Что такое косметические услуги определение

Косметологические и косметические услуги: в чем разница?

«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 6

Учреждение здравоохранения оказывает услуги по косметологии на платной основе (лицензия получена на терапевтическую косметологию). Согласно общей норме, изложенной в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. В связи с этим возникает вопрос: подлежат ли косметологические услуги, оказываемые на платной основе, обложению НДС? На этот и другие вопросы, связанные с предоставлением данных услуг, мы ответим в статье.

Какие услуги можно отнести к услугам по косметологии?

Под косметологией понимают область клинической медицины, изучающую характер и механизмы возникновения косметических дефектов, методы их профилактики и решения.

Медицинская помощь по профилю «Косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц) (п. 2 Порядка ). Указанным Порядком утверждены квалификационные требования к медицинскому персоналу, типовая программа обучения и порядок оказания медицинской помощи по косметологии.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Косметология», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н.

Оказание медицинской помощи по профилю «Косметология» включает:

Лечебные косметологические процедуры выполняются врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Порядком. Медицинские услуги и манипуляции, выполняемые средним медицинским персоналом, осуществляются только по соответствующему назначению врача.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по косметологии осуществляется в рамках амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи и подлежит лицензированию. Конкретный перечень видов услуг по косметологии устанавливает Минздрав.

В чем отличие бытовых косметических услуг от медицинских?

Указанные услуги могут предоставляться, в частности, салонами красоты (код 93.02 ОКВЭД). Эта группа включает услуги по уходу за внешностью (код 93.02.23 ОКПД), например, по уходу за лицом (косметический массаж, чистку, нанесение масок, макияж), грим.

Таким образом, бытовые косметические процедуры, в отличие от медицинских услуг, оказываемых косметологическими подразделениями, не поименованы в Номенклатуре медицинских услуг.

Каковы особенности налогообложения услуг по косметологии?

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.
Приложение к Порядку организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323.

Операции по оказанию косметологических услуг не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ). Спорными могут стать услуги косметические (код 081501 ОКУН), относящиеся к услугам, оказываемым косметологическими подразделениями медицинских учреждений, если таковые относятся к виду деятельности учреждения здравоохранения.

К сведению. Ранее Минфин России (Письма от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07) разъяснял, что освобождение от обложения НДС косметологических услуг не применяется, так как в соответствии с ОКВЭД косметологические услуги относятся к коду 85.14 «Прочая деятельность по охране здоровья» без деления косметологии на терапевтическую и хирургическую, а также без деления косметологических услуг на лечебные и косметические (Письмо Минэкономразвития России от 12.07.2007 N 10169-АБ/Д18). Однако в соответствии с арбитражной практикой (Постановление ФАС МО от 16.12.2009 N КА-А40/14153-09) услуги косметологических подразделений медицинских учреждений, оказывающих эти услуги при наличии соответствующей лицензии, не облагаются НДС.

Подтверждением права на освобождение от уплаты НДС являются лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также наличие в договоре (ином документе) наименования услуги, указанной в лицензии (в частности, «Косметология терапевтическая»).

Таким образом, косметологические услуги лицензируются как медицинские услуги, включенные в Перечень N 132. Следовательно, они не облагаются НДС на основании пп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996).

В случае если учреждение не соответствует установленным условиям, деятельность по оказанию услуг, в том числе услуг по косметологии, подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Источник

Памятка потребителю: косметические и косметологические услуги

Косметические и косметологические услуги

Среди многочисленных услуг, оказываемых населению в индустрии красоты, выделяются косметические и косметологические услуги.

В чем различие между данными услугами?

Косметические (бытовые) услуги

Оказание косметических услуг является составной частью парикмахерских услуг и по своей правовой природе относятся к бытовым услугам.

Применительно к потребительским отношениям данная сфера услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

К основным косметическим (бытовым) относятся следующие услуги:

— окраска бровей и ресниц, коррекция формы бровей, наращивание ресниц, завивка ресниц;

— эстетический массаж (СПА-массаж) и пр.

Особенностью эстетического массажа является его целевое назначение. Если массаж направлен исключительно на омоложение и коррекцию проблемных зон (без целей оздоровления, профилактики и лечения заболеваний) и осуществляется с использованием исключительно косметических средств (без применения медицинских изделий, лекарственных препаратов) или без таковых, данную услугу можно отнести к косметической.

Косметологические (медицинские) услуги

Косметологические услуги относятся к медицинским услугам и оказываются только при наличии лицензии на медицинскую деятельность.

Информация о номере, дате регистрации лицензии на осуществление медицинской деятельности, перечне оказываемых услуг, наименовании, адресе, места нахождения и телефона выдавшего ее лицензирующего органа должна быть размещена на информационном стенде, а также сайте организации.

Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Косметологические услуги – это комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

К косметологическим (медицинским) услугам относятся:

— косметологическая чистка лица;

— медицинский массаж, криомассаж (холодное воздействие на ткани организма);

— пирсинг, дермапигментация (перманентный татуаж);

— инъекции препаратов ботокс;

— пилинг аппаратный, дерматологический пилинг.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Косметология» утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012г. № 381н.

Также, на отношения по договорам на оказания косметологических услуг будут распространяться Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г. № 1006.

Советы потребителям

При заключении договоров на оказание косметологических услуг рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

Вся информация об услугах предоставляется в доступной для потребителя форме.

Если потребителю оказана некачественная услуга, то он вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанных услуг, уменьшения цены или возмещения понесенных расходов по устранению недостатков услуг. Если выявлены существенные недостатки или выявленные недостатки не были устранены в установленный срок, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.

Расторжение договора на оказание косметологических услуг не влечет автоматического расторжения кредитного договора. Исполнитель, допустивший нарушения прав потребителя, несет ответственность перед ним в том числе и в размере уплаченных процентов по кредитному договору на момент расторжения договора оказания косметологических услуг.

Специалисты по защите прав потребителей напоминают, что для получения консультаций по вопросам защиты прав потребителя, составления претензий, исковых заявлений в суд необходимо обращаться в консультационные пункты для потребителей адреса которых можно узнать по ссылке http://www.kц.рф/ или по телефону (343) 374-14-55.

Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43

Памятка подготовлена специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

При использовании памятки ссылка на источник опубликования обязательна.

Источник

Что такое косметические услуги определение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ПАРИКМАХЕРСКИХ И САЛОНОВ КРАСОТЫ

Общие технические условия

Household services. Services of hairdressing and beauty salons. General specifications

Дата введения 2019-10-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Некоммерческой организации «Союз парикмахеров и косметологов России (НО СПиК) и Некоммерческой организации «Парфюмерно-косметическая палата «КАЧЕСТВО» и при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству, в том числе безопасности услуг, классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты, а также общие технические условия к их предоставлению.

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг парикмахерских и салонов красоты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

ГОСТ 28498 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 32610 Услуги бытовые. Классификация организаций

ГОСТ Р 55317-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения

ГОСТ Р 55321 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования

ГОСТ Р 55700-2013 Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования

ГОСТ Р 56396-2015 Услуги бытовые. Наращивание ресниц. Общие требования

ГОСТ Р 57137 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 58091-2018 Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Терминология, классификация и общие требования

СП 30.13330 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 60.13330 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»

ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57137, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 услуги парикмахерских и салонов красоты: Результат непосредственного взаимодействия организации и потребителя, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.

3.2 потребитель услуг парикмахерских и салонов красоты (клиент): Гражданин, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских и салонов красоты для личных нужд.

3.3 исполнитель услуг парикмахерских и салонов красоты: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских и салонов красоты по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы, косметические услуги (в том числе СПА, татуаж).

3.4 материалы и косметические средства: Косметические и парфюмерные товары и препараты, используемые в процессе оказания услуг парикмахерских и салонов красоты, а также постижерное сырье.

3.5 услуга по уходу за волосами: Физическое и химическое воздействие на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента.

3.6 услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга): Физическое и химическое воздействие на кожу лица и тела в целях их очищения, тонизирования, интенсивного ухода, защиты, улучшения внешнего вида, а также украшения, придания лицу индивидуальной выразительности для удовлетворения эстетических потребностей клиента.

3.7 услуга по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр): Физическое и химическое воздействие на ногти и кожу кистей и стоп для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента.

СПА-услуга: Услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.

2 СПА-услуга может быть предоставлена в виде единичной процедуры, СПА-пакета или СПА-программы.

услуги по наращиванию ресниц: Физическое и химическое воздействие на ресницы клиента, связанное с изменением формы, размеров и цвета ресниц с целью придания лицу индивидуальной выразительности с использованием искусственных ресниц для удовлетворения эстетических потребностей клиента.

ногтевой сервис: Набор услуг, включающий в себя маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекцию укрепленных/ смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия.

косметический татуаж: Услуга косметического характера и назначения по удовлетворению эстетических потребностей клиента путем введения пигментов в кожу человека.

1 Термин «татуаж» является синонимом терминов «тату» и «татуировка».

2 В зависимости от глубины введения пигмента технологии косметического татуажа подразделяют на эпидермальный и дермальный татуаж.

3.12 постижерные работы: Изготовление и ремонт париков, накладных усов, бород, бакенбард, полупариков, накладок, кос, шиньонов и украшений из волос по индивидуальным заказам клиента.

3.13 услуги визажа: Воздействие на лицо клиента с целью создания определенного образа сообразно его потребностям с помощью декоративной косметики.

3.14 косметический пирсинг: Установка специальных украшений в мочки уха, хрящевые ткани ушной раковины и носа, а также в кожные складки.

3.15 технологический процесс оказания услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента, выполняемых в соответствии с техническими требованиями на данный вид услуги.

3.16 качество услуги парикмахерских и салонов красоты: Совокупность характеристик услуги парикмахерских и салонов красоты, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности клиента.

3.17 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей клиента.

3.18 технический документ на услугу парикмахерских и салонов красоты: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструкторские и другие характеристики услуги парикмахерских и салонов красоты.

4 Классификация услуг парикмахерских и салонов красоты

4.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг парикмахерских и салонов красоты по технологическому признаку, месту проведения работ и уровню качества обслуживания клиентов.

4.2 По технологическому признаку услуги парикмахерских и салонов красоты делят на следующие группы:

— услуги по уходу за волосами и кожей головы;

— услуги по уходу за кожей лица и тела;

— услуги по уходу за ногтями и кожей кистей и стоп (маникюр, педикюр, укрепление ногтей, моделирование ногтей, дизайн ногтей, гигиенический и эстетический уход за натуральными ногтями, гигиенический и эстетический уход за кожей кистей и стоп, ремонт ногтей, коррекция укрепленных/смоделированных ногтей, удаление искусственного покрытия);

— услуги по уходу за ресницами и бровями (в т.ч. наращивание ресниц);

— косметический татуаж, косметический пирсинг;

4.3 По месту предоставления услуги парикмахерских и салонов красоты делят:

— на оказываемые в организации (стационарно);

— оказываемые на базе клиента (выездные услуги), как правило, применяют для предоставления социальных услуг.

4.4 По уровню качества услуги парикмахерских и салонов красоты подразделяют на услуги парикмахерских и салонов красоты:

5 Общие технические требования

5.1 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и потребностям клиента, быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителей и исполнителей услуг, безопасными для окружающей среды.

5.2 Услуги парикмахерских и салонов красоты должны быть оказаны в соответствии с [1]-[5].

5.3 Исполнитель услуг может быть классифицирован по категориям в соответствии с ГОСТ 32610 и приложением А.

5.4 В парикмахерских и салонах красоты могут выполнять:

Источник

Разграничение между косметическими персонально-бытовыми услугами и медицинской косметологией

В последние годы все большую распространенность приобретают услуги, оказываемые косметологическими кабинетами, медицинскими организациями и салонами красоты.

Далеко не всегда организации, оказывающие услуги в сфере «индустрии красоты», имеют лицензию на ведение медицинской деятельности, обосновывая это тем, что их услуги являются косметическими, а не косметологическими.

Грань между косметологией и косметическими услугами действительно не так очевидна, а проблему разграничения данных категорий нельзя назвать решенной.

Некоторые специалисты делают попытку разделить косметические услуги на услуги немедицинского характера (макияж, окрашивание бровей и ресниц и т.д.) и услуги медицинского характера (инъекционная коррекция лица, аппаратные процедуры и т.д.).

Косметические услуги

Этот документ устанавливает обязательные требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

В этом Постановлении отдельно оговаривается, что правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.

При этом границы такого ухода описываются выполнением косметических масок, окраской бровей и ресниц, выполнением очищающих и иных не медицинских процедур.

Возможными наименованиями специалистов, оказывающих такие услуги, являются:

Таким образом, можно предположить, что обобщенное определение косметических услуг может выглядеть следующим образом:

Это комплекс эстетических манипуляций немедицинского характера, осуществляемых специалистами без медицинского образования и не требующих получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Представляется, что на законодательном уровне было бы целесообразно определить исчерпывающий перечень таких услуг.

Косметологические услуги

Действующее законодательство, включая Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прямо не определяет понятие косметологических услуг.

Ряд нормативных актов содержат существенные критерии оказания косметологических услуг, с помощью которых можно сформулировать обобщенное определение таких услуг. Рассмотрим эти нормативные акты.

В первую очередь необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291).

Косметологические услуги входят в Перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию. Согласно данному Постановлению, работы (услуги) по косметологии составляют медицинскую деятельность, к осуществлению которой в целях лицензирования предъявляются Требования, определяемые Минздравом РФ. Особенности лицензирования медицинской деятельности по профилю «косметология», рассмотрены нами в одноименной статье.

Также необходимо отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»» (далее – Приказ № 381н).

Этот документ определяет содержание медицинской помощи по профилю «косметология». Такая помощь включает в себя «комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».

Приказ № 381н определяет, что медицинская помощь по данному профилю оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

Таким образом, представляется возможным определить косметологические услуги следующим образом:

Это подлежащая лицензированию медицинская деятельность, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, оказываемая врачами-косметологами, а также средним медицинским персоналом по назначению врача-косметолога.

Разграничение косметологических и косметических процедур

К сожалению, нельзя назвать однозначным и достаточным существующее разделение косметологической и косметической сфер на уровне законодательства.

В данном классификаторе услуги, направленные на эстетическое преображение, достаточно четко прописаны в разделе «Прочие персональные услуги», но прямо не названы в разделе, посвященном услугам в области здравоохранения:

Как видим, косметология как деятельность в области здравоохранения вообще не имеет отдельного кода. Представляется, что в условиях растущего спроса на косметологические процедуры, данный факт является очевидным упущением законодателя. Кроме того, конкретные наименования эстетических процедур в разделе «Предоставление прочих видов услуг» создают иллюзию, что соответствующая деятельность всегда является немедицинской.

Еще больше вопросов к Классификатору ОКВЭД появляется при рассмотрении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее- Приказ № 804н).

В этом документе содержится конкретный перечень манипуляций, которые являются медицинскими услугами и составляют медицинскую деятельность соответственно. Так, в сфере эстетической косметологии, можно привести для примера следующие позиции:

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услугРаздел S. Предоставление прочих видов услуг
86 Деятельность в области здравоохранения96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг
КодНаименование
A14.01.005Очищение кожи лица и шеи *
A14.01.011Удаление кожного сала
A14.01.012Проведение депиляции
A14.01.013Проведение эпиляции
A16.01.024Дерматологический пилинг
A17.01.005Броссаж кожи
A17.01.007Дарсонвализация кожи
A20.01.003Парафиновая подтяжка кожи
A20.01.004Грязевые обертывания для лечения целлюлита
A20.30.024Озонотерапия
A21.01.006Пилинг-массаж
A21.01.007Вакуумный массаж кожи
A21.01.010Пирсинг **

* Здесь хотелось бы вновь упомянуть профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», в соответствии с которым очищающие процедуры являются видом деятельности не медицинского специалиста, оказывающего соответствующие услуги в качестве косметических. Налицо противоречие между приказом Минтруда, утверждающим указанный профессиональный стандарт, и Приказом Минздрава 804н, утверждающим Номенклатуру медицинских услуг. Представляется, что профстандарт специалиста по предоставлению бытовых косметических услуг нуждается в актуализации и соотнесении с действующими нормативными актами.

** Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), тем не менее, одновременно относит пирсинг к персональным прочим услугам. Таким образом, Классификатор также нуждается в уточнении.

Таким образом, как Профстандартом, так и ОКВЭД, перечисляющим виды медицинских услуг, проигнорирован Приказ 804н, что создает дополнительную неопределенность в вопросе разделения косметологических и косметических услуг.

Изучив Номенклатуру медицинских услуг Минздрава (Приказ 804н), легко сделать вывод, что на практике многие из перечисленных в нем услуг оказываются организациями, не имеющими соответствующей лицензии.

Осуществление медицинской деятельности без лицензии, в свою очередь, является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и наказывается штрафом:

Кроме того, уплата штрафа не освобождает компанию от необходимости прекратить осуществление того вида деятельности, на который нет лицензии. Таким образом, для многих предпринимателей, ведущих деятельность в сфере косметологии, признание оказываемых ими услуг медицинскими автоматически означает фактическое прекращение предпринимательской деятельности. Также следует помнить о последствиях, предусмотренных пп. 2 п. 3 статьи 61 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ). Данный пункт ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность без соответствующей лицензии, может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления.

Судебная практика также подтверждает необычайно широкую распространенность случаев, когда предпринимателя, уверенного в том, что он оказывает персональные (бытовые) косметические услуги, обвиняли в осуществлении медицинской деятельности без лицензии и привлекали к юридической ответственности.

Так, Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2014 г. по делу № А41-28859/14 индивидуальный предприниматель Ломтева была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В нежилом помещении — салоне красоты «Фешнстудио А» она без лицензии оказывала услуги по чистке и массажу лица и тела, химическому пилингу, эпиляции. Суд, руководствуясь тем, что:

Аналогичное решение принял и Арбитражный суд Тверской области по делу № А66-252/2020 от 7 февраля 2020 г., в котором детская парикмахерская оказывала услуги по прокалыванию ушей без лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Очень информативным представляется Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н» (далее — Решение ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639). В суд обратилась индивидуальный предприниматель З., осуществляющая деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты. По мнению заявителя, включение в перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, услуги под кодом A14.01.013 — «Проведение эпиляции» является неправомерным:

Во многом это решение объясняет наличие в перечне медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, и иных спорных позиций, граничащих со сферой косметических услуг (например, чистка лица, пирсинг и т.д.).

Разъяснения контролирующих органов

Профильные ведомства достаточно часто публикуют разъяснения, касающиеся косметологических процедур. Как правило, такие разъяснения касаются конкретных видов манипуляций. Рассмотрим некоторые из разъяснений.

Письмо Росздравнадзора от 26 марта 2015 года № 01И-469/15:

Росздравнадзор в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу действий лиц, занимающихся от имени косметических салонов (клиник) навязыванием косметологических услуг с использованием косметической продукции различных марок, информирует о следующем. Оказывать косметологические услуги при осуществлении медицинской деятельности вправе медицинские работники, имеющие высшее или среднее медицинское образование по специальностям: «дерматовенерология», «косметология» и «сестринское дело в косметологии», а юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сестринское дело в косметологии» или «косметологии».

Соответственно, осуществление медицинской деятельности по косметологии без специального разрешения (лицензии) является незаконной и предусматривает административную ответственность.

Письмо Минздравсоцразвития России от 30.06.2010 № 14-9/223-459 «О номенклатуре работ и услуг по профилю «косметология»:

В письме поясняется, что инъекционные терапевтические методы, такие как мезотерапия, введение ботокса и различных филлеров, относятся к сфере деятельности врача-косметолога.

Письмо Минздрава России от 10.01.2020 № 17-2/И/2-70:

В Письме дублируются положения Решения ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639, согласно которому в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции/депиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинским персоналом.

Кроме того, регулярно появляются разъяснения региональных управлений Росздравнадздора, необходимые для принятия решений управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу ненадлежащей рекламы товаров и услуг (в том числе медицинских).

Так, например, территориальным управлением Росздравнадзора по Алтайскому краю в 2017 году было разъяснено, что организация не может осуществлять косметологические услуги даже при наличии лицензии на медицинскую деятельность, если в перечне разрешенных работ и услуг которой косметологические услуги отсутствуют (в этом деле стоматологическая клиника с лицензией на осуществление стоматологических услуг предлагала косметологические услуги для нижней части лица — «стоматолог + косметолог»).

Этот документ ценен тем, что заполняет понятийный пробел и фиксирует ряд важных определений. Так, в этом документе дается определение косметологии:

Косметология – это область клинической медицины, основными задачами которой являются изучение причин, клинических проявлений и разработка методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера.

Там же приводится определение косметических/косметологических услуг и процедур:

Аргументация заявителя
Косметические услуги — перечень косметических процедур, оказываемых в учреждениях коммунально-бытового назначения и в спортивно-оздоровительных учреждениях и не требующих медицинского контроля.Косметологические услуги — перечень косметологических процедур, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля.
Косметические процедуры — мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики.Косметологические процедуры — мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос.

Вновь акцент сделан на том, что косметология – область медицины, а косметический уход – элемент коммунально-бытовой сферы.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным при оказании услуг из сфер косметологической и косметической практики в первую очередь обращаться к Приказу № 804н. Наличие в этом перечне процедуры автоматически относит ее к категории «медицинская услуга», а значит оказание такой услуги связано с рядом требований, соблюдение которых обязательно.

Парадоксально, но решающее значение имеет не столько суть услуги, сколько её название. Верховный суд прямо сказал, что «восковая коррекция волосяного покрова» — это персональная услуга, не требующая лицензии. В тоже время, стоит лишь назвать ее «эпиляцией» в прайсе, как она тут же превращается в медицинскую услугу, требующую соответствующей лицензии. Безусловно, такое положение дел представляется странным — однако с учетом будущих возможных столкновений с проверяющими и надзорными органами, лучше взять такую парадоксальную логику на вооружение и учитывать её при рекламе своих косметологических услуг и при формировании прейскурантов на услуги.

Заключение

На сегодняшний день существует правовая неопределенность, связанная с разграничением косметических и косметологических услуг. «Индустрия красоты» развивается год от года, а значит появляется все больше предложений об оказании косметических услуг. При этом недостаточно четкая регламентация порядка оказания таких услуг создает риски как для потребителей (в связи с невозможностью гарантировать качество и безопасность услуги), так и для косметологов-предпринимателей и их сотрудников (в связи с вероятной квалификацией их услуг как медицинских).

Конечно, возможность оказания услуг без получения лицензии на осуществление медицинской деятельности – привлекательная для индустрии возможность экономии на персонале, помещениях и прочих тратах, связанных с получением лицензии и обслуживанием бизнеса. Тем не менее, анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев услуги, которые позиционируются как косметические и якобы не требуют получения лицензии, по факту таковыми не являются.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Приказом № 804н, на сегодняшний день является наиболее точным источником информации для определения категории оказываемых услуг: если в Номенклатуре медицинских услуг встречается такая же услуга, то речь идет не о косметической, а о косметологической услуге. Это, в свою очередь, накладывает на исполнителя услуги соответствующие обязанности по лицензированию деятельности, по обеспечению соответствующего уровня квалификации исполнителя процедуры, по обеспечению порядка оказания услуги и т.д.

Судебная практика также демонстрирует резонность такого подхода, поскольку в судебных решениях судьи всегда ссылаются на наличие либо отсутствие соответствующей услуги в перечне медицинских.

Тем не менее, действующее законодательство объективно нуждается в совершенствовании. Недопустимо одновременное включение одной и той же услуги в категорию бытовой при оформлении бизнеса (на стадии выбора кода ОКВЭД) и в категорию медицинской (по факту ее оказания), например, как в случае с пирсингом. Таким образом, ведомственные приказы нуждаются в согласовании.

Также представляется целесообразным издание нормативного акта, определяющего закрытый перечень косметических услуг (по аналогии с медицинскими услугами). Наличие такого документа существенно упростило бы деятельность исполнителей соответствующих услуг и обезопасило бы потребителей услуг «индустрии красоты».

В настоящее время сложность разграничения косметических и косметологических услуг может создать значительные проблемы для лиц, занимающихся деятельностью в сфере косметологии. Поэтому любая деятельность в сфере косметологии (даже если косметолог считает, что занимается декоративной косметологией и бытовыми услугами) требует постоянного юридического сопровождения со стороны юристов, причем эти юристы должны быть хорошо знакомы с медицинским правом. В ином случае владельца косметологического салона (или косметолога, оказывающего услуги в индивидуальном порядке) смогут обвинить в осуществлении медицинской деятельности без лицензии с последствиями в виде уплаты крупного штрафа или ликвидации организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *