Что такое кощунство простыми словами
Значение слова «кощунство»
1. Оскорбление религиозной святыни.
2. Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-л. Кощунством считал он даже в мыслях своих осквернение образа Наташи, героини и женщины одновременно. Первенцев, Кочубей.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КОЩУ’НСТВО, а, мн. нет, ср. (церк. и книжн.). Действие по глаг. кощунствовать.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кощу́нство
1. оскорбление религиозной святыни ◆ Но главное в том, что кроме кражи совершено было бессмысленное, глумительное кощунство: за разбитым стеклом иконы нашли, говорят, утром живую мышь. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1872 г. ◆ Шаман в это время продолжал бить в бубен; губы его двигались, шепча молитвы или заклинания, но из них не вылетало ни одного звука ― говорить громко на берегу священного озера считалось кощунством. В. А. Обручев, «Земля Санникова», 1924 г. (цитата из НКРЯ)
2. оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо ◆ Раньше в нем слитно жили века, кузнец ковал железо в театре Марцелла и забивал гвоздь в вековой камень, не догадываясь о своем кощунстве; кошки плодились на Форуме Траяна, прохожий шагал по земле, наросшей на остатках храма. М. А. Осоргин, «Времена», 1942 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я вскипел, обиделся, это показалось мне кощунством, и не только в таком сочетании слов, но вообще кощунство называть кого бы то ни было Ильичем кроме единственного человека на земле! А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг», 1958-1973 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мейерхольд раздвинул рамки «Ревизора». В этом ли кощунство? Ведь различные театральные инсценировки романов Толстого или Достоевского считаются благородным делом, хотя они сужают рамки произведений… И. Г. Эренбург, «Люди, годы, жизнь», Книга 2, 1960-1965 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дрыгаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое кощунство: значение слова, синонимы
Человеку важно знать и понимать значение слов, особенно тех, что часто используются в речи. В противном случае он может употреблять то или иное слово в неправильном контексте. Это может испортить его репутацию (окружающие будут считать его глупым), а иногда даже навлечь беду.
Слово «кощунство» довольно расхожее, однако далеко не все грамотно его толкуют. А потому не могут подобрать к нему синонимы и ответить, что же оно означает.
Данная статья подробно ответит, что такое кощунство. И объяснит, оскорбляет ли оно чувства верующих.
Значение слова «кощунство»
Для правильной трактовки данного значения обратимся к словарям. Можно использовать материал, предложенный Владимиром Ивановичем Далем, но разумнее изучить толкование слова «кощунство» в более современных словарях.
Согласно определению, представленному известным русским лингвистом Татьяной Федоровной Ефремовой, значение слова «кощунство» таково: оскорбление, осквернение, поругание чего-либо значимого и дорогого, достойного уважения и чтимого людьми.
Также это слово имеет отношение и к религии. В этом случае оно обозначает оскорбление религиозной святыни и, соответственно, чувств верующих.
Синонимы слова
Русский язык очень богатый, а потому к большинству слов можно подобрать синонимы. Нередко именно они понятнее объясняют трактовку, значение слова (кощунство, например).
Однако такие родственные, схожие слова можно подобрать не ко всем словам, но для существительного, исследуемого в данной статье, это сделать довольно просто. Достаточно лишь обратиться к вышеописанному толкованию слова. Тогда вы увидите, что синонимы к «кощунству» будут следующими:
И упоминаемые ранее:
Помимо этого, «кощунство» нередко заменяют словосочетаниями:
Некоторые люди причисляют к синонимам «кощунство» такие слова, как «богохульство» и «святотатство». Поскольку последнее вызывает еще больше недоумений, чем «кощунство», рассмотрим его подробнее.
Кощунство и святотатство: разница
Первоначальное толкование слова «святотатство» — любое имущественное преступление. Но после семнадцатого века оно приобрело более конкретное значение, став преступлением против религии.
Сейчас слово «святотатство» является родственным таким терминам, как «богохульство» (непочтительное отношение к Богу и всему, что с ним связано, у христиан, иудеев и мусульман приравнивается к греху) и «кощунство» (что такое, описано выше). Оно подразумевает корыстное преступление, направленное на святыню, чаще всего принадлежащую церкви.
Таким образом, синонимом данного слова считается словосочетание «похищение святыни». Это преступление, цель которого нажива или оскорбление чувств верующих, преследуется по закону.
Святотатство, богохульство, кощунство — синонимы?
Слова, указанные в заголовке, не являются синонимами, потому как не равнозначны, то есть не подразумевают одно и то же. Поэтому ни в коем случае не путайте их и не заменяйте в любой ситуации одно другим — это неправильно.
Хотя святотатство, богохульство и кощунство дополняют друг друга, это все же разные понятия. И если вы хотите показаться образованным человеком, никогда не путайте их.
Антоним слова «кощунство»
Понять более конкретно и доступно, каково значение слова «кощунство», также поможет словарь антонимов, который предоставляет не родственные слова к изучаемому, а, наоборот, противоположные по смыслу.
О нем вы легко догадаетесь и сами, ведь если «кощунство» — всяческое глумление над святыней, что оскорбляет религиозные чувства, то антонимом данного слова является существительное «почтение». Которое подразумевает уважение к святыням, а, следовательно, и к чувствам верующих.
Кощунство как нарушение прав гражданина, закрепленных Конституцией
Что такое кощунство с точки зрения Конституции? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо выяснить, что представляет собой это слово в рамках закона.
Конституция — документ, закрепляющий право каждого человека на самоопределение. На основании него, Россия — страна, позволяющая гражданину самостоятельно определяться с верой и своим жизненным путем.
Однако, вместе с тем высший документ о свободе налагает на людей и обязанность чтить и соблюдать права друг друга. Но в силу непонимания или незнания, что представляет собой вера других людей или та, которая наиболее распространена в нашей стране, некоторые граждане нарушают чужую свободу, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих и вызывая порицание и неодобрение всего общества.
Что подразумевает кощунство в религии
О том, что такое кощунство (оскорбление религии), сказано достаточно. Но возникает вопрос: как проявляется кощунство? А также какие действия (или бездействие) подходят под этот термин?
Кощунство в храмах или на его территории проявляется в виде:
колкостей по отношению к святыням;
насмешек над ритуалами, обрядами, выполняемыми церковью и ее служителями;
язвительных и оскорбительных высказываний о вере и ее ценностях;
негативных слов, действий против священника или прихожан;
разрушения икон, крестов и других ценных для религии и ее верующих предметов;
надругательство над могилами на территории церкви.
Таким образом, религиозным кощунством считаются любые высказывания и действия негативного характера, направленные против веры, церкви, священника и верующих.
Однако это вовсе не значит, что человек, являющийся атеистом или сторонником иной веры, должен идти против себя и отзываться о вере, которую не поддерживает, положительным образом и вступать в ряды ее верующих.
Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель и революционер, так сказал однажды: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». То есть каждый человек волен делать все, что ему заблагорассудится, при этом не причиняя вреда ни обществу в целом, ни его гражданам.
Кощунство и святотатство: значения слов
Что такое кощунство
Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.
Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.
Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.
В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.
Этимология слова
Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:
Значение понятия
Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.
Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах
Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».
Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.
Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.
Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.
Кто такой кощунник
Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.
Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.
Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.
Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.
Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:
«. кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его.»
Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.
Библейское значение
Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.
Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.
Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.
Современное понятие
Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.
В наши дни кощунством является:
Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.
Проявление кощунства в религии
В христианском Риме кощунством считались еретические речи, действия, направленные на раскол церкви и преступления против власти, — например, неуплата налогов.
В средневековье понятие означало нанесение повреждений культовым объектам.
В наши дни богохульством и кощунством является:
Личностным оскорблением считается любое ущемление прав отправителей культа, святотатство над служителем церкви, надругательство как над его мировоззрением, так и над личностью.
Это может быть сделано двумя способами:
Наказания за кощунственное поведение
В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.
Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.
В ряде других странах также карают за святотатственные действия:
Видео о кощунстве
В этом видео протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о любви к церкви и кощунственных действиях.
КОЩУНСТВО
Видео на тему: КОЩУНСТВО
кощунство ср. 1) Оскорбление религиозной святыни, религиозного чувства. 2) Поругание, оскорбление чего-л. дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения.
Кощунство — определяется Уложением о наказаниях (ст. 182, изд. 1885 г.) как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о «публичном месте», умалчивая о частном доме (решение уголовного кассационного департамента сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, «под именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, например если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную». Из иностранных законодательств общегерманский кодекс для наказуемости оскорбления святыни требует «поношения» ее (beschimpft, но не ve r spottet; в проекте Кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К., тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях. Наказание — тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев. А. Я.
КОЩУ́НСТВО, а, м. Слав. → Нейтр.1. Насмешка, издевка, шутовство. Не ко всякому отв ѣ щати подобает, инои бо овогда в р ѣ ч входит на кощунство. Апофегм. 55. За молодыми смотри прил ѣ жно .., указывай им, чтобы они, сидя, приказные д ѣ ла д ѣ лали, а не кощунство бы такое творили. Псш. Завещ. 175. Фиглярство, скоморошество, см ѣ хотворство, кощунство. Ад. I 634.
2. Оскорбление религиозной святыни. Но да не возмнят н ѣ цыи, яко кощунства единаго ради начертах словеса сия : измлада не навычен есть сему, и не являюся николи же гр ѣ ху сему причастен. Жив. 165. <>К. на что. [Палицын:] Ввел откупы, мыты, разврат, ко пьянству страсть; Позволил грабежи, кощунство на святыню. Држ. Соч. IV 256.
Кощунство
Многие великие истины были сначала кощунством.
Кощунствуя над словом Божьим, ты гневишь
достойнейших и Высшего Благодетеля живых.
Если культура в невежестве, люди начинают просто надевать
религиозные атрибуты и занимаются кощунством, глупостью
занимаются. А сами считают из себя верующих людей.
Кощунство как качество личности – склонность к поруганию, глумлению, надругательству, оскорблению чего-либо дорогого, глубоко чтимого, достойного уважения; оскорблять религиозное чувство верующих насмешками над Богом, святыми писаниями.
Кощунство — это глумление над святыней. Священник Вячеслав Романов рассказывает, что при царе Давиде был такой случай. Перевозили священники израильские Ковчег Завета Божия на колеснице из одного города в другой. Некто Оза, опасаясь, чтобы Ковчег Господень не упал с колесницы, вздумал поддержать его, как обыкновенную вещь, но лишь только без благоговения коснулся его рукой, как пал мертвым.
Так Господь требует почтения ко всякой святыне! Благоговейный страх, смиренное, молитвенное расположение сердца — вот чем должна быть занята душа при мысли о всем, что свято, что близко к Богу, что освящено Его благодатью. Близки к Богу святые Божии угодники: как же можно шутить или смеяться над ними? Не оскорбление ли это будет Самому Богу? Позволишь ли ты смеяться над близким тебе человеком — отцом, матерью, дорогим твоим другом или благодетелем? Нет; ты, человек, не понесешь этой шутки, оскорбительной для чести близких тебе людей: можно ли думать, что Господь ни во что поставит кощунственные речи о святых Его угодниках? Ты обидишься, если кто-то будет осмеивать портрет твой или близких твоих? Как же дерзнешь ты шутить или смеяться над святыми иконами? Ты оскорбишься, если кто-нибудь станет читать твое письмо, искажая его смысл, обращая твои слова в смехотворство? Как же ты решаешься обращать в шутку святые словеса Божии, начертанные во Священном Писании, прилагать их к беседе, где не подобает, возбуждать ими смех, как будто это — не словеса Божии, а шутки и кривлянье балаганного скомороха. Удержи, брате, язык твой от грешного слова кощунного! Убойся Бога: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7), и не допустит, чтобы ты безнаказанно позволял себе ради греховной потехи (не говорю уже — ради прямой хулы) смеяться над всем, что требует от нас благоговейного себе почтения и поклонения!
Кощунство — это ядовито-насмешливое конкурентное поведение на территории оппонента. Бог к насмешкам и оскорблениям в свой адрес относится с безразличием. У Него интересная позиция на этот счет: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нужны адвокаты. Он ценит, когда человек о нем думает, пусть даже с ненавистью. Вспоминая Бога, он невольно очищает своё сознание. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Бог нетерпим, когда оскорбляют святую личность, святые писания.
Коммунистические идеологи хорошо понимали, что, несмотря на мощь собственного учения, им будет непросто справиться с верой людей в Бога. Большевики вскрывали мощи святых, чтобы показать, что это просто «гнилые кости». Взрывали, жгли христианские церкви, в алтарях делали туалеты, в самих храмах – клубы и танцплощадки. Это было кощунство, осуществляемое посредством недобросовестной конкуренции. В свою очередь большевики создавали собственные святыни, культы, покушение на которые рассматривалось как кощунство. Любой гражданин России знает, что кощунственно совершать какие-то непотребные действия в отношении вечного огня, могилы неизвестного солдата, мавзолея Ленина, могилы вождей у кремлевской стены, скульптуры Родины-матери в Сталинграде.
«Советским попом» называли революционера Ярославского Емельяна Михайловича. Его книга «Библия для верующих и неверующих» стала кощунством над религиозным чувством людей. Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.
Ну, не кощунство ли, когда одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных — в концлагеря». В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, — писал Ярославский, — церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение… дним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остается религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т. п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в Соловки, ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле».
Читатель, наверняка, хочет увидеть исторический пример кощунства. Александр Бушков рассказывает: «Николай II был бездарностью поразительной. Временами на ум приходят и более жесткие эпитеты. Вот, например, узнаешь подлинные причины знаменитого покушения на него в Японии, когда его величество, будучи еще цесаревичем, путешествовал для расширения кругозора. Я много лет не мог доискаться ответа на несложный, в общем-то, вопрос: с какой это стати японский полицейский (следовательно, человек не случайный, а отобранный для серьезной службы с истинно японским тщанием) вдруг ни с того ни с сего попытался рубануть знатного иностранного гостя саблей по голове? Меж Россией и Японией в те времена еще не существовало ни малейших трений. Японцы – народ гостеприимный и уравновешенный… Сумасшедший он был, что ли? Солнцем голову напекло или белая горячка подстерегла?
Так вот – ничего подобного. Только в этом году удалось наконец-то докопаться до истинных причин, о которых почему-то умалчивали даже в советские времена, когда, казалось бы, сам бог велел… Хотите знать, что там случилось? Да просто-напросто цесаревич Николай и его спутник принц Георг Греческий, изрядно поддавши, забрели в синтоистский храм и там, идиотски хихикая, начали колотить тросточками по священным для синтоистов храмовым колоколам. Пошли разговоры, люди возмутились, вот полицейский и не выдержал…
Вряд ли стоит его винить. Попробуйте представить, какую бы реакцию вызвало в том же году в России поведение двух иностранцев, которые, забредя пьяненькими в православный храм, начали бы с гоготом стучать тростями по лампадам… Могли бы и на месте затоптать, опоздай полиция вмешаться».
Священник Вячеслав Романов приводит такой пример кощунства: «Вот рассказ одного почтенного старца, простеца, о самом себе, о том, как строго наказал его Господь за кощунственное глумление над святым пророком Божиим Илией.
«На грешной душе моей лежит, как тяжелый камень, смертный грех. Оттого я и не ем рыбу, не ем и молоко и мясо, и ничего скоромного шестой десяток уже в рот не беру; не в похвальбу будь это сказано: не пью я ни вина, ни пива. Смолоду было со мной сатанинское наваждение, такое ужасное, что добрым людям и рассказать страшно. Тогда я и ел, и пил, и вина-то напивался, бывало, до бесчувствия и безобразия. Что уж мне теперь, старому человеку, таиться? Раскаюсь я перед миром всем крещеным. От людей ведь утаишь, а от Бога не утаишь: Он все видит, милосердый наш Батюшка, и до поры до времени терпит нас, окаянных грешников, — тут старик рукавом кафтана отер слезы, катившиеся по бледному, изнуренному лицу, и продолжал.
— Молодого-то меня уму-разуму наставлять было некому: полугодовалым остался я от кормильцев моих — от отца с матерью. Говорят, в одни суточки прибрал их Бог. Дай-то, Господи, их душенькам Царство Небесное, рай пресветлый; упокой их, Господи, помилуй их, Христос Небесный. После них я и остался один-одинешенек, как перст на свете, но недаром поговорка говорится: «Свет не без добрых людей». В нашей деревне жил мужик, кузнец, дядя Максим. Мужик он был зажиточный, а детей у него живых не было: были детки, да скоро умирали. Дядя Максим и взял меня к себе в дом, и воспитал, воскормил меня у себя вместо своего родного детища. Дядя Максим был добрый и умный мужик; всему обучил меня: и крестьянству, и кузнечному мастерству, да только та беда, что водочку очень любил, не сторожил и меня, баловал да потворствовал. Прости его, Господи! Может быть, из-за него вот я теперь наказан Господом и сижу без ног шестой десяток. У нас в деревне, у деревенского старосты был сын, мне одногодок, по имени Павел. С этим Павлом все мы и водились, и чего-чего с ним не проказили! Бывало, в праздник или в воскресенье Христово мы с ним к обедне не пойдем, а уж вместо обедни наше было дело — сходить в кабак, напиться, поплясать, побраниться, поссориться, подраться. За это и наказал же нас Господь Бог!
Деревня наша вся каждый год празднует летом Илию пророка; на праздник в нашу деревню собирается народ и из других деревень. Так было и на этот раз. Пошли у нас игры, песни, пляски, разные хороводы. Денек-то выпал для праздника угодника Божия такой светлый, да теплый. К вечеру солнышко закрылось, нашла туча темная-претемная, так что в деревне ничего не стало видно, а молния-то так и сверкает, а гром-то так и гремит. Все крестятся да говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. » От страха разбежались все, кто куда мог: кто в избу, кто на двор, кто под навес. На улице остались только мы двое: я да Павлушка. Он на балалайке играл, а я вприсядку подплясывал, да приговаривал: «Илья пророк… Илья пророк…». И другие такие слова я говорил, что и пересказывать не следует. Пляшем это мы, а старики, стоя на дворах, кричат нам: «Мирошка, Павлушка! Что вы? С ума, что ль, сошли? Побойтесь вы Господа Бога, нехристи вы, что ли? Перестаньте, уймитесь. Вот вас Илья-то пророк накажет!» А я дразню стариков, пляшу да приговариваю: «Не боюсь, тебя, Илья пророк, Илья пророк. » Вдруг сверкнула молния, и меня как будто кто со всего размаха ударил поленом по ногам. Я свалился с ног, как сноп, и не помню, как взяли меня и оттащили домой. Павлушке оторвало обе руки по локоть; он на улице и умер, а я-то вот с той поры на всю жизнь и остался калекой. Ах, Боже мой, как вспомню, что со мной тогда было, так сердце кровью обливается. Поделом Господь наказал меня, нечестивца. Шесть недель я лежал, как пласт, в постели: не мог пошевелить ни ногой, ни рукой; и перекреститься не мог, а ел и пил только то, что добрые люди в рот положат».