Что такое компонент деятельности

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­стиОбъект деятельности
МотивЦельМетоды и средстваПроцессРезультат (продукт)

Мой конспект: понятия субъект деятельности, объект деятельности, мотив, цель, методы и средства, процесс, результат(продукт)

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
субъект деятельности
объект деятельности мотив
цель
методы и средства
процесс
результат(продукт)

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)Мотив — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих на­правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы­ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин­тересы; влечения и эмоции; идеалы.

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека

Цель деятельности — это осознанный образ того резуль­тата, на достижение которого направлено действие челове­ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

ВидЕго сущность
Целенаправленное действиеХарактеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий
Ценностно­ рациональное действиеХарактеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой- либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии ит. д.
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действиеОбусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действиеОсновано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки
1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве­бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.

Мой конспект: заполнить таблицу Виды действий

ВидЕго сущность
Целенаправленное действие
Ценностно­ рациональное действие
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие
Традиционное действие

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Мой конспект: понятие игра

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
игра

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Мой конспект: Характерные черты игры:

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Мой конспект: понятие общение

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
общение

Мой конспект: сравнить общение и информационную коммуникацию

А) сходство

Б) различие

Линии сравнения
Информационная коммуникация
Общение
1. ОбщееОбмен информацией
2. РазличияПолучатель инфор­мации — человекПолучатель информации — человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъектаОднонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участниковУчастники остаются обо­собленными
Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) + Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому + Средства — это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) i Получатель информации

Мой конспект: структура общения

Мой конспект: Существует несколько классификаций общения.

А)по используемым средствам общения:

Б)по субъектам общения:

Что такое компонент деятельности. Смотреть фото Что такое компонент деятельности. Смотреть картинку Что такое компонент деятельности. Картинка про Что такое компонент деятельности. Фото Что такое компонент деятельности

Наименование функцииЕе содержание
СоциализацииФормирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
ПознавательнаяПознание людьми друг друга
ПсихологическаяОсуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления)Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
ОрганизационнаяОрганизация совместной деятельности людей

Мой конспект: заполнить таблицу Функции общения

Наименование функцииЕе содержание
Социализации
Познавательная
Психологическая
Отождествления (противопоставления)
Организационная

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

— общение — это элемент любой деятельности, а деятель­ность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

— общение — один из видов деятельности человека наря­ду с игрой, трудом и т. д.;

— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо­вать без деятельности.

Мой конспект: подходы по вопросу связи между деятельностью и общением:

Учение — это вид деятельности, целью которого явля­ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Мой конспект: понятие учение

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
учение

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу­ществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Мой конспект: понятие учение

А) Учение может быть

Б) Учение может приобрести характер

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

— труд — один из видов деятельности, но далеко не един­ственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Мой конспект: понятие труд

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
труд

Характерные черты труда: целесообразность; нацелен­ность на достижение запрограммированных, ожидаемых ре­зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи­ческая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Мой конспект: характерные черты труда

В каждом виде деятельности ставятся специфические це­ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст­вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти — создание материальных благ или культурных ценностей.

Что такое компонент деятельности. Смотреть фото Что такое компонент деятельности. Смотреть картинку Что такое компонент деятельности. Картинка про Что такое компонент деятельности. Фото Что такое компонент деятельности

Основа классификацииВиды деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­тиМатериальная:материально-производственная Духовная:познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая
Субъект деятельности— Индивидуальная — Коллективная
Характер самой деятель­ности— Репродуктивная (деятель­ность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам— Законная — Незаконная
Соответствие моральным нормам— Моральная — Аморальная
Соотношение с обществен­ным прогрессом— Прогрессивная — Реакционная
Зависимость от сфер обще­ственной жизни— Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная

Особенности проявления человеческой активности— Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) — Внутренняя (умственные действия)

Мой конспект: заполнить таблицу Основные классификации деятельности

Основа классификацииВиды деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти
Субъект деятельности
Характер самой деятель­ности
Соответствие правовым нормам
Соответствие моральным нормам
Соотношение с обществен­ным прогрессом
Зависимость от сфер обще­ственной жизни

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Мой конспект: понятие творчество

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
творчество

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельнос­ти. Однако способности могут развиваться или пропасть. По­этому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

— Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод вооб­ражения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — зна­ние, условия получения которого не осознаются.

Мой конспект: Важнейшие механизмы творческой деятельности

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

— сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

— продуктивный характер — направлена на получение результата(продукта);

— преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

— общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Мой конспект: черты деятельности

| В3. | Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) материальная 2) духовная

ПРОЯВЛЕНИЕ

A) создание художественных ценностей Б) осуществление научного открытия

B) проведение реформ в обществе Г) осуществление глобального модели­рования

Д) совершенствование технологий про­изводства

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

АБВГД
Ответ: 22121.

Тема 5. Мышление и деятельность

Что такое компонент деятельности. Смотреть фото Что такое компонент деятельности. Смотреть картинку Что такое компонент деятельности. Картинка про Что такое компонент деятельности. Фото Что такое компонент деятельности
Мышление — активный процесс отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Мой конспект: понятие мыщление

ПонятиеРодовой признакВидовой признак
мышление

Мой конспект: мыщление

Источник

Понятие деятельности. Структура деятельности.

Содержание:

↑ Понятие «деятельность»

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Приспособление к природе посредством ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека.
Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизниПриспособление к условиям среды: перестройка собственного организма (мутационные изменения, закрепляемые средой)Сознательная постановка целей, которая связана со способностью анализировать ситуацию (видеть причинно-следственные зависимости, предвосхищать результаты, продумывать эффективные способы их достижения)Подчинение инстинктам, действия изначально запрограммированыВоздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человекаВоздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средствПродуктивный, творческий, созидательный характерПотребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

↑ Структура деятельности

тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, все общество в целом)Объектто, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)Цельэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.Действияактивность, направленная на достижение целейСредствавсё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)Результатреализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства)

Любая деятельность включает такие компоненты, как субъект и объект, мотив, цель, методы и средства, результат и сам процесс деятельности.

Прежде чем начать действовать, субъект определяет цель деятельности — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Затем, когда цель определена, субъект решает, какие методы и средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Цель и средства — понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами.

В основе любой деятельности лежит мотив.

Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить.

Мотивами могут выступать:

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Источник

Понятие деятельности и ее принципы

Определение деятельности в психологии подразумевает активную работу человека, направленную на объект. В ходе этой деятельности происходит достижение поставленной цели и удовлетворение потребности. В данной статье вы узнаете, что включает в себя деятельность, ее специфику и характеристику.

Что такое компонент деятельности. Смотреть фото Что такое компонент деятельности. Смотреть картинку Что такое компонент деятельности. Картинка про Что такое компонент деятельности. Фото Что такое компонент деятельности
Что такое деятельность в психологии?

Впервые теория о деятельности появилась в 1940 году, а ее создателем стал ученый Леонтьев. В его понимании «деятельность» представляет собой систему активных действий, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Таким образом, любая деятельность имеет содержание, мотив и полностью реализуется индивидом.

Другие психологи также поддержали концепцию Леонтьева и продолжили ее развивать.

Предмет и принцип

Любая деятельность не является беспредметной, она всегда направлена на что-то или кого-то. По мнению ученых существует 2 основных принципа: функционал и системность.

В первом случае человек отталкивается от уже сформированных элементов в психике и активно использует ресурсы, чтобы достичь цели. Во втором случае на деятельность влияют личные качества субъекта, так как структура деятельности достаточно неординарная. С помощью психологической деятельности можно понять, сущность функционирования человеческой личности, а также ее свойства.

Деятельность и активность — в чем разница

Любое взаимодействие человека с социальным миром и окружающей средой нельзя называть деятельностью, скорее, это является активностью. Кратко активность можно охарактеризовать как физическую и интеллектуальную работу.

Деятельность имеет конечную цель, поэтому ее нельзя назвать осознанным процессом. Кроме того, деятельность присуща исключительно людям.

Компоненты деятельности

Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.

По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.

В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.

Знания, навыки и привычки

От уровня развития компонентов зависит то, насколько быстро будет реализована программа. Действовать целенаправленно индивид может только при наличии знаний. Умения помогают человеку разобраться и понять определенные действия. Способ реализации желаемого напрямую зависит от индивидуальных характеристик человека. Навыки же появляются тогда, когда человек делает какое-либо действие на протяжении определенного времени. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок учится читать, ему недостаточно просто знать все буквы, а нужно ежедневно заниматься, чтобы понять, как составляются слоги.

Каждое действие можно довести до автоматизма. В данном случае идет ознакомление, далее попытки воспроизвести действие, после чего умения доводятся до автоматизма.

Типы и виды

Деятельность в психологии можно поделить на 4 вида. С рождения малыш может издавать различные звуки. Таким образом он общается с внешним миром. Затем он начинает произносить отдельные слова, благодаря чему может общаться не только со своими близкими. С помощью игровой деятельности ребенок учится социализации. Например, примеряя на себя определенную профессию или играя в куклы, малыш будто погружается в реальную семейную жизнь.

С помощью труда создается общественно значимый продукт. В данном случае человек может заниматься трудовой деятельностью как самостоятельно, так и привлекать других.

С помощью познавательной деятельности человек приобретает новые знания, а художественная способствует удовлетворению эстетических потребностей.

Стиль личности

Специалисты уверены, что в концепции личности необходимо учитывать особенности каждого отдельного человека. К индивидуальным моментам можно отнести темперамент, характер, навыки, знания. Все эти особенности у человека развиты на разном уровне. В связи с этим и цели достигаются по-разному.

Человек самостоятельно выбирает, как ему действовать. Темперамент человека также оказывает большое влияние на его деятельность. Так, например, флегматику нужно больше времени, чтобы включиться в работу, а сангвиник может с легкостью справляться с несколькими делами одновременно. Человеческий организм очень сложный, а большое количество функций формируются под влиянием внешних факторов. Как и активность мозга: ее качество зависит от того, получает ли мозг развитие. Развивать функции мозга удобно и полезно с помощью когнитивных тренажеров Викиум.

Источник

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.

Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.

Отличия деятельности человека от активности животных

1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает.

2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития.

Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни.

Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории.

5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать.

Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма.

Поведение не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.

Деятельность включает: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

— органические (направленные на удовлетворение потребностей организма),

— материальные (создание предметов),

— социальные (занять определенное место в обществе),

— духовные (совершенствование себя).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело, на что она направлена.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *