Что такое космический туризм
Космический туризм: что надо знать
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Как появился космический туризм
Первым непрофессионалом в космосе должна была стать американка Шэрон Крист Маколифф. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Однако Маколифф не суждено было стать первым космическим туристом: на 73 секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.
«Турагентством» в обоих случаях выступала компания, которая отправляет в космос частных лиц, финансирующих полет из собственных средств, — Space Adventures.
Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Туристические полеты NASA
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Полеты на Луну и около нее
Space Adventures предлагают и окололунный полет. В нем будут использованы проверенные в полете российские космические аппараты. Запланировано участие двух частных лиц и одного профессионального космонавта для полета по свободной траектории вокруг обратной стороны Луны. Они окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. Любой турист, который решит присоединиться к окололунной миссии, увидит освещенную дальнюю сторону спутника, а затем станет свидетелем восхода Земли, поднимающейся над поверхностью Луны.
До конца 2021 года Space Adventures планируют отправить на МКС двух туристов на российском корабле «Союз МС». В 2023 году Space Adventures и РКК «Энергия» также отправят на МКС двух космонавтов. В ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос, следует из пресс-релиза «Роскосмоса». Планируется, что космический турист выйдет в открытый космос на 90–100 минут, что соответствует одному витку вокруг Земли.
Обучение такому космическому полету будет длиться несколько недель в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Подготовка к выходу в открытый космос предполагает ознакомление с работой скафандра «Орлан» и с тем, как проводится выход в открытый космос. Лучшее место для моделирования открытого космоса — подводная среда, поэтому большая часть обучения будет проходить в плавучем комплексе Звездного городка, куда погружен макет модулей МКС в полную величину. Каждый шаг процесса выхода и входа на космическую станцию в скафандре «Орлан» тщательно репетируется. Пребывание в космосе продлится примерно две недели, чтобы дать время для подготовки и выхода в открытый космос.
В 2023 полет вокруг Луны планирует совершить и миллардер Юсаку Маэдзава. Ранее бизнесмен выкупил все места на корабле SpaceX Starship для первого полета вокруг Луны и пригласил всех желающих подать заявку на отбор у себя в Twitter. Цель проекта dearMoon— позволить нескольким талантливым людям совершить полет вокруг Луны бесплатно, что, по задумке Миэдзава, должно вдохновить их на создание новых произведений искусства.
Помимо Space Adventures, планы по освоению рынка космического туризма есть у компаний Virgin Galactic (принадлежит Ричарду Брэнсону) и Blue Origin (принадлежит Джеффу Безосу). В 2019 году NASA выбрало Blue Origin и еще десять других компаний для производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну.
«Бюджетные полеты» в невесомости
В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.
Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.
Сколько стоит полет в невесомости
Стоимость полетов в российской компании ООО «Страна Космического Туризма» на Ил-76 MKД:
Ближайший полет в невесомости состоится 12 апреля 2021 года.
Стоимость полетов в американской компании Zero Gravity Corporation (включая все налоги) на Boeing 727 G-Force One:
Когда ждать массовых полетов на космических кораблях
Однако аналитики UBS отмечают: чтобы бизнес стал успешным, компаниям придется снизить цену такого полета до цены билета бизнес-класса или даже ниже, чтобы заинтересовать клиентов.
Космический туризм поставлен на поток. Не рано ли радоваться?
В 2021 году как будто из вселенского шампанского выбило пробку и праздничным фонтаном забили проекты в сфере космического туризма. В июле впервые полетели корабли Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса, осенью состоится первый туристический полёт на корабле SpaceX Crew Dragon – миссия Inspiration 4, а в декабре ожидаем возвращение туристов на МКС — японца Юсаки Маэдзавы и его помощника по бизнесу Йозо Хирано. Прорвало и через 10-20 лет мы будем покупать билеты в космос как на самолёт? Светлое будущее, у нас проблема.
▍ Условности космоса
Пока меня не порвали на кусочки, давайте сразу договоримся, где начинается космос и что считаем космическим туризмом. Автор твёрдо стоит на позициях, что линия Кармана проходит на высоте 100 км. Но прекрасно понимаю что:
а) разница ощущений неподготовленного человека при взлёте на высоту 80 км и 100 км незначительна;
б) в первом полёте USS Unity компании Virgin Galactic взлетел всего на 86 км и не достиг линии Кармана. Однако полёты его предшественника SpaceShipOne показали, что и 100 км для этой конструкции достижимы, если это будет принципиально.
Поэтому космос будем считать начинающимся со 100 км, но для простоты и пассажиров предприятия Ричарда Брэнсона отнесём к космическим туристам.
▍ Немного истории
Удивительно, но космический туризм начали не коммерческие компании, а Роскосмос, точнее, его советская организация-предшественник, и NASA. Первый заход был компромиссным, полёт на орбитальную станцию «Мир» был оформлен не как туризм, а как командировка. В 1990 японский медиаменеджер Тоехиро Акияма прошёл подготовку как космонавт-исследователь, а за полёт заплатила его телерадиокомпания TBS. Похожая система была и на «шаттлах», на которых имели возможность полететь учёные, за которых платили отправившие их институты.
В 2001 году Денис Тито стал первым полноценным коммерческим туристом, при этом он открыл эру полётов непрофессионалов на МКС, которая стала для них пристанищем на следующие 8 лет. После долгого перерыва, вызванного нехваткой пилотируемых кораблей — на МКС отправлялись только «Союзы», мы пришли к 2021 году. Сейчас снова возвращаются космические туристы на МКС и прибавились варианты: можно слетать в суборбитальный полет, выйти в открытый космос на МКС, покрутиться на орбите в Crew Dragon и даже облететь Луну к 2023 году. Поможет ли это сделать космический туризм массовым?
▍ Классика» космического туризма
Полёты на МКС можно считать классикой космического туризма. Теперь вернутся полёты на МКС — на «Союзах», с их схемой вроде всё понятно. Одно место занимает профессиональный космонавт, он же командир экипажа, который доставляет двух туристов на борт МКС. Благодаря отработке быстрой схемы Роскосмосом перелёт может занимать несколько часов. Правда пока она не всегда применяется на максимуме — Маэдзава и Харино будут лететь шесть часов. Ещё десяток дней туристы проведут на МКС. Тут, кстати, придётся модуль «Наука», которые с проблемами, но пристыковали к орбитальной станции, ведь в нём есть дополнительная каюта, огромный иллюминатор, дополнительные регенератор воздуха и туалет. Почти номер в гостинице — я бы попросился жить именно в нём.
Точная стоимость полета на «Союзах» неизвестна, по неофициальным данным, она составит около 40 млн долларов. Это вдвое дешевле, чем NASA платило за доставку своих астронавтов, но в целом экономика здесь понятна.
Кроме полета на МКС, SpaceX уже 15 сентября планирует отправить четырёх человек в орбитальный полёт на CrewDragon — Inspiration 4. О стоимости полета напрямую не говорится, потому что средства будут пожертвованы в фонд Детской исследовательской больницы Святого Иуды, в которой много лет назад вылечили Хейли Арсено от онкологии кости. Теперь она один из членов экипажа и живой пример, как средства спасают жизни людей. В целом орбитальные полёты могут стать альтернативой путешествиям на МКС, только непонятно, какие преимущества они дадут туристам: места меньше, а сэкономить сильно не получится, так как основные затраты — это запуск ракеты на орбиту, даже если это многоразовый Falcon 9.
Для орбитальных полётов экономика вполне может сходиться — МКС, ракеты и корабли разработаны, туристические полёты не требуют их модификации, нужно отбить только создание новых ракеты, корабля и припасов для них. Только вот цена в десятки миллионов долларов за полёт резко ограничивает потенциальную аудиторию. Поэтому аналитики считают, что сектор орбитальных полётов будет расти медленно, а погоду в космическом туризме обеспечат суборбитальные проекты.
Возможным выходом для этого сектора станут проекты, которые заинтересуют компании идеей платить за туристов, как это было в случае с TBS. В мире корпоративной рекламы десятки миллионов долларов серьёзная, но не заоблачная сумма, вполне сравнимая с разовой рекламной кампанией. Правда останется ещё одно ограничение к полётам на МКС надо готовиться несколько месяцев, далеко не все состоятельные люди это могут себе позволить. Даже Илон Маск обещал полететь первый раз не на корабле своей компании, а на ракетоплане Virgin Galactic (понятно, что в корабле Безоса ноги его не будет, даже если тот отправится прямиком на Марс).
▍ Новые проекты — где прибыль?
Рассматривая принципиально новые проекты, давайте пока оставим за рамками выход в открытый космос и вокруг Луны. Выход в открытый космос предлагает космическим туристам «Главкосмос» (полёт с Роскосмосом), но эта опция ещё ни разу не использовалась. Облёт Луны туристами хоть и запланирован компанией SpaceX и уже назначен на 2023 году, но тоже первый опыт такого рода — неизвестно будет ли готов лунный Starship к нужному сроку.
Остаются суборбитальные полеты. С одной стороны, они снимают ограничение на время подготовки — в космос смотри отправиться 81-летняя Уолли Фанк и 70-летний Ричард Брэнсон. И если про Брэнсона ходит неофициальная информация (слухи), что он готовился к полёту на одном из SpaceShipTwo, то к полёту New Shepard у самого молодого участника точно не было времени на подготовку — он экстренно заменил победителя аукциона. В целом, суборбитальные полёты проходят в весьма щадящих условиях с недолговременными перегрузками в 3—5 g. Они не требуют столь долговременной подготовки.
Стоимость суборбитальных полётов на два порядка доступнее стартов на МКС, неудивительно, что на них уже стоят очереди из желающих. СМИ сообщали, что бронь на полёт в Virgin Galactic оставило уже 600 человек. А компания Blue Origin на момент полета Безоса продала билетов на 100 млн долларов. Скорее всего, компании брали с покупателей небольшой залог, а отчитывались за полную сумму, но и в этом случае возникает вопрос, а как скоро они смогут реализовать спрос и когда получится выйти на прибыль.
Стоимость билетов на New Shepard СМИ оценивают в 200 000—300 000 долларов. А себестоимость запуска — в 10 млн долларов. Трудно сказать, насколько точны оценки, но, например, пуск схожей по размерам ракеты Electron обходится заказчику в 6—10 млн долларов. Нельзя проводить прямые параллели, но получилось ли у создателей New Shepard сделать ракету со стоимостью старта менее 1,5 млн долларов? Пока ответ совершенно неочевиден.
Примерно такая же ситуация и с SpaceShipTwo. Себестоимость запуска с самолёта-носителя теоретически должна быть ниже, но хватит ли её, чтобы окупиться билетами. Кстати, после первого полета компания Брэнсона объявила о новой продаже билетов и теперь их стоимость 450 000 долларов против 250 000 для первых покупателей. К тому же компании придётся разбираться ещё с двумя вопросами. Сможет ли она достичь тех самых 100 км, если Безос убедит желающих, что именно там проходит граница космоса? Удастся ли Брэнсону проигнорировать выпад Blue Origin насчёт неэкологичности его топлива? Безос-то летает на жидком водороде и гораздо увереннее чувствует себя в вопросах «устойчивого развития». Покупатели вполне могут обратить внимание на этот момент и уйти к Безосу. Как это уже сделала Уолли Фанк, первоначально купившая билет на SpaceShipTwo.
Ещё на один вопрос придётся ответить обеим компаниям. А как часто они готовы запускать туристов? Даже по шесть человек за полет, раз в неделю, очередь из тысяч покупателей будет идти годами. Позволит ли это окупиться, не передумают ли клиенты?
▍ Нестандартные ответы
Хотя я с удовольствием побывал бы в суборбитальном полёте, однако пока они выглядят уделом избранных. Эксперты в ближайшие годы оценивает этот сегмент в 2—4 млрд долларов, при том, что весь рынок космической индустрии – в 400 млрд. Получается, что это не самый широкий сегмент, в котором уже есть конкуренция (а значит будут снижаться цены и падать маржа), да ещё требующий больших изначальных вложений.
Полагаю, что арифметика сойдётся, если это будут не чистые полёты в космос, а коммерческие проекты. Реклама, как я поминал выше. Кино, как хотят снять в проекте «Вызов», документалка на Netflix об Inspiration 4 и фильм с Томом Крузом в 2022 году.
Но самое реальное, если разработанные системы послужат в более крупных проектах, которые смогут купить военные или NASA. Так запуск малых спутников с самолёта-носителя как у Virgin Galactic почти невозможно отследить. Двигатель NewShepard используется на второй ступени ракеты тяжёлого класса New Glenn. Если Blu Origin удачно достроит последнюю, то заказы на неё могут окупить затраты на туристический проект.
Получается, что космический туризм у нас — двойного назначения.
P/s Благодарю за помощь в подготовке статьи Сергея Мальцева
Космический туризм: прошлое и будущее
В сегодняшней статье поговорим о хронологии развития космического туризма, о классификации полетов и космических летательных аппаратов, космической медицине и загрязнении окружающей среды.
Немного истории
Первым космическим туристом могла стать американская учительница Кристи Маколифф, которая была объявлена победительницей в конкурсе 1984 года «Учитель в космосе». На тот момент ученые и космонавты США совершили 55 удачных космических полетов, и их успешное возвращение на Землю стало чем-то обыденным и привычным. Это послужило поводом к тому, что NASA решило отправить первого гражданского человека в космос, рассчитывая повысить общественный интерес к космическим программам страны и продемонстрировать надежность космических полетов. Среди 11 000 претендентов жребий пал на учительницу из штата Нью-Гэмпшир, которая преподавала историю, английский язык и биологию в средних классах. Но полету не суждено было сбыться. Спустя 73 секунды после старта, на высоте 14,5 километров, шаттл «Челленджер» разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака. Все семь членов экипажа погибли, а правительства стран со всего мира на долгие годы поставили крест на полетах непрофессионалов в космос.
Кристи Маколифф, учитель-космонавт
Повторная попытка была совершена спустя 15 лет. И в этот раз удачно. Американский бизнесмен Деннис Тито 28 апреля 2001 года успешно осуществил полет продолжительностью 7 суток на Международную космическую станцию (МКС) на борту российского корабля «Союз ТМ-32». Заплатив 20 миллионов долларов, американец стал первым космическим туристом в мире, а Space Adventures, организовавшая это событие, стала первой компанией, которая начала работать с частными лицами, заинтересованными в космических полетах.
В течение следующих нескольких лет на МКС отправились еще шесть «частников»:
2002: южноафриканский предприниматель-миллионер Марк Шаттлворт
2005: американский миллионер в области сенсорного оборудования Грегори Олсен
2006: ирано-американский миллионер в сфере программного обеспечения Ануше Ансари
2007: венгерско-американский миллиардер в сфере программного обеспечения Чарльз Симони (который повторил полет в 2009 году)
2008: британо-американский миллионер в сфере видеоигр Ричард Гэрриотт
2009: канадский художник-миллиардер Ги Лалиберте
В то же время появились компании, новостями о которых сегодня пестрят все СМИ. В 2000 году Джефф Безос основал Blue Origin, в 2002 Илон Маск представил Space X, а в 2004 Ричард Брэнсон создал Virgin Galactic.
Каждый из бизнесменов эпохи «2001-2009» для организации своих полетов пользовался услугами Space Adventures и российских «Союзов». Последнее было связано не только с относительно высокой безопасностью российских кораблей (последняя гибель пассажиров которых случилась в 1973 году), но и с коммерческой составляющей – запуск «Союза» обходится в несколько десятков миллионов долларов, в то время как для их конкурентов, американских шаттлов, этот показатель превышал 1,5 млрд долларов[1].
С 2009 года «Роскосмос» потерял возможность отправлять туристов за пределы земной атмосферы, что связано с закрытием американского проекта шаттлов из-за их небезопасности: за время реализации программы на шаттлах погибли 14 человек, что в несколько раз превосходит потери на всех других средствах для полетов в космос вместе взятых. Так, российские «Союзы» остались единственными средствами доставки людей на МКС. В результате, места́ для космических туристов в них исчезли, так как все заняли профессиональные астронавты.
Классификация полетов
Прежде, чем идти дальше, немного теоретической информации.
Классифицируем космические полеты.
Во-первых, нужно сказать о суборбитальных полетах. Собственно, на них и нацелены практически все частные современные компании. Суборбитальным называют короткий полет, совершаемый летательным аппаратом по баллистической траектории (траектория, по которой движется тело с заданной начальной скоростью под действием силы тяготения и силы аэродинамического сопротивления воздуха) со скоростью меньше первой космической (то есть скорости недостаточной для вывода летательного аппарата на орбиту искусственного спутника Земли; первая космическая скорость составляет 7,91 км/с).
В-третьих, полеты на Луну. Луна вращается вокруг Земли по эллиптической орбите, поэтому в разные моменты времени она находится на разном удалении. В апогее (наиболее удаленная точка траектории от планеты) Луна находится на расстоянии 405 696 км, в перигее (ближайшая точка к планете) – 367 047 км.
Последними в нашей классификации будут межпланетные, межзвездные и межгалактические полеты, пояснения, к которым, в целом, давать не требуется.
Классификация космических летательных аппаратов
Как было сказано во введении, началом космоса считается условная отметка в 100 км от поверхности Земли (линия Кармана). Условная она из-за того, что строго задать высоту перехода атмосферы нашей планеты в космос невозможно. С чем это связано? Прежде всего, плотность атмосферы с высотой уменьшается постепенно + космос сам по себе абсолютно пустым никогда не бывает (даже за пределами солнечной системы в одном кубическом сантиметре содержится около тысячи частиц). Другими словами, атмосфера плавно перетекает в космическое пространство. Условная отметка космоса определяется высотой, ниже которой совершаются аэродинамические полеты (самолеты, вертолеты и т. д.), а выше – только космические полеты.
Для совершения различных задач в космических полетах используют космические аппараты – технические устройства, предназначенные для функционирования в космическом пространстве. Средствами доставки космических аппаратов служат ракетоносители. Космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в космос, называют космическим кораблем.
В зависимости от областей использования космические аппараты подразделяются на:
напланетные (луноходы, марсоходы и пр.);
В зависимости от типа управления космические аппараты делятся на:
Опыт космического туризма
Сегодня часто можно услышать о космическом туризме: частные компании создают ракеты и ракетопланы, которые должны доставить всех желающих в космос. Однако пока все запуски негосударственных космонавтов осуществлял Роскосмос. В 2000-е семь человек побывали в космосе оплатив тур на МКС по контракту с компанией Space Adventures, которая выступала оператором туров, на российских кораблях. Сегодняшний гость блога – Денис Шапиро, который занимался организацией полетов в российском представительстве Space Adventures.
Денис, ты многие годы проработал в космическом туризме, расскажи, как начинался космический туризм и сколько всего было туристов?
Первый полет космического туриста состоялся в 2001-м году. Его организовала американская компания Space Adventures в сотрудничестве с Роскосмосом.
Надо сказать, что до сих пор, несмотря на множество разных заявлений о космических туристах от Илона Маска или Ричарда Бренсона, Space Adventures – это единственная в мире компания, которая уже сейчас имеет подобный опыт. Важно, что все полеты были организованы на Российский сегмент Международной космической станции (РС МКС), т.е. Россия — пионер в этой области.
А первым космическим туристом стал американский бизнесмен Деннис Тито. Его полет стоил 20 миллионов долларов.
Всего к настоящему времени состоялось восемь космических полетов с участием туристов. Сами себя они называют частные исследователи космоса – звучит намного значительнее и красивее, на мой взгляд. Так вот, всего частных исследователей космоса было только семь человек. Один из них американец венгерского происхождения Чарльз Симони, его еще называют отцом Word и Excel, т.к. его отдел в Microsoft занимался разработкой приложений для офиса, слетал в космос дважды.
Вообще же, сама идея космического туризма отнюдь не нова – еще в 1967 году на эту тему размышляли Баррон Хилтон и Эрик Крафт, но дальше идей о космических отелях тогда в середине 60–х дело не пошло.
Ты говоришь, что полет был организован на РС МКС, значит ли это, что туристы не могли находиться в сегментах партнеров по Станции?
Договор на пребывание на МКС был действительно оформлен на Российский сегмент Станции, но на МКС нет таких границ как на Земле и, конечно, туристы свободно перемещались по всей Станции, но основная часть их жизнедеятельности, эксперименты, проживание были именно на Российском сегменте. Соответственно почти вся подготовка проходила в России в Звездном городке и в Ракетно-космической корпорации «Энергия», вывод на орбиту и посадка тоже осуществлялись российскими ракетами и космическими кораблями «Союз».
Если говорить в общем, то из каких этапов состоит работа по подготовке космического туриста?
Вообще, сначала будущего космического туриста надо еще найти. Этим занимается целый отдел, который реализует различные маркетинговые стратегии по поиску клиентов. Разговоров о туризме и желающих полететь достаточно много, но надо понимать, что на данном этапе развития — это очень непростая задача.
Во-первых, будущий участник космического полета должен соответствовать всем медицинским требованиям, иначе его просто никто не допустит даже к тренировкам, сколько бы денег у него ни было. Только представь: перегрузки на центрифуге достигают 8G – не полностью здоровый организм это просто не выдержит. Надо сказать, что требования для туристов несколько меньше, чем для профессиональных космонавтов. Я думаю, что это связано с тем, что полет очень краткосрочен и занимает всего где-то 10-12 дней. К примеру, один из летавших космических туристов Ричард Гэрриотт в свое время из-за проблем со зрением не прошел отбор в отряд астронавтов NASA и это при том, что его отец Оуэн Гэрриотт известный астронавт и ученый! Прошло много лет, а его мечта полететь в космос осталась и с появлением космического туризма – стала реальностью.
Во-вторых, сама подготовка занимает примерно полгода. И это время надо будет провести в России. А это тоже, согласись, непросто – взять и на полгода выдернуть себя из привычной жизни, уехать от семьи, друзей, работы и полностью посвятить себя подготовке к полету в космос. Правда, некоторые космические туристы привозили с собой и съемочную группу, и PR директора, и IT специалиста, и несколько помощников.
Вернусь к твоему вопросу — после того как контракт с будущим космическим туристом уже подписан, после того как пройдены все необходимые медицинские комиссии очень условно всю работу по организации космического полета можно разбить на несколько больших блоков.
Первый этап – его условно можно назвать «Логистика».
Нужно организовать все перелеты будущего участника космического полета и его команды. Продумать их проживание и все передвижения внутри страны, выезды на старт и посадку, предусмотреть получение необходимых виз России и Казахстана (старт и посадка проходят на территории Казахстана). Если в программе есть научные эксперименты, то продумать получение всех необходимых разрешений властей для пересечения границ и т.д.
Второй большой этап — это «Обучение».
Обучение проходит в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в Звездном городке. Это тоже достаточно длительный, непростой, но очень интересный процесс — ведь для успешного, богатого человека, привыкшего руководить в т.ч. и огромными коллективами, который давно не сидел за партой, пойти в ученики и сдавать экзамены – это тоже серьезный вызов. Т.е. космический туризм – это не просто заплатил огромные деньги и полетел в космос – это серьезная и ответственная подготовка, от которой зависит не только жизнь самого туриста, но и безопасность экипажей корабля и Станции.
Кстати, в обучение помимо различных систем МКС и корабля «Союз», помимо обработки нестандартных и аварийных ситуаций, тренировок на выживание и пр., входит также и изучение русского языка – это тоже такой интересный момент.
Третий большой этап – это «Подготовка полета».
Даже при обычном путешествии турист должен продумать, какие именно вещи он возьмет с собой в поездку и что будет делать во время путешествия. Примерно то же самое происходит и с космическим туристом. Уже за полгода до старта мы должны четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. А это, в свою очередь, означает полное понимание того, что он должен будет взять с собой на Станцию и спустить вниз на Землю при посадке, какие научные эксперименты будет проводить и что для этого понадобится. И всё это в условиях жесточайшего лимита по допустимой массе, причем масса вещей вниз в три раза меньше, чем допустимая масса при подъеме наверх.
Четвертый условный этап – это сам полет в космос и сопровождение этого полета из Центра управления полетами (ЦУП).
А чем именно ты занимался?
В большей степени я занимался условно третьим и четвертым этапами – это организация самого космического полета: планирование научной программы и сопровождение полета в ЦУПе. Конечно, этим занимается не один человек – этим занимаются целые коллективы РКК «Энергия» и Центра управления, которые ответственны за безопасное и успешное прохождение полета. Наша же задача – это совместить программу космического туриста со всеми требованиями по безопасному и продуктивному пребыванию на Станции.
Как это происходит?
Эта часть подготовки обычно начинается с большой встречи всех заинтересованных сторон в РКК «Энергия». Давай я только кратко перечислю специалистов, которые обычно присутствуют на таких встречах, чтобы сразу был понятен масштаб работы. Итак, обычно в таких мероприятиях принимают участие: представители контрактного отдела, специалисты по планированию, по научной программе, по безопасности, пожаробезопасности и газовыделению, по планированию грузопотока, специалисты по программному обеспечению, по бортдокументации, по скафандру и спецодежде, специалисты по фото/видео, по радиолюбительской связи, по таможне, по питанию и т.д.
Со всеми этими профессионалами высокого класса мы должны полностью согласовать всю будущую программу полета космического туриста.
Приведу еще один пример. Прошли уже те времена, когда космический турист летал только с фотоаппаратом. Я сейчас говорю именно об орбитальных туристах, а не о будущих суборбитальных, которые полетят только до границы космоса на 5-10 минут, чтобы испытать невесомость и сделать фотографии. Так вот у всех частных исследователях космоса есть желание осуществить свою научную программу и реализовать свой космический эксперимент. Разумеется, что у каждого эксперимента будет свой куратор, будет разработан специальный комплект документов на английском и русском языках. Формы всех этих документов уже установлены и соответствуют определенным требованиям, и только их объем для каждого эксперимента будет примерно составлять более 200 страниц. Надо сказать, что это лишь необходимая описательная часть, без которой невозможна реализация эксперимента в космосе, а ведь еще есть и разработка самого эксперимента, оборудования для его выполнения и т.д.
А после того, как всё оборудование и документация уже готовы, будут проведены приемо-сдаточные испытания, включение эксперимента в программу полета и согласование с партнерами по Станции. В общем, обычно работы хватает!
В чем на твой взгляд главная специфика такой «космической» работы?
Главная особенность нашей работы – это очень четкое планирование. А самое важное для нас слово – это DEADLINE (предельный срок). Все этапы имеют свою продолжительность и последовательность и мы при всем желании не сможем это никак изменить. При организации полета космического туриста, мы попадаем в очень четко налаженный механизм тренировок и подготовки к полету, и если не успеть завершить любой процесс к определенному времени, то даже чисто технологически мы не сможем закончить все необходимые приготовления ко дню старта. А дальше всё очень просто: ракета улетит и ждать никого не будет. Поэтому весь период подготовки очень жестко спланирован: День старта – (минус) 180 дней, День старта – 179 дней, День старта – 178 дней и т.д. до самого полета в космос, а потом уже сам полет и посадка, обработка результатов.
С какими проблемами приходилось сталкиваться и как они решались?
Я бы не назвал это проблемами – скорее некие задачи, которые нужно спокойно решать на всём протяжении подготовки.
Расскажу лишь пару случаев.
Для компании Space Adventures все космические туристы – это прежде всего VIP клиенты. А это, в свою очередь, подразумевает высокий уровень работы с ними. Безусловно, будущие участники космического полета – адекватные люди и готовы к различным сложностям для осуществления своей мечты, но иногда очень непросто объяснить им абсолютно понятные для всех россиян вещи.
К примеру, в Звездном городке, как и везде в России, летом отключают горячую воду. И мне было непросто пояснить мультимиллионеру, что теперь горячая вода будет только через две недели и что нельзя купить компанию, которая подает в Городок горячую воду. По просьбе нашего клиента — мы забронировали номер в отеле Хаятт, там горячая вода была постоянно.
На самом деле, при подготовке полета в космос всегда есть много трудностей, которые надо преодолевать в оперативном режиме. В программе Ричарда Гэрриотта был научный эксперимент по кристаллизации протеинов. Всё оборудование для него изготавливалось в США, в лаборатории Университета Алабамы. Химические вещества должны были быть заморожены и доставлены в Россию самолетом. Если честно, то тогда мы впервые столкнулись с тем, что надо было получить необходимые разрешительные документы сразу от нескольких организаций: Роспотребнадзора, Фитосанитарного контроля, Наркологического контроля и таможни. Основная же сложность была в том, что мы были лимитированы по времени и точно не представляли, когда нам выдадут все разрешения! Но, не смотря ни на что, справились с поставленной задачей и эксперимент состоялся.
Если говорить о будущем, то, как тебе видится развитие космического туризма?
В самом начале разговора мы вспоминали о Барроне Хилтоне и Эрике Крафте и об их размышлениях 1967-го года по поводу строительства космических отелей. С одной стороны, о чем же еще рассуждать человеку с фамилией Хилтон, как не об отелях, а с другой — эти размышления сейчас наконец-то могут начать реализовываться.
Давай посмотрим, где в космосе сейчас могут находиться космонавты и астронавты? Только на МКС и всё! Но в тоже время, Россия разрабатывает космический корабль «Федерация», NASA проектирует космический корабль Orion, SpaceX готовит пилотируемую версию корабля Dragon, еще один корабль делает Boeing. Куда-то же надо будет летать на всех этих новых космических кораблях!
МКС в космосе летает уже 20 лет и ее ресурс ограничен, значит неизбежно должны начать появляться новые орбитальные станции и космические базы, которые будут располагаться на ближайших спутниках и планетах, куда могли бы летать не только профессионалы, но и частные исследователи космоса. А это, в свою очередь, будет работать на разнообразие и развитие космонавтики землян в целом!
Если же говорить совсем глобально, то и ресурс планеты Земля тоже ограничен. Через сотни миллионов лет Солнце будет греть настолько сильно, что жизнь на Земле исчезнет — так что человечеству просто придется со временем научиться жить совсем не в дружественных условиях космоса. А для этого надо начинать строить космические отели и колонизировать другие планеты, отправлять космические аппараты на поиски и исследования других планет, развивать новые технологии. Это будет бесценный опыт!
Конечно, будет развиваться и суборбитальный космический туризм, но это скорее развлечение и привлечение внимания к самой теме космоса.
Сейчас всё человечество делает только первые шаги из нашей общей колыбели. Ведь по сути дела люди еще не были в космосе дальше Луны — ближайшего спутника нашей планеты. Сама же Международная космическая станция летает на высоте всего 400 км от Земли. В связи с этим, мне представляется, что и космический туризм со строительством отелей за пределами нашей планеты, и создание условий для участия частного бизнеса в развитии космонавтики, и международное сотрудничество – это важные и совершенно необходимые шаги для нашего общего земного прогресса и, надеюсь, успешного будущего!
Что на твой взгляд нужно сделать, чтобы увеличить количество туристов и облегчить их путь в космос?
В настоящее время, когда еще не построены все те новые корабли, о которых мы говорили, и единственным средством доставки космонавтов и астронавтов в космос является российский корабль «Союз», ждать каких-либо качественных изменений не приходится. Если говорить по-простому, то в кораблях сейчас нет свободных мест.
Но если заглянуть немного в будущее, то, на мой взгляд, прежде всего надо изменить отношение к космическому туризму в целом. С одной стороны – это по-прежнему развлечение для богатых, а с другой – это новые возможности для реализации интересных идей, получения инвестиций в отрасль и, конечно, привлечение внимания международных медиа к нашей космонавтике в целом – ведь старт корабля с космическим туристом на борту неизменно вызывает интерес всех международных медиа агентств. Мне кажется, что плюсы очевидны!
Так же очень важно, что уже накоплен уникальный положительный опыт по работе с космонавтами-непрофессионалами — полет космического туриста уже не тайна за семью печатями, а полностью отработанная схема, т.е. для будущих частных исследователей космоса не надо ничего придумывать заново — осталось только получить больше полетных возможностей!