Что такое копаловый лак
копаловый лак
Смотреть что такое «копаловый лак» в других словарях:
КОПАЛОВЫЙ — КОПАЛОВЫЙ, копаловая, копаловое (спец.). прил. к копал. Копаловый лак. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Лак картинный — (Vernis à tableaux) скипидарный раствор смолы, называемой мастикой (mastix); служит для покрывания картин, писанных масляными красками и выстоявших, по окончании их, до 4 месяцев (теплого времени) или даже не менее десяти месяцев (холодного и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
копаловый — см. копалы; ая, ое. К ая смола. Копа/ловый лак … Словарь многих выражений
Лакирование — или искусство покрывать разного рода предметы лаком (см.), состоит в том, чтобы, во первых, подготовить поверхность, которую хотят лакировать и, во вторых, наложить на нее самый лак. Употребляемые для этого средства и приемы весьма разнообразны и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Масляная живопись — или живопись масляными красками. Начало ее собственно не известно, но приписывалось нидерландским живописцам, братьям Ван Эйкам (1366 1440); во всяком случае, они, были преобразователями современной им техники живописи. В прежнее время… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
копа́ловый — ая, ое. прил. к копал. || Приготовленный из копала. Копаловый лак … Малый академический словарь
Копал — м. 1. Смола тропических деревьев семейства бобовых, применявшаяся для изготовления лаков. 2. разг. Копаловый лак. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Масляные лаки — Содержание 1 Общие сведения 1.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя … Википедия
Корзиночное производство — Корзина была, по видимому, известна всем временам и у всех народов, подобно тому как и теперь мы встречаем изделия, хотя бы и самые грубые, сплетенные из прутьев или камыша, даже у племен, стоящих на самых низких степенях культуры. Как помещение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Копаловый лак
Обыкновенно шеллак удовлетворяет требованиям позолотного дела. Но если отделка предмета должна отличаться особой прочностью, то при золочении употребляют копаловые лаки.
Некоторые сорта копалов (твердые) не растворяются в спирте при обыкновенном давлении, если их предварительно не расплавить. Эта операция требует известного навыка, почему производить ее надо возможно тщательнее. Если расплавленный, а затем охлажденный копал измельчить в тонкий порошок, смешать с отмученным мелом и полученную смесь облить крепким спиртом, то некоторая часть копала растворится. А полученный мел в данном случае предпочтительнее толченого стекла, которое также препятствует слизанию копалового порошка.
Рецепт лака из Вест-индского копала. Составляют смесь из:
— 30 вес. частей 98о спирта
— 5 вес. частей серного эфира и
— 20 вес. частей терпентинного масла;
В жидкости растворяют 30 вес. частей копала.
Растворение производится при незначительном нагревании. Полученная жидкость представляется маслянистой, причем копал даже не разбухает.
Так как в Вест-индском копале встречаются куски совершенно нерастворимые и портящие раствор, то полезно перед измельчением делать пробы на растворимость.
Это производится следующим способом:
Берут наиболее светлые и крупные куски и отрезав от каждого из них по пластинке, помещают каждую в пробирку, наливают в нее вышеуказанную смесь и нагревают. Если растворение происходит в непродолжительное время, то кусок, от которого была взята проба, годен к употреблению.
Доброкачественные куски измельчают в тонкий порошок и растворение производят в стеклянке при слабом подогревании. Полученный лак осветляется совершенно при отстаивании. Одним недостатком его является то, что сделанное им покрытие остается в течение нескольких дней немного липким.
Лучшим, чем предыдущий считается лак, приготовленный по нижеописанному способу. Он имеет достаточную густоту, быстро сохнет на воздухе и недолго остается липким; покрытие, сделанное им, отличается отличной твердостью.
— 50 зол. серного эфира растворяют 4 ¼ зол. камфоры и взбалтывают этот раствор с 17 зол. очень светлого копала, измельченного предварительно в тонкий порошок. Чем лучше произведено измельчение, тем больше растворится копала. Полезно смешивать порошок с отмученным мелом, который позднее оседает на дно и содействует осветлению лака. Когда, после частого взбалтывания, копал отчасти растворится, приливают в стеклянку 17 зол. по возможности чистого спирта и 1 ¼ зол. терпентинного масла. После сильного взбалтывания содержимого стеклянки – лак готов.
Несколько слов о копалах
Посетители моего магазина иногда задают вопрос о мадагаскарском копале, который присутствует в некоторых моих украшениях. Сегодня я расскажу немного о копалах.
Часто для грубых подделок «изделий из янтаря» употребляются просто дешёвые смолы. Их легко узнать: смолы, в отличие от янтаря, обладают несильным «лесным» запахом и мягкостью. Их можно просто поцарапать ногтем, тогда как с янтарем этого проделать невозможно. Отличить поддельный искусственный камень от природного янтаря можно и с помощью обычного 10-ти кратного увеличительного стекла: в смоляной подделке видны характерные волнистые образования, вызванные процессом спекания частиц.
Гораздо труднее отличить от настоящего янтаря подделку из копала – твердой смолы самого разного и малоисследованного происхождения, похожей на янтарь. Стоимость изделий из него обычно несколько ниже, чем у изделий из янтаря, но если подделка идет за натуральный камень, то по ценовому фактору сориентироваться сложно – цена может быть и завышена.
Ископаемый копал является природной смолой, несколько напоминающей янтарь, цвет варьирует от полностью прозрачного до тёмно-бурого, иногда мутноватого оттенка, зачастую содержит включения мелких насекомых, как впрочем, и янтарь. Температура плавления составляет порядка 180—340° и зависит от вида копала, состава его смолы и местности, где он добывается.
Основным копалоносным деревом принято считать белую акацию, которая произрастает в тропических лесах Южной Америки, но данное утверждение будет справедливым только если речь идет о промышленной добыче копала, хотя смола белой акации значительно уступает по многим характеристикам другим сортам копала.
Копал почти так же твёрд, как янтарь, но плавится легче. Положенный на горячую плиту, он выделяет неприятно пахнущие лекарством пары, тогда как пары настоящего янтаря имеют аромат, похожий на гвоздичный. Кроме того, копал не обладает электрическими свойствами янтаря. Большие и красивые куски Занзибарского и Мадагаскарского копалов идут в дело, как и янтарь, к токарям и резчикам. Остальные используются для выделки лака и олиф, особенно копалового лака.
Ост-индийский копал по структуре полностью напоминает занзибарский, но менее тугоплавок, со стекловидным изломом, также растворяется путем кипячения в масле, но основными преимуществами является минимальное присутствие янтарного оттенка и образование более эластичной плёнки при высыхании, что позволяет использовать его для получения масляных лаков высших сортов. Иногда ост-индийский копал встречается под названиями » калькутского « или « бомбейского «, что свойственно для всех копалов, поскольку одно только место добычи ископаемой смолы может сказать опытному мастеру о многом.
Коури-копал — ввозится из Новой Зеландии, с раковистым изломом, как правило, мутновато-белого оттенка, полупрозрачен. Используется в качестве смесей с другими смолами, в лаковом производстве подходит для изготовления матовых лаков, поскольку смола довольно быстро теряет блеск, с легкостью растворяется в маслах, а в некоторых случаях и в холодном спирте.
Если настоящий янтарь был сформирован миллионы лет назад, то такие смолы можно получить прямо сегодня из некоторых деревьев. Поэтому и ценность их намного меньше.
Самостоятельное изготовление лака для икон.
В магазине есть масляные лаки, которые вполне на сегодняшний день подходят для покрытия, после олифления.
Что бы далеко не лазить:
Лак АКО. Лак АКО — это новый материал, разработанный группой сотрудников ВНИИР, возглавляемой В. Ивановой.
Для приготовления лака используют раствор алкидно-силаксановой смолы (АКО) в смеси растворителей — метил-этилкетона с уайт-спиритом (1 : 1). По своим технологическим свойствам раствор этой смолы близок к натуральным масляным лакам. Если нужно увеличить скорость высыхания лаковой пленки, то смолу растворяют в смеси летучих (с низкой точкой кипения) жидкостей. Таковы смеси петролейного эфира с одним из кетонов (ацетоном, метилэтил-кетоном, циклогексаноном, метилцикло-гексаноном) в соотношении 1:1.
Лак удобен в работе, наносится на поверхность тампоном или кистью и выравнивается ладонью руки. Обращение с лаком требует особой аккуратности: посуда, в которой он хранится, должна быть безукоризненно чистой и сухой. Перед покрытием лаком АКО акварельные тонировки должны быть хорошо выдержаны. Для проверки нужно сделать пробное покрытие небольшого участка тонировки, чтобы убедиться в ее прочности. Недопустимо накладывать лак АКО на остатки желтка или на тонировки с желтком на иконе, так как это вызывает побеление лаковой пленки.
Внешне пленка лака АКО очень похожа на олифную или масляно-лаковую пленки. По сопротивляемости к воздействию влаги и засорителям воздуха она превосходит пленки натуральных смоляных лаков (даммары, мастикса и других) и приближается к олифным и масляно-лаковым. Большим преимуществом пленки АКО является ее устойчивость к процессу старения, что значительно увеличивает периоды между реставрациями, а следовательно, уменьшает возможность повреждения живописного слоя произведения.
Пленка лака растворима в пинене, уайт-спирите и кетонах.
.
Про остатки желтка и тонировки желтком не очень ясно.
Нет.Иван,я не про ганозис.
Есть много аналогичных рецептур, например:
Янтарный лак Де-Майерна (начало XVII столетия)
«Взяв наиболее светлый и прозрачный янтарь и обратив его в порошок, извлекают из него красящие и растворимые части повторным промыванием его со спиртом в песчаной бане, причём спирт каждый раз сливается и заменяется новым. Под конец выливают янтарь со спиртом в дождевую воду (или пропускают всю массу через фильтр) и порошок янтаря высушивают на пропускной бумаге в сухом месте. Обработанный таким образом янтарь хорошо растворяется в спиковом масле и даёт великолепный лак, который легко наносится кистью, скоро сохнет и даёт долго сохраняющийся блеск. Растворение янтаря в спиковом масле производится в горшке на умеренном огне, при постоянном помешивании железной палочкой».
Про остатки желтка и тонировки желтком не очень ясно.
Копаловые масляные лаки.
Хотя смоляная пленка летучих лаков тверда, она хрупка, так что в результате изменений атмосферной влажности и температуры она растрескивается и покрывается многочисленными мелкими трещинками. Пленка льняного масла — линоксин весьма эластична и упруга, но слишком мягка, и поэтому малостойка к механическим повреждениям. В результате комбинации твердых смол с эластичными высыхающими маслами получаются масляные лаки, правильнее масляно-смоляные лаки, которые после высыхания дают твердую, эластичную пленку, стойкую к изменениям атмосферных условий. Технически хорошие свойства смол и масел выгодно взаимно дополняются.
При производстве масляно-смоляных лаков смола, в отличие от летучих лаков, растворяется не в растворителе, а в высыхающем масле. Добиться растворения непосредственно можно только при повышенной температуре, достигающей точки плавления смолы. Смола легче растворяется в масле в жидком состоянии. Масляные лаки поэтому изготовляются «варкой». Из мягких смол их можно получить и при нормальной температуре, на холоде; однако в этом случае следует употреблять такой растворитель, в котором растворяется как масло, так и смола. Масляный лак мы затем получаем простым смешиванием раствора смолы с маслом. Масляные лаки, получаемые холодным способом, содержат лишь мягкие смолы, так как твердые смолы ни в одном из известных растворителей непосредственно не растворяются.
Масляные лаки представляют собой густые, светло-желтые, даже темно-коричневые жидкости, которые следует перед употреблением разбавить скипидаром, чтобы их можно было нанести слоем равномерной толщины. Процесс их высыхания, характер которого определяется маслом, протекает значительно сложнее, чем высыхание лаков на летучих растворителях; на него распространяется все, что было сказано о высыхании масел. В результате испарения разжижителя лаковое покрытие сначала сгущается в очень липкую пленку, которая затем высыхает химически в результате окисления и полимеризации. На высыхание каталитически положительно влияют температура, сухость, свет, а в зависимости от обстоятельств — и сиккативы; каталитически отрицательно влияют темнота, влажность, холод и нелетучие остатки разжижителя. По высыхании масляные лаки дают глянцевую и эластичную пленку, стойкую к дождю, морозу и теплу. Ее свойства в немалой степени зависят от соотношения и качества веществ, из которых она состоит. Масляный лак содержит следующие компоненты: смолы (природные или искусственные), высыхающие масла (натуральные или сгущенные), медленно испаряющиеся разжижители и сиккативы.
1. Смолы. Масляные лаки из мягких смол значительно менее стойки, нежели лаки из твердых смол. Самым плохим сортом масляных лаков можно считать лак, содержащий канифоль, растворенную в льняной олифе; этот лак рано выветривается и сильно коричневеет. Значительно лучшими являются лаки из этерифицированной канифоли и полимеризованных масел, которыми в настоящее время удовлетворяется значительная часть потребности в технических лаках. С древесным маслом канифоль дает быстро высыхающие «четырехчасовые» лаки, стойкие во влажной среде, однако они стареют быстрее, чем лаки с полимеризованным льняным маслом. Канифольные лаки прибавляют в копаловые для снижения их стоимости, что следует считать по меньшей мере фальсификацией.
Твердые копалы и янтарь, растворенные в полимеризованном льняном масле, относятся к наиболее стойким лакам вообще. Чаще всего применяемым сырьем для их изготовления является в настоящее время копал конго, который образует светлые лаки и плавится легче, чем занзибарские копалы, дающие темно-коричневые лаки. Точно так же и копалы, получаемые с ныне растущих деревьев, — сиерра-леоне и каури — дают с маслом светлые влагостойкие лаки. Вполне высохшая пленка копалового лака отличается незначительной растворимостью в этиловом спирте, ацетоне и других органических растворителях. В последние годы природные копалы заменяют этерифицированными либо искусственными, которые дают с полимеризованными маслами очень хорошие лаки для технических надобностей.
2. Высыхающие масла. С древнейших времен до недавнего прошлого сырое льняное масло являлось основным материалом при производстве масляных лаков. В последние годы его, однако, заменяют полимеризованным маслом, которое свои хорошие качества (оптическую стойкость и большую эластичность) сообщает лаку. Приблизительно так же давно применяется китайское (древесное) масло; но, с точки зрения живописных техник, широкое применение этого масла нельзя считать положительным фактом, так как оно стареет быстрее полимеризованного льняного масла. Достаточно часто оно выпускается как сополимер с 80% льняного масла.
Ценность масляного лака зависит также от количественного соотношения масла и смолы. В зависимости от того, преобладает ли масло или смола, мы различаем масляные лаки жирные и тощие (сухие).
Жирные лаки, называемые также «наружными», содержат больше масла (как правило, 1,5—2 части на 1 часть смолы). Они лучше всех противостоят воздействиям атмосферы.
Тощие лаки, называемые «внутренними», содержат больше смолы, нежели масла (обычно 0,5 части масла на 1 часть смолы); под открытым небом повреждаются воздействиями атмосферных факторов, однако они стойки в помещении.
Полужирные лаки содержат приблизительно равные количества масла и смолы.
Следовательно, масло не только повышает эластичность лака, но также и его стойкость к атмосферным воздействиям.
3. Разжижители. На заводах разбавляют масляные лаки скипидаром, лаковым бензином (уайт-спиритом) и сольвентнафтой в разных комбинациях и соотношениях. Из всех перечисленных разжижителей хуже всего растворяет копаловые смолы лаковый бензин. Поэтому может случиться, что при дальнейшем разбавлении лака заменителем скипидара, преобладающей составной частью которого является лаковый бензин, из раствора частично выделится смола сначала в виде мути, а позже в виде грязного осадка. Мы уже подчеркивали, что если разбавлять лак непосредственно перед его употреблением, то можно не заметить его мутности, и копал затем выпадет прямо в образующейся пленке, что проявляется в меньшем ее глянце или в ненормально медленном ее высыхании и липкости.
4. Сиккативы. Из сиккативов необходимо упомянуть о растворимых олеинатах и резинатах, в меньшей мере — об окислах. Для технических целей, как правило, комбинируют сочетания двух металлов — кобальта и свинца или кобальта и марганца. С этими сиккативами лаки высыхают за 12 часов. Картинные лаки, однако, не должны были бы вообще содержать никаких сиккативов; более длительное время высыхания возмещается большей прочностью лаковой пленки.
Производство масляных лаков.
На лаковых заводах копалы измельчают в куски одинаковой величины, так как при такой подготовке получаются более светлые лаки, чем из копала, измельченного в порошок, который спекается и пригорает. На днище котла кладут немного канифоли, которая способствует плавлению. Когда смола после длительного нагревания расплавится и перестанет пениться, приливают натуральное или полимеризованное льняное масло, нагретое до 200°С, а затем смесь кипятят до тех пор, пока смола не растворится в масле, при этом температура колеблется в пределах 250—300°С. По охлаждении до 180°С в смесь добавляют растворимые сиккативы, а после дальнейшего снижения температуры — разжижители — скипидар и лаковый бензин (уайт-спирит).
Примером современной заводской продукции могут быть следующие рецепты:
Полужирный копаловый лак:
35 частей копала конго, 28 частей сополимеров льняного и древесного масла, 1 часть линолеата кобальта, 36 частей лакового бензина (уайт-спирита).
Каретный лак*:
20 частей копала конго, 40 частей сгущенного масла, 2 части резината свинца-марганца, 1,4 части резината кобальта, 13,6 части скипидара, 23 части лакового бензина (уайт-спирита).
Тощий копаловый лак:
44 части манильского копала, 22 части льняного масла, 1 часть резината свинца-марганца, 33 части лакового бензина (уайт-спирита).
Внутренний — тощий копаловый лак:
31 часть копала конго, 20 частей сгущенного масла, 0,6 части резината марганца, 0,4 части резината кобальта, 10 частей скипидара, 37 частей лакового бензина.
Приготовлять копаловые лаки в небольших количествах без соответствующего оборудования не удается. Зато мы можго легко приготовлять масляные лаки из мягких смол горячим способом.
Сваренный лак мутен. Его очищают сначала процеживанием, в результате чего удаляются наиболее грубые нерастворившиеся частицы. Мелко диспергированные в лаке частицы удаляют путем длительного отстаивания, фильтрацией под давлением или центрифугированием.
Современные масляные лаки, приготовляемые из высококачественных смол и полимеризованного льняного масла с небольшой добавкой кобальтового сиккатива, намного качественнее прежних лаков из натурального льняного масла со свинцовыми сиккативами. Несмотря на это, нельзя, однако, даже и эти, чрезвычайно стойкие, лаки рекомендовать для покрытия картин, так как они почти нерастворимы. Их можно с успехом применять в качестве связующих, добавляемых при работе в масляные краски, которым они придают глубину, прозрачность и сильный блеск.
* Состав этих лаков приводит инж. К. Грабе в книге «Технология лаков», Прага, 1950.