Что такое корыстолюбие в православии

Корыстолюбие

Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть фото Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть картинку Что такое корыстолюбие в православии. Картинка про Что такое корыстолюбие в православии. Фото Что такое корыстолюбие в православииКорыстолюбие – это качество личности, обычно определяемое как негативное проявление избыточной страсти к приобретению, накопительству и получению любой материальной или моральной, а также общественной выгоды. Жадность, корыстолюбие в некотором роде являются синонимичными, только жадность более пассивна в своём проявлении за счёт того, что ужимает, прячет своё и не даёт чрезмерно пользоваться другим. Корыстолюбие более активно и предполагает непосредственную поведенческую активность с целью получения денег любым путём.

Люди с развитой чертой корыстолюбия удовлетворяют свои прихоти, не сильно заботясь о нуждах окружающих. На определённом этапе развития, когда данная черта становится ведущей, у человека исчезают дружественные и интимные связи как таковые, а присутствует рассмотрение других людей только с корыстной точки зрения и поиска как их можно использовать если не для прямого обогащения, то для построения репутации или карьеры.

Значение слова

Понимание, что значит корыстолюбие возможно с нескольких позиций, куда относится наиболее распространённое употребление данного термина и духовный аспект, где уже такая личностная черта является не просто описательной, а приравнивается к греховным. В любом варианте корыстолюбие в прямом его значении рассматривается, как тяга человека к деньгам, а потом уже сюда добавляются контексты других материальных или статусных благ. Может проявляться в жизненной стратегии делать что-либо и прикладывать хоть какие-то усилия, только если видится личная выгода и польза, в противном случае такие личности не начинают заниматься никакой деятельностью, а свои непосредственные обязанности выполняют недостаточно качественно.

Социальная сторона данного вопроса в неспособности к установлению каких-либо значимых отношений, а рассматривает окружающих только как способ достижения своих благ.

Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть фото Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть картинку Что такое корыстолюбие в православии. Картинка про Что такое корыстолюбие в православии. Фото Что такое корыстолюбие в православии

Характерным является теплота и участие тогда, когда вы можете помочь корыстолюбцу и полное равнодушие, когда вопрос находится за пределами вашего влияния. При этом если такому мешать в достижении его целей, то есть риски того, что он переступит через любые значимые отношения, не посмотрит на эмоциональное и материальное состояние другого и продолжит двигаться к собственной цели.

Являясь действенным проявлением личности, корыстолюбие способно затуманивать разум, опуская человека на животный уровень, где наиболее главным было обеспечение материального достатка для дальнейшего выживания не только индивидуума, но и всего рода. В современном мире потребления стремление накопить запасы для выживания трансформировалось в бездумное накопительство, где только вещественные доказательства являются показателем статуса и приравниваются к счастью. Это своеобразная ловушка, поскольку, чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из ситуации, тем больше он теряет духовное, т.е. становится менее счастливым, но не замечает истинной причины бедствий.

Корыстолюбие, стремление к наживе, жадность – это всё проявления одного и того же человеческого качества с разницей в том, насколько в грубой форме это позиционируется. Так можно сказать, что корыстолюбие более интеллигентно, чем стремление к наживе (она близка к самому низкому уровню развития). Для индивида это может быть полезным качеством, негатив от которого придёт только со временем, но вот окружающие чувствуют фрустрацию в первые минуты взаимодействия с таким человеком.

Что это за грех

Во многих религиях грех корыстолюбия считается одним из самых тяжёлых и приводящих к другим грехам, поэтому такая личностная черта рассматривается с духовной точки зрения более пристально, чем с общечеловеческой и психологической. Синонимично данному понятию в церковных текстах сребролюбие и алчность. Являясь одним из проявлений жадности, корыстолюбие занимает особое место в рассмотрении святых писаний и проповедях духовенства, поскольку именно отвлечение на материальное всё больше отдаляет человека от духовного.

Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть фото Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть картинку Что такое корыстолюбие в православии. Картинка про Что такое корыстолюбие в православии. Фото Что такое корыстолюбие в православии

В православии считается, что первоначальная тяга человека к обогащению, его стремление получить выгоду любым путём, игнорируя при этом других, в итоге способна приводить к тому, что душа отворачивается от церкви и от бога. По некоторым текстам писания получается, что именно любовь к деньгам и другим материальным благам рождает остальные грехи. Святые отцы различают несколько проявлений, сюда относят алчность, мздоимство, жадность и прочее, что только рассматривает различные пути достижения выгоды. В одних вариантах это будет через установление налогов и податей, вымогание подарков и манипуляцию ради достижения своего, в других вариантах возможны обманы и предательства.

Корыстолюбие приводит к другим грехам, поскольку это черта личности, а значит, червоточина зарождается внутри и потом влияет на всю душу и жизнь человека. Это злые мысли, являющиеся причиной и источников негативных поступков. Первоначальная зависть другим и желание обладать благами приводит к воровству и пожеланию худшей судьбы людям. В крайних вариантах возможны преступления всех заповедей, ведь люди соблазняют чужих жён ради получения гонорара и убивают за вознаграждение. Чем сильнее человек допускает в свою душу негатив и корыстолюбие, тем больше разрушается его жизнь и быстрее он отдаляется от бога.

Для преодоления греха многие рекомендуют убрать подальше все соблазны, ведь легче не хотеть ничего материального находясь далеко в горах или в глубине леса, чем посреди мегаполиса, весь внешний вид которого построен с учётом того, чтобы человек максимально много покупал и желал. Но это временно и сами святые отцы говорят о том, что необходимо учиться смирению и выделять главные, духовные ценности, находясь среди соблазнов внешнего мира.

Проблема корыстолюбия

На данный момент существует серьезная проблема не столько обнаружения корыстолюбия, поскольку оно пусть даже в незначительной мере присуще каждому, сколько уменьшения пагубного влияния этой личностной черты на индивидуальную жизнь и изменение мира вообще.

Наиболее серьёзное негативное воздействие проявление корыстолюбия, например, оказывает на семейные отношения, распадающиеся как только хотя бы у одного из супругов появляется необходимость использования другого для достижения какой-либо выгоды, а не только для совместного духовного развития. Конечно, этот элемент невозможно исключить полностью, потому что женщина будет ждать от мужчины обеспечения семьи и будущих детей, мужчина в свою очередь может хотеть рациональной экономии средств, возложив это на женщину. Но только совместное ведение быта и предоставление помощи любимому созданию является совершенно иным, чем ситуации, когда один из супругов остаётся, потому что негде жить или чтобы получить финансовую поддержку, или же ожидает окончания обучения или получения обещанного гонорара.

Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть фото Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть картинку Что такое корыстолюбие в православии. Картинка про Что такое корыстолюбие в православии. Фото Что такое корыстолюбие в православии

При чрезмерной активизации корыстолюбия человеком завладевает алчность, относящаяся к патологическому спектру, когда человек не замечает ничего вокруг, а желание получения чего-то становится неконтролируемым. Всё чаще люди обращаются с подобной проблематикой в психоневрологические стационары, поскольку воспитание строится на достижении, оценка общества напрямую стала зависеть от достатка, даже положение в социальной группе детского сада зависит от наличия определённых вещей. Самооценка и восприятие мира намертво спаиваются с материальными категориями, что в итоге приводит к маниакальной увлечённости добыванием. Служители церкви в своих проповедях все больший акцент делают на духовности, а не так рьяно достигать успеха в материальном. Это обусловлено резкой переориентацией общества с моральных и ценностных устоев на попытку везде найти личную выгоду.

Проблема внутриличностного конфликта касается каждого человека, независимо от религии и влияния его поведения на мир, ведь если не заниматься достижением материальных благ, то существованию очень быстро наступит конец. С другой стороны жизнь теряет всякий смысл, когда человек всё своё внимание сосредотачивает только на поиске выгоды. Умение найти грань, когда все потребности будут удовлетворены, а отношения не будут разрушены, является удивительным искусством, которому не учат, но возможно овладеть, если чувствовать себя.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Корыстолюбие

Торжество над корыстолюбием тому, кто презирает деньги. (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).

Корыстолюбие легче преодолеет не тот, кто вращается среди мира, но тот, кто пребывает в горах; первый легко и побеждается им, а побежденного корыстолюбием надо причислять к идолослужителям (см.: Кол. 3, 5 ). Последний, если имеет деньги. с охотою отдаст все, между тем как первый не только оставит их без внимания, но и обидит не меньше чужих. (свт. Иоанн Златоуст, 44, 110–111).

С корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия, и чем кто более собирает богатства, тем более усиливается и эта болезнь (свт. Иоанн Златоуст, 49, 51). Источник.

Кто желает Царства Небесного, тот смеется над корыстолюбием (свт. Иоанн Златоуст, 50, 98).

Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести (свт. Иоанн Златоуст, 50, 887).

Не станем оплакивать того, кто уже умер, но будем оплакивать хищника, корыстолюбца, сребролюбца, ненасытного. Зачем плакать об умерших, которым нельзя уже принести никакой пользы? Будем плакать о тех, для которых еще возможна перемена (свт. Иоанн Златоуст, 52, 714). Источник.

. Глаза корыстолюбца не успокаиваются дотоле, пока не похитят у других всего, потому что смотрят не по-человечески, но по-зверски (свт. Иоанн Златоуст, 53, 90). Источник.

. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему, и родному, не стыдясь самой природы (свт. Иоанн Златоуст, 53, 91).

Корыстолюбие есть тление – и такое тление, которое ужаснее всех видов тления: оно ведет к идолослужению (свт. Иоанн Златоуст, 54, 217). Источник.

Нажил ли ты богатство за счет кого-нибудь? Нажитое потратится, а корыстолюбие останется при тебе (свт. Иоанн Златоуст, 54, 217). Источник.

. Нет столь бесчувственного, как корыстолюбец; он враг вселенной; он досадует, что существуют (другие) люди; он желает, чтобы везде была пустыня и чтобы он один обладал всем, и многое подобное он думает (свт. Иоанн Златоуст, 54, 306). Источник.

Кто у другого отнимает деньги и ввергает его в нищету, тот себя предает смерти; другого в этом мире изнуряет нищетою, а себе приготовляет вечное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 54, 747).

Не хуже ли, скажи мне, всякого одержимого горячкой преданный страсти корыстолюбия или сладострастия? Не нечистее ли он всякого такого, совершая и допуская все постыдное? Что может быть отвратительнее корыстолюбца. Он и раболепствует пред теми, пред кем не следует, и бывает дерзок там, где не следует, и никогда не держит себя ровно: часто людям порочным, неблагонамеренным, развратникам, которые гораздо хуже и ничтожнее его, он угождает и льстит, а других, благородных и вполне добродетельных людей, поносит и оскорбляет (свт. Иоанн Златоуст, 55, 140).

. Чистых мыслей, когда они не доставляют денег, не допускают, а мыслей грязных и действительно звероподобных держатся из-за денег и бесстыдно усвояют их, погубляя таким образом красоту души своей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 141).

Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым; и хотя бы ты немного приобрел от неправды, она заквашивает все твое имущество. Вот почему часто немногое, внесенное худо, лишает многого, собранного хорошо. Но почему, скажешь, когда обогащающихся корыстолюбием много, они не терпят одного и того же наказания? Непременно потерпят. если же теперь они и избегнут наказания, то тем более бойся тогда, потому что они соблюдаются для большего наказания (свт. Иоанн Златоуст, 55, 591–592). Источник.

Что может быть несчастнее корыстолюбца? Кроме того, что он губит душу свою, он и тело изнуряет бесчисленными заботами и лишается и наслаждений, и удовольствий, и чести, и всякой славы. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 594). Источник.

Когда мы, имея повеление давать другим свое собственное, похищаем чужое, то какая остается нам надежда спасения? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 598).

. Если узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения, не может достигнуть очищения своих пороков. (прп. Иоанн Кассиан, 56, 90).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Часть 7. Сребролюбие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Культ золотого тельца

Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть фото Что такое корыстолюбие в православии. Смотреть картинку Что такое корыстолюбие в православии. Картинка про Что такое корыстолюбие в православии. Фото Что такое корыстолюбие в православии

Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.

Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.

Почему тяжело спастись богатому?

Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).

Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.

Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.

В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.

В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».

В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».

Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.

Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.

Не очерстветь сердцем

Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.

Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.

Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что нам пить?” или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».

Сребролюбие и другие грехи

Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.

Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.

На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.

У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:

И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:

И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.

«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».

Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.

Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.

В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.

У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.

Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Борьба с любостяжанием

Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:

– милосердие к бедным, нуждающимся;

– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;

– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.

Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).

Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.

Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *