, совпадений здесь немного – одна только буква «Г». И вот на основании этого «Г» строятся научные гипотезы… Ай, да версия! Это называется: «Я тебя слепила из того, что было»… А было только «Г»… Чем богаты, как говорится.
Зайдём издалека.
Есть такая закарпатская сказка «Дивный сон Ивана». В этой сказке Иван гонит стадо на полонину (альпийские луга) и ночует в пасушьей колыбе (шалаше). Ночью ему снится, будто родится у него сестра, но, когда она вырастет, её похитят черти. Давно известно, что сны, приснившиеся на новом месте, должны сбыться… Вскоре у Ивана родится сестра. Назвали её Маричкой, понесли крестить, а поп не хочет крестить, пока не пообещает отец, что отдаст её замуж за первого, кто посватает. А был то не поп, а переодетый чёрт.
Когда Маричка выросла, посватался к ней парубок из дальних краёв. Усадили жениха за стол, кормят, поят. Вдруг Маричка уронила вилку. Нагнулась, чтобы подобрать, а у парня вместо ступней оказались копыта. (Устал сидеть в сапогах, скинул. Думал, под столом никто не заметит.
Дальнейшие приключения Иванко и Марички опустим. Они не имеют отношения к нашей теме.
Для тех, кто не понял моего намёка, расскажу другую сказку. Она распространена среди народов Тюменского севера, называется «Умная Татья».
Жила была женщина, звали её Татья. Однажды её муж ушёл на охоту в дальний урман. Много дней и ночей Татья ждала его. Наконец он вернулся. Татья обняла мужа, усадила за стол. Стала потчевать. Нечаянно она уронила на пол чашку, нагнулась, чтобы подобрать, и видит – на одной ноге у мужа лошадиное копыто, а на другой лосиное. По этим приметам, поняла Татья, что из тайги пришёл вовсе не её муж, а болотный дух Комполэн…
Как Татья обманула Комполэна и вызволила из плена своего мужа, я рассказывать не буду. Я ведь только о ногах пишу.
Если опять непонятно, расскажу третью сказку, норвежскую. Жил да был один рыбак. Однажды он пошёл ловить рыбу. Повстречал девушку – красавицу. Познакомились, влюбился. Стали они встречаться каждый день. Однажды девушка принесла рыбаку горшок аппетитной сметанной похлёбки. Только рыбак хотел отведать этого лакомства, как ветер чуть приподнял подол её платья, и увидел рыбак, что вместо ног у девы русалочий хвост. Тогда он перекрестился и увидел, что вместо похлёбки в горшочке тина, кишащая червями и пиявками.
В сказке не объясняется, каким образом русалка умудрялась ходить на рыбьем хвосте, а жаль. Но я не об этом хотел.
Ладно, дам до кучи ещё одну, четвёртую подсказку. Одна из первых карточных колод в Европе, по преданию изготовленная королевским шутом для короля Франции, аж в тринадцатом веке. Колода, как колода. Короли, тузы, валеты. Всё бы ничего, если бы не изображение пиковой дамы. Миловидная, богато одетая дама. Но если приглядеться повнимательней, из под подола платья видна нога. А на той ноге дьявольские когти! Опять нога нечаянно выдаёт обман! Не прослеживается ли тут какая-то устойчивая традиция, этакий международный бродячий сюжет?
А причём здесь костяная нога? А вот причём. Довелось мне увидеть одно древнескандинавское изображение богини смерти Хель, (индусы её звали Кали). Так вот, Хель изображена в виде милой стройной девушки. Её вполне можно было бы принять за человека, если бы не одна деталь. Нога, которая виднеется из-под подола платья, костяная. Это нога скелета.
Коварная богиня ловко выдаёт себя за живую. Одного она не учла, что ветер чуть обнажил её ногу. И эта нога оказалась костяной…
Если и теперь кому-то непонятно, почему у Бабы Яги костяная нога, тогда я умолкаю, ибо мне нечего больше сказать, да и незачем…
Почему у Бабы Яги костяная нога?
Убеждалась не раз, что многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия — страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.
Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой — там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…
Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже — сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.
Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.
Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.
У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.
На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров — длиной около 4 метров. Почему же?
Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода — вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее — связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.
Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.
И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси — золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности — не человек, а дух.
Остеома
Остеома — это вид доброкачественной опухоли, образующейся на костях. Она имеет благоприятное течение, растёт медленно, не становится злокачественной, не поражает соседние ткани. Появляется обычно в возрасте 5-20 лет.
Акции
Оперативные вмешательства со скидкой 7%.
Онкоконсилиум может потребоваться как при лечении в «СМ-Клиника», так и пациентам других медицинских учреждений с целью получения альтернативного мнения.
«СМ-Клиника» предоставляет своим пациентам предоперационное обследование со скидкой до 72%!
Консультация врача-хирурга по поводу операции бесплатно!
Причины возникновения
Считается, что развитию остеом также способствуют:
Симптомы
Симптоматика опухоли зависит от того, в каком месте она расположена. Но выделяется ряд клинических признаков:
Остеома может долго не давать о себе знать и не мешать, но если она вырастает слишком большой, то начинает давить на соседние ткани и кости, от чего появляется соответствующая симптоматика:
Таблица симптоматики, в зависимости от расположения опухоли
Расположение опухоли
Описание симптомов
Задняя стенка лобной пазухи
Непреходящие головные боли, повышенное внутричерепное давление
Нижняя стенка лобной пазухи
Заметное невооруженным глазом выпячивание глазного яблока
Затрудненное дыхание через нос, отсутствие обоняния, двоение в глазах, опущение века, выпячивание глазного яблока, ухудшение зрения
Ухудшение зрения, боль
Головные боли, ухудшение памяти, повышение внутричерепного давления, судороги
Частые головные боли, эпилептические припадки
Бедренная, таранная, большеберцовая кости
Непривычная походка, опухлость ног, боли в мышцах во время ходьбы
Височная и теменная кости
Только эстетический дефект, неприятных симптомов нет
Опухоль мешает нормально ходить
Разновидности остеом
В зависимости от происхождения остеомы бывают:
Рассмотрим подвиды, которые относятся к двум основным группам.
1) Внутренние и наружные остеофиты.
2) Остеома – не отличается по структуре от костной ткани, обнаруживается обычно на лицевых и черепных костях, включая придаточные пазухи носа. Костная остеома в два раза чаще диагностируется у мужчин, в зоне лицевых костей – в три раза чаще. Почти всегда это одиночные опухоли, однако при болезни Гарднера могут вырастать множественные образования на длинных трубчатых костях. Безболезненны, не дают симптомов, но при сдавливании соседних структур появляется различная симптоматика. Отдельно выделяют множественные врожденные остеомы черепных костей, которые сочетаются с другими пороками развития.
3) Остеоидная остеома – высокодифференцированная костная опухоль. Однако имеет другую структуру – состоит из богатых сосудами элементов остеогенной ткани, зон разрушения костной ткани, костных балочек. Обычно бывает не боли 1 см в диаметре. Это частое заболевание, составляющее примерно 12% от всех доброкачественных костных опухолей.
Диагностика опухоли
Чтобы установить, что опухоль действительно является остеомой, проводятся следующие процедуры:
Врач во время диагностики должен определить:
Основной способ диагностики – рентгенография. На снимке это будет выглядеть как однородная по структуре округлая опухоль с четкими границами. Остеоидная остеома на снимке представляет собой нечеткий дефект – очаг деструкции.
Лечение остеом
Если опухоль не причиняет больному неудобств, то специалисты медицинского центра «СМ-Клиника» рекомендуют наблюдательную тактику. Если небольшая остеома останавливается в росте, то ее не нужно лечить и удалять.
Лечение остеомы проводится только хирургическим путём. Показания к удалению следующие:
Удаление проводится, если остеома сдавливает соседние органы, причиняя боль и дискомфорт, является эстетическим дефектом, меняет форму костей, вызывает сколиоз, ограничивает подвижность человека, провоцирует болевой синдром. Чаще всего специалисты центра «СМ-Клиника» удалению подлежат опухоли на пазухах носа, челюстях, в слуховых проходах, на бедренных и коленных суставах.
Подготовка к операции стандартная. Это анализы крови и мочи, ЭКГ, флюорография, консультации с терапевтом и анестезиологом. Вмешательство проводится под общим наркозом, в стационаре нужно провести от 1 до 3 дней, в зависимости от объема проведенной операции.
В «СМ-Клиника» работают одни из лучших челюстно-лицевых хирургов и нейрохирургов, которые проводят минимально травматичные операции с применением современных техник и инструментов.
В ходе операции рассекаются мягкие ткани, доступ может быть наружным и внутренним – через слизистые оболочки рта и носа. Удаляется опухоль и часть мягких и костных окружающих ее тканей, чтобы избежать рецидива.
Основные способы удаления:
Если удаление было проведено не полностью, то в 10% случаев возникает рецидив. Поэтому важно обращаться в надежную клинику и к опытному хирургу.
Еще один метод удаления остеом – выпаривание лазером. На опухоль направляется лазерный луч, который фактически выжигает ее. Обычно эта методика применяется при небольших новообразованиях.
Возможные риски, связанные с остеомами
Обычно опухоли не мешают больным, и они никогда не становятся злокачественными. Осложнения бывают, когда остеома давит на соседний орган или мягкие ткани. Тогда появляется ярко выраженная симптоматика, и появляется необходимость оперировать пациента. Самое серьезное осложнение остеомы – это абсцесс мозга.
Восстановление
После проведения операции по удалению опухоли, больному необходим период реабилитации в стационаре под наблюдением врачей для предотвращения возможных осложнений в виде инфекций. Также пациенту показана специальная диета с повышенным содержанием кальция для ускорения процесса регенерации тканей.
Профилактика
Специальных профилактических мер по предотвращению появления остеомы не существует. Врачи рекомендуют ежегодно делать рентген, чтобы своевременно выявить опухоль и при необходимости удалить.
Специалисты хирургического отделения медицинского центра «СМ-Клиника» успешно проводят операции по удалению различных видов остеом. Если вы заметили уплотнение на какой-либо кости, обратитесь к специалисту, который поставит диагноз и оперативно назначит лечение.
Специальной профилактики этой болезни нет. Основной причиной возникновения остеом считается генетическая предрасположенность.
Популярные вопросы
Читайте также
Записаться на прием онколога в «СМ‑Клиника» вы можете круглосуточно, позвонив по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 435 55 55 или заполнив форму обратной связи
Сенько Владимир Владимирович ведущий хирург онколог, зам. главврача по хирургии, руководитель хирургического стационара стаж: 21 год
Гриневич Владимир Станиславович оперирующий онколог, маммолог, онкопроктолог стаж: 25 лет
Для юридических обращений: jur@smclinic‑spb.ru
Санкт-Петербург
Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1
Дунайский пр-т, дом 47
ул. Маршала Захарова, дом 20
пр-т Ударников, дом 19, корп. 1
ул. Малая Балканская, дом 23
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Компании, работающие под брендом «СМ-Клиника», не несут ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте oncology-spb.ru. Специальные предложения не являются офертой!
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.
И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове.
Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.
Славянская мифология
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Костяная нога была змеиным хвостом?
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).
В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.
Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.
Костяная нога — связь со смертью?
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Сказки
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Версия Владимира Даля
«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».
Баба-Яга у других народов
Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.
Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».
Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.
Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.
С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.
Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Яга — богиня общеиндоевропейская.
У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.
Альтернативные варианты происхождения образа
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
Еще вариант:
Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
И еще версия:
«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»
«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»
Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.
А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных 🙂 ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все — за что же сборщика налогов любить?
Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:
Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.
Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель