Что такое космическое яйцо
О языческих корнях Пасхи и космическом яйце
Культ богини Иштар, легенды о сотворении мира и первобога и традиция красить яйца: антрополог Кристал Де Коста ищет языческие корни Пасхи и разбирается, как всё это взаимосвязано.
Яйца занимают особое положение в пасхальной традиции. Это символ возрождения и обновления: жизнь прорывается из чего-то, что недавно было простым неодушевлённым предметом, не дающим ни малейшего намёка на то, что он в себе содержит. В связи с этим яйцо становится подходящим символом воскресения Иисуса Христа, однако оно обладало этим смыслом задолго до того, как христианство взяло его на вооружение.
По Фейсбуку ходит мем «правда о Пасхе» («truth» of Easter), вокруг которого сплотилась кучка людей. Если вкратце, то он гласит:
*«Первоначально Пасха была праздником Иштар, ассирийской и вавилонской богини плодородия и плотской любви. Ее символы (такие как яйца и кролик) были и до сих пор являются символами плодородия и секса (или вы на самом деле думали, что яйца и кролики имеют что-то общее с воскрешением?). После того, как Константин решил христианизировать Империю, Пасха была переквалифицирована в праздник воскресения Иисуса Христа. Но изначально Пасха (по-английски «Easter», произносимое как «Иштар») – это празднование плодородия и соития».
(*В Рунете можно найти очень похожие мемы, отличающиеся от англоязычного варианта мелкими деталями. — Прим. ред.)
Все мы знаем, что мемы Фейсбука для большинства людей являются основным источником информации – особенно, когда в них присутствуют резкие замечания относительно устоявшихся, но недостаточно глубоко осмысленных вещей. Однако хорошо известно, что в Римской империи христианство действительно перенимало языческие обряды покоренных народов в попытке помочь им адаптироваться. Это очень мудрая стратегия, потому что она позволяла покорённым народам продолжать совершать свои обряды, которые в новом поколении совершались уже теми, кто знал только новые мифы и традиции. В этом нет никакого секрета. Тем не менее, некоторые сведения из популярного мема про Иштар не соответствуют реальности, и на эти ошибки может указать простой Google-поиск. Итак, по порядку:
— Иштар была богиней плодородия, войны и плотской любви, точно так же, как защиты, судьбы, рождения и бури – как видите, здесь есть элемент плодовитости, но, как и в случае с Афродитой, присутствует и элемент власти. Её культ был связан с практикой священной проституции, когда женщины служили в храме, чтобы заниматься сексом с незнакомцами в обмен на божественное благословение (и деньги, чтобы накормить голодных детей или заплатить долг).
— Символами Иштар были лев, утренняя звезда, и восьмиконечная звезда (опять-таки символы власти).
— Слово Easter, по всей видимости, происходит не от «Иштар», а от немецкого слова «Eostre», обозначающего богиню рассвета, приносящую свет. Английский и немецкий языки находятся в меньшинстве тех, кто использует слово Easter для обозначения этого праздника. В других местах обряд носит латинское название Пасха (Pascha) и является производным от ивритского Pesach, означающего или связанного по смыслу с еврейской Пасхой. Таким образом, Ishtar и Easter являются омофонами: они звучат одинаково, но имеют различные значения.
— Традиционные мемы приписывают символику яйца культу богини Иштар, но Иштар, по всей видимости, никакого отношения к яйцам не имела. Тем не менее, существует много других — более старых — традиций, которые рассматривают яйцо как символ возрождения и отдают яйцу главную роль в мифах о сотворении:
Древние египтяне верили в первобытное яйцо, из которого вылупился бог солнца. В качестве альтернативы солнце иногда рассматривается как само яйцо, ежедневно откладываемое божественным гусем Себом, богом земли. Говорят, Феникс вышел из этого яйца. Яйцо также рассматривается как мировое яйцо, созданное Хнумом из куска глины на его гончарном диске.
В индуизме мы можем найти связь между содержанием яйца и структурой Вселенной: например, оболочка представляет небо, белый воздух, а желток — землю. В «Чхандогья-упанишаде» описывается акт творения с точки зрения разрушения яйца:
Солнце – это Брахман, таково наставление. Вот его объяснение. Вначале этот [мир] был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в продолжение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая – золотой. Серебряная [половина] – эта земля, золотая – небо, внешняя оболочка – горы, внутренняя оболочка – облака и туман, сосуды – реки, жидкость в зародыше – океан. И то, что родилось, это солнце.
В зороастрийской религии есть миф, рассказывающий о непрерывной борьбе между принципами добра и зла. Во время длительного перемирия, длящегося несколько тысяч лет подряд, зло швыряет себя в пропасть, а добро сносит яйцо, которое представляет вселенную с землей, подвешенной к своду неба на полпути между точкой, где добро и зло пребывают. Зло прокалывает яйцо и возвращается на землю, и две силы продолжают свою битву (2).
В Финляндии Луоннотар, дочь природы, плавает в морских водах, думая о своих делах, когда появляется орел, строит гнездо на её коленях и откладывает несколько яиц. Через несколько дней яйца загораются, и Луоннотар отдёргивает колени, после чего яйца падают и ломаются. Куски формируют мир в том виде, в каком мы его знаем: верхние половинки образуют небо, нижняя — землю, желтки становятся солнцем, а белки – луной (3).
И это лишь некоторые из историй, на которых основывается пасхальная традиция с яйцами. Вопреки утверждению приведенного мема, яйца и кролики на самом деле кое-что делают с идеей воскресения — в этих ранних мифах создатель часто возникает из самого яйца в той или иной форме:
«В космическом яйце, согласно ведическим писаниям, есть дух, который должен родиться, умереть и родиться еще раз. Некоторые версии сложной индуистской мифологии описывают Праджапати, который создал яйцо, а затем появился из него сам. Брахма делает то же самое, и мы находим параллели в древних легендах Тота и Ра. Египетские картины, изображающие Осириса, воскресшего бога производительных сил природы (возрождения), показывают, что он возвращается к жизни, разбивая скорлупу яйца. Древняя легенда о Фениксе следует тому же сюжету. Этой красивой мифической птице было сказано жить в течение сотен лет. Когда его жизнь подошла к концу, он умирает в огне и снова вырастает в новой форме из яйца, отложенного им» (4).
Феникс был принят в качестве христианского символа в первом веке нашей эры. Он появляется на погребальных камнях на первых порах христианского искусства, в церквях, религиозных картинах, на каменной кладке. Яйцо, из которого он вырос, стало нашим пасхальным яйцом. Как и многие другие символы, пасхальное яйцо продолжает меняться. Когда Великий пост был принят в третьем и четвертом веках, внимательные христиане стали воздерживаться от молочных продуктов, включая молоко, сыр, масло и яйца. В Англии, в субботу перед Великим постом, было обычной практикой для детей — идти от одной двери к другой и просить яйца – последнее удовольствие перед началом поста.
Даже традиция окраски яиц связана с идеей возрождения и воскресения. В то время как пасхальные наборы предлагают яркие краски для украшения яиц сегодня, связь между жизнью и яйцом традиционно подчеркивалась использованием красной краски. В среде христиан красный символизирует кровь Иисуса Христа. Среди македонцев уже стало традицией приносить красное яйцо в церковь и съедать его, когда священник на пасхальной всенощной провозглашает «Христос воскресе», подтверждая тем самым официальное завершение поста.
Таким образом, конечно, Иштар может иметь некоторую связь с обрядами весны, а сама по себе Пасха, по общему признанию, является весенним обрядом. Но в эпоху, когда во имя религии было сделано так много плохого, а сама религия стала центром критики и множества дискуссий, стоит помнить, что наросты времени и истории дают нам более богатые традиции, чем любой из нас может по-настоящему осознать, поэтому не следует принимать мемы за чистую монету.
По материалам: © Krystal D’Costa «Beyond Ishtar: The Tradition of Eggs at Easter»/Scientific American.
Космическое яйцо: что общего у «Курочки Рябы» и мифов о сотворении мира
Что такое «Космическое яйцо»? Разбираемся, как связаны Пасха, сказка «Курочка Ряба» и мифы о сотворении мира, встречающиеся в разных культурах.
Помните нашу детскую сказку про «Курочку Рябу»?
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко; яичко не простое, а золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам новое яичко, не золотое – а простое».
Конечно, в оригинале сказка выглядит немного иначе: после того, как яичко разбито, нагнетается атмосфера настоящего ужаса, и весь мир начинает ходить ходуном ⓘ В обработке А. Н. Толстого это выглядит так: «Об этом яичке дед стал плакать, бабка рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился, двери побутусились, тын рассыпался, верх на избе зашатался…» . Не сломанное яичко, а настоящая вселенская катастрофа.
Но это вполне логично, потому что «Курочка Ряба» — не о стариках, мышах и превратностях судьбы. Эта сказка стара как мир, и она восходит к древнейшим космогоническим мифам, рассказывающим о создании всего сущего и зарождении Вселенной. Почти в каждом таком мифе есть память о первом миропорядке, неком «Золотом веке» (тот же библейский Рай и «старые добрые времена» любой сказки), который стремятся восстановить боги, и в каждом таком мифе есть яйцо как символ космоса, противостоящего хаосу (хаос — беспорядок, космос, как водится, порядок). В этом ключе в «Курочке Рябе» дед и баба — понятное дело, демиурги, решившие сотворить мир. В этом им помогает волшебная птица (Курочка Ряба), которая традиционно является символом мира и начала новой жизни. Собственно, яйцо как символ космоса и всего сущего, или космическое яйцо, — и есть наше мироздание. Но почему оно разбивается в сказке? Его роняет мышь, хтоническое существо, связанное с землёй, посланник нижнего мира, который воплощает в себе идею всего тёмного, того, что не даёт появиться справедливому золотому миру («золотому веку»). В итоге волшебная птица предлагает демиургам создать другой мир. Так в сказе реализуется картина смены космических циклов: один завершается, наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира, но хаос не может длиться вечно и наступает новый цикл, «простой» — так называется он в сказке.
Это родной и понятный нам сюжет, но в мире их существует огромное множество. Так, в мифологии орфиков ночь, Эреб и хаос — первоначальные принципы; ночь кладет мировое яйцо, из которого появляется Эрос — творческий двигатель мира. В древнегреческом мифе о сотворении мира богиня всего сущего Эвринома восстаёт из Хаоса, зачинает от северного ветра Борея, представшего в образе змия Офиона, превращается в утку и откладывает мировое яйцо на волны. Офион высиживает его до тех пор, пока яйцо не разбивается и из него не появилятсяя «всё то, что только существует на свете». В гермопольской космогонии Древнего Египта белый гусь «Великий Гоготун», воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра. В «Калевале» есть сюжет, в котором «дочь воздушного пространства» утка зачала от восточного ветра и снесла на колени матери воды Ильматар несколько яиц, которые в конечном счёте разбились, и из их обломков родился мир. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого появляется Брахма, о чём упоминается в «Махабхарате». Даже в мифологии адыгов началом временного отсчёта считается поднятое высоко в небо и разорвавшееся яйцо. Разбивание яйца символизирует у них возникновение, «восстановление» космоса.
Примеров можно привести сотни, а то и тысячи — мифологии всего Древнего Мира содержат этот сюжет. Но, видимо, нужно было, чтобы совпал День космонавтики с Пасхой, чтобы у всего интернет-сообщества случился великий инсайт, и мы вдруг увидели связь этих двух таких далёких явлений. Что это — косность религии, оторванность науки от почвы или повсеместное невежество, — разбираться не очень хочется. Пойду лучше разобью яичко в думах о мироздании под гул восторженной фразы дня «Яйцо, ты просто Космос».
P.S. Как вы догадались, текст был написан 12.04.2015, когда совпала христианская Пасха и День космонавтики. Но основные тезисы этой заметки актуальны и без привязки к данной параллели. Надеюсь, вы получили удовольствие 😉
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Послание Полнолуния 14 ноября 2016 г.
Космическое яйцо, Созревание
ОРАКУЛ, Дэвид Карсон, Универсальный инструмент общения с подсознанием
Созревание – это циклический период жизни, воспроизводящей себя саму. Это период, когда идея растет внутри первичного яйца, затем прорывается сквозь него наружу, продолжая воплощать себя. Это мистическая сфера, в которой целиком содержится жизненный процесс. Это стартовая точка, которая ищет оплодотворения и находит его.
В начале ничего не было.
Яйцо было зачато внутри небытия.
Ничто было его причиной.
Возможности зрели внутри Космического Яйца, а затем оно треснуло и открылось – и родилась Вселенная.
Существуют бесчисленные миры, и каждый из них прошел процесс созревания и рождения. Тайна созревания, как хорошо знали древние, заключается в том, что оно никогда не прекращается. Мы находимся в периоде созревания и будем рождены заново.
Космическое Яйцо часто ассоциируют с числами ноль и девятнадцать. Три горизонтальные линии с дополнением из четырех зернышек наверху говорят о полноте, подобной полноте раздутого облака, подобной животу беременной. Число 19 обитает в огне. Оно облегчает роды и ассоциируется с женским менструальным циклом.
Космическое яйцо – это мистический зародыш нового творения. Его длительный цикл приближается к концу. Космическое Яйцо содержит жизненный принцип, который начинает свет, рождающий бытие. Созревание начинается в той точке творения, где достигнуто соглашение о том, что будет инициирован код жизни. По завершении созревания жизнь и дух разрывают оболочку яйца. Созревание организует геометрические конструкции, которые ведут к нулевой точке и рождению миров.
Созревание – это эволюция божественной мысли. «Я» порождает «я» из невещественности в вещественность. Вновь и вновь в лабиринте на трех опорах устанавливается котел и разжигается огонь. Созревание – это алхимическая реакция, которая происходит внутри божественной чаши. Оно готовит существо к церемонии жизни.
Время созревания священно. Любое движение должно быть как можно более медленным и тихим, ибо жизнь зреет в материнской утробе. Ничто не должно быть нарушено. Внутри Космического Яйца находятся наши надежно защищенные и скрытые возможности. Примите и признайте полную неожиданность, когда она возникнет.
Космическое Яйцо также представляет собой поиск духовного единения. Оно является метафорой для исполнения жизненного предназначения и учит нас востребовать свое прекрасное «я». Мы часто концентрируемся на жизненных иллюзиях и обманах и не видим те творения, которые бессознательно производим на свет. Яйцо учит нас тому, что однажды наш дух освободится и присоединится к великому Совершенству, которое превыше ограничений пространства и времени. Такова сущность Космического Яйца.
Предсказательное поле карты Космического Яйца согласуется с его упругостью и элегантной формой его скорлупы. Вопрос предсказателя должен поместить Космическое яйцо в теплое и безопасное гнездышко. Старайтесь создать условия своему вдохновению, защищать, холить и лелеять его с решимостью самых нежных матери и отца. Космическое яйцо напоминает нам о том, что и мы тоже можем пробиться сквозь свою скорлупу. Создайте для своего «высиживания» подходящее окружение и наполните атмосферу позитивным отношением.
Космическое Яйцо начинает поиск жизни и красоты. Оно – это жизнь, исполняющая свое предназначение. Все помехи на нашем пути – иллюзия. Расправьте свои крылья и взлетайте ввысь, чтобы коснуться высочайших небес. Сделайте паузу и задумайтесь над тем, что сейчас созревает. Каков узор вашего будущего? Все мировые религии учат концептуальным моделям мира, изобилия, сотрудничества, любви и понимания. Население Земли должно стремиться реализовать эти учения. Человечество вынашивает и проецирует свои коллективные мыслеформы. В настоящий момент человеческая проекция созревает для следующей волны актуализации. Настоятельно необходимо, чтобы мы восприняли духовные учения предшествовавших эпох.
Мировое Яйцо и нити хромосом
1.Яйцо-образ проявленного мира
2.Танец Эвриномы.
3.Кощун и волчонок Коляда.
4.Тайна Кащеева и 4 кирпичика мироздания.
5.Азбука Книги Бытия
6.Пряхи судьбы.
Миропонимание древних объединяло в единое целое пространство и время,
отождествляло материю и сознание, как производные потока событий и сводило на нет
Мироздания» представлялся в образе расходящихся волн, от падения дождинок на
зеркальную гладь воды. В бесконечных глубинах этих вновь и вновь возникающих
кругов каждое мгновение пульсирует некая вечная, универсальная информация,
проявляеющаяся в каждой частице растительной и животной жизни.
У славян, египтян, эллинов, китайцев, индусов символом проявленного мира является
яйцо, как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны рождения.
О космическом яйце повествуют индийские Риг-Веда и Упанищады, египетская Книга
Мертвых, славянские былины и китайские легенды. Все они утверждают одно: мир
рождается как бы сам собой, подобно птице, выходящей из яйца.
Легенды о первотворении являются плодом размышлений, логических сопоставлений,
попыткой проникнуть в мир, недоступный обыденному сознанию. Сюжеты и образы
рисовались всплывающими из надсознания слайдами воображения и дополнялись штрихами
подсознания. В многочисленных вариациях легенд много общего, потому что все они
являются производными чистого, проникновенного творчества. Поэтому многие
фундаментальные понятия идентичны не только по понятийному смыслу, обличью
используемых образов, но и по фоносимантике- звукосодержательной энергии слов.
хaуа имеет ту же природу, что и лат. avis «птица», греч. ornis «птица» Яйцо
В русском языке, крылатое слово «яйцо», раскрывается обширным пространством
«птица». Современным синонимом этого слова является древнее «коко», производное
от кука, кокошь-«наседка» и «кокон», имеющие один корень с лат. coco
Так-же слово «коко» однокоренное со словом «око»,»очи»- гораздо более древнее,
чем слово «глаз». Вплоть до 18 века словом «глаз» называли «блестящий камешек».
созвездие Малой Медведицы.
Космические мегаполисы, в которых рождаются, живут, умирают и вновь рождаются
звезды,- имеют форму овала, эллипса и линзы. Наша галактика называется «млечный
Русский термин «ока» с древних времен закрепился за главной рекой Русской равнины,
землю. Акватория, это пространство, заполненное водой. В латинском языке слово
«aqua» переводится как «вода», финское «joki» означает «река».литовское
отрубок дерева, предназначенный для колки и «колос»- тонкая ость растения, от
заостренное «веретено» и колкая иголка, с помощью которых прядут нити и шьют
одежду-оболочку. Веретено мастерили из дерева, а иглы вытачивали из лучевых костей
В легендах пелазгов (др.греч. Pelasgoi-» аист «),- рождение Мира произошло
моря, а затем, танцуя над волнами, поймала и сжала в ладонях ветер, и перед ней
появился Великий Змей Офион(греч.Ophion-«сподвижник»).
Неистовая страсть ее движений пробудили в Офионе жгучее желание и змей
оплодотворил плясунью, обвив ее божественные чресла. Затем Евринома превратилась
в голубку и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. Великий Змей
обернулся вокруг него семь раз и высиживал его до тех пор, пока яйцо не
раскололось. Из него появилось все, что только есть на свете: солнце, луна,
планеты, звезды, земля, ее долины и горы, реки, деревья, травы и все живые
этрусков, эллинов, италийцев и т.д.
Эвринома явила свой лик в танце. Праславянское слово «лицо, лик» происходит от
индоевропейского laiks, что означало «пляски, танцы», т.е. «ликование». Затем
ликующая танцовщица вспорхнула в образе голубки. Праславянское слово «явление»
лицом») и древнеиндийсим avih, авест. avis, avisya («явление»).
Символом Орфических Мистерий было яйцо, обвитое змеём Протогоном (греч.
Мудрости и эмблемой Логосов или Саморожденных.
Слово «змея» в русском языке родственно слову » земля» как табуированное название
ползающего по земле существа и сродни слову «семя»,предназначенное для посева в
землю. Так-же змея в стойке, например, кобра, напоминает форму серпа. Поэтому змея
и серп близки по смысловому содержанию.
«змея», serpente – «змейкой, зигзагами, извилисто»; англ. serpent – «змея»).
В древнем Египте существовало несколько сказаний о сотворении мира из птичьего
яйца.
Слово «Египет» переводится как храм духа Птаха (др.греч.Aegyptus, егип. Hut-ka-
.
Его почитали верховным божеством Египта, творцом мира, хранителем всей Ка
Кнефа. Змей изображался в виде крылатого яйца, обвитого одной или несколькими
змеями, или в виде змеи с головой сокола. По другой легенде Птах родился из яйца
священной птицы ибис, в которую превратился Бог мудрости Тот (лат. totalitas —
«цельность, полнота»).
Орудием созидания мемфисского демиурга была Мысль и Слово. Изреченный замысел
Птаха превращался в объективную действительность.
Согласно мемфисской традиции, Птах «дорабатывал» Бога Солнца Амона Ра и других
богов на гончарном круге. На барельефе храма в Филе Птах изображен вращающим яйцо
солнца или луны на гончарном круге.
Гермопольской легенда повествует о Первозданном Океане, где в Хаосе плавали семь
пар божеств,- мужских в облике лягушек, а женских в облике змей. Три пары были
божествами разрушения: Тенему и Тенёмуит (Мрак и Исчезновение), Низу и Ниаут
(Пустота и Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие и Ночь).
Рядом с ними плавали четыре пары божеств Великой Восьмёрки: Хух и Хаухет
(Пространство и Бесконечность), Нун и Наунет (Влажность и Вода), Кук и Каукет
(Темнота и Мгла) и Амон и Амаунет (Незримый и Скрытая). Из ила и воды божества
созидания вылепили Яйцо и возложили его на «Огненный остров». И там из Яйца
вылупился бог Солнца Хепри(«скарабей»). Он рос, подобно цветку лотоса и
распустившись, превратился в сияющий диск солнца Ра («луч» света).
Согласно гелиопольской космогонии, в начале времен была только зеркальная водная
гладь, охваченная безграничным пространством пустоты, окутанной тьмой. Первозданая
гладь оставалась незыблемой до тех пор, пока из нее
не проявился Атум («завершённый)». Он принял обличье божественной цапли Бен
(«возникновение») и взметнулся в высь.
Пронзительным криком птица нарушила вечное безмолвие и паря над взволнованным
птица снесла Яйцо, а утром из него появился сияющий шар, который выкатывал Бог
Хепри(«скарабей»). Усилиями Хепри, шар катился, увеличивался в размере и
превратился в Бога Солнца Ра («луч» света).
По другой легенде, Бог Атум, плавая в первозданных?водах хаоса, сам себя создал в
близнецы Тефнут («влага)» и Шу(«пустота»), от которых произошли Геб («земля») и
Нефтида («обитель). Поэтому их прародителя Атума величали «множеством множеств».
В Мемфисе Атума Ра отождествляли с Птахом, а в городе Фивы с Амоном («незримым»).
Наряду с Атумом, богами-создателями считались: в Фивах — Амон(«скрытый»), в
Элефантине — Хнум («творец»), в Мемфисе — Птах ( «скульптор») и в Гермополе Тот
(лат. totalitas — «цельность, полнота»).
В преданиях Ирана из «Небесного яйца» родился Бог света и праотец людей
небо, земля, воды и все, что есть на небе, создано Ахурамаздой по образцу своей
обители. Земля внутри неба, подобна желтку в яйце. Поэтому древние иранцы в
священных гимнах прославляли яйцо, держали в храмах металлические изображения яйца.
В индийских сказаниях из плавающего в первобытных водах золотого яйца Брахманды,
рождается Брахма (санскр.-«расширяющийся»), из него же появился Пуруши (санскр.-
сознание) и Праджапати( санскр.-«Владыка созданий»).
Отсюда Брахма назывался Калаханса,- «Лебедем в Пространства и Времени». В начале
каждой Новой Эпохи, Лебедь Вечности Брама возрождается в великмм Круге Золотого
Яйца,- символе Вселенной.
В индийских легендах именно из яйца солнечной птицы появились священные крылатые
слоны, держащие на спинах землю.
По китайской легенде Вселенная когда-то имела форму огромного куриного яйца, в
котором зародился первопредок Паньгу (пань, «блюдо»+ гу «древний»). Выйдя из яйца
он стал расти и превратился во все, что называется жизнью.
Подобные легенды и сказания можно найти и у славян.
Когда не существовало ни света ни тьмы, ни ночи ни дня, ни воды ни земли, под
всех Причин. Наконец, в назначенный судьбой день и час, Род проснулся, расколол
скорлупу, и из яйца хлынули небесные и земные воды, вышла твердь земная и
небесная. Из лица Рода выплыло в золотой ладье Солнце, а в серебряной звёзды и
месяц. Затем Род создал небесное царство света Правь, царство земное Явь, и
тёмное, призрачное царство Навь.
В сказе о трех царствах богатырь отправляется на поиски трех царевен в другие миры.
Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая
царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает каждое царство.
Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.
Во многих легендах появление мира связано не столько с его первоначальным рождением
из Хаоса, сколько с возрождением из небытия.
Как символ новой жизни, яйцо является атрибутом обновления природы (Осириса,
Диониса и др.), и знаком бессмертия птицы Феникс, погибающей в огне и
возрождающейся из собственного яйца. Подобно змее, мир замирает, сбрасывая
изношенную оболочку, и является вновь, блестя искрящейся на солнце чешуей. Как
куколка-нимфа, покидающая кокон, в предверии полета трепещет крыльями бабочки-
Символом бессмертия и возрождения древних египтян был Анх,- иероглиф и изделие в
виде креста, увенчанного продолговатым кольцом. Это образ Мирового Яйца,
поддерживаемого священным крестом Тау. Крест символизирует мужское
оплодотворяющее начало,-энергию огня. Овал- женское животворящее начало-знергию
воды. Египетский крест с петлей называют «узлом жизни», «ключом жизни» и «дыханием
Великий змей Урей (егип.-«вставший на дыбы») был символом божественной мудрости и
талисманом-оберегом. Украшение в виде поднявшейся кобры с раздутым воротником,
носили божества на диадемах, коронах и царских венцах Седьмая буква египетского
алфавита называемая zeuta («жизнь»), изображалась виде змея, стоящего на своем
хвосте. Богиня Исида, в образе разгневанного мстителя, карающего за злодеяния,
иногда изображалась с гадюкой на головном уборе или коронованной клубком гадюк.
Древний иероглиф и амулет под названием Уаджет (др. егип. «защищающее око»)
считается «всевидящим оком» Бога Гора. На левой части иероглифа изображалась Богиня
Нехбет («белая из Нехен») в виде грифа с распростертыми крыльями, что означает
божественное покровительство. В центральной части изображен глаз с бровью, как
энергии, исходящей от Бога. С правой стороны глаза изображена приподняшаяся для
атаки кобра,- богиня-защитница Уаджет (др. егип.»зеленая»). Левый глаз Гора
символизирует Луну, а правый Солнце.
В дохристианском Египте имя Богини Исиды, благодапя которой произошло воскресение
Осириса, звучало как Исус, что означает «спасение». Так же ее звали Сотис
(егип.»лучезарная»), потому-что ее небесным образом была звезда Сириус
(греч.»яркий», санскр. «сияющий»). В «Текстах Пирамид» звезда Сириус названа
«беременной звездой», то есть состоящей из двух отдельных тел. По легенде Исида
забеременела от воскрешенного Осириса. В результате у нее родился сын Гор
Если яйцо представлялось всеобъемлющей моделью Мироздания, значит является
одновременно вместилищем не только силы созидания, но и разрушения. Свет освещает
Тьму, Добро проявляется на фоне Зла, Жизнь сопутствует Смерти, в Колесе Сансары
чередуются перевоплощения, и в круге Дао дополняют друг друга неразделимые Янь и
В Египте супругой Бога созидания Птаха была львиноголовая Богиня разрушения Сехмет(
«сила, мощь»). А сыном от их брака был благоухающий весной Бог растений и
целительства Нефертум («распустившийся цветок» лотоса).
В Персии известен мотив борьбы добра и зла, выраженный противопоставлением
Ахурамазды и Ангро-Майнью («демон зла»), которые борются за яйцо, стараясь вырвать
друг у друга этот символ жизни.
У славян мироздание разделено на царство сияющей Прави, мерцающей
Яви и сумрачной Нави.
В былинах упоминается, как чёрная утка гоголь однажды снесла четыре железных
яйца, наполненные тёмной силой Нави. Из первого появилась огромная черная птица
Могол, способная перелетать из царства Нави, в Явь и Правь и обратно, утащив любого
в свое царство Нави. Из второго возникла птица-воин Грифон, хранящая сокровища
преисподней. Следом с шипеньем выбрался ужасный змей Василиск с головой петуха,
убивающий все живое своим мертвенным взглядом, зловонным дыханием и смертельным
ядом.
А тем временем белая уточка гоголь снесла золотые яйца, наполненные светлой
силой Прави.
Из одного вышла вещая птицедева Гамаюн, для которой открыты события прошедшего и
грядущего.
Из другого золотого яйца вышла владычица океана, могущественная птица Стратим.
Вслед за ней в небесную высь взвились две сестры-птицедевы: из золотого яйца
выпорхнула птица рассвета Алконост, радостно воспевающая жизнь, а из железного
взлетела мрачная Сирин, уныло поющая о смерти.
По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный дух Корочун своей
кривой косой «окорачивает» солнечные дни и Нити Судеб Мира. С его приходом
вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистой силы. Тогда лунный серп
на небе, это Серп Мары, которым она рассекает спутанные за год Покутные Нити Жизни.
В самую длинную ночь распахивается дверь между земным миром Яви и потусторонним
миром Нави и тогда раскрывается двойственная суть мироздания.
По своему происхождению слово «коса» обозначает орудие (др.инд. casati — «резать»,
лат. castrare — «отрезать, оскоплять») и одновременно у славян «коса», это пряди
жениких волос, сокровенный символ энергии жизни и вид укладки, при которой волосы
собираются в несколько прядей и затем переплетаются.
Наличие у девушки косы свидетельствует о ее скромности, в противовес распущенным
же греч. kosmео-«украшаю, упорядочиваю» и Kosmо-«гармония пространства, Космос»)/
Так же слово «серп», это небесный «месяц ясный» и острое орудие (греч. sirps
В день Зимнего Солнцеворота, в самую длинную ночь Карачуна, происходит чудесное
Вместе с ним, «воробьиным скоком»начинает прибавляться день. У древних славян самый
холодный месяц зимы наывался «лютень», как и синоним волка- «лютый». Согласно
поверьям, рожденный в лютень Коляда превращается в волчонка. И только после
наступления весеннего тепла, его волчья шкура спадает и сжигается в огне. Тогда
Коляда является во всем блеске своей красоты и происходит воскрешение природы и
Исконнославянское слово «воскресать», означает возобновлять, восстанавливать
жизнь, возвращать тепло, согревать, то есть неразрывно связано с появлением огня.
Со времен языческих верований слово «воскрешение» происходит от прадревнего слова
«кресало», с помощью которого высекали огонь. Глагол «скрестить» означал соединять
два предмета в виде креста, т.е «скрестить» — значит ударять друг о друга края
твердых камней, высекая искры. Кресать, значит высекать огонь.
Древнее «огниво» включает в себя кремень, кресало и трут. Ударением твердого
кремня о кресало еще в каменном веке высекались искры и воспламенялся трут.
Прохождение солнца через фазу равноденствия,считалось первопричиной и началом
рождения всего сущего: в этот торжественный день разбивали яйца, как бы высвобождая
из заточения энергию жизни. В языческие времена яйца, окрашенные жертвенной кровью
или просто в красный цвет сбрасывали с вершин холмов. Этот обычай произошел от
ритуального жертвоприношения. В этот день жрецы культа Солнца разбрызгивали кровь
жертвенного животного,- тельца или агнца.
По поверьям славян, накануне Весеннего Равноденствия, наступал последний день
держали сырое куриное яйцо и считалось, что если яйцо раздавить на рассвете, то
Корочун уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды,
которые преследовали человека в холодный зимний период.
Яйцо, ассоциирующееся с надеждой на приход весны, заняло соответствующее место и в
христианской символической традиции: в пасхальных церемониях оно является символом
возрождения. Многие слова в языках разных народов соприкасаются и перетекают друг
от друга, и со времен язычества имеют прямое отношение к земледельческим ритуалам и
обрядам, происхождение которых связано с легендами о перворождении.
Наряду с пасхальными яйцами славяне чествуют возрождение природы обрядовой снедью
с символическими названиями.
Ватрушка- жертвенный хлеб с начинкой из творога, от слова «тво?ро?г»- творить.
(«жреческий огонь»); avatаra («воплощение» Бога во плоти); авест. аtar- («огонь»);
В известной сказке Иван-царевич отправился вызволять из тридевятого царства свою
мать, плененную Кащеем Бессметным, сыном царя Нави Чернобога.
Смерть Кащеева находится в океане не острове Буяне, на котором растет дуб, на нем
висит хрустальный сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в
котором спрятана игла, хранящая жизнь Кащея, а на острие той иглы таится его
смерть. Все перечисленные образы являются символами макро и микро Космоса. Океан
а могучий дуб воплощает родословное древо человечества.
сокол в полете сбил выпорхнувшую утку, из нее выпало яйцо и скатилось в море, но
его достала и принесла щука. В былинах эти четыре зверя являются символами Бога
Велеса, Волка Огненного Змея, Стрибога и Перуна, а также воплощают четыре стихии и
-«первовещество», «члены ряда», то есть первоначально «буквы алфавита») Древние
мудрецы и философы античности говорили, что четыре стихии образуют «корни» вещей и
вселенной. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении,
перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Греческий философ
Эмпедокл считал, что все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как
возведенный из кирпичей и камней дом». Великий греческий философ Аристотель
утверждал, что природа состоит из четырех элементов, каждый из которых
характеризуется сочетанием двух качеств — активных и пассивных.
Логика древних мудрецов, их проникновение в тайны мироздания довольно символично
описывает процессы, к изучению которых приступила современная наука.
Яйцо в космологических легендах выбрано универсальной моделью Макро и Микро Космоса
в качестве абсолюта дробного мира. По своему строению эта модель напоминает живую
клетку с заложенным в ней потенциалом. Важнейшей функцией клетки является
воспроизводство и доставка своей копии за пределы оболочки-мембраны, то есть
фильтра, обеспечивающего процесс ее жизнедеятельности.
В середине клетки находится ее ядро (лат. nucleus), словно островок, плавающий в
прозрачной цитоплазме (греч. ky?tos — «клетка» и pla?sma — «содержимое»). В ядре
воспроизводству клетки, и вся наследственная информация об организме.
nucleus-ядро + гр eidos-вид): аденин (A), гуанин (G), цитозин(C) и тиамин(Т). Это
четыре вида строительных «кирпичиков», на основе которых «построны» все земные
и животные, включая человека. Кроме того, с помощью этих четырех нуклеотидов
«записана» абсолютно вся исчерпывающая информация о всех этих земных созданиях. В
состав этих четырех химических соединений, в различных комбинациях входят атомы
кислорода, водорода, углерода и азота. На их долю приходится около 96% массы
клетки, а следовательно и массы тела человека. На остальные элементы таблицы
Менделеева приходится всего 4%.
В свою очередь вскрытые из сундука заяц, утка и яйцо символизируют троичный код,
используемый для группировки четырех кирпичиков A, G, C и T, при создании блоков
Все варианты перестановок кирпичиков по три образуют 64 сочетания блоков. Поскольку
разные сочетания кирпичиков-нуклеотидов могут кодировать один и тот-же блок
аминокислот (AGC=CGA, CGT=TGC. ), в построении белковых клеток участвуют только
А из 20 аминокислот в различных сочетаниях строятся сотни миллиардов растительных
и животных белков. Самые простые белки состоят из 3-8 аминокислот, другие длиной
более чем в 1500 аминокислот.
Таким образом все разнообразие растительной и животной жизни на Земле создается из
20 разных блоков аминокислот, каждый из которых построен из многочисленных
кирпичиков-нуклеотидов четырех видов.
Образно выражаясь, природному ваятелю не нужны множество разных материалов, чтобы
использует четыре вида кирпичиков из одной и той же проверенной глины, придавая
каждому земному существу неповторимый вид.
Кроме уложений по материальной части в ядре клетки хранится огромный архивный
раздел.
В библиотеке архива кирпичики-нуклеотиды A, G, C и Т играют роль символов, которые
сцепляясь друг с другом, словно бусины, образуют две одинаковые хроматидные(греч.
информации. Бусины сцеплены в звенья, имеющие разную длину и порядок нанизанных
бусин. Таким образом кодируется информация, подобно тексту азбуки Морзе на
телеграфной ленте. В зависимости от вида организма, каждая нить ДНК содержит от
на основе которых запечетлены биты, байты, мегабайты, гекабайты и терабайты
В микроскопическом ядре каждой клетки любого земного создания, находится вереница
макромолекул ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты).
Соединившись, две идентичные хроматидные нити ДНК скручиваются в спираль, образуя
длинный жгут биополимера.
Эти двойные скрученные в плотный жгут нити называют хромосомами (др.греч. xromo
соответственно сделана из двух макромолекул ДНК.
Бусинки А первой хроматиды сцепляются с бусинкой Т второй хроматиды, а бусинка G
второй хроматиды сцепляется с бусинкой С первой хрматиды и т.д.
Во всех клетках человека, кроме половых, 23 пары хромосом. В каждой из них по
одной молекуле ДНК. Следовательно в каждой клетке человека 46 молекул ДНК.
Хромосомы являются КНИГОЙ БЫТИЯ, в которой хранится подробная, вплоть до
мельчайших деталей, информация о организме.
технология синтеза белков для каждой конкретной клетки тела (костей, мышц, кожи,
нервной ткани, мозга, крови, внутренних органов и т.д.), повременный план работ по
«производству» и «укладке» строительных «кирпичиков» организма, наставление,
сколько и куда направлять строительного материала в период его взросление и в
процессе дальнейшей жизни.
Отдельные разделы КНИГИ БЫТИЯ(участки хромосом) хранят информацию о сугубо личных,
эксклюзивных признаках и функциях организма, которые предназначаются для передачи
потомкам.
Такие участки, несущие наследственный фактор для передачи потомкам называют генами
Самая сокровенная функция клеток- воспроизведение себе подобных. Практически все
клетки тела живого организма в этом смысле самодостаточны, способны самостоятельно
воспроизводства своего подобия двойные жгуты хромосом расплетаются, создавая подобие
происходит заполнение матрицы идентичными нитями хроматид и образуются новые
В отличии от клеток тела с парными хромосомами, половые клетки человека содержат
половую яйцеклетку и соединившись, две однохромосомные клетки становятся
двуххромосомной зиготой (греч. zygotes — соединённый вместе).
В момент соединения(оплодотворения) возникает вспышка света и зарождается новая
Одна нить молекулы ДНК человека вмещает порядка 1,5 гигабайта информации. При этом,
ДНК всех клеток человеческого организма занимают 60 млрд. терабайт. Длина такой
судьбоносной «нити» в развернутом виде составит приблизительно 3 метра.
В мифах древней Эллады нитями жизни владеют три сестры Мойры (др.-греч. «участь,
Славяне в древности представляли свою судьбу в виде полотна, с вышитыми на нем
магическими узорами. То есть игла или спица в сказке о Кащее, это инструмент ткачей
и прях, для вышивки жизни-судьбы.
В русском слове «пращур» приставка «пра» означает предшественник, а щур, как и
с помощью иглы-шила.)
Имя одной из основных и почитаемых Богинь славянского пантеона Макошь (Ма – «мать»
словом мокош,что значит «прядение» и ведическим понятием «коша» (санскрит.
kosa-«жизнь», «дыхание», энергия, жизнь и оболочка покрывающая уровни человеческого
сознания. Согласно упанишадам, человеческие существа имеют пять жизненых кошей-
оболочек: чистое, духовное, ментальное,праническое и материальное сознание.
В качестве жертв Богине Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в
что собирательство и огородничество были чисто женским занятием.
На вышивках, Макошь изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками
священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.
Атрибутами Мокоши являются волшебное веретено с кудельками, олицетворяющими нити
судеб всего сущего, и два рога с судьбами, помеченные свастикой. Богиня прядет
нить жизни, а две ее дочери Доля и Недоля вяжут на этой нити различные узелки, кому
на счастье, кому на неудачу.
Такое представление о узелках судьбы появилось в глубокой древности. При
заключении соглашений между племенами совершались обрядовые действия, во время
которых стороны клялись соблюдать незыблемость договора. В это время плелся шнур,
на котором в определенной последовательности завязывались уникальные племенные узлы
— закрепляющие договор «авторскими подписями» вождей. Такое обязательство
связывало стороны священными узами. Шнур хранился у доверенных лиц на поясе,
вокруг щеи, а особо важные венчали голову в виде налобной повязки.
Такие информационные шнуры памяти назывались кошами.
Система узелковых знаков совершенствовалась и превратилась в одну из разновидностей
письменности, как верительные знаки в расчетах при торговле и как напоминание о
обязательствах.
В славянских языках еще сохранились слова с корнем «кош»:- кошелка-«плетеная
ловли рыбы», кошевой атаман.
Слово кощюн родственно словам кош – «жребий, судьба», а кощьное царство– это
тридевятое царство мира Прави, где находятся языческие боги, и тридесятое цапство