Что такое консалтинг простыми словами и для чего он нужен
Что такое консалтинг простыми словами и для чего он нужен
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза.
Консалтинг – что это такое простыми словами: вся правда
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза? Сегодня мы разберем такую животрепещущую тему, как консалтинг – что это такое простыми словами. Статья для тех, кто ничего в этом не понимает, но очень хочет попробовать себя как в роли заказчика, так и в роли того, кто подобные услуги предоставляет.
Эту статью можно условно разделить на 2 части. В первой мы разберем на молекулы все то, что связано с консалтингом, чтобы у вас больше не было никаких вопросов по теме. Во второй же части мы плавно перейдем к конкретным действиям для того, чтобы вы стали действительно успешным в этой сфере.
Если вы студент и зашли почитать статью для того, чтобы написать очередной никому не нужный реферат, курсовую или, того и гляди, целую дипломную работу, то спешу вас огорчить: данный разбор заточен исключительно с практической стороны. Теории здесь мало, следовательно можете смело закрыть вкладку).
Ну а для тех, кто продолжил чтение, мы рассмотрим следующие темы:
Но прежде чем раскрыть все свои секреты мы, как обычно познакомимся с базовыми терминами в этой сфере.
Что такое консалтинг и почему это популярно?
Если вы спросите лично у меня, что же такое консалтинг, то я отвечу вот этими строками:
А если еще проще, то это ничто иное как консультирование. Именно так и переводится это слово на русский язык. При этом важно понимать, что такое консультирование не обязательно связано с бизнесом.
К примеру, если мальчик Петя приходит в гости к девочке Тане, чтобы та помогла ему в решении домашнего задания по алгебре, то это также считается консалтингом. Другое дело, что ввиду общего информационного шума обычный интернет пользователь подразумевает под консалтингом нечто, связанное именно с предоставлением бизнес услуг.
Но это далеко не так. Такой вид деятельности, как консалтинг, подразумевает применение в различных нишах. Дальше мы разберемся почему большинство из тех, кто занимается консалтингом, не достигают успеха на этом поприще.
Кстати, тех, кто предоставляет такого рода консультации, называют не иначе как консалтерами. То есть наша девочка Таня из примера – типичный консалтер, которых на рынке труда очень много.
К слову, если вы только собираетесь зарабатывать в этой нише, то не слушайте россказни всяких гуру и экспертов, что дескать эта ниша свободна и конкуренты отсутствуют как таковые. Сейчас консультантов очень много: достаточно сходить на двухнедельные курсы по консалтингу – и, вуаля, ты уже специалист.
Естественно, что о качестве такой подготовки говорить не приходится, и вывод из этого один: консультантов много, но качественных консультантов – мало. Ваша задача либо стать качественным востребованным специалистом, либо, если у вас есть бизнес задачи, обратиться именно к такому консультанту.
Почему же ниша консалтинга сейчас на пике популярности?
Бытует мнение, что это очень легкий вид заработка. Ведь действительно: просто сидишь, говоришь что нужно делать и получаешь за это деньги. Но это огромное заблуждение и немного ниже мы разберем почему.
Не в последнюю очередь такой популяризации консалтинг обязан всяческим он-лайн курсам. Так что привет, инфобизнес ).
Теперь давайте разбираться когда, где и с какой целью нужны консультации? Постараемся смоделировать такие ситуации на основе того практического опыта, который есть у меня лично и у моей команды.
Когда нужны консалтинговые услуги?
Странно, но многие люди ставят подобный вопрос, не понимая какие именно задачи может решить качественный консалтинговый сервис. Попробуем разъяснить для каких целей нужен консалтинг простыми словами.
Представим себе, что вы нейрохирург высокого уровня и делаете операции на спинном мозге. Но тут произошла такая ситуация, что в подобной операции нуждаетесь лично вы. С одной стороны – вы специалист своего дела и можете все сделать самостоятельно, но с другой – делать операцию самому себе, мягко говоря, неудобно). Вот тут и требуется свежий взгляд со стороны.
Другой пример. Очень часто практикующие психологи приходят на консультацию к другим психологам, потому что иногда совет со стороны решает намного больше, чем внутренняя работа человека над своим поведением.
Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения ведения бизнеса. Если вы находитесь внутри процессов длительное время, то взгляд на текущую ситуацию может немного “замылиться” и вы не увидите отдельные ошибки.
Вот и получается, что каким бы специалистом вы не были, периодически, раз в 3 месяца, рекомендуется прибегать к помощи сторонних профессионалов для решения тактических и стратегических задач. Моя личная рекомендация – не нужно ждать, когда у вас образуется критическая ситуация. Нужно на год вперед запланировать консультационные услуги.
В общем, консалтинговые услуги помогут в решении следующих задач:
Основные этапы консалтинга в любой нише:
Мы уже договорились, что консалтинг – это не обязательно то, что связано с бизнесом. И сейчас разберемся почему это так.
Виды консалтинга
Для начала следует понять, что консультация может быть по поводу любой проблемы, которая возникает у человека в любом виде его деятельности. Например у вас проблема: вы не можете сбросить вес до той отметки, которая вам нужна. Вы идете к специалисту по похудению и проводите с ним консультацию.
Да, это тоже консалтинг. И он никак не связан с бизнесом. Ведь консультации мы можем получить у кого угодно: у стоматолога, косметолога, тренера по фитнесу, юриста, слесаря на СТО.
Поэтому мы поделим весь консалтинг на два типа: тот который связан с ведением бизнеса, и тот, который относится к любому другому виду деятельности.
Договариваемся, что дальше будем уделять внимание только первому типу.
И здесь я бы действительно мог подсобить студентам, которые пишут дипломные работы или рефераты и перечислить все то, что можно найти на других сайтах. Но поскольку я обещал этого не делать, дам только общую структуру видов консультационных услуг на сегодняшний день.
Как продается консалтинг
Чем полезна градация консалтинга приведенная выше? Во-первых, она очень проста: вы никогда не запутаетесь в том, какой именно вид консультационных услуг вам нужен в конкретной нише.
Во-вторых, такая структура дает понимание того, за что вы будете платить, если заказываете услугу, либо получать деньги, в случае предоставления консультационных услуг. Очевидно, что в первом варианте цена будет самой низкой, а в третьем – самой высокой.
В-третьих, она дает понимание того, какой вид консалтинга нужен именно вам в данный момент. И тут все зависит от того, какой ресурс будет платиться за решение проблемы: время или деньги. Например, вы только выходите на рынок и ограничены своим бюджетом, что вполне нормально для начинающих бизнесменов. Тогда вашим вариантом будет номер один.
И самое главное – вы всегда будете знать кто за что несет ответственность…
В чем отличие консалтинга от других бизнес услуг?
Вернее ее полное осознание клиентом. В случае коучинга, ответственность всегда лежит на клиенте и коуч не может ничего советовать или рекомендовать, так как клиент должен все сделать сам. В консалтинге все намного сложнее. Вернее проще).
Обычно принято считать, что раз консалтер говорит клиенту что делать, то и ответственность на нем. В большинстве случаев это действительно так.
Но давайте разберемся кто за что несет ответственность относительно той структуры, которую мы рассмотрели чуть выше.
В первом случае, если консультант предоставляет лучшую рабочую методику для клиента и клиент внедряет ее самостоятельно, то на ком тогда будет основная ответственность? Правильно, исключительно на клиенте.
Во втором случае, когда консалтер говорит клиенту что делать, а тот, в свою очередь, самостоятельно все внедряет, под чутким контролем консультанта, то на ком будет ответственность в таком случае? Правильно, исключительно на клиенте. Вне зависимости от того, идет ли проверка составленного плана или нет, в любом случае делать или не делать решает именно клиент.
Ну и в третьем случае, когда клиент готов заплатить деньги за результат, а консалтер внедряет все самостоятельно, либо со своей командой, кто несет ответственность за конечный результат? Все верно – тот, кто внедряет пошаговый план.
И здесь у меня 2 совета. Первый – если вы заказываете консалтинг, то будьте готовы заплатить деньгами или своим личным вовлечением в процесс внедрения.
И второй совет: если вы хотите стать действительно успешным консультантом, то должны понимать, что чем больше вы берете на себя ответственности, тем выше будет ваш заработок.
Когда в Yourselfbranding мы придумали именно такую градацию ответственности, то многим нашим клиентам стало понятно за что они действительно платят деньги и на какой гарантированный результат они могут рассчитывать. Я уверен, что эта схема вам обязательно пригодится, в тех случаях, если вы захотите заказать услуги консалтинга, или стать топовым консультантом.
Главная проблема в бизнес консалтинге
Если вы внимательно прочитали всю предыдущую информацию, то понять что такое бизнес консалтинг вам не составит особого труда. Поэтому в этом разделе хочется поговорить о некоторых тонкостях консультирования в бизнесе и о том, почему одни консультанты зарабатывают много, а другие годами топчутся на месте без особых успехов.
Принято считать, что консалтинг могут себе позволить лишь крупные корпорации с огромными бюджетами. Это далеко не так. Все чаще и чаще к подобной услуге прибегают представители среднего и малого бизнеса. Это приводит к постоянному росту спроса на данную услугу.
В большинстве случаев владельцы малого и среднего бизнеса приходят на консультацию со следующими запросами:
Вот и получается, что на рынке консалтинга появляются фирмы, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы, сделать более эффективным персонал, повысить продажи и так далее. Вроде бы эти проблемы достаточно типичны и легко решаемы, но проблема здесь в следующем: в них нет измеримых целей.
Другими словами, если вы вдруг захотите стать успешным консультантом, то вы не сможете им стать просто оптимизируя бизнес-процессы. Все “топовые” консалтинговые компании работают на результат.
К примеру вы хотите работать в сегменте поиска клиентов. Ниша хорошая, хотя и немного перенасыщенная. Если вы напишите на визитке, что являетесь экспертом по привлечению клиентов, то это гарантировано не будет работать. Но если вы напишите, что помогаете создавать дополнительные каналы притока клиентов в любой бизнес с гарантией результата под ключ, то к вам выстроится очередь из тех владельцев бизнеса, у которых есть такая проблема.
Если вы хотите быть классным консультантом, то продавайте содержание и измеримый результат для своих клиентов. И будет вам счастье). Все тоже самое верно и в том случае, если вы хотите купить услугу консалтинга. Обязательно покупайте результат, а не обобщенные обещания.
Теперь пройдемся по самим бизнес консультантам.
Распространенные мифы о консультантах
Что первое приходит на ум? То, что это люди, которые одеты в модный костюм, желательно иметь при себе очки, дорогие аксессуары в виде часов и запонок. Обязательно должны ездить на дорогой машине. В общем они должны иметь все атрибуты “успешного успеха при себе”.
Но, с другой стороны, наличие таких социальных доказательств никак не говорит о качестве самого консультанта как специалиста. Более того, в современном мире появился термин “новые богатые”. Это те люди, которые ценность своего личного времени ставят намного выше, чем дорогие “игрушки”.
Еще лет 10 назад бизнес-тренер, руки которого по локоть “забиты” татуировками, казался инородным телом в бизнес тусовке. Сейчас это не то, чтобы норма, но общество гораздо более лояльно относится к проявлению таких индивидуальных черт.
Так что же важнее – внешний вид или навыки консалтера? Помните пословицу о том, что встречают по одёжке, а провожают по уму? Мое личное мнение таково: если на вас будет плохая одёжка, то вас могут попросту не встретить. Но не более того.
Обычно консультанты стараются показать как можно больше различных графиков, презентаций, употребить как можно больше всяческих терминов и атрибутов на английском языке. Как правило делается это для того, чтобы еще больше подчеркнуть свою важность перед клиентом.
Но мне кажется, что главный залог успеха – это простота в общении. Чем меньше непонятных для клиента терминов, тем лучше. Тем более если вы будете продавать исключительно результат, которого можете добиться. Люди бизнеса любят конкретику и они ее постоянно измеряют: в людях, часах, килограммах, деньгах.
В том случае, если вы заказываете консалтинг, то насторожиться нужно в тех случаях, если консультант:
Призываем вас прислушаться к этим сигналам при заключении сделки. Добавьте свои “тревожные сигналы” в комментариях под статьей и мы обязательно обсудим их вместе.
Дальше идут обещанные советы для будущих успешных “советников”, но прочитать этот раздел будет полезно и собственникам бизнеса.
В чем могут быть трудности, если вы решили стать консалтером?
Самая главная трудность – просто стартовать. А после того, как вы начали продвигаться к своей цели, понять, что уровень доверия к вам, как к эксперту, на первых порах будет достаточно низким и с этим ничего не поделаешь.
Со временем у вас появятся свои кейсы и определенный опыт проделанной работы. К этому моменту вам станет значительно легче. По своему опыту могу сказать, что первые два года такой работы – самые сложные.
Еще одна трудность – вам будет казаться, что у вас недостаточно знаний. Как ни странно – знаний нужно немного. Их должно быть ровным столько, сколько требуется для того, чтобы можно было выполнить свою работу. Естественно вы должны постоянно развиваться – читать нужную тематическую литературу, особенно ту, которая выходит на английском языке, знать все тренды и уметь прогнозировать их развитие.
Например я очень спокойно отнесся к появлению чат-ботов в мессенджерах, так как понимал, что это только дополнительный способ донесения своего предложения на рынке и не более.
Ну а теперь я раскрою действительно великий секрет, который помог мне совершить значительный скачок в развитии своих качеств консалтера. Помните мы уже говорили с вами о том, что если вы хотите стать успешным консультантом, то должны гарантировать результат своим гонораром? Так вот: это нужно не для того, чтобы лучше продавать свои услуги в качестве “советника”. Такое обещание нужно в первую очередь именно для вас! Не забывайте об этом!
Ну а второй секрет, как быстро стартовать в качестве консультанта, я раскрою только тогда, когда эта статья наберет 100 лайков и репостов. Поэтому комментируйте данный материал и делитесь им со своими друзьями в социальных сетях.
С чем едят консалтинг? И зачем?
Наверное, многие из вас сталкивались с таким явлением жизни, как консалтинг. А кто-то никогда не сталкивался, но все обязательно слышали. Так уж получилось, что я работаю в этой сфере и хотелось бы пролить чуть-чуть света на эту деятельность и рассказать, как оно происходит и что из себя представляет.
Давайте сразу определимся. Я не буду вам затуманивать голову умными словами и буду говорить как есть. Ваше дело верить или нет, это уже другой вопрос, комментарии открыты для дискуссий. И еще — мои слова не нужно воспринимать как истину в последней инстанции. Это не более чем мое личное мнение и мой личный взгляд на вещи. У вас он может быть другим.
И еще одна маленькая ремарка — да, я знаю что хабр — это ИТ ресурс. Да, это статья про ИТ. Технологии управления так же относятся к ИТ. Более того, принимаемые решения в области управления всегда прямо влияют на ИТ структуру компании, поэтому важно знать и понимать, что же такое консалтинг. Хотя бы просто чтоб уметь держать оборону перед начальством 🙂
Что же такое консалтинг?
Не ведитесь на определения полные новомодных словечек, все вполне описывается понятными терминами. По-русски это консультирование. А еще лучше, систематическое оказание консультаций. Если Вася спрашивает у Пети, как ему лучше сделать домашнее задание, то Петя оказывает Васе услуги консалтинга.
С этим разобрались, теперь дальше.
Консультирование может быть по совершенно разным вопросам. Васе может потребоваться помощь по химии, по математике или по рисованию. Услуги Пети в этом случае могут быть названы предметным консалтингом. То есть, оказанием услуг экспертизы в определенной области с выдачей заключения и рекомендаций. Решить задачу чаще всего можно ограниченным набором способов, по определенной методике, поэтому такая экспертиза вполне измерима и проверяема. Если учительница поставила Васе двойку за задачу решенную Петей, то он выставит Пете претензию и выиграет дело в суде.
