Что такое конкуренция в обществознании

ЕГЭ. Экономика. Тема 13. Конкуренция

Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть фото Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть картинку Что такое конкуренция в обществознании. Картинка про Что такое конкуренция в обществознании. Фото Что такое конкуренция в обществознании

Конкуренция — одно из условий эффективности рынка. Что же такое конкуренция и каковы её виды?

Конкуренция

Конкуренция – от лат. сталкиваться, состязаться. Это соперничество участников рынка за лучшие условия производства и купли-продажи.

Быть конкурентоспособным — значит превосходить остальных по качеству предлагаемой продукции, по её разнообразию, постоянно искать новые пути обеспечения привлекательности товаров и услуг, идти в ногу со временем.

Функции конкуренции

Все данные функции конкуренции в единстве и взаимосвязи обеспечивают эффективную работу рыночного механизма.

Виды конкуренции

По методам соперничества:

Методы неценовой конкуренции:

По условиям протекания:

Условия для свободной конкуренции:

Особенности несовершенной конкуренции:

По масштабам развития:

По характеру поведения хозяйствующих объектов

Существует так называемая нечестная конкуренция — при ней используют противоправные способы борьбы со своими конкурентами, вплоть до доведения до банкротства, разорения.

Признаки нечестной конкуренции:

Закон о защите конкуренции

Конкуренция защищается на государственном уровне, так как является одним их важнейших условий эффективности рынка страны в целом.

Закон « О защите конкуренции» принят в РФ в 2006 году.

Цели:

В законе установлены формы недобросовестной конкуренции в статье 14:

Источник: «Закон о защите конкуренции».

Демпинг — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. В ряде стран он запрещён официально, так как подрывает конкуренции на рынке.

«Административный ресурс» — это нарушение государственными должностными лицам своих полномочий, то есть коррупция.

Таким образом, конкуренция защищается государством, чтобы создать максимально удобные условия для её развития, а значит, и для усовершенствования рыночного хозяйства в стране в целом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Конспект по теме « Конкуренция »

Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть фото Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть картинку Что такое конкуренция в обществознании. Картинка про Что такое конкуренция в обществознании. Фото Что такое конкуренция в обществознании

Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть фото Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть картинку Что такое конкуренция в обществознании. Картинка про Что такое конкуренция в обществознании. Фото Что такое конкуренция в обществознании

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция имеет как плюсы, так и определенные минусы.

Образование монополий – одно из последствий развитого рынка. Если какой-то предприниматель стремится «победить» своих соперников, он начинает господствовать на рынке, добившись этой цели.

Когда мы говорим о монополии как о типе рынка, используется именно следующее определение.

Для предотвращения монополизации рынка в России, как и в других странах, существуют определенные методы антимонопольного регулирования. Среди них:
— Юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка
— Предельное упрощение процедуры создания новых фирм
— Снятие барьеров экспорта/импорта
— Принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирмы
— Контроль государства за слиянием фирм
— Введение государственного контроля над ценами (в естественных монополиях)
— Наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации (когда одно и то же количество одинакового товара продается разным участникам рынка по неодинаковым ценам)

В России основу антимонопольной политики государства составляют ФЗ «О защите конкуренции» и деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Есть еще несколько понятий, которые полезно будет знать:
Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, в котором действуют несколько взаимозависимых продавцов, соперничающих между собой посредством неценовых методов конкурентной борьбы.
Дуополия – это частный случай олигополии, когда на рынке действуют два независимых продавца.
Монопсония – это ситуация на рынке, когда одному покупателю противостоит большое количество продавцов.

И подробнее о формах объединения фирм:
Картель – это объединение фирм одной отрасли, участники которого договорились (возможно, неформально) об объёмах продаж, местах сбыта. Они сохраняют свою торговую и производственную самостоятельность.
Синдикат – это объединение фирм одной отрасли, где продукция участников распределяется централизованно (через единую торговую сеть). Они теряют торговую, но сохраняют производственную самостоятельность.
Трест – это объединение фирм одной отрасли, где участники передают все средства производства в собственность треста и взамен получают определённое количество акций. Они теряют и торговую, и производственную самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании.
Концерн – это объединение фирм, принадлежащих к различным отраслям. Все они теряют торговую и производственную самостоятельность и находятся под единым финансовым контролем.

В рамках соперничества фирмы могут использовать как ценовые, так и неценовые методы конкурентной борьбы.

Источник

26. КОНКУРЕНЦИЯ

Конкуренция – (от лат. соревноваться) – состязательность на рынке между продавцами за получение большей прибыли. Три элемента, которые необходимы для существования рыночной экономики: конкуренция, свобода выбора и частная (негосударственная) собственность. Конкуренция неизбежна, так как каждый производитель или посредник стремится продать на рынке как можно больше товара для получения максимальной прибыли.

Виды конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная (свободная) конкуренция – конкуренция, при которой цена на товар складывается в зависимости от спроса и предложения этого товара. Цена зависит от поведения продавцов и покупателей. Условия, необходимые для свободной конкуренции: множество покупателей и продавцов на рынке, идентичность товаров и услуг у всех продавцов, отсутствие контроля за ценой товаров и услуг (о цене договариваются покупатель с продавцом), свобода посещения рынка продавцами и покупателями, свобода доступа к информации. Пример свободной конкуренции: рынки сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой на рынке господствует один производитель, который стремится самостоятельно устанавливать цены на товары. Черты несовершенной конкуренции: господство одного производителя, установление им высоких цен на товары, жесткие методы борьбы с конкурентами.

Виды несовершенной конкуренции: монополии и олигополии.

Монополия – (от моно – один, поли – владеть) – господство одного крупного производителя на рынке:

естественная монополия защищена законом от конкуренции, так как имеет льготы и продает невосполнимые ресурсы (например, РАО «Газпром» – газ, РАО «ЕЭС» – электричество);

искусственная (нелегальная) монополия – сговор предприятий для получения максимальной прибыли. С этой целью монополисты договариваются между собой о завышении цены всеми продавцами продукции. Покупатель, не имея другого выхода, вынужден покупать товар по завышенным ценам. Формы искусственных монополий: картель (сговор по вопросам производства, сбыта товаров, найма рабочей силы и сговор об уровне цен), синдикат (объединение для совместной реализации товаров), трест (полное объединение предприятий).

Олигополия – господство на рынке нескольких крупных производителей (от 3 до 5). Примеры олигополии можно встретить в автомобилестроении, производстве бытовой техники и компьютеров.

Политика защиты конкуренции. Государство стремится защитить свободную конкуренцию и ограничить расширение несовершенной конкуренции. Правительство издает антимонопольное законодательство, исследует рынок, борется с искусственными (нелегальными) монополиями, поддерживает естественные монополии, контролирует цены и качество продукции. Законодательством устанавливаются максимальные цены на определенные виды товаров (услуг). Государство развивает и укрепляет рыночные структуры и малые предприятия (малый бизнес).

Читайте также

Конкуренция

Конкуренция КОНКУРЕНЦИЯ — состязательная деятельность хозяйствующих субъектов по извлечению прибыли, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне повлиять на общие условия обращения товаров (производства работ и

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота,

54. Недобросовестная конкуренция

54. Недобросовестная конкуренция Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения

26. КОНКУРЕНЦИЯ

26. КОНКУРЕНЦИЯ Конкуренция – (от лат. соревноваться) – состязательность на рынке между продавцами за получение большей прибыли. Три элемента, которые необходимы для существования рыночной экономики: конкуренция, свобода выбора и частная (негосударственная)

Внутриотраслевая конкуренция

4.3. Монополистическая конкуренция

4.3. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция, как и олигополия, является промежуточным видом рыночной структуры между совершенной конкуренцией и монополией. Однако между монополистической конкуренцией и олигополией существуют существенные

4.4. Совершенная конкуренция

4.4. Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция предполагает наличие столь большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов,

Конкуренция

Конкуренция См. также «Корпорации и монополии», «Разорение и банкротство», «Экономика» Конкуренция — это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов. Фридрих Хаек Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и

Рынок и конкуренция

Рынок и конкуренция Удовлетворить потребность – не штука; штука в том, чтобы создать потребность. (NN)* * *Антагонистическое сотрудничество – основополагающий принцип любого рынка и многих браков. (Мейсон Кули)* * *НЕЧЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: продавать дешевле, чем кто-либо еще.

ПОСТОЯННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ПОСТОЯННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Думает ли солист перед выступлением о конкуренции? Своим друзьям я уже рассказывал в связи с вопросом о волнении перед началом концерта, какая жестокая борьба идёт в сфере исполнения классической музыки и каким внимательным надо быть, чтобы не

Источник

Какие функции выполняет конкуренция

Что такое конкуренция

Конкуренция — соперничество между участниками экономических отношений в отношении ограниченных ресурсов: сырья, работ, капитала, рынков сбыта. Конкуренция в целом присутствует в любой экономике — как плановой, так и рыночной.

Конкуренция в переводе с латыни означает борьбу соперничество или соревнование. Это типично для рыночных отношений и происходит потому, что экономические агенты свободны в своих действиях. В силу определенных факторов их интересы могут пересекаться. Обычно в экономике конкуренция рассматривается как конкуренция между производителями за потребительский спрос.

Разновидности конкуренции

Конкуренция бывает совершенная, несовершенная и деловая. Рассмотрим каждую из них.

Деловая

Деловая конкуренция — соревнование или соперничество между компаниями, продающими аналогичные продукты и/или стремящимися охватить одну и ту же целевую аудиторию, увеличить продажи, увеличить выручку и увеличить долю рынка по сравнению с другими.
Это также называется конкуренцией на рынке. Деловая конкуренция обычно является соперничеством за прибыль — многие рыночные игроки, производящие аналогичные продукты, продают их по схожей схеме и даже ориентированы на одну и ту же целевую группу. Однако это соревнование можно разделить на три вида:

1. Прямая конкуренция.

Прямые конкуренты — это поставщики, продающие одни и те же товары одной и той же аудитории и конкурирующие за один и тот же потенциальный рынок.

Прекрасным примером прямых конкурентов является деловое соперничество между Burger King и McDonald’s.

2. Косвенная конкуренция.

Косвенные конкуренты — поставщики, продающие товары или услуги, которые не обязательно являются одинаковыми, но удовлетворяют одни и те же потребности потребителей.

McDonald’s и Pizza Hut являются примерами косвенных конкурентов.

Хотя эти два поставщика продают разные продукты, они считаются конкурентами, поскольку они:

Альтернативные конкуренты (также называемые потенциальными конкурентами) — это поставщики, которые могут полностью заменить коммерческое предложение, предложив новое решение.

Смартфон стал заменой конкуренту цифровых камер. Хотя эти два продукта использовались по-разному, смартфоны смогли предложить совершенно новое решение для удовлетворения потребностей пользователей фотографий.

Важность деловой конкуренции

Вопреки тому, что кажется на первый взгляд, здоровая конкуренция почти так же важна, как здоровый деловой спрос.

Преимущества деловой конкуренции

Конкуренция выгодна всем трем клиентам со стороны предложения — компаниям, потребителям и даже рынку.

Недостатки в деловой конкуренции

Даже деловая конкуренция не всегда выгодна. Высокая конкуренция имеет следующие недостатки:

Совершенная

Конкуренция имеет разные формы. Идеальная модель конкурентного взаимодействия между операторами рынка называется моделью полной конкуренции. Он используется для изучения экономических процессов и явлений с целью их оптимизации в реальной экономической системе. Полноценная конкуренция развивается в свободной среде, в которой один субъект не может влиять на цены, спрос и предложение.

С точки зрения экономической теории рыночной экономики, например, совершенная конкуренция — это оптимальное состояние рынка, при котором все конкурирующие субъекты, которые малы по сравнению с размерами рынка, оказывают существенное влияние на условия покупки и продажи товаров. В этом случае предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность таким образом, чтобы они могли удовлетворять самые высокие потребности клиентов по самым низким ценам.

В случае полной конкуренции цены основаны на предложении и спросе ряда идентичных клиентов и поставщиков. Предполагается, что информация о цене и качестве каждого товара (услуги) доступна покупателям, которые могут сделать рациональный выбор, полностью соответствующий рыночным условиям. В то же время продавцы имеют доступ к информации о потребителях и равный доступ к ресурсам.

Полиполия — это конкуренция между многими поставщиками, а полипсония — это конкуренция между многими покупателями. Для рынка с полной конкуренцией существуют определенные особенности:

Особенностью рынка с полной конкуренцией является разовый конфликт между интересами многих продавцов и покупателей. Примерами таких взаимоотношений могут быть фондовые рынки и биржи товаров и валют. Цена определяется между балансом объемов спроса и предложения. Ни продавцы, ни покупатели не оказывают никакого влияния на цену. Спрос характеризуется стабильностью и отсутствием значительных колебаний. Только рыночный механизм определяет цену.

Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель отношений, которых не существует в реальном мире. На практике одна или несколько характеристик этой модели обычно нарушаются, тогда речь идет о неполном конкурентном рынке.

Несовершенная

В реальной экономике существует неполная конкуренция — рыночные условия, при которых отдельные субъекты экономических отношений или их группы могут оказывать существенное влияние на цены товаров (услуг) для потребителей.

Несовершенная конкуренция возникает на рынках с высокими барьерами для входа новых участников:

Все это затрудняет выход на рынок для нового поставщика, и положение существующих крупных игроков на рынке. В результате со временем производство или доставка товара на рынок концентрируется в руках одной или нескольких крупных компаний, которые способны увеличить свою прибыль, взимая цену за товар. Часть дополнительной прибыли в этом случае может быть использована для усиления защиты от появления конкурентов.

В большинстве случаев на рынке с неполной конкуренцией число продавцов и покупателей относительно невелико, хотя они могут так или иначе повлиять на рыночное равновесие. Существуют также некоторые барьеры для свободного входа и выхода с рынка.

При сильном естественном и искусственном искажении конкуренции в маркетинговой среде может возникнуть крайняя форма несовершенной конкуренции — олигополия и монополия:

Существует еще одна форма несовершенной конкуренции монопольный рынок.

Характеризуется наличием одного продавца, который определяет характеристики товара и его цену. У потребителей нет выбора, и они покупают товары по определенной цене. Выход на рынок других игроков практически невозможен.

Как правило, экономическая политика государства ограничивает полноту власти монополиста. Существует также монополия или рынок с одним покупателем. Он разработан, когда только один потребитель покупает определенный вид товаров или услуг.

Основные аспекты конкуренции

Основными аспектами конкуренции являются:

1. Неограниченное количество участников конкуренции.

2. Свободный доступ на рынок и выход с рынка: каждый имеет право на предпринимательство или прекращение деятельности. Есть разные способы сделать это:

3. Абсолютная мобильность материальных, рабочих, финансовых и других ресурсов — конкурент вкладывает свои деньги не просто так, а для увеличения дохода.

4. Полная осведомленность каждого участника конкуренции (спрос и предложение, цены, норма прибыли и т.д.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и покупкой акций (в последнем случае участник должен знать, какие акции принесут ему максимальный доход).

5. Невозможность влияния ни одного участника свободной конкуренции на решения других участников. Поскольку их количество очень велико, а вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и поставок незначителен, то цена, по которой он собирался продавать свой товар, практически не отражается на рынке. Таким образом, фактические уровни цен определяются некой «невидимой рукой» (рыночным механизмом).

Преимущества и недостатки конкуренции

Как и у любого явления, у конкуренции есть свои сильные и слабые стороны. Среди преимуществ можно выделить следующие положения.

Внутреннее соперничество компаний оказывает положительное влияние на экономическую систему страны в целом. Соревнование поощряет расширение производства, автоматизацию, оптимизацию, внедрение инновационных технологий и подходов для создания экономических выгод. Это побуждает производителей создавать именно те товары и услуги, которые нужны потребителям.

Саморегулирование рынка происходит посредством конкуренции. Постепенное установление равновесия системы приводит к естественному снижению себестоимости продукции, что, в свою очередь, повышает благосостояние населения и уровень вашей удовлетворенности товарами, предлагаемыми на рынке.

Конкуренция приводит к постепенной очистке рынка от неконкурентоспособных производителей, от производителей, создающих продукцию низкого качества или неудовлетворяющую потребителя по другим параметрам.

Даже в ситуации неполной конкуренции, когда один или несколько продавцов или покупателей представляют рынок, все равно происходит постепенная оптимизация соотношения спроса и предложения.

Негативные стороны конкуренции связаны с такими явлениями, как:

В настоящее время основное внимание на рынке уделяется потребностям покупателя. Для получения больших доходов компаниям часто приходится прибегать к методам недобросовестной конкуренции, которые в конечном итоге оказывают негативное влияние на отрасль, нишу или сегмент рынка в целом.

Как определить конкурента

Речь идет не о крупных компаниях, а о небольших и локальных. Это небольшая компания, которая должна уметь все делать самостоятельно. В том числе продвижение в поисковых системах, так как небольшая онлайн-торговля не может содержать штат специалистов для SEO или платежных агентств.

Анализирование конкурентов в поиске

Принцип «смотри на конкурентов — делай лучше» очевиден, но мало кто тратит время на анализ конкурентных проектов. Кто-то ленив, кто-то не понимает преимуществ. Поэтому анализ конкурентных сайтов необходим:

Кроме того, релевантные конкуренты должны смотреть на активность в социальных сетях, качество локации, наличие контекстной рекламы.

Зачем все это? Находите и собирайте упущенные возможности для продвижения, ведущие к конкурентам сторон, и улучшайте их торговлю.

Хорошо подобранный список конкурентов необходим для сбора полезной информации и экономии времени. Если вы проанализируете первые попавшиеся, вы рискуете потратить свое время впустую. Небольшой интернет-магазин электроники, такой как «М.Видео», вообще не является конкурентом. Его подробный анализ бессмыслен.

Борьба с конкурентами

Тысячи книг написаны о том, как бороться с конкурентами в торговле. Однако ниже будут перечислены только методы, доказавшие свою эффективность в российской розничной торговле. Их можно разделить на две категории:

Активные методы конкуренции за покупателя включают:

Пассивные конкурентные методы для клиента включают:

Каждый владелец магазина должен иметь возможность торговать наравне со своими конкурентами. Главное — понимать, что меняется все: выбор, клиенты, методы рекламы, потребности клиентов. Поэтому необходимо постоянно наблюдать за конкурентами, чтобы опережать события

Основные функции конкуренции

Современная экономическая теория определяет шесть функций конкуренции:

Все функции конкуренции оказывают определенное влияние на развитие рыночной модели экономики. Это способствует естественному саморегулированию системы экономических отношений между участниками рынка. Кроме того, конкуренция влияет на процедуры саморегулирования в экономике.

Конкуренция в конечном счете приводит к повышению качества выпускаемой продукции, ориентации производства на потребности потенциальных и существующих клиентов компании. Это позволяет находить возможности для взаимодействия между продавцами и покупателями, чтобы удовлетворить потребности обеих сторон.

Источник

Конкуренция

Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть фото Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть картинку Что такое конкуренция в обществознании. Картинка про Что такое конкуренция в обществознании. Фото Что такое конкуренция в обществознании

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение конкуренции

Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства.

Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.

Задачи конкуренции в экономике:

определение рыночной цены произведенной продукции;

уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;

контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.

В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента.

Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:

Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.

Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.

Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Функции конкуренции в рыночной экономике

Выделяют шесть основных функций конкуренции:

Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.

Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.

Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.

Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.

Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.

Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.

Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.

Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.

Таблица «Черты конкуренции»

Позитивные черты конкуренции

Негативные черты конкуренции

Способствует снижению затрат для потребителей.

Постоянное разорение многих товаропроизводителей.

Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.

Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание.

Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке.

Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.

Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей.

Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.

Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.

Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.

Виды конкуренции

Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.

Линии сравнения

Совершенная (чистая) конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Несколько (примерно 3−5)

Тип товаров

Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)

Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)

Уникальный товар, у которого нет замены

Контроль над ценой

Некоторый, но в узких рамках, ограничен

Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий

Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену, при этом ориентируется на спрос

Условия вхождения в отрасль

Очень легкие, нет препятствий

Пример отраслей

Сельское хозяйство, бытовые услуги

Розничная торговля, рестораны и кафе

Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи

Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть фото Что такое конкуренция в обществознании. Смотреть картинку Что такое конкуренция в обществознании. Картинка про Что такое конкуренция в обществознании. Фото Что такое конкуренция в обществознании

Виды монополий

В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.

Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.

Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.

Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.

Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.

Государственное регулирование конкуренции

Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.

И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.

Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.

Участники конкурентных отношений

Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.

Субъекты правовых отношений:

Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.

Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.

Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.

На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:

федеральные органы исполнительной власти;

органы местного самоуправления;

Центральный банк РФ;

государственные внебюджетные фонды.

Эти субъекты не участвуют в конкурентной борьбе, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Эти действия негативно влияют на других участников конкурентной борьбы.

Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:

потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;

потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.

Вопросы для самопроверки

Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?

Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?

Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?

Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.

Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.

Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.

В роли монополиста может выступать государство.

В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?

Какие формы искусственных монополий вы знаете?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *