Что такое коммуникатор в психологии
Кто такой коммуникатор?
Коммуникатор – это человек, влияющий на партнеров по общению адресно и целесообразно, подбирающий действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор входит в общение, имея определенные и заранее сформулированные цели. Противоположный коммуникатору тип – простой человек, действующий без цели, по принципу «потому что».
В бизнесе востребованы коммуникаторы, в бытовом общении больше любят простых людей. В бытовом общении мы просто общаемся, не ставя конкретных целей и не добиваясь определенных реакций от собеседника. Люди не любят тех, кто от них явно отличается, и человек, имеющий запланированные цели в общении и последовательно добивающийся от собеседника нужного результата, нередко получает негативный ярлык манипулятора.
Однако неверно отождествлять коммуникатора и манипулятора, который является только одной из разновидностей коммуникатора. Манипулятор действует скрыто, а коммуникатор свою тактику выбирает исходя из ситуации. Когда нужный результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если в конкретных обстоятельствах эффективнее действовать более скрыто, используя обходной путь, коммуникатор пойдет именно им. Ничего личного, просто эффективность.
Естественно, коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя по определению и являются манипуляциями, в бизнес-среде так не квалифицируются, а считаются профессиональными приемами. Тем не менее коммуникация имеет свой этический кодекс, и грубые, грязные манипуляции в деловой среде не приветствуются.
Значение и виды коммуникации в психологии
Совместная деятельность людей становится возможной благодаря возникновению коммуникации между ними.
В психологии значительное внимание уделяется изучению данной стороны общения.
Что такое коммуникативное общение? Узнайте об этом из нашей статьи.
Коммуникативная психология
Высокий уровень коммуникативных способностей помогает человеку решать личностные проблемы, устанавливать социальные контакты, достигать профессиональных успехов.
Коммуникативная психология изучает механизмы взаимодействия социальных субъектов между собой.
В каждой сфере общественных отношений существуют свои правила коммуникации. Характер передачи информации при межличностном общении и во время деловых контактов значительно отличается.
Так, в сфере бизнеса психологи рассматривают коммуникативные навыки как способность вести переговоры, оказывать влияние, завоевывать уважение и т.д.
Коммуникативные навыки являются не только проявлением врожденных способностей, но и результатом работы над собой. Психологические тренинги помогают вырабатывать и закреплять умения, которые позволят более эффективно взаимодействовать с окружающими.
Коммуникатор: понятие и характеристика
Эффективное взаимодействие коммуникатора с его собеседником (или аудиторией) возможно в том случае, когда обе стороны имеют необходимый базовый уровень знаний по теме, изъясняются понятным для них способом, проявляют заинтересованность в текущем контакте.
Результативность общения также зависит от того, насколько коммуникатор соответствует необходимым характеристикам:
В межличностных отношениях также располагают к себе субъекты, которые хорошо разбираются в предмете обсуждения.
Коммуникативность
Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.
Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.
Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.
Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.
Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.
В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.
У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:
Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.
Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.
Как проявляются способности?
Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.
Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.
Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.
Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.
Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.
Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.
Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.
Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.
Коммуникативные способности включают следующие компоненты:
Виды общения
По иерархии, которая существует между сторонами взаимодействия, коммуникации делятся на три вида:
В межличностных отношениях это взаимодействие между родителем, имеющим авторитет, и ребенком. В профессиональной среде это распоряжения, приказы и рекомендации обладающего властью руководства к своим подчиненным.
Также коммуникации классифицируются в зависимости от того, кто выступает в качестве субъектов:
По характеру взаимоотношений коммуникации бывают:
Коммуникации разделяются по способу передачи информации: вербальные (устная и письменная речь), невербальные (жесты, мимика, тембр голоса и т.д.).
Потребности участников также определяют вид взаимодействия:
Массовая коммуникация
Под массовой коммуникацией понимается процесс формирования массового сознания при помощи соответствующих средств.
К средствам массовой коммуникации относятся популярные средства передачи информации:
Массовая коммуникация осуществляется при помощи формирования определенных текстовых или звуковых сообщений, которые транслируются обществу. В итоге происходит целенаправленное воздействие на массовое сознание, которое позволяет управлять общественными процессами, настроениями людей.
Любая информация содержит в себе определенные ценности, установки и взгляды, которые невольно перенимаются людьми, восприимчивыми к поступающим сведениям.
Поскольку эти образы создаются специалистами, прекрасно разбирающимися в методах и способах воздействия на выбранную аудиторию, сила их воздействия оказывается значительной.
Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества.
Она активно применяется в сфере политики, экономики, культуры.
Нередко она становится не только способом передачи информации в массы, но и серьезной проблемой, которая наносит ущерб обществу.
Основные феномены массовой коммуникации:
Таким образом, коммуникация является процессом обмена информацией между субъектами взаимодействия.
Чем выше развиты у человека навыки подобного общения, чем легче ему добиться успеха в обществе.
Понятие «коммуникатор», его существенные свойства и функции.
ТЕМА 1. СТРУКТУРА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Понятие «коммуникатор», его существенные свойства и функции.
1. Определение коммуникационной политики и контроль за ее осуществлением.
3. Обработка информации.
4. Создание сообщения и определения его окончательного содержания.
5. Принятие на себя ответственности за данное сообщение, т.е. он подписывает «в тираж».
6. Выпуск сообщения «в свет».
Исходя из данной позиции, коммуникатором может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной передачи и журналист.
С другой точки зрения, в качестве коммуникатора рассматривают непосредственно «человека с микрофоном», т.е. человека, который непосредственно передает информацию аудитории (например, диктор, журналист, ведущий и т.д.). И здесь особое значение придается анализу качеств и особенностей коммуникатора, обуславливающих эффективность коммуникации. К подобным качествам относят следующие:
1. Внешность коммуникатора. Данный параметр играет важную роль в процессе возникновения «эффекта ореола»: внешне привлекательные люди воспринимаются реципиентом положительно, формируется положительный образ коммуникатора. Сформированное отношение переносится на транслируемое коммуникатором сообщение, в результате чего повышается эффективность восприятия сообщения реципиентом. «Эффект ореола» также работает при возникновении отрицательного отношения к коммуникатору, что в конечном итоге приводит к трудностям с принятием информации и сообщения аудиторией.
2. Пара- и экстралингвистические характеристики коммуникатора. Данный параметр включает в себя такие свойства как тембр, темп речи, наличие или отсутствие дефектов речи и акцента. При оценке мужских голосов аудитория отдает предпочтение баритону (62 %), тенору (31 %), хуже воспринимается – бас (7%).
Темп речи – (быстрый – тараторит, информация не воспринимается аудиторией, достаточно быстрый – признак уверенности, медленный – признак неуверенности, некомпетентности).
Пример. Предвыборная борьба Джона Кеннеди и Ричарда Никсона в 1960 г. У Никсона был приятный голос, отсюда те, кто его слушал по радио, отдавали предпочтение ему, а не Кеннеди, который проигрывал ему из-за высокого тембра голоса и наличия акцента. Однако телезрители отдавали предпочтение Кеннеди, т.е. приятая внешность и жестикуляция компенсировали недостатки его голоса.
3. Гендерные характеристики коммуникатора. В первые годы появления телевидения сформировался достаточно устойчивый стереотип, мужчины преобладали среди дикторов, особенно в «серьезных» передачах, касающихся политики, экономики и новостей. Женщины чаще выступали ведущими передач о кулинарии, детях, искусстве. Считалось, что женщины излишне эмоциональны, малокомпетентны, у них слишком высокий голос, что может отвлекать зрителей от обсуждения серьезных вопросов. Однако в 70-е годы женщины все чаще стали появляться на телевидении, и данный стереотип почти утратил свою актуальность.
4. Возраст и социально-демографические характеристики. В отношении социально-демографических характеристик действует закономерность: более благоприятно воспринимается человек, относящийся к той же социальной группе, что и реципиент, т.е. «такой же как я». Соответственно для различных групп реципиентов следует подбирать коммуникаторов с соответствующими характеристиками. Пример: В 1971 г. во время экскурсии на Ленинградскую студию телевидения экскурсантам показывали фильм, при этом коммуникатора каждый раз представляли по-разному: как ученого, бригадира, генерального конструктора. Оказалось, что рабочие выше оценили коммуникатора и сообщение – бригадира, инженеры – генерального конструктора, ученые – ученого. То есть представитель своей социальной группы оценивается более высоко, отсюда повышается доверие к сообщению.
Возраст коммуникатора,например, влияет на способность адаптировать текст сообщения под реципиента, чем старше – тем больше опыта, а значит и больше способностей к адаптации. Другой пример, подростки чаще нарушают нормы коммуникации в общении с родителями, чем родители. Они чаще перебивают, начинают говорить одновременно с родителями.
Культурная принадлежность коммуникатора,также способна оказывать влияние на характер коммуникации.
5. Коммуникативная позиция. Под ней понимается положение, которое занимает коммуникатор в ходе взаимодействия по отношению к реципиенту. Выделяют три вида коммуникативных позиций:
1. Открытая позиция (позиция «на равных») – это партнерская позиция, открытая демонстрация своего отношения к происходящему. Данная позиция вызывает наибольшее доверие и симпатию зрителей, т.к. с ней связывают такие качества коммуникатора как искренность и убежденность, в том, что он говорит, это в свою очередь способствует восприятию коммуникатора как компетентного и авторитетного человека, что повышает его привлекательность и доверие к сообщению.
2. Позиция эксперта – данная позиция связана с демонстрацией своей компетентности, власти, и потому чаще всего встречается в передачах о политике, науке.
3. Отстраненная позиция – позиция отчуждения от передаваемой информации, широко распространена в новостях (например, дикторы телевидения в СССР не должны были во время чтения новостей демонстрировать эмоции и свое отношение к информации).
6. Личностные особенности коммуникатора. Под ними понимаются качества, свойства, которые демонстрирует коммуникатор в ходе общения и которые характеризуют его как личность, индивидуальность. К личностным особенностям относят: выразительность, артистизм, талант, доброту, тактичность, культуру общения, эмоциональность, темперамент, активность, оптимизм, раскрепощенность и др. свойства.
Весьма благоприятно воспринимаются аудиторией коммуникаторы, обладающие«харизмой»(от греч. дар божий). Харизматическая личность – это человек, который обладает особенными, исключительными качествами (или же эти качества приписываются ему аудиторией), которые помогают приобретать ему значительное количество сторонников и последователей. Геральд Голдхабер выделял три типа харизматических личностей:
1. Герой – человек, являющийся неким идеалом для публики, представляющий собой совокупность желаемых ею качеств: он смел, агрессивен, демонстрирует публике то, что она хочет
2. Антигерой – личность, демонстрирующая свое сходство с публикой, говорит и выглядит как она.
3. Мистическая личность – человек, воспринимаемый аудиторией как чужой, необычный, загадочный.
7. Представления коммуникатора и реципиента друг о друге, касающиеся личности, мотивов, целей, социальных установок и т.д. Это представление оказывает влияние как на форму, так и на содержание сообщения. Например, люди, имеющие точное представление друг о друге лучше адаптируют текст.
Таким образом, коммуникатор – это первое условие создания эффективного коммуникативного процесса.
Человек-коммуникатор и его роль в коммуникативном процессе.
Наиболее активной стороной коммуникации является коммуникатор—это человек, который хочет передать какую-либо информацию получателю, он заинтересован в передаче информации и прилагает для этого определенные усилия независимо от сферы, в которой происходит общение.
— человек-коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные цели;
Η. Н. Богомолова предлагает целостную социально-психологическую модель коммуникатора, в которой выделяются два ряда характерных коммуникативных отношений:
Каждый ряд отношений включает свой набор характеристик коммуникатора, которые можно разбить на пять смыслообразующих факторов:
Важными факторами общения с конкретным коммуникатором являются его престижность, надежность, доверительность.
Выделяются типы коммуникаторов:
Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно назвать следующие: специалист по связям с общественностью; имиджмейкер; пресс-секретарь; специалист по рекламе и т.д.
Коммуникант; типы коммуникантов.
Менее активной стороной коммуникативного процесса является коммуникант, адресат сообщения, перцептивная сторона коммуникации. Однако не стоит представлять, что этот участник коммуникации только воспринимает информацию, впитывает ее, подобно губке; он реагирует на представленное сообщение словесно или действиями, в результате чего роли участников коммуникативного процесса могут поменяться. Это подтверждается наблюдениями за типами коммуникантов:
4. Интровертный коммуникант не стремится овладеть инициативой в процессе общения, характеризуется застенчивостью и скромностью, ощущает скованность в неожиданной ситуации. При общении с такой личностью следует постоянно осуществлять фатическую функцию, при вербальном и невербальном общении, не перебивать.
6. Понятие «информация», ее свойства; условия формирования и трансляции информации.
Общение, коммуникация осуществляется, как правило, с целью передать кому-либо заинтересованному определенные сведения, известные вам, но новые для собеседника факты, некие знания. Именно так – знания, сведения, факты – трактуется информация. Однако такое определение отражает только самый поверхностный слой этого понятия.
Для передачи информации необходимо наличие двух или более участников. Их взаимоотношения строятся по принципу отражения. В результате информационного взаимодействия отдельные свойства, качества, стороны одного объекта заимствуются другим, и этот другой несет в себе, в своей структуре следы воздействия. Таким образом осуществляется движение информации.
Субъекты, участвующие в информационном обмене, имеют разную природу, уровень развития, структуру, содержание. В силу этого отражение не может быть абсолютно тождественным и адекватным, таким, чтобы каждому элементу отражаемого объекта соответствовал элемент отражения, и наоборот.
Любая информация несет в себе что-то новое. Эта новизна всегда содержит в себе элемент неопределенности. Как только взаимодействие произошло (книга прочитана, сообщение получено и понято…), эта неопределенность снимается.
Информация может быть охарактеризована с различных точек зрения. Наиболее важно для информационного обмена в социуме выделение пяти видов информации в соответствии с органами чувств человека:
Ø визуальная (зрительная),
Ø аудиальная (звуковая),
Значительную часть информации (более 90%), актуальной для общения в социуме, человек получает и распространяет через зрительный и слуховой каналы.
Любой исследуемый объект может быть охарактеризован с точки зрения его свойств. Свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов, делятся на две группы: 1) атрибутивные и 2) ценностные.
Атрибутивные свойства присущи самому объекту, проявляются в любой ситуации и не зависят от человека, его воли и желания:
· способность информации множить разнообразие окружающего мира, а также путем образования информационных связей упорядочить это многообразие, приводя к качественной определенности;
· неотрывность материального носителя и языковая природа информации;
· дискретность информации – свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;
· избыточность – свойство информации многократно дублироваться в структуре материального носителя, гарантирующее устойчивость информации и надежность ее передачи;
· рассеяние – способность информации к хаотичному, неконтролируемому распространению во времени и пространстве, в силу чего затрудняется ее использование. Это свойство отражает стремление информации расширить поле своего влияния;
· концентрация – сужение поля возможного распространения информации, ограничение ее распространения различного рода рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материального носителя накапливаться и сохраняться во времени.
Ценностные свойства информации определяют ее полезность для человека (полезна, бесполезна, вредна) и характеризуются такими понятиями, как полнота и достоверность.
Полнота информации определяется степенью адекватности воспроизведения информации в материальном носителе. Полной мы считаем информацию, которая содержит совокупность всех сторон объекта, дает наиболее адекватную его характеристику, позволяет вычленить главное и отсечь несущественное.
Понятие «достоверность» важно для определения понятия «дезинформация», которое рассматривается как преднамеренное искажение содержания информации. Это не обязательно ложный факт; он может быть вполне реален, но либо его значение искажено, либо акцент сделан не на наиболее важных сторонах информации, а на случайных, второстепенных деталях. Постепенное уменьшение достоверности информации может быть связано с ее устареванием.
Механизм распространения информации затруднен из-за специфических свойств ее распространения в материальном мире и психофизиологических особенностей ее восприятия человеком. Изначально препятствием являются пространство и время.
Пространственная и временная ограниченность преодолевается на уровне конкретного индивида. Эволюционно сформировался человеческий мозг, в структуре нервных связей которого фиксируются образы воспринимаемой информации, а передвигаясь в пространстве и распространяя информацию, человек сам выступает в качестве ее материального носителя.
Но память отдельного человека – ненадежный инструмент. Человек может забыть содержание сообщения, исказить его, не суметь адекватно его передать; умирая, он уносит с собой часть информации. С развитием общества накапливаются знания, которые не может вместить память. Это поставило человечество перед необходимостью фиксировать информацию с целью ее хранения, передачи и дальнейшего использования.
Непременным условием фиксации информации является ее кодирование, которое понимается как специально выработанная система правил (приемов) записи информации.
Основные понятия кодирования – это знак, код и язык, с помощью которых информация фиксируется и передается во времени и пространстве.
Знак – это минимальная значащая единица в системе языка, обладающая материальной (чувственно воспринимаемой) оболочкой и значением.
Код – это набор знаков, упорядоченных в соответствии с определенными правилами того или иного языка.
Язык – это совокупность знаков и правил их сочетания для формирования целостного сообщения.
Любой язык предназначен для общения, то есть для передачи информации. В этой связи любой язык представляет собой семиотическую (знаковую) систему, где каждый знак наделен определенным значением, а их упорядоченное соотношение служит для формирования и передачи мысли.
Наиболее понятным для нас является используемый для передачи информации естественный язык, сформировавшийся в ранние периоды развития социума, когда человек осознал необходимость общения и попытался найти пути и средства обмена информацией.
Любой национальный язык рассматривается как развивающаяся, открытая система, подверженная различным изменениям. Декларируемая универсальность языка ограничена, поскольку в определенных ситуациях использование естественного языка затруднено, ограничено или вообще невозможно. Это определило необходимость создания специальных систем для обмена информацией, которые получили название искусственных языков (искусственных знаковых систем).
Дата добавления: 2021-04-05 ; просмотров: 188 ; Мы поможем в написании вашей работы!