Что такое корабельная роща
Корабельная роща
КОРАБЕ́ЛЬНАЯ РО́ЩА — лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, используемых в судостроении. Первонач. так наз. участки леса, служившие при Петре I для кораблестроит. нужд. Сохранившиеся остатки этих рощ в нач. 1900 превращены в заповедники: Шипов лес и Хреновский бор к В. от Верх. Дона, Теллермановская роща в Воронежской обл., К. Р. близ Зеленогорска в Ленингр. обл.
Корабельная роща. Худ. И. И. Шишкин. 1898
Смотреть что такое «Корабельная роща» в других словарях:
Линдуловская роща — Линдуловская роща … Википедия
Теллермановская роща — Координаты: Координаты … Википедия
Линдулова Роща — Линдуловская роща государственный природный ботанический заказник. 60.236736, 29.53668360°14′12.25 … Википедия
Линтуловская роща — Линдуловская роща государственный природный ботанический заказник. 60.236736, 29.53668360°14′12.25 … Википедия
Нижнекамск — Город Нижнекамск Түбəн Кама Флаг Герб … Википедия
Иван Иванович Шишкин — Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия
Иван Шишкин — Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия
Шишкин, Иван — Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия
Шишкин Иван Иванович — Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия
Картина Шишкина Иван Ивановича «Корабельная роща»
И.И. Шишкин, написавший картину Корабельная роща – один из известнейших отечественных художников, живший во второй половине XIX в. Больше всего он знаменит своими пейзажами – красочными, и вместе с тем, реалистичными. Художника отличило удивительные для этой профессии познания в области анатомии растений, особенностей почв и рельефа, отчего на его картинах живая природа изображалась с почти фотографической точностью. Знаменитая картина «Корабельная роща» — яркий пример его творчества, воплотивший все лучшее в художественном мастерстве автора.
Автор
Иван Иванович Шишкин (р. 13.01.1832 – ум. 8.03.1898) родился в родовитой купеческой семье, в городе Елабуге, Вятской области. Отец его, Иван Васильевич – хлеботорговец, городской глава, уважаемый и чтимый в городе человек. Краткая история его обучения:
Шишкин любил рисовать самые простые сюжеты и пейзажи, не привлекавшие других живописцев – он был убежден, что красоту и гармонию можно отыскать любых явлениях природы – такова и «Корабельная роща». В период обучения художник активно совершенствует свое мастерство, получает серебряные и золотые медали за отдельные этюды и пейзажи. Последний жанр становится главным в творчестве Шишкина. Больше всего ему нравилось работать над изображениями суровых величественных лесов Северной Европы. Как и «Корабельная роща», многие произведения Шишкина воплощает строгую, не слишком яркую и красочную, но невероятно выразительную северную природу.
В первой половине 1860-х годов он путешествует по Европе. Там Шишкин знакомится с именитыми европейскими художниками, обменивается опытом и поражает западных коллег мастерством живописи пером. В 1866-м возвращается в Россию, через два года получает орден Святого Станислава. В 1870-м году Иван Иванович вступает в Петербургский кружок аквафортистов. С 1873-го года – профессор Академии. Руководитель пейзажной мастерской. Скончался Шишкин скоропостижно за мольбертом. Похоронен на Смоленском кладбище.
История картины
«Корабельная роща» — последняя законченная картина Шишкина, своеобразное творческое завещание. Поэтому она менее детализирована, наполнена символизмом и многозначностью. Создана «Корабельная роща» в 1898 г, в год смерти своего создателя. Работа над ней длилась около 3-х лет – первые наброски сделаны в 1895-м. Эту картину Шишкин писал в родной художнику Вятской губернии, она воплощает его детские впечатления. В основу ее легли отдельные этюды родных для Шишкина Камских лесов. Установлено, что «Корабельная роща» изображает сосновый бор, раскинувшийся на северо-западе от Елабуги.
В центре композиции картина располагает любимые автором хвойные деревья, произраставшие в лесах, использовавшихся для снабжения древесиной строящихся кораблей – из них изготавливались крепкие, надежные мачты. Порода, которую изображала «Корабельная роща», отличалась силой, выносливость и упругостью, необходимыми для кораблестроения. Шишкин отлично знал это место, недаром в конце жизни он мысленно возвращается именно сюда. Здесь – истоки мощи русского флота. И именно это место создатель картины Корабельная роща выбрал для воплощения идеи о вечном круговороте жизни и сменяемости поколений. Картина стала одной самых популярных в творчестве Шишкина – с нее чаще других писали репродукции, помещали на марки, использовали копии в качестве элемента домашнего декора.
Описание картины
Рассматриваемая картина – самая большое по размерам произведение Шишкина. «Корабельная роща» имеет параметры 165×252. Неудивительно, что полотно концентрирует в себе все когда-либо использовавшиеся мастером мотивы и большую часть живописных приемов.
«Корабельная роща» венчает все творческое наследие Шишкина, воплощает в себе практически все, что он хотел выразить своим мастерством и уникальным талантом.
На картине «Корабельная роща» – поляна с соснами, освещаемыми ярким летним солнцем. Вековые и молодые, выставленные на первый план и прячущиеся в глубине дальней перспективы, деревья и составляют основной несложный сюжет, который предлагает картина. В центре первого плана композиции «Корабельная роща» ставит овраг, вдоль которого протянуто хрупкое ограждение из веток – ветхий, едва заметный признак цивилизации, наступающей на эти леса. Верхушки самых больших сосен уходят далеко в небо – картина их не вмещает. Молодая поросль скромно приникла с старым стволам, как бы пытаясь вытянуться вслед за ними.
Палитра оттенков, которую Шишкин использует на полотне «Корабельная роща», очень разнообразна, что, в целом, нехарактерно для этого художника. Здесь и ярко-желтый, и разные оттенки зелени, и светло-бежевый, коричневый, песочный тона. Картина словно сияет от разливающегося по ней солнечного света, она полна жизни и энергии. На переднем плане ослепительно светит солнце, но позади – непроглядная мгла, над которой собираются синие тучи. «Корабельная роща» была представлена впервые на 26-й выставке передвижников, проходившей в феврале-марте 1898 г и имела огромный успех как у знатоков, так и у массовой аудитории.
Различия и сходства с картиной «Сосновый бор»
Полотно «Корабельная роща» нередко путают с другой известной картиной, которую тоже создал Шишкин – «Сосновым бором». Однако, между этими произведениями, несмотря на общую схожесть композиции, существует несколько важных отличий. Прежде всего, «Корабельная роща» отказывается от привычного контраста между задним и передним фоном. Шишкин использует здесь иной прием – противопоставление разных объектов – старых и молодых деревьев, как олицетворения прошлого и будущего.
Картина «Сосновый бор» вмещает в себя множество объектов различных размеров, форм, красок – сосны на ней всего лишь часть сюжета, но не центр, заполняющий большую часть пространства. Композиция рассматриваемого здесь полотна проще, «Корабельная роща» не акцентирует даже доли внимания на кустах и пеньках – только деревья. Последние картина изображает ровнее, мощнее, чем «Сосновый бор» — на них Шишкин сконцентрировал все внимание, ничто не отвлекает взгляд от этого величественного зрелища. Картина «Корабельная роща» акцентируется прежде всего на воплощении силы и мощи – без контрастов и мелких деталей, обычно дополняющих пейзажи.
Что хотел сказать автор
Как произведение-завещание, «Корабельная роща» полна философских идей, мыслей и смыслов. Шишкин придерживался принципа неразрывной связи человека и природы, человек – часть, природа – целое. Неброская, холодная красота хвойных лесов отвечала его философскому настроению, которое передает в своей атмосфере «Корабельная роща».
Основные идеи, которые должна была донести картина по замыслу Шишкина:
Мысль эта воплощена в изображении сосен – большие уходят кронами вверх, к солнцу, говоря этим, что прежнее поколение уходит, но плоды его трудов, накопленный опыт возносит его представителей на вершину, с высоты которой их вечно будут помнить.
Молодое же поколение, намекает картина, будет тянуться вверх, следуя по пути ушедшего, стараясь догнать и перегнать их достижения – «Корабельная роща» демонстрирует эту идею изображением молодых сосенок. Символично, на картине «Корабельная роща» что крона вековых деревьев практически закрывает свет маленьким. Эти незамысловатым приемом Шишкин говорит – пока старое не уйдет, молодое не созреет, не войдет в полную силу, будет вечно в тени. Основной лейтмотив сюжета, воплощением которого стала «Корабельная роща» — любование животворящей силой природой, непрерывно воспроизводящей жизнь каждый раз заново, философское размышление над чередованием эпох, постоянной смене старого на новое.
Наконец, картина Корабельная роща – последняя дань Шишкина красотам родных мест, где он вырос, образ которых художник пронес через всю историю своего творчества.
Корабельная роща
О работе:
«Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета — на своем месте. Шишкина часто упрекали в том, что он необыкновенно силён в роли рисовальщика, а как колорист уступает современникам (тому же Куинджи, с которым его часто сравнивали). Своей последней работой художник блестяще опровергает эти мнения.
Мощные стволы сосен, с пятнами тени от раскидистых крон на них, — выписаны любовно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры.
Граница между светом и тенью слегка размыта плывущим и дрожащим в жарком летнем мареве воздухом.
Изгородь, ломаной линией «переправляющаяся» через ручей, косвенным образом вводит человека в пейзаж, таким образом внося в образ мира последнюю полноту.
Молодые сосенки, зелёная трава на поляне, песчаная почва — всё это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Иван Шишкин. Корабельная роща
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.
Иван Шишкин. Корабельная роща
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве.
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
«Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
«Сто великих картин» Н. A. Иoнина, издательство «Вече», 2002 г.
История одного шедевра. «Корабельная роща», Иван Иванович Шишкин
1898г. Холст, масло. Размер: 165х252 см.
Русский музей
«Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Шишкин написал эту картину в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути.
Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном. В картине «Корабельная роща» воплощен практически весь многолетний опыт в изображении родного края.
На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять. Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.
Картина недаром называется «Корабельная роща» — сосны, изображенные на ней, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами.
Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» — это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины — стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания — он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.
На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.
Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов, как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло. »
Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности — волостной старшина, на самом деле — тончайший художник».
О других шедеврах по тегу #album_masterpiece