Что такое конфликт в литературе

Конфликт (литературоведение)

Конфли́кт (литературоведение) — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта:

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет — это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в литературоведении. Локальный преходящий сюжет является так называемым традиционным, архетипическим сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).

Начало исследования локального преходящего сюжета положил В. Я. Пропп. Учёный в работе «Морфология (волшебной) сказки» (1928) рассматривал структуру сюжета волшебной сказки. По мнению Проппа, волшебная сказка состоит из трёх частей. В первой части волшебной сказки происходит обнаружение «недостачи» (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни: купеческая дочка хочет аленький цветочек). Во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного). В третьей части герой волшебной сказки получает искомое («ликвидация недостачи»). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол («воцарение»; см. также: Функция (литературоведение)).

Структуралистами открытая Проппом структура волшебной сказки стала рассматриваться как наджанровая структура эпоса, драмы, лиро-эпического жанра, а также лирики.

Устойчивое конфликтное положение (состояние)

Устойчивое конфликтное положение (состояние) — это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце XIX века в «Новой драме».

Источник

Конфликт в художественном произведении.

Конфликт (лат. конфликтус – столкновение, разногласие, спор)- это борьба, столкновение на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Он придаёт остроту сюжету и определяет глубину содержания произведения.

Конфликты бывают разных характеров:

Любовный – это взаимоотношения между людьми, которые построены на любовных коллизиях. Как правило, характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.

Пример:
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»;
А. С. Пушкин «Дубровский».

Социально-бытовой (общественный) – это социальные взаимоотношения. Как правило, характерен для реалистических произведений.

Пример:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Философский – это постановка и решение извечных философских проблем: жизни и смерти, судьбы человека и так далее.

Пример:
Ф. М. Достоевский «Идиот».

Идейный – это столкновение различных идей, которые имеют право на существование.

Пример:
И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Психологический – это внутренние противоречия личности. Как правило, характерен для романтических произведений.

Пример:
Д. Г. Байрон «Дон Жуан».

Символический – это противоборство, столкновение реальности с её символическим перевоплощением. Как правило, характерен для произведений символизма.

Пример:
М. Метерлинк «Синяя птица».

Источник

Конфликт

Конфликт это в литературе — столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания. В сюжете завязка — начало, а развязка — разрешение или констатация неразрешимости конфликта. Его характером определяется своеобразие эстетического (героического, трагического, комического) содержания произведения. Термин «конфликт» в литературоведении потеснил и частично заменил термин «коллизия», который Г.Э.Лессинг и Г.В.Ф.Гегель использовали как обозначение острых столкновений, прежде всего свойственных драме. Современная теория литературы считает коллизии либо сюжетной формой проявления конфликта, либо его наиболее глобальной, исторически масштабной разновидностью. Крупные произведения, как правило, многоконфликтны, но выделяется некий главный конфликт, например, в «Войне и мире» (1863-69) Л.Н.Толстого — конфликт сил добра и единения людей с силами зла и разъединения, по убеждению писателя, позитивно разрешимый самой жизнью, ее стихийным течением. Лирика гораздо менее конфликтна, чем эпос.А. Опыт Г.Ибсена побудил Б.Шоу пересмотреть и классическую теорию драмы. Главная мысль его эссе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) состоит в том, что в основе современной пьесы должны лежать «дискуссия» (споры персонажей по вопросам политики, морали, религии, искусства, служащие косвенным выражением убеждений ангора) и «проблема». В 20 веке получили развитие философия и эстетика, базирующиеся на понятии диалога.

В России это прежде всего труды М.М.Бахтина. Они также доказывают излишнюю категоричность утверждений о всеобщности конфликта. В то же время тоталитарная культура породила в СССР 1940-х так называемую «теорию бесконфликтности», согласно которой в социалистической действительности исчезает почва для настоящих конфликтов и они заменяются «конфликтами хорошего с лучшим». Это губительно сказалось на послевоенной литературе. Но испирированная И.В.Сталиным в начале 1950х массированная критика «теории бесконфликтности» была еще более официозной. Новейшей теории литературы понятие конфликт представляется одним из дискредитированных. Высказывается мнение о том, что связанные с ним понятия экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки полностью применимы лишь к криминальной литературе и лишь частично к драме, в основе же эпоса — не конфликт, а ситуация (у Гегеля ситуация перерастает в коллизию). Однако существуют разные виды конфликтов. Наряду с такими, которые выражаются в коллизиях и вытекают из случайно складывающихся ситуаций, литература воспроизводит устойчивую конфликтность бытия, часто не проявляющуюся в прямых столкновениях персонажей. Из русских классиков эту конфликтность постоянно выводил А.П.Чехов — не только в пьесах, но и в рассказах и повестях.

Слово конфликт произошло от латинского conflictus, что в переводе означает — столкновение.

Источник

Конфликт в литературе. Примеры конфликтов в литературе.

Конфликт в литературе – это необходимый элемент истории, который делает книгу увлекательной, не давая оторваться от чтения в стремлении узнать, что произойдет дальше. Он двигает повествование вперед и вынуждает читателя, жаждущего узнать исход, сидеть с книгой всю ночь напролет. В любой истории есть персонажи, место действия и сюжет, но именно грамотно завязанный и разрешенный конфликт отличает выдающуюся книгу от той, которую можно оставить, не дочитав.

Конфликт в литературе – это вызов, препятствие, с которым главные герои должны справиться, чтобы достичь своих целей. В общих чертах литературный конфликт можно определить как борьбу противодействующих сил – двух героев, или героя с природой, или даже внутреннюю борьбу героя с самим собой. Конфликт обеспечивает необходимый уровень эмоционального воздействия на читателя, вовлекает его в историю, захватывает вариантами развязки.

Виды конфликтов в литературе

В литературе встречаются разные виды конфликтов, которые можно разбить на две основные категории: внешние и внутренние. Главный герой, испытывающий внутренний конфликт, обычно борется с самим собой, пытаясь принять какое-то трудное решение или преодолеть собственную слабость. Внешний конфликт – это когда герой борется с вызовом внешних обстоятельств, таких как другие персонажи, природная стихия или общество.

Исходя из сказанного, можно выделить 7 основных видов конфликтов в литературе. Большинство произведений фокусируются на одном отдельном конфликте, но также встречаются и комбинации нескольких в одной истории. Разберем их подробнее.

Человек против себя самого

Этот конфликт в литературе возникает, когда герой борется с какой-нибудь внутренней проблемой. Конфликтную ситуацию может создавать кризис самоидентификации, психическое расстройство, моральная дилемма или просто выбор жизненного пути.

Примеры конфликта человека с самим собой можно найти в романе «Реквием по мечте», который поднимает вопросы внутренней борьбы с зависимостью. Подобный тип конфликта испытывает, например, и главный герой «Преступления и наказания».

Человек против другого человека

Например, в книге «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла главной героине на своем пути приходится сталкиваться с многочисленными персонажами и выходить из создаваемых ими затруднений. Другим примером может служить роман Сьюзен Хинтон «Изгои», в котором изображены две воюющие между собой группировки подростков.

Человек против природы

Природные катастрофы, погодные условия, животные и даже сама планета могут создавать этот тип литературного конфликта. Природная стихия в таких произведениях обычно вынуждает человека заглянуть внутрь себя, чтобы найти внутренние силы противостоять ее вызовам. Природа испытывает героев, демонстрируя их беспомощность и смертность.

Пример конфликта человека против природы – роман «Выживший» Майкла Панке. Хотя главной движущей силой является месть, больше свойственная конфликту «человек против человека», основная часть повествования выстраивается вокруг преодоления Хью Глассом сотен миль в экстремальных природных условиях. Классическим романом, иллюстрирующим конфликт «человек против природы», является «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Человек – общество

Такой вид конфликта в литературе встречается там, где герой не в ладах с культурой или правительством того общества, в котором он живет. Восстание против социальных норм – одна из наиболее распространенных тем в литературе. Мотивом героя или героев может служить необходимость выживания, моральные убеждения относительно «правильного» и «неправильного», стремление к счастью, свободе, справедливости и любви.

Например, книги цикла «Голодные игры» демонстрируют, как героиня не приемлет того, что считается нормой в обществе, но противоречит ее моральным принципам. Похожая ситуация складывается и в классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».

Человек – технологии

Этот конфликт в литературе рождается, когда персонажу книги противодействуют машины или искусственный интеллект. Он часто используется в научной фантастике, где по сюжету та или иная технология развивается настолько, что превышает отведенные ей рамки, выходит из-под контроля и может стать угрозой человечеству.

В таких произведениях обычно поднимается вопрос моральной ответственности человека перед своими изобретениями и научным прогрессом. В качестве примера можно обратиться к произведениям «Я, робот» или «Бегущий по лезвию».

Человек против бога или судьбы

Этот вид конфликта не всегда легко отделить от конфликта «человек – общество» или «человек против человека», но обычно он связан с присутствием в произведении религиозной составляющей или внешней силы, направляющей судьбу персонажа.

Например, в книгах о Гарри Поттере главный герой, судьба которого была предсказана еще до его рождения, взрослея, пытается примириться с ответственностью, возложенной на него с детства. В греческой мифологии персонажами часто становились сами боги, устраивающие испытания главному герою, как например, в «Одиссее».

Человек против сверхъестественного

Данный конфликт в литературе происходит между героем и некой сверхъестественной силой или существом. Такие конфликты, основанные на проявлении мистических сил и паранормальных явлений, распространены в магическом реализме. Они также часто встречается в произведениях Стивена Кинга: например, в «Сиянии» герои сталкиваются с темной сущностью отеля, а в романе «Оно» в роли антагониста выступает древнее зло, питающееся страхом и способное принимать разные формы.

Сверхъестественное противопоставляется человеку также в готических романах, где действуют призраки («Поворот винта» Генри Джеймса), вампиры («Дракула» Брэма Стокера) и другие фантастические существа.

Конфликт в литературе: заключение

Подводя итог, можно сказать, что конфликт в литературе служит основным скрепляющим повествование элементом, создает интригу, привносить долю сомнения в возможности достижения конечной цели. Повествование не всегда ограничивается единственным конфликтом, и конфликты порой могут не получать решения в финале. Однако, логический исход конфликта, его разрешение дает читателю ощущение завершенности произведения.

Можете привести другие примеры конфликтов в литературе, о которых мы не упомянули? Обязательно расскажите об этом в комментариях!

Источник

Что такое конфликт в литературе? Примеры

Что такое конфликт в литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы – явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.

Что такое конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое конфликт в литературе. Картинка про Что такое конфликт в литературе. Фото Что такое конфликт в литературе

Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.

Определение понятия

В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе – это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.

Конфликты в русской литературе

Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?

«Анна Каренина»

Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.

Что такое конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое конфликт в литературе. Картинка про Что такое конфликт в литературе. Фото Что такое конфликт в литературе

В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.

«Обломов»

Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.

Что такое конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое конфликт в литературе. Картинка про Что такое конфликт в литературе. Фото Что такое конфликт в литературе

Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.

«Идиот»

Данное произведение – одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

Что такое конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое конфликт в литературе. Картинка про Что такое конфликт в литературе. Фото Что такое конфликт в литературе

Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

Конфликты в зарубежной литературе

Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?

«Ромео и Джульетта»

Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи – Монтекки и Капулетти – воюют друг с другом на протяжении многих лет.

Что такое конфликт в литературе. Смотреть фото Что такое конфликт в литературе. Смотреть картинку Что такое конфликт в литературе. Картинка про Что такое конфликт в литературе. Фото Что такое конфликт в литературе

Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.

«Степной волк»

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *