Что такое конина на копе
Старинные конские украшения — частая находка кладоискателя
Те, кто совсем недавно начал заниматься приборным поиском, очень часто сталкиваются с такой проблемой, как определение и правильная оценка находок. В каждой латунной пластинке или кусочке медной посуды видится сокровище небывалой цены, но в реальности все гораздо проще.
В полях и деревнях за многие десятилетия в землю попало бесчисленное множество всяких предметов, от потерянных монет до ржавых гвоздей. Многие старинные вещи были изготовлены из цветных металлов — латунь, медь, бронза. Все они издают на металлоискателе очень чистый и приятный сигнал, зачастую схожий с монетным, по этой причине мы и выкапываем за сезон огромное массу всевозможных железяк. Большая часть из них не представляет собой какой-либо интерес, ввиду отсутствия хоть какой-то ценности, зато они порой бывают очень интересными.
Именно к этой категории находок можно отнести элементы украшения упряжи лошадей. Их попадается великое множество самых разнообразных форм и видов, которые копатели называют одним словом — конина.
Количество элементов упряжи может достигать не один десяток разновидностей. На некоторых форумах даже можно встретить специальные разделы посвященные этой теме. Там определяют действительно ли сей предмет являлся когда-то украшением коня и в какой части упряжи он находился.
Рассмотрим наиболее часто попадающиеся во время поиска с МД конские украшения.
Чересседельники
Довольно частая находка в полях. Представляет собой скобу с основанием.
Само изделие крепится на седелке, через его кольца пропускаются ремни удерживающие оглобли, которые и называются чересседельниками. Отсюда и пошло название данной части упряжи. Хотя по правильному все же их стоит называть колодки или скобы седельные.
Нужно отметить, что они не одинаковы по своему виду и имеют ряд разновидностей.
Бляшки
Круглые фигурные пластины. Крепились на сбрую для красоты, а также служили разделителями ремней.
Бляшки больших размеров, как правило, бронзовые, средние по диаметру выполнялись из латуни, реже меди.
Кольца
Служили для соединения и разделения ремней, а также крепления некоторых других элементов амуниции коня.
Украшения
Без них не обходилась любая упряжь коня, будь-то рабочая лошадь крестьянина, кавалериста или помещика. Отличия заключались лишь в изысканности исполнения и красоте форм. Хотя нужно сказать, что статные скакуны из богатых семей дворянских сословий нередко щеголяли посеребренными или даже позолоченными элементами сбруи.
Из простых украшений чаще всего попадаются планки, кнопки (кружки), пуколя, угольники, розетки, пуговки-горошки.
Из красивых можно отметить репеёчки, налобники, висюльки плоские и овальные, каракули.
Колокольчики
Самыми конечно привлекательными считаются колокольчики. Главный (большой) подвешивался в центре на дуге — это так называемый поддужный колокольчик, рядом с ним иногда располагались ряд поменьше — подпевалы, а еще дальше по дуге находились бубенцы.
Найти целым и невредимым любой из них большая удача, обычно их хрупкие стенки не выдерживают последствий многолетней обработки земли.
Вот такие они — неизменные атрибуты конской упряжи
Кроме этих предметов время от времени попадаются еще разделители (накрыжники), пряжки, щелкуны, банты дышловые и еще ряд вещей имеющих самое непосредственное отношение к упряжи. По возможности их фотографии в будущем также будут размещены.
Большая часть элементов украшений упряжи ценности ни какой не имеет, за исключением бубенцов и поддужных колокольчиков. Остальные представляют определенный интерес только для ценителей. Да, не удивляйтесь есть копатели которые собирают наиболее красивые и хорошо сохранившееся такие находки. Почистив, они создают из них очень красивые панно.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Когда конина – это великий клад
С металлоискателем чего только не найдешь, и вот уже под катушкой сигнал от конской упряжи, возраст которой измеряется тысячелетиями. Так произошло на севере Польши, где копатели нашли полную бронзовую сбрую VI века до н.э. Это самая древняя конская сбруя, найденная на территории Восточной Европы.
Как была сделана эта выдающаяся находка? Аркадиуш Курий вместе с товарищами вышел на коп в лес недалеко от города Торунь. Находок не было, все было безрезультатно. И вот он уже пошел к намеченной точке, чтобы встретиться с друзьями и разъехаться по домам, как вдруг металлоискатель подал сигнал. Поскольку камрады уже были рядом, подоспели и начали раскапывать интересный сигнал. Это оказались какие-то детали из бронзы.
Копатели поняли, что наткнулись на нечто археологически важное. Сразу же они связались с Региональным управлением охраны памятников, с разрешения которого вели раскопки. Там порекомендовали замаскировать место копа до прибытия археологов, что любители приборного поиска и сделали.
Позже на место выехали специалисты. Археологи аккуратно вскрыли место находки и осторожно извлекли богато декорированную конскую сбрую, состоящую из множества трубчатых элементов, соединенных между собой кольцами и украшенных круглыми щитками с выступами. Всего было обнаружено 156 бронзовых деталей, соединений из металла и проволоки.
Конская упряжь не потеряла за века нахождения в земле ни один из элементов. Археологи шутят, что единственное, чего здесь не хватает – это коня.
Рядом с упряжью был найден бронзовый топор. Он с еще парой бронзовых вещей, похоже, был запакован в листья лопуха, а затем в кожаный мешок. Об этом говорят микроследы на поверхности металла. Затем мешок закопали в песчаный грунт на приметном холме у берега реки Вислы.
В общей сложности вес клада – один килограмм, что в VI веке до нашей эры считалось редким богатством.
По стилю сбруя напоминает конструкции степной скифской культуры железного века, возможно, подавшихся на запад, в сторону территорий лужицкой культуры. Найденный в тайнике топор же выглядит как типично местный, на что указывает его форма. Как он попал в тот же мешок, что и сбруя, неизвестно, но это может свидетельствовать о плотных контактах местного населения и кочевников.
Все найденные объекты будут изучены и сохранены под эгидой Института археологии Университета Николая Коперника в Торуни. Консервация и анализ займет не менее девяти месяцев, после чего находки будут выставлены в местном музее.
ГДЕ КЛАД?
Конина, её виды и что с ней делать
В этой статье будет рассказано об украшения конской упряжи, или как называют её в простонародье любители приборного поиска «конина». Рассмотрим популярные виды конины и приведём признаки, по которым можно примерно датировать найденную находку. В конце статьи интересные фото поделок того что можно сделать с найденной кониной. Надеюсь, эта статья поможет в том, чтобы в дальнейшем не было казусов как на фото ниже.
Украшать конскую упряжь начали с момента её появления. Скорее всего, сначала, это имело функциональное применение для затяжки ремней и разделения ремней в упряжи. В дальнейшем переросло в украшательство. Да ещё вдобавок злые духи не дремлют, лошадь нужно как-то защищать, вот и обвешивали лошадь яркими сверкающими бляхами и звонкими колокольчиками. Выполнялись из латуни, меди и бронзы, некоторые могли быть позолочены.
Виды конской упряжи
Ременные разделители.
Ременные разделители, разделяли сочленение ремней на груди и по бокам оголовья.
Ручки для чересседельника.
Ручки для чересседельника. Использовались для крепления ремня, протянутого от одной оглобли к другой через седелку.
Кольца.
Использовались для затяжки ремней и для разделения ремней в упряжи.
Пряжки.
Элементы упряжи, использовавшиеся только в качестве оберега и украшения.
Как основной элемент украшения упряжи использовались бляхи, они и являются наиболее частой находкой.
Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.
Большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Утяжелитель вожжей представляет собой латунный (чаще всего, но встречаются и другие металлы) трубчатый предмет фигурной продолговатой или круглой формы. Щелкун нанизывался на вожжи. Располагаются по бокам крупа — кучер хлопает вожжами по бокам лошади, и та ускоряется.
Колокольчики и бубенцы.
Привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.
Датировка конины.
Изготавливали конину в ранние годы с помощью литья, украшали её различной резьбой. В процессе литья конина получалась толстостенной с неровностями и с различным баком. Примерно с середины 19 века начали использовать штамповку. После появления штамповки украшения конской упряжи стало тоньше и ровнее. В начале 20 века и при ранних советах конина становится ещё тоньше относительно штамповки 19 века.
Куда девать конину и что с ней делают кладоискатели.
Некоторые её собирают, хранят, а когда набирается критическая масса, идут сдавать в пункт приёма металла вместе с остальным шмурдяком. Некоторые делают красивые панно, как на следующих фото.
Для оценки статьи авторизуйтесь. авторизоваться
Комментарии:
Для отправки комментария авторизуйтесь. авторизоваться
Что такое конина на копе
Детали и украшения конской упряжи и как их использовали
Считалось чтобы уберечь коня от нечистого на конской сбруе непременно должна быть медь Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали и крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько могли себе позволить. Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные.
Вещи хоть и простые, но красивые и даже сегодня смотрятся элегантно. Подобные предметы в копарьской среде зовутся ёмким словом «конина».
Изготавливалось все это многообразие в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины 19 века стали появлятся штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.
В конской упряжи использовались предметы одновременно выполнявшие практические функции, украшавшие и оберегающие лошадь от сглаза.
1. Ременные разделители – на груди у лошади и боковые одноременные. Чаще всего выполнены методом литья из латуни и бронзы, нагрудные
бывали позолочены и являлись одновременно украшением.
2. Ручки для чересседельника и других элементов – латунные и медные, различного размера. Крупные выполнены методом литья, небольшие – штамповка.
3.Кольца разного диаметра и цепи на ремни – медные и латунные, использовались для затяжки ремней, для разделения ремней в упряжи, а также для украшения и звона.
4. Пряжки – на узде и постромках, на креплениях седла и т.д. Встречаются самых разных размеров, изготавливались также различными методами – более древние литьём, с конца 19 века – штамповкой. Материал медь, латунь, лужёная медь, бронза. Формы пряжек самые разнообразные и кроме утилитарного значения они служили украшением коня.
Из элементов не несших практической функции и использовавшихся только в качестве оберега и украшения:
1. Солнечные бляхи — крупные украшения, имеющие солярную символику и привешиваемые на голову лошади. Делались из жёлтой латуни и меди, пока встречены только литые бляхи, их находки нечасты.
2. Узорные бляхи: украшения-обереги круглой формы, различной величины, несущие какие либо геометрические элементы – шестиконечная и восьмиконечная звезда, круг, треугольник, шестиугольник или имеющие символ сердца. Края практически всегда имеют зубцы, изготовлены из меди или латуни. Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции
3. Бляхи–пуговицы — Круглой с гладким или зубчатым краем, размеры таких блях разнились от 1 до 4-5cm. Ими обшивались седла, ремни и другие части упряжи. Форма круглая, с зубчатым и гладким краем, размеры от 1см до примерно 4см.
4. Заклёпки, накладки, наконечники и т.д – большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол и т.д…
5. Колокольчики и бубенцы – привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства
Р’СЃРµ права защРСвЂР ЎвЂ°Р ВµР Р…С‹ © 2021 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НУМИЗМАТА
Конина и прочая копанина. Находки копателей.
Идёте по полю, слышите вполне копаемый сигнал, конечно же, копаете. А там!?
Правда мой собственный опыт общения, на разных сайтах любителей приборного поиска, говорит о том, что иногда вещи из таких металлов как бронза или медь, не поддающиеся определению, объявляют кониной только потому, что сами не могут понять – что это.
Как же мы распоряжаемся с такими находками? Кто- то выносит и оставляет на краю поля, вместе со всяким другим, ненужным металлическим хламом. Я забираю домой и там это добро, валяется годами где-нибудь в дальнем, не особенно заметном моим близким, углу сарая. Потому как, после « крайнего, китайского предупреждения», тысячного по счёту, всё это добро накопленное нелёгким, копательским трудом, посредством милых ручек жены, полетит на свалку.
Кто-то подкапливает всевозможную, цветную копанинку и, набрав несколько килограмм, сдаёт в пункт приёмки металла.
О тех, кто позволяет себе бросать прямо на поле подобные находки и упоминать не хочется.
Но есть среди нас, людей увлечённых поисками старины и натуры творческие. Такие собирают различный, цветной «шмурдяк», ту же конину, например и оформляют во всевозможные композиции. Это может быть панно, как со стеклом, так и без него. Существуют разные способы интересного оформления, вроде бы ненужных вещичек. Мне доводилось слышать о человеке, который варит композиции из своих находок, говорят, получается весьма интересно и необычно.
Конечно же, на копе попадается много интересного, перечислить всё, просто не реально. Ну, например, так называемая «самоварщина», понятно, речь идёт о деталях или просто частях самоваров. Одна из частых находок кладоискателей, топоры. Речь конечно не о древних, боевых топорах. Как раз о самых обычных, которые до сих пор используют крестьяне, да и не только, в различных работах. А подковы. Этот символ удачи попадает не редко, причём не только те, которыми подковывали лошадей, обувь для людей то же снаряжалась иногда подковками.
А ведь бывают ещё и обломки нательных крестиков, иконок, капоушек в общем, той самой мелкой пластики, и всё это в немалом количестве. Из этих обломочков можно создать что-нибудь весьма привлекательное. Кроме того есть один момент, весьма не маловажный. Оказывается, подобное творчество имеет свою цену и совсем неплохо продаётся. Я понимаю, абсолютное большинство из нас занимаются поисками артефактов совсем не ради заработка, но разве плохо если интересная работа украсит чей- то дом, дачу. Многим будет не плохим подспорьем, если получится таким образом отбить, хотя бы бензин. Да и в качестве оригинального подарка друзьям будет кстати. Сам я как то не задумывался о том, как попробовать сделать что-нибудь своими руками, из того, что привезено с копа и ссыпано по укромным углам. Но как представлю, что впереди ещё уйма длиннющих, зимних вечеров с морозом и воем вьюги за окном, наверное, стоит попробовать. Ещё и те из моих камрадов кто увлекается подобным творчеством, рассказывали, это занятие весьма способствует снятию так называемой зимней, копательской ломки.
Очень жаль бывает, когда груды находок, не представляющих ценности в качестве коллекционного материала, пылятся по углам, как в моём сарае. Всё- таки, как ни крути, а очень приличное количество времени, да и средств уходит на занятие нашим увлечением.
А такая вот работа, с кажущимися совсем бесполезными находками, позволит не только с интересом и пользой провести время, но и вспомнить прекрасные часы, проведённые с металлодетектором на природе.