Что такое комплаентность в медицине
Комплаенс в медицине: что это и как применяется?
Мы привыкли, что термин «комплаенс» употребляется в деловой среде и обозначает соответствие компаний и их персон законодательным и этическим нормам в процессе бизнес-деятельности. Но комплаенс распространяется и на сферу медицины в коммуникациях между врачом и пациентом и предполагает добровольное, осознанное и правильное соблюдение вторым предписаний и назначенного режима лечения.
История становления комплаенс в медицине
До середины XX века в медицине преобладал принцип патернализма: врач прописывает схему терапии (лекарственные препараты, нелекарственные процедуры, соблюдение диеты, избавление от вредных привычек, добавление в образ жизни физической активности и т.д.) — пациент это все неукоснительно соблюдает. Авторитет медицинских работников был велик. Но со временем ситуация поменялась: участились случаи самостоятельного изменения людьми врачебных указаний, что обычно влекло за собой ухудшение их состояния здоровья.
В связи с этим в 1970-х годах и в медицинское сообщество пришло понятие комплаенса, ставшее неотъемлемой частью оценки эффективности лечебного процесса в ежедневной клинической практике и при проведении научных исследований. В российской системе здравоохранения о комплаенсе узнали пару десятилетий назад, переняв опыт зарубежной медицины.
Как работает медицинский комплаенс?
Если рекомендации врачей полноценно соблюдаются — можно говорить о высоком комплаенсе, если нарушаются — о низком. По данным американских медиков из-за низкой комплаентности каждый год погибает более 100 000 пациентов с различными заболеваниями. Также установлено, что около 10% всех случаев госпитализации связаны с несоблюдением назначений лечащего врача.
Но не следует перекладывать всю ответственность за комплаенс на пациента. Эффективная система соответствия в медицине подразумевает и осознанность врачей. Уровень комплаентности определяется комплексом следующих факторов:
Стоит иметь в виду, что приверженность к терапии снижается с течением времени, особенно при хронических заболеваниях. Практически половина всех пациентов, которым назначаются препараты для лечения хронических болезней на достаточно долгий или даже пожизненный срок, перестают их принимать уже через год в случае кажущейся низкой эффективности или плохой непереносимости, проявляющейся ухудшением самочувствия. Эта проблема остается актуальной и на текущем этапе развития мирового здравоохранения.
Способы повышения уровня комплаенс в медицине
Со стороны врачей попытаться повысить комплаентность пациента можно следующими несложными действиями:
На сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть значительный разрыв между высоким уровнем медицинских знаний и неудовлетворительными показателями результатов лечения. Медицина добилась огромных достижений, но ни на статистике заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни это глобальным образом не сказывается. Одна из весомых причин — некомплаентность пациентов, в основе которой лежит недостаток внимания к своему здоровью.
Для изменения текущей отрицательной статистики в лучшую сторону важно найти некую связь между врачами и пациентами, которые должны прилагать все усилия для достижения общей цели — повышения уровня комплаенса в медицине.
Что такое комплаентность
Что значит комплаентность
Ключевую роль при отпуске безрецептурных препаратов для формирования комплаентности играют взаимоотношения больного и провизора. Провизор, руководствуясь принципами фармацевтической опеки, может существенно повысить комплайенс, объяснив цель применения препарата, условия его рационального использования, время наступления ожидаемого эффекта и тому подобное.
Современные требования ВОЗ к лекарственным средствам, наряду с эффективностью, безопасностью и доступностью, включают также приемлемость лекарств для пациента (комплаентность), что, с позиций доказательной медицины, имеет цель обеспечить рациональную фармакотерапию и улучшить качество жизни больного.
Пройдите наш короткий опрос, чтобы узнать ваш личный уровень приверженности к лечению
Значение приверженности к лечению.
Неприверженность режима лечения (некомплаентность) – важная медицинская проблема, которая касается всех заболеваний и всех видов лечения. По мнению многих исследователей, низкая комплаентность имеет гораздо большее влияние на здоровье населения, чем совершенствование лечебного процесса.
Соблюдение режима назначения лекарств занимает важное место в комплексе лечебных мероприятий. В течение последних трех десятилетий появилось большое количество публикаций, посвященных изучению комплаентности. В них освещаются различные аспекты комплаентности, причины, обусловливающие неприверженность больных к лекарствам и пути их преодоления, а также анализируется роль пациента, медикамента и врача в повышении комплаентности к лечению.
В США несоблюдение больными режима лечения (некомплаентность) относится к основным медицинским проблемам. По результатам проведенных исследований, некомплаентность регистрируется у 50-60% больных. Стоит отметить, что комплаентность тесно связана с медицинской грамотностью.
Причинами несоблюдение режима лечения были отсутствие симптомов болезни (36%), отсутствие средств на лекарства (35%), неуверенность в эффективности лекарств (33%), возможность побочных эффектов (20%).
Сравнительное изучение факторов, влияющих на несоблюдение режима приема лекарств больными пожилого возраста с полипрагмазией, проведено в 11 странах Европы. Установлено, что в Европейских странах 19,5% больных пожилого возраста не соблюдают режим приема медсредств. Самый высокий уровень некомплаентности зарегистрирован в Чехии (33,5%).
Причины низкой приверженности к лечению
Основными факторами риска некомплаентности определены ежедневный прием более 7 препаратов, проблемы по приобретению медсредств, длительный срок приема препаратов (более 5 лет), отсутствие помощи при приеме лекарств. Было показано, что у стариков некомплаентность ассоциируется с недостаточной информированностью о лекарствах и сложным режимом их назначения.
При опросе больных пожилого возраста они чаще всего называют такие причины некомплаентности: забыл принимать лекарства (74,3% пациент), не верю в эффективность лекарств (10,6%), боюсь передозировки (8,6%).
Установлено, что некомплаентность более часто встречается при хронических заболеваниях, что обусловлено длительным, сложным режимом лечения таких болезней органов кровообращения, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность.
Удельный вес отдельных факторов существенно различается в зависимости от возраста больных, характера заболевания, сопутствующей патологии и других, что вызывает необходимость их изучения в отдельных категориях больных. Оценка роли этих факторов может быть особенно перспективной в гериатрической клинике, так как целенаправленная их коррекция будет способствовать оптимизации эффективности лечения больных пожилого возраста.
Одним из главных факторов увеличения некомплаентности считают назначение больному большого количества лекарств. При анализе влияния количества назначенных лекарственных медсредств на приверженность больного к лечению установлено, что при приеме 1-2 препаратов в сутки количество больных, которые нарушали режим лечения, было достоверно меньше в сравнении с больными, которым назначали большее количество лекарств.
Основной причиной нарушения режима применения лекарств большинство больных считают «забыл принять лекарство». Для больных старшего возраста характерно забывать о необходимости приема лекарств, поэтому нужно напоминать им об этом.
Частота несоблюдения режима приема лекарств у сельских жителей является выше, чем у городских. У женщин некомплаентность достоверно выше, чем у мужчин, что свидетельствуют о влиянии социо-демографических факторов (пол, место жительства) на формирование некомплаентности к лекарствам.
Факторы низкого уровня комплаентности
Среди главных факторов, определяющих формирование некомплаентности у больных, можно выделить следующие:
Как повысить уровень комплаентности
Для повышения комплаентности к лечению больных пожилого и старческого возраста рекомендуется:
Итак, улучшение вследствие указанных мероприятий комплаентности к лечению позволит оптимизировать эффективность медикаментозной терапии больных всех возрастных групп.
Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты)
Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. Приверженность лечению, то есть этот самый комплаенс, едина в четырех проявлениях:
Согласно проведенным масштабным исследованиям, долгосрочная приверженность пациентов любому лечению, независимо от заболевания, не превышает 50%. Например, для гипертонической болезни — 40%, для сахарного диабета и эпилепсии — 50%, при гиперлипидемии — 62%. При этом самостоятельная отмена гипотензивных препаратов происходит в 25% после 6 месяцев от начала приема. А как, резонно заметил отметил американский военный хирург полковник Эверетт Куп, даже самые эффективные препараты не будут работать у пациентов, которые их не принимают.
Исследования показывают, что трудности с приверженностью терапии могут возникнуть:
Так почему же пациенты не хотят лечиться и исполнять рекомендации так, как от них этого ждут врачи?
Существуют маркеры отсутствия приверженности лекарственной терапии:
Стоит отметить, что все трудности, по большому счету связаны с тремя основными причинами:
Стоит также упомянуть проблемы, связанные с органами здравоохранения и страховыми компаниями, например, когда вопрос касается льготного обеспечения и квот. Эти учреждения могут давить на врачей, но пациенты об этом не знают и считают, что именно врач препятствует их эффективному лечению. Ну а доктор не посвящает их в эти вопросы по понятным причинам.
Существует несколько методик оценки приверженности лечению:
Как мы видим, достоверно определить, в чем проблема с некомпенсирующимся пациентом, не подходит ли ему терапия или он просто не принимает лекарства, мы не можем. Но мы можем попытаться повысить приверженность лечению:
Таким образом, мы видим, что проблема приверженности огромна и трудно решаема. Говорить о ней можно очень долго, но без ее решения наивно ждать полной отдачи от лекарственной терапии. Хотя бы потому, что пациент может вообще не принимать препараты. Для ее решения нужны совместные усилия всех сторон лечебного процесса, как медиков, так и пациентов.
1. Д.С.Данилов. «Комплаенс в медицине», Кафедра психиатрии и медицинской психологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.
Пациентская карта. Как повысить приверженность лечению
Проблема приверженности пациента лечению одна из ключевых в здравоохранении. Несоблюдение рекомендаций врача, нарушение схем приема препарата ведет к ухудшению состояния больного, что в конечном счете увеличивает финансовое бремя на отрасль. Страдают от некомплаентных пациентов и врачи — они перестают испытывать удовлетворение от работы, чувствуют свою «бесполезность». Повлиять на ситуацию можно несколькими способами.
Каков урон от низкой комплаентности
The Journal of Applied Research приводит такие данные: в США от 30 до 50% пациентов игнорируют или неверно исполняют инструкции, касающиеся лечения. Расходы на госпитализацию из-за несоблюдения назначений врачей оцениваются в 8,5 млрд долл. в в год, а вся финансовая нагрузка на систему здравоохранения достигает 100 млрд долл. ежегодно. Примерно 125 тыс. человек с поддающимися лечению заболеваниями ежегодно умирают из-за того, что не принимают лекарства должным образом.
По данным клиники Майо, неправильный прием препаратов от отторжения – третья основная причина неудачного исхода операций по пересадке органов.
В России аналогичной статистики нет, но проблема стоит не менее остро.
Как изменить ситуацию
В медицинском и фармацевтическом маркетинге набирает популярность инструмент Customer Journey Map (CJM, карта путешествия клиента). Смысл его заключается в том, чтобы пройти путь пациента и понять, на каком этапе возникают сложности, которые препятствуют продолжению лечения. Это может быть неудобная форма выпуска или размер упаковки (на курс надо 14 таблеток, а упаковки выпускают только по 10 и 20) препарата, сложная схема приема, побочная реакция организма, сильно снижающая качество жизни: диарея, бессонница, сонливость, аллергические реакции. Выяснив «узкие места», можно откорректировать терапию.
Если альтернативы нет, и медикаментозная терапия неизбежно сопровождается дискомфортом, следует сразу предупредить об этом пациента, проговорив, что это единственный возможный, но эффективный вариант.
Некоторые врачи также делятся лайфхаками, полученными от других больных: как принять препарат, если он имеет неприятную консистенцию и вкус и вызывает рвотную реакцию, или если таблетка слишком большая и ее трудно проглотить.
Есть пациенты, которые элементарно забывают вовремя принять лекарство или выполнить процедуру. Им можно предложить подключить одно из многочисленных мобильных приложений, которые направляют напоминания, или завести таблетницу с таким функционалом.
Как завоевать доверие
Сложнее работать с пациентами, которые не выполняют рекомендаций врача из-за личных убеждений. Например, они считают, что принимать лекарство от гипертонии в их возрасте — «слишком рано», «плохо для печени», «накладно». Как переубедить их? Подробно рассказать о возможных последствиях такого поведения или, наоборот, о том, как изменится их жизнь, самочувствие, если они начнут терапию.
Нередко проблема низкой приверженности лечению объясняется недоверием больного к врачу и медицине. Поэтому базовая рекомендация при работе с любым пациентом — перед тем, как что-то назначить, простыми словами, доступно объяснить тактику лечения.
Тема комплаентности неразрывно связана с таким профессиональным навыком врача, как коммуникация, комментирует председатель общественной организации «Молодые медики Дона», один из инициаторов открытия школы профессиональных коммуникаций для врачей Роман Поликарпов.
«С одной стороны, академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования, — уверен эксперт. — С другой стороны, сама парадигма отношений «врач—пациент» в нашей стране по-прежнему строится на патернализме».
По его словам, более эффективной моделью могла бы быть партнерская, которая предусматривает учет индивидуальных особенностей пациента, совместный поиск решения.
Как комплаентность связана с выгоранием
«Часть врачей вообще на ставит себе такую задачу — работать над комплаенсом, — говорит консультант по медицинским коммуникациям, пациентоцентричности, генеральный директор консалтинговой компании «Kobzeva.ru» Вера Кобзева. — Они работают по принцпипу: «Я сказал, назначил, а будет ли пациент следовать назначениям — это его дело».
Но с таким подходом ждать высоких показателей лечения не приходится. Ведь пациент тем больше вовлечен и привержен терапии, чем больше у него доверие к врачу и чем лучше отношения с ним, уверена эксперт.
«Это нужно обеим сторонам, так как довольные и благодарные пациенты — лучшее средство от профессионального выгорания врача», — резюмирует Кобзева.
Эти выводы подтверждает американская статистика. Согласно данным блога Health Populi (2020), уровень удовлетворения врачей от работы напрямую зависит от времени, проведенного с пациентом. Треть докторов в США жалуются, что его следовало бы увеличить на 50%. Сегодня они лишены этой возможности из-за необходимости заполнять электронные медицинские карты, указали участники опроса.
Материал проекта «Приверженность здоровью» при участии iHerb
Комплаентность пациента как фактор снижения распространенности и интенсивности заболеваемости
Одной из оcновных пpоблeм cовpeмeнной медицины являeтcя рост распространенности и интенсивности заболеваемости среди всех групп населения. Так и в стоматологии выявляется неуклонное увеличение чиcлa пациентов c aктивным тeчeниeм кapиeca зубов и cнижeниe кapиecpeзиcтeнтных лиц. Кариес зубов высокой степени риска имeeт хapaктepную клиничecкую кapтину, позволяющую точно eго диaгноcтиpовaть и комплeкcно воздeйcтвовaть нa тeчeниe, peгулиpуя cомaтичecкий, cтомaтологичecкий и cоциaльный acпeкты жизни. Однако лишь медицинскими мероприятиями данную проблему не решить. Согласно ряду исследований, рост распространенности и интенсивности заболеваний во многом связан именно с низким уровнем комплаентности пациентов.
Под комплаентностью следует понимать следование пациентами рекомендациям врача, но не только непосредственно лечебно-профилактических мероприятий, а касающихся образа жизни и привычек питания. Медициной накоплены колоссальные знания о роли образа жизни и привычек людей в возникновении и развитии ряда заболеваний. К таким заболеваниям относится и кариес зубов, а значит следование пациента рекомендациям врача-стоматолога играет важную роль в снижении скорости прироста числа пораженных зубов.
Одним из звеньев патогенеза кариеса зубов является снижение буферной ёмкости слюны вследствие привычек питания, в частности при частом регулярном употреблении сладкой пищи. Изучение гемодинамики околоушных слюнных желез доказало, что частое употребление сладостей приводит к угнетению их функциональной активности. При употреблении сладкой пищи должно происходить рефлекторное увеличение выделения слюны и соответствующие изменения ее состава – это происходит при редком и периодическом употреблении сладостей. При частом и регулярном употреблении сладкого слюнные железы «привыкают» к подобному раздражителю и практически не реагируют на него: количество образующейся и выделяющейся слюны не увеличивается при употреблении углеводов, в результате чего создаются условия, благоприятные для длительной задержки пищи и ее ферментации, что, в свою очередь, способствует развитию кариеса зубов.
Нами был проведен анонимный опрос населения с целью определить готовность следовать рекомендациям врача. Опрос проведен в период эпидемиологической настороженности, когда, казалось бы, комплаентность населения должна быть максимальной, ведь от этого зависит не только здоровье, но и жизнь. Однако результаты продемонстрировали слабую приверженность лечению, неготовность следовать рекомендациям врача и менять сложившиеся привычки даже сейчас. В опросе приняло участие 242 респондента в возрасте от 18 до 57 лет, средний возраст составил 41,3 + 2,2, из них женщины составили 71,1%, мужчины соответственно – 28,9%. О наличии вредных привычек сообщили 69,7% опрошенных: среди вредных привычек перечислили курение (58,7%), чрезмерное употребление алкоголя (43,9%), а также регулярное неконтролируемое употребление сладкого 76,4% (большая часть респондентов затруднились вспомнить день, когда они не баловали себя шоколадом или сладким напитком, при этом количество и кратность ежедневного приема они также не сумели восстановить в памяти).
Привычки питания, в частности частое регулярное употребление сладкой пищи, является значимым фактором риска в развитии кариеса и, вместе с тем, вредной привычкой большего числа опрошенных. Следование пациентом рекомендациям врача о необходимости коррекции пищевых привычек существенно снизило бы интенсивность кариеса и уменьшило риск осложнений. Однако, к сожалению, комплаентность пациентов очень низкая: нет готовности следовать рекомендациям врача.
На вопрос о количестве приемов пищи и перекусов в течение дня опрошенные ответили следующим образом: всего более 5-6 раз – 58,2% опрошенных, более 7-8 раз – 19,3%, «как получится» — 16,9%. Подобное распределение ответов выявило явное нарушение кратности приемов пищи, что может считаться вредной привычкой. Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого часто приобретает характер потребности. При этом реализация любой привычки нередко является непроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. Именно поэтому образ жизни человека представляет собой привычные действия каждый день, повлиять на которые очень непросто, но, вместе с тем, принципиально важно.
Низкая комплаентность пациентов проявляется в неготовности следовать не только предписаниям врача, но и его рекомендациям о необходимости диспансерного наблюдения. И это очень прискорбно, ведь даже при избыточном употреблении углеводистой пищи, нерегулярной или некачественной гигиене полости рта при своевременном проведении процедуры фторирования возможно существенно снизить риск возникновения кариеса. Это доказано рядом ученых и анализом статистических данных, полученных из двадцати девяти стран мира (M. Woodward, A.R.P.Walker).
Согласно проведенным нами исследованиям, лишь 27% респондентов посещают врача с целью диспансерного наблюдения, то есть до появления жалоб. Важно напомнить, что большая часть опрошенных нами составили женщины, а они, как известно, обладают большей комплаентностью. И тем не менее число посещающих лечебные учреждения с профилактической целью столь низко. Выборка в данном случае может считаться нерепрезентативной по причине гендерной принадлежности большей части респондентов. Однако полученные нами несколько «радужные» результаты сложно назвать обнадёживающими, ведь даже их можно интерпретировать лишь как слабую комплаентность и низкий уровень мотивации на сохранение здоровья. То есть большая часть опрошенных не придает большого значения профилактическим осмотрам, несмотря на рекомендации врача.
Исследования отечественных социологов в разных регионах Российской Федерации показали, что здоровье в ряду жизненных ценностей населения находится на 7-10 месте. Низкая комплаентность и слабая мотивация населения на сохранение и укрепление здоровья в целом и полости рта в частности является основной причиной посещения врача лишь при появлении жалоб.
Одним из вопросов нашего исследования был посвящен готовности продолжать назначенное врачом лечение и режим при стихании жалоб: 61,4% респондентов ответили, что самостоятельно принимают решение о завершении приёма назначенных препаратов. Данный результат удручает, а, если принять во внимание гендерный состав респондентов, а также то, что в любом опросе при любом анкетировании, учитывая человеческую психологию, надо помнить, что респонденты склонны несколько приукрашивать мнение о себе, желая показать себя в наилучшем свете – комплаентность ещё ниже, чем показал опрос. Наряду с вышеприведенными факторами необходимо учитывать имеющуюся настороженность, связанную с эпидемиологической обстановкой в стране и в мире, которая не могла не повлиять на приверженность населения лечению.
Привычки, как вредные, так и полезные, нередко являются результатом воспитания, именно поэтому важно систематическое проведение просвещения населения. Комплаентность определяется множеством факторов, однако, пожалуй, наиболее значимым правильно назвать истинное понимание пациентом важности соблюдения рекомендаций врача, несмотря на возможные препятствия этому. Комплаентность – это осознанное решение заменить имеющиеся привычки, вредные, пагубно влияющие на качество жизни и здоровье, на новые, полезные. Низкая комплаентность и слабая информированность неизбежно ведут к росту интенсивности и распространенности заболеваний, а также росту тяжелых форм и большему числу осложнений.
Сведения об авторе
Волошина Ирина Михайловна, к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Россия, Омск
Voloshina I. M., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Therapeutic Dentistry, FSBEI HE OmGMU of the Ministry of Health of Russia, Omsk
Серов Н.К., студент стоматологического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России
Serov N.K., student of the dental faculty FSBEI HE OMGMU of the Ministry of Health of Russia
Patient compliance as a factor in reducing the prevalence and intensity of morbidity
Аннотация. Медициной накоплены колоссальные знания о роли образа жизни и привычек людей в возникновении и развитии ряда заболеваний, однако низкая комплаентность пациентов не даёт возможности применить эти знания для реальной помощи населению: для снижения распространенности и интенсивности заболеваний и уменьшения риска осложнений.
Annotation. The medicine has accumulated tremendous knowledge about the role of people’s lifestyles and habits in the emergence and development of a number of diseases, however, low patient compliance does not make it possible to apply this knowledge to real help to the population: to reduce the prevalence and intensity of diseases and reduce the risk of complications.
Ключевые слова: комплаентность, мотивация, кариесподверженность, слюна, привычки питания, здоровый образ жизни.
Keywords: compliance, motivation, caries, saliva, eating habits, healthy lifestyle.
Литература