Что такое контрольные цифры приема в вуз
Что такое контрольные цифры приема в вуз
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась при условии исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательства получить государственную аккредитацию по указанным образовательным программам в течение одного года с момента установления контрольных цифр приема, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема, и установление контрольных цифр приема по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласовано с:
(часть 3 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) Правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом положений части 21 статьи 83 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)
Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих
При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.
Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления
О зачислении
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
КЦП можно найти на сайте вуза
Источник: Фото: https://pk.mipt.ru/bachelor/2018_places/
Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.
Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.
*Все даты указаны для 2018 года поступления.
На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах
Фото: Презентация ДвФУ
Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.
Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.
О экзаменах
БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.
ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.
Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.
Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.
Топовые вузы страны проводят ДВИ
Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.
Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.
О деньгах
Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.
С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.
О ступенях образования
Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.
Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.
Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.
Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.
Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.
Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.
Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.
Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.
Об обучении
Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.
Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки
Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.
Что такое контрольные цифры приема в вуз
Комментарий к статье 100
Согласно пункту 1 комментируемой статьи число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
Постановление СНК СССР от 6 августа 1930 г. «О порядке финансирования высших и средних профессионально-технических учебных заведений» // Бюджетная система Союза ССР: Сборник законодательных материалов / Составитель С.С. Глезин. М., 1947. С. 521.
Контингенты учащихся для высших учебных заведений (сегодня они именуются контрольными цифрами приема) устанавливались:
— в общих размерах для всего СССР и для общесоюзных ведомств в отдельности;
— для республиканских ведомств и республиканских высших учебных заведений;
— для отдельных административных единиц и техникумов.
Контрольные цифры приема вместе с нормативами финансовых затрат используются для формирования государственного или муниципального задания в сфере образования, которое определяет объем ассигнований, заложенных в бюджете (см. ст. 99 Закона об образовании). Для расчета нормативов финансовых затрат используются образовательные стандарты, когда расчет на оказание образовательных услуг ведется из расчета на одного обучающегося (ст. ст. 2, 11, 12 Закона об образовании). По особым нормативам рассчитываются расходы на капитальное строительство (инвестиции).
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
— показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
— порядок контроля за исполнением задания;
— требования к отчетности об исполнении задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
— определение категорий физических или юридических лиц, являющихся потребителями услуг;
— порядок оказания услуг.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется, в зависимости от уровня бюджета, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, то есть Минобрнауки России. Формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2015 г. N 285 утверждены Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно вышеуказанным Правилам, контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям в рамках определенного Минобрнауки России общего объема контрольных цифр приема.
Предложения о параметрах контрольных цифр вносятся непосредственно подразделениями Минобрнауки России, главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в ведении образовательные организации; общероссийскими объединениями работодателей и иными организациями, перечень которых утверждается Минобрнауки России. Все они именуются центрами ответственности.
Общий объем контрольных цифр приема утверждается Минобрнауки России ежегодно до 31 января года, в котором проводится конкурс по их распределению. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, утверждаются приказом Минобрнауки России до 30 апреля года, в котором проводится конкурс.
Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году.
Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 N 340 утвержден Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно данному Порядку, объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет и содержит следующие параметры:
а) предмет конкурса;
б) объемы распределяемых по конкурсу контрольных цифр приема;
в) минимальное количество контрольных цифр приема, которое может быть установлено по результатам конкурса образовательной организации по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
г) требования к участникам конкурса;
д) требования к содержанию и оформлению заявки;
е) дата и место начала подачи заявок;
ж) дата и время окончания приема заявок и вскрытия конвертов;
з) процедура рассмотрения заявок;
и) процедура оценки заявок;
к) дата объявления результатов конкурса.
От одной образовательной организации на участие в конкурсе может быть подана только одна заявка.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций в соответствии со специальной Методикой, которая утверждена в форме приложения к данному Порядку.
Критерием отбора заявок по конкурсу являются следующие показатели деятельности образовательных организаций:
а) средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по очной форме обучения;
б) доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности обучающихся;
в) структура контингента обучающихся по образовательным программам в аспирантуре;
г) трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год;
е) количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР;
ж) количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих конкурсу, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых «Российский индекс научного цитирования», в расчете на 100 НПР;
з) среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих конкурсу;
и) доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР;
к) доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного НПР;
л) внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного НПР;
м) отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
н) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки;
о) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.
Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования так же, как и для программ высшего образования, осуществляется в зависимости от значений показателей образовательных организаций и в соответствии с отдельной Методикой, утвержденной в качестве приложения к вышеуказанному Порядку. Критерием отбора являются следующие параметры организации среднего профессионального образования:
а) продолжительность реализации образовательных программ (количество лет);
б) количество штатных педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также первую и высшую квалификационные категории;
в) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) и спортивных сооружений в расчете на одного студента;
г) количество студентов, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских и международных спортивных соревнований (для профессий и специальностей физкультурно-спортивной направленности) в течение двух лет, предшествующих конкурсу;
д) количество единиц учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы в расчете на 100 студентов;
е) доля учебного оборудования для лабораторных работ и практических занятий не старше 10 лет в общем объеме такого оборудования;
ж) доля денежных средств, направленных на развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в общем объеме денежных средств, в течение пяти лет, предшествующих конкурсу;
з) отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;
и) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема;
к) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям среднего профессионального образования.
Кроме этого, в настоящее время действуют Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения граждан Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 685.[1]
Согласно п. 5 комментируемой статьи, образовательные организации вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в соответствии со ст. 56 Закона об образовании.
Целевой прием проводится в пределах квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (заказчики целевого приема).
[1] Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II). Ст. 4322.
Комментарий по состоянию на 01.08.2016