Что такое конфликтные минералы
Конфликтные минералы
В частности, в Демократической республике Конго и граничащих с ней государствах добыча определенных типов сырья используется для финансирования развязанных там вооруженных конфликтов. При этом силы ополчения контролируют шахты, работы на которых ведутся с грубейшими нарушениями прав человека, и продают добытые так называемые конфликтные минералы (в основном, золото, тантал, вольфрам и олово – «минералы 3TG») по всему миру.
Некоторые предприятия в США в законодательном порядке обязали представлять отчеты о том, закупают ли они минералы 3TG в конфликтных регионах и в каком объеме. Цель этого – организовать в будущем покупку и продажу только неконфликтных минералов 3TG, что должно быть достигнуто, прежде всего, системой сертифицированной плавки. Соответствующее Постановление ЕС о конфликтных минералах также предусматривает обязанность плавильных и нефтеперерабатывающих заводов, а также крупных импортёров сырья предоставлять отчёты и проходить сертификацию.
Ни законодательные акты США, ни Постановление Европейского Союза не распространяются на компанию SICK в отношении обязательного предоставления отчетности. Тем не менее, компания SICK признает важность поставленной цели – противодействие финансированию вооруженных группировок, нарушающих права человека – и всеми силами содействует ее достижению. Компания SICK стремится использовать в своей продукции исключительно неконфликтные минералы 3TG и, в рамках этой работы, всецело поддерживает реализацию Процесса обеспечения ответственного происхождения минеральных ресурсов (Responsible Minerals Assurance Process (RMAP) Инициативы по ответственной поставке минералов (Responsible Minerals Initiative (RMI).
Это просто бизнес. Как технологические компании помогли создать «конфликтные минералы»
Золото, олово, вольфрам, тантал — что объединяет эти металлы? Ценность для промышленности? Да, ювелирам они нужны для создания новых украшений, технологические компании используют их для выпуска электроники. Казалось бы: добывайте, платите за добычу честным работягам, и никаких проблем. Но это было бы просто в идеальном мире. История же повторяется вновь и вновь: ресурсы в очередной раз становятся одной из причин конфликтов. Конфликтов, которые проходят незаметно для большей части мира и одновременно являются драмой для целых стран и народов.
Более 10 лет назад режиссер Эдвард Цвик явил миру картину «Кровавый алмаз» с Леонардо ДиКаприо в одной из главных ролей. Фильм позволил широкой аудитории взглянуть на проблему добычи ценных минералов и металлов в конфликтных регионах, показать, что на самом деле может стоять за красивыми серьгами, кольцами и подвесками. Ведь словосочетание «кровавые алмазы» появилось не просто так. На пару лет Сьерра-Леоне привлекла общее внимание, и… уже мало кто помнит об этой стране. Все просто: она не единственная в длинном списке.
Триллионы долларов в недрах
Логике не поддается тот факт, что страны с богатейшими залежами полезных ископаемых оказываются лидерами в списке наиболее отсталых и бедных. Сидя при этом на золоте, нефти и алмазах в прямом смысле слова. Одно из таких государств расположилось в сердце африканского континента — огромная по площади и с 78 млн жителей Демократическая Республика Конго. Она перманентно находится в состоянии конфликтов, которые то затихают, то разгораются вновь на протяжении 60 лет (это если не брать в расчет Вторую мировую).
Предположим, что начало всему этому бедламу в Конго было положено в 1960 году, когда страна обрела независимость, будучи до этого бельгийской колонией (с 1908 года). К власти ненадолго пришел небезызвестный в СССР Патрис Лумумба, однако идиллии не случилось. Государство начало распадаться — каждый хотел урвать свой кусок пирога. Выяснилось, что самостоятельным способен быть не каждый: страна в далеком прошлом оказалась под пятой португальцев, являлась с XV века источником рабов для Америки. Прибывшие в начале прошлого века бельгийцы имели свои интересы и сдерживали развитие Конго, а в определенный момент выступили в роли гиперопекающих родителей — ради ресурсов и экономической выгоды. Что делать с независимостью, местные жители не знали.
Богатые же недра в очередной раз оказались для государства не источником благосостояния, а ее проклятием. И если к 1960 году Конго являлось второй по уровню индустриализации страной на континенте после ЮАР (плюс высокие зарплаты и неплохие перспективы), то после все кануло в Лету.
Всемогущий воин, который оставляет за собой огненный след
Моментом воспользовался бывший офицер колониальной армии Жозеф-Дезире Мобуту, который начал не слишком заметное поначалу восхождение к вершинам власти. Спустя некоторое время он возьмет себе имя Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга — «всемогущий воин, который благодаря своей стойкости и несгибаемой воле к победе следует от завоевания к завоеванию и оставляет за собой огненный след», а Конго переименует в Заир.
Считается, что «всемогущий воин», друживший до поры до времени с Лумумбой, получил поддержку со стороны Запада, чтобы обеспечивать бесперебойные поставки сырья. Классика жанра времен холодной войны. Тогда добываемые ресурсы, кстати, еще не называли «конфликтными» — определение появилось куда позже. А пока большинство руководствовалось политикой «деньги не пахнут».
Определенные попытки вернуть мир предпринимались, но регион притягивал интересы США и СССР, третьей стороной выступали ООН и Даг Хаммаршёльд, бывший в то время генсеком организации. Каждый из троицы имел собственное видение ситуации.
В страну ввели миротворческие силы, однако эффективность их действий была невысока. В 1961 году Патрис Лумумба, отстраненный ранее от своего поста и отправленный в заключение, был убит. Хаммаршёльд в очередной раз отправился в Конго, однако в результате крушения самолета погиб. Официальная причина после ряда расследований такова: ошибка пилотов при выборе высоты при посадке.
В 1965 году после череды восстаний и вооруженных конфликтов к единоличной власти пришел Мобуту — на этом посту он продержался до 1997 года. С его подачи страна обрела некое подобие единства, которое нельзя назвать мирным. Информация о периоде с 1965-го по 1971-й годы совсем скудна. В это время происходило становление Мобуту, он наращивал личный капитал и укреплял власть. В начале 70-х страна получила новое название — Заир, а Мобуту взял себе громкое имя. Затем он национализировал предприятия по добыче полезных ископаемых, поставив во главе своих друзей и родственников. Заключительным шагом стала просьба в адрес иностранных инвесторов покинуть страну — мол, и без вас справимся.
В очередной раз стало очевидно, что одного желания и амбиций часто оказывается недостаточно. Мобуту постепенно пришел к выводу, что без вливаний извне страна не способна поддерживать экономику, и предпринял попытку вернуть в Заир иностранные деньги. Но безуспешно. Тому не способствовала общая обстановка: военную агрессию проявляли соседние государства, особенно опасной ситуация была (сохраняясь на протяжении длительного времени) в восточных регионах страны.
Это просто бизнес
С тех пор началось бесконечное падение Заира в пучину безвластия и конфликтов, которое перешло в новую фазу в самом конце 80-х годов прошлого века — страна более не могла отвечать по кредитам, были закрыты программы развития и поддержки экономики. В 1990 году Мобуту вынужденно идет на уступки, постепенно сдает позиции, в то время как вокруг разгорается новый вооруженный конфликт. Современная история государства оказалась не менее кровавой. В 1996-м начинается Первая конголезская война, спустя два года — Вторая конголезская война, официально длившаяся до 2003-го. Их причинами, среди прочего, стали этнические вопросы и притязания. Изгнанный Мобуту тем временем в возрасте 66 лет умирает от рака в Марокко, а Заир становится Демократической Республикой Конго. Новая эпоха? Как бы не так.
В американском же законодательстве ныне имеется перечень из четырех «наиболее конфликтных» полезных ископаемых: это тантал, который применяется для конденсаторов в электронных системах; олово, используемое в электронных платах; вольфрам — его можно найти в некоторых компонентах для смартфонов; и в конце концов золото — применяется при производстве электронных компонентов, в ювелирном деле. Этими сферами область применения не ограничивается, поэтому спрос огромен.
До Конго далеко
В 1998 году новый президент страны Лоран-Дезире Кабила вынужден бороться на несколько фронтов: необходимо было навести порядок в стране, да выпроводить алчных захватчиков из соседних государств. Вооруженные группы активно использовали силу, занимаясь банальным грабежом и одновременно находя деловые контакты с иностранными компаниями с целью наладить поставку «свалившихся с неба» ресурсов. Конголезцев запугивали, добытое ими отбирали и перепродавали покупателям извне. Иностранный бизнес поддерживал выгодные для себя условия, не особенно заботясь о происхождении ресурсов — древесины, минералов и т. д., а иногда откровенно поощряя грабителей.
Давайте сделаем вид, что мы классные парни
Вероятно, кто-то задумывался над тем, «как там, в Конго?» В 2004 году несколько «электронных» компаний создали группу Responsible Business Alliance (RBA), члены которой выступали за разработку новых стандартов, подразумевающих определенное отношение к ведению бизнеса: с этической точки зрения, социальной и с точки зрения влияния на окружающую среду. Эффект был, на самом деле, нулевым. В 2008-м Electronics Industry Citizenship Coalition и Global e-Sustainability Initiative анонсировали создание более крупного сообщества с аналогичными целями, однако существенные подвижки случились только в 2010-м.
Тогда в США был принят так называемый закон Додда — Франка, в котором напрямую упоминалось Конго с привязкой к добыче в стране «конфликтных минералов» (которые являются источником «конфликтных металлов») и их производных. В 2009 году идею продвигал один из американских сенаторов: Сэм Браунбэк предложил компаниям, связанным с производством электроники, раскрывать источники поступления некоторых видов сырья, однако законодательный акт похоронили под сукном. Тем не менее его важная часть вошла в упомянутый выше закон, подписанный затем Бараком Обамой и в течение нескольких лет проходивший все инстанции. Некоторые крупные компании, которые до этого момента оставались в стороне, громко объявили о своей сознательности (внезапно проснувшейся) и принялись выполнять требования. Как бы.
К инициативе присоединились более 120 компаний (не только американских), среди которых немало технологических гигантов: Apple, AMD, Microsoft, Intel, Dell, HP, Nokia, Samsung и другие. Наиболее ответственными, согласно отчету Enough Project, на сегодняшний день являются Apple, Alphabet (Google), HP, Microsoft и Intel. Ювелирные компании заметно отстают от «технологий» — все из-за золота.
Правда, напрямую закон не запрещает закупать более дешевое сырье из незаконных шахт, размещенных на территории Конго (в первую очередь в восточных регионах) и соседних странах (с учетом ДРК их девять), спонсируя тем самым террористов. От них лишь требуют «ответственно» подходить к вопросу, стараясь не получать сырье у подконтрольных бандитам предприятий, и предоставлять отчеты об этой деятельности.
Кроме того, в толкованиях к закону, как это обычно бывает, имеется множество лазеек, которые в теории позволяют потребителю «конфликтных минералов» таковыми их не считать: здесь многое зависит от честности сторон. Например, покупатель олова «не имеет причин считать, что сырье относится к „конфликтному“». На нет и суда нет. А если отчеты поданы не вовремя либо заполнены неверно, никто даже укоризненно не посмотрит. Выходит, нет ни серьезного наказания, ни механизмов, проверяющих правдивость предоставленных данных. Это устраивает не всех, но вряд ли что-то изменится.
Тем не менее определенный прогресс наметился. Корпорация Intel уже к 2012 году смогла отказаться от «конфликтного» тантала, чего нельзя было сказать об остальных металлах, используемых в выпускаемой гигантом электронике. Примеров не так много, на самом деле.
От принятия закона пострадали честные добытчики: работала презумпция виновности — нужно было доказать, что твои ресурсы не спонсируют «плохих парней». Местное правительство, осознав ошибку, взяло в свои руки проверку шахт, заметно ударив по денежным потокам бандитов. В итоге, согласно одним официальным отчетам, в 2016-м 79% шахт в восточном Конго не были связаны с военными группировками. Другие источники говорят, что почти все шахты контролируются вооруженными бандитами. Отмечается, что рентабельность шахт, не прошедших аудит (проводимый представителями ООН, правительством страны и местным бизнесом), оказалась на низком уровне: сырье они продают на 30—60% дешевле, чем шахты, прошедшие проверку. Но страдают ли от этого «неправильные» продавцы? Вряд ли.
В 2017 году в американском законодательстве наконец появились какие-то подвижки, которые якобы позволят ужесточить правила. Но не исключено, что все останется как прежде: имитация борьбы на бумаге, красивые отчеты и рейтинги сторонних организаций, похвальба корпораций в адрес самих себя за достигнутый прогресс. Кстати, к 2021 году противодействие «конфликтным минералам» намерен обеспечить и ЕС. Примерно в таком же формате, что ныне обеспечивают США. Спрос на электронику растет, его надо удовлетворять (смартфоны, интернет вещей и все такое), поэтому бизнесу нельзя делать слишком больно. Да и Конго далеко.
Конфликтные минералы
В частности, в Демократической республике Конго и граничащих с ней государствах добыча определенных типов сырья используется для финансирования развязанных там вооруженных конфликтов. При этом силы ополчения контролируют шахты, работы на которых ведутся с грубейшими нарушениями прав человека, и продают добытые так называемые конфликтные минералы (в основном, золото, тантал, вольфрам и олово – «минералы 3TG») по всему миру.
Некоторые предприятия в США в законодательном порядке обязали представлять отчеты о том, закупают ли они минералы 3TG в конфликтных регионах и в каком объеме. Цель этого – организовать в будущем покупку и продажу только неконфликтных минералов 3TG, что должно быть достигнуто, прежде всего, системой сертифицированной плавки. Соответствующее Постановление ЕС о конфликтных минералах также предусматривает обязанность плавильных и нефтеперерабатывающих заводов, а также крупных импортёров сырья предоставлять отчёты и проходить сертификацию.
Ни законодательные акты США, ни Постановление Европейского Союза не распространяются на компанию SICK в отношении обязательного предоставления отчетности. Тем не менее, компания SICK признает важность поставленной цели – противодействие финансированию вооруженных группировок, нарушающих права человека – и всеми силами содействует ее достижению. Компания SICK стремится использовать в своей продукции исключительно неконфликтные минералы 3TG и, в рамках этой работы, всецело поддерживает реализацию Процесса обеспечения ответственного происхождения минеральных ресурсов (Responsible Minerals Assurance Process (RMAP) Инициативы по ответственной поставке минералов (Responsible Minerals Initiative (RMI).
Якобашвили вмешался в африканский конфликт
Для этого он вместе с партнерами приобрел доли в компаниях Tams (Руанда) и Coproco (Конго). Согласно сайту Tams, компания была основана в январе 2017 года и намерена стать ведущим экспортером 3T Mineral (другое название — «конфликтные минералы») в Конго, Руанде и Уганде. Tams, согласно ее сайту, имеет сертификат iTSCi — эта программа, содействующая компаниям в проведении аудита поставщиков минералов для соответствия рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организации Объединенных Наций (ООН). У компании также есть этический кодекс и политика по использованию «конфликтных минералов».
«Конфликтные минералы»
«Конфликтные минералы» — это металлы, добываемые в условиях вооруженных конфликтов и нарушения прав человека, в частности в восточных провинциях Конго, где за счет средств, полученных от их продажи, вооруженные формирования и группы мятежников убили более 5 млн человек. Тантал, олово и кобальт используются в производстве ноутбуков, смартфонов, планшетов и электрокаров. В Конго сосредоточено более половины мировых запасов кобальта, используемого в производстве литий-ионных аккумуляторов (подтвержденные запасы кобальта — 3,4 млн т). По законодательству США компании должны контролировать свою производственную цепочку и сообщать о мерах, которые ими принимаются, чтобы не использовать такие минералы в производстве. Так, Apple проводит проверку своих поставщиков кобальта, а такие компании, как Lenovo, Microsoft, Renault, не предпринимают адекватных действий, считает независимая правозащитная организация Amnesty International.
Один из партнеров Якобашвили Хольтсман в разговоре с РБК назвал этот бизнес «стартапом». «Все это пока на предварительной стадии, мы занимаемся торговлей, а также помогаем местным жителям повысить производительность труда». Он не сказал, куда партнеры планируют экспортировать металлы, пояснив, что этот бизнес очень конкурентный: «Тут очень маленький круг покупателей».
Хольтсман указал на сложности ведения бизнеса в Конго: «Это большая страна, по размерам сопоставимая с Западной Европой, и там все непросто, начиная с организации финансирования и управления людьми, заканчивая логистикой». «При этом нам нужно всегда оставаться уверенными в том, что мы соблюдаем законы и покупаем сырье только у проверенных добытчиков», — добавил он.
«Учитывая бедственное положение местных, бизнес, построенный на скупке металла с последующей перепродажей его в Китай, в этих странах более чем выгоден. Но, с другой стороны, там так много противоборствующих сторон (в частности, продолжающиеся антиправительственные протесты с участием вооруженных группировок в Конго), — говорит директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. — К тому же в регионе активно работают китайцы, скупающие все сырье за бесценок и не желающие уступать рынок». Кроме того, он указывает на санкционные риски: «Найти основания для ареста счетов в таком бизнесе очень легко: в Африке распространен, например, детский труд». «Наши компании полностью выполняют международное законодательство, и мы сами находимся под постоянным наблюдением и проверками, в том числе банков, правоохранительных органов и партнеров», — подчеркивает Якобашвили.
На днях власти Конго заявили о планах повысить роялти на экспорт кобальта с 2 до 5%, сообщает Bloomberg. Для этого нужно причислить этот металл к категории стратегических, но против выступают представители промышленности, считая, что увеличенный сбор негативно повлияет на будущие инвестиции в добычу.
Топливный бизнес и музей
Бизнесмен собрал коллекцию из около 15 тыс. предметов декоративно- прикладного искусства, самоиграющих музыкальных аппаратов и игрушек XVI–XX веков, которые выставляет в специально созданном музее «Собрание» на ул. Солянка.
Ресурс конфликта
Условные обозначения
Эта концепция впервые была официально обсуждена Генеральной Ассамблеей ООН в контексте «конфликтных алмазов»: [11] С тех пор Совет Безопасности ООН упоминал ресурсы конфликта в нескольких резолюциях. [ какой? ]
. природные ресурсы, систематическая эксплуатация и торговля которыми в контексте конфликта способствуют серьезным нарушениям прав человека, нарушениям международного гуманитарного права или нарушениям, квалифицируемым как преступления по международному праву, приносят пользу или приводят к ним.
Четыре наиболее известных конфликтных минерала, например, закрепленные в Законе США о конфликтных минералах, это:
Их иногда называют « 3Т и золото », 3ТГ или даже просто « 3Т ». Согласно Закону США о конфликтных минералах, в этот список в будущем могут быть добавлены дополнительные минералы. [17]
Вооруженный конфликт и разграбление минеральных ресурсов Конголезской национальной армией и различными вооруженными повстанческими группировками, включая Демократические силы освобождения Руанды (ДСОР) и Национальный конгресс в защиту народа (НКЗН), прокси-группу руандийских ополченцев, имеют происходили в конце 20-го и начале 21-го веков. Кроме того, разграбление природных ресурсов Конго не ограничивается внутренними субъектами. Во время войн в Конго ( Первая война Конго (1996–1997) и Вторая война Конго (1998–2003)) Руанда, Уганда и Бурунди особенно извлекли выгоду из ресурсов Конго. Эти правительства продолжали контрабандой вывозить ресурсы из Конго по сей день. [23]
Прибыль от продажи этих полезных ископаемых использовалась для финансирования боевых действий во Второй конголезской войне и продолжающихся последующих конфликтов. Контроль прибыльных шахт также стал военной целью. [24]
В одном отчете по предложению [32] приводятся следующие статистические данные для представленных комментариев:
Этот отчет также содержал то, что он называет «предварительным просмотром окончательных правил SEC», синтезированный на основе их подробного исследования и анализа большого объема документов, отчетов и другой информации о законе, предлагаемом регулировании и текущих бюджетных / политических условиях, с которыми сталкивается SEC. в действующей администрации.
Окончательное правило вступило в силу 13 ноября 2012 года. [33]
Правило SEC не осталось незамеченным международным сообществом, в том числе организациями, стремящимися подорвать усилия по отслеживанию. Отчет, опубликованный изданием по торговле металлами, проиллюстрировал один метод потока руды / минерала в ДРК, который, по-видимому, был разработан для предотвращения обнаружения. [34]
15 июля 2011 года Госдепартамент США опубликовал заявление [35] по этому поводу. Раздел 1502 (c) Закона обязывает Государственный департамент работать вместе с SEC по определенным элементам разработки и поддержки политики в отношении конфликтных полезных ископаемых.
23 октября 2012 г. официальные лица государственного департамента США заявили, что в конечном итоге именно Государственный департамент США должен определить, когда это правило больше не будет применяться. [36]
В апреле 2014 года Апелляционный суд США по округу Колумбия признал некоторые части Правил SEC неконституционными. [37]
Требования к аудиту и отчетности
Закон США о конфликтных минералах содержит два тесно связанных требования:
Даже компании, не регулируемые SEC напрямую, будут затронуты требованиями аудита, потому что они будут вытеснены через все цепочки поставок, включая частные и иностранные компании.
Применимость в целом
Согласно закону компании должны представлять в SEC ежегодный отчет о конфликтных полезных ископаемых, если:
Считается, что компания заключила контракт на изготовление предмета, если он:
Эта формулировка подразумевает, что некоторые розничные торговцы, не являющиеся производителями, могут подпадать под требования аудита и раскрытия информации. [42]
«Заключение контракта на производство» продукта требует некоторого фактического влияния на процесс производства этого продукта, определение, основанное на фактах и обстоятельствах. [43] Компания не считается имеющей влияние на производственный процесс, если она просто:
В предлагаемых правилах сделана попытка разъяснить, что инструменты, используемые при сборке и производстве, не подействуют на закон. [44] Намерение состояло в том, чтобы охватить минералы / металлы только в конечном продукте. Ничего конкретно не касается промежуточных химических процессов, в которых используются химические вещества, содержащие конфликтные минералы. [45] Кроме того, ни закон, ни предложенное постановление не устанавливали минимального количества или иной формы порога существенности, который препятствовал бы применимости требований аудита / отчетности. [46]
Аудит прослеживаемости цепочки поставок
Закон требует использования «независимого аудитора частного сектора» для проведения аудиторских проверок. SEC предложила два разных стандарта для аудитов: «разумное расследование» и « должная осмотрительность ». [47] Если окончательное правило будет включать эту структуру, разумное расследование будет первым шагом, чтобы определить, может ли компания самостоятельно, используя разумные усилия и достоверную информацию, сделать надежное определение в отношении источника / происхождения ее олова, тантал, вольфрам и / или золото. Если компании не могут принять такое решение по какой-либо причине, они должны будут предпринять следующий шаг «должной осмотрительности», то есть независимый аудит частного сектора.
Сторонние аудиты для отслеживания цепочки поставок конфликтных минералов начались летом 2010 года в рамках Гражданской коалиции электронной промышленности (EICC), американской торговой ассоциации производителей электроники. [49] В рамках этой программы EICC выбрал три аудиторские фирмы для проведения фактических аудитов, причем две из трех участвовали в пилотных аудитах в 2010 году. После завершения пилотного проекта одна из двух фирм, участвовавших в 2010 году, вышла из программы специально в ответ на предложение Комиссии по ценным бумагам и биржам и снижение потенциальных юридических рисков для проверяемых лиц. [50]
Ни в законе, ни в предлагаемых нормативных актах нет указаний относительно того, что будет считаться приемлемым объемом или процессом аудита, поскольку компании предпочитают гибкость в выполнении требований в соответствии с их собственным бизнесом и цепочкой поставок. [51] В то же время, закон содержит положение, которое сохраняет право правительства считать любой отчет, аудит или другие процедуры должной осмотрительности ненадежными, и в таких случаях отчет не должен удовлетворять требованиям нормативных актов, [ 52], далее подчеркивая необходимость проведения таких аудитов в соответствии с установленными стандартами аудита SEC. В комментариях к предлагаемому положению указывалось, что, если SEC не укажет применимый стандарт аудита, он также не может хранить молчание или двусмысленность в отношении стандартов аудитора, иначе Комиссия нарушит простой язык Закона, обязывающего «стандарты, установленные Контролером». Генерал Соединенных Штатов «. [53] Обычно ожидается, что SEC предоставит конкретное описание как стандарта аудита, так и стандарта аудитора. В предложении SEC была предпринята попытка прояснить свою позицию в отношении требований к аудиторам. [54]
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [55] опубликовал Руководство по конфликтные минералы цепи поставок прослеживаемости. [56] Это руководство приобретает все большую популярность как «стандарт» в политике США. Однако недавний критический анализ стандарта по сравнению с существующими стандартами аудита США в рамках SEC выявил ряд существенных несоответствий и противоречий соответствующим стандартам США. [57] Компании, подпадающие под действие законодательства США и применяющие Рекомендации ОЭСР без учета стандартов аудита SEC, могут столкнуться с рисками соблюдения правовых норм.
Отчетность и раскрытие информации
Если установлено, что ни один из минералов не происходит из ДРК или прилегающих стран, отчет должен включать заявление об этом и объяснение анализа страны происхождения, который использовался для окончательного вывода. С другой стороны, если использовались конфликтные минералы, происходящие из ДРК или соседних стран (или если невозможно определить страну происхождения использованных конфликтных минералов), компании должны будут указать это в годовом отчете. В любом случае компании также будут обязаны публиковать эту информацию, публикуя свой годовой отчет о конфликтных минералах на своих веб-сайтах и предоставляя SEC адреса в Интернете, где эти отчеты могут быть найдены. Кроме того, предлагаемые правила потребуют от компаний вести записи, касающиеся страны происхождения конфликтных минералов, используемых в их продуктах.
Критика закона
Закон подвергался критике за то, что не устранил коренные причины конфликта, оставив на конголезское правительство ответственность за создание среды, в которой компании могут проявлять должную осмотрительность и законно закупать необходимые им полезные ископаемые, хотя в действительности механизмы прозрачности действительно работают. не существует. [67] В результате прекратились законные горнодобывающие предприятия, обеспечивающие средства к существованию для людей, что привело к сокращению легального экспорта тантала Конго на 90%. [68]
Расследование Счетной палаты правительства США (GAO) показало, что большинство компаний не смогли определить источник своих конфликтных минералов. [69]
16 июня 2016 года Европейский парламент подтвердил, что «обязательная комплексная проверка» потребуется «для всех, кроме самых мелких фирм ЕС, импортирующих олово, вольфрам, тантал, золото и их руды». [72]
17 мая 2017 года ЕС принял Регламент (ЕС) 2017/821 Парламента и Совета об обязательствах по комплексной проверке цепочки поставок для импортеров олова, тантала, вольфрама, их руд и золота из пострадавших от конфликта и с высоким риском. области. Постановление вступит в силу в январе 2021 года и будет напрямую применяться к компаниям, которые импортируют металлы 3TG в ЕС, независимо от их происхождения. [73]
10 августа 2018 года Европейская комиссия опубликовала свои необязательные руководящие принципы по выявлению зон, затронутых конфликтом, зон повышенного риска и других рисков цепочки поставок в соответствии с Регламентом (ЕС) 2017/821 Европейского парламента и Совета. [74]
Расширение аутсорсинга бизнес-процессов на глобально рассредоточенные производственные предприятия означает, что социальные проблемы и нарушения прав человека больше не являются только вопросом организации, но также часто возникают в цепочках поставок компаний и являются проблемой для менеджеров цепочек поставок. [75] Помимо вреда, который наносят конфликтные минералы там, где они добываются, нарушения прав человека также создают огромный риск для корпоративной репутации. Потребители, средства массовой информации и сотрудники ожидают, что компании будут вести себя ответственно, и стали нетерпимыми к тем, кто этого не делает.
Следовательно, фирмы, расположенные ниже по цепочке поставок и более заметные для заинтересованных сторон, особенно подвержены социальным проблемам в цепочке поставок. Недавние дебаты по поводу конфликтных минералов иллюстрируют важность социальных вопросов и вопросов прав человека в практике управления цепочкой поставок, а также возникающую необходимость реагировать на социальные конфликты. Конфликтные минералы перерабатываются в множество различных компонентов в различных отраслях промышленности и, следовательно, имеют большое общее влияние на бизнес.
Инициативы, такие как Закон Додда – Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей или Руководство ОЭСР по комплексной проверке ответственных цепочек поставок минералов из пострадавших от конфликтов и зон высокого риска [76], требуют, чтобы менеджеры цепочек поставок проверяли приобретенные товары как «конфликтующие». бесплатно » или принять меры, чтобы лучше справиться с любой неспособностью сделать это.
Фирмы начали применять механизмы управления, чтобы избежать негативных последствий добычи конфликтных минералов. Однако простая передача ответственности вверх по цепочке поставок, очевидно, не остановит торговлю конфликтными минералами, в частности, по двум причинам:
В контексте цепочек поставок полезных ископаемых комплексная проверка представляет собой целостную концепцию, которая направлена на обеспечение отслеживания цепочки поставок от рудника до экспорта на уровне страны, региональное отслеживание потоков полезных ископаемых посредством создания базы данных по их закупкам, независимый аудит всего участников цепочки поставок, а также мониторинг всей цепочки добычи полезных ископаемых аудитором цепочки поставок. В этом смысле комплексная проверка превосходит традиционные подходы к управлению рисками, которые обычно сосредоточены на предотвращении прямого воздействия на основную деятельность компаний. Более того, должная осмотрительность фокусируется на максимальной прозрачности как самоцели, в то время как управление рисками всегда направлено на предотвращение прямого ущерба. Однако, помимо Закона Додда – Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей и Руководящих указаний ОЭСР, все еще существует пробел в практике должной осмотрительности, поскольку международные нормы только появляются. Исследования показали, что мотивация для проведения комплексной проверки цепочки поставок, а также ожидаемые результаты этих процессов различаются в зависимости от фирмы. [75] Кроме того, в научных исследованиях были выявлены различные препятствия, движущие силы и модели реализации должной осмотрительности цепочки поставок. [75]
Ряд организаций и знаменитостей работают над поиском решений и повышением осведомленности о конфликтных минералах. Это включает:
В конце марта 2011 года правительство Великобритании открыло информационный раздел на своем веб-сайте Министерства иностранных дел и по делам Содружества, посвященный конфликтным минералам. [95] Этот информационный ресурс предназначен для помощи британским компаниям в понимании проблем и, в частности, требований США.
6 января 2014 года полупроводниковый гигант Intel объявил, что будет дистанцироваться от конфликтных минералов. В результате все микропроцессоры Intel отныне будут бесконфликтными. [96]
Производители и партнеры по цепочке поставок, которым необходимо соблюдать постоянно растущие правила отчетности, имеют несколько доступных коммерческих вариантов.
В крупном исследовательском отчете Southern Africa Resource Watch от ноября 2012 года было показано, что золотодобытчики на востоке Демократической Республики Конго эксплуатируются коррумпированными правительственными чиновниками, бюрократами и сотрудниками службы безопасности, которые все требуют незаконных налогов, сборов и сборов с майнеры, не оказывая взамен никаких услуг. Несмотря на предполагаемую золотую лихорадку в регионах страны, никто из населения и рабочей силы не получает выгоды от этой высокодоходной отрасли. [90]