Что такое комментарий в журналистике
Что такое комментарий и как нужно комментировать
Сейчас вы узнаете, что такое комментарий и как правильно он пишется. Также разберем несколько примеров.
Только не путайте с теми комментами, которые мы оставляем в интернете под материалами на сайтах, блогах и в соцсетях.
Что такое комментарий
Комментировать, значит толковать, рассуждать, освещать или объяснять. Это я привел синонимы, чтобы вам было более понятно значение слова.
Комментатор — это автор комментария. Им может быть, как эксперт в какой-то области, так и обычный человек. Однако здесь количество экспертов намного больше. Ведь нужно провести анализ и предоставить факты.
В таком жанре журналистике на первый план выходит личность автора. Вы не просто информируете о событии. И не просто показываете, как работали с материалом и нашли это событие.
Вы выражаете свою позицию по отношению к этому событию. Свое мнение и мировоззрение. То есть, что вы думаете по этому поводу.
В данном случае мы рассказываем не только, что произошло. Это обычно идет в лиде (введении). А дальше вы пытаетесь понять, почему это произошло. Как это влияет на нашу жизнь. Делаете какие-то выводы по этому поводу.
Во-первых, у автора текста должна быть какая-то позиция по поставленному вопросу. Во-вторых, читателю должно быть интересно узнать его позицию.
Например, когда читаете ленту новостей, вы видите, что Государственная дума обсуждает запрет на суррогатное материнство.
У вас возникают какие-то мысли по этому поводу. Вы либо согласны, либо нет. Или же думаете, что они дураки и им больше не чем заняться. В общем, у вас возникают какие-то мысли по этому поводу.
Но обычно, первые мысли являются эмоциональными.
Например, на сайтах многих изданий существует такой жанр, как комментарий. Когда обозреватели этой газеты пишут о том, что они думают по данному поводу.
К примеру, на сайте «Комсомольской правды» есть отдельный раздел «Колумнисты». Там они дают свою оценку данным событиям. На сайте «Аргументы и факты» есть раздел «Мнения».
В журнале «Форбс» тоже есть раздел «Мнения». Там к примеру, Кудрин комментирует различные экономические вопросы. То есть, что он думает и как будут развиваться события. Что из этого следует и почему так произошло.
Большинство того, что пишут блогеры, это как раз и есть комментарии (comments). Это, когда они публикуют новый пост (материал), в котором отзываются на какое-либо событие.
Не путайте информационные статьи и комментарии!
Здесь на блогах чаще всего основной жанр, это комментарий. То есть произошло какое-то событие, и блогеры на это отреагировали.
Есть блогеры, которые пишут обо всем. А есть те, которые пишут только по одной какой-то тематике. Например, есть блоги о Сочи. Например, в Сочи прибыл Олимпийский огонь и блогеры на это отреагировали.
Но опять же, отреагировали не в формате новости, а в том, о чем думают по этому поводу. Для чего была устроена показательная эстафета олимпийского огня и так далее.
Под этим лежат какие-то политические желания? Например, продемонстрировать мощь государства. Или же это национальная идея и попытка объединить людей?
В общем, все это толкование. Хотя не спорю, что и субъективное.
То есть если все согласились с вами, поставили лайк и ушли, то это плохо. Хорошо будет если разгорается дискуссия. Кто-то будет с вами согласен, а кто-то нет. Вот в таком случае работа удалась!
Пример комментария
Давайте теперь рассмотрим пример комментария. Сразу стоит сказать, что это будет плохой вариант. Мы специально по нему пройдемся для того чтобы разобрать ошибки.
Первый абзац, что после заголовка является лидом. В нем дали само событие. А дальше уже пошел сам комментарий.
Когда же прекратиться порочная практика…
Довольно-таки очень вдохновленный текст. Однако он содержит огромное количество ошибок.
Во-первых, здесь дан слишком широкий информационный повод. Да, есть события. Но общая тема, это коррупция.
Какое же безобразие. Коррупция! Как они могли!
Вот это самый плохой вариант! Потому что на тему коррупции можно писать книги. Причем как по политологии, так и по психологии.
Во-вторых, авторский комментарий должен содержать небанальное суждение по данному поводу. В нашем примере даны абсолютно банальные суждения.
Коррупция, это плохо. Они там совсем обнаглели! И мы сами виноваты потому что спим и занимаемся попустительством. Они воруют потому что мы им даем.
Тут нет никаких аргументов. Здесь только эмоции на уровне «да сколько можно» и «какой кошмар». Но с этими утверждениями согласится каждый. Да, коррупция, это плохо. Действительно, сколько можно!
Кому это интересно? Да, вы согласились и на этом все. Вы не заинтересовали читателя.
Это комментарий из серии, когда люди пожилого возраста на лавочке сидят и что-то обсуждают. Причем таким макаром обсуждают и в интернете.
Но нам с вами такой вариант не подходит!
Возникает вопрос. Что считать банальными суждениями и не банальными?
Как правило, банальные — это те, которые приходят в голову у большинства людей. Вы садитесь за комментарий и думаете, что сказать по этому поводу. Обычно первые мысли, которые придут в голову, будут банальными.
А вот третья мысль, четвертая и так далее уже будут интересными. Дальше вы начнете уходить от стереотипов и размышлять глубже. Ниже мы это еще рассмотрим на других примерах.
Так что вы сначала выписываете все мысли по этому поводу. А далее из них начинаете уже выбирать наиболее целесообразные.
Как комментировать
Давайте разберем, как писать комментарий к проблеме. Вот основные правила комментирования, которые нужно соблюдать в журналистике:
Еще важно чтