Что такое конфигуратор в автомобиле
Спасибо интернету за конфигуратор
Сегодня я хочу рассказать о крайне полезных, но в то же время недооцененных интернет приложениях — автомобильных конфигураторах. Для редакции нашего сайта они стали неотъемлемой частью оценки потребительских качеств многих автомобилей.
Но начнем с основ. Автомобильный конфигуратор — специальное приложение на сайте автопроизводителя, при помощи которого можно «собрать» автомобиль, то есть выбрать модель, а далее — мотор, линию исполнения, цвет, колесные диски, материалы отделки и доступные для данной модели опции.
Это помогает оценить различные варианты внешнего вида выбранной модели. Намного удобнее становится подгон внешности под свой вкус, а главное появляется возможность узнать сколько это все будет стоить. Проще говоря, увидеть как же будет выглядеть новый Golf в вашем любимом «ночном синем» металлике, не выходя из дома, вряд ли получится иначе.
Такие приложения больше всего актуальны для немецких автомобилей, так как именно в их случае большинство опций можно добавлять по одной, а не как часть одной из линий исполнения. Такой подход характерен для японских и, от части, американских автопроизводителей, но все равно «конструкторы» используются почти всеми марками.
Приятной особенностью является и то, что дизайн сайтов автоконцернов, как правило, един для всех стран, хотя бы для всех европейских точно. Унификация касается и конфигуратора, поэтому можно не бояться, что в российской версии функционал будет скромнее, чем например в немецкой.
Благодаря этому возникает еще один плюс: с помошью автомобильного конструктора можно подглядеть, какие опции будут доступны для еще не вышедшей в России модели, да еще и узнать их приблизительную цену. Сделать это можно зачастую даже не зная иностранного языка.
Что ж, если вы еще никогда не пользовались конфигуратором, то самое время. А если пользоавались и вам есть, что рассказать — добро пожаловать в комментарии.
Конфигуратор сделки. Как купить автомобиль, не выходя из дома?
Автомобиль – это сложное техническое средство, приобретаемое обычно не на один год. Его хочется потрогать, протестировать перед покупкой, поэтому вряд ли многие решатся не глядя оплатить машину и заказать доставку на дом (хотя почему бы и нет?). Но дилерский сайт в 2020 году может выполнять гораздо больше ключевых функций, чем раньше, благодаря IT-решениям Kodix Auto.
Процесс покупки автомобиля можно разделить на два этапа:
— Buy (англ. покупать) – клиент осуществляет конфигурацию автомобиля, выбирает тип двигателя, привод, комплектацию, опции по отдельности или пакеты, диски, цвет, доп.оборудование или ищет готовый вариант на онлайн-стоке марки или дилера.
Более 10 лет назад дилеры практиковали скрытые цены (“Позвони, чтобы узнать”) на сайте по разным причинам: это приносит больше звонков от заинтересованных клиентов, а также руководствовались соображением, что нельзя допустить, чтобы цену узнали конкуренты.
Сегодня уже не стоит вопрос о том, показывать ли цены, – скорее, дискуссию вызывают наборы опций и технологические возможности компании или конкретного бренда. Компания Kodix Auto обеспечивает работу более 500 дилерских сайтов различных брендов. Согласно опросам, сегодня пользователям очень не хватает на онлайн-витринах:
1) Сравнения машин по комплектациям;
2) Реального расчета кредита. Обычно кредитные калькуляторы показывают ставку и ежемесячный платеж, но когда человек оказывается в автосалоне, он сталкивается с совсем иными цифрами, чем расчет на сайте;
3) Подробного описания, фотографий и видео автомобиля. А в фильтрации онлайн-витрины часто нет разделения машин по приводу, по мощности двигателя;
4) Из очень раздражающих факторов клиенты выделили всплывающее call-back окно. Обычно каждый десятый, а иногда и каждый пятый клик посетителя веб-сайта закрывает окна обратной связи;
5) Реальных цен на автомобили. Покупателям не нужна цена со всеми выгодами – скорее всего, эти льготы к ним не применимы, – люди хотят точно знать цену, за которую могут приобрести машину, даже если придется заполнить больше форм на сайте и ответить на большее количество вопросов.
Таким образом, видно, что клиенту важно выбрать конфигурацию. Сейчас произвести все эти расчеты на сайте практически невозможно, так как по приезде в дилерский центр цену рассчитают иначе. Но запрос на это есть.
Продукт Smart-контракт (https://product.kodixauto.ru/smartcontract) – это гибкий конфигуратор сделки покупки автомобиля, в основе которого лежат множественные интеграции с различными финансовыми и страховыми компаниями. В рамках сервиса клиент может:
— оценивает свой автомобиль, который он хочет сдать в trade-in;
— выбрать кредитную программу и получить одобрение кредита онлайн;
— приложить свои документы, чтобы по приезде к дилеру весь пакет документов был готов;
— получить файл со сформированной ценой, то есть готовое коммерческое предложение с учетом вышеназванных пунктов.
При этом работа такого сервиса на сайте не исключает роли менеджера – менеджер может подключиться на любом этапе, если клиенту это потребуется. Как показывает практика, если человек покупает не первый автомобиль, то ему необходимо минимальное участие менеджера. Сервис может продавать автомобили даже в нерабочие часы дилерского центра! Онлайн покупка автомобиля – это не онлайн оплата, а принятие решения о покупке прямо на сайте.
Эти онлайн сервисы (расчет кредита, страховки, онлайн оценки авто) могут быть полезны в том числе и для автомаркетологов. Даже когда клиент не доходит до финальной заявки, он оставляет на сайте очень много данных о себе. Зачастую маркетологи забывают о тех, кто был на сайте, но по разным причинам не внес имя и контактные данные, и их заявка не попала в CRM. А между тем, эта аудитория составляет в среднем от 5 до 10 тысяч пользователей!
Но сегодня существует множество способов коммуницировать с такими клиентами альтернативно, например по Messenger ID, Instagram@Direct, Cookies/Remarketing и др. Теплые клиенты, готовые к диалогу, – это дополнительный доход для дилера. И smart-контракт – это тот инструмент, который позволяет собирать неочевидные клиентские данные и работать с ними.
Попробовал VR-конфигуратор будущего автомобиля. Так мы будем покупать машины через несколько лет?
Название компании, в гостях у которой я побывал недавно, вряд ли что-то скажет широкой публике. Во всяком случае, мне оно не говорило ничего до момента, пока я не отправился солнечным днём в уютный офис компании «Номикс» в здании на берегу Москвы-реки. Царит атмосфера технологического стартапа, какую нам частенько показывают в сериалах и фильмах. Светлые стены, ноутбуки, гаджеты на столах.
Для меня виртуальная реальность, VR-которая, это что-то довольно далёкое, чем в повседневной жизни я не пользуюсь. А в жизни автомобильной так и вовсе, кроме как в гоночных симуляторах о её использовании я не задумывался и не подозревал. А тут ребята сделали прототип конфигуратора автомобилей и позвали его оценить.
Что же, короткое знакомство с сотрудниками и вот я уже надеваю увесистый шлем. Через пару мгновений я уже в вирутальном просторном помещении. А передо мной автомобиль.
Картинка — очень и очень качественная. Видно, что сил и времени потрачено немало. Правда, как мне пояснили, шлем виртуальной реальности, который мне выдали на презентации, это не базовый и не средний уровень, а дорогущее устройство.
Круто то, что кроме шлема тебе не надевают ничего. Никаких пультов в руки, никаких перчаток, щедро увешанных жгутами проводов. Ты просто водишь руками, руками нажимаешь и меняешь точки обзора просто посмотрев на них.
Честно скажу, меня удивило. Это были очень новые ощущения. Даже немного закружилась голова. Всё это пока прототип, поэтому, несмотря на то, что уже можно много параметров менять, до полноценного конфигуратора автомобиля вроде тех, что на сайтах премиум-брендов, количество позиций опций в которых растягивается на несколько экранов, арсенал моего сегодняшнего подопытного меньше. Можно изменять цвет кузова, открывать и закрывать двери, «усаживаться» за руль и осматриваться, вращая головой во все стороны. Можно на некоторых моделях изменять дизайн колёсных дисков, устанавливать и снимать декоративные пороги и прочее.
Выглядит всё круто. Прорисовка деталей, очевидно, для разработчиков стала приоритетом. Мне, к примеру, в глаза бросилась очень натуральная шагрень на краске кузова, которая бывает на новеньких машинах.
Но будет ли это работать в реальной жизни? Смогут ли ребята заинтересовать потенциальных потребителей своего продукта, представительства брендов и дилеров — вопрос. С точки зрения клиента, который выбирает индивидуальное оснащение своего будущего дорогого автомобиля, это очень круто. Даже несмотря на то, что я пока ни разу в этой шкуре не бывал.
Сделается ли это массовым, чтобы мы могли покупать, выбирать, «щупать» свою будущую машину не вставая с дивана? Пока, думаю, вряд ли: для того, чтобы попасть в этот виртуальный шоу-рум нам, обычным людям, как минимум будет не хватать устройства, которое бы позволило это сделать. Всё же, оборудование VR есть далеко не у каждого. А высокого уровня — тем более.
Классно было бы, кстати, такие штуки встретить в ателье, которые занимаются доработками машины. Раз — и тебе уже проводят экскурсию внутри твоей машины и показывают, как он будет выглядеть после перешива.
Тем не менее, я бы очень порадовался, если бы такие технологии пришли и в нашу автомобильную жизнь. А спустя годы, например, когда компания станет миллиардной корпорацией, я б смог сказать с ложным равнодушием вслух: «Ой, да знаю я их. Бывал, когда ещё они все помещались в одном кабинете. Подсказывал им, как сделать продукт лучше»
Ну а теперь, друзья, слово вам. Как думаете, через пару-тройку лет мы именно так и будем выбирать покупать автомобили? А может, среди моих читателей есть такие, которые заказывали себе машину, выбирая цвет строчки сидений? Такой вот виртуальный тур стал бы вам помощником, будь он доступен, когда вы собирали будущий автомобиль? Расскажите.
Пощупал будущее и домой. Шёл, размышлял. И тут он — гость из будущего. Сам едет, сам останавливается.
А вообще, понравилось мне. И если какой-то техностартап пригласит в гости, чтобы что-то показать — соглашусь без особых колебаний.
Комментарии 98
На мичуринском Яндекс постоянно тестит машинки с автопилотом. Иногда сразу по две видел.
Для поглядеть достаточно и монитора дома, а пощупать и понажимать — VR никак не поможет…
Мне кажется это как видеосвязь-казалось бескрайним будущим, а как стало доступно, оказалось не особо и нужно. Думаю аналогично и VR
для тюнинг-ателье всяких пойдет, диски выбирать и цвет. но покупать машину через этот скафандр мало кто станет, полагаю. технология VR — вообще придумана для того, чтобы порнуху было интереснее смотреть. уже который год ( то и десятки лет) ее форсят и толкового применения так и не нашли для массового использования.
Я нн уверен, что вирт.реальность заменит реальность так скоро.
Но прогресс идет и это важно.
Пока публика не готова, но … так всегда же)))
Помните, как недовнре было к корейцам, а сейчас? Идет уже «освоение» китайского во всю.
Ниже коммент про уменьшение объемов моторов, одноразовые узлы… да… увы, но это тоже прогресс.
Я думаю, что уменьшение объема двигателя это не прогресс. Тяжело назвать прогрессом, когда что либо уменьшается (не объем двигателя конечно, а ресурс). Да сейчас с 2 литров турбо выжимают и по 500 сил, как с атмо 6-ки (грубое сравнение). Да увеличение мощности с турбо это прогресс, с другой стороны уменьшение ресурса это регресс. Не совсем все однозначно получается, мне такой прогресс не совсем нравится, слишком он маркетинговый.
Вот в этом всем и заключается современный маркетинг — дорого продать красивую картинку, за которой ничего нет. А пурква бы не па, липл схавает любой шлак. Главное, завернуть в красивую бумажку. Одноразовые алюминиевые моторы — отлично! Внедорожники, которые не могут съехать с асфальта — прекрасно! Семейный седан, в который не помещаются 5 нормального роста мужиков — то, что нужно! Спорткар с мотором объемом 2.5 л. — ура, берём! «Экологичные» электромобили, которые по вреду экологии любой пожилой камазик за пояс заткнут — да, дайте два! Как итог продаж кота в мешке — посты в полстаграмме «ожидание vs реальность». За что боролись, так вам и надо! Предки шутили, что при коммунизме еду можно будет заказать по телефону, а получить по телевизору — ну, что, здравствуй, коммунизм, что-ли? Одни лектрические снаряды к лектрическим танчикам покупают за настоящие деньги, другие готовы автомобиль по матмодели выбирать… Когда колбасу по е-мылу будем получать?
Увы, но прогресс… и выгода произалдителей.
Да, моторы стали уменьшать… да нет смысла ужеставить по 6 литров.
И опять же… нет смысла делать ремонтопригодное в гараже путем переборки. Лучше чтоб пришли через определенное время за новой.
Зашел глянуть на киберпанк. Никакого киберпанка не узрел и в помине.
Автор, юзай слова, которые знаешь.
Скоро и ездить не будем — очки напялил и вперёд =) зачем тогда покупать машину вообще? =) в приложении она и так «твоя» 😄
И еду можно не покупать- газуй, пока с голоду тапки не отлетят.
НУ да, учитывая, что современные эко материалы отделки не хочется лишний раз трогать даже после покупки, дизайны, которые придумывают китайские маркетологи везде одинаковый, срок устаревания автомобилей около года, удовольствие от вождения равно примерно нулю, то таки да, можно выбирать и по картинке.
вот спорные ощущения и как следствие — спорный финрез от такой технологии.
Т.е. да — первоначальное знакомство у нас происходит глазами. Мы читаем про авто, смотрим фотки, едем в салон, разглядываем, залазим внутрь и снова разглядываем. Процентов 50 эргономики можно оценить взглядом. И до этого момента в вопросе VR Всё отлично — ибо да, в салоне может стоять ОДИН авто в максимальной комплектации, но когда возникает вопрос «а можно всех посмотреть?» — вот это как раз «пройдёмте в эту прекрасную прохладную комнату, вот вам очечи, вот вам программка — наслаждайтесь». А уж кто дома располагает такой техникой — вот вам сайт, дерзайте.
А вот дальше… конечно, нравы и времена меняются, но лично я в таких критериях выбора, как комфорт, эргономика, обзор, управляемость, динамика, не доверяю ничьему авторитетному мнению. Т.е. пока сам не ощутишь — 1000 раз слепому можно рассказать как прекрасен кактус, но его надо один раз увидеть.
А значит эта технология может дать более наглядное понимание какой же это автомобиль, какие у него есть плюшки, опции, но окончательное решение все равно принимает «жопа». Насколько жопе удобно в этом кресле, какие силы ускорения, торможения, боковые на неё воздействует. Не давит ли жопке крыша, видит ли она что-то в окнах, не жарко ли ей и не холодно, не бесят ли материалы на ощупь, насколько шумовые эффекты услаждают слух — это всё можно ощутить только «жопой», а не глазами даже через VR очки.
Соответственно — вернёмся к финрезу — это не инструмент полного цикла маркетинга от первого взгляда до опустошения банковского счета, а всего лишь один из инструментов. Технологичный, забавный, в условиях пандемии наверное даже необходимый. И тут уже вопрос сможет ли эта компания довести этот продукт до продакшена, имея достаточно заказов на него, чтоб перекрыть стоимость разработки и выйти в плюс. Вообще хотелось бы — клёвый «стартап» 🙂
Все равно нужно щупать и кататься. Машина — не стол. Я съездил на тест-драйв G20 и офигел насколько дешево она ощущается внутри, и по динамике никакого вау, хотя по цифрами и на фото все красиво.
Ахах. Да шкода конечно гораздо «дороже» смотрится, а динамика у шкоды ваще прям вау 😂
Шкода гораздо дешевле в цене вопроса — не надо сравнивать тёплое с мягким.
Ахах. Да шкода конечно гораздо «дороже» смотрится, а динамика у шкоды ваще прям вау 😂
В том то и дело, что разница в цене более чем в 2 раза, а ощущения что машина в 2 раза лучше нет и в помине: на ручках дверей и под стеклом грубый шершавый пластик, в карманах дверей даже бархотки не положили, всякие кнопочки из очень дешевого пластика. Как в f30 места сзади не было, так и в g20 нету. Только дети или сумки поместятся, не смотря на увеличившуюся базу.
По поводу динамики вы удивитесь, но да, Октавия 1.8 едет лучше 320i, у Шкоды есть ярко выраженный приход после 3 тысяч и до 5, а на БМВ настройка такая, что буст весь снизу как на дизеле, а потом ты едешь как на атмо моторе.
ВАГодрочеры как всегда, выдают желаемое за действительное ))) а на дороге без REVO ничего сделать не могут
🤦♂️ желаемое — это когда ты хочешь более быструю машину, качественный салон, то самое ощущение премиума, и надеешься увидеть это в новой БМВ. А действительное я описал комментарием выше.
Автомобильные конфигураторы как зеркало революции веб-технологий
В своей недавней статье я рассматривал интересные проекты WebGL. Среди них была презентация автомобиля Porsche 911. Красивое, технически грамотное приложение, конечно, привлекает покупателей, но насколько оно эффективное?
Производители авто очень рациональны. Традиционно их официальные сайты служат главному — увеличению продаж. Неудивительно, что такие автомобильные ресурсы держат нос “по ветру” и очень быстро реагируют на любые технологические веяния в области сайтостроения. Наиболее чувствительная к этому часть — это, так называемый, конфигуратор. Он присутствует на сайтах всех известных брендов и позволяет выбрать машину под свои требования: определиться с серией, цветом кузова, обивкой салона, мощностью двигательной установки, типом колес и т.п. Таким образом, потенциальный покупатель “видит” то, что ему нужно, а также получает информацию о конечной стоимости собранного авто и даже предложения о кредитовании. Понятно, что автомобильный конфигуратор должен быть быстрым, удобным, наглядным, максимально полезным и современным. Это своего рода “зеркало” нынешних веб-технологий.
Если честно, то, приступая к такому исследованию, я ожидал увидеть крутые трехмерные конфигураторы, с возможностью всестороннего осмотра выбранной машины, в реальном времени изменяющей свой вид. Настоящее оказалось гораздо прозаичнее…
Первым делом я открыл сайт Автоваза. Все-таки интересно, чем могут похвастаться отечественные производители. Помимо до боли знакомого модельного ряда, я обнаружил и конфигуратор. Качественно сделанный, но явно с использованием простых, привычных веб-технологий. Информация подается в большинстве своем в текстовом виде. Да, при смене модели машины и выбора цвета, меняется главная картинка. Но это все. Возможно, стоит посмотреть зарубежные бренды…
Чтобы не мучаться, я сразу замахнулся на автопром престижного уровня. Mercedes-benz — известнейшая марка. Уж немцы-то точно могут удивить! Как видите, на картинке конфигуратор этого бренда. Если присмотреться внимательнее, то в правом углу рядом с фото машины можно увидеть характерный символ 3D. Вот оно, подумал я, и с энтузиазмом потянул за предложенный рычажок. Увы, немцы не оправдали моих ожиданий и подсунули не реальное 3D, а нечто слепленное из заранее отрендеринных скриншотов машины с разных ракурсов. Да, этот конфигуратор выглядит круче, чем автовазовский, но опять-таки использует стандартные веб-технологии.
В итоге я перебрал еще с десяток сайтов крупнейших производителей автомобилей: Cadillac, Volvo, Ford, Mitsubishi и т.д. Везде одно и тоже — красивые и не очень, с псевдо 3D или без него. Некоторые конфигураторы выглядят очень технологично, но все же это простое 2D. Никаких инноваций найти пока не удалось.
Настроение начало меняться, когда заглянул на сайт производителя BMW. Его конфигуратор — это уже привычная смесь картинок, информации, кучи приятных на глаз переходов и движений. Однако, если собрать автомобиль до конца, то вы получите небольшой сюрприз в виде полностью трехмерной визуализации. Причем просмотреть можно, как внешний вид авто, так и его интерьер. Особенно удивила такая фишка, как стерео-режим. На приведенном скриншоте есть контекстное меню, где как раз можно выбрать нужный режим. Я, правда, не понял, как им пользоваться, но первое встреченное 3D уже обнадежило. Как вы понимаете, для его визуализации используется WebGL.
Несколько интереснее обстоит дело с производителями тюнинговых вещей для авто. Эти сайты гораздо шире используют современные технологии веба. Примером может служить конфигуратор от Alcar. Можно выбрать модель и серию машины, примерить любой из дисков, покрутить авто в окне и, естественно, заказать. В принципе наглядно, но все же остается какое-то чувство недоделанности. Я не смог определить, что использовали для создания конфигуратора, но явно не флеш. Да и 3D выглядит весьма странным, может быть опять хитроумная смесь кода с обычными отрендеренными картинками.
Так почему же на сайтах производителей авто, все-так же котируются стандартные технологии, ведь 3D гораздо красивее, информативнее 2D, а значит эффективнее в “ловле” клиента? Такое ощущение, что разработчики боятся использовать самые современные фичи и у них есть на то основания.
Чтобы понять, почему такое происходит, нужно заглянуть в прошлое. Еще совсем недавно ведущей технологией веба был флэш. На нем делали все, от сайтов до игр. Причем мне встречались и некоторые автомобильные конфигураторы. Правда там все было хитро и если флэша на пользовательском компьютере не было, то использовался запасной стандартный вариант. Еще одной популярной технологией были сторонние 3D плагины, например web-player Unity. Они использовались не только в играх, но и во всевозможных презентациях и конструкторах. Даже сейчас можно встретить ресурсы, которые требуют сторонний плагин. Видел я похожее и на сайте одного производителя авто. Однако, в силу некоторых объективных причин, такие плагины тоже ушли в “лету”.
Сейчас большие надежды возлагаются на WebGL — технология, которая приходит на смену устаревшим плагинам. У нее есть свои преимущества: работа на любых поддерживающих ее браузерах вне зависимости от аппаратной платформы, полноценное 3D. Низкоуровневое программирование WebGL, конечно возможно, но имеет определенные сложности. Поэтому чаще всего используют сторонние движки. На самом деле их не так уж и много, так как WebGL только-только начинает завоевывать пустое место, оставшееся после “ухода” плагинов. К тому же есть определенные сложности с быстродействием приложений WebGL на мобильных платформах, а некоторые популярные движки сильно ограничены или предоставляют слабый уровень качества для мобильных систем. Учитывая, что сегмент мобильных браузеров — это огромная часть мирового веб-пирога, то неудивительно, что крупные бренды не спешат переходить на WebGL. Складывается ощущение какой-то зависшей паузы. Но если немного поковыряться в сети Интернет, то можно заметить, что многие студии уже работают над конфигураторами WebGL известных автомобильных брендов.
Сначала мне попался рабочий конфигуратор бренда Skoda. Он достаточно примитивный, с большим количеством ограничений. 3D какое-то дерганное, отсутствует масштабирование модели, просмотр салона сделан в виде слайдов. Тем не менее — это реальный пример работающего 3D-конфигуратора машины. Можно выбрать модель, определиться с цветом, изменить некоторые опции. Правда немного отдает некой самопальщиной. Качество моделей приемлемое, рендеринг быстрый, но чувствуется некоторая недоделанность. Нельзя рассмотреть машину со всех сторон, полюбоваться ею в ночное время суток, “прощупать” интерьер. Как говорится, не очень, но сойдет. К сожалению, мне не удалось определить движок, на котором была создана эта визуализация.
Вторым мне попался конфигуратор Porshe (не путать с презентацией в другой статье). Красиво сделанный, быстрая и качественная визуализация, обширный набор опций для конфигурирования своего авто. В сравнение с первым рассмотренным визуализатором Шкоды, просто небо и земля. Я бы сказал, что это образцовое приложение на которое можно равняться, если бы не одно “но” — для его просмотра требуется веб-плеер Unity. Это устаревшая технология теперь поддерживается не во всех браузерах и полностью не работоспособна для мобильных платформ. Очевидно, через некоторое время данный конфигуратор исчезнет и с этого сайта. Хотя красиво, ничего не скажешь.
А этот Polo уже совсем другой коленкор. Конфигуратор разрабатывается фирмой из Ганновера и очевидно послужит верой и правдой немецкому гиганту автопрома. Это приложение использует WebGL, поэтому не требует сторонних плагинов и безпроблемно запускается на большинстве мобильных устройств. Можно вращать модель в любых плоскостях, масштабировать, менять цвет кузова, включать фары и даже открывать двери. Движок Blend4Web, на котором сделан эта презентация, выдает качественную визуальную картинку с очень быстрым рендером (разработчики из России). По найденной информации, работа еще продолжается и приложение скоро обзаведется всеми чертами, которые необходимы полноценному конфигуратору: можно будет менять диски, материалы салона и сделать тест-драйв.
Итак, мир автомобильных конфигураторов замер на распутье. Кто-то использует уже устаревшие технологии, кто-то вернулся к привычным картинкам и HTML, но ведутся работы по “усвоению” WebGL и уже, наверное, скоро мы сможем видеть сайты полноценно использующие 3D. Ведь трехмерная графика предлагает объемный, более полный взгляд на вещи и выглядит гораздо презентабельней.