Что такое концепция выставки
Алгоритм создания традиционной выставки
Информационные реперзентанты выполняют роль справочного материала и необходимы в том случае, если нужно уточнить информацию. Они представляют собой небольшие, лаконичные тексты.
Например, выставка «Лауреаты премии «Большая книга-2015» должна включать в себя реперзентант, в котором заключена краткая информация о самой премии, наиболее интересных ее участниках и лауреатах разных лет (тем более не все книги этой премии есть на выставке и в фонде библиотеки).
Как планировать тематику выставок:
— по потребности читателей (например, часто запрашивается тема «Туризм по российским курортам»);
— по актуальность, датам (например, Год кино).
Что такое тема выставки?
Тема – актуальная, интересная читателям проблема, заложенная в содержание выставки. Тема должна быть конкретной, тогда выставка получается интересной.
Пример, к Всемирному дню казачества (10 ноября) – выставка на тему «Церковь и казачество: союз во благо Отечества».
Вместе с тем не надо путать тему и название выставки. Если тема – это о чем, то название – это как воплощается это о чем.
Название – это детальное, образное выражение смыслового потенциала темы.
Тема «Коллекции Эрмитажа» – название «Краса и роскошь Северной Пальмиры».
Тема «Любовь в жизни великих» – название «Как Млечный Путь, любовь твоя» (М. Волошин).
Что такое общая концепция выставки?
Концепция – основная мысль, идея выставки.
Даже в большей степени, чем с темой концепция взаимосвязана с названием.
Тема: «Судьба В. Высоцкого». Название: «И стал я великим, а был я живым». Концепция: показать трагическую неоднозначность натуры поэта, расхождение «забронзовелости» посмертного облика и конкретного человека.
Тема: «Национальная суть писательского таланта И. Бунина». Название: «Последний луч чудного русского дня».
Каким должно быть название: основные требования и методика
Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самым и важными, сказал, что «самыми важными элементами печатной рекламы являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».
Действительно, общее название выставки должно обязательно привлечь внимание читателей, вызвать удивление, любопытство, ощущение интриги.
Некоторые рекомендации к формулировке названий
— информационноѐмкость (четко передается суть): «Крым – гордость и слава России»;
— названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стиха или песни: «Раз в крещенский вечерок», «Как элегантна осень в городе» и т.д.;
— название должно быть образным, привлекательным: «Золотой полуостров у Черного моря»;
— желательно, чтобы название отражало читательское назначение («Возраст мудрости, тепла и доброты» – ко Дню пожилого человека), а также имело адресность (например: вместо заголовка «Новые поступления» – «Все новое – для Вас!», или ко Дню пожилого человека – «Тепло души вам дарим, дорогие!»), в этом случае часто используется глагол повелительного наклонения («Не загоняй себя в ловушку»);
-при формулировке названия необходимо избегать штампов, оно должно быть нетривиальным: например, не «Литература скандинавских стран», а «Валгаллы белое вино», не «Главный герой романа «Тихий Дон», а «Григорий Мехехов – Гамлет русской литературы»;
— с осторожностью необходимо использовать наукообразные или малоизвестные слова, даже при создании выставок околонаучной тематики. Антипример: «Семантическое поле книг А. Солженицына».
— можно изобретать названия на основе литературных аллюзий: «Крым Отечества» (ср. «Дым Отечества нам сладок и приятен» А. Грибоедова), «Земля тревоги нашей» (ср. «Зима тревоги нашей» Д. Стейнбека).
— название может нести в себе некоторую загадку: «Беспокойное сердце России» (о Солженицыне), «Несравненный Трубадур повседневности» (о Чехове).
— если в названии напрямую не отражено имя персоналии или событие, то обязательно нужно делать подзаголовок: «Правофланговый донской писательской роты» (к 100-летию А. Калинина), «И терн сопутствует венцу» (Средневековая западноевропейская поэзия), «Зов далеких звезд» (ко Дню космонавтики).
Для чего нужно работать над названием?
Суть названия – рекламная и смысловая. Библиотекарю при подготовке выставки важно улавливать разнообразные смысловые нюансы проблемы, а также понимать рекламную функцию выставки. Поскольку выставка – это зеркало библиотеки, то она должна быть эталоном культуры, интеллекта, речевого этикета
Подробнее о методике составления названий к культурно-досуговым мероприятиям – «Методический вестник. Выпуск № 14» (на 2015г).
Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки: для младших школьников, подростков или их родителей. От этого будут зависеть концепция, название, выбор книг и экспонатов и все последующие этапы работы над выставкой.
Количество книг
Конкретной цифры нет. Примерное количество книг на стеллажной выставке – 8-10, на внутриполочной – 3-4. Также количество зависит от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной.
По времени
Выставки бывают временные (до 2-х недель) и постоянные (Уголки писателя).
Критерии отбора изданий на выставку:
— соответствие читательскому назначению;
— разнообразие рассмотрение темы, дискуссионность;
— уровень полиграфического оформления.
Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид.
Структура выставки
Обычно выставка состоит из 3-4 разделов, а материал расположен в логической или хронологической последовательности. Основной принцип расположения материалов: от общего – к частному. Например, выставка ко дню космонавтики «Открылась бездна звезд полна…» может иметь такую структуру: 1- История освоения космоса. 2- Великие советские и российские космонавты. 3- Космос в художественной литературе.
При создании экспозиции строить ее надо так, чтобы читатель с легкостью в ней ориентировался; выставка должна рассматриваться как рассказ, который следует изложить понятно и доходчиво.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Концепция выставки
Проведение экспозиций получило широкую популярность уже давно. Концепция выставки является первым этапом подготовки мероприятия. Это информационный посыл, который должен быть как в организационной, послевыставочной деятельности, так и в дизайне экспозиционных стендов и в поведении персонала.
С концепцией выставки напрямую связана и концепция стенда, которая является главным элементом оформления площадки, где будет проходить мероприятие. После формирования главной идеи выставки нужно заняться сооружением стендов, осуществить их монтаж и выполнить все поставленные цели на мероприятии.
Создание концепции экспонирования в выставке
Разработка любой задумки или идеи состоит из нескольких стадий и включает в себя выполнение следующих процессов:
Задачи и цели экспонирования у каждой компании разные. Если, к примеру, компания была создана недавно, то участие в таком мероприятии станет идеальной возможностью для рекламирования её среди потенциальных клиентов.
Для фирмы, которая уже имеет многолетний опыт, – это отличный шанс получить новую клиентскую аудиторию или сформировать деловые контакты с выгодными партнерами.
Для предприятия, которое в ближайшем будущем хочет увеличить свое производство, экспозиция станет оптимальной площадкой для поиска новых вкладчиков и спонсоров. Ведущие бизнесмены используют эти мероприятия для получения подробной информации о потенциальных конкурентах, об их товарах или услугах.
Участие в экспозиции может помочь в расширении круга связей с общественностью и стать важным инструментом для создания фирменного имиджа.
Таким образом, при создании концепции выставочного мероприятия необходимо учитывать множество факторов, без которых эффективное проведение любой выставки невозможно. Важную роль в получении оптимального результата играет оформление стенда и подбор выставочной площадки. Если придерживаться всех требований к организации такого рода мероприятия, желаемый эффект для компании обеспечен.
Ещё интересные ссылки на статьи
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.
Концепция выставочной деятельности
После определения целей и задач участия компании в отраслевой выставке стоит начать разработку концепции выставочной деятельности. Концепция разрабатывается на основании поставленных задач, которые должны быть предельно конкретными – только в этом случае возможно рассчитать конкретные шаги для достижения целей, а также требуемые материалы, человеческие и денежные ресурсы.
Что касается целей выставочной деятельности, то они должны быть сформулированы следующим образом:
Исходя из целей, необходимо определить информационный посыл, который будет демонстрировать стенд. Посыл определяется на базе понятных для целевой аудитории принципов и ценностей. При этом правильность при определении целевой аудитории является основой для последующей разработки не только стенда, но и стратегии привлечения целевой аудитории на стенд.
Если целевая аудитория состоит из целевых групп с различными характеристиками, то воздействие можно сделать многоплановым, чтобы концепция выставочной деятельности была понятна всем группам целевой аудитории производителя.
Подсмотреть концепции выставочной деятельности у конкурентов
В качестве примера соответствия ценностей целевой аудитории и концепции стенда можно рассмотреть закрытые стенды на выставках формата В2В. Такие стенды оптимальным образом подходят для демонстрации продукции VIP-уровня, когда продукция представляется только избранным покупателям, тогда как праздные зеваки на стенд вообще не пропускаются. На такой стенд можно пройти только с личным приглашением, которые перед выставкой сотрудники компании рассылают потенциальным покупателями и тем компаниям, с которыми их связывает давнее сотрудничество.
Таким образом, все покупатели, допущенные на стенд, чувствуют себя членами элитной группы, которая имеет доступ к самым современным разработкам и перспективным технологиям. Как показывает практика, такой подход оправдан, при этом подразумевается, что маркетологи экспонента проделали огромную работу как по организации внутренней части стенда, так и по исследованию рынка и выбору потенциальных клиентов.
При несоответствии ценностей клиентов и концепции стенда компания не достигнет поставленных целей – деньги на выставочную деятельность просто не окупятся. Примером такого несоответствия может стать не продукция, а сами стендисты. Развязное, неадекватное поведение работников компании на стенде, игнорирование потенциальных клиентов, что может быть вызвано смущением или недостаточной подготовкой стендистов: все это формирует негативный образ компании и бренда, так что большинство целевых посетителей, которые при прочих условиях обязательно бы зашли на стенд, проходят мимо.
Неудачи компании на выставке часто связаны с дилетантским подходом к постановке целей и определении целевой аудитории и, как следствие, неверное формирование концепции стенда. В результате компания остается недовольна выставкой, но, если подход к планировке выставочных мероприятий не изменится, следующая выставка также не принесет ни новых деловых контактов, ни договоренностей о сотрудничестве.
Если на предприятии нет квалифицированного специалиста, чтобы обеспечить грамотную подготовку к выставке, стоит воспользоваться преимуществами аутсорсинга и нанять специалиста со стороны. Затраты на оплату услуг PR-менеджера будут существенно меньше, чем содержание такого работника в штате. В результате компания сэкономит средства и успешно проведет выставку, добиваясь поставленных целей и задач.
Ещё интересные ссылки на статьи
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.
Концепция экспозиции краеведческого музея: проблемы, ориентиры, лайфхаки
Концепция музея — документ, раскрывающий основную задачу самого музея, его социальную роль, схему работы с сообществом. Это документ, который описывает алгоритмы жизни музея, его потенциал и вектор развития, темы и принципы устройства основной экспозиции, временных выставок, социокультурных проектов, лекционных и образовательных программ. Иногда в концепцию входят способы выстраивания базовых маркетинговых стратегий и бюджетирование.
Концепция экспозиции — это в первую очередь уникальная идея экспозиции, зонирование, методы взаимодействия с аудиторией и способы визуальных решений.
Концепция может охватывать очень много тем, но в обязательном порядке должна отвечать на следующие вопросы.
Почему ответить на простые вопросы, приведенные выше, часто бывает так трудно? Потому что «классическая» для постсоветского пространства модель краеведческого музея была сформирована в другое время, когда некоторые вопросы не задавали, поскольку они еще не назрели, а некоторые — потому что ответ был уже определен «генеральной линией партии» или, наоборот, не поддерживался ею.
«О чем рассказываемая нами история?» Советской краеведческой экспозиции этот вопрос и правда был не всегда важен. «Как о чем? О том, что у нас в крае есть». В итоге посетитель, переходя из зала в зал, как будто прыгает из одного учебника в другой. Сначала — учебник природоведения (раздел «Природа края»), потом учебник истории Средних веков, затем — уголок с горшками, прялками и национальными костюмами. За этим, как правило, сразу случаются Гражданская и Великая Отечественная война, а потом (если повезет) — стройки 1950−1960-х — и на этом все заканчивается.
Почему это зонирование именно такое, почему оно везде одинаковое и почему разделы этой экспозиции очень мало связаны друг с другом? Потому что эта модель краеведческого музея разработана в советскую эпоху и была удобной для того, чтобы выполнять несколько задач.
Сегодня практика универсалистского музея, «склеенного» из нескольких учебников, не работает. Почему не работает, можно долго теоретизировать, мы скажем о двух самых простых и очевидных вещах.
1. Вопрос идентичности перестал быть умозрительным вопросом патриотизма и национальной гордости, у него появились вполне конкретные экономические аспекты. Сегодня экономическая ситуация в регионах, работающих с идентичностью через культуру и не работающих, может драматически отличаться (здесь можно посмотреть несколько кейсов). А разговор об идентичности — это разговор не из позиции «Что здесь было в XIX веке?», а из позиции «Кто мы сейчас и как это обусловлено тем, что здесь было в XIX веке?». Работающий на идентичность музей – это музей настоящего, а не прошлого, а такое «переворачивание времени» предполагает совсем другие экспозиционные модели.
2. Мы запутались, как сейчас эпоха, web 3.0 4.0 или еще какая-то. Но точно знаем, что сегодня библейская модель повествования (т.е. авторитетное сообщение неких фактов, не подлежащих обсуждению и сомнению) не работает. Работают системы с «открытым кодом», который пользователь может, как минимум, настраивать под себя, а лучше – строить на него основе собственные миры. Музей не только должен объяснить, почему он описывает именно такую картину мира, но и показать, зачем нам сегодня вообще знать то, что нам предлагается узнать. Кем это делает нас сегодня? Какое будущее мы можем смоделировать, опираясь на эти факты?
Как конкретно учет этих двух вещей меняет устройство экспозиции? Об этом можно говорить долго, и поэтому, чтобы не запутаться, выделим три ключа.
«Выставка должна начинаться с яркой и оригинальной идеи»
«Выставка — такой же художественный продукт, как и те экспонаты, которые на ней выставляются», — считает Зельфира Трегулова, за плечами которой 12-тилетний опыт работы в Музее Кремля, а также организация крупных международных выставок, в частности ставших уже легендарными «Москва-Берлин» (1995) и «Великая утопия: Русский авангард 1915-1932» (1992). В рамках лекции для слушателей факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA Зельфира Исмаиловна рассказала о том, как в идеале должен происходить процесс организации выставочного проекта.
О выставках вчера и сегодня
«Выставочная работа — одно из самых эффектных и привлекательных направлений в современной художественной жизни. Выставка — это всегда зрелище. Сегодня, когда требования публики постоянно растут, общие стандарты выставочных проектов постепенно снижаются. Это происходит, в первую очередь, потому что музеи и галереи сталкиваются с проблемами, о которых они даже не могли подумать 20 лет назад. Людей нужно интенсивно завлекать на выставки, итогом чего является популизм в подходе к представлению материала и небрежность в исполнении — выставки очень быстро сменяют одна другую и готовятся в очень сжатые сроки. Сейчас их основной конкурент — интернет, избаловавший людей большим потоком качественных изображений, практически стерев в их глазах разницу между оригиналом произведения и картинкой на экране.
Сегодняшний зритель, приходя на выставку, хочет, в первую очередь пережить яркое впечатление и прочитать определенный месседж. Поэтому, если раньше было достаточно собрать редкий и неизвестный материал и это работало, то сейчас выставка должна начинаться с яркой и оригинальной идеи, которая будет прочитываться в подборе экспонатов, их расположении, каталоге и др.».
О том, с чего начинать
«Придумывают выставки кураторы. На Западе эта должность входит в число самых почетных. Куратор там — царь и бог. Но если говорить о российских музеях, то тут роль кураторов часто недооценивают, а на первый план выходят люди, в чьих руках сосредоточены административные ресурсы. Конечно, сейчас ситуация меняется, но если говорить про то, что было 20 лет назад, когда я первый раз попала на длительную стажировку в США, то разница бросалась в глаза. У нас в музеях куратор — это научный работник, нагруженный большим количеством хранительской и административной работы до такой степени, что на креатив у него практически не остается времени. В Америке и Европе, тот, кто придумывает выставку, и тот, кто ее делает, — это всегда разные люди. И эту разницу четко видит администрация музея, которая знает, что от того, насколько интересную и новую идею выставки предложит куратор, будет зависеть то, какое мнение сложится о музее в целом.
Идея куратора должна быть воплощена в текст, где будет прописана четкая концепция выставки. С этой концепцией куратор идет к руководству музея, которое принимает итоговое решение. Если проект одобряют, то в дополнение к концепции создается красочная презентация, доказывающая, что выставка будет значимой и громкой, с которой музей идет к спонсору.
Практически все музейные выставки делаются на спонсорские деньги. В США помимо паблисити спонсоры получают большие налоговые льготы, что является для них значительным стимулом. В России закона о меценатстве нет, поэтому к спонсорам здесь надо относиться с особым вниманием. Их надо любить и, самое главное, ценить тот вклад, который они вносят в развитие музея. Важно не забывать размещать их баннеры, приглашать на открытие, давать возможность написать приветственное слово в каталог и т.д. И если соблюдать все эти правила, то это дает свои результаты: спонсоры начинают по-настоящему интересоваться проектами музея».
Об основных статьях бюджета выставки
«Как только сформулирована концепция, важно представить предварительный бюджет проекта. Обычно он включает несколько основных статей расходов.
Во-первых, это транспортировка и страхование произведений искусства, требования к которым значительно повысились в последнее время, особенно если речь идет о привозе экспонатов из-за границы. Любой серьезный прокол в этой области затрудняет дальнейшую работу с западными коллегами. Что касается страховки, то это отдельный большой разговор. Здесь существует множество нюансов и ограничений при работе со отечественными страховыми компаниями, многие из которых сами берутся страховать не больше 5 млн. условных единиц, а все остальное перестраховывается у надежных перестраховщиков за рубежом. К сожалению, в нашей стране не существует понятия „государственной гарантии“, заменяющее страховку, что значительно ограничивает наши возможности. Зарубежным музеям покровительство государства позволяет собирать под одной крышей экспонаты общей страховой стоимостью в несколько миллиардов условных единиц.
Во-вторых, это создание выставочного дизайна и монтаж. Сегодня людям интереснее иногда, не то, что они увидят, а как им будет это преподнесено. А чтобы новые технологии и навязчивые дизайнерские решения не ущемляли сами экспонаты выставки, а, наоборот, выявляли суть этой экспозиции, нужен талантливый и грамотный архитектор выставок. В России таких людей, которые могут мыслить пространственно и при этом не забивать идею куратора и сами экспонаты, можно пересчитать по пальцам. К счастью, сегодня музеи уже понимаю, что выставка, сама по себе, — произведение искусства, поэтому все чаще приглашают зарубежных дизайнеров и архитекторов».
О том, как все организовать
«Самая интенсивная работа начинается, когда определен состав выставки и есть предварительная смета. На Западе существует профессия „координатор выставочных проектов/регистратор“. Этот человек, получив от куратора список экспонатов, должен составить на основе текста-концепции обращение к участникам выставки, где будет обоснована ее актуальность и значимость. Это невероятно важный момент, так как музеи и частные коллекции нужно убедить прислать необходимые вам экспонаты. В России этим, как и все остальным, занимается куратор.
После подтверждения всех экспонатов начинается кропотливая работа над каталогом. Одной из важных ее составляющих являются запросы на право воспроизведения экспонатов. Очень часто права на воспроизведение произведений принадлежат не самим музеям или галереям, а международным ассоциациям или музейным управлениям ( как, например, во Франции). За использованием этих изображений в каталогах следят очень четко, особенно если речь идет о живущих художниках, или тех. с момента смерти которых прошло не более 70 лет.
Важное значение имеет перевод. Небрежный перевод авторских текстов может сильно испортить впечатление от выставочного проекта в целом. В советское время была отличная школа переводчиков, выпускавшая специалистов, способных адекватно изложить на русском языке суть текста и не ошибаться в терминах. Сегодня людей, способных одновременно писать об искусстве и переводить, очень мало. Поэтому лично я предпочитаю привлекать высокопрофессиональных переводчиков, блестяще владеющих русским языком или привлекать к переводу искусствоведов, хорошо владеющих иностранными языками.
Очень важно, чтобы у каталога был интересный дизайн и высокое качество печати — его приятно будет подарить спонсорами или продавать на прилавках музейного магазина».
Важнейшая часть выставочной работы — составление всей договорной документации. Сотрудникам необходимо оформить пакеты документов для выдачи экспонатов из музеев. При этом условия диктует сторона, предоставляющая вам произведения искусства. Кроме того, у вас на руках должны быть отчеты о состоянии здания — системы пожаротушения, безопасности, а также государственная гарантия своевременного возврата экспонатов. Лет 20 назад на этот документ не обращали внимания. Но после того, как многим западным музеям пришлось расстаться с произведениями, в отношении которых были выдвинуты претензии со стороны наследников их бывших владельцев, у которых они были изъяты при Гитлере, к нему стали относиться с должным вниманием.
Об отношениях со СМИ
«Выставки — важнейшая сфера деятельности музея, которая создает его общественную репутацию и держит в фокусе внимания СМИ. О том, как надо работать с журналистами, я научилась во время свой стажировки в Музее Гуггенхайма в 1990-е годы. У них не нашлось рабочего места и меня посадили в кабинет заместителя директора по выставочной работе. Во время какого-то важного совещания в связи с открытием одной из выставок, когда одновременно надо было решать тысячу вопросов, ему позвонили и сказали, что пришел журналист из „Нью-Йорк Таймс“. Так вот он бросил все дела и два часа водил журналиста по выставке. Потому что от того, что и в каком издании о вас напишут, будет зависеть репутация выставки. И чтобы пресса писала о вас правильно, журналисты должны понимать, что с ними работают и им уделяют должное внимание., это действительно то, на что не стоит жалеть сил».
Ответы на вопросы слушателей RMA:
Зельфира Исмаиловна, и все-таки: куратор должен, в первую очередь, создавать смыслы, или думать о том, где взять деньги на проект?
Лично я принадлежу к числу тех людей, кто занимается и первым, и вторым. Конечно, в идеальной модели это должны быть разные люди: куратор создает смыслы, а регистратор занимается договорами и всеми административными работами. Но тот человек, который идет к спонсорам, должен брать с собой куратора, который лучше других сможет обосновать и доказать значимость своей идеи. Но, в то же время, всегда хорошо, когда ты знаешь, как происходит процесс в целом, что дает целый ряд преимуществ.
Должны ли музеи окупать спонсорские деньги?
Нет, выставки — это всегда убыточная история. К тому же спонсору не ждут возврата своих вложений. В России практически ни один музей не зарабатывает на выставочных проектах. На Западе это возможно при наличии музейного магазина, где к каждой выставке заказывается определенная продукция. Обычно такие товары расходятся на ура.
Почему система создания музейных магазинов не развита в России?
Во многом из-за косности механизмов наших музея, где большую часть сотрудников составляют не творческие люди, а административный аппарат. К примеру, у нас есть закон, запрещающий тратить больше 400 тыс. в квартал на закупки чего-либо помимо тендера, что делает заказ нужного музею и качественного продукта почти невозможным. Кроме того, музеи не могут сдавать свое помещение под субаренду. И плюс ко всему, у нас в стане очень сложно заказать производство чего-то за относительно небольшие деньги, а если наладить производство за рубежом, то большие средства уйдут на доставку и таможенные сборы.
Читайте также:
«Сейчас люди идут на выставку, чтобы получить сильное эмоциональное впечатление» — Зельфира Трегулова омузейном деле, успехе временных выставок и о продвижении нового музейного бренда (июнь 2017 года)