Что такое комплекс сестры
Психология комплексов младших и старших детей
Старшая сестра
В семье, в которой есть несколько детей, всегда существуют проблемы. Даже если никто открыто и не говорит о сложности ситуации – это еще не значит, что все в семье все хорошо. Особенно ситуация усложняется, если в семье два однополых ребенка, например, девочки. У одной из них обязательно разовьется комплекс сестры. Что это такое? Это набор качеств, которые формируются у ребенка от недостатка или переизбытка любви и внимания. Как проявляется комплекс старшей сестры?
Комплекс Электры.
Комплекс Электры — это сексуальное влечение дочки к отцу и желание стать на место мамы. Входит в этап нормального развития ребенка, с 3 лет, когда начинается активно проявляется личность и дети хотят показать себя самостоятельными.
В большинстве случаев все признаки проходят до 6-7 лет, когда девочка переключает свое внимание на сверстников-парней. Если же этого не произошло, родителям стоит активно заняться воспитанием ребенка и направить ее на верный путь.
Зигмунд Фрейд – основатель данной теории, проводил наблюдения за детьми. Объяснял этот комплекс так: девочка хочет заменить жену своему отцу. Поэтому пытается делать все, как мама и также выглядеть. Модель поведения учит женской роли для взрослой жизни.
Основные признаки.
В зависимости от типа воспитания в семье и традиций, проявляться комплекс Электры будет по-разному. К основным признакам относится:
Как избавится?
Если после 7 лет не прошел комплекс Электры, то родителям стоит обратить на это внимание. Нужно объяснить, что папа любит маму как свою жену. А дочку – как ребенка. Это разные виды чувств, хотя одинаково теплые и сильные. И что у девочки тоже будет когда-то парень.
Не пускать спать в свою кровать и когда принимается ванна. Нужно оградить ребенка от своего личного интимного пространства. Если хочет поцеловать в губы, то аккуратно остановить и объяснить, что так делать нельзя. Не кричать и не наказывать за это.
Дочка должна общаться не только с членами семьи, но и иметь возможность поговорить, построить дружеские отношения с одногодками. Для этого можно записать в кружок, в котором можно взаимодействовать с другими: танцы, театр, фехтование.
Пройти тест Фрейда
Младшая сестра
Если старшему ребенку не везет с характером, то должно быть, младшему живется очень хорошо? Но это не так. Существует комплекс младшей сестры, который появляется у девочек, над воспитанием которых родители не сильно потрудились. В чем же он проявляется?
Описание
Исходя из названия можно отметить, что этот комплекс встречается у младших в семье. Синдром младшего брата или комплекс младшей сестры – это в первую очередь влияние воспитания. С рождением второго малыша в семье происходят перемены, на новорожденного переносится вся любовь и забота родителей.
Часто родители уверены, что малыш, родившийся позже, должен получать всё внимание, он маленький. С появлением такой мысли у родителей, у детей начинает развиваться комплекс младшего ребенка. Малыш видит, что ему достается всё самое лучшее, по сравнению со страшим, и привыкает к такому положению дел.
Существует и другая сторона синдрома. Родители, которые пережили опыт воспитания старшего, целиком перекладывают его на младшего. В результате чего его постоянно сравнивают со страшим, выбор дополнительных занятий очевиден – младшего запишут в тот же кружок, что и старшего. Младший не проводит время со своими сверстниками, потому что гуляет он в окружении старшей дочери или сына и его друзей. Самая непродуманные вещи – это постоянные сравнения одного с другим, на фоне этого могут развиться многочисленные комплексы.
Средняя сестра
Может показаться странно, но и тем детям, которые родились между старшим и средним, живется не всегда сладко. Комплекс сестры бывает у тех девочек, которые не смогли самоопределиться, и у тех, которых родители обделили своим вниманием.
Первый блин комом
Когда в доме растут две сестры, одна из них обычно получается милая и очень коммуникабельная, а другая зажатая скромница. И скромницей обычно бывает старшая. Именно ее родители воспитывали, как умели. Они водили ее на всевозможные кружки, в развивающие секции и на спортивные состязания. У ребенка не было времени отдохнуть или поиграть. Свободное время девочка проводила за книгами, которыми ее пичкали родители. Потренировавшись на первом ребенке, второго родители воспитывали в более свободных условиях.
Психология комплексов младших и старших детей
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
«Синдром старшей сестры»: почему он возникает и как влияет на наше будущее
С появлением второго ребенка в семье дети часто неосознанно начинают бороться за внимание родителей, и иногда это соревнование приводит к серьезным психологическим проблемам. Рассказываем об истоках «синдрома старшей сестры» и возможных его последствиях.
Часто взрослые недооценивают молодежные соцсети, называют их пустой тратой времени и считают, что они годятся лишь для видео с милыми животными, танцами и прочим кривлянием. Однако с виду веселые ролики могут быть одной из форм коммуникации молодежи о действительно серьезных проблемах и внутренних переживаниях.
Так, например, недавно в TikTok стал активно обсуждаться «синдром старшей сестры». Пользователи в форме ироничных скетчей начали выкладывать свои мысли по поводу того, как на них повлияло рождение в семье второго (или более) ребенка.
Сейчас под хэштегом #oldersister набралось более 173 миллионов клипов. Мы решили разобраться, действительно ли это синдром существует, как он влияет на девочек и чем опасен для их будущего.
Причины синдрома
«Синдромом старшей сестры» называют частный случай более известного явления — «синдрома старшего ребенка».
До рождения брата или сестры старший ребенок, будучи единственным, являлся центром семьи, у него было мало причин усомниться в любви родителей. С появлением брата или сестры, по его мнению, ситуация кардинально изменилась — любовь родителей пришлось делить с кем-то еще.
«Так возникает «травма свержения с трона». Ребенок перестает быть единственным, возникает зависть и формируется конкуренция. И это нормально, это биологически и психологически очевидно», — говорит психолог и психотерапевт Ирина Белоусова.
Чаще всего в такую ситуацию попадают дети в возрасте от трех до шести лет, они как раз проходят период Эдипа — учатся самоидентифицировать себя, примиряются со своим «Я». В ситуации, когда родители больше времени уделяют другим детям, ребенок испытывает трудности с самоопределением и слишком ранней самостоятельностью и начинает искать причину проблемы в себе.
«Он же помнит, как его любили до рождения брата или сестры и как урезали внимание после. А детская психика обычно эгоцентрична и дает установку: «Все, что происходит — все из-за меня»», — объясняет психолог. По ее мнению, девочки сложнее справляются с этим комплексом, поэтому этот синдром отделился в обособленное явление.
Путь достижения успехов
У развития «синдрома старшей сестры» есть две стороны медали. Первая — мысли девочки о том, что она может завоевать любовь родителей обратно. Например, с помощью хороших оценок, грамот или заслуг в спорте.
«У нее есть иллюзия: «Если я принесу достижения и буду хорошей — мне, возможно, вернут утерянный «трон». А родители не понимают, что стоит за пятерками и олимпиадными грамотами, которыми можно уже стены обклеить. Они правда искренне радуются успехам старшего ребенка, а это в свою очередь только еще больше «затачивает» старшую сестру на достижения», — говорит Ирина Белоусова.
Если эта ситуация не сопровождается хоть каким-то проявлением тепла со стороны родителей, то во взрослом возрасте человек может стать эмоционально глухим и меланхоличным, а также начать страдать от проблем в сексуальной сфере и низкой самооценки.
«Старшие сестры, которые живут в постоянной борьбе, вечно балансируют на тонкой грани между вспышкой триумфа и депрессией. В таких случаях агрессия к родителям за отвержение — запрещенная, непринятая, неосмысленная — разворачивается на собственное «Я».
Начинаются бесконечные вопросы самой себе: «Чем же я не такая? Какие грехи я совершила? Что мне еще надо сделать, чтобы наконец заслужить любовь?» — объясняет Белоусова. Некоторые психоаналитики называют это состояние «негативным нарциссизмом».
Какова роль сестер и братьев в жизни человека?
Интересно, почему в одной семье при наличии общих родителей дети порой растут такими разными? Дело в том, что помимо различных факторов на характер ребенка влияет его место и роль, отведенные семьей.
Первенец получает неразделенное внимание родителей, но с рождением второго ребенка он автоматически переходит в категорию «взрослых». Старшие дети рано познают ответственность, стараются подражать взрослым, стремятся к лидерству и совершенству. Забота о младших детях способствует их эмоциональному и психологическому развитию, развитию самооценки, навыков достижения целей.
Младшие дети получают больше обожания, они легко принимают заботу, склонны к оптимизму и амбициозности. Необходимость противостоять старшим детям взращивает в них либо натуру бунтарей и спасителей жертв, либо дипломатов и миротворцев.
Если рассматривать роль сиблинговых отношений в жизни женщины, психологи выделяют комплекс младшей сестры и комплекс старшей сестры.
Комплекс младшей сестры
Маленькая девочка растет младшей в семье — ласковая малышка, любимец пожилых родителей, забавная игрушка для старших детей.
Преимущества этой роли:
— масса внимания и обожания от родителей;
— забота и помощь старших детей;
— дополнительные материальные блага.
Недостатки этой роли:
— ревность и давление со стороны старших детей;
— зависимость от чужой воли, недостаток уверенности и самостоятельности;
— нереализованная потребность в соревновании и отделении.
По мере взросления младшей сестре приходится преодолеть комплекс зависимого беспомощного человека, научившись брать ответственность за свою жизнь, определять свои собственные нужды и способы достижения цели. Порой младшим детям приходится в прямом смысле отделиться от родителей и сиблингов — физически и географически, переехав в другой город, страну.
Дальше начинается процесс развития навыков для собственной реализации, пересмотр навязанных ценностей, разрешение внутренних конфликтов. Все это может сопровождаться, с одной стороны, чувством вины за свои желания и право отделиться; а с другой стороны, нежеланием взрослеть, скрытой тоской по созависимым отношениям. Все процессы — в благо, ибо именно так душа растет в непрерывном труде.
Как правило, наличие старшего брата воспитывает в девочке женственность, уважение к мужскому началу, способность сострадать мужчине, легко принимать защиту и помощь. К сожалению, грубые и подавляющие братья формируют в младшей сестре комплекс жертвы: безвольной и безответственной, пассивно-агрессивной женщины. Как правило, такие женщины выбирают себе супруга/партнера по подобию брата, таким образом, обеспечивая себе возможность встретиться с травмами детства снова. Пройдя такой кризис благополучно, женщина способна выйти из роли жертвы, найти свою индивидуальность и целостность, восстановить веру в себя и доверие к мужчинам.
Комплекс старшей сестры
Старшая сестра, как правило, является своеобразной доброй феей и защитницей для младших детей. Старшим сестрам поначалу очень нравится возиться с малышами, примерять на себя родительскую роль, чувствовать себя взрослыми и сильными по-сравнению с ними.
Преимущества этой роли:
— эмоциональная подпитка, обожание и благодарность младших;
— доверие родителей, возможность быть лидером;
— более развитый интеллект, реализация через младших детей.
Недостатки этой роли:
— подражание взрослым воспитывает перфекционизм, желание контроля;
— невозможность быть ребенком при чрезмерной занятости младшими детьми;
— конкуренция за внимание родителей, вплоть до ненависти к младшим детям.
Имея младших сиблингов, старшие сестры могут брать на себя излишнюю ответственность за защиту младших детей перед их сверстниками, тем самым мешая им выработать определенные навыки адаптации в обществе. В случае «старшая сестра/младший брат» дети часто конфликтуют из-за претензий на лидерство. В браке старшая сестра склонна превращаться в женщину-мать для своего мужа, поэтому важно осознанно выходить из роли «старшей» и возвращаться в роль жены.
Младшие братья, в свою очередь, склонны выбирать в жены тип старшей сестры — заботливой и самостоятельной женщины, способной обеспечить ему привычный комфортный мир, не требующий слишком больших усилий с его стороны. Наличие слишком авторитарной и агрессивной сестры подрывает доверие мужчины к женщинам, формирует желание подавлять партнершу в браке, соревноваться за любовь детей, контролировать и оказывать психологическое давление.
Психологическое взросление включает в себя определение персональных границ и развитие недостающих качеств, ограничения на которые были поставлены в детстве. Для женщин такая черта, как принятие, очень важна для построения счастливой семьи и гармоничных отношений с супругом и детьми. Поэтому неразрешенные детские конфликты необходимо рассмотреть и разрешить в обоих случаях:
Старшим сестрам нужно позволить себе просить и принимать помощь без критики и страха потерять контроль.
Младшим сестрам необходимо научиться принимать заботу без вины и нездорового соперничества.
Разрешив внутренний психологический конфликт, зародившийся в детстве, человек делает еще один шаг к внутренней гармонии и миру с самим собой. Если человеку удалось найти свой собственный путь, у него меньше претензий и больше благодарности к братьям и сестрам.
Магазин Умный Ребенок
Старший, средний, младший… Как влияют роли братьев и сестер на формирование личности?
Зигмунд Фрейд был первым из психиатров, утверждавшим, что позиция ребенка среди сестер и братьев является не просто важным, а практически решающим фактором в формировании его личности. За примерами далеко ходить не надо: многие из нас на собственном опыте узнали, каково влияние усвоенной в детстве модели. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки. Например, младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей.
Рассмотрим основные личностные и поведенческие особенности братьев и сестер в зависимости от порядка рождения.
Ему часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева.
При воспитании старшего ребенка важно помнить, что если он вынужден заботиться о младшем, то все же не стоит приносить в жертву его детство. Ему ведь тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, а он привязан к коляске брата или сестры.
Как отмечает Гарбузов В.И., старшие дети всегда остаются в памяти о детстве рядом с матерью или отцом. Они воспитывают, оберегают, защищают. И если экономическое положение семьи не совсем благополучное, то старшие дети вынуждены жертвовать своими интересами для того, чтобы помочь родителям прокормить семью. Они могут рано начать работать, и получение образование для таких детей может быть отсроченным. Возникают у старших детей и проблемы в заведении собственной семьи, ведь до тех пор, пока они не будут спокойны за жизнь своих младших, они внутренне не могут позволить себе «уйти». Обретенная свобода, после того как о младших уже не нужно заботиться, и они приобретают независимость, уже не так радует, ведь привычный образ жизни становится нарушен, да и драгоценное время установления отношений с противоположным полом уже потеряно. Благодарность же младших не может возместить сложившуюся ситуацию.
Зачастую в детстве старшим достается меньше благ и внимания. И лучше воспитывают младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители уже понимают «что почем», что нужно делать, а без чего можно обойтись. Бывает и так, что именно к рождению младшего у папы просыпается «отцовское чувство».
Старшему часто твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле, он ничего не должен. От такого непосильного груза ответственности у старшего остается от детства только чувство горечи. И поэтому младшие зачастую отказываются оптимистичнее старшего и удачливее, обходят его в социально-статусном росте. В связи с этим важно помнить о том, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит взваливать на них все материнские, родительские тяготы.
Когда в семье появляется второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична; отсутствует прямое соревнование, поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.
Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее новорожденного, а следовательно, лучше, несмотря на то, что сейчас все внимание родителей поглощено малышом. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример — быть большой Девочкой (или мальчиком) — и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества; он умеет быть воспитателем и способен принимать на себя ответственность. Больше половины президентов США были старшими сыновьями; 21 из 23 первых американских астронавтов были старшими или единственными в семье.
Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться, расстроить своих родителей или другую авторитетную фигуру. Если стандарты достижения в какой-то семье будут ориентированы на успех в преступной деятельности, старший будет стремиться к высоким результатам в этой области. Старший может стать священником или, как, например, Гитлер, маниакальным мировым лидером.
Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики.
Другое раннее и по-своему исключительное воздействие на старшего ребенка состоит в том, что для его родителей забота о нем, новорожденном, нова и непривычна. Они обычно очень взволнованы появлением первого ребенка, ожидают его с нетерпением и уделяют пристальное внимание всему, что происходит с младенцем; первая улыбка, первое слово замечаются и заносятся в специальную «книгу ребенка». Развитие родившихся позже детей уже более знакомо родителям, и каждый следующий ребенок (без дефектов) получает меньше внимания, становится привычным. Но первый ребенок — это прежде всего эксперимент, и родители даже не слишком-то и понимают, что они делают в это время.
Старшие дети учатся идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становятся хранителями статус-кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются распространить их на остальной мир. Они могут стать столь ригидны, что не желают принимать какие-либо изменения или компромиссы.
Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.
Пол и количество младших братьев и сестер играют решающую роль в развитии личности ребенка. Если они разного пола, описанные характеристики будут отличаться и варьироваться. Если все младшие – одного пола, особенно если их двое или больше, указанные качества усиливаются.
Средний ребенок может обладать чертами, как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший. » [Аdler, 1970].
Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.
Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой личности. На него не накладывает отпечатка, как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может и остаться малышом, как рожденный последним. (Одно из исследований, проведенных на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи.)
Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной, расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также замещает новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи.
Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, — это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями, став членами гангстерских банд или малолетними преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.
Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они более интроверты, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секретарями, парикмахерами, официантами — занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности. Поскольку в жизни они жаждут внимания и теплоты, они могут направиться в сферу увеселений.
Существует, разумеется, широчайший спектр средних позиций с вариациями в возрасте, полах и количестве братьев и сестер — слишком много, чтобы обсуждать их по отдельности. В общем случае средний ребенок будет иметь большую часть характеристик той позиции, к которой он ближе всего. Другими словами, средний ребёнок, который ближе по возрасту к старшему в семье или является вторым из четырех или более, больше будет походить на старшего ребенка. Если средний ребенок находится на нижнем конце порядковой шкалы, его характеристики будут приближаться к младшему ребенку. Средний ребенок, находящийся в самом центре этой шкалы, вероятно, поровну разделит характеристики младшего и старшего и окажется наиболее неопределившимся среди всех средних детей.
Описанное выше влияние пола и возраста старших и младших братьев и сестер чрезвычайно важно для развития личности среднего ребенка. Мальчик, имеющий младшего брата и старшую сестру, будет иметь иные характеристики, чем мальчик, имеющий младшую сестру и старшего брата.
Если все дети — одного пола, средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он (или она) получит меньше всего внимания и будет подавлен необходимостью конкуренции. Такой средний ребенок будет, возможно, наиболее запутавшимся, поскольку он (или она) имеет почти равную смесь характеристик младшего и старшего, будет наиболее тревожным и самокритичным.
Если средний ребенок растет среди старших и младших детей только противоположного, пола, он (или она), несмотря на все, может получать наибольшее внимание в семье. Это может сформировать среднего ребенка, который настолько избалован, что для него вопрос о супружестве даже не встает, поскольку его домашнюю ситуацию повторить невозможно. Такой средний ребенок также будет иметь трудности в приобретении друзей среди сверстников одного с ним пола.
Чем больше вариации в полах и возрасте других детей, тем труднее составить подходящее описание среднего ребенка.
Своеобразно развивается младший ребенок в семье. Он так же, как единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного. Ему уделяется много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него. И может быть честолюбивым, хитрым и эгоистичным, ведь он занимает исключительное положение, все время балансирует на грани особого отношения к нему родителей и необходимостью поддерживать нормальные взаимоотношения с братьями и сестрами.
Младший ребенок беззаботен и готов принимать чужое покровительство и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге оказывается великим оптимистом. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Да и родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он меньшего и достигает.
Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком. Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи» [Аd1ег, 1970].Младший ребенок обычно предъявляет к жизни меньшие требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.
Он может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации. Он обычно имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое.Он тем или иным образом старается всю жизнь догнать старших, но ему это не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в которых он может преуспеть благодаря своим собственным склонностям. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравился. Если же он окажется в позиции лидера, его последователи будут любить его, и его авторитет не будет приниматься слишком серьезно. В основном, младший ребенок остается зависимым от других, даже если бунтует против правил. Он часто выбирает более старшего партнера и впоследствии борется против его контроля.
Традиционно земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Младшими детьми были Элизабет Тейлор и Бернард Шоу.
Наличие в семье трех и более детей резко стимулирует процессы индивидуализации развития каждого ребенка. Если второй ребенок появляется в той же мере желанным, как и первый, то родители в такой же степени тревожатся за него или наоборот спокойны за его будущее, то и психический склад ребенка, скорее всего, будет схожим вне зависимости от различий в поле или возрасте. Если же во время воспитания первого малыша родители резко поменяли свои взгляды на характер воспитательного процесса и изменили свое отношение к детям в целом, то второй малыш будет резко отличаться от первого.
Сама специфика взаимоотношений братьев и сестер будет зависеть от того, сравнивают ли родители детей друг с другом. Проводят ли параллели в отношении их умственных и физических способностей. Когда возникают упреки в том, что какой-то ребенок не такой, начинается жесткая конкурентная борьба между детьми, чтобы показать свою индивидуальность и заслужить любовь родителей.
В многодетных семьях третьи и четвертые дети вынуждены рано приобретать опыт общения. Они умеют постоять за себя, легко адаптируются в детских коллективах. Они общительны, энергичны, гибки в отношениях с людьми. Средние дети, общаясь со старшим, стремятся не отстать от него и быстро взрослеют рядом с ним. Они умеют без унижения подчиняться старшему и руководить младшими без заносчивости. И так естественно формируется чутье иерархии, когда люди знают как когда и с кем себя вести.
Статья основана на следующих материалах:
1. Рональд У. Ричардсон. Силы семейных уз. – СПб., 1994
2. Гарбузов В. «Воспитание ребенка». – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997