Что такое контртеррористическая операция
Статья 3. Основные понятия
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ в пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Что такое контртеррористическая операция
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
(п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 208-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
Контртеррористическая операция
Контртеррористическая операция – это совокупность согласованных по цели, месту и времени специальных мероприятий, направленных на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на территории страны или в отдельных ее местностях могут устанавливаться, в зависимости от условий складывающейся обстановки, особые правовые режимы:
Режим террористической опасности допускает определенные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Он относится к комплексу организованных мер, вводимых в интересах противодействия терроризму. Его предусматривается вводить при получении данных о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, а также наличии обстоятельств, не позволяющих предотвратить данную акцию и обеспечить безопасность граждан, подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами, без применения специальных мер и временных ограничений. Режим террористической опасности может вводиться на отдельных объектах, участках местности, в населенных пунктах или на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Срок действия данного режима — до 60 суток.
Для руководства проведением контртеррористической операции и деятельностью привлекаемых для данной цели сил и средств, назначаются: руководитель контртеррористической операцией и оперативный штаб по руководству контртеррористической операцией.
Структура и порядок работы оперативного штаба по руководству контртеррористической операции, а также состав необходимых для проведения операции сил и средств определяется руководителем операции в зависимости от степени общественной опасности и возможных последствий террористических акций, масштабов (объема) проводимых мероприятий и размеров зоны ее проведения.
Законом «О противодействии терроризму» определены также условия и порядок привлечения формирований силовых структур для пресечения террористических акций. В частности, применение воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации предусматривается:
Источник: Федеральный закон «О противодействии терроризму» (2006).
§ 6. Контртеррористическая операция и условия её проведения
Руководство контртеррористической операцией осуществляет её руководитель, который несёт персональную ответственность за её проведение.
Правовой режим контртеррористической операции определён Федеральным законом «О противодействии терроризму» от б марта 2006 г. № 35-ФЗ.
Решение о проведении контртеррористической операции и о её прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.
В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористическои операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.
Руководитель контртеррористической операции:
Оперативный штаб:
Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.
В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до её окончания подчиняются руководителю данной операции.
В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться I выдвигаемые ими политические требования.
Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.
Рис. Благодаря участию детского хирурга Леонида Рошаля (в центре) в переговорах с террористами из здания Театрального центра на Дубровке были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Октябрь 2002 г.
Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте выводы.
Дополнительные материалы к § 6
Пример ликвидации террористов в период проведения контртеррористической операции
23 октября 2002 г. в Москве во время представления мюзикла «Норд-Ост» вооружённой группой боевиков был совершён захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В момент захвата в здании было 711 зрителей, а также более 100 актёров и работников театра. Среди заложников находились 75 иностранных граждан.
Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников. Впоследствии выяснилось, что бандиты поддерживали постоянную связь со скрывавшимися руководителями терроризма в России. Этот террористический акт был лишь одним из запланированной серии терактов, многие из которых экстремистам не удалось осуществить из-за проведения антитеррористических мероприятий в Москве.
25 октября 2002 г. был задержан 25-летний гражданин, который пытался информировать террористов о том, что происходит вокруг здания и в штабе по спасению заложников. Спецслужбам удалось перехватить его телефонные переговоры с террористами.
Преступник не входил в состав группы террористов, захвативших Театральный центр, но за свои действия он был признан виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников. Мосгорсуд приговорил его к 8,5 годам лишения свободы.
Режим контртеррористической операции (КТО)
Правовая база
На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.
Практика применения
23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.
Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов «Исламской международной миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.
18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.
30 сентября 1999 года начался ввод российских войск в Чечню.
Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.
Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, «по поручению президента РФ», 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.
Автор: Кавказский Узел