Что такое компетенции человека
Что такое компетенции человека
Если коротко, то мы живем в постоянно меняющемся стрессовом мире, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Такой мир американцы назвали мир VUCA. VUCA — это аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).
Еще одной важной характеристикой этого мира является неизбежное старение. Доля пожилых неуклонно растет. В России, например, к 2050 году она достигнет 30%.
На глазах меняется городская среда — города стремятся быть комфортными, предоставлять больше благ в общественное пользование, подстраиваться под каждого жителя. Все важнее становится бережливое отношение к природе: среди глобальных трендов — зеленый образ жизни и экологическое ответственное развитие. Это уже не только ценностная установка поколения миллениалов, но и существенный фактор конкурентоспособности бизнеса. До 80% людей готовы отказаться от продукта или услуги, если компании действуют, с их точки зрения, неэтично. Сегодня успешный проект — это прежде всего не идея и финансирование, а время, необходимое для вывода продукта на рынок и завоевания потребителя.
И в этом динамичном мире мы просто должны понимать, что красного диплома ВУЗа или hard skills, наработанных опытом многих лет, уже недостаточно. В ближайшие 10-15 лет исчезнут многие профессии. Сегодняшних сотрудников (в том числе высокопрофессиональных) заменят технологии. Однако, при этом возникнут новые профессии и направления, которые нужно осваивать уже сейчас.
Очевидно, что необходимо уже сегодня набираться других новых компетенций. Мы просто должны понять, какими компетенциями нам нужно обладать, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда.
Какими же компетенциями должны обладать люди ближайшего будущего?
По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив и Сколково, разрабатывающих «Атлас новых профессий 3.0», который должен выйти до конца 2019 года, нам и нашим детям важны будут следующие «надпрофессиональные» навыки.
Модель компетенций. Часть 1: как составить и оценить модель компетенций
Организация – это место, где все должно быть максимально предсказуемо.
Конечно, с этим утверждением можно поспорить, особенно учитывая современную моду на изменения. Однако когда вы едете по незнакомой дороге, внезапными могут быть повороты, а не реакция педали тормоза на нажатие. И поверьте, вы не захотите проехаться по такой дороге, не будучи уверенными в том, что все работает нормально.
Так же и в компаниях. Чем более изменчив рынок, тем более предсказуемой и слаженной должна быть работа всех внутренних механизмов. А так как основу организационных механизмов составляют люди, которые, по сути своей, далеко не всегда предсказуемы и способны на нерациональные действия, то возникают трудности при диагностике и исправлении «слабых мест».
Чаще всего эту проблему стараются решить с помощью описания бизнес-процессов и формирования подробных инструкций для руководителей и исполнителей.
Однако правильно описанные бизнес-процессы должны выполняться правильными людьми.
Здесь мы сталкиваемся с трудностью. Дело в том, что традиционная система образования и профессиональной стандартизации не устанавливает нормы в тех областях, от которых напрямую зависит эффективность организации: принятии решений, достижении договоренностей, ответственности и т.п. Соответственно, пользуясь стандартными способами оценки, мы можем определить, насколько профессионален человек в узкоспециализированной области, но не можем сказать, насколько он эффективен в организации.
Для решения этой задачи нужен специальный инструмент – модель компетенций.
Компетентностный подход
По своей сути, компетентностный подход – это способ описания поведения человека.
В отличие от традиционных систем оценки «знает – не знает», «умеет – не умеет», при описании компетенций, мы оперируем только поведением человека по принципу «делает – не делает». Такой способ позволяет избежать субъективных оценок и догадок. Также, исходя из предположения, что способ мышления человека проявляется в его действиях, мы можем оценить, как думает человек и предсказать, что он будет делать в различных ситуациях.
Поведенческий индикатор
Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.
Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.
Компетенция
Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.
Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.
Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.
Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Виды компетенций
Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».
Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.
Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.
Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.
Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:
На что стоит обратить внимание
Модель компетенций – это инструмент, который имеет большое количество применений во всех областях, где нам нужно работать с качеством людей. Поэтому пользоваться ей могут не только специалисты по персоналу. По-настоящему внедренная модель компетенций – это рабочий инструмент каждого руководителя и сотрудника организации.
Правда, работает это утверждение при одном условии – поведенческие индикаторы должны быть описаны таким образом, чтобы непосвященный человек мог понаблюдать за собственными действиями и действиями других людей и соотнести их с моделью. Для того чтобы отвечать такому требованию, модель не должна содержать индикаторов, которые невозможно определить без применения специальных методов.
Например, если в модели мы используем индикатор «обладает стратегическим видением», то понять, проявляется ли он, можно только с помощью глубинного интервью и тестирования. А это значит, что без специального образования нельзя определить наличие или отсутствие этого качества и степень его проявления. Соответственно, человеку, проводящему оценку, придется судить субъективно. А это, в свою очередь, может привести к злоупотреблениям.
Значит, индикатор должен быть сформулирован в более простой форме. Например, «Предлагает мероприятия, затрагивающие деятельность всей компании или основных подразделений в горизонте от 3-х лет. Объясняет получаемые выгоды. Обосновывает возможности и риски реализации таких инициатив». На такое описание мы потратили больше слов, однако теперь можем четко определить по поведению человека, а не по догадкам, проявляется он или нет. Потому, что человек либо «предлагает», либо «не предлагает». Либо делает предложение, срок реализации которого меньше трех лет, либо больше.
*прим. Конечно, этот индикатор не описывает компетенцию «Стратегическое видение» полностью. Он приведен исключительно с целью демонстрации.
Рабочий инструмент или идеологическое средство?
Иногда модель компетенций воспринимается не как рабочий инструмент, а как дополнительное средство идеологической работы с сотрудниками. Это выливается в то, что появляются индикаторы, которые очень сложно расшифровать и оценить. Например, «ставит амбициозные цели». Звучит красиво. Однако, как именно будет оцениваться этот параметр, совершенно непонятно. На взгляд одного эксперта, цели, поставленные сотрудником, будут «амбициозными», а для другого «ординарными» или даже «недостойными».
Если все-таки в описание компетенции введены такие индикаторы, то, чтобы добиться объективности, к модели должна прилагаться шкала «амбициозности». То есть, все цели, которые человек может поставить перед собой, подразделением или компанией, должны быть описаны и разделены по уровням. Работа, которую провести почти невозможно. С другой стороны, если ее не сделать, то оценка будет сугубо эмоциональной, но никак не объективной.
К подобным случаям можно отнести и такие индикаторы как: «вдохновляет на достижения», «ведет за собой», «мыслит стратегически», «думает позитивно», «высказывается смело и открыто» и т.п.
Способы описания компетенций
На рынке представлено несколько видов моделей компетенций. Они отличаются своей структурой и тем, как именно представлены индикаторы.
Мы не будем проводить полного обзора существующих моделей, а рассмотрим только два варианта описания на примере компетенции «Постановка задачи и обеспечение исполнения». В первом случае индикаторы представлены статично и являются простым перечислением действий.
Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения
Иногда, для того чтобы компенсировать такую статичность, к каждому индикатору добавляют цифровую шкалу. Например, так:
Другой способ построения модели, это распределение индикаторов по уровням, отражающим степень развития компетенций у сотрудника.
При таком подходе, каждый индикатор, при повышении уровня компетенции, «улучшает» качество действий сотрудника. В качестве примера приведем компетенцию «Постановка задачи и обеспечение исполнения» из модели управленческих компетенций «Эрбитек Консалтинг».
Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения
Формулирует задачи в форме, обеспечивающей качественное исполнение. Мотивирует. Заранее определяет процедуру контроля.
В таком описании компетенций индикаторы распределены по уровням от «негативного» до «продвинутого». Индикаторы 0 уровня – это поведение, приносящее вред компании, индикаторы 4-го – наиболее желательное поведение сотрудника, приводящее к повышению системной эффективности.
Обратите внимание на то, что ознакомившись с таким описанием компетенции, любой руководитель может довольно легко провести самооценку и увидеть, что именно ему требуется для того, чтобы проявить компетенцию на более высоком уровне.
При применении такого метода нужно потратить больше усилий на описание компетенций. Но это полностью окупается значительным упрощением оценки и повышением ее объективности.
Итак, в этой части статьи, мы рассмотрели основные принципы построения модели компетенций. Дальше мы разберемся, как именно ее использовать и какие задачи можно решить с помощью этого инструмента.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
10 ключевых компетенций XXI века: чему учить и чему учиться?
Недавно я принимала участие в Днях карьеры в Калининграде, где выступила перед студентами и выпускниками Балтийского федерального университета. Мне нужно было дать советы по поводу их будущей карьеры.
В процессе подготовки к мероприятию я смогла впервые в подробностях изучить результаты проекта «Атлас новых профессий», с одним из авторов которого мне довелось познакомиться на калининградской земле. Мой фокус интереса в первую очередь был направлен на изучение ключевых компетенций, которые понадобятся сотрудникам в ближайшие 10-20 лет.
Сегодня знания и даже навыки (как отдельные элементы) устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным. Он позволяет стратегически видеть картину, обеспечивать высокую гибкость.
В этом материале я хотела бы поделиться своим взглядом на ключевые компетенции, которые будут максимально востребованы в ближайшем будущем. Уровень их развития будет определять конкурентоспособность человека на рынке труда, а для компании это будет означать максимально эффективное управление имеющимся человеческим капиталом.
Компетенция 1. Системное мышление
Сегодня для успеха в работе недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой «кусочек цепи». Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком, формировало эти системы из отдельных элементов и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.
Компетенция 2. Межотраслевая коммуникация
Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нам нужны люди, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого «метапереноса» обеспечивать развитие внутри своей области. Специалист по большим данным в HR – одна из профессий будущего. Для нее нужно будет как знание математики, ИТ-систем, так и понимание ключевых аспектов работы с персоналом. К слову, специалисты по управлению брендом работодателя тоже работают на стыке двух сфер – коммуникаций и управления персоналом. В будущем потребность в междисциплинарных подходах и решениях будет только расти.
Компетенция 3. Управление проектами и процессами
Проектное управление становится все более распространенным подходом в бизнесе, поэтому необходимо будет иметь компетенции, позволяющие отвечать не только за свою работу и выполнение определенных задач. Специалист любого уровня сегодня может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (и проект этот может быть не только в области его профессиональной специализации). Вряд ли необходимо будет проходить сертификацию, но понимание принципов, подходов и навыки их применения на практике нужны будут все более широкому кругу сотрудников.
Компетенция 4. Работа с ИТ-системами
Если вы идете работать в крупную компанию, то навык работы в SAP будет вашим преимуществом. И это далеко не единственный пример. В будущем мы должны освоить различные ИТ-системы, которые систематизируют нашу работу и процессы. Владение ИТ-системами станет обязательным как навык работы в MSOffice сегодня.
Компетенция 5. Клиентоориентированность
Все большее число компаний развивают у сотрудников умение слушать и слышать друг друга. Индексы NPS, измеряющие работу различных подразделений (в первую очередь обслуживающих), стали довольно распространенной практикой. Современный системный администратор должен уметь объяснить «чайнику» основы работы и сделать это корректно и эффективно. Кадровик должен быстро оформить все документы, а бухгалтер – обеспечить необходимые расчеты и выплаты. И для всего этого нужно будет уметь не только сделать это, но и правильно со своим – внутренним или внешним – клиентом пообщаться. Так что ставка на эмоциональный интеллект по-прежнему актуальна.
Компетенция 6. Работа с людьми и работа в команде
Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. Часть компаний уже взяли курс на развитие эмпатии и навыков работы в команде (куда могут входить как те, кого «хочется обнять», так и гораздо менее близкие по духу товарищи), данное направление останется в «лидерах» корпоративного обучения.
Компетенция 7. Работа в условиях неопределенности
А что еще ожидать от VUCA-мира? Умения работать в ситуации, когда постоянны только изменения. К счастью, у представителей поколения Y этот навык уже сформирован. Неопределенность для них комфортна, и они легко с ней справляются. Ну а мы – Х – будем учиться любить неопределенность и ее «черных лебедей».
Компетенция 8. Мультикультурность и открытость
Diversity – главный тренд в мире большого международного бизнеса. Оказалось, что если на проблему смотреть с разных позиций, то вероятность найти нетривиальное решение в разы выше. Но это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, в команду следует представителей разных стран и культур. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса.
Компетенция 9. Осознанность
Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий», на конференции EdEx: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.
Компетенция 10. Коммуникация
Интернет сломал границы и сделал экономику поистине глобальной. Поэтому мы будем общаться со всем большим количеством людей из разных уголков земного шара. Новый бизнес будет требовать образования новых контактов, чтобы двигаться вперед за счет обмена идеями. При этом мы должны научиться доносить свои мысли и достигать своих целей на расстоянии, уметь ценить каждый контакт и такую важную «валюту» современности как внимание. Эта компетенция нужна каждому человеку в бизнесе уже сегодня, и еще важнее она будет в ближайшем будущем.
Надеюсь, что моя экспертная оценка вышеизложенных компетенций будет полезна вам для планирования как личного развития, так и программ обучения в вашей организации. А я надеюсь, что часть из этих компетенций будут развиваться еще в вузе и школе, и умение «слушать» перестанет быть главным навыком выпускника. По крайней мере, мой сын-второклассник уже изучает в школе управление проектами – а мы с мужем ему в этом помогаем.
Личностные компетенции
В процессе поиска работы важно понимать суть личностных компетенций, ведь от наличия конкретных навыков зависит получение определенной должности.
Компетенции могут зависеть от отрасли, уровня должности, стажа, хотя некоторые из них универсальны. Они нужны для эффективного выполнения работы.
Еще до личного знакомства работодатели узнают о чертах характера кандидатов из их резюме. Рекрутеры ожидают, что соискатель знает свои сильные стороны. С учетом этого они сортируют резюме и отбирают подходящих претендентов на вакансию. Подтвердить компетенции соискателя в процессе найма помогает тестирование.
Ключевые универсальные компетенции
Ключевые компетенции — это особые качества, которые работодатели относят к необходимым. Они могут использоваться в качестве ориентира для оценки и сравнения кандидатов.
Проанализировав тысячи вакансий, специалисты выявили 10 самых популярных и важных ключевых компетенций.
1. Умение работать в команде.
Этот навык важен для большинства профессий. Современные проекты реализуют команды с представителями из разных сфер деятельности. До руководящих должностей «дорастают» работники, которые умеют работать с коллегами, не перетягивают одеяло на себя и не преуменьшают чужих заслуг. Наличие таких навыков — не только профессиональная, но и личностная компетенция, которая показывает, что человек ценит труд и вклад других, проявляет сочувствие, эмпатию.
В процессе найма работодатели обязательно оценивают, способен ли соискатель сотрудничать с другими для достижения общей цели. Работа в команде автоматически требует отличных коммуникативных и переговорных навыков, стрессоустойчивости.
2. Ответственность.
Способность брать на себя ответственность необходима не только руководителям. Ответственные работники не боятся принимать решения, отвечать за свои ошибки.
Чем выше должность, тем больше уровень ответственности. Но даже кандидаты на позиции нижнего уровня могут продемонстрировать это качество на примерах из личной жизни. Во время собеседования рекрутеры обязательно захотят составить представление о том, как соискатель работает в условиях стресса, решает проблемы и рабочие задачи в целом.
3. Осведомленность.
Кандидаты на руководящие роли должны демонстрировать осведомленность о том, как именно работает компания, а также предугадывать тенденции в отрасли. Работник, который ограничивается рамками своих обязанностей, не сможет привести организацию к успеху. Необходимо разбираться не только в технических нюансах, но и в сфере маркетинга, HR, политике. Топ-менеджер также должен отслеживать успехи и неудачи конкурентов.
Чтобы подтвердить навык, рекомендуется подготовиться к собеседованию и продемонстрировать рекрутеру осведомленность в позиции компании на рынке.
4. Принятие решений.
Еще до заключения договора работодатель захочет убедиться в том, что кандидат на руководящую должность сможет принимать оптимальные для компании решения в кратчайшие сроки. К этой компетенции относится умение собирать и анализировать информацию, предугадывать и исключать потенциальные риски.
Для проверки этого личного качества рекрутеры обычно моделируют спорные ситуации, дают решить ситуационную задачу без правильного ответа или только с неудачным решением.
5. Лидерство.
Еще на этапе собеседования специалист по персоналу старается выяснить потенциал будущих сотрудников для дальнейшего развития. Люди, которые хотят стать лидерами, умеют чувствовать окружающих. Для уже состоявшегося руководителя важно уметь делегировать полномочия, устанавливать и контролировать сроки выполнения задач, сохранять комфортную и продуктивную рабочую атмосферу, с уважением и заботой относится к персоналу.
6. Деловая надежность.
Человека, который придерживается установленных правил деловой этики, умеет строить отношения с сотрудниками, партнерами, а также защищает интересы компании в любой ситуации, считают надежным.
Топ-менеджер однозначно должен вызывать у рекрутера и собственника чувство доверия. Надежность — хороший пример личной компетенции. Её достаточно сложно продемонстрировать, но любое, даже небольшое, вранье в резюме или на собеседовании может негативно повлиять на впечатление работодателя.
7. Ориентация на результат.
Если человек ориентирован на результат, сосредоточен на целях, а также предпринимает конкретные шаги, необходимые для их достижения, то получит преимущество перед другими кандидатами. Топ-менеджер должен уметь доводить проекты до конца и мотивировать других двигаться к результату.
Рекрутерам также важно понимать, насколько реалистичны и достижимы цели, которые ставит кандидат. Ведь чрезмерные амбиции могут навредить компании в долгосрочной перспективе.
Чтобы продемонстрировать эту компетенцию, стоит подготовить несколько реальных примеров из карьерной жизни, когда удалось достичь результата, несмотря на возникшие проблемы.
8. Решение проблем.
Важно показать, что при возникновении проблемной ситуации кандидат будет сохранять спокойствие, искать возможные варианты решения, а не избегать неприятных разговоров и действий всеми способами.
Идеальных руководителей не бывает. Любая деятельность сопряжена с кризисами, ошибками. Чем выше должность, тем больше проблем разного уровня придется решать. А суть деятельности некоторых компаний напрямую сопряжена с кризисами.
9. Организационные навыки.
В любом бизнесе высоко ценится организованность. Специалист, проводящий собеседование, обязательно попробует смоделировать рабочие ситуации, чтобы проследить за тем, как соискатель расставляет приоритеты в рабочей нагрузке, насколько эффективно управляет временем.
Вышеперечисленные компетенции нужны для работы во всех сферах, на всех должностях. Если вы трудоустраиваетесь на определенные позиции, указывайте в резюме «узкие» навыки, необходимые для этой должности.
Компетенции для работы в сфере управления персоналом
Компетенции HR-специалистов во многом перекликаются с навыками и личными качествами руководящих должностей. Однако умение управлять людьми может пригодиться и менеджерам среднего звена. Даже рядовым HR-специалистам необходимо иметь хотя бы базовые навыки управления людьми.
1. Обучение, наставничество.
Курирование развития сотрудников компании — одна из задач отдела по работе с персоналом. Для улучшения программ образования обычно создается отдельный департамент. Но даже в небольших компаниях сотрудникам важно ощущать поддержку, а также иметь независимого человека, который готов помогать и направлять к желаемой должности. Топ-менеджеры могут позволить себе найм личного карьерного консультанта. Рядовым работникам будет достаточно общения с HR-специалистом.
В рекрутинговых компаниях даже рядового специалиста могут ожидать проведения инструктажей, наставничества вновь нанятого персонала.
2. Управление производительностью труда.
Контроль за достижением целей обычно возлагают на начальников отделов, руководителей департаментов. Однако HR-специалисты должны обеспечивать технический контроль производительности. Это может быть проведение хронометражей рабочего времени, поиск и решение проблем, негативно влияющих на достижение результатов.
3. Командообразование.
Работникам низшего и среднего уровня достаточно доказать, что они способны работать в команде для достижения поставленных целей. Но тем, кто планирует быть руководителем или работать с персоналом в качестве советника, необходимо обладать компетенцией командообразования. Человек, который умеет формировать и курировать работу команд, также может написать в CV, что он владеет навыками тимбилдинга.
Компетенции, необходимые кандидатам на позицию топ-менеджера
Компетенции руководителя гораздо обширнее, чем любого другого сотрудника. Далеко не все они связаны с лидерством, хотя это ключевой навык у каждого руководителя. При выборе кандидата HR-специалисты будут оценивать следующие компетенции.
1. Стратегическое управление.
Чтобы добиться успеха, необходимо эффективно управлять всеми департаментами. Навык стратегического управления связан с координацией бизнес-процессов, управлением подчиненными для сохранения преимущества перед конкурентами.
Руководитель должен уметь анализировать несколько областей бизнеса и оценивать информацию, системы, процессы для принятия обоснованных решений.
2. Планирование.
Все успешные топ-менеджеры должны уметь эффективно планировать работу, время, финансовые ресурсы всей организации. Поэтому на этапе найма кандидату нужно будет продемонстрировать свою способность тщательного планирования бизнес-деятельности. Например, рекрутер может предложить расписать поэтапно процесс достижения определенной цели.
3. Влияние.
Топ-менеджер будет оказывать влияние на широкий круг людей. Придется убеждать как собственников, так и партнеров, подчиненных в самых разных ситуациях.
Необходимо будет воздействовать на людей, которые не являются прямыми подчиненными (например, политики, работники государственных служб). Важно уметь выявлять поведение, которое отрицательно сказывается на производительности, стараться изменять направление мыслей, действий других людей.
Для проверки компетенции рекрутер может попросить доказать какую-то гипотезу, используя дар речи, иллюстрации. Еще один вариант тестирования: аргументировать целесообразность покупки заведомо ненужной вещи.
4. Управление изменениями.
Одна из популярных задач топ-менеджеров ― реорганизация предприятия. Период организационных изменений достаточно стрессовый. Ведь в современных условиях изменения обычно связывают с оптимизацией услуг, сокращением бюджета, штата.
Чтобы инициировать и довести до логичного финала запланированные процессы, руководитель должен обладать определенной жесткостью, не сходить с установленного курса даже если это вызывает негативные эмоции у окружающих.
Рекрутер может попросить продемонстрировать методы управления открытому противодействию изменениям.
Личностно-деловые компетенции сотрудников, которые работают напрямую с клиентами
В любом среднем и малом бизнесе общение с конечным клиентом — залог высокой прибыли. В крупных корпорациях также ценится умение обмениваться информацией устно и письменно. С конечными клиентами обычно общаются специалисты отдела продаж, маркетинга, сервиса. Соискатели, которые подают резюме на подобные должности, должны обладать определенным набором компетенций.
1. Клиентоориентированность
Главная задача предоставления услуги или продажи товара ― высокая удовлетворенность клиента. Клиентоориентированность предполагает быстрое реагирование на запросы, предоставление как можно большего объема информации, а также помощь на всех этапах взаимодействия. Для проверки компетенции рекрутер может предложить обработать выдуманную жалобу, рассказать о методах отслеживания удовлетворенности клиентов.
2. Партнерство
Эта компетенция предполагает формирование прочных взаимовыгодных отношений как с коллегами, так и внешними агентствами, ведомствами. Чтобы удовлетворить клиента, компаниям приходится сотрудничать со службами доставки, монтажными, сервисными организациями. Если отношения не взаимовыгодные, партнеры будут нарушать обязательства, тем самым портить итоговые впечатления конечного клиента.
Специалист, который обладает подобной компетенцией, активно выражает интерес к опыту, идеям других, умеет налаживать и поддерживать новые каналы связи.
3. Убеждение
Работникам сферы продаж требуется постоянно убеждать людей выбрать товар, услугу, инициировать реальные действия. Навык убеждения пригодится и тем, кто работает с поставщиками. На собеседовании рекрутеры могут попросить смоделировать процесс переговоров с поставщиком по поводу продажи партии товара с максимальной отсрочкой оплаты.
4. Грамотная деловая речь
Умение общаться четко, грамотно, лаконично — важный навык для всех работников. Применение просторечий, уличного жаргона негативно влияет на образ сотрудника и компании в целом.
Общаться с коллегами, партнерами необходимо в соответствии с правилами деловой этики. Переписка по электронной почте, в мессенджерах также должна быть краткой и грамотной.
HR-специалист обычно просит лаконично пересказать суть объемного отчета, структурировать многостраничную презентацию. Оценить компетенцию рекрутер может еще до начала этапа найма, во время предварительного общения.
Примеры личностных компетенций
Профессиональные компетенции можно развить, приобрести вместе с опытом работы. А вот личностные обычно больше связаны с чертами характера, так как каждый силен в чем-то своем. Но над такими навыками тоже необходимо работать и совершенствовать их.
Подобные компетенции сложно отнести к какой-то определенной профессии. Также их нельзя назвать «обязательными» или распространенными, однако их наличие в резюме будет преимуществом.
Речь не о разработке ультрасовременных прототипов и новых приборов. Эта компетенция скорее описывает склонность к поиску инновационных способов преодоления препятствий, решения и предотвращения проблем. Изобретательный работник будет всегда искать новые, более эффективные методы выполнения привычных задач с использованием имеющихся ресурсов.
Микроменеджмент относят к негативным методам руководства. Поэтому прогрессивные руководители стараются брать к себе в команду независимых сотрудников, которые могут самостоятельно спланировать работу и выполнить ее в срок без постоянных напоминаний и проверок. Чтобы убедить работодателя во владении такой компетенцией, можно рассказать о программе, которую вы использовали на практике для организации своего рабочего времени.
Определенная степень волнений и переживаний допустима в любой работе. Небольшой стресс даже стимулирует к более продуктивной работе и быстрому принятию важных решений. Однако иногда рабочая ситуация может полностью выйти из-под контроля. Работодателю нужно понимать, что в кризисных ситуациях сотрудник не растеряется, не начнет срываться на коллегах и клиентах.
Для самого сотрудника хронический стресс может негативно сказаться на эмоциональном состоянии, физическом здоровье. Умение справляться с трудностями и сохранять внешнее спокойствие при внутренних переживаниях — разные вещи. Истинная стрессоустойчивость означает, что человек действительно спокойно реагирует на кризисные ситуации.
Для проверки компетенции интервьюер может вести себя вызывающе, провоцировать кандидата на конфликт или начать агрессивно и безосновательно критиковать каждую фразу.
При составлении резюме посмотрите на себя со стороны, взглядом рекрутера. Не стоит вписывать туда все увиденные компетенции, ведь опытные HR-специалисты легко видят ложь.
Выберите наиболее значимые для конкретной должности, те, в которых вы проявляетесь с самой выгодной для работодателя стороны. Сделайте на них акцент, обосновывая и подкрепляя реальным опытом каждую характеристику.
Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров
Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена