Что такое концептуальные основы
Что такое концептуальная основа?
Концептуальная основа или теоретическая основа называется сбором, систематизацией и изложением основных понятий для развития исследования, будь то в научной области или в области гуманизма. Таким образом, подразумевается, что концептуальная основа является частью исследовательской работы или тезиса.
Концептуальная основа позволяет, с одной стороны, направлять поиски исследователя и определять необходимую методологию. С другой стороны, это позволяет установить минимальное согласие между исследователем и читателем в отношении языка и используемых понятий.
Как правило, концептуальная или теоретическая основа представляется в исследовательской работе в виде главы или раздела и представляет собой отправную точку для работы. Однако в некоторых методологиях концептуальная основа не идентифицируется и не подвергается дискриминации, а раскрывается как часть введения.
Функции концептуальной основы
Характеристики концептуальной или теоретической основы
Элементы концептуальной основы
Структура концептуальной или теоретической основы может варьироваться в зависимости от характера исследования и методологии. В общих чертах некоторые элементы выделяются. Посмотрим.
Как сделать концептуальную основу
Чтобы разработать хорошую концептуальную основу для строгой академической или исследовательской работы, необходимо выполнить несколько важных шагов.
Пример концептуальной или теоретической основы
ГЛАВА I: ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ)
Мы приведем фрагмент в качестве примера написания концептуальной основы:
Вербальное общение: что это такое, типы, примеры, характеристики и элементы
Planisphere: что это такое, образы, элементы, которые его составляют
Элементы коммуникации (что это такое, понятие и определение)
Концептуальные основы МСФО: как их применять?
«Практическая бухгалтерия», 2014, N 11
Некоторые МСФО содержат ссылку на Концептуальные основы. Теперь текст этого документа на русском языке размещен на сайте Минфина России. Но в состав МСФО он не входит. Концептуальные основы обладают статусом, подобным Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В чем различия между ними?
Во многих международных стандартах финансовой отчетности упоминается документ «Концептуальные основы составления финансовой отчетности» (IFRS Foundation). Он принят с 2010 г. и заменил собой Концепцию подготовки и представления финансовой отчетности. Между тем ни первый, ни второй документ в систему МСФО не входит. Об этом сообщается в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (п. 7). К тому же состав международных стандартов в целях их применения на территории Российской Федерации определен в п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107. В соответствии с ним Концептуальные основы также не получили статуса неотъемлемой части международных стандартов и разъяснений к ним.
В чем же значение этого документа, на первый взгляд вспомогательного?
Назначение Концептуальных основ
Концептуальные основы содержат принципы, лежащие в основе подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей.
Концептуальные основы не устанавливают нормы по конкретным вопросам оценки или раскрытия информации. Ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Назначение этого документа состоит в том, чтобы содействовать:
Кредиторы более всего нуждаются в информации, которая поможет им оценить перспективы будущих чистых поступлений денежных средств в организацию. А вот руководству нет необходимости полагаться на финансовые отчеты общего назначения, поскольку оно может получить необходимую информацию из внутренних источников (п. п. OB3, OB9 Концептуальных основ).
В Концептуальных основах последовательно рассмотрены следующие вопросы:
Аналогичные функции в системе российских стандартов бухгалтерского учета выполняет Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Российская Концепция (п. 2.2) тоже призвана:
Чем финансовая отчетность отличается от бухгалтерской
Назначение бухгалтерской отчетности гораздо шире. Она призвана служить основой для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Понятно, что налоговые органы используют ее не в целях предоставления налогоплательщикам ресурсов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Отсюда вы можете сделать вывод, в каких случаях актуально составление отчетности по МСФО. Хотя в России такую обязаны представлять общественно значимые организации, причем их круг определен законодательно (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).
Уместно добавить, что любая отчетность, будь то финансовая или бухгалтерская, обладает прогнозной силой, если за ней стоит большое количество разнонаправленных фактов хозяйственной жизни. Тогда они в совокупности формируют устойчивый «экономический портрет» компании, опирающийся на статистические данные. Если же сделки вашей компании носят эпизодический характер, то о стабильных денежных потоках говорить не приходится и основой для принятия решений такая отчетность служить не может.
На заметку. Информация о финансовых результатах помогает пользователям понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов (п. OB16 Концептуальных основ).
Практическое значение Концептуальных основ
а) требованиям МСФО, затрагивающим аналогичные и связанные вопросы;
б) определениям, критериям признания и концепциям оценки активов, обязательств, доходов и расходов, представленным в Концептуальных основах;
в) национальным стандартам бухгалтерского учета, опирающимся на МСФО, прочей литературе по бухгалтерскому учету и принятой учетной практике.
Сравниваем Концептуальные основы с российской Концепцией
Такой вывод, неожиданный и для автора, вынуждает нас сопоставить определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, представленные в Концептуальных основах и в российской Концепции, тем более что последняя была издана довольно давно. Облегчает нашу задачу то, что в названной части содержание Концептуальных основ соответствует формулировкам 1989 г.
Сопоставление произведено при помощи таблицы. Пожалуй, определения из Концептуальных основ представляются более доступными для понимания. Например, по мнению автора, «ресурс» предпочтительнее «хозяйственных средств».
Определения объектов бухгалтерского учета
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
Концептуальные основы составления финансовой отчетности
Хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем
Ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущих экономических выгод в организацию
Существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов
Существующая обязанность организации, возникающая в результате прошлых событий, погашение которой, как ожидается, приведет к выбытию из организации ресурсов, содержащих экономические выгоды
Вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. Рассчитывается как разница между активами и обязательствами
Остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств
Концептуальные основы более подробно характеризуют указанные объекты. В частности, из российской Концепции неясно, должны ли в отношении актива соблюдаться все условия, перечисленные в ее п. 7.2.1. Но из п. 4.10 Концептуальных основ очевидно, что достаточно соблюдения какого-либо одного, причем сам их перечень не является исчерпывающим.
А в отношении обязательств Концептуальные основы (п. 4.16) разъясняют, что обычно они возникают исключительно в случае поставки актива или заключения организацией не подлежащего расторжению соглашения о его приобретении. В последнем случае безотзывный характер соглашения означает, что экономические последствия невыполнения обязательств (скажем, ввиду наличия существенного штрафа) практически или совсем не оставляют организации возможности избежать оттока ресурсов к другой стороне. Любопытно, что организация может признать в качестве обязательств будущие скидки с объема ежегодных покупок (п. 4.18 Концептуальных основ).
В отношении собственного капитала Концептуальные основы (п. 4.20) подчеркивают, что он может быть разделен на определенные подклассы в бухгалтерском балансе. Что мы и наблюдаем в наших балансах. К таким подклассам относятся уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.
Новый уровень понимания
В целом Концептуальные основы написаны не менее доходчиво, чем российская Концепция. А понятия и критерии они раскрывают более подробно.
Так, п. 4.45 Концептуальных основ проливает новый свет на свойства объектов бухгалтерского учета. А именно: актив не признается в бухгалтерском балансе в случае понесения затрат, в связи с которыми поступление в организацию экономических выгод за рамками текущего отчетного периода не рассматривается как вероятное. Вместо этого такая операция приводит к признанию расходов в отчете о прибылях и убытках.
А п. 4.51 Концептуальных основ позволяет глубже понять п. 19 ПБУ 10/99. Базовый тезис нам знаком: если экономические выгоды ожидаются на протяжении нескольких отчетных периодов, а связь с доходами может быть установлена лишь приблизительно или косвенно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании процедур систематического и рационального распределения. А вот комментарий к нему оказывается неожиданным: такая необходимость обычно возникает при признании расходов, связанных с использованием таких активов, как основные средства, положительная деловая репутация, патенты и торговые марки; в подобных случаях расходы трактуются как «амортизация». За ним следует уточнение: данные процедуры распределения направлены на признание расходов в тех отчетных периодах, в которых потребляются или утрачиваются экономические выгоды, связанные с такими активами. А мы-то в простоте душевной увязываем подобные распределения преимущественно со стоимостью «расходов будущих периодов»!
Пункт 4.39 Концептуальных основ фактически подводит нас к идее двойной записи. В нем разъяснено: взаимосвязь между элементами отчетности означает, что объект, удовлетворяющий определению и критериям признания определенного элемента, например актива, автоматически требует признания другого элемента, например доходов или обязательства. А ведь многие специалисты полагают, что МСФО двойной записи не требует. Оказывается, что это не так.
В п. 4.55(d) Концептуальных основ мы обнаружим определения дисконтированной стоимости, которых нам так недостает. Заодно пояснено и экономическое содержание дисконтирования. Посудите сами. Оценки по приведенной стоимости подразумевают, что:
«Понятие концепции и концептуальных основ образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие концепции и концептуальных основ образования
До конца XVIII и даже до 20-х годов XIX века понятие концепция вообще не употреблялось. Вместо него использовалось понятие теория, теоретическая идея. Эти два понятия считались синонимами. Потом появились различия.
В настоящее время понятие «концепция» имеет несколько вариантов смысловых значений, возникших на основе теоретического и практического освоения мира.
По толковому словарю Ожегова термин концепция (лат. – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, системный замысел, руководящая идея [14].
По мнению Шмырева Н.А., Губанова М.И. концепция – это логическая последовательность, связанность понятий теории или уровень понятийной проработанности содержания теории. Если иерархия основных понятий или концептов теории выстроена достаточно точно, то можно говорить о её концептуальной зрелости [27].
Здесь понятия «концепция» и «теория» практически тождественны, потому что теория – это тоже логически последовательная связь понятий.
Начиная со второй половины XIX века, понятием «концепция» стали обозначать различные этапы формирования теории или теоретического мышления, вкладывая в него разное содержание.
Крецан З.В. считает, что концепция – это основной замысел исследования (на базе осознания проблемы), ведущий к построению гипотезы и теории. Данная сторона развития теории и сейчас сохраняется в понятии концепции. Иными словами, чтобы построить какую-то концепцию, необходимо, прежде всего, понять её ведущий замысел на основе проблемы. А проблема – это знание об определённом незнании. Замысел осознаётся тогда, когда осознается проблема. А проблема связана с потребностью, т.е. с нуждой в её решении. Проблема – выражение потребности; она столкновение противоречия знания и незнания. Вопрос – это еще не проблема. Вопрос бывает и риторическим, в котором уже заранее заключен ответ. Осознанный проблемный замысел называют в этом смысле концепцией, хотя здесь только начало ее становления [10].
По мнению Л.М. Фридмана концепция – это определённый подход, основание выбора направления(ий) исследовательской или иной деятельности, реализации замысла. Здесь уже начинается методология осуществления концепции, потому что подход, способ действия – это уже и осознание метода действия. Данное понимание концепции сохраняется и сейчас, когда мы говорим о выборе основных направлений деятельности, основных направлений реализации своего замысла. Эти направления мы должны четко фиксировать при разработке концепции предмета, концепции развития школы, системы образования и т.д. [23].
В настоящее время во многих сферах деятельности концепцией стали называть целостное, упорядоченное, осмысленное знание о любом сложном предмете или системе, о тенденциях и направлениях его (её) развития, основных способах, этапах его (её) теоретического и практического освоения. Следовательно, по смыслу теперь понятие «концепции» шире понятия «теории». В объём этого понятия (концепции) включается и целостное знание об этапах, этапных средствах управляемого преобразования предмета или системы для достижения ряда поставленных целей. Поэтому понятие «концепции» легко сопрягается с понятием «реформы» какой-либо системы, стратегией и тактикой ее реализации. Cейчас строятся концепции применительно к любым областям сложной деятельности: концепция организационной деятельности, управленческой деятельности, образовательной деятельности или системы, концепция какой-либо реформы, которая проводится в стране и т.д. Как правило, такие сложные системные концепции строятся на базе множества теорий, а не одной теории, то есть они обобщают в себе сложную систему знания и опыт практического управления этими большими системами [9].
Итак, переход к концепции или хотя бы осознания потребности в том, чтобы построить концепцию предмета или образовательной политики, это запрос времени, потребность времени, это сигнал того, что мы уже не удовлетворены старым способом действия, знания, в котором у нас доминирует только внешнее сознание с заученными способами функционирования, обучения. Переход к концепции требует деятельности внутреннего рефлексивного уровня сознания.
Употребление этого слова стало частым в общественной практике. Слово «концепция» стало распространенным. Даже еще не разбираясь в деталях, можно говорить, что концепция – это некий обдуманный, осмысленный способ деятельности на основе общей идеи [12].
Во второй половине XX века, на этапе соединения науки и техники, т.е. с развитием научно–технического прогресса (раньше наука и техника развивались относительно независимо друг от друга), на этапе превращения науки в непосредственную производительную силу возникла потребность обозначить понятием «концепция» – любую планомерно организованную деятельность (теоретическую или практическую), направленную на управление преобразованием какой-либо сложной системы.
Необходимый момент концепции – продуманный, последовательный набор решаемых задач в соответствии с целями реализации замысла, а также выбор средств и способов доказательства идеи, гипотезы. Ничто не мешает применить это и к практической деятельности, потому что может быть теоретическая концепция, а может быть концепция практической деятельности или перехода от теории к практике [18].
Концепция строится на основе цели и дерева целей. На их основе строятся программы и проекты деятельности. Это значит, что есть некая основная цель, которая вытекает из ключевой идеи, а на пути к ней строятся промежуточные цели и задачи, которые необходимо решить, чтобы реализовать эту основную идею. Соответственно, для каждой цели подбираются свои средства и методы ее реализации.
Следующий уровень развития и употребления понятия «концепция» – концепция осмысления или интерпретации идеи (проблемы), т.е. здесь имеется в виду не только определение понятий, интерпретации отдельных положений, идей внутри теории (или в практической деятельности), но и определение реальных условий, рамок осуществимости, применяемости идей и концепции в целом, способов понимания, утверждения концепции.
Любая концепция имеет определенную структуру. В ней всегда есть основная, решаемая проблема, ведущий замысел, ключевая системная идея и цели, которые определяют направления деятельности, связь основных понятий и связь практических средств с этими понятиями и целями. Само собой разумеется, в концепции всегда выделяются определенные объекты и субъекты деятельности [25].
На основе развертывания ключевой системной идеи подбираются средства, методы, определяются ресурсы деятельности.
Концепция включает в себя понимание смысла деятельности, идеалов, понимание цели, которые преследует субъект, понимание всех средств, которые он использует. Здесь выделены только самые основные компоненты, кроме этого могут быть учтены ещё рефлексия и соотношения результатов деятельности с целями, целей с потребностями – все то, что присуще любой деятельности.
Концепция образования включает в себя несколько уровней и форм проявления.
Первый – это всеобщий уровень – концепция новой системы образования в мире, мировой системы образования.
Итак, первый – всеобщий уровень – концепция развития системы образования в целом. Мы должны её осмыслить, понять, потому что понимать что-либо – это соотносить любой акт своей деятельности с контекстом общей системы, в которой мы работаем, действуем.
Второй уровень – конкретизация этой концепции системы образования на федеральном, региональном и школьном уровнях.
Очевидно следует выделить особенности региональных моделей реформы образования.
Следующий уровень – концепция развития школы. Она строится в соответствии с избранным направлением и этапами всеобщей (мировой) и общей (федеральной) концепций. А на этапе реформирования образования – в соответствии с концепцией реформы. Таким образом, каждая более общая концепция является контекстом для нижележащей. Внутришкольная концепция обязательно предусматривает реформирование образовательных областей и предметных дисциплин [17].
Следует обратить внимание на то, что главное в концепции – не набор идей и не набор понятий. В каждой науке множество понятий. Главное в ней – ключевая идея, которая связывает все понятия данной науки в одну систему. Все понятия этой науки или данной теории отражены в ключевом понятии и в зародыше там содержатся. Ключевая идея имеет тем самым конкретно–всеобщий характер.
Ключевая идея в концепции – это всегда идея, имеющая конкретно–всеобщий характер, на которую «нанизываются» все остальные идеи и через которую связываются все другие понятия. Это имеет отношение не только к науке. В образовательном процессе будет всё то же самое.
Существует также понятие «ядро концепции», оно сохранялось в познавательном процессе до сих пор и означает ключевую, основную или руководящую идею концепции. Это фундамент всего, основополагающая идея, позволяющая раскрыть весь замысел, реализовать, раскрутить его целиком, осознанно, до конца.
Всякая наука и ее теория имеет концептуальное содержание – концепт (от лат. conceptus) – содержание понятия. Вместе с тем, в каждой теории есть ключевая идея и определенный способ понимания предмета, то есть ее концепция. Задача учителя заключается в том, чтобы осмыслить вместе с учеником и концепции всех теорий, и их концептуальное содержание. Кроме того, учитель должен выстроить педагогическую концепцию своей дисциплины как средство воспитания [25].
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [21].
Таким образом, чтобы внедрить инклюзивное образование следует разработать концепцию инклюзивного образования, раскрыть ее смысл.