Что такое конструктивное лидерство

Проблема лидерства. Типы лидеров

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Лидерствоспособность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:

1) Лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, носителем такой власти выступает не большинство, а один человек или небольшая группа лиц.

2) Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.

3) Лидерство — это влияние на других людей, но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния — это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером), б) широта влияния — воздействие осуществляется на всех членов группы; в) явный приоритет во влиянии — отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства.

4) Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное

и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) Лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов.

Лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи, в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий — притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

В зависимости от направленности влияния (скорее — по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать:

1. Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.

2. Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников).

3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей).

В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

По стилю выделяют следующие типы лидеров: авторитарный (харизматический), демократический и попустительский (анархический).

Лидерство в группе может быть: формальным (официальные руководители) и неформальным. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п. В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа.

1) «один из нас» — не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере — наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности, в целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается, как и все остальные члены группы;

2) «лучший из нас» — выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) качествам и в целом является образцом для подражания;

3) «хороший человек» — воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

4) «служитель» — стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из сотрудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Источник

Лидерство в группе. Классификации лидеров

Лидерство в группе складывается из компонентов: делового, эмоционального и информационного.

1. Деловое лидерствохарактерно для формальных групп, реша­ющих производственные задачи, в его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наи­более сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, на­ладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных соци­альных группах на основе человеческих симпатий — притяга­тельности лидера как участника межличностного общения.

• Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую на­пряженность, создает атмосферу психологического комфор­та. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за со­чувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, одна­ко, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

В зависимости от направленности влияния (скорее — по ре­зультату лидерства для организации) лидерство можно рассмат­ривать как:

1. Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.

2. Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидер­ство в сформировавшейся на производстве группе воров и взя­точников).

3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство сре­ди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным ли­дерством.

По стилю выделяют следующие типы лидеров: авторитар­ный (харизматический), демократический и попустительский (анархический).

Лидерство в группе может быть: формальным (официальные руководители) и неформальным.

Формальные лидеры — это люди, которых члены группы вы­бирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (напри­мер, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.). Таким образом, формальные лидеры связаны с официаль­ной организацией и имеют возможность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы перед администрацией.

Неформальные лидерыэто люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяже­нием, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий да­ром внушения и убеждения. Американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руко­водителя-вожака:

1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества — ум, умение принять нуж­ное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактич­ность, дипломатичность.

2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится по­буждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть чле­нов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, име­ющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуа­ции: торжественное событие в коллективе, спортивное меро­приятие, турпоход и т.п.

В зависимости от того, как лидера воспринимает группа, выделяют следующие типы лидеров:

1) «один из нас» — не выделяется среди членов группы, воспри­нимается как «первый среди равных» в определенной сфере — наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руко­водящей должности, в целом — по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и оши­бается — как и все остальные члены группы;

2) «лучший из нас» — выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) каче­ствам и в целом является образцом для подражания;

3) «хороший человек» — воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

4) «служитель» — стремится выступать в роли выразителя ин­тересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из со­трудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.

Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров.

Институциональный лидер — человек, который является преимущественно специалистом по выдвижению и защите ценно­стей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение офи­циальных задач, которые поставлены перед группой админист­рацией.

Межличностный лидер — человек, который старается смяг­чить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, умень­шить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.

Другой американский ученый, Р. Бейлз, делит лидеров на сле­дующие два типа:

1) деловой лидер, организующий группу для решения конкрет­ной задачи;

2) популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений.

Немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал теоре­му «дивергенции» — все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов груп­пы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллель­но руководят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в достижении наилучшего результата. Эта закономерность оказа­лась типичной для формальных групп в организациях.

Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, ус­пешное и эффективное лидерство.

Пробный лидер появляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек стара­ется вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы пови­новаться пробному лидеру определяет его успешность.

Успешный лидерэто человек, за которым последовали чле­ны группы. Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Резуль­татом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.

Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, ког­да задача группы решена. Итак, Хемфилл классифицирует лидер­ство процессуально, развертывая его от начала деятельности груп­пы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное ли­дерство) и, наконец, до результата группового решения (эффек­тивное лидерство).

Несколько иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство;

Фокусированное лидерство имеет место в том случае, ког­да все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фо­кусированный лидер направляет деятельность группы на реше­ние задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.

Рассеянное лидерство имеет место в том случае, когда раз­личные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лиде­ров. Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных, старых группах, а фокусированное лидер­ство — в молодых, только начинающих свою работу группах.

Источник

Как стать лидером: что нужно уметь и какой стиль управления выбрать

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Что такое лидерство

Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.

Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

Лидер:

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Какие качества присущи лидерам

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

Что такое конструктивное лидерство. Смотреть фото Что такое конструктивное лидерство. Смотреть картинку Что такое конструктивное лидерство. Картинка про Что такое конструктивное лидерство. Фото Что такое конструктивное лидерство

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

Источник

Мотивация лидерства. Классификация лидерства. Конструктивное лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации:

мотивация = f (мотив х ожидание х стимул).

Это означает, что амбиции человека представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к политической системе, будущими возможностями как политика, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи — будущий престиж, власть и зарплата — определяют амбиции.

Мотивация, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: мотивация успеха (МУ) — и мотивация избежания неудачи (МН). На языке формул можно записать:

То есть уровень удовлетворения в случае успеха и степень унижения в случае поражения зависят от субъективных ожиданий индивида относительно возможных последствий как того, так и другого. В случае, если в мотивационной модели индивида МН превышает МУ, индивид выбирает либо ситуацию со стопроцентным успехом, либо очень рискованные предприятия (для легкого оправдания своего провала). Если МН равна МУ, то результативная мотивация равна нулю, она практически отсутствует. И наконец, чем больше МУ по сравнению с МН, тем выше субъективная вероятность успеха, так как относительная сила мотивации влияет на эту вероятность и смещает ее вверх. Беспокойство относительно провала тем сильнее, чем меньше возможность успеха приближается к границе 50/50.

Итак, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой возможности равен движению без направления. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, апатии, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении. Лидеры как бы конвертируют надежды и стремления в санкционированные ожидания. Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых такова:

Желания и потребности =>надежды и ожидания =>требования =>политические действия.

Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:

1) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе;

2) потребность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе и т. д.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что основным властным мотивом является стремление удовлетворить одну потребность — в доминировании. Д. Берне считает, что главный элемент политических амбиций — потребность в уважении (одновременно, в высокой самооценке и высокой оценке других). Все «великие люди» демонстрировали наличие этой потребности. Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой (В. Вильсон, по 3. Фрейду). По мнению Д. Бернса, стремление к уважению — это не патология, а лишь повышенная потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы — это и есть потенциальные лидеры.

2. Классификация лидерства

Сейчас проблема лидерства достаточно актуальна и широко разрабатывается. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства, по Д. Гоулману, является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуа­ции, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: содержание, стиль, характер деятельности лидера.

По содержанию различают:

 лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

 лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

 лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

 Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

 Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:

 ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

Экспрессивное лидерство направлено на регулирование межличностных, прежде всего эмоциональных отношений, существующих между членами группы. Его цель – сплочение, поддержание внутренней целостности и единства группы. Лидер, ориентированный на решение задач сплочения, называется экспрессивным, или эмоциональным.

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

 конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

 деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

 нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

2.1. Конструктивное лидерство

Как уже упоминалось выше, конструктивное лидерство (функциональное) – способствует осуществлению целей организации. Оно является одним из важнейших компонентов эффективного руководства.

При конструктивном лидерстве оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *