Что такое конец александрова и как его изготовить
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЛИНЬ АЛЕКСАНДРОВА.
К сожалению, и в античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения служил спасательный линь. А если точнее — любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что веревки издревле использовались для подъема человека из воды на борт. Собственно же спасательный линь появился только в начале ХХ века. В 1914 году матрос Василий Александров сконструировал его для спасения лиц, оказавшихся за бортом. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». Вероятно, своим успехом данная конструкция обязана значительному опыту матроса: он служил в спасательной службе Выборга и лучше многих представлял, какой должна быть простейшая спасательная конструкция. Конец Александрова состоит из плавучего синтетического троса, который имеет на конце петлю диаметром около полуметра; на петлю надеваются два или три пробковых поплавка оранжевого или красного цвета. Конец дополнен утяжелителем в виде кожаного или брезентового мешочка с песком для большей дальности метания.
При оказании помощи тонущему КОНЕЦ АЛЕКСАНДРОВА нужно метать петлёй вперёд, чтобы человек смог надеть кольцо с поплавками на себя. В этом случае пробки будут играть роль спасательного жилета, а петля позволит подтянуть человека к спасателю. Интересный факт: вплоть до 80-х годов ХХ века конец Александрова оснащался вместо мягкого мешочка с песком полуфунтовым свинцовым шариком. Это требовало известной осторожности при метании линя, ведь чересчур «меткий» бросок мог значительно усугубить положение тонущего.
Также подобными спасательными линями снабжаются и спасательные посты на пляжах, переправах, мостах. В советское время щиты с концами Александрова и шарами Суслова располагались на мостах через Неву в Ленинграде.
На современном рынке снаряжения имеются спасательные лини и других конструкций, имеющие аналогичный способ применения. Также существут специальные ручные пушки, выстреливающие конец линя с грузиком с помощью пиротехнического заряда в сторону тонущего человека. Дальность действия таких приспособлений достигает сотен метров, что важно, если яхта движется с большой скоростью или человек за бортом был обнаружен не сразу. В сложной же ситуации на яхте спасательным линем может оказаться любой свободный конец, брошенный оказавшемуся за бортом человеку, если нет времени на поиск специализированных средств.
Поэтому, согласно МОРСКОМУ РЕГИСТРУ, любое судно обязано иметь на своём борту средства индивидуального спасения в количестве, соответствующем числу членов экипажа и пассажиров. Не составляют исключения и малые суда, в частности яхты и катера всех классов.
Сегодня существует большое количество всевозможных индивидуальных спасательных средств различных конструкций: спасательные круги, жилеты, нагрудники, лини. Попробуем разобраться в их многообразии.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ.
Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.
Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.
Спасательный круг должен:
— иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;
— иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
— иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
— иметь массу не менее 2,5 кг.
Не менее одного СПАСАТЕЛЬНОГО КРУГА с каждого борта должны иметь СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИ длиной не менее 30 м.
50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
ОГОНЬ БЕЛОГО ЦВЕТА должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.
ДЫМОВЫЕ ШАШКИ ДАЮТ ДЫМ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.
Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:
— если человек упал за борт с судна, стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.
Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.
Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита НАЗВАНИЕ СУДНА и ПОРТ ПРИПИСКИ.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ.
Спасательные жилеты были запатентованы в 40-х годах XIX века, и к началу XX они уже стали широко распространенным атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту.
С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации.
В частности, среди основных требований, предъявляемых к спасательным жилетам, актуальны следующие:
— Должен давать возможность разворачивать человека, лишившегося сознания, лицом вверх.
— Должен давать возможность удерживать лицо человека на высоте не менее 12 см от уровня воды.
— Не должен сковывать движений.
— Должен исключить возможность неправильного надевания.
— Должен оснащаться проблесковыми сигнальными огнями и свистками.
— при прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений. Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).
ТАБЛИЦА ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ.
Маркировка спасательного жилета | Для младенцев | Для детей | Для взрослых |
Размер для использования: | |||
Вес, кг | менее 15 | 15 и более, но менее 43 | 43 и более |
Высота, см | менее 100 | 100 и более, но менее 155 | 155 и более |
Каждый СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ должен быть снабжен
БЕЛЫМ СИГНАЛЬНЫМ ОГНЕМ и СВИСТКОМ.
Конец Александрова, спасательное кольцо.
Конец Александрова (ил. 3.3-7) — это спасательное средство, предложенное матросом спасательной службы г. Выборга Александровым. Его изготовляют из бельного пенькового каната длиной до 30 м и диаметром 25—50 см. Многие спасательные станции вместо пенькового каната применяют капроновый (особенно летом).
Иллюстрация 3.3-5: Метание спасательного круга | |
Иллюстрация 3.3-6: Использование спасательного шеста | |
Иллюстрация 3.3-7: Конец Александрова и его применение |
На одном конце каната имеется петля 3 длиной 60—65 или 90 см, на втором конце закреплены два еловых или сосновых поплавка 2 диаметром 10—11 см. Поплавки в виде плоских кругов, окрашенных в красный цвет, обеспечивают положительную плавучесть петли на поверхности воды.
На конце петли крепят груз I массой 250—300 г в виде хлопчатобумажного мешочка, набитого песком или мелкой крошкой пробки и покрытого оплеткой из пенькового бельного линя. На одном конце груза делают петлю, с помощью которой мешочек крепят к большой петле конца, на
другом конце также делают петлю 4 меньших размеров, которую спасатель надевает на руку.
При испытании на прочность канат должен выдержать нагрузку не менее 180 кгс.
Таблица 3.3-10: Применение конца Александрова
При подаче конца Александрова (ил. 3.3-7) его надевают на кисть левой руки. Этой рукой одновременно берут и. сам конец, собранный шлагом. В правой руке должны находиться петли с поплавками и грузиком с четырьмя — шестью шлагами. |
Сделав два-три круговых размаха, бросают конец вперед вверх по направлению к терпящему бедствие. |
Ухватившись руками за поплавки, пострадавший надевает петлю через голову под руки, после чего спасатель легко подтягивает его к себе. |
В настоящее время взамен кольца Александрова промышленностью выпускается и используется для спасания людей спасательное кольцо изготовленное из искусственных материалов диаметром 18 см и толщиной 3,5 см с пропиленовым линем с диаметром 0,5 см и длинной 25-30 м, имеющие положительную плавучесть.
При испытании на прочность кольцо и линь должны выдерживать нагрузку не менее 180 кгс. На свободном от кольца конце линя делается петля, которую спасатель надевает на руку.
Использование спасательного кольца аналогично «Концу Александрова» описанные выше.