Что такое компаративистика в педагогике
Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания
Понятие сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.
Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.
В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта.
Национальная система образования.
В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:
В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.
Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика – самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.
Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины.
Объект сравнительной педагогики – образование в глобальном, региональном и национальном масштабах.
Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.
Основные задачи сравнительной педагогики:
Основные функции сравнительной педагогики:
Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.
Основные категории и понятия сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.
Андриенко Елена Васильевна
Лекция 1.
1. Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции, понятие национальной системы образования, основные категории сравнительной педагогики).
3. Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.
1. Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции; понятие национальной системы образования).
Понятие сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.
Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.
Национальная система образования. В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:
В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.
Основные задачи сравнительной педагогики:
Основные функции сравнительной педагогики:
Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.
Основные категории и понятия сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.
2. Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).
Методологические подходы в сравнительной педагогике. В рамках одного курса невозможно изучить и сопоставить разнообразие информации по образованию во всех странах мира, тем более что в 2012 г. было зафиксировано 257 стран только с определенным статусом [12]. Существуют страны, которые не имеют четко определенного в мире государственного статуса (н-р, Абхазия). Несмотря на это вполне можно выделить некоторые региональные особенности развития образования и его современного состояния для стран, которые имеют некие общие существенные основания для сравнения по культурной и социально-экономической идентичности исторического развития. Решение этой сложной задачи потребует необходимости придерживаться совокупности различных методологических подходов.
Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.
Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.
Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимым для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.
Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиции как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.
Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.
Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.
Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране.
Методы сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики непосредственно связаны с методологическими подходами и во многом определяются ими. Сравнительная педагогика применяет методы смежных наук и не только. Большое значение для компаративистики имеют несколько методов: описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и некоторые другие. Научные исследования, которые проводятся в рамках сравнительной педагогики (сравнительно-педагогические исследования), позволяют увидеть достоинства и недостатки отдельных систем образования, явления и процессы, требующие особого внимания и даже реформирования.
Очевидно, что главным методом сравнительно-педагогического исследования является сравнительно—сопоставительный анализ. Причем сравнение применимо для анализа схожих образовательных систем, которые имеют существенные общие основания для анализа.
Так, вполне можно сравнивать образование в современных Европейских странах, культура которых еще во времена Римской империи была связана с латинским языком, являющимся сегодня «мертвым языком», но, тем не менее, явившимся базовым основанием для развития английского, французского, немецкого и некоторых других европейских языков. Кроме того, во многих европейских странах существуют схожие традиции развития образования (например, развитие европейских университетов).
Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения, т.е. базируются на разных культурных традициях. Так, например, очевидна возможность сравнения образовательных систем Китая и Японии, но целесообразнее использовать сопоставление образовательных систем данных стран с образовательными системами Европы.
Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Нередко описательный метод дает яркие иллюстрации процесса воспитания и обучения в разных странах, что можно найти как в научной литературе, так и в художественных произведениях.
Например, в публицистических произведениях известного российского журналиста и писателя В.В.Овчинникова «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» мы найдем великолепные описания, иллюстрирующие особенности воспитания и социализации детей в Великобритании и Японии. А в знаменитой книге философа-моралиста XVIII в. Честерфильда «Письма к сыну» обнаружим, не утратившие своей значимости для многих современников, ценностные ориентиры для воспитания представителей светской молодежи Англии того времени.
Исторический метод предполагает анализ процесса и особенностей развития проблем образования в разных странах, нацелен на более глубокое понимание актуального состояния изучаемых педагогических явлений. Историко-педагогическая интерпретация фактической информации является очень важным методом для понимания и исследования современных проблем сравнительного образования.
Социологический метод базируется на оценке того, насколько современное образование соответствует потребностям развития данного общества. Так, например, при анализе инновационных процессов в современном образовании важно определить соотношение между традициями и инновациями, то, насколько соответствуют или не соответствуют инновации традициям, существует ли между ними преемственность, каковы противоречия и как они разрешаются в различных национальных системах образования.
Статистический метод связан с анализом и интерпретацией количественных показателей образования.
Метод сравнения позволяет определить общее и особенное в системах образования, черты сходства и различия педагогической теории и практики, фиксирует универсальные и специфические проявления тенденций и закономерностей.
Теоретический, сравнительно-сопоставительный и сравнительно—исторический анализ литературных, архивных источников, материалов педагогической печати, позволяет использовать значительное количество фактического материала для его качественного анализа. Для обучающихся анализ источников представляет собой важнейший метод изучения и исследования. К источникам можно отнести, прежде всего, произведения педагогов прошлого и настоящего, нормативно-правовые документы, касающиеся образования, исследования ученых, архивные материалы, статистические данные, учебные планы и программы и др.
Использование любого метода предполагает решение главного методологического вопроса сравнительной педагогики, который состоит в том, какими средствами и в каких формах возможно наиболее эффективно использовать достижения современного зарубежного образовательного опыта в отечественной теоретической и практической педагогике.
С учетом использования совокупности методологических подходов к анализу сравнительной педагогики, мы выделили пять основных этапов её развития: донаучный этап, этап становления, этап развития, кризисный этап и интеграционный этап.
3 этап (развития) – с начала ХХ в. по 60-е годы ХХ в.
Первый этап развития сравнительной педагогики – донаучный (с древнейших времен до начала ХIХ века). Иначе его можно назвать философским, поскольку все проблемы образования, воспитания и обучения подрастающего поколения в сравнительном аспекте рассматривались в рамках философии. Воспитание и обучение детей в различных странах интересовало многих еще в глубокой древности. Нередко ставилась цель воспользоваться опытом соседей для улучшения воспитания молодежи в своих странах. Например, древнегреческий философ Платон описывал возможности использования методов спартанского воспитания для развития детей в его родных Афинах, а древнеримский историк Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» раскрывал особенности воспитания и обучения детей и молодежи в германских племенах того времени.
Практически все философы мира в той или иной степени затрагивали проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, нередко сравнивая обычаи и традиции воспитания и обучения в разных странах. Некоторые имели сами непосредственное отношение к образованию и воспитанию, как, например, Д.Локк (Англия) или Конфуций (Китай). Примеры сравнительного, описания образования в разных странах можно найти в трудах Я. А. Коменского и других знаменитых педагогов. Можно также найти интересные материалы в литературно-философских работах, например М. Монтеня (Франция) или Честерфилда (Великобритания). М.Монтень описывал в своих «Опытах» нравы и особенности воспитания во Франции в эпоху возрождения. А его взгляды на воспитание как развитие всех сфер личности ребенка и высокая оценка воспитательной среды для развивающего обучения позднее повлияли на педагогические теории Д.Локка, Ж.Ж.Руссо и других мыслителей, которые внесли заметный вклад в развитие педагогики.
Несмотря на то, что истоки научной дидактики восходят именно к работам Я.А.Коменского, мы, тем не менее, не можем обозначить период его деятельности как начало научной сравнительной педагогики, поскольку сравнительная педагогика как наука системно стала развиваться только в ХIХ веке, чему способствовал ряд социально-экономических, политических и культурных обстоятельств.
Второй этап развития сравнительной педагогики – становление научной сравнительной педагогики (с начала ХIХ в. до начала ХХ в.). Это был этап становления и выделения сравнительной педагогики в отдельную область научной педагогики. По сути, это первый этап развития научной сравнительной педагогики, которая уже становится самостоятельным направлением изучения и анализа педагогических явлений. В данный период начинается осознание закономерностей и тенденций развития образования в разных странах. Делаются первые научные попытки их сравнительно-сопоставительного анализа.
ХIХ век характеризуется высокими темпами развития науки и образования на фоне промышленной революции, роста производительности труда и урбанизации. Именно в это время наука становится профессиональной. Появляются первые научные журналы с периодическим изданием, широкое распространение получает сам процесс систематизации знаний, активно издаются энциклопедии во многих странах мира. Несмотря на то, что энциклопедические труды известны с древнейших времен (в виде различных сводов, летописей и др.),
В эпоху развития промышленности расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. Именно в этот период начинается переход многих стран к обязательному школьному образованию: США (1852), Великобритания (1870), Франция (1882). Появляются первые центры сравнительной педагогики и сравнительного образования, которыми стали различные национальные и международные информационные учреждения, проводящие постоянный подбор и обработку материалов о состоянии образования в разных странах (Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879) и др.).
В ХIХ веке происходят многочисленные реформы различных национальных систем образования, во многом связанные с тремя обстоятельствами. Во-первых, с необходимостью введения или совершенствования начального школьного образования, которое в развитых индустриальных странах становится обязательным для всех детей определенного возраста, вне зависимости от их происхождения, социального статуса и материального обеспечения (т.е. государственная система начального образования). Во-вторых, существенными изменениями, которые в содержательном и организационно-методическом планах стали проходить во многих школах различных стран. Во-третьих, потребностями общества в быстрых темпах развития профессионального образования, связанного с ускоренной динамикой экономического потенциала общества.
Кроме того, именно в ХIХ веке происходит расцвет европейской педагогической мысли. Педагогика Песталоцци (Швейцария), свободное воспитание Руссо (Франция), философские и педагогические положения Канта о нравственном воспитании (Германия) получили широкий общественный резонанс во многих странах Западной Европы и всего мира. В России все это усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины – сравнительной педагогики.
Основателем научной сравнительной педагогики считается французский публицист и исследователь Марк Антуан Жульен (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Он первый употребил в 1817г. термин «Сравнительная педагогика» для обозначения процесса изучения содержания и способов воспитания и обучения, а также теории, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления практики образования в различных странах. Марк Антуан Жульен опубликовал свою статью «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», в которой представил сопоставительный анализ педагогического опыта в школах Швейцарии и Франции.
Жульен Парижский призывал создать международный исследовательский орган для классификации и сравнения содержания и методов обучения в воспитательных учреждениях различных стран Европы. Кроме того, он считал необходимым создать международный педагогический журнал. С его точки зрения, для того, чтобы педагогика была эффективной наукой, необходимо, чтобы она основывалась на анализе фактического материала разных стран; содержала некую систематизацию разнообразных фактов и определяла способы их анализа, интерпретации. Без такого подхода образовательная деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных взглядов, от индивидуальной позиции тех, кто занимается обучением.
Третий этап развития сравнительной педагогики – развития (с начала ХХ в. по 60-е годы ХХ в.).
Зарубежная сравнительная педагогика в этот период развивалась очень динамично. Один из известных в России исследователей этого направления – американский ученый Пол Монро, изучавший образование и педагогические теории различных стран и регионов мира в историческом аспекте, особое внимание уделял национальным системам образования, особенностям социализации, воспитанию и обучению [ ]. Заслуга Монро в том, что он анализировал ценности и цели образования, в сравнительно-сопоставительном плане раскрывая достоинства и недостатки различных подходов к воспитанию и обучению. Именно он стал научным редактором первой в США энциклопедии по образованию («A ciclopedia of education»), изданной в 1911 – 1913 г.г.
Развитие компаративистики совпало с бурными изменениями и противоречиями различных социально-политических и экономических систем. В этот период весьма значительно расширилась сеть организаций, занимающихся сравнительно-педагогическими исследованиями. Было создано Международное бюро просвещения, которое выступило в качестве координационного центра сравнительных педагогических исследований. Появились и специальные периодические международные издания: «Международный ежегодник воспитания и образования», «Ежегодник просвещения» (США), «Международный педагогический журнал» (Германия) и др. Разработкой методологии сравнительной педагогики и конкретными исследованиями углублённо занимались И. Кэндел, П. Монро, В. Рассел (США), Н. Хэнс (Англия), Ф. Шнайдер (Германия), П. Россельо (Швейцария) и др.
В России, после революции 1917 года развитие сравнительной педагогики продолжало развиваться. Группа педагогов, работавших в системе Народного комиссариата просвещения, занималась изучением зарубежной педагогической теории и практики школы. Приоритетным направлением анализа была именно школьная система образования в различных странах. Стали издаваться различные педагогические журналы для педагогов-профессионалов и для широкой общественности. Зарубежной школе и педагогическим теориям посвящали многие статьи педагогические российские журналы: «Начальная школа», «Учитель», «Журнал для воспитания» и др. В журнале «На путях к новой школе» (ред. Н. К. Крупская) систематически публиковались статьи, анализировавшие состояние образования за рубежом.
Следует отметить, что в то время педагоги весьма часто использовали слово «просвещение», которое редко употребляется в современном педагогическом лексиконе. Просвещение как распространение знаний, распространение образования (С.И.Ожегов), было необходимо в стране, имеющей высокий процент неграмотного населения, в том числе и среди взрослых. Поэтому даже комиссариат (аналог современного министерства), занимающийся управлением образования в России назывался Народным комиссариатом просвещения.
Ознакомлению с опытом школ и с педагогическими теориями способствовали поездки иностранных учёных в СССР и советских педагогов за рубеж. Эта практика также внесла свой вклад в развитие отечественной педагогики. В первой трети ХХ века в Советском Союзе побывали многие ученые – педагоги и психологи из разных стран мира. В том числе выдающийся американский ученый, педагог, психолог, теоретик и практик, заложивший теоретические основы современного американского образования – Джон Дьюи. На русский язык было переведено много его книг и статей, содержание которых остается до сих пор актуальным для совершенствования и модернизации системы образования во многих странах мира.
Анализу зарубежного педагогического опыта посвятили свои труды в то время российские ученые-педагоги: П.Ф. Каптерев, П.Г. Мижуев, А.П.Пинкевич и многие другие. На русский язык переводились наиболее значительные работы иностранных специалистов по общей и экспериментальной педагогике. Издавался «Бюллетень зарубежной, педагогики» (ред. А. П. Пинкевич). А.П.Пинкевич, анализировал проблемы российского образования в контексте сравнительного анализа с проблемами педагогики в Америке, Франции, Германии, Австрии и других стран. При этом он особенно выделял проблему влияния социальной среды и изменений в ней на воспитание подрастающего поколения. П.Ф.Каптерев считал, что общечеловеческие ценности должны преобладать над народными, национальными ценностями, которые сами по себе различаются в зависимости от социального статуса того или иного сословия в любом обществе. Поэтому, с его точки зрения, необходимо было изучать в образовании разных стран то общее, универсальное, что применимо вне зависимости от специфики ментальности народа. В этом смысле его педагогические взгляды были космополитическими. П.Г.Мижуев – автор многочисленных работ по истории западноевропейского, американского и азиатского образования. Один из немногих отечественных педагогов, имевших столь обширный диапазон исследований. Анализировал и обобщал деятельность выдающихся зарубежных педагогов, опубликовал ряд книг и статей по вопросам просвещения за рубежом. В сфере интересов П.Г. Мижуева было образование в Германии, Франции, Швеции, США, Англии, Норвегии и других странах.
В целом, несмотря на многообразие подходов, точек зрения и аргументации работы российских авторов сближает общая идея, которая, впрочем, совпадает с подобными идеями зарубежных исследователей: ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного, опыта в практике отечественной школы и педагогики.
Следует отметить, что важной особенностью развития сравнительной педагогики в этот период было мощное идеологическое противостояние двух политических систем (социалистической и капиталистической), что не могло не отразиться на трактовках ценностей образовательных систем. Особенно это противостояние усилилось с 1929 года (в СССР – год «великого перелома»), после которого достаточно жесткие цензурные запреты мешали исследованию и публикации объективных данных об образовании в других странах. Некоторые ученые, изучающие зарубежное образование, были репрессированы (А.П.Пинкевич и др.).
После 2-й мировой войны к разработке вопросов сравнительной педагогики обратились Общество Сравнительной педагогики США (1956), Европейское общество Сравнительной педагогики в Лондоне с отделениями в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Испании, общества в Австрии, Канаде, Японии; Институт педагогики в Гамбурге, Институт международных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), Институт Сравнительной педагогики в Зальцбурге (Австрия), Институт Сравнительной педагогики при Университете Кюсю и Государственный институт педагогических исследований (Япония) и др. В это же время действуют Европейское общество сравнительной педагогики и Всемирный совет обществ сравнительной педагогики, проводятся конгрессы. Издаются многочисленные международные журналы: «Сравнительная педагогика», «Обзор по сравнительной педагогике», «Мир образования» и др.
Четвертый этап развития сравнительной педагогики – кризисный (с 60-х годов ХХ в. по 80-е годы ХХ в.). На данном этапе развитие компаративистики совпало с осознанием в педагогической науке и практике противоречия между потребностями общества и тем, что может дать образование. Директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО Филипп Г. Кумбс в 1968 г. написал свою знаменитую работу «Кризис образования», которая стала мировым бестселлером. В этой книге автор определил сущность мирового кризиса образования, который с его точки зрения коснулся большинства цивилизованных стран. Обосновал его причины и условия. Популярность книги была во многом связана с тем, что Кумбс четко обозначил именно те проблемы, которые были очевидны в социальной жизни. Эти проблемы можно было наблюдать в расширении молодежного движения «хиппи», в «сексуальной революции», в «женском движении» и других социальных явлений, так или иначе связанных с протестами молодого поколения против существующих правил, традиций и обычаев жизни общества. Молодежь отказывалась усваивать социальный опыт и ценности своих родителей. Это вызвало значительное увеличение количества сравнительно-сопоставительных работ в области образования и воспитания.
Следует отметить, что отечественное образование в начале этого периода кризис не коснулся. Он разразился позднее, когда была разрушена советская система образования (перестройка). А в 60-е годы в России наблюдается подъем и заметная активизация исследований в области образования. Успехи страны в развитии науки и техники, существенная государственная поддержка образования, а также потребность в высококвалифицированных кадрах для новых направлений (космическое производство и т.д.) способствовал высокому темпу развития, подъему и стабилизации всех уровней образования (от дошкольного до университетского). Уже в 50-х годах (а кое-где и ранее) создаются научные городки, которые значительно позже стали именоваться наукоградами. Появились академгородки (Новосибирск, Обнинск и др.), которые стали центрами весьма динамичного развития науки и образования Советского Союза. Активно готовили молодежь классические университеты в Москве, Ленинграде, Казани, Воронеже, Новосибирске и многих других городах по всей стране. Высшее образование было элитным и готовило высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. В вузы страны был огромный конкурс среди абитуриентов, что способствовало отбору наиболее талантливых молодых людей, способных освоить сложнейшие программы подготовки. В этот период активизировалась работа теоретиков педагогики в области зарубежного образования.
Заметный вклад в развитие российской сравнительной педагогики внесли Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, 3. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова и др. Центры сравнительно-педагогических исследований стали работать в системе Российской академии образования (РАО) и некоторых вузах страны. В 70-80-х г.г. издано несколько сборников «Вопросы сравнительной педагогики» и ряд учебных пособий для студентов. В 60-70-х г.г. в условиях идеологического противостояния «холодной войны» общественно-политических систем материалы сравнительно-педагогических исследований нередко становились источником для противопоставления образовательных систем капиталистического и социалистического сообществ. В основе такого противопоставления лежала, как правило, жесткая идеологическая критика образовательной системы. Такой подход был характерен как для отечественной, так и зарубежной педагогики. Среди задач, стоящих перед компаративистикой в этот период, наиболее актуальными явились исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние.
Впервые слово «глобализация» употребил К.Маркс для обозначения роста интенсивности международной торговли и расширения экономических связей между странами. Для глобализации характерен рост международного общения, что приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Мы можем говорить сегодня об экономической глобализации, литературной глобализации, кинематографической глобализации, глобализации образования и т.д. Нас окружает огромное количество символов глобализации (символ экономической глобализации – IKEA (Швеция); символ литературной и кинематографической глобализации – Гарри Потер (Великобритания) и т.д..
Огромную роль в ускорении темпов глобализации имеет интернет. Процессы глобализации влияют на развитие политики в области образования. Чтобы развивать эффективную политику в области образования, важно уточнить цели и идеал, к которому необходимо стремиться. Поэтому важно знать, какие реформы проводятся в других странах, на каком этапе развития они находятся, какой зарубежный педагогический опыт можно использовать в своей стране. Особое практическое значение сравнительная педагогика имеет и в современных странах Европы. Европейская интеграция способствует развитию стремлений стран узнать лучше друг друга, вести совместные проекты в образовании. С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе дорогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение разнообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспытателей в сословие действительных или потенциальных космополитов.
Сегодня исследования в области сравнительной педагогики представлены в России в виде серьезных научных школ, которые возглавляют ведущие ученые. В современной России весьма интенсивно разрабатываются проблемы в сфере сравнительной педагогики: Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, К.И. Салимова, Н.Д.Никандров, В.В.Краевский, М.Л.Родионов и др. Можно сказать, что сегодня практически все направления педагогических исследований в той или иной степени, в том или ином аспекте содержат в себе материалы сравнительного анализа образовательных, воспитательных, обучающих систем в разных странах.
10.Словарь иностранных слов. М., 2007.
Задания для самостоятельной работы