Что такое коммуникативные умения

Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения

Автор: Вишнякова Алина Ивановна

Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения

Коммуникативные умения развиваются и формируются в процессе общения. Для дальнейшего исследования следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к обучающим ступени начального общего образования.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века. Коммуникация от латинского «communication – сообщение, передача и от «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [3, с.3].

Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [7].

Я.Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [4]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности.

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [10, с.265].

Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой [1], А.В. Батаршева [2], Я.Л. Коломинского [4]. Ученые под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации.

Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что понятия «общение» и «коммуникация» являются идентичными. Таким образом, коммуникация представляет собой:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира;

б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку;

в) передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева [1]). Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Коммуникативные умения, согласно С.В.Чернову, это «осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения» [11, с.159].

Мудрик А.В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [8, с. 26].

Казанский Н.Г., Назаров Т.С. определяют коммуникативные умения как систему приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. [ 5, с.28 ]

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, выделенные А.А. Бодалевым [3, с.116].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Для диагностирования уровня сформированности коммуникативных умений в исследовании нами были использованы следующие методики:

1) тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов);

2) методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.);

3) интерпретация содержания сказки «Пряничная девочка»;

4) методика «Ковер» (Овчарова Р.).

Формирование коммуникативных умений тесно связано с развитием личностных новообразований в сфере интеллекта и в сфере профессионально значимых характеристик. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) [1, с.30].

К первой группе умений относятся все аспекты коммуникационной стороны общения (цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания). Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений [1, с. 67]:

Составляющими коммуникативных умений являются:

· умение слушать другого человека;

· умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

· умение понимать другого;

· умение сопереживать, сочувствовать;

· умение адекватно оценивать себя и других;

· умение принимать мнение другого;

· умение решать конфликт;

· умение взаимодействовать с членами коллектива.

Эти основные умения были конкретизированы Лернером И. Я. и объединены в несколько групп коммуникативных умений [ 6, с.90 ]:

1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно, ее истолковывать. (Безусловно, по отношению к младшим школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями).

2. Умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности.

3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит.

Умение ориентироваться в ситуации предполагает, в первую очередь, обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Обучающийся должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, которые дают возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной коммуникативной деятельности обучающихся.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.

2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Издательский центр «Владос», 2001. 176 с.

3. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е издание. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

4. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л.Коломинский. Москва: АСТ, 2010. 448 с.

5. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. М.: Просвещение, 1978. 224 с.

6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. 96 с.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: НАУКА, 1984. 444с.

8. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. 940 с.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, теории и истории (Новое в гуманитарных науках). Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. 592 с.

Источник

Коммуникативные умения и их особенности в старшем дошкольном возрасте

Что такое коммуникативные умения. Смотреть фото Что такое коммуникативные умения. Смотреть картинку Что такое коммуникативные умения. Картинка про Что такое коммуникативные умения. Фото Что такое коммуникативные умения Татьяна Кулькова
Коммуникативные умения и их особенности в старшем дошкольном возрасте

Согласно психолого-педагогическому словарю А. П. Астахова коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе. В свою очередь Г. М.Коджаспирова дает следующее понятие общению: это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Исходя из второго значения понятия «коммуникация», оно рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия.

В то же время важно отметить, что М. И. Еникеев в психологическом словаре обозначает коммуникацию как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Согласно определению А. А. Бодалева, общение можно рассматривать как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Необходимо заметить, что Е. О. Смирнова под общением понимает не просто безразличное восприятие другого человека, а прежде всего эмоциональное отношение к нему.

Наиболее оптимальным для нашего исследования является определение «общения» отечественного исследователя М. И. Лисиной, которое представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое, нежели понятие «общение». Вслед за М. И. Лисиной, под общением мы понимаем взаимодействие людей, которое направлено на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, т. к. ее определение подчеркивает значимость коммуникативных умений, формирующихся отношений у детей.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста (A.B. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др., влияют на общий уровень их деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин и др.). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко и др., когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно формирование коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

В исследованиях, посвященных проблеме формирования коммуникативных умений рассматриваются (Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев и др.) основные процессы коммуникативной деятельности, включающие гностический, обеспечивающий обмен информацией, интерактивный, регулирующий взаимодействие участников общения и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. В связи с этим А. Н. Леонтьев выделил составляющие коммуникативных умений и обозначил как: умение наладить контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе общения.

Наиболее значимыми для нашей работы оказались исследования Л. В. Кузнецовой, которая выделила основные слагаемые коммуникативных умений, характерные для детей дошкольного возраст, представленные на рисунке 1.

В свою очередь Л. Р. Мунирова выделила следующие группы компонентов коммуникативных умений:

Информационно -коммуникативная умения вступать в процесс общения; умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения.

Регуляционно -коммуникативная умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; умения оценить результаты совместного общения.

Аффективно -коммуникативная умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

В то же время важно отметить, что, по мнению Л. А. Дубиной, коммуникативные умения детей дошкольного возраста включают :

умение сотрудничать;

умение не только воспринимать, но и понимать (перерабатывать информацию);

умение слышать и слушать собеседника;

умение выражать свои мысли самостоятельно.

По мнению М. М. Алексеевой и М. И. Яшиной, к основным коммуникативным умениямследует отнести следующие: умение быть активным в процессе общения, умение воспринимать и понимать речь собеседника, умение строить общение с учетом конкретной ситуации, умение легко входить в контакт с другими людьми, умение четко и последовательно выражать свои мысли, умение правильно пользоваться формами речевого этикета.

Обобщая материал, мы пришли к выводу о том, что трудность развития коммуникативных умений дошкольников состоит в том, что многие особенности восприятия человека у детей связаны с тем, что ребенок видит и чувствует только то, что находится перед глазами, то есть внешнее поведение другого, а то, что за этим поведением стоят желания, настроения другого – им представить трудно. В этом детям должны помочь взрослые. Надо расширить представления ребенка о человеке, вывести их за пределы воспринимаемой ситуации, показать другого ребенка с его внутренней стороны.

На уровне личностных свойств коммуникативные качества проявляются в коммуникативной направленности к окружающему миру, дружелюбии, общительности, готовности к социальному взаимодействию, доверии к людям. В мотивационно-потребностной сфере коммуникативные качества являются основой для развития коммуникативно-речевой деятельности и выражены в потребности к общению со взрослыми и сверстниками, развитии мотивов в признании по поддержке мотивов к сотрудничеству, выраженному в деловых и познавательных формах. В сфере развития эмоционально-волевой регуляции коммуникативные свойства личности являются основой для развития эмоциональной чувствительности, способности индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, и тем самым, в большой степени определяют развитие,дифференциацию и углубление социальных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, побуждают к проявлению волевых усилий.

В развитии интеллектуальной сферы коммуникативная направленность обеспечивает постоянное и активное участие всех органов чувств в живом процессе познания окружающего мира, и способствуют развитию чувственного опыта, нелогичного дискурсивного мышления, которые совершенствуют интуицию и доверие к собственным ощущениям, развивают здравый смысл и собственный опыт познания. Развитие сферы самопознания также определяется степенью широты и глубины коммуникативных отношений, которые являются основой для формирования представлений в системе «образ Я», «Я и другие», «Я в отличие от других». Развитие оценочных отношений и самооценки, формирование притязаний на признание, характера ожиданий со стороны окружающих отражается и закрепляется во взаимодействии с людьми как механизмы общения, как регуляторы коммуникативно-речевой деятельности. Все это позволяет говорить о необходимости целенаправленного формирования коммуникативных способностей у дошкольников.

Кроме того, коммуникация несет в себе фактор творческого момента, без которого невозможно полноценное культурное развитие и обогащение содержательного потенциала человечества. Наглядным свидетельством этого служит одна устойчивая особенность процесса развития культуры, заключающаяся в том, что творческие прорывы на протяжении столетий осуществлялись через деятельность культурных общностей, немыслимых без непрерывного общения (кружки, салоны, союзы, братства).

В современных условиях осуществляется переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей через «коммуникативную трансляцию», следовательно, и процесс усвоения человеком культурных ценностей, и процесс его самореализации осуществляется посредством коммуникации, и в первую очередь – речевой. Созданные и функционирующие в рамках человеческого общества, культура и образование диалогичны по своей сути. Их существование немыслимо вне общения, которое выступает одним из ведущих факторов возникновения и функционирования культуры, средством ее передачи между поколениями и внутри одного социума. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Что такое коммуникативные умения. Смотреть фото Что такое коммуникативные умения. Смотреть картинку Что такое коммуникативные умения. Картинка про Что такое коммуникативные умения. Фото Что такое коммуникативные уменияЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Что такое коммуникативные умения. Смотреть фото Что такое коммуникативные умения. Смотреть картинку Что такое коммуникативные умения. Картинка про Что такое коммуникативные умения. Фото Что такое коммуникативные уменияФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Что такое коммуникативные умения. Смотреть фото Что такое коммуникативные умения. Смотреть картинку Что такое коммуникативные умения. Картинка про Что такое коммуникативные умения. Фото Что такое коммуникативные уменияЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Что такое коммуникативные умения. Смотреть фото Что такое коммуникативные умения. Смотреть картинку Что такое коммуникативные умения. Картинка про Что такое коммуникативные умения. Фото Что такое коммуникативные уменияМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Источник

Понятие о коммуникативных навыках: определение, как повысить

Определение

Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.

Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.

Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

Базовые

Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:

Полное взаимопонимание обеих сторон диалога — идеализированное понятие. Человек составляет в своей голове проекцию того образа и той информации, которую его собеседник пытается донести. То есть любая информация пропускается через собственную призму восприятия и так или иначе искажается. Из этого вытекает специфичный коммуникативный навык — умение не делать поспешных выводов и всегда давать скидку на различие между собственным мышлением и мышлением оппонента.

Высокие

К сожалению, высоким уровнем коммуникации владеют не так много людей. Большинство общается на неком среднем уровне, когда зачатки высоких навыков уже есть, однако переход на уровень выше все еще не совершен. Какие же именно навыки считаются высокими и почему так сложно ими овладеть?

Итак, к высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):

Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.

Содержание коммуникативных навыков

Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:

Где применяются навыки общения

Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.

Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:

Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.

Как их улучшить

Если в общении возникают ощутимые трудности, нужно сначала понять, что именно приносит дискомфорт в беседе. Не стоит бояться спрашивать у собеседника, что его напрягает, а также не стоит молчать, если что-то не устраивает вас. Причем можно поинтересоваться сразу у нескольких людей, чтобы работать над собой на основе различных мнений.

Люди мыслят и воспринимают окружающий мир по-разному. Собеседник может понять ваши слова не так, как вы этого хотели, и дальше разговор будет иметь разный смысл для вас обоих. Очень много коммуникационных конфликтов можно было бы избежать, если бы люди не боялись переспрашивать и показывать, что они чего-то не поняли.

Большинство трудностей возникает по двум причинам:

Совершать ошибки — нормально. И если вы действительно хотите улучшить коммуникативные навыки, то после того, как вы выяснили, в чем же были не правы, следует провести «работу над ошибками», начать менять в себе качества, которые напрягают окружающих при разговоре с вами.

Если же каких-то конкретных трудностей нет и вы просто хотите повысить качество вашего общения, обратите внимание на следующие моменты:

Если самостоятельно вы не можете улучшить свои коммуникативные навыки, можно обратиться к различным лекциям, вебинарам, тематической литературе. Одна из самых знаменитых книг в этой области так и называется — «Как улучшить коммуникативные навыки» (Алан Баркер). Наилучший способ развития — все-таки практика в общении и постоянный анализ собственных действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *