Что такое коммунальный ресурс
Коммунальные услуги
Какие есть и что в входит ЖКУ
В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.
Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.
Рассказываем подробно про коммунальные услуги.
Что вы узнаете
Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:
Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.
Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.
Нормативы
Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.
Исполнители коммунальных услуг
Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.
В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.
В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.
Кто является обязательным плательщиком
Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.
Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.
Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц
Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:
У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.
Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.
КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.
Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц
В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.
Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.
Структура квитанции
Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.
Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:
Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.
Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК
Как формируется счет
Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.
Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.
Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
Частые вопросы
Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.
Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги
Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.
Входят ли коммунальные услуги в арендную плату
Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.
Можно ли отказаться от отдельных видов услуг
Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.
Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.
Коммунальный ресурс на содержание общего имущества: откуда берется и как минимизировать
Помимо индивидуального потребления коммунальных услуг собственники оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества (КР на СОИ), к которому относятся ресурсы, потребляемые домом на общедомовые нужды. Законом предусмотрено несколько вариантов оплаты и начисления КР на СОИ потребителям.
26.12.2016 г. было принято Постановление Правительства РФ от «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 1498 (далее – Постановление № 1498), которое определило порядок применения КР на СОИ при начислении платы собственникам. Новый порядок стал применяться с 1 января 2017 года.
До принятия Постановления № 1498 в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) использовалось понятие общедомовых нужд (ОДН). Нужно сказать, что КР на СОИ на бытовом уровне продолжает называться населением «ОДЭЭНАМИ».
Однако разница между КР на СОИ о ОДН состоит в том, что если ОДН являлось коммунальной услугой (которую сейчас можно относить на ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договора через ст. 44 и 157.2 ЖК РФ), то КР на СОИ относится к жилищной услуге, выставляемой в составе платы за текущее содержание.
Для чего потребовалась такая игра понятиями? Если очень сильно упрощать, то для того, чтобы ресурсник всегда мог получить свои деньги и списать все свои небалансы из-за проблема с коммерческим учетом на управляющую домом организацию. Изменив природу данной услуги с коммунальной, на жилищную, органы власти отнесли данную ответственность в виде транзитных денег за выпадающий коммунальный ресурс на конечного потребителя. И теперь при переходе на прямые договора с ресурсником, КР на СОИ все равно продолжает относиться на управляющую домом организацию, а та относит эти небалансы (если они есть) на жителей.
Нужно отметить, что первоначальное понятие ОДН (как коммунальная услуга) в законе осталось применительно к двум случаям:
— непосредственному управлению (ст. 164 ЖК РФ, оно возможно, если в доме до 30 квартир)
— ситуации, при которой способ управления домом не реализован.
В этих двух случаях плата за КР на СОИ не выставляется, но выставляется (ресурсником) только плата на ОДН в ограниченном объеме (не более норматива). Во всех остальных случаях на КР на СОИ относится реальный факт коммунального ресурса, который потребил дом.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, законодатель ограничивается общей формулировкой, что в состав платы за содержание жилого помещения, включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Реальный состав КР на СОИ определяется степенью благоустройства самого дома (например, вместо отведения сточных вод, в доме могут быть установлены колодцы-септики, а вместо отдельной трубы на ГВС может быть общая труба на тепловую энергию, из которой готовится ГВС уже внутри самого дома).
При этом есть два вида коммунальных услуг, плата по КР на СОИ за которую не может начислять вообще:
1.Отопление (потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) (п. 40 Правил № 354).
(для общедомовых нужд газ не используется, только для личного потребления и в редких случаях крышных или автономных газовых котельных).
Варианты оплаты КР на СОИ
Порядок оплаты КР на СОИ может варьироваться и определен в п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Данные варианты оплаты КР на СОИ следующие:
1.Исходя из норматива по КР на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ). Данный норматив утверждается региональным органом исполнительной власти, а размет тарифа контролируется региональной жилищной инспекцией. Норматив должен включать потребление КР на СОИ на:
— освещение мест общего пользования, электроэнергию на работу лифтов, инженерных узлов или иного оборудования, являющегося общим имуществом собственников
— санитарно-гигиенические мероприятия мест общего пользования (мытье полов), обеспечение сохраннности зеленых насаждений (полив)
— иные работы по содержанию общего имущества, для которых необходимы коммунальные ресурсы.
Если нормативов нет, это их нужно утвердить. В письме Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04 пояснено, что для установления нормативов в многоквартирном доме собственник помещений вправе обратиться к исполнителю коммунальной услуги, который вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
2.Исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС). Такая система одновременно снимает индивидуальное и общедомовое потребление, что минимизирует разницу и небалансы по КР на СОИ.
3. Исходя из решений общего собрания, которые могут предполагать расчет по КР на СОИ:
— по среднемесячному объему потребления КР на СОИ в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— по объему потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
У всех трех вариантов начисления КР на СОИ есть плюсы и минусы.
Плюсы первого – предсказуемость суммы, которая каждый месяц одинакова. Минусы – необходимость оплаты даже при отрицательном КР на СОИ.
Плюсы второго (при наличии в доме АИС) – полный контроль и полная прозрачность по определению объема КР на СОИ. Минусы – дороговизна АИС и затраты на ее эксплуатацию.
Плюсы третьего – оплата КР на СОИ по реальному факту, отсутствие необходимости оплаты КР на СОИ при отрицательном потреблении (а такое часто бывает, если налажен коммерческий учет). Минусы – возможность небалансов по КР на СОИ при запущенном коммерческом учете.
Спорные моменты по КР на СОИ
Первым спорным моментом является вопрос о том, может ли начисляться плата за КР на СОИ по тепловой энергии (по договору теплоснабжения на покупку КР на СОИ) при наличии в доме индивидуального теплового пункта (ИТП), на котором готовится коммунальная услуга по ГВС. Единого мнения на этот счет нет.
Если следовать п. 54 Правил № 354, то при наличии в доме ИТП КР на СОИ по ГВС начисляться не может. В этом же духе есть письмо Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04, где указано, что под КР на СОИ понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тепловая энергия в этом перечне отсутствует.
В пользу данной позиции можно также сослаться на п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124). Они относят к КР на СОИ холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и сточные воды. КР на СОИ по тепловой энергии в этом перечне нет.
Против данной позиции есть общая норма, приведенная в п. 12 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющий домом организации не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями. Такая неурегулированность данного вопроса, конечно, порождает двоякие толкования взаимных прав и обязанностей между управляющей организацией и ресурсником.
Вторым спорным моментом является ответ на вопрос о том, нужно ли начислять плату за КР на СОИ по нормативу при отрицательном потреблении. Например, если в дом вошло 100м3, а показаний индивидуальных приборов учета (вместе со штрафными санкциями, нормативами и повышающими коэффициентами) собрано на 110м3, нужно ли начислять норматив при отсутствии решения общего собрания по КР на СОИ на ОДПУ.
В Письме Минстроя России от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 изложена позиция о том, что если объем КР на СОИ рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, оплату нужно начислять по факту. Однако для управляющей организации даже при отрицательном КР на СОИ начисление норматива жителям является возможностью собрать хотя бы какие-то дополнительные деньги. Поэтому, с учетом того, что письма Минстроя России не являются нормативными актами (а на уровне закона этот вопрос не урегулирован), управляющие организации не следуют такой рекомендации и выставляют норматив, даже при отрицательном факте потребления.
Третий спорный момент – попытки начисления ресурсниками сверхнормативных КР на СОИ при отсутствии ОДПУ по коммунальному ресурсу на отведение сточных вод. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственников помещений оснащать дома таким прибором учета (чаще всего они не устанавливаются застройщиками). В таком случае объем по КР на СОИ определяется как сумма ХВС и ГВС по показания индивидуальных приборов учета (п. в_4) п. 21 Правил № 124). Иные действия ресурсника будут неправомерны, поскольку при отсутствии в доме установлен ОДПУ на водоотведение, невозможно определять составляющую КР на СОИ на водоотведение по факту его потребления.
Основная проблема при определении объема по КР на СОИ также состоит в том, что закон написан исключительно в пользу ресурсника, поскольку все свои небалансы ресурсник перекидывает на управляющие организации, а те вынуждены собирать транзитные деньги с жителей (чтобы их отдать ресурснику одной кучкой). У ресурсника нет никаких стимулов налаживать коммерческий учет за поставляемый им коммунальный ресурс, а государство всяческим образом поддерживает и поощряет эту порочную практику.
Различии коммунальных услуг и коммунальных ресурсов
В этой статье мы рассмотрим два понятия это – «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс». На первый взгляд и на слух они кажутся идентичными, но это не так, и далее мы постараемся простыми и доступными славами все объяснить.
Для начала определим две основные функции управляющих компаний.
1.Предоставление «жилищной услуги».
2.Предоставление «коммунальных услуг».
Как такового понятия «Жилищной услуги» в жилищном кодексе нет, но определить их можно легко. Загляните в свою платежку и вы увидите «плата за содержание и ремонт»- это и есть жилищная услуга. Плата взимается с квадратного метра вашего помещения (квартиры) устанавливается по решению большинства собственников на общем собрании и является фиксированной, как минимум, в течении одного года. В нее входят услуги по управлению многоквартирным домом, содержание мест общего пользования (крыши, чердаки, подвалы, подъезды, придомовой территории (при наличии межевания) и т.д.) уборка, осмотры и т.д. перечень работ утверждается так же на общем собрании собственников, но не может быть менее, чем установлено Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения”, а так же их текущий ремонт.
Понятие «Коммунальной услуги» определено в ст. 154 ЖК РФ к ним относятся:
и с 1 января 2019 года вывоз мусора
Формирование платы за коммунальные услуги осуществляется по приборам учета (счетчикам), за исключением вывоза мусора, и по нормативу, в случае отсутствия счетчиков исходя из количества проживающих. Плата за услугу отопления рассчитывается исходя из площади Вашей квартиры.
Итак «Коммунальный ресурс» и «Коммунальная услуга».
Рассмотрим данный вопрос на примере водоснабжения, настоящий принцип распространяется на все вида коммунальных услуг. Подойдем к данной теме с двух сторон.
Жители многоквартирных домов являются потребителями «коммунальных услуг», которые используются в личных бытовых целях. Производитель воды (горячей или холодной) является ресурсоснабжающей компанией и производит «коммунальный ресурс». По сути это одна и та же вода, но когда она из ресурса она превращается в услугу?
После того как вода была поднята из скважины, очищена, подогрета она по трубам бежит к Вашему многоквартирному дому. Всю дорогу до дома она является собственностью ресурсоснабжающей организации, и здесь на границе эксплуатационной (балансовой) принадлежности, установленной п.8 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013г.
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», по внешней стене дома или по коллективному прибору учета, при наличии, «коммунальный ресурс» становится «коммунальной услугой» и становится собственностью управляющей компанией, которая и рассчитывается за воду перед ресурсоснабжающей компанией и становится «исполнителем коммунальной услуги». Теперь за качество воды ответственность несет управляющая компания и все претензии по качеству, перебоям необходимо предъявлять ей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». И плата за «коммунальную услугу» вносится потребителем исполнителю коммунальных услуг – управляющей компании.
Подведем итог. Коммунальный ресурс принадлежит ресурсоснабжающей компании, становится коммунальной услугой при входе в дом и приобретается управляющей компанией у ресурсоснабжающей организации. А потребители (жители дома) приобретают коммунальную услугу (воду) у управляющей компании (исполнителя коммунальных услуг).
P.S. 3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», касающиеся заключения прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с новой статьей 157.2 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, заключение прямого договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), по обращению с твердыми коммунальными отходами), каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, с ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей соответствующие коммунальные услуги.
Таким образом, посредник в виде управляющей компании исключается из цепочки подачи коммунальной услуги, и ресурсоснабжающая компания несет ответственность за качество как ресурса так и услуги, становясь исполнителем коммунальной услуги.
ЦОК ЖКХ РМЭ Планк А.П. юрист-консультант ассоциации.
С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Что такое коммунальный ресурс
Понятия «коммунальные услуги» и «коммунальные ресурсы» неразрывно связаны друг с другом.
Определение понятий «коммунальные ресурсы»
и «коммунальные услуги»
Определение понятия «коммунальные ресурсы» содержится в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:
Перечень коммунальных услуг указан в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, где указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Содержание каждого вида коммунальных услуг раскрыто в п. 4 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Чем отличаются коммунальные ресурсы
от коммунальных услуг
1. Коммунальный ресурс – это товар, коммунальная услуга – это деятельность
Коммунальный ресурс (вода, энергия, газ, топливо) – это материя, товар. Коммунальный ресурс может рассматриваться как самостоятельный объект гражданских прав наряду с вещью, что делает возможным включение его в перечень объектов в ст. 128 ГК РФ. Его следует назвать специфичным товаром, обладающим ценностью, по поводу которого заключаются договоры ресурсоснабжения.
Коммунальный ресурс поставляется до границ сетей, входящих в общее имущество собственников (грубо говоря «до стены дома»). На границе сетей, как правило, установлен прибор коллективного учета коммунального ресурса.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам формируются только «внутри дома», то есть от границы сетей «на входе в дом» (от прибора коллективного учета коммунального ресурса) до каждого помещения многоквартирного дома.
2. Отличия по субъекту: коммунальный ресурс поставляется ресурсоснабжающей организацией, коммунальная услуга предоставляется потребителю исполнителем (управляющей организацией)
Ресурсоснабжающая организация (РСО) поставляет по своим сетям коммунальный ресурс (вода, энергия, газ, топливо) до стены дома (т.е. до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников), после чего данный коммунальный ресурс подается потребителям в помещения дома уже управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг). Для того чтобы предоставить потребителю коммунальную услугу, управляющей организации необходимо приобрести у РСО коммунальный ресурс.
В п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг» даны понятия сторон указанной цепочки:
РСО обязана поставлять в многоквартирный дом коммунальные ресурсы необходимого качества и в объеме, необходимом для предоставления потребителям коммунальных услуг надлежащего качества, до границ общего имущества и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).
Ресурсоснабжающая организация продает исполнителю коммунальных услуг какой-то один или несколько коммунальных ресурсов, но практически никогда не отвечает за предоставление всех ресурсов;
Понятие лица, пользующегося на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги, расшифровывается в ст. 153 ЖК РФ (это, в частности, наниматель жилого помещения по договору социального найма, арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, член жилищного кооператива, застройщик и т.д.).
Исходя из смысла Жилищного кодекса РФ, исполнителем коммунальных услуг, в зависимости от выбранного собственниками помещений дома способа управления, может быть управляющая организация или товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, кооператив), в отличие от РСО, отвечает за предоставление полного комплекса коммунальных услуг. Исполнитель не вправе отказаться от предоставления потребителям какой-то отдельной коммунальной услуги при наличии объективной возможности ее предоставления.
Наличие у компании статуса управляющей организации означает автоматическое возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг, в результате чего у такой компании возникают соответствующие обязанности по предоставлению коммунальных ресурсов потребителям.
Исполнитель коммунальных услуг:
Если в многоквартирном доме выбирается непосредственный способ управления или принимается решение о заключении договоров ресурсоснабжения «напрямую» с РСО, то исполнителем коммунальной услуги становится РСО. Т.е. при непосредственном управлении многоквартирным домом правоотношения по поставке и оплате коммунальных услуг складываются между ресурсоснабжающими организациями и жильцами (собственниками помещений), которые оплачивают потребленные коммунальные ресурсы в объеме, поставленном на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор между РСО и исполнителем. Между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК и др.) в договорах на поставку коммунального ресурса проводится разделение границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание соответствующих сетей. Как правило, на данной границе находится прибор коллективного учета коммунального ресурса. Коммунальный ресурс поступает в сети жилого дома. Исполнитель, используя разводящие сети внутри дома до соответствующих точек в квартире, обеспечивает надлежащую поставку коммунального ресурса.
Иными словами, само предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК и др. посредством заключения с РСО договоров о приобретении коммунальных ресурсов (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).
Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив не могут рассматриваться как ресурсоснабжающие организации.
3. Оплата коммунальных услуг и коммунальных ресурсов
Управляющая организация или ТСЖ либо иной кооператив, являющиеся исполнителями коммунальных услуг, обязаны оплатить коммунальный ресурс, поставленный в управляемые им жилые дома.
Соответственно, потребители обязаны вносить плату за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг.
РСО не имеет права взыскивать задолженность с потребителей, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома.
РСО не имеет права приостанавливать/ограничивать поставку коммунального ресурса как в многоквартирный дом, так и в отдельные его помещения по причине задолженности населения.
Если у потребителей договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с соответствующей РСО (в частности, при непосредственном управлении), в этом случае оплата коммунального ресурса должна производиться ресурсоснабжающей организации.
4. Ответственность за ненадлежащее качество коммунальной услуги и коммунального ресурса
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разделе X Правил предоставления коммунальных услуг.
Ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг несет организация, управляющая многоквартирным домом (управляющая организация, ТСЖ, кооператив).
Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с соответствующей РСО, в этом случае РСО несет ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги. Такие договоры возможны при непосредственной форме управления.
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг).
Как указано выше, Правила предоставления коммунальных услуг возлагают ответственность за причиненный при оказании коммунальных услуг (включая вред, причиненный некачественным коммунальным ресурсом) вред именно на исполнителя, в том числе и в случаях, когда исполнитель оказывает услуги не непосредственно, а приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации.
В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают два обстоятельства освобождения исполнителя от ответственности за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Это, во-первых, обстоятельства непреодолимой силы, а во-вторых, вина потребителя (п. 150 Правил), из чего можно заключить, что исполнитель несет «безвиновную» ответственность.
Тем не менее, для обеспечения наиболее эффективной защиты интересов потребителя не следует исключать возможность привлечения к ответственности ресурсоснабжающей организации, несмотря на то, что данная организация не состоит с потребителем в договорных отношениях.
Плата за коммунальные ресурсы,
потребляемые на общедомовые нужды
В настоящее время плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, входит в состав платы за содержание жилого помещения (ч. 1, 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Исключение составляют случаи, когда управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений либо способ управления таким домом не выбран или не реализован. В этом случае плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, включается в плату за коммунальные услуги (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).
Коммунальные ресурсы поставляются
собственнику нежилого помещения
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан заключить прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг). То есть собственник нежилого помещения не может оплачивать коммунальные услуги непосредственно ТСЖ, иному кооперативу или управляющей организации.
Если такой договор не заключен, собственнику нежилого помещения может быть определен объем потребления коммунального ресурса как при самовольном пользовании (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг). Как правило, это гораздо дороже, чем если бы оплата производилась согласно приборам учета.