Что такое конвенция мдп

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Источник

Что такое конвенция мдп

Конвенция в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Конвенции вступила в силу для СССР 8 декабря 1982 года.

Желая содействовать облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами,

Считая, что улучшение условий перевозок является одним из существенных факторов развития сотрудничества между ними,

Высказываясь в пользу упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных, формальностей в области международных перевозок,

Согласились о нижеследующем:

Глава I

Статья 1

При применении настоящей Конвенции:

а) термин «операция МДП» означает перевозку груза от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры, так называемой процедуры МДП, установленной в настоящей Конвенции;

b) термин «ввозные или вывозные пошлины и сборы» означает таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги, сборы и прочие суммы, взимаемые при ввозе или вывозе или в связи с ввозом или вывозом грузов, но исключая суммы и сборы, ограниченные по величине до приблизительной стоимости оказанных услуг;

c) термин «дорожное транспортное средство» означает не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством;

d) термин «состав транспортных средств» означает сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое;

e) термин «контейнер» означает транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление):

i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов;

ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;

iii) специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;

iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой;

v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;

vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра. «Съемные кузова» рассматриваются как контейнеры;

f) термин «таможня места отправления» означает любую таможню Договаривающейся стороны, где для всего груза или части его начинается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП;

g) термин «таможня места назначения» означает любую таможню Договаривающейся стороны, где для всего груза или части его заканчивается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП;

h) термин «промежуточная таможня» означает любую таможню Договаривающейся стороны, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер ввозится или вывозится в ходе операции МДП;

j) термин «лицо» означает как физическое, так и юридическое лицо;

k) термин «тяжеловесные и громоздкие грузы» означает любой громоздкий или тяжелый предмет, который из-за своего веса, размеров или характера обычно не перевозится в закрытом дорожном транспортном средстве или в закрытом контейнере;

l) термин «гарантийное объединение» означает объединение, признанное таможенными органами Договаривающейся стороны в качестве гаранта для лиц, ипользующих процедуру МДП.

b) Область применения

Статья 2

Настоящая Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся стороны или той же самой Договаривающейся стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.

Статья 3

Положения настоящей Конвенции применяются при условии, что:

a) перевозки производятся

i) в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных к перевозке с соблюдением условий, указанных в главе III a); или

ii) в других дорожных транспортных средствах, других составах транспортных средств или других контейнерах при соблюдении условий, указанных в главе III c);

b) перевозки гарантируются объединениями, признанными согласно положениям статьи 6, и должны производиться с применением книжки МДП, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящей Конвенции.

с) Основные положения

Статья 4

Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.

Статья 5

1. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.

2. Однако с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях и, в частности, при наличии подозрения в нарушениях производить в этих таможнях досмотр грузов.

Глава II

Выдача книжек МДП
Ответственность гарантийных объединений

Статья 6

1. Каждая из Договаривающихся сторон может, установив для этого известные гарантии и на известных условиях, предоставлять некоторым объединениям право выдавать непосредственно или при посредстве объединений, являющихся их корреспондентами, книжки МДП и предоставлять гарантии.

2. Объединение может быть признано в данной стране только при условии, что предоставленная им гарантия покрывает также ответственность, принятую им на себя в этой стране в связи с операциями, производимыми с применением книжек МДП, выданных иностранными объединениями, входящими в международную организацию, в состав которой входит и данное объединение.

Статья 7

Бланки книжек МДП, направляемые гарантийным объединениям иностранными гарантийными объединениями, являющимися их корреспондентами, или международными организациями, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов и не подвергаются при ввозе и вывозе каким бы то ни было запрещениям или ограничениям.

Статья 8

1. Гарантийное объединение берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать упомянутые выше суммы в порядке солидарной ответственности совместно с лицами, с которых причитаются эти суммы.

2. В тех случаях, когда законами и правилами той или иной Договаривающейся стороны не предусматривается уплата ввозных или вывозных пошлин и сборов, как предусмотрено выше, в пункте 1, гарантийное объединение обязуется на подобных же условиях уплатить сумму, равную сумме ввозных или вывозных пошлин и сборов и любых процентов за просрочку.

3. Каждая Договаривающаяся сторона должна устанавливать максимальный размер сумм, уплаты которых по одной книжке МДП можно требовать от гарантийного объединения на основе положений вышеприведенных пунктов 1 и 2.

4. Гарантийное объединение становится ответственным по отношению к компетентным органам страны, в которой расположена таможня места отправления, с момента принятия книжки МДП данной таможней для оформления. В следующих странах, по территории которых продолжается перевозка грузов с соблюдением процедуры МДП, эта ответственность начинается с момента ввоза грузов или, если операция МДП приостанавливается в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 26, с момента принятия книжки МДП для оформления таможней, в которой операция МДП возобновляется.

5. Гарантийное объединение несет ответственность не только за грузы, перечисленные в книжке МДП, но также за любые грузы, которые, не будучи перечисленными в этой книжке, находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства или запломбированном контейнере. Объединение не несет ответственности ни за какие иные грузы.

6. В целях определения сумм пошлин и сборов, упомянутых в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, данные, касающиеся грузов, вписанные в книжку МДП, будут признаваться действительными, поскольку не будет доказано противное.

7. Когда наступает срок платежа сумм, упомянутых в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, компетентные органы должны, по мере возможности, требовать уплаты этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению.

Статья 9

1. Гарантийное объединение устанавливает срок действия книжки МДП, указывая дату его окончания, после которой книжка не может быть представлена в таможню места отправления для ее таможенного оформления.

2. Если книжка была принята для оформления таможней места отправления в последний день срока ее действия или до этой даты, как это предусмотрено в пункте 1 настоящей статьи, книжка действительна до завершения операции МДП в таможне места назначения.

Статья 10

1. Таможенное оформление книжки МДП может быть произведено с оговорками или без оговорок; если сделаны оговорки, то они должны, относится к фактам, связанным с самой операцией МДП. Эти факты должны быть отмечены в книжке МДП.

2. Если таможенные органы той или иной страны оформили книжку МДП без оговорок, они не могут больше требовать от гарантийного объединения уплаты сумм, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 8, за исключением случая, когда свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом.

Статья 11

1. В случае неоформления книжки МДП или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы не будут иметь права требовать от гарантийного объединения уплаты сумм, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 8, если в продолжение годичного срока, считая с даты принятия книжки МДП для оформления этими органами, они не уведомили письменно гарантийное объединение об отказе в таможенном оформлении или об оформлении с оговоркой. Это положение применяется также в случае таможенного оформления, полученного противозаконным или обманным образом, однако в таком случае срок устанавливается в два года.

2. Требование об уплате сумм, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 8, препровождается гарантийному объединению не ранее, чем через три месяца со дня уведомления этого объединения об отказе в таможенном оформлении книжки, о ее оформлении с оговоркой или об оформлении, полученном противозаконным или обманным образом, или не позднее, чем через два года, считая с того же самого дня. Однако, что касается дел, переданных на рассмотрение суда в течение указанного выше двухлетнего срока, требование об уплате препровождается в течение одного года со дня вступления в силу судебного решения.

3. Для уплаты требуемых сумм гарантийное объединение располагает трехмесячным сроком, считая с даты направленного ему требования об уплате. Уплаченные суммы будут возвращены объединению, если в течение двух лет, следующих за датой предъявленного ему требования об уплате, таможенным органам будут представлены убедительные доказательства того, что в отношении данной перевозки не произошло никаких нарушений.

Глава III

Перевозка грузов с применением книжки МДП

а) Допущение к перевозке транспортных средств
и контейнеров

Статья 12

Для того чтобы подпадать под действие положений разделов а) и b) настоящей главы, каждое дорожное транспортное средство должно отвечать в отношении своей конструкции и своего оборудования условиям, приведенным в приложении 2 к настоящей Конвенции, и должно быть допущено к перевозке в соответствии с процедурой, предусмотренной в приложении 3 к настоящей Конвенции. Свидетельство о допущении должно соответствовать образцу, приведенному в приложении 4.

Статья 13

1. Для того чтобы подпадать под действие положений разделов а) и b) настоящей главы, контейнеры должны быть сконструированы в соответствии с условиями, определенными в части I приложения 7, и должны быть допущены к перевозке в соответствии с процедурой, установленной в части II этого же приложения.

2. Контейнеры, допущенные к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров, 1956 года, вытекающими из нее соглашениями, заключенными под эгидой Организации Объединенных Наций, Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров, 1972 года, или любыми международными актами, которые могут заменить или изменить эту последнюю Конвенцию, рассматриваются как соответствующие положениям вышеприведенного пункта 1 и должны приниматься к перевозке с соблюдением процедуры МДП без нового допущения.

Статья 14

1. Каждая Договаривающаяся сторона оставляет за собой право не признавать действительность допущения дорожных транспортных средств или контейнеров, которые не отвечают условиям, изложенным выше, в статьях 12 и 13. Тем не менее Договаривающимся сторонам не следует задерживать перевозку, когда обнаруженные неисправности незначительны и не создают возможностей для контрабанды.

2. Перед новым использованием для перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами любое дорожное транспортное средство или контейнер, не удовлетворяющие более условиям, которые послужили основанием для их допущения, должны быть либо приведены в первоначальное состояние, либо быть вновь подвергнуты процедуре допущения.

b) Процедура перевозки с применением книжки МДП

Статья 15

1. При временном ввозе дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, используемого для перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП, не требуется специального таможенного документа. Для дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера никаких гарантий не требуется.

2. Положение пункта 1 настоящей статьи не препятствуют Договаривающейся стороне требовать выполнения в таможне места назначения формальностей, предусматриваемых ее национальными предписаниями, для обеспечения того, чтобы после окончания операции МДП дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер были вывезены.

Статья 16

Когда операция МДП производится дорожным транспортным средством или составом транспортных средств, на них должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью «TIR», отвечающие требованиям, приведенным в приложении 5 к настоящей Конвенции; одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств. Эти таблички должны быть помещены таким образом, чтобы они были хорошо видны, и должны быть съемными.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *