Что такое комплексный метод
метод комплексный
Смотреть что такое «метод комплексный» в других словарях:
метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Комплексный справочник по Биологии — Термин Биология был предложен выдающимся французким естествоиспытателем и эволюционистом Жаном Батистом Ламарком в 1802 году для обозначения науки о жизни как особым явлении природы. Сегодня биология представляет собой комплекс наук, изучающих… … Википедия
метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
комплексный метод оценки качества продукции — Метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества. [ГОСТ 15467 79] Тематики управление качеством продукции … Справочник технического переводчика
Комплексный метод, оценки качества продукции — – метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества. [ГОСТ 15467 79] Рубрика термина: Общие, качество Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Метод роя частиц — (МРЧ) метод численной оптимизации, для использования которого не требуется знать точного градиента оптимизируемой функции. МРЧ был доказан Кеннеди, Эберхартом и Ши[1] [2] и изначально предназначался для имитации социального поведения.… … Википедия
Метод Мюллера — итерационный численный метод для вычисления корня заданной функции f(x) = 0. Был представлен Давидом Мюллером в 1956 году. Метод Мюллера основан на методе секущих, который строит на каждом шаге итерации прямые, проходящие через две точки на… … Википедия
комплексный метод мониторинга окружающей среды — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN integrated environmental monitoring … Справочник технического переводчика
комплексный метод отбора проб — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN integrated sample method … Справочник технического переводчика
комплексный метод планирования и контроля — (в управлении) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN integrated management planning and control technique … Справочник технического переводчика
Что такое комплексный подход: примеры использования методов на практике
Для решения сложных задач зачастую возникает необходимость применить комплексный подход, без этого процесса добиться положительного результата не получится. Каждый элемент в итоге становится намного легче воспринимать и решать, сравнительно с целой системой мелких нюансов. О завершительной стадии разрешения проблемы иногда не может идти речи, если выполнение каждой задачи будет некорректным, поэтому за ходом всех событий нужно пристально следить. Не менее важно знать, для каких ситуаций комплексный подход будет продуктивен, а также значение структурированного анализа и пути решения поставленных задач.
Рождение головоломки
Каждая маленькая проблема во время применения комплексного подхода является кусочком одного вопроса, который необходимо разрешить. Чтобы после разбирательства в мелочах воссоединить все части потребуется подробное знание и понимание системы. В первую очередь нужно найти решение ключевых моментов и лишь тогда загадка в целом станет понятной. Технология также не менее важна, ведь если максимально качественно решать все нюансы, то процесс восстановится, но сама загвоздка не исчезнет. Чтобы избежать лишней траты времени, нужно правильно выбрать метод комплексного подхода, а не заглядывать в каждую деталь по нескольку раз безрезультатно. Предпосылкой к действию будет то, что целое начнет отличаться от суммы его частей.
Комплекс не воспринимается системой
Системный подход формировался на протяжении целых десятилетий и стал понемногу доминировать в решениях сложных проблем. Исходя из научных доводов, все стало несколько систематично, и затруднило формулировку комплекса. Более новый подход не поддается вычислительному или цифровому анализу, это обусловлено тем, что в него может входить несколько разных систем для реализации задуманного. Если взаимосвязь будет максимально доступно сформулирована, получится применить систематические наблюдения. Некоторые явления очень сложные, только разобрав комплекс на части и отбросив в стороны все обстоятельства, получится создать управляемую систему. А изменения во всех мелких моментах в выбранной специфике неизбежно повлияет на все части комплекса, например, систематическая вырубка растительности в лесу вызовет такие отклонения как:
Разрабатывать и применять комплексный подход нужно тщательно, все мелкие нюансы, как и сам выбор системы очень важны.
Меньшее внимание цифрам и расчетам
Структурированный анализ невозможно представить без деления проблемы на части или составляющие элементы. В отличие от инстинктивного подхода он способен открывать разум для рассмотрения более эффективных и альтернативных вариантов решения задачи. Комплексный подход может обеспечить глубокое проникновение в ситуацию, а другие мелкие вопросы зачастую разрешаются автономно. Процесс должен выполняться правильно, в противном случае от деления задачи на некоторые части не будет результата, например, приготовление салата без рецепта приведет к тому, что ингредиенты, которые должны находиться снизу, окажутся сверху, и это испортит внешний вид, а цель не будет достигнута.
Образование и воспитание детей
Чтобы достичь хороших результатов в обучении младшего поколения, применяется комплексный подход, с его помощью обозначаются главные задачи и делятся на части для лучшего восприятия их подростком. Для контроля всех мелких деталей государством была разработана специальная система оценок, именно благодаря ей можно качественно и досконально проследить результат от полученных знаний.
Безопасность
Большинство организаций для исключения вероятности возникновения эксцессов используют системно-комплексный подход в сфере обеспечения безопасности, чем значительно уменьшают нежелательные затраты. Чтобы избежать грубых погрешностей в коллективной работе, нужно видеть полную картину происходящего, но для решения мелких проблем необходимо разделить систему на части.
Управление
За последнее время наблюдается тенденция привлечения к рабочему процессу компьютерных технологий, чье обслуживание и системный анализ могут обойтись компании дорого. Для обеспечения автоматизации и качественного управления процессом вся техника должна быть максимально понятной пользователю и легко настраиваемой. Комплексный подход нужен для разработки аналитиками специальной системы, которая будет выглядеть адаптированной и удобной.
Комплексный метод исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Комплексный метод исследования – это способ разностороннего изучения какого-то определенного объекта, требующего междисциплинарного подхода т.е. объекта, являющегося общим для нескольких научных дисциплин при различии содержания исследовательской деятельности.
Комплексное исследование объектов психологии предполагает применение разнообразных технологий и методик, а также организационных средств, за счет чего достигается полное познание сущности психологических процессов и явлений, их принципов и направлений развития. Применение какого-то одного метода, практически всегда, бывает недостаточно.
Только комплексный подход дает возможности полноценно и качественно оценить и охарактеризовать свойства психологических процессов, проанализировать их динамику, возрастную специфику развития, подверженность внутренним и внешним факторам воздействия, составить достоверный прогноз их будущего проявления в конкретных ситуациях и при определенных условиях.
Комплексное исследование проводится в две стадии:
Эмпирические методы психологического исследования
Такие методы применяются практически в любом комплексном психологическом исследовании, поскольку они опираются на чувственное восприятие и включают в себя множество приборов для измерения различных показателей.
Готовые работы на аналогичную тему
К эмпирическим методам исследования относят:
Рисунок 1. Эмпирические методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теоретические методы психологического исследования
Данные методы являются широко распространенными в любом научном исследовании и носят абстрактный характер. Посредством применения данной группы методов, данные научного исследования собираются в систему, упорядочиваются и продолжают изучаться далее.
К теоретическим методам исследования относятся следующие:
Количественные и качественные методы исследований в психологии
Чтобы определить количественные параметры, исследуемых объектов применяют такие методы:
Рисунок 2. Количественные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы изучить качественные показатели развития того или иного процесса, объекта или явления необходимо изучить их глубинные параметры развития, оценить воздействие внешних социальных факторов на тот или иной объект психологии. Применяют следующие качественные методы психологического исследования:
Рисунок 3. Качественные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интерпретационные методы исследований в психологии
Данные методы позволяют дать теоретическое обоснование и психологическую характеристику исследуемого процесса или объекта, либо его качеств. В эту группу входят два основных метода, которые, практически всегда, применяются в комплексе:
Как правило, эти методы являются завершающими в психологическом исследовании.
Лонгитюдный и комплексный метод
Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако, построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.
Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования:
Б. В зависимости от направления хода исследования:
Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременный лон-гитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.
Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.
Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии».
Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные.
Комплексный метод исследования — Комплексный подход
Методы, используемые в научных психологических исследованиях, как и многие явления объективного мира, могут быть классифицированы по различным основаниям. Классификация методов научного исследования призвана облегчить психологу-исследователю разработку методологии, наиболее подходящей для решения его задач.
Классификация, предложенная известным советским психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), является наиболее продуктивной и поэтому наиболее широко используемой в психологии в целом и в психологии образования в частности. Он выделил четыре группы методов:
Комплексные исследования сложных объектов, проводимые специалистами разных наук, позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическими, психологическими и социальными параметрами развития личности.
Другой, менее сенсационный, но весьма примечательный пример попытки разработать комплексную методологию изучения художественно-творческого процесса был предпринят советскими учеными в 1970-х и 1980-х годах. Группа исследователей из разных областей (искусствоведы, психологи, философы и другие) предприняла попытку комплексного изучения проблем художественного творчества. Для этого они создали «Комиссию по комплексному изучению художественного творчества при Научном совете по истории мировой культуры Академии наук СССР». Один из идеологов этого подхода — Б.С. Мейлах — видел свою задачу в том, чтобы объединить усилия специалистов разных дисциплин, преодолеть «перегородки», возведенные между этими науками, и таким образом достичь нового уровня понимания художественного творчества.
По словам Б. С. Мейлаха, эта попытка комплексного подхода способствовала как интеграции и дифференциации дисциплин, участвующих в этих исследованиях, так и их обогащению. Однако со временем нельзя сказать, что участники этого процесса осознали свои собственные роли и задачи в общем движении к междисциплинарности и системности.
Комплексный подход
Комплексный подход — это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, которые изучаются с помощью соответствующего набора методов. Компонентами могут быть как относительно однородные части целого, так и его разнородные стороны, характеризующие изучаемый объект в различных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, то есть организацию междисциплинарных исследований. Очевидно, что комплексный подход также подразумевает применение в той или иной степени всех предыдущих методов интерпретации.
Показательным примером реализации комплексного подхода в науке является концепция познания человека, согласно которой человек как наиболее сложный объект изучения является предметом согласованного изучения большого комплекса наук. В психологии эта идея о сложности изучения человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Г. Ананьев. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и изменяющей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических характеристик (индивидуальность). Такой взгляд на человека позволяет изучать его психологическое содержание в планах: субординационном (иерархическом) и координационном. В первом случае психические явления рассматриваются как системы равного ранга: более сложные и общие подчиняются и включают в себя более простые и элементарные. Во втором случае психические явления рассматриваются как относительно автономные сущности, но тесно взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом. Такой всеобъемлющий и сбалансированный взгляд на человека и его психику фактически уже связан с системным подходом.
Системный подход — это методологическое направление в изучении реальности, которое рассматривает каждый фрагмент как систему.
Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного знания и к его строгой научной формулировке послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи (1901-1972), в которых он разработал общую теорию систем. Система — это целостность, которая взаимодействует с окружающей средой и состоит из набора элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом. Организация этих связей между элементами называется структурой. Иногда структура интерпретируется широко, так что понимание применяется к объему системы. Такая интерпретация характерна для нашей повседневной практики: «коммерческие структуры», «государственные структуры», «политические структуры» и т.д. Иногда такой взгляд на структуру встречается и в науке, хотя и с некоторыми оговорками. Элемент — это наименьшая часть системы, которая сохраняет свои свойства в пределах системы. Дальнейшая диссоциация этой части приводит к потере соответствующих свойств. Например, атом — это элемент с определенными физическими свойствами, молекула — элемент с химическими свойствами, клетка — элемент с жизненными свойствами, а человек — элемент социальных отношений. Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы.
Системно-ориентированный подход
Однако свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут быть представлены как ее функции. Каждая система может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность более простых (малых) подсистем со своими собственными свойствами и функциями, а с другой стороны, как подсистема более сложных (больших) систем. Например, каждый живой организм представляет собой систему органов, тканей и клеток. Он также является элементом соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.
Исследование систем проводится с помощью системного анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из окружающей среды, определяется ее состав (набор элементов), структура, функции, интегральные свойства и характеристики, системообразующие факторы, связи с окружающей средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.
Описания объектов как систем, то есть системные описания, выполняют те же функции, что и все остальные научные описания: объяснительную и предсказательную. Но что более важно, описания систем выполняют функцию интеграции знаний об объектах.
Системный подход в психологии позволяет выявить общность психологических явлений с другими явлениями действительности. Это позволяет обогатить психологию идеями, фактами и методами из других наук и, наоборот, привнести психологические данные в другие области знаний. Это позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранить избыточность в накопленной информации, сократить объем и повысить четкость описаний, уменьшить субъективизм в интерпретации психологических явлений. Она помогает выявить пробелы в знаниях об определенных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи для дальнейшего исследования, а иногда и предсказать свойства объектов, о которых не хватает информации, путем экстраполяции и интерполяции имеющейся информации.
В учебной деятельности систематические методы описания позволяют более ярко и адекватно представить учебную информацию для восприятия и запоминания, более целостно представить обсуждаемые объекты и явления и, наконец, перейти от индуктивного к дедуктивно-индуктивному представлению психологии.
Предыдущие подходы являются органическими компонентами системного подхода. Иногда их даже считают его разновидностями. Некоторые авторы относят эти подходы к соответствующим уровням человеческих качеств, составляющих предмет психологического исследования.
В настоящее время большинство научных исследований проводится в рамках системного подхода. Системный подход наиболее подробно рассматривается в психологии в следующих работах.
Функциональные и комплексные методы интерпретации данных
Методы, используемые в научных психологических исследованиях, как и многие явления объективного мира, могут быть классифицированы по целому ряду причин. Классификация методов научного исследования призвана помочь психологу-исследователю разработать методологию, наиболее соответствующую его задачам.
Классификация, предложенная известным советским психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972), является наиболее продуктивной и поэтому наиболее широко используемой в психологии в целом и в психологии образования в частности. Он выделил четыре группы методов:
Таким образом, интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на поставленный вопрос: Как это произошло и почему?
Различают следующие методы интерпретации (подходы):
Функциональный метод направлен на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход в основном интересуется отношениями изучаемого объекта с окружающей средой. Он предполагает принцип саморегуляции и поддержания баланса объектов реальности (в том числе психики и ее носителей).
Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм», теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащается компонентами структурного и генетического анализа.
Комплексный метод — это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующего набора методов. Компонентами могут быть относительно однородные части целого или его разнородные стороны, характеризующие изучаемый объект с разных сторон. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, то есть организацию междисциплинарных исследований. Очевидно, что комплексный подход подразумевает использование в той или иной степени всех предыдущих методов интерпретации.
Показательным примером реализации комплексного подхода в науке является концепция гуманитарного знания, согласно которой человек как наиболее сложный объект изучения является объектом согласованного изучения большого комплекса наук. В психологии эта идея комплексности в изучении человека была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и изменяющей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических характеристик (индивидуальность). Такой всеобъемлющий и сбалансированный взгляд на человека и его психику фактически уже связан с системным подходом.
Комплексные методы исследования толерантности
В буквальном переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо». В современном употреблении метод — это способ достижения цели. Английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с лампой, освещающей путь. Он писал: «Даже хромой, который медленно идет по дороге, опережает того, кто идет без дороги».
Метод — это совокупность мыслительных операций (разновидность техники мышления) и физических действий, выполняемых в ходе научно-практического исследования для достижения результата.
Методы делятся на общенаучные, которые присущи всем наукам, и конкретно-научные, которые используются в рамках отдельных наук. Общенаучные методы включают наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, формализацию, абстрагирование и т.д. Научный инструментарий, исследовательский подход или исследовательский аппарат — это способы, методы и средства, используемые для достижения поставленной цели. Любой из инструментов экономического анализа можно назвать методом в строгом смысле этого слова.
Врожденная доброта является естественной основой толерантности.
В модуле представлены методы изучения толерантности, разработанные на основе комплексного подхода. В структуру каждой методики входит не только оценка уровня толерантности, но и показатели идентичности, личностных качеств, реакции на культурный шок и т.д. Основной методологический принцип изучения толерантности заключается в сочетании исследования толерантности с другими социально-психологическими и этнопсихологическими явлениями.
Методология «культурного шока».
Метод был разработан Ж. Л. Бардье. Эмпирическое исследование культурного шока изначально было задумано автором как метод качественного исследования, в котором ответы респондентов обрабатывались с помощью техники контент-анализа. Идея создания методики была навеяна работой М. Архиповой, которая изучала ситуации, связанные с различными проявлениями культурного шока, используя метод глубинного интервью. На этапе пилотного исследования использовалась процедура, аналогичная той, которую использовали М. Кун и Т. МакПартланд при создании теста «Кто я?». Первоначально инструкции респондентам (студентам-психологам с опытом работы за рубежом) были даны в свободной форме. Их попросили описать ситуации, в которых они испытали культурный шок во время знакомства с другой культурой. В результате пилотного исследования стало ясно, что инструкция должна быть более формальной, желательно с четким определением культурного шока.
Окончательный вариант методики исследования был сформирован на основе представлений о культурном шоке как отражении культурных различий, найденных в учебнике Ч. Морриса (Morris, 1993). Методологическая процедура, описанная Моррисом, также может быть использована для разработки ассимиляторов культуры. Кроме того, эта техника может быть использована для изучения особого психологического состояния, возникающего при столкновении с другой субкультурой. Например, при знакомстве с корпоративной культурой организации или при попытке наладить отношения с людьми другого поколения, пола, профессии, политической ориентации или религиозной конфессии.
Первоначальная версия методики была разработана для изучения культурного шока, испытываемого американскими студентами во время пребывания в России. Помимо пола и возраста, студентов попросили указать страны, которые они посетили. Предполагалось, что эта информация позволит сделать выводы о богатстве кросс-культурного опыта.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института