Конкретная музыка (фр. musique concrète ) — разновидность академической электронной музыки, в основе которой лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости). Толчком к появлению стиля послужили развитие звукозаписывающей техники, появление доступных микрофонов и магнитофонов, и, как следствие, доступность средств звукозаписи для экспериментаторов.
Содержание
История
Первые звуковые опыты французского инженера-акустика Пьера Шеффера осуществлялись в 1948 году, он и считается пионером данного направления. Конкретная музыка была совмещена с другими формами электронной музыки при создании Эдгаром Варезом «Poème électronique». Она была представлена в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе с использованием 425 тщательно размещённых громкоговорителей в специальном павильоне, спроектированном Янисом Ксенакисом.
После 1950-х годов конкретная музыка была постепенно вытеснена другими формами электронной музыки. По словам Пьера Шеффера,
— Из интервью Пьера Шеффера, 1987 [1]
Однако влияние конкретной музыки заметно в популярной музыке, в частности в песне «Revolution 9» The Beatles, в конце песни «Bike» Pink Floyd. В 1967—1968 Фрэнк Заппа создал несколько композиций в стиле конкретной музыки. В них слышны причудливое жужжание, гудки и свист рассекаемого воздуха.
Традиционная и нетрадиционная конкретная музыка возрождается в 1980-х и 1990-х гг. Такие исполнители, как Рей Буттиджег и Джон Освальд используют найденные и специально созданные звуки, применяя различные методы их обработки. Вместо магнитофонной ленты используется компьютер.
В 1990-х гг. рост популярности всех форм электронной музыки привёл ко второму рождению конкретной музыки. Такие исполнители, как Кристиан Феннес, Франциско Лопез, Эрнесто Родригес, Matmos, Hafler Trio, Arcane Device и Illusion of Safety используют методы конкретной музыки в своём творчестве.
В настоящее время конкретная музыка чаще всего проявляется в соединении с другими стилями. Она повлияла на музыкальный авангард и экспериментальную музыку второй половины XX века, в том числе на индастриал.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Полезное
Смотреть что такое «Конкретная музыка» в других словарях:
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — (французское musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной… … Современная энциклопедия
Конкретная музыка — (французское musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — (франц. musique concrete) музыкальное произведение, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки… … Большой Энциклопедический словарь
Конкретная музыка — (musique concrete) Название, которое французский инженер акустик Пьер Шеффер дал своим концертам шумов (concert de bruits) в 1949 г., через год после того, как первый такой концерт вышел в эфир Французского радио. В сущности этим термином… … Энциклопедия культурологии
конкретная музыка — (франц. musique concréte), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки … Энциклопедический словарь
Конкретная музыка — (французский musique concrete) музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и… … Большая советская энциклопедия
Конкретная музыка — (франц. musique concrиte) звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко… … Музыкальная энциклопедия
Музыка нью-эйдж — Это статья о музыкальном стиле. О группе философских воззрений см. статью Нью эйдж См. также категорию: Музыка нью эйдж Нью эйдж (new age) Направление: Электронная музыка Истоки: джаз, этника, минимализм, классическая музыка, конкретная музыка … Википедия
Музыка New Age — Это статья о музыкальном стиле. О группе философских воззрений см. статью Нью эйдж Нью эйдж (new age) Направление: Электронная музыка Истоки: Джаз, Конкретная музыка, Индастриал Место и время возникновения: Начало 1920 х … Википедия
Смотреть что такое «Конкретная музыка» в других словарях:
Конкретная музыка — (фр. musique concrète) разновидность академической электронной музыки, в основе которой лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям… … Википедия
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — (французское musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной… … Современная энциклопедия
Конкретная музыка — (французское musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — (франц. musique concrete) музыкальное произведение, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки… … Большой Энциклопедический словарь
конкретная музыка — (франц. musique concréte), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний, шумов, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель конкретной музыки … Энциклопедический словарь
Конкретная музыка — (французский musique concrete) музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и… … Большая советская энциклопедия
Конкретная музыка — (франц. musique concrиte) звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко… … Музыкальная энциклопедия
Музыка нью-эйдж — Это статья о музыкальном стиле. О группе философских воззрений см. статью Нью эйдж См. также категорию: Музыка нью эйдж Нью эйдж (new age) Направление: Электронная музыка Истоки: джаз, этника, минимализм, классическая музыка, конкретная музыка … Википедия
Музыка New Age — Это статья о музыкальном стиле. О группе философских воззрений см. статью Нью эйдж Нью эйдж (new age) Направление: Электронная музыка Истоки: Джаз, Конкретная музыка, Индастриал Место и время возникновения: Начало 1920 х … Википедия
Музыка – один из способов отражения реального мира, и отражение это может быть разным, иногда – самым непосредственным. Во все века в музыкальных произведениях то и дело появлялась имитация голосов животных и птиц, завываний ветра, журчания ручьев, шума шагов или скрипа телеги. А что, если не имитировать реальные звуки, а вводить их в музыкальную ткань непосредственно? Ввел же Рихард Вагнер в оркестр наковальни, живописуя работу кузнецов в подземном царстве нибелунгов… Но если в XIX столетии подобные примеры оставались редкими исключениями, то ХХ век расставил акценты по-иному. Почему так произошло? Причины были разнообразны. Во-первых, для этого появились технические возможности – например, Модест Петрович Мусоргский, изображая в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки» телегу, запряженную волами, все-таки не мог требовать от исполнителей, чтобы они притащили в концертный зал пару волов с громоздкой телегой и демонстрировали скрип ее колес непосредственно, а в распоряжении композиторов Новейшего времени появилась звукозапись, позволяющая без особых проблем воспроизводить и шум поезда, и любые другие звуки, естественные источники которых находятся далеко от концертного зала или студии. Но были причины и более глубокие.
Двадцатый век стал временем глобального пересмотра и даже разрушения традиций и устоявшихся порядков – это касалось всего: науки, политики, морали, религии, затронули эти процессы и искусство. Не обошлось без противоречий, но было бы ошибкой представлять их исключительно как противостояние консерваторов и новаторов – конечно, и это имело место, но разногласия возникали и среди искателей новых путей. Особую тревогу порождала утрата эмоционального воздействия на слушателя, которой зачастую оборачивалось применение додекафонии. Вызывала некоторые сомнения и электронная музыка, имевшая немало приверженцев – все-таки звуки, используемые в ней, были «мертвыми», не вполне естественными по происхождению, да и эмоции в ней зачастую вытеснялись наукообразными расчетами.
Одним из тех, кто разделял эти сомнения, был французский писатель, публицист и инженер Пьер Шеффер… Почему не композитор? Изначально он не был композитором – он работал на радио как звукорежиссер, и создавать музыку начал именно с помощью методов, имеющихся в арсенале звукорежиссера. Но когда в 1948 г. во Франции прозвучали по радио его «Пять шумовых этюдов», уже можно было с уверенностью сказать: Пьер Шеффер – композитор, правда, весьма своеобразный. Одна из главных его идей заключалась в том, что звуки реального мира способны вызывать у человека эмоциональную реакцию (чего зачастую не хватало авангардной музыке других направлений), а с помощью технических средств из них можно создавать композиции, выстроенные по законам музыки.
Направление, основы которого заложил Пьер Шеффер, получило название «конкретная музыка». Впрочем, сам основоположник не решался именовать подобные произведение «музыкой», предпочитая говорить о «звуковых структурах». Но главным творческим принципом созданного им направления он считал непосредственную, эмпирическую работу над звуком – в противоположность системному подходу, характерному для электронной музыки. Он же выделил четыре категории «звуковых объектов», с которыми имеет дело конкретная музыка – «живые объекты» (то есть человеческие голоса), шумы естественного происхождения, традиционные инструменты и специально подготовленные. Да, музыкальные инструменты тоже используются в конкретной музыке, но запись их звучания подвергается технической обработке (использование фильтров, наложение звуковых пластов, вырезание определенных моментов и другие методы).
Новшества Шеффера вызывали интерес у коллег, и в «Группу исследований в области конкретной музыки», организованную им в 1951 г., вошли Оливье Мессиан, Пьер Булез и другие крупные композиторы той эпохи. В его студии работали Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис. Приемы конкретной музыки у разных композиторов совмещались с теми музыкальными техниками, которые первоначально вызывали возражения у самого Шеффера. Например, элементы серийной техники присутствуют в «Этюде на один звук» Булеза, «Конкретном этюде» Штокхаузена, «Вокализах» и «Антифонии» Пьера Анри – ближайшего последователя Шеффера. В произведении Эдгара Вареза «Poème électronique» конкретная музыка сочетается с электронной.
В середине ХХ столетия конкретная музыка вызывала немалый интерес, французский журнал «Revue musicale» даже посвятил ей три номера, вышедших в 1957, 1959 и 1960 гг., но позднее она отошла на второй план, вытесненная иными направлениями авангарда. Правда, ее элементы вводились в эстрадные композиции. Второе рождение конкретной музыки состоялось в конце ХХ века, оно было связано с техническими новшествами – на смену магнитофонам пришли компьютерные технологии.
Артефакт конкретной музыки (аналоговая или цифровая запись, которая воспроизводится в концерте и используется для фиксации на коммерческий носитель, например, LP или CD) не предполагает интерпретации музыканта-исполнителя в традиционном смысле этого слова (изменения темпа, варьирование динамических нюансов, агогика и т.п.). В связи с тем, что для записи/воспроизведения такого артефакта требуется электротехническое и/или электронное оборудование, конкретную музыку считают разновидностью электронной музыки.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного постмодерна — это искусство после модернизма (см. Модернизм в музыке). Он характеризуется сочетанием различных музыкальных стилей и жанров. Характерно также самокопание и ироничность, желание стереть границы между «высоким искусством» и китчем, (Д. Олбрайт. Daniel Albright.
Квинтакко́рд — двузвучие, состоящее из основного и квинтового тонов, обычно используется в игре на струнных инструментах, а в особенности на электрогитаре с использованием эффектов искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.
Электрический орга́н (англ. Electronic organ) — электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган. Этим словом называют как электронные (генератор колебаний — электронные генераторы), так и электрические органы (генератор колебаний — колебательные системы со звукоснимателями, см. Орган Хаммонда).
Хардкор — жанр электронной музыки, появившийся в начале 90-х годов, когда музыканты начали экспериментировать со скоростями в техно музыке. Появление и развитие можно отметить в нескольких странах. Прежде всего это Нидерланды, Германия и Англия.