Предметный консалтинг – экспертиза в предметных областях (право, ИТ, бухгалтерский учет и т.д.), где ответ на вопрос вполне может быть рассмотрен в отрыве от общей структуры процессов организации и достаточно часто является однозначным. Я не буду особо останавливаться на предметном консалтинге, тем более это то, с чем многие сталкиваются в обычной жизни. Походы к врачу, юристу — это оно самое.
Но ведь может быть так, что он хочет решить вопрос, как себя вести с хулиганом Вовочкой, который отбирает у него деньги на завтраки. В этом случае консалтинг трудно назвать предметным (ибо единого мнения экспертов тут быть не может, да и предмет не определен), однако Петя точно знает, что задобрить Вовочку может набор вкладышей от жвачки. То есть его деятельность хоть и не описывается по строгим законам, все-таки приводит к определенному положительному результату. Предмет консалтинга тут довольно расплывчатый, ибо трудно определить понятие “задобрить Вовочку”. Такой консалтинг часто называют общим, стратегическим, управленческим, часто сливая понятия и подразумевая под ними какой-то субъективный процесс, в результате которого в организации целиком должны произойти некие позитивные сдвиги.
Общий консалтинг (управленческий, стратегический и т.д.) – экспертная оценка деятельности организации, когда для вынесения решения необходимо проанализировать всю ее деятельность (совокупность процессов) целиком.
Тут главное правильно сформулировать цели.
А то ведь Вовочка может продолжить отбирать деньги даже будучи добрым-добрым 😉
Чаще всего собственники бизнеса это понимают плохо, поэтому первоначальным требованием чаще всего идет “сделайте нам красиво”. Красиво – это значит, что у всех консалтинг есть, а у меня нет. Непорядок! Или “Хочу оптимизировать бизнес-процессы”. Что такое оптимизировать и какие именно процессы, он не знает.
И первый звонок: если консультант обещает сделать вам красиво, не конкретизируя, что именно будет достигнуто, значит это ловкий мошенник. Вы можете пользоваться его услугами (зачем – об этом дальше), но не стоит строить лишних иллюзий.
Не обманешь – не продашь. Важнейший принцип консультантов.
Требуйте конкретику. Если результат представляется неизмеримым, попытайтесь придумать объективные механизмы измерения. “Петя, после того как я последую твоим советам, Вовочка должен отбирать мои деньги не чаще двух раз в неделю, согласен?”
Самое интересное, что на этом этапе 90% консультантов отвалятся и прекратят тратить ваше время. Для вас это прекрасно, вы не выкинете деньги на ветер.
Теперь проанализируем типичное представление о консультантах.
Как правило, люди ожидают увидеть человека с костюме, в очках и с умным видом 🙂 Чем дороже консалтинг, тем дороже машина, на которой он передвигается, и солиднее папка, в которой он хранит важные документы. Часы, конечно же, самой последней модели и соответствуют веянию моды. Девушки конечно все — модели.
На рисунке: Типичные консультанты в голове клиента. Атрибуты успешности видны невооруженным взгядом.
Зачем же нужны все эти атрибуты? Их наличие необходимо для того чтобы пробить ваши врожденные защитные механизмы недоверия и скепсиса. Еще бы, успешный человек не станет впаривать лапшу. Но отчего нет? Если покупают?
А теперь вспомните, кто лучше всех решал задачки в школе или в институте. Тот, кто ходил с самым модным пеналом/ездил на своей машине? Или какие-то невнятные ботаники? 🙂 То-то. Вопрос шашечек и езды тут актуален как нигде. Научитесь не вестись на модную обертку. Хоть и хочется.
Теперь немного о том, что же является результатом работы консультантов. Это то, благодаря чему слово консультант практически стало ругательным. И поделом.
В массе они очень любят непонятные графики, схемы и прочую ерунду, которая придает серьезность их деятельности. Для клиента это в свою очередь – красивые картинки, которые не стыдно показать начальству и инвесторам. Если вы никогда их не видели – не беда, откройте любой учебник по бизнес-анализу или какую-нибудь популярную книгу по стратегическому планированию. Они там представлены в массе.
Обычно эти картинки настолько чудовищно исполнены, что в их смысле без бутылки тяжело разобраться даже другим консультантам. Зато выглядит круто. Объемные плашки, тексты на весь слайд, набранные шрифтами шестого размера и прочие графические “красивости” впечатление усиливают. Серьезно, биться головой о стол начинают даже те, кто не относятся к поклонникам Темы Лебедева.
Все это имеет определенную цель – запутать клиента. Заставить его поверить, что “он много чего не понимает”, что консультант тут царь и бог и только он может расшифровать все эти непонятные письмена. Ну а раз консультант такой умный, то достоин и высокой оплаты, ведь правда? Вдобавок, это позволяет оправдать бесчисленное количество часов, якобы затраченных на анализ вашей организации. Что это за анализ?
Так называемые исследования.
Вы, наверное, видели многие так-называемые виды “анализа”. Им несть числа, возьмем просто несколько примеров. Допустим SWOT. Круто звучит, “Swot” – анализ, да?
Что же это такое? А это всего лишь выделение сильных сторон (Strengths), слабых (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Threats). Просто перечисление. Список из четырех строчек. Доступно и третьекласснику. По содержанию же – лапша, гордо присвоившая себе характеристику “анализ” откуда-то из точных наук для придания себе значимости.
Полюбуйтесь на эту прелесть.
Смотрите еще, какая красота – PEST анализ.
А вот, одно из моих любимых: “Анализ пяти сил Портера”
(картинки не мои, позаимствовал их для цитирования из бездн гугла)
Солидно выглядит, да?
Только вот по сути все это сильно напоминает советы в женских журналах “Семь способов завоевать мужчину». Так же весьма примечательно, что количество графических украшений обратно пропорционально количеству заключенного в них смысла.
Обычный проект по консультированию состоит из выдачи такого и подобных ему анализов чуть менее чем наполовину.
И эту лапшу вам предлагают за очень серьезные деньги.
И тут мы должны вспомнить, что же все-таки делает консультант?
Для общего консалтинга результат консультирования – не красивые картинки. Результат — изменения в организации. Изменения процессов взаимодействия, изменения структуры. Все это должно быть не ради абстрактной красоты, а ради повышения эффективности работы. Если консультации проведены, а изменения не наступили, значит работа выполнена зря, значит это выброшенные на ветер деньги.
Как же быть, если вам хочется получить от консалтинга пользу и потратить деньги с умом?
Вам ведь на самом деле надо решить проблему, а не просто красиво потратить деньги. Если нужно, конечно.
Постарайтесь не обращать внимание на внешнюю сторону.
Обаяние, стоимость костюма, бренд фирмы – весь этот арсенал направлен только на то и исключительно на то, чтобы выудить из вас деньги. Очаровывать людей — профессиональное качество любого мошенника. Миллионы вкладчиков МММ требовали оправдать Мавроди потому что не могли поверить в нехорошие поступки этого кристально честного человека.
Да, да, все так – им верить нельзя, мне можно. Надеюсь, я сумел зародить в вас скептицизм в том числе и по отношению к самому себе 🙂
Требуйте с консультанта конкретики. Конкретика – это метры, тонны, доллары. Конкретика – это регламенты и правила. “Новое стратегическое видение” конкретикой не является. Гоните тех, кто не сможет вам сказать, сколько конкретно сможет принести внедрение (тут важно знать меру, так как без достаточного количества информации сказать это невозможно).
Гоните тех, кто говорит что они гарантируют экономический эффект без определенных полномочий в компании только на основании консультирования или только на основании одного-двух коротких мероприятий (он не сможет проконтролировать внедрение, а значит не отвечает свои слова).
Если консультант не рискует гонораром, как он может отвечать за результат своей работы? Так и спросите его – ты отвечаешь или нет? А если отвечаешь, то чем? А нужны ли тебе полномочия, чтобы отвечать за результат? Если ответ на эти вопросы отрицательный, то зачем он вам тут нужен?
В случае, если консультант готов отвечать за результат своей деятельности, то в свою очередь, усилия потребуются от вас.
От вас вообще потребуется очень много усилий. Вы должны быть к ним готовы. Ведь чтобы слова облеклись в действие, необходимо его приложить. Сам консультант не имеет права приказывать вашим сотрудникам, значит это будете делать вы или кто-то в вашей организации.
Никогда не забывайте, что консультант – не волшебник, с приходом которого все моментально станет хорошо. Проект по управлению изменениями может быть длительным, тяжелым и требовать много усилий.
Кстати, с любым консультантом, даже прохиндеем, можно отлично поговорить как с психоаналитиком не требуя никакой конкретики. Многим руководителям помогает. Не “для чего”, а “вообще”. В русской традиции ходить к психологам не принято и для многих руководителей консультирование становится отдушиной, где можно не боясь ничего высказать свои проблемы и даже получить какие-то грамотные советы. Чисто по дружески, как Вася с Петей, но по отдельному тарифу. Ничего зазорного в этом нет, но и сверхотдачи от этого ждать не стоит.
Серьезное же консультирование идет несколько иным путем.
Для начала проводится этап исследования. Консультант проводит серию интервью с ключевыми сотрудниками (как правило, не более двух десятков), строя по результатам модель процессов организации.
На этом этапе уже выявляются проблемные зоны, противоречия. Процессы организации – вот ключевой интерес консультанта. Это достаточно измеримая вещь, процессы практически
всегда не являются эфемерными, а могут быть вполне строго описаны.
Самое главное при описании процессов – не раскройка механизмов до отдельных операций, а определение границ процессов. Кто и что делает внутри подразделений – вопрос отдельный, а в контексте взаимодействия гораздо важнее то, что получается в результате и в какой форме.
Не менее важно выявить болевые точки, то есть места напряжений и конфликтов. Это именно то, в чем обычно кроются истиные проблемы.
Методика интервью у всех своя, но достаточно точно описывается набором вопросов “Что? Где? Когда? С кем? Как именно?”. Возвращаясь к примеру с Васей, Петя должен у него выяснить, кто его обижает, где, как часто, как именно и давно ли это происходит? Ведь если Вовочка, условно говоря, отбирает деньги только в парке около школы, то может быть достаточно не ходить в этот парк, не покупая ему кучу дорогих жвачек. Да и потом, зачем ему брать деньги, если он может носить с собой бутерброды?
Сами интервью цикличны, так как участники могут давать противоречивую информацию, то будет требоваться ее уточнение по мере хода проекта.
На этом этапе очень часто выявляются проблемы, которые изначально не были сформулированы заказчиком. Все они в обязательном порядке документируются. Почему возникают? Просто человек не очень способен оперировать более чем десятком дел/явлений/объектов одновременно. Значит, в любой организации численностью более 10 человек руководство уже не в курсе, чем реально занимаются и какими проблемами живут их подчиненные, особенно на два-три уровня ниже.
После этапа интервью происходит анализ ситуации.
Он состоит из двух частей: формулирование зон ответственности (в том числе построение карт процессов) и проблемных мест. При указании проблемных участков обязательно выясняется, отчего они вообще возникают?
Бардак с учетом, например, может быть следствием проблем с ИТ инфраструктурой, а может – из-за отсутствия контроля возврата первичных документов. При этом изначальную проблему собственник может формулировать как “воровство в магазинах”.
Карту процессов можно строить в разных нотациях. Это тема для отдельной статьи, просто скажу, что мой выбор – BPMN, она легче всего воспринимается широкой аудиторией и имеет все необходимое для построения процессов любого уровня сложности.
После анализа и построения карт процессов не забудьте предложить свои варианты решения проблем.
И вот тут внимание. Если вы консультант.
Не наступайте на известнейшие грабли консультантов! Не думайте что вы умнее своего клиента. Это надо высечь золотыми буквами. Он знает свою специфику на 110%. Вы хорошо изучили его структуру бизнеса, вы предлагаете варианты, но вы не можете настаивать на каком-то решении, так как по-определению знаете ситуацию хуже него. Контролировать и мотивировать – вот ваши задачи на этом этапе. Не давать проекту глохнуть и двигать его вперед.
Менеджерская сессия.
Это прекрасный момент, когда интимный этап работы консультанта обретает воплощение и компания с ним знакомится. Что же происходит?
В большинстве случаев происходит вот что: на гора вываливаются ужаснейшие слайды и в течение нескольких часов начинают нудно и детально разбираться всякие мелочи. Самое главное тут – не заснуть. Иногда это даже удается.
Вот после такой презентации менеджеры с облегчением вздохнув, отползают на свои рабочие места и стараются забыть это как страшный сон. Консультант получает деньги, приятно беседует с генеральным и отчаливает в прекрасное далеко. Миссия выполнена! Директор показал, что он держит нос по ветру и не лох, даже консультантов нанял (а они ему еще и прикольную книжечку со схемками нарисовали, будет что пацанам показать). Менеджеры продемонстрировали рвение и наперебой согласились со всеми предложениями руководства (лишь бы не били и зарплату не задерживали). Консультант получил свои кровно заработанные.
Так вот, чтобы такого не было, важно не расслабляться на последнем этапе. Все выявленные проблемные зоны должны быть закрыты.
Положенные под сукно результаты – выброшенные деньги.
А чтобы они не легли под сукно, на менеджерской сессии должны приниматься решения. То есть кто конкретно, и в какой срок что делает. С обязательным протоколированием. Представленная презентация должна давать достаточную информацию для принятия таких решений, то есть быть достаточно понятной для всех присутствующих, содержать всю необходимую информацию, и в то же время лаконичной, чтобы не уводить участников обсуждения в сторону.
Не укладываетесь в один день? Делаете два, три, сколько нужно. Собираете рабочие группы меньшим составом и так далее. То есть начинается кропотливая и нудная работа по проведению изменений.
Вот тогда есть надежда на то, что что-то сдвинется и сам проект консалтинга вам что-то даст.
Отсюда парадоксальный вывод: консалтинг не может быть дорогим, если это простое составление схем и разговоры по душам. И в то же время он не может быть дешевым, если предполагает реальную серьезную работу по проведению изменений.
Напоследок, ответы на несколько вопросов, не затронутых в этой статье, но все же важных и возникающих очень часто.
Вы же нам все сделаете как нужно, а мы получим результат?
-Верно. Но всегда и в обязательном порядке для проведения проекта требуется человек в вашей организации – идейный вдохновитель. Это не обязательно тот, кто привел нас в вашу компанию, но часто это он и есть. Этот сотрудник обязан брать управление проектом в свои руки. При этом он должен занимать достаточно высокое положение в компании. Только он, услышав от консультанта “ваш отдел продаж конфликтует с подразделением маркетинга” может вызвать представителей этих двух подразделений и заставить их выработать общие правила игры. Именно его должен контролировать и мотивировать консультант.
Если этот человек вы, то готовьтесь к серьезной работе. Кроме разговоров по душам от вас потребуются реальные распоряжения и контроль а так же вовлечение множества людей в организации. Весьма вероятно, что вы должны будете официально выделить на это какую-то часть своего рабочего времени на весь период проекта. А как вы хотели?
Мы слышали, что бизнес-процессы необходимо описать как они есть, потом как они должны быть и после этого проводить поэтапные изменения?
— Раньше это работало. Но последние десятилетия показали, что этот подход очень рискован и часто ведет к краху проекта целиком. Современная среда слишком динамична, процессы меняются быстрее, чем их можно описать. Именно поэтому описание процессов и их реорганизация должны быть практически параллельны. В IT-терминах это Agile механизм работы с процессами и это то, что отвечает современным требованиям. Этой парадигме отвечает так же множество доказавших свою состоятельность концепций развития организации – бережливое производство, кайдзен и так далее.
Мы же все это можем осуществить своими силами! Зачем нам кого-то нанимать?
-Потому что только человек со стороны может оценить систему непредвзято, не начиная тянуть одеяло на себя. Помимо этого, он уже имеет опыт решения большинства проблемных ситуаций которые обычно встречаются в деятельности организации (либо знает, кто может их решить).
На этом и закончим. Надеюсь, я дал вам небольшое представление о том, что же есть такое – консалтинг, по крайней мере в той части, которую у нас обычно называют управленческим консалтингом.