Что такое консульские вопросы

Чем отличается консульство от посольства?

Отправились за границу, и внезапно возникли серьезные проблемы? Как поступить и к кому обратиться? Одни говорят идти в посольство, другие советуют — в консульство. Хорошо, если и то, и другое в одном городе или даже в одном месте. А если нет? Разберемся, куда направиться простому человеку на территории иностранного государства за правовой помощью. Стоит лишь понять, чем отличается консульство от посольства.

Чем отличается консульство от посольства

Что такое консульские вопросы. Смотреть фото Что такое консульские вопросы. Смотреть картинку Что такое консульские вопросы. Картинка про Что такое консульские вопросы. Фото Что такое консульские вопросы

Посольство – это орган, который учреждает одно государство на территории другого. Оно является дипломатическим представительством. Основная цель деятельности посольства – дипломатические отношения двух стран, политические вопросы между ними, подписание международных договоров, ведение переговоров, урегулирование разногласий между странами от имени своей страны и оповещение своего правительства о политической обстановке.

Возглавляет посольство чрезвычайный и полномочный посол. Посольство в каждой стране только одно. Уникальность каждого посольства в том, что его территория является суверенной территорией той страны, которая учредила этот орган. Не смотря на то, что находится все это в другом государстве.

Это также и существенное отличие консульства от посольства. Но консульство может работать при посольстве, как отдел, а значит на территории своего родного суверенного государства. Так чем же отличатся консульство от посольства?

Консульство – это учреждение, которое также, как и посольство, находится на территории иностранного государства. Но обладает оно иными функциями. Консульство призвано решать вопросы по защите прав и интересов не только страны, но и граждан, и юридических лиц за рубежом. Путь в консульство заказан для тек, кто приехал заграницу и попал в затруднительное положение, ищет правовой помощи или решения других гражданских вопросов.

Отличие консульства от посольства

Работа консульства не такая высокая по статусу и глобальная, как у посольства. Консульство в основном занимается документами, помогает каждому отдельному человеку или фирме в работе с другой страной. Консульство имеет важное значение для отдельных людей — вот в чем отличие консульство от посольства.

Глав консульских учреждений делят по классам: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

Консульства могут быть отдельными учреждениями или же подчиняться посольству, как консульский отдел. Отличается посольство от консульства тем, что если дипломатические отношения в двух странах не поддерживаются, посольства в них не учреждаются. А вот консульство может работать, в некоторых случаях даже может выполнять задачи посольства. Но и консульские учреждения открывают только с согласия страны пребывания.

Консульские учреждения подразделяются по классам: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Их открываются по решению правительства страны-учредителя. Должны быть также международные договора с принимаемой страной. Правительство также определяет, а принимающая страна одобряет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.

Консульство и посольство — различия в местоположении

В столицах стран, где располагаются иностранные посольства, чаще всего консульства работают как отделы при посольствах. Консульское учреждение возглавляет полномочный посол иностранного государства.

Для работы консульских учреждений отводят консульские округа. Это территория, на которую распространяются консульские функции. На территории консульского округа могут работать канцелярии и отделения консульского учреждения по согласию с принимающей страной.

Если кратко определить, что именно создает различие консульства и посольства, то важно следующее. Политические вопросы решаются в столицах, поэтому посольство открывается именно в столице. Потребность в консульстве появляется, если необходимо обслуживать большое количество граждан, которые живут по всей стране. Поэтому консульских учреждений в иностранном государстве может быть несколько.

Чтобы окончательно понять различия между посольством и консульством, мы приводим список основных функций консульства. Они помогут вам сориентироваться в сложной ситуации, будучи за границей.

Мы идем в консульство, если необходимо:

Консульства ведут учет граждан своей страны, временно пребывающих или постоянно проживающих на территории консульского округа, решать вопросы гражданства или исполнять решения по вопросам гражданства.

Могут появляться и другие функции в рамках международных договоров или внутреннему законодательству.

Что не зависит от посольства или консульства

Довольно часто, когда требуется апостиль на документы, люди обращаются в посольство или в консульство. Однако, эти учреждения не ставят апостиль. Апостиль для легализации документов надо ставить на родине этих документов. Если же родина не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то надо сделать консульскую легализацию, и, опять же, только в стране, где выдали документ.

Именно поэтому французам не стоит идти за апостилем в Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге. И Россия и Французская Республика присоединились к упомянутой конвенции, т.е. на документ надо ставить апостиль. Но ставить его нужно во Франции для французских документов.

Если же одна из стран (страна выдачи документов или принимающая страна) не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то потребуется консульская легализация. Вот тогда то и направляемся за завершающим заверением в консульство принимающей страны. В этом случае различия между посольством и консульством стираются, т.к. обслуживание проводит консульский отдел посольства.

Так, например, в консульстве Канады в России могут провести процедуру консульской легализации для документов РФ или другой страны и наоборот.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
ПРИКАЗОМ МИД РОССИИ
от «07» октября 2016 года № 19337

ПОЛОЖЕНИЕ О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Консульский департамент (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – Министерство или МИД России). Департамент в пределах своей компетенции участвует в консульском обеспечении отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет меры по защите прав и законных интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом, содействует развитию международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации. Департамент координирует выполнение консульских функций дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – загранучреждения ), почетными консулами Российской Федерации, территориальными органами – представительств ами МИД России на территории Российской Федерации и их филиалами (отделениями) (далее – территориальные органы МИД России), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытых для международного пассажирского сообщения.

1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями и указаниями руководства Министерства, решениями коллегии Министерства, а также настоящим Положением.

1.3. При осуществлении своей деятельности Департамент взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарата МИД России, загранучреждения ми, территориальными органами, а также с подведомственным и Министерству организациями.

1.4. Департамент уполномочен запрашивать и получать от структурных подразделений МИД России, загранучреждений и подведомственных организаций Министерства документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.

1.5. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министра.

1.6. Директор Департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом заместителя Министра, курирующего кадровые вопросы.

1.7. Другие сотрудники Департамента назначаются на должности и освобождаются от них в установленном порядке.

1.8. В случае временного отсутствия директора в связи с болезнью, отпуском или командировкой его обязанности исполняет один из его заместителей. Возложение обязанностей оформляется распоряжением по Департаменту по согласованию с курирующим заместителем Министра.

II. Основные задачи Департамента

Основными задачами Департамента являются:

2.1. Обеспечение в пределах своей компетенции своевременного и качественного выполнения решений высших органов государственной власти Российской Федерации по реализации государственной политики в области консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, защиты прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом.

2.2. Участие в консульском обеспечении международных отношений Российской Федерации, содействие в пределах своей компетенции развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, расширению экономических, торговых, научно-техническ их, культурных, спортивных связей и туризма.

2.3. Участие в консульском обеспечении международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации.

2.4. Оказание в пределах своей компетенции содействия органам государственной власти Российской Федерации, организациям и их объединениям в установлении контактов и развитии связей с партнерами за рубежом.

2.5. Участие в формировании договорно-правов ой базы консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

2.6. Анализ и прогнозирование развития консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

2.7. Участие в решении вопросов, связанных с открытием и обеспечением функционирования консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, назначением почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации.

2.8. Подготовка либо участие в подготовке (анализ, правовая экспертиза) проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента

2.9. Участие в разработке и реализации мер, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2.10. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении через загранучреждения контроля за состоянием и обустройством российских воинских захоронений, памятников и мемориалов за рубежом, реализацией существующих двусторонних соглашений.

2.11. Участие в разработке и осуществлении комплекса мер по совершенствовани ю консульской деятельности за счет использования информационных технологий.

2.12. Принятие мер по защите персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых системах.

2.13. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.

2.14. Департамент может выполнять и другие задачи, возложенные на него нормативными правовыми актами, распоряжениями руководства Министерства.

III. Структура Департамента

3.1. Для выполнения основных задач Департамента в его составе созданы:

Территориал ьные отделы:

• Отдел стран Содружества Независимых Государств (СНГ);

• Отдел стран Европы;

• Отдел стран Америки;

• Отдел стран Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Функциональ ные отделы:

• Отдел общих консульских и правовых вопросов;

• Отдел по вопросам гражданства;

• Отдел оформления паспортов;

• Отдел служебного выезда;

• Отдел въезда иностранцев;

• Отдел легализации и истребования документов;

• Информационно-ан алитический отдел.

В целях обеспечения деятельности Департамента в его структуре имеются секретная часть, спецканцелярия, несекретная канцелярия, а также машинописное бюро.

IV. Функции Департамента

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент выполняет следующие функции:

4.1. По поручению руководства Министерства проводит переговоры и консультации с представителями иностранных государств и международных организаций.

4.2. Участвует в подготовке предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. Осуществляет мониторинг выполнения международных договоров Российской Федерации. Готовит предложения по их применению, изменению, приостановлению или прекращению.

4.3. Готовит предложения по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-пра вовыми обязательствами.

4.4. Готовит по согласованию с соответствующими подразделениями Министерства, а также с заинтересованным и федеральными органами исполнительной власти предложения об открытии, преобразовании и закрытии консульских учреждений Российской Федерации, консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, о назначении почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации и определении границ их консульских округов. Готовит предложения по оптимизации штатной численности консульских учреждений Российской Федерации.

4.5. Поддерживает связи по консульским вопросам с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств, международными организациями в Российской Федерации и их представительств ами.

4.6. Участвует в разработке и согласовании нормативных правовых актов по вопросам гражданства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, а также выполнения консульских функций загранучреждения ми и территориальными органами МИД России. Готовит предложения по совершенствовани ю нормативного правового регулирования порядка предоставления МИД России государственных услуг.

4.7. Обобщает опыт применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам консульской деятельности, изучает и анализирует соответствующую правоприменитель ную практику иностранных государств.

4.8. Осуществляет контроль за выполнением загранучреждения ми и территориальными органами МИД России консульских функций.

4.9. Оказывает загранучреждения м и территориальным органам МИД России необходимое методическое содействие, в том числе направляет разъяснения по применению нормативных правовых актов в консульской сфере.

4.10. Готовит для руководства Министерства информацию о состоянии работы, проводимой по линии Департамента.

4.11. Оказывает содействие загранучреждения м в организации работы по взиманию сборов за совершение консульских действий, а также дает разъяснения по вопросам применения тарифов сборов.

4.13. Принимает меры совместно с Валютно-финансов ым департаментом по устранению выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и недостатков при взимании сборов за совершение консульских действий в загранучреждения х.

4.14. Осуществляет полномочия МИД России по предоставлению на территории Российской Федерации следующих государственных услуг:

— по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации;

— по истребованию личных документов;

— по консульской легализации документов;

— по оказанию информационно-ко нсультационных услуг;

— по регистрации организаций, направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации.

4.15. Координирует работу загранучреждений и территориальных органов МИД России по мониторингу качества и доступности предоставляемых ими государственных услуг.

4.16. Осуществляет контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой загранучреждения ми.

4.17. Участвует в разработке и согласовании образцов и бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе содержащих электронный носитель информации, свидетельств на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, виз и приглашений, бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, форм различных отметок и записей в паспортах и визах. Обеспечивает рассылку упомянутых бланков в загранучреждения и территориальные органы МИД России.

4.18. Взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с другими департаментами Министерства и его подведомственным и организациями, федеральными органами государственной власти.

4.19. Взаимодействует с органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам консульского обеспечения их внешних связей.

4.20. Участвует в работе межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.21. Оформляет и выдает дипломатические и служебные паспорта, в том числе содержащие электронный носитель информации.

4.22. Оказывает содействие в получении виз иностранных государств для представителей органов государственной власти и организаций, выезжающих за границу со служебными целями.

4.23. Оформляет консульские патенты главам консульских учреждений Российской Федерации и почетным консулам Российской Федерации, а также консульские экзекватуры главам консульских учреждений и почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации.

4.24. Оказывает содействие в создании для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации необходимых условий для эффективного осуществления ими консульских функций.

4.25. Оформляет консульские и служебные карточки работникам консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации и членам их семей, консульские карточки почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации, а также удостоверения личности для сотрудников Тайбэйско-Москов ской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству и членов их семей.

4.26. В установленном порядке осуществляет учет граждан иностранных государств по месту пребывания и передает фиксируемые при осуществлении учета сведения в территориальный орган ФМС России.

4.27. Осуществляет полномочия МИД России по принятию решений о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих дипломатические или служебные паспорта, либо в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический или официальный статус, и прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

4.29. В установленном порядке выдает, продлевает и аннулирует визы гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.

4.30. Участвует в решении вопросов гражданства Российской Федерации, отнесенных к компетенции Министерства.

4.31. Оказывает содействие в предоставлении сведений из федерального казенного учреждения «Главный информационно-ан алитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся за пределами Российской Федерации, о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

4.32. Передает в Федеральную налоговую службу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, произведенной загранучреждения ми, в порядке, установленном действующим законодательство м.

4.33. Осуществляет постановку на учет детей – граждан Российской Федерации, усыновленных иностранными гражданами, до их выезда из Российской Федерации.

4.34. Передает в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о личной явке российских граждан в загранучреждения с целью продолжения выплаты пенсии, а также информацию, отраженную в выданных им пенсионных справках.

4.36. Ведет работу по подготовке проектов соглашений об обеспечении сохранности и благоустройстве российских (советских) воинских захоронений за границей между Российской Федерацией и иностранными государствами.

4.37. На основе информации из загранучреждений готовит предложения по планированию бюджетных средств на финансирование ремонта и восстановления российских (советских) воинских захоронений, а также по распределению лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

4.38. Разрабатывает и реализует программы деятельности Департамента в соответствии с принципами формирования бюджета Министерства.

4.39. Определяет приоритетные направления информатизации консульской службы, разрабатывает и вносит предложения по внедрению на базе информационных технологий современных технических средств в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.

4.40. Участвует в разработке и обеспечении функционирования межведомственных систем автоматизированн ого учета и контроля въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, приобретения, выхода и наличия российского гражданства, выдачи паспортов и паспортов нового поколения, других информационных проектов.

4.41. Участвует во внедрении и модернизации консульских автоматизированн ых информационных систем (АИС), контролирует и обеспечивает их сопровождение в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.

4.42. Участвует в работе контрактной системы Министерства по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России, руководствуясь Регламентом организации и выполнения работ в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России. Разрабатывает проекты государственных контрактов по выполнению работ и услуг, а также аукционной и конкурсной документации на приобретение средств вычислительной техники, оргтехники и другого оборудования.

4.43. Ведет работу по созданию системы защиты персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых информационных системах.

4.45. Организует в Департаменте по направлению Департамента кадров преддипломную и ознакомительную практику студентов Московского государственного института международных отношений (Университета), Дипломатической академии и Колледжа МИД России, а также других российских учебных заведений.

4.46. Информирует средства массовой информации и общественность по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в соответствии с установленным в МИД России порядком и в координации с Департаментом информации и печати.

4.47. Обеспечивает актуализацию сведений на официальном сайте МИД России по вопросам, относящимся к его компетенции. Организует работу консульского информационного портала и контролирует наполняемость сайтов загранучреждений по консульским вопросам.

4.48. Обеспечивает рассмотрение обращений граждан Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

4.49. Готовит в пределах своей компетенции материалы, согласовывает аргументированну ю позицию МИД России по судебным делам и обеспечивает участие ответственного сотрудника Департамента совместно с Юридической службой Министерства в рассмотрении дел в судебных инстанциях Российской Федерации.

4.50. Принимает участие в мобилизационной работе и представляет в Отдел мобилизационной работы Министерства необходимые материалы и информацию по вопросам организации мобилизационной подготовки и поддержания мобилизационной готовности Департамента.

4.51. Осуществляет мероприятия, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.

V. Права и обязанности Директора Департамента

5.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.

5.2. Несет персональную ответственность за подбор, расстановку и использование кадров в Департаменте. Распределяет служебные обязанности среди своих заместителей, начальников отделов и других сотрудников Департамента, которые несут персональную ответственность за их выполнение. Определяет целесообразность участия сотрудников Департамента в протокольных и иных мероприятиях. Утверждает положения об отделах, должностные регламенты, табели учета рабочего времени, а также графики отпусков сотрудников Департамента. В пределах своей компетенции дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Департамента.

5.4. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении сотрудников Департамента, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий.

5.5. Принимает меры к соблюдению сотрудниками Департамента служебной дисциплины, должностных регламентов, контролирует своевременное и качественное исполнение ими своих должностных обязанностей.

5.6. Обеспечивает создание надлежащих условий труда сотрудников Департамента, повышения уровня их профессиональной квалификации. Вносит предложения об улучшении материально-быто вых условий сотрудников.

5.7. Принимает участие в заседаниях коллегии МИД России и совещаниях, созываемых руководством Министерства при обсуждении на них вопросов, относящихся к деятельности Департамента.

5.8. Докладывает руководству Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.9. Обеспечивает контроль за соответствием действующему законодательству разрабатываемых в Департаменте проектов административных регламентов, инструкций, постановлений, распоряжений и других документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

5.10. По поручению руководства МИД России представляет Министерство в контактах с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств на территории Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.11. По поручению руководства Министерства участвует в мероприятиях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти, а также в международных мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.12. Несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, распоряжений, инструкций, положений и других документов.

5.14. Осуществляет руководство работами по созданию, внедрению и эксплуатации консульских автоматизированн ых информационных систем.

5.15. Обеспечивает проведение в Департаменте в установленном порядке аттестации выделенных помещений, автоматизированн ых систем. Назначает лиц, ответственных за защиту государственной тайны и за защиту информации в подразделении.

5.16. Осуществляет в пределах своей компетенции приемку и эксплуатацию объектов, систем и средств информатизации и связи, устанавливаемых в служебных помещениях Департамента с целью обеспечения защиты циркулирующей в них секретной и служебной информации.

5.17. Несет ответственность за обеспечение в Департаменте сохранности государственной и служебной тайны, соблюдение сотрудниками установленного режима работы и Служебного распорядка Министерства.

5.18. Несет ответственность за полноту и своевременность выполнения Департаментом мероприятий, предусмотренных при непосредственной подготовке к переводу и переводе Министерства на работу в условиях военного времени.

5.19. Выполняет иные функции, возложенные на него руководством Министерства.

С правилами оформления общегражданского паспорта можно ознакомится на портале Госуслуги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *