Что такое компенсация психических функций
компенсация психических функций
Полезное
Смотреть что такое «компенсация психических функций» в других словарях:
КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. п. ф. возможно вовлечение новых, не осуществлявших ранее данных функций, нервных структур, которые… … Психомоторика: cловарь-справочник
КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВНУТРИСИСТЕМНАЯ — компенсация, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур … Психомоторика: cловарь-справочник
КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖСИСТЕМНАЯ — компенсация, связанная с перестройкой функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур … Психомоторика: cловарь-справочник
компенсация функций — Этимология. Происходит от лат. compensatio возмещение. Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке… … Большая психологическая энциклопедия
компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия
Компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт… … Педагогический терминологический словарь
компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс К. элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет… … Дефектология. Словарь-справочник
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ — (от лат. compensate возмещение и functio) возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций за счет использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компенсация — психологический механизм, усиливающий действия личности, направленные на восполнение своих реальных или мнимых недостатков. Компенсация осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Научная электронная библиотека
2.3. Способы компенсации нарушенных функций
Знание основных принципов функционирования структур ЦНС позволяет выбирать тактику подготовки и методики, способствующие развитию компенсаторных процессов у спортсменов с ОФВ. Нужно учитывать, что помимо общих закономерностей, присущих всем системам мозга, существуют особенности протекания заболеваний и восстановления, связанные со спецификой структуры, в которой развивается патология.
В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.
Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.
Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в начале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформировавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путей и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.
Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.
Для всех патологических процессов на начальных этапах характерно развитие компенсации за счет снятия торможения, возникающего в сохраненных вокруг патологического очага структурах. Снятие этого состояния возможно не специфической, но адресной стимуляцией, которая является наиболее успешной для восстановления расстроенных функций.
Восстановление путем снятия торможения со структур вокруг патологического очага успешно реализуется в ранние сроки после развития патологии, например, ампутации конечности. В поздние сроки, через три-четыре месяца такой путь восстановления становится неэффективным.
Параллельно с восстановлением снятия торможения развивается процесс компенсации. Толчком к компенсации становится отсутствие возможности выполнить реакции ранее сложившимся путем и способом.
Компенсация развивается, постепенно мобилизуя резервы функциональных связей нервной системы. Успешная реализация этих резервов закрепляется и в дальнейшем используется при возникновении соответствующей потребности.
Способы компенсации функций в ЦНС зависят от степени дисфункции, возникшей в результате патологии, и от обратимости развивающегося патологического процесса.
Наиболее распространенным механизмом компенсации функций в ЦНС является механизм образования временной связи. В этом случае между сигнальной и исполнительной структурой устанавливается новая функциональная связь, обеспечивающая реализацию требуемой реакции. Следовательно, в данной ситуации цель достигается в обход поврежденной структуры.
Компенсация также может быть реализована за счет сохранившихся элементов поврежденной структуры. Наиболее успешно такая компенсация осуществляется в ретикулярной формации мозга, например в дыхательном центре продолговатого мозга. В его сетевидной структуре, где каждый элемент имеет большое число связей, направленность которых не детерминирована, гибель части нейронов не ведет к нарушениям регуляции дыхания.
В тех случаях, когда компенсация идет за счет привлечения других, ранее интактных для данной функции образований мозга, формируется переделка сложившихся в онтогенезе анатомических и функциональных связей между структурами ЦНС. Такой тип компенсации включается параллельно с использованием возможностей замещения функции за счет сохранившихся элементов структуры, в которой развивается патологический процесс.
Таким образом, компенсация в структурах нервной системы происходит благодаря усиленному использованию собственных резервов или путем установления новых межсистемных связей. Чем тяжелее патологический процесс, тем больше структур включается в компенсацию.
Важной предпосылкой реализации межсистемной и внутрисистемной компенсации в ЦНС является дублирование функций в симметричных областях мозга. При этом дублирование сенсорных функций практически полностью обеспечивает восстановление их нарушений с участием неповрежденного полушария. В тех случаях, когда нарушенная функция имеет выраженную полушарную привязанность, например, речевая функция, компенсация имеет место, но полнота ее не совершенна и развивается она достаточно медленно.
Восстановительные процессы при дисфункции структур ЦНС в значительной мере зависят от медиаторной системы мозга. В случаях недостаточности функции серотонинергической структур резко нарушается условно рефлекторная деятельность, двигательная активность. Механизм облегчения компенсаторных процессов при достаточном количестве серотонина объясняется активацией потенциальных, неактивных синапсов. Увеличение таким путем числа действующих синапсов, естественно, повышает возможность межцентральных отношений в формировании новых связей.
Значительную роль в компенсации дисфункции структур мозга имеет гемодинамика и ликвороциркуляция, обеспечивающие энергетические процессы и, что не менее важно, удаление из очага повреждения продуктов метаболизма, вызывающих грубейшие нарушения функций нейронов.
Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными. Физическая нагрузка стимулирует деятельность внутренних органов, вызывая необходимое для компенсации изменение их функций, способствует появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию и делают возможным выполнение мышечной работы в условиях нарушенной функции. Так, при нарушении функций дыхательной системы занятия лечебной физической культурой способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования сосудистых реакций, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях. Наконец, мышечная работа способствует усилению кровотока, то есть усиливает гемодинамику и способствует улучшению обменных процессов.
Физические нагрузки вырабатывают более рациональный тип компенсации, тренируют и поддерживают надежность ее защитных свойств. Так, применяя физические упражнения при пороке сердца, удается длительно сохранять сократительную способность миокарда. Но всегда следует учитывать, что компенсаторные процессы ограничены, поэтому физические нагрузки надо правильно дозировать.
При двигательных расстройствах и нарушениях функции внешнего дыхания формирование компенсаций возможно с помощью произвольно управляемых движений. Например, при повреждении кожно-мышечного нерва, иннервирующего двуглавую мышцу плеча, способность сгибать предплечье можно сохранить путем тренировки плечелучевой мышцы, иннервируемой этим же нервом и веточкой лучевого нерва. В случае ослабления грудного дыхания при эмфиземе легких компенсация достигается благодаря тренировке диафрагмального дыхания, обучению удлиненному выдоху, укреплению мышц брюшного пресса, обеспечивающих его, и увеличению подвижности грудной клетки.
Физическая культура помогает восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы.
Систематические занятия физической культурой восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, они способствуют также восстановлению двигательных расстройств. Например, при нарушении движений вследствие парабиоза при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических явлений.
В случае образования в процессе болезни извращенных условных рефлексов с помощью физических упражнений их удается устранить. Например, после болевой контрактуры даже при отсутствии болей и изменений в суставе может сохраниться ограничение движения как следствие патологического условного рефлекса. Восстановления движений в этом случае добиваются путем длительного применения физических упражнений.
Нормализация функций осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций. Вследствие гиподинамии, связанной с основной болезнью ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы, присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. При вставании у больного не происходит повышения тонуса артерий нижних конечностей и снижения тонуса артерий головы, следствие этого кровь перемещается к нижним конечностям и из-за недостаточного притока ее к головному мозгу больной может потерять сознание. Упражнения с постепенной переменой положения нижних конечностей, головы и туловища способствуют восстановлению позно-сосудистых рефлексов.
Восстановление двигательных качеств, сниженных в период болезни, и нормальное функционирование организма во время физической работы достигаются правильно подобранными и дозированными физическими упражнениями. Это положение имеет особое значение при восстановлении работоспособности спортсмена, перенесшего заболевание или травму. Нормализация функций в этом случае будет заключаться не только в тренировке вегетативных функций, обеспечивающих успешное выступление в избранном виде спорта, но и в восстановлении двигательных качеств и спортивной техники.
В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специальные технические средства. Например, применение специальных приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприятие глухими чужой речи, а приборы, осуществляющие обратное преобразование, дают возможность слепым воспринимать световые явления.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.
Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.
Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.
В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.
Фазы компенсаторных процессов:
Связана с обнаружением того или иного нарушения
С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина
Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов
Отслеживание процесса реализации программы
Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата
Уровни компенсаторных механизмов.
Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.
Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.
Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.
Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.
Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.
Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.
Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.
Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.
Адаптация и компенсация
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.
Компенсация – изменения внутри.
Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.
При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия
Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.
— дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.
— влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и
— служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.
«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)
— компенсация возможна за счет «обходного пути» :
1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)
— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития
Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.
Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.
Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.
Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Выделяют два типа компенсации.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.
Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.
Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
РАЗДЕЛ IV КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 12. Характеристика резидуальных состояний органического генеза
12.1. Понятие дизонтогенеза
Исследование стойких нарушений психических функций, которые проявляются в отдаленном периоде детского развития (пролонгированные нарушения) и обусловлены органическими повреждениями мозга, имевшими место на ранних стадиях онтогенеза, является одной из задач клинической нейропсихологии детского возраста. Специфика этих нарушений связана с тем, что они могут не проявляться в момент повреждения нервной системы, имевшего место, как правило, на ранних стадиях ее созревания, а возникают на более поздних этапах развития, когда поврежденные отделы, в соответствии со своей специализацией, должны вступить в стадию активного функционирования.
Повреждения мозга в период его созревания не только нарушают психические функции, но и саму динамику развития мозга, изменяя его потенциальные возможности. Ущерб от раннего повреждения мозга можно обнаружить в последующем в виде различных резидуальных состояний (остаточных проявлений нарушения работы нервной системы). Как отмечает Г. Е. Сухарева (1998), в клинической картине резидуальных состояний можно выделить два основных синдрома — синдром дефектного состояния и синдромы задержанного и нарушенного развития.
Первый из них отражает прямой ущерб, нанесенный болезнью, и проявляется либо в виде деградации всей психической деятельности (органическая деменция), либо в преимущественном необратимом поражении определенной сферы психики.
Вторые отражают частичные или общие нарушения онтогенеза и проявляются в виде инфантилизма (задержек психического развития) или олигофрении и психопатии (нарушенное развитие).
Различные нарушения психического развития также объединяются общим понятием «психический дионтогенез». Им обозначают расстройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам.
Термин «дизонтогения» впервые использован Й. Швальбев 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этим термином стали обозначать различные формы нарушения онтогенеза.
Дизонтогенез отличается от нарушений, возникающих при поражении сформированных органов и систем: в первом случае имеет место нарушение психического развития, во втором — приобретенная патология нормальных до того функций.
Этиология и патогенез дизонтогенеза обусловливаются действием ряда факторов как биологического, так и средового (в частности социального) плана:
Дизонтогенез характеризуется нарушением развития отдельных психических функций, а также межфункциональных связей. Механизмы этих нарушений описываются в следующих терминах:
Указанные механизмы формируют различные типы частных и общих нарушений, а также асинхроний развития — диспропорций в развитии психической сферы ребенка в виде:
Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения;
3) взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;
4) наличия нарушений межфункциональных взаимодействий (Лебединский В. В., 2003).
К конкретным видам и формам дизонтогенеза относят:
В отечественной детской психиатрии, дефектологии, психологии для обозначения различных типов дизонтогенеза часто используются термины «задержки психического развития», «аномалии развития».
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) использовалось для дефиниции отклонений психического развития детей, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в своем развитии от сверстников, испытывают трудности в обучении. Предполагалось, что у детей с таким диагнозом имелась потенциальная способность к развитию и обучению, но в силу определенных причин она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учебе, поведении, здоровье.
Описывая различные варианты ЗПР, исследователи рассматривали и целый набор разнообразных причин биологического и средового характера, их порождающих: от повреждений и функциональной незрелости нервной системы до педагогической запущенности.
Клинические варианты ЗПР рассматриваются с точки зрения психоорганического синдрома, так называемого «резидуально-органического» генеза, что подразумевает в качестве причины ЗПР остаточные проявления органического нарушения работы мозга (Марковская И. Ф., 1993).
Классификации различных форм ЗПР разрабатывались рядом таких авторов, как Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский, А. И. Захаров и др.
Например, В. В. Лебединский (2003) дифференцирует шесть отдельных вариантов психического дизонтогенеза, или аномалий развития, исходя из основного качества нарушения развития:
Из всех указанных нарушений только задержанное развитие может рассматриваться как имеющее временный, обратимый характер.
Минимальные мозговые дисфункции
В настоящее время минимальные мозговые дисфункции рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, проявляющиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. Поскольку высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, то считается, что минимальные мозговые дисфункции могут отражать поражение различных мозговых зон.
При минимальных мозговых дисфункциях наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих определенные психические функции и виды высшей психической деятельности.
Впервые развернутые клинические описания этих дисфункций в литературе появились в 30-40-е годы прошлого века. В этот период было сформулировано понятие «минимальное мозговое повреждение», которым стали обозначать не прогрессирующие, резидуалъные (то есть непрошедшие полностью, остаточные) состояния, являющиеся следствием ранних локальных поражений центральной нервной системы при патологии беременности и родов (пре- и перинатальной), черепно-мозговых травм или нейроинфекций.
Особенностью клинической картины считались проявления отставания в развитии отдельных высших психических функций (но не интеллекта в целом), различные поведенческие нарушения, перцептивные расстройства, неустойчивость внимания, трудности обучения и эмоциональные нарушения. При этом подчеркивалась необходимость учитывать при определении мозгового поражения его локализацию, распространенность, а также стадию развития мозга ребенка в момент его повреждения. Термин «минимальное» отражает относительно малую степень поражения центральной нервной системы в отличие от таких состояний, как детские церебральные параличи или умственная отсталость (Заваденко Н. Н., 2000).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» был предложен Э. Деноффом в 1959 году, для обозначения нарушений в работе мозга, которые приводят к появлению симптомов, связанных с: трудностью обучения в школе, трудностью у ребенка с контролем собственной активности и поведения в целом. В разных странах существует более трех десятков терминов, обозначающих это состояние, но ни одно из них не описывает полностью все нарушения, имеющиеся у этих детей.
Термин ММД был официально рекомендован к применению на специальной конференции по детской неврологии в Оксфорде в 1962 году. В 1969 году в Национальном институте неврологических заболеваний и слепоты в США были опубликованы работы «Минимальная мозговая дисфункция у детей» и «Дисфункция процессов обработки информации в ЦНС», где были освещены научные аспекты проблемы. Г. Б. Леви (1995) считает, что существо дела лучше всего отражает термин «дисфункция процесса переработки информации в центральной нервной системе», однако термин ММД слишком широко укрепился в практике, чтобы его менять.
Проблема выраженности неврологических признаков, сопровождающих состояния, диагностируемые как «минимальная мозговая дисфункция», привела к широкой дискуссии относительно правомерности использования понятия ММД.
Один из аспектов этой дискуссии касался обоснования необходимости введения нового термина. Если любые изменения в работе мозга рассматривать как результат повреждения мозга, то нет необходимости использовать термин ММД. С другой стороны, возможность спонтанной компенсации и исчезновения мягких неврологических признаков предполагает необходимость использования его в отношении тех микронарушений, которые не оказывают фатального действия на развитие в силу высокой пластичности мозга и возможности перестройки его работы.
Важность различения понятий «поражение мозга» и «церебральная дисфункция» отмечает А. М. Хортон. Поражение мозга — это патологическое изменение мозговой ткани. Нейродиагностические методы, такие как позитронная эмиссионная томография (PET), магнитный резонанс (MRI), компьютерная томография (СТ), ЭЭГ, могут указать на наличие поражения. Однако определить патологию в физиологии мозга, которая не связана со структурными изменениями, с помощью этих методов трудно. Использование понятия «дисфункция» становится полезным, таким образом, в тех случаях, когда функциональные последствия поражения мозга очевидны, а доказательств явного поражения мозга нет (Horton A. M-N., 1997).
Еще один аспект дискуссии был связан с расширительным применением термина ММД, Целый ряд разнообразных нарушений развития и поведения объединялся в единый комплекс, обусловленный наличием минимальной мозговой дисфункции. Последующее изучение расстройств, связанных с этим феноменом, показало, что их нельзя рассматривать как единую клиническую форму. Многообразие факторов, лежащих в их основе, неоднородность клинических проявлений привели к дифференциации ряда состояний, которые раньше объединялись в рамках минимальных мозговых дисфункций. Так, в последней редакции международной классификации болезней МКБ-10 (1994), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), был выделен целый ряд различных нарушений, которые соотносятся с ММД (табл. 12.1).
Перечень состояний, обусловленных минимальными мозговыми дисфункциями (по классификации МКБ-10 (ВОЗ))