Что такое коммерческие отношения
Коммерческие правоотношения.
Под коммерческим правоотношением следует понимать отношения между субъектами торгового оборота, складывающиеся в результате осуществления или оптовой торговли деятельности, урегулированные нормами торгового (коммерческого) права.
Субъектами коммерческих правоотношений являются коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.
Коммерческому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений:
1) возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них;
2) связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями;
3) волевой характер;
4) охрана со стороны государства;
5) индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей.
Коммерческие правоотношения имеют ряд специфических, присущих только им особенностей:
2) эти отношения возникают между профессионалами, в них исключается наличие участников, действующих на непрофессиональной основе;
3) эти отношения существуют всегда на возмездной основе, их отличительной особенностью является обязательное извлечение прибыли одной или несколькими сторонами правоотношения;
4) эти отношения складываются в условиях действия торгового рынка товаров, что обусловливает необходимость их специальной организации;
5) эти отношения протекают в особом режиме конкуренции, в условиях конкурентной среды, нуждаясь в формировании правовой защиты;
6) эти отношения нуждаются в специальном правовом режиме контроля со стороны государства.
Среди всего разнообразия общественных отношений в сфере торговли можно выделить несколько групп коммерческих правоотношений:
1. Обязательственные правоотношения составляют основную часть коммерческих правоотношений. Поскольку под объектом любого правоотношения в праве понимаются действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или, соответственно, воздержаться от их совершения), то объектом коммерческого правоотношения соответственно является деятельность сторон договора направленная на достижение правовой цели коммерческой сделки.
Исходя из этого, можно выделить несколько групп обязательственных коммерческих правоотношений:
1) отчуждательные коммерческие обязательства, к числу которых следует относить некоторые виды купли-продажи, мену, товарный кредит и иные. Из всего многообразия купли-продажи признакам коммерческих правоотношений отвечают только конструкции поставки, мены, дистрибуции, поставки для государственных нужд и контрактации;
3) отношения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с использованием коммерческих и фирменных наименований, товарных знаков и иных средств индивидуализации товаров, включая исключительные права на товар;
5) кондикционные и деликтные обязательства, возникающие в коммерческих отношениях, связаны с возможностью причинения вреда здоровью человека при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции, а также при утилизации или уничтожении некачественной и опасной продукции. Такого рода отношения также могут возникать в связи с вероятностью угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2. Организационные правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли. Взаимоотношения коммерсантов и органов государственной и муниципальной власти обоюдовыгодны:
1) для коммерсантов создаются условия для более выгодной торговли, укрепления и расширения торговых сетей, развития малого и среднего бизнеса;
2) для государственных и муниципальных образований содействие продвижению товаров позволяет в большей степени удовлетворить запросы потребителей, организовать и контролировать торговлю, вкладывать бюджетные средства в коммерческие рынки с целью их быстрого и эффективного возвращения. Кроме того, такая политика местной и государственной власти создает дополнительные рабочие места, способствует развитию здоровой конкуренции, а полученные дополнительные средства в бюджет направляются и на развитие коммерческого дела, и на социальные нужды граждан.
Однако в процессе взаимодействия коммерсантов с государственными или муниципальными структурами на почве исполнения последними контрольно-надзорных функций возникают определенные злоупотребления. В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора) был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со ст. 3 этого Закона основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Коммерческое право
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Коммерческое право». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Книга поможет вам успешно сдать экзамен. Пособие рассчитано на студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Оно может быть полезно и при подготовке к зачетам по коммерческому праву.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммерческое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел 1 Понятие, принципы и источники коммерческого права
1. Понятие коммерческого права
В юридической науке не сложилось единого мнения относительно предмета коммерческого права. Различия в точках зрения связаны с позицией законодателя, смешивающего понятия «предпринимательство» и «коммерция».
В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) указано, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, тогда как в ст. 50 ГК все предпринимательские организации называются коммерческими организациями.
Таким образом, существует две позиции, определяющие соотношение коммерческого и предпринимательского права.
Как представляется, вторая позиция более правильна. Предпринимательское право регулирует главным образом отношения в сфере предпринимательства — деятельности, направленной на регулярное получение прибыли. Торговля — лишь часть такой деятельности. Предпринимательская же деятельность гораздо шире торговли, поскольку включает оборот ценных бумаг, банковскую, строительную, сельскохозяйственную, инновационную деятельность и др. Соответственно, коммерческое право имеет более узкий предмет регулирования, чем предпринимательское право, и в этом их главное отличие.
Предмет коммерческого права можно определить как общественные отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности или деятельности по продвижению товаров от производителя к потребителю.
В российской правовой системе коммерческое право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, финансового, административного, уголовного и др.
Так, действующая Конституция РФ содержит ряд статей, закрепляющих основополагающие принципы коммерческого права, и в частности свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, равенство всех форм собственности и равную их защиту, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов (ст. 8, 9, 34, 35).
Гражданское право определяет правовое положение субъектов коммерческой деятельности, регулирует порядок заключения, изменения и прекращения договоров, предусматривает ответственность за их неисполнение, способы обеспечения договорных обязательств.
Нормы административного права регулируют отношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, в том числе вопросы регистрации субъектов коммерческой деятельности, стандартизации и сертификации товаров, ценообразования, регулирования продажи отдельных видов товаров, осуществления государственного контроля за торговой деятельностью.
Финансовое право регулирует расчетные и кредитные отношения, определяет процесс налогообложения коммерческой деятельности и его порядок по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.
Нормы административного и уголовного права устанавливают ответственность за нарушения в сфере коммерческой деятельности, причем как для самих субъектов хозяйствования, так и для представителей государственных органов, чинящих необоснованные препятствия в осуществлении указанной деятельности.
При регулировании торговых отношений применяются:
• метод обязательных предписаний (например, при уплате налогов, применении административных и уголовных санкций);
• метод автономных решений (свобода заключения гражданско-правовых договоров);
• метод разрешений (получение лицензии на торговлю определенными видами товаров);
• метод рекомендаций и метод согласования (например, при регулировании антимонопольной деятельности).
Таким образом, коммерческое право — специальная часть предпринимательского права, объединяющая правовые нормы, которые регулируют торговые и тесно связанные с ними отношения, возникающие между участниками экономического оборота.
2. Отличие коммерческого права как специальной части предпринимательского права от науки «коммерческое право» и учебной дисциплины «коммерческое право»
Коммерческое право как совокупность норм, регулирующих процесс продвижения товаров от производителя к потребителю, необходимо отличать от науки «коммерческое право» и одноименной учебной дисциплины.
Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание добывается на основе использования научных методов и средств.
В системе юридического образования коммерческое право выступает в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина предназначена для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Она формируется путем отбора теоретических положений, выработанных науками, а также путем обобщения практического опыта. Она не создает нового знания, а лишь обобщает имеющееся знание в удобной для усвоения форме.
3. Принципы коммерческого права
Сущность коммерческого права раскрывают его принципы — основные положения, на которых оно базируется. Особых принципов коммерческого права не существует, есть лишь особенности проявления принципов тех отраслей права, которые его образуют. Важное значение для коммерческого права имеют принципы частного права, закрепленные в ст. 1 ГК:
• принцип дозволительной направленности частноправового регулирования;
• принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
• принцип неприкосновенности собственности;
• принцип свободы договора;
• принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;
• принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
• свободное перемещение товаров, услуг, капиталов;
• принцип восстановления нарушенных прав;
• принцип судебной защиты нарушенных прав.
4. Принцип неприкосновенности собственности
Принцип неприкосновенности собственности создает правовую основу функционирования торгового оборота, возможность осуществления полноценных торговых сделок, обеспечивает стабильность торгового оборота. Данный принцип базируется на ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в случаях, прямо предусмотренных законом. Указанные случаи перечислены в ст.235 ГК. Приведенный в этой статье перечень оснований прекращения права собственности в принудительном порядке является закрытым.
Случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных началах:
• отчуждение недвижимости (зданий, строений и т. п.) в связи с изъятием земельного участка;
• выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных законом к особо ценным и охраняемым государством;
• выкуп домашних животных в случаях ненадлежащего обращения с ними;
• выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества;
• выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;
• изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;
• продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;
• национализация имущества собственников в силу принятия специального закона.
Случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника:
• обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (ст. 24, 56, 126 ГК):
• в судебном порядке;
• по договору (например, по нотариально удостоверенному соглашению залогодержателя с залогодателем об удовлетворении требований залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК));
• в бесспорном порядке без обращения в суд в специальных случаях, установленных законом;
• конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК.
5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав закреплен в п. 1 ст. 34 Конституции РФ, а его содержание раскрыто в ст. 9 ГК. В соответствии с этим принципом субъекты коммерческого права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, в том числе заниматься любым видом коммерческой деятельности, реализовывать свою правоспособность по своему усмотрению, выбирать конкретный способ приобретения субъективных прав, регулировать по своему усмотрению содержание правоотношений, участниками которых они являются, распоряжаться принадлежащими им субъективными правами, прибегать или не прибегать к мерам защиты нарушенного права и т. д.
Усмотрение субъектов коммерческих отношений опирается только на их имущественные и иные интересы. Вместе с тем свобода усмотрения участников коммерческих отношений не безгранична и существует в определенных юридических рамках.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК гражданские права могут быть ограничены на основании закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В законодательстве содержатся запреты и ограничения на отдельные виды деятельности (система лицензирования); определяются перечни товаров (работ, услуг), свободная реализация которых запрещена либо ограничена; перечисляются сделки, к участникам которых предъявляются особые требования, а также сделки, участие в которых коммерческих организаций прямо запрещено (дарение).
6. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела сформулирован в ст.23 Конституции РФ. Он имеет существенное значение для коммерческого оборота, поскольку касается прежде всего вмешательства в коммерческую деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно этому принципу органы государственной власти и местного самоуправления, а также любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов коммерческого права, если последние осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, они не вправе указывать, какие товары производить, на каких условиях и по каким ценам продавать.
7. Принцип равенства участников коммерческих отношений
Принцип равенства участников коммерческих отношений вытекает из смысла ст. 1 ГК и означает, что они взаимно не подчинены и обладают равными полномочиями в отношениях торгового оборота. Это касается всех без исключения субъектов, в том числе публично-правовых образований, а также их органов, если они выступают в качестве стороны в договорах по поводу купли-продажи товаров. Не является нарушением принципа равенства правового режима для всех субъектов коммерческого права установление специальной правоспособности для государственных унитарных предприятий, поскольку таким образом лишь учитываются особенности их правового статуса как участников коммерческих отношений (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК).
8. Принцип свободы договора
Принцип свободы договора закреплен в ст. 1 и ст. 421 ГК. Он предусматривает свободу усмотрения субъектов коммерческого права как в выборе контрагентов по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен.
Однако в ряде случаев законом устанавливаются ограничения свободы договора. Например, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора (п. 3 ст. 426 ГК).
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» запрещает субъектам естественных монополий отказываться от заключения договоров с потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у них возможности произвести (реализовать) товары (ст. 8).
Государственный заказчик в силу ст. 527 ГК обязан заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если он разместил соответствующий заказ и этот заказ принят поставщиком. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» поставщик обязан заключить договор на поставку материальных ценностей в государственные резервы. Как правило, эти требования распространяются на предприятия, относящиеся к оборонным отраслям.
Если стороны заключили предварительный договор, в котором оговорили срок заключения основного договора, то ни одна из сторон не имеет права нарушить взятое обязательство, если другая сторона требует заключения договора (ст. 429 ГК). Обязано заключить договор лицо, выигравшее торги (п. 5 ст. 448 ГК).
9. Принцип восстановления нарушенных прав
• Законодательством установлена более строгая ответственность для предпринимателей, выражающаяся, например, в возможности обратить взыскание на любое имущество.
• Меры имущественной ответственности предпринимателя применяются независимо от его вины.
• В коммерческих отношениях применяются меры ответственности, которые не могут быть применены к другим субъектам имущественного оборота, например ликвидация юридического лица за нарушение Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», штрафная неустойка и др.
10. Принцип судебной защиты нарушенных прав
Принцип судебной защиты нарушенных прав закреплен в ст. 46 Конституции РФ и ст. 11 ГК. Реализация этого принципа характеризуется следующими особенностями.
• Споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматриваются в арбитражно-процессуальном порядке.
• В случаях, когда спор подведомственен арбитражному суду, сторонам торговых договоров предоставлено право передать спор на разрешение соответствующего третейского суда.
Стороны могут избежать судебной процедуры, использовав переговорный процесс.
11. Принцип дозволительной направленности правового регулирования
Принцип дозволительной направленности правового регулирования сформулирован в п. 2 ст. 1 ГК. Он означает, что подавляющее большинство норм, относящихся к регулированию торгового оборота, носит диспозитивный характер, то есть применение указанных норм оставлено на собственное усмотрение участников коммерческих отношений. Таким образом, принцип дозволительной направленности правового регулирования способствует обеспечению свободы предпринимательства и развитию торгового оборота в целом.
12. История становления и развития коммерческого права
В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.
Первый период — итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в торговых связях между Средиземноморскими странами, и именно в ней оформилась специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», положившая начало бухгалтерскому учету, основные принципы которого используются и по сей день: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет-кредит).
Второй период — французский (XVI–XVIII вв.). Во Франции резко повысилось влияние торгового сословия и увеличилась его численность, чему способствовало, в частности, покровительство государственной власти, преследовавшей достижение двух стратегических целей: обогащение казны и сплочение государства, преодоление сепаратистских действий феодальной знати. В 1673 г. был принят Торговый ордонанс, а в 1807 г. — наполеоновский Торговый кодекс. Наряду с Гражданским кодексом Франции он получил применение в Италии, Швейцарии. Бельгии, Голландии и других государствах. После феномена римского права это второй случай рецепирования иностранного закона в истории.
Третий период — германский (XIX в.). Этот период ознаменовался принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса — общих правил товарного обращения на территории страны. Торговый кодекс способствовал формированию единого немецкого рынка, что, в свою очередь, способствовало консолидации страны и ее политическому объединению. Гражданский кодекс был принят уже в единой Германии в 1896 г. В 1897 г. Торговый кодекс был переиздан. Под влиянием этого процесса в конце века почти во всех европейских странах были приняты самостоятельные торговые кодексы (наряду с гражданскими).
В 1899 г. торговый кодекс был принят в Японии, которая также использовала немецкий опыт.
Четвертый период — современный период развития коммерческого права. До определенного времени развитие торгового права носило эволюционный характер. Однако в 80-е гг. XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошла торговая революция. Суть ее состоит в резком и постоянном увеличении объемов продаж, а также в изменении методов производства и сбыта товаров. Производство стало основываться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стал маркетинг, анализ спроса. Соответственно, производство начало целиком определяться запросами покупателей и активно влиять на эти запросы. Была обеспечена сбалансированность производства и продаж, что позволило устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика стала более организованной и динамичной и вышла на новый уровень развития.
13. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения торгового оборота
По юридической силе нормативные правовые акты, содержащие нормы коммерческого права, подразделяются:
• ст. 8 и 9, регулирующие свободу предпринимательской (в том числе торговой) деятельности; закрепляющие право частной собственности наряду с другими формами собственности; гарантирующие единое экономическое пространство на территории РФ, свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, поддержку конкуренции;
• ст. 34 и 35, закрепляющие право каждого на свободное использование своих способностей, а также на труд;
• ст. 71 и 72, разграничивающие компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в сфере торговой деятельности;
• международные договоры и документы, ратифицирование Российской Федерацией, такие как Венская конвенция ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи», Гаагская конвенция 1964 г. «О единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров», Гаагская конвенция 1986 г. «О праве, применимом к договорам международной купли-продажи», Нью-Йоркская конвенция 1974 г. «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров», Женевская конвенция 1983 г. «О представительстве в международной купле-продаже товаров» и др.;
• федеральные законы (до 1994 г. — Законы РФ): Гражданский кодекс, принимавшийся в четырех частях в 1994–2006 гг.; Закон РФ от 27 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.;
• подзаконные акты федерального уровня:
• указы Президента РФ: от 29 января 1995 г. № 65 «О свободе торговли»; от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» и др.;
• постановления Правительства РФ: от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»; от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.;
• акты министерств и ведомств РФ: постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 «Об утверждении Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»; приказ Минфина от 29 августа 1998 г. № 34-Н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» и др.;
• нормативные правовые акты СССР и РСФСР, соответствующие действующему законодательству и не отмененные на данный момент.
14. Нормы саморегуляции, выработанные участниками международного торгового оборота
Нормы саморегуляции, выработанные участниками международного торгового оборота, относятся к так называемому «мягкому праву». Основными источниками «мягкого торгового права» являются:
• международные торговые обычаи (в том числе морские обычаи);
• общепризнанные принципы международного торгового оборота;
• типовые (модельные) законы;
• типовые контракты и иные формы документов, рекомендуемых для использования международными организациями;
• практика международного коммерческого арбитража;
В международном торговом обороте признаны следующие документы «мягкого права»:
а) принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом кодификации частного права (УНИДРУА);
б) международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс), разработанные Международной торговой палатой;
в) типовые контракты и проформы для экспортных поставок и монтажа машинного оборудования за границей, экспортно-импортной купли-продажи потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства, разработанные под эгидой Европейской экономической комиссии ООН;
г) типовые документы, разрабатываемые Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
По мере признания «мягкого права» большинством государств, по мере защиты его в международных третейских и иных судах и принудительного исполнения данное право постепенно превращается в общеобязательное.
15. Действие торгового законодательства
На территории Российской Федерации действуют только те законы и иные правовые акты, которые официально опубликованы. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете». Нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и их объединений, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после дня их опубликования, если иное не предусмотрено в самих указах и постановлениях.
Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Эти акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Момент прекращения действия нормативного акта иногда устанавливается в самом нормативном акте. В большинстве же случаев нормативный правовой акт прекращает свое действие либо в результате прямой отмены, либо в связи с принятием нового нормативного правового акта, отменяющего или изменяющего его содержание.
Законы и иные нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший акт, может ограничить территорию его действия.
Точно так же действует торговое законодательство и в отношении круга лиц. Согласно общему правилу оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
Если действие нормативного правового акта ограничивается определенной территорией, то он применяется только в отношении лиц, которые находятся на этой территории.
Имеют место случаи, когда в самом акте установлено или вытекает из его смысла, что он применяется лишь к определенной группе лиц.