Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются
Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются
Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Комплексные кадастровые работы выполняются в порядке, установленном настоящей главой.
4. Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается. В случае, если ранее такие работы были выполнены за счет внебюджетных средств в границах территории, указанной в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона и представляющей собой часть кадастрового квартала (части кварталов), на оставшейся части территории кадастрового квартала (частях кварталов) допускается выполнение комплексных кадастровых работ, в том числе за счет бюджетных средств.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Форма сведений о выявленных объектах, направляемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее комплексном развитии.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К отношениям, связанным с выполнением комплексных кадастровых работ по контрактам, заключенным до 16.09.2019, применяется редакция данного документа, действовавшая до указанной даты (ФЗ от 17.06.2019 N 150-ФЗ).
6. Комплексные кадастровые работы выполняются с учетом следующих особенностей:
1) в отношении земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории;
2) в отношении земельных участков, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания земельного участка или земельных участков, утвержденным в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
3) в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);
4) в отношении лесных участков комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков;
(часть 6 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются
Комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов (ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
земельных участков, описание местоположения границ которых в ЕГРН не соответствует требованиям Закона о госрегистрации недвижимости;
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, определенными в ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности.
Например, в отношении лесных участков такие работы выполняются, только если их образование предусмотрено утвержденной проектной документацией лесных участков (п. 4 ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Такие работы не выполняются в отношении:
линейных объектов (п. 3 ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
земельных участков, перечисленных в ч. 5 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности, в частности участков, которые являются предметом договоров о комплексном освоении территории.
Если на территории кадастрового квартала такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается (ч. 4 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?
В результате выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
уточняется местоположение границ земельных участков;
устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами;
обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились такие работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН (ст. 42.4 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
Что такое комплексные кадастровые работы, и как они могут помочь сэкономить при регистрации прав на недвижимость?
Ведущий юрисконсульт IPT Group
специально для ГАРАНТ.РУ
В декабре 2017 года Счетная палата РФ выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджета. Увеличить поступление средств предполагается, в частности, за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом – соответствующая информация опубликована на официальном сайте палаты. Однако на деле правообладатели земельных участков получили возможность сэкономить на проведении комплексных кадастровых работ. Таким образом, можно сказать, что инициатива ведомства в части ускорения проведения кадастровых работ воплощается в жизнь.
Согласно плану Счетной палаты РФ, уполномоченные органы государственной власти должны подготовить предложения:
Какими документами регулируются кадастровые работы?
Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2015 года.
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. При этом сведения о таких участках не должны соответствовать требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). В частности, речь идет о требованиях к описанию местоположения границ земельных участков, земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ).
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?
Комплексные кадастровые работы проводятся для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ. Также они необходимы для корректного выделения земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами). Наконец, комплексные кадастровые работы следует проводить для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Кто проводит комплексные кадастровые работы?
Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.
Сколько стоит проведение комплексных кадастровых работ
Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ составит в 2018 году 100 млн руб., в 2019 году – 205 млн руб., в 2020 году– 200 млн. руб.
В 2018 году Росреестр уже заключил соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ с высшими исполнительными органами государственной власти. Это следующие субъекты РФ: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Псковская область и Севастополь. Заявку на проведение субсидии планирует направить в Росреестр еще 21 субъект РФ.
Сколько объектов недвижимости «подпали» под комплексные кадастровые работы
Фактическое количество объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году были проведены комплексные кадастровые работы, составило 33 980 единиц. За период 2017-2020 годов планируется проведение комплексных кадастровых работ в отношении 163 446 объектов недвижимости.
Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые работы в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ (направить его в Росреестр) в течение 10 дней с момента заключения контракта. О проведении комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка правообладателя известит кадастровый инженер, который будет проводить указанные работы, по почте или электронной почте, если такие сведения имеются в ЕГРН (п. 2, п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 42.7 Закона № 221-ФЗ).
Увеличить бюджет с пользой для правообладателей
Одна из целей проведения комплексных кадастровых работ – увеличение поступлений в бюджет органов местного самоуправления, в том числе и за счет земельного налога. В то же время правообладатели земельных участков, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости и где в приоритетном порядке будут проводиться данные работы, могут не торопиться проводить их за свой счет и дождаться возможности провести их за счет государства. Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые рабты в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Таким образом, несмотря на стремление государства пересчитать, в том числе в целях налогообложения, все земельные участки, гаражи, сараи, бытовки, теплицы и т.д., у правообладателей есть шанс сэкономить хотя бы на выполнении одного из наиболее дорогостоящих видов работ, связанных с государственной регистрацией прав на указанные объекты.
Комплексные кадастровые работы для дачников: почему это выгодно и как их провести?
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.
Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону № 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.
В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.
Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:
Как выполнить ККР: порядок действий
Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.
Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:
Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.
ВАЖНО! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.
Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.
Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.
ВАЖНО! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.
Земельный вопрос: для чего проводить комплексные кадастровые работы
Земельный вопрос: для чего проводить комплексные кадастровые работы
Эксперты Кадастровой палаты по Москве рассказали, как установить границы земельного участка
Более 345 тыс. земельных участков на территории Москвы внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), при этом границы установлены у почти 270 тыс., что составляет около 78 % от общего количества поставленных на кадастровый учет участков. Наличие полных сведений об объекте в реестре недвижимости позволяет без ограничений распоряжаться недвижимым имуществом и гарантировать защиту своих законных интересов.
Действующее законодательство не требует от правообладателей в обязательном порядке уточнять границы своего земельного участка. При этом зачастую правообладатель земельного участка без границ рискует столкнуться с проблемами из-за возникновения земельных споров с соседями, испытывать трудности при распоряжении недвижимым имуществом, а также невольно стать нарушителем земельного законодательства, в случае самовольного захвата участка или его части.
Для уточнения границ земельных участков, установления местоположения на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости необходимо проведение кадастровых работ, которые выполняет кадастровый инженер.
В результате проведения таких работ готовятся документы (межевой, технический план или акт обследования), содержащие необходимые для кадастрового учета сведения. Документы формируются в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и дополнительно на бумажном носителе, если это предусмотрено договором.
Межевой план – документ, который необходим для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или учета его части. Он состоит из двух частей, графической – где воспроизводятся сведения кадастрового плана, указывается местоположение границ участка и текстовой – в которой содержатся сведения о земельном участке и согласовании местоположения границ.
Технический план – документ, необходимый для постановки на учет здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса, учета его изменений или части. Он также состоит из графической части, где схематично отображается расположение здания с определением координат характерных точек или помещений и текстовой – где содержится техническое описание и необходимые кадастровые сведения для внесения их в ЕГРН.
Акт обследования – документ, необходимый для снятия с учета здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, который подтверждает прекращение существования объекта, в связи с гибелью или уничтожением.
При проведении кадастровых работ кадастровый инженер определяет координаты характерных точек границ земельного участка или его части, контура зданий, сооружения либо их частей, а также контура объекта незавершенного строительства. Для этого он выезжает на местность и проводит полевые работы (обмер и съемку участка, закрепление всех поворотных точек на местности и т.д.), определяет площадь недвижимости и выполняет описание ее местоположения, а также согласовывает местоположение границ земельного участка.
Кроме того, при кадастровых работах дополнительно может быть установлено местоположение на земельном участке здания, сооружения или объекта незавершенного строительства путем пространственного описания их конструктивных элементов, в том числе с учетом высоты или глубины этих элементов.
В ряде других случаев возможно также провести комплексные кадастровые работы (ККР). Они выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов участков, к примеру, на территории всего садового или огородного товарищества либо гаражного кооператива. Также в рамках ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений на участках.
Перед заказом данных работ следует узнать в уполномоченном органе, не планируется ли их выполнение за счет бюджетных средств и только после этого обращаться к специалистам.
Для проведения комплексных кадастровых работ нужно выбрать кадастрового инженера, проверив информацию о его профессиональной подготовке, результатах деятельности, а также наличие у него действующего квалификационного аттестата и заключить с ним договор подряда.
Узнать сведения о кадастровом инженере можно на сайте Росреестра, воспользовавшись электронным сервисом «Государственный реестр кадастровых инженеров», который упростит выбор специалиста. Сведения из реестра являются общедоступными и открытыми.
Кадастровый инженер обязательно должен быть членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО), которая осуществляет контроль за профессиональной деятельностью таких специалистов в части соблюдения требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Заказчиком кадастровых работ может выступать как юридическое лицо, например, садовое или огородное товарищество, так и инициативная группа лиц по доверенности от правообладателей недвижимости.
В течение десяти рабочих дней со дня заключения контракта заказчик работ должен проинформировать о начале их выполнения, направив извещение в СМИ, в орган исполнительной власти для официального сайта, в орган регистрации прав для отображения сведений о территории выполнения ККР на кадастровых картах, в том числе публичных, а также разместить объявление на информационных щитах конкретной территории.
В свою очередь, исполнитель таких работ направляет извещение о начале их выполнения на адрес электронной почты или почтовый адрес правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться ККР, при наличии таких сведений в ЕГРН.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории, содержащая необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории выполнения таких работ, и направляется заказчикам.
Заказчики ККР после ознакомления с документом направляют его в согласительную комиссию, в которую, в том числе, входят представители уполномоченных органов власти, для согласования местоположения границ земельных участков, обозначенных в карте-плане территории.
Согласительная комиссия предоставляет окончательную редакцию карты-плана территории в орган исполнительной власти, который после ее утверждения не позднее трех рабочих дней направляет документ в орган регистрации прав, который рассматривает карту-план территории, и в случае отсутствия замечаний вносит необходимые сведения в ЕГРН. После чего обязательно уведомляет заказчиков работ и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщает перечень объектов недвижимости, в отношении которых был осуществлен кадастровый учет.
«Благодаря проведению комплексных кадастровых работ с последующим внесением сведений о границах объекта недвижимости в ЕГРН собственник получает возможность в полной мере распоряжаться недвижимым имуществом, защищать свои права и законные интересы в случае возникновения земельных споров», – отметил заместитель директора Кадастровой палаты по Москве Алексей Некрасов.
Чтобы узнать, установлены ли границы земельного участка, можно заказать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, воспользовавшись онлайн-сервисом Федеральной кадастровой палаты или сервисом Росреестра либо Единым порталом государственных и муниципальных услуг.
Если границы не установлены, то в документе в графе «Особые отметки» будет указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Также узнать информацию о границах участка можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный объект на ней проще всего по кадастровому номеру или адресу. Если границы не установлены, план участка на карте будет отсутствовать, а в таблице с его параметрами – запись «Без координат границ».