Что такое кос экзамен
Что такое кос экзамен
В соответствии с VIII разделом ФГОС начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции».
Нормативного определения понятия фондов оценочных средств (ФОС) нет. Воспользоваться можно определением, применяемым в высшей школе: «оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала».
Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Таблица 2 «Сравнительная характеристика КИМ и КОС»
Дают качественную оценку
Оценивают в баллах (пятибалльная система)
Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК)
Аттестация по профессиональному модулю.
Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль
Формы, методы контроля
Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины
Заполнение раздела
5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)
Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения. А вот и змеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Поэтому, мы более подробно рассмотрим проблему разработки контрольно-оценочных средств, ориентированных на проверку сформированности компетенций.
Контрольно-оценочные средства (КОС) – это с овокупность контрольных и оценочных средств и материалов, позволяющих проверить сформированность компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.
При разработке оценочных средств необходимо придерживаться следующих принципов [2] :
1. Независимость оценки.
При этом допускается, что оценивание происходит по завершении основной (профессиональной) образовательной программы или отдельного профессионального (учебного) модуля, проводится независимой структурой, включающей в себя представителей образовательного сообщества и работодателей (например, Центром оценки и сертификации квалификаций) и ведет к сертификации (официальному признанию с выдачей соответствующего документа) полной квалификации или ее части.
2. Интегративный (комплексный) характер оценивания.
Данный принцип подразумевает, что предмет оценивания – квалификация – должен быть оценен в целом, комплексно в условиях профессиональной деятельности или максимально приближенным к ней.
Сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации.
Процедура оценивания квалификации подразумевает создание «мотивационной системы» или, иными словами, условий для проявления, раскрытия готовности применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте, которые ведут к получению определенного результата (продукта) деятельности или являются содержательным наполнением процесса трудовой (профессиональной) деятельности. Интегративный характер оценивание приобретает только в том случае, если в качестве объектов оценивания выступают продукт или процесс деятельности. Эти объекты подразумевают создание ситуации, в которой актуализируются необходимая информация, умения, профессионально значимые личностные качества и становится возможно проверить их применение.
3. Объективность оценивания.
Объективность оценивания подразумевает осуществление оценивания независимыми экспертами на основании показателей и критериев, объективно значимых для качества выполнения деятельности. Важнейшим условием при этом является взаимосвязь показателей и критериев с предметом оценивания (квалификация) и соответствующим ему объектом (продукт и/или процесс деятельности).
Подведение итогов процедуры оценивания должно осуществляться на основании показателей и критериев с использованием дуальной оценки. Главное требование к показателям и критериям – диагностичность. Факт соответствия объекта оценивания установленным показателям и критериям (а следовательно, и наличие квалификации) должен определяться любым экспертом объективно и однозначно.
4. Единство подходов к оцениванию квалификаций вне зависимости от уровня образования и стажа работы
Данный принцип вытекает из содержания предшествующих трех. Наличие квалификации подтверждает только демонстрация готовности к осуществлению определенного вида трудовой деятельности на основе независимости, интегративности и объективности оценки. Количественные характеристики уровня образования и стажа работы не дают представления о качестве выполнения трудовых функций, готовности применять умения и знания в условиях профессиональной деятельности. Они могут быть лишь косвенным доказательством такой готовности. Таким образом, требования процедуры признания квалификации являются едиными для любого претендента вне зависимости от наличия у него документов об образовании и(или) стаже работы.
5. Практикоориентированность и междисциплинарность оценочных средств.
Данный принцип является логическим продолжением предшествующих. Оценочные средства носят комплексный характер, требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Они направлены на решение профессиональных задач, требующих применения информации из разных предметных областей, актуализации умений и знаний в новой ситуации, выполнения универсальных способов деятельности. В идеальном случае задание представляет собой показательную работу в реальных или модельных условиях. Поскольку работодатели сегодня занитересованы в констатации и готовности человека к решению профессиональных задач, и наличия у него личностных качеств, повышающих эффективность такого решения, именно междисциплинарные оценочные средства позволяют оценить как общие, так и профессиональные компетенции, обеспечивающие квалификацию соискателя.
6. Итерационный характер разработки оценочных средств.
Итерационность процесса разработки оценочных средств обеспечивает их валидность и подразумевает включенность в их создание представителей академического, профессионального сообществ и самих испытуемых. Экспертиза с участием разных заинтересованных сторон и апробация на выборке испытуемых требует корректирования содержания оценочных средств, ведущего к окончательной итерации, которая, в свою очередь, должна пересматриваться через определенный промежуток времени (от года до пяти лет) на предмет актуальности и соответствия предмету и объектам оценивания.
7. Адаптируемость инструментария оценивания (непротиворечивость и преемственность процедур внутреннего и внешнего оценивания).
Идеи концепции распространяются на процедуры внешнего (в центрах сертификации квалификаций, например) оценивания и внутреннего (внутри образовательных учреждений профессионального образования), тем самым обеспечивая преемственность и непротиворечивость этих процедур.
8. Этапность оценивания.
Принцип охватывает несколько аспектов оценивания квалификаций. Во-первых, он подразумевает наличие процедуры, предшествующей основной процедуре оценивания квалификации, имеющей статус допуска к основным квалификационным испытаниям. Эта процедура может происходить в форме собеседования или разных форм оценки профессионально значимых знаний и умений и обеспечивает эффективность (результативность) проведения основной процедуры оценивания квалификации.
Во-вторых, любая трудовая (профессиональная) деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени, чаще всего, невозможно. В практике оценочно-сертификационных процедур Финляндии, например, оценивание квалификации происходит в течение временного периода от полугода до полутора лет по мере возникновения рабочих ситуаций, подлежащих оцениванию. Составляется специальная программа оценивания, аттестуемый берется на работу с испытательным сроком до окончания этой программы.
В-третьих, возможно постепенное наращивание квалификации работником на рабочем месте или за счет программ дополнительного профессионального образования и оценивание ее по частям (помодульно, например).
В рамках основных (профессиональных) образовательных программ в образовательных учреждениях профессионального образования освоение профессиональных или учебных модулей рассредоточено во времени, и аттестация по каждому из них происходит сразу после окончания модуля.
9. Индивидуализация подходов к оцениванию.
Принцип является значимым относительно психологической атмосферы проведения процедуры оценивания. В условиях независимой экспертной оценки, которой предшествует этап допуска, важно снять психологические барьеры, волнение испытуемого. В раскрепощенной доверительной обстановке человек способен показать максимально высокий для себя результат, поэтому от экспертной комиссии требуется создание непринужденной дружелюбной атмосферы во время квалификационных испытаний. В зарубежной практике с этой целью иногда используются формы скрытого экспертного наблюдения, запись видеоматериалов и т.д. при условии непротиворечивости этих форм специфике самой деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что создается для проведения аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация)?
2. Дайте определение понятию «Фонд оценочных средств».
3. Дайте сравнительную характеристику контрольно-измерительным материалам и контрольно-оценочным средствам.
4. Охарактеризуйте принципы разработки контрольно-оценочных средств.
[1] Г. В. Айзенштат, заместитель директора по учебной работе, к.п.н.Н. Н. Стеблева, руководитель центра НПИ Краевого колледжа предпринимательства (г.Пермь) «Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы»- http://www.informio.ru/publications/id214
[2] Концепция и методика разработки контрольно-оценочных средств, ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Что такое кос экзамен
Контрольно-оценочные средства состоят из:
– эталонов, нормы качества;
– образовательных технологий, использованных при составлении КОС;
– требований к условиям выполнения;
– показателей (критериев) оценки результата.
Схема 1. «Структура контрольно-оценочных средств»
Перечисленные выше принципы оценивания задают общую логику разработки оценочных средств.
1. Выбор предмета оценивания
Предмет оценивания (квалификация) для удобства процедуры оценивания должен декомпозироваться до компетенций. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу компетенций (профессиональных и общих (общекультурных)), поэтому компетенции необходимо сгруппировать на основе анализа существующих между ними связей.
Их также следует сгруппировать. В случае если оценочные средства разрабатываются на основе только профессионального стандарта, аналогичные действия необходимо произвести с трудовыми функциями, описанными в нем.
Схема 2. «Алгоритм разработки оценочных средств»
2. Выбор объекта оценивания
На этом шаге необходимо определить объект оценивания для каждой группы компетенций (трудовых функций), сформированных на первом шаге.
Объектами могут выступать продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно. Выбор процесса деятельности в качестве объекта дает возможность оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.; соблюдение временных факторов. Кроме того, оценивание процесса целесообразно, если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.
Выбор продукта деятельности в качестве объекта дает возможность провести оценивание, если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии); если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
3.Определение длительности выполнения, места выполнения задания, необходимого оборудования/ материалов и т.п.
От ответа на поставленные на этом шаге вопросы зависит выбор форм и методов оценивания.
4.Выбор формы оценивания
Необходимо сделать выбор оптимальной формы проведения квалификационных испытаний:
-очный (по принципу «здесь и сейчас») устный или письменный, или компьютеризированный экзамен;
-заочная форма с использованием метода экспертной оценки предоставленных материалов (например, видеоматериалов или экспертная оценка портфолио документов или работ);
— смешанная форма (в т.ч. многоэтапная).
5.Выбор метода оценивания
Выбор метода логически вытекает из всех предыдущих шагов. Допускается выбор нескольких методов, их комбинирование. Основное условие – непротиворечивость выбранным объектам, условиям и формам оценивания. Методы оценивания достаточно разнообразны, среди них могут быть методы тестирования, демонстрационного задания, моделирования ситуации (в том числе, деловая игра), метод проектов, защиты портфолио, экспертного наблюдения, экспертной оценки и др.
6.Определение показателей оценки
Характеристика особенностей выбора объектов оценивания (см. шаг 2) уже закладывает в обобщенном виде содержание показателей и критериев оценивания. Предмет, объект, показатели и критерии оценивания находятся в тесной взаимосвязи, но на конкретное содержательное наполнение показателей и критериев влияют и выбранные условия, формы и методы оценивания, поэтому формулировать показатели и критерии необходимо именно на шаге 6 и 7 данного алгоритма.
Показатель представляет собой свидетельство наличия квалификации, он может быть представлен как формализованное описание оцениваемых основных параметров процесса или продукта деятельности.
Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.
Формулировка показателей осуществляется с учетом принципов диагностируемости и малых чисел.
7.Определение критериев оценки
8.Формирование типового задания
На заключительном шаге алгоритма на основании проделанных пошаговых логических операций необходимо сделать вывод о количестве и общем характере заданий, которые должен выполнить испытуемый, чтобы констатировать наличие квалификации, сформулировать типовые задания и построить программу процедуры оценивания.
Типовое задание содержит общее для вариантов заданий содержание, например, «провести ремонт автотранспорта». Конкретные варианты задания будут содержать конкретное наименование автотранспорта, условия, дающие возможность определить его неисправность и способы ремонта. Программа процедуры оценивания зависит, в первую очередь, от выбранных форм и методов проведения процедуры оценивания.
Таблица 3 «Типология заданий»
Задания для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас»
Один и тот же тип задания (теоретическое задание, практическое задание) может использоваться для оценивания разных результатов обучения (объектов оценки), при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень сложности задания.
Теоретическое задание, направленное на:
— проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;
— проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированности когнитивных умений;
— проверку освоения умений
Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:
• тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
• простые вопросы с коротким ответом;
несложные задания по воспроизведению текста и др.
При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:
• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);
• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);
• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);
• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Практическое задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта или компетенций
Задание предполагает решение локальной профессиональной задачи, для которой могут предусматриваться особые условия (оборудование, материально-техническая база, инвентарь и др.).
Задание также может носить комплексный характер и формироваться в соответствии с принципами, изложенными в п. 3 данной таблицы, если экзамен по профессиональному модулю проводится поэтапно, накопительно, т.к. объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д.;
Аттестация по практике
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Задание для проверки компетенций (может быть и теоретическим, и практическим)
Задание носит комплексный характер, требует многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях.
Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При проведении экзамена квалификационного по ПМ задание предполагает выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу (аналог демонстрационного экзамена в зарубежных странах).
Формулировка заданий для экзамена квалификационного по ПМ должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.)
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Задания для проведения промежуточной аттестации с использованием накопительной системы (поэтапно)
Чаще всего такие задания используются при проведении экзамена по профессиональному модулю, если объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д. Возможно использовать эти задания для аттестации по междисциплинарным курсам в составе модуля, по учебным дисциплинам, особенно, если обучение по ним длится не один семестр.
Экзамен по профессиональному модулю может проводиться:
— в форме экзамена по принципу «здесь и сейчас»;
— в форме анализа и/или защиты портфолио;
— в форме защиты проекта;
— путем комбинирования перечисленных выше форм.
Условием допуска к экзамену является успешное, документально подтвержденное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: междисциплинарного (ых) курса (ов) и практик.
Таким образом, при выборе любой формы проведения экзамена по профессиональному модулю необходимо использовать портфолио (см. ниже), состав которого может меняться в зависимости от целей его использования – допуск к экзамену по модулю или форма проведения экзамена.
Портфолио может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом портфолио будет содержать документы, подтверждающие результаты текущего контроля результатов освоения дисциплины, МДК и/или результаты предшествующих промежуточных аттестаций, если дисциплина или МДК изучаются не один семестр. Принципы использования портфолио будут аналогичны изложенным далее в связи с экзаменом по ПМ.
Портфолио является оптимальным типом задания для экзамена по ПМ в тех случаях, когда выполнение проекта (см. п. 5 данной таблицы) по ПМ нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему, а объем ПМ велик и оценить его освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь и сейчас» невозможно. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса, например, на электронных носителях.
В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена будет сведена либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом (обучающимся). В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В зависимости от выбранной процедуры, необходимо разработать требования к оформлению и (или) защите портфолио.
В качестве примерного минимального переченя документов портфолио можно использовать содержание в п. 8.5 ФГОС НПО, СПО.
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Проект также может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом темы могут выбираться более простые по сравнению с темами для экзамена по ПМ в целом.
Проект может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует помнить, что его содержание должно быть связано с целевым заказом работодателей, опираться на опыт работы на практике, отражать уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть практические задания, которые студент может выполнить под непосредственным наблюдением экспертов.
Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите структурные элементы контрольно-оценочных средств.
2. Опишите алгоритм разработки контрольно-оценочных средств.
3. Перечислите типы заданий и охарактеризуйте их.
[1] Концепция и методика разработки контрольно-оценочных средств, ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
[2] Наиболее распространенный и общепонятный пример – экзамены в автошколе. Требования безопасности требуют проверки знаний аттестуемых по правилам дорожного движения с помощью специальных тестов-тренажеров, умений проводить основные манипуляции за рулем (задания на площадке). И только после этого испытуемый допускается к основному экзамену – вождению по городу, где и проявляются все его знания, умения плюс готовность действовать в реальной дорожной ситуации, что и становится подтверждением квалификации водителя.
[3] Соотношение заданий, проверяющих усвоение теоретических понятий, когнитивные умения (знания), умения и их количество, достаточное для аттестации каждого обучающегося по дисциплине, междисциплинарному курсу, устанавливается разработчиками с учетом принципа дидактической целесообразности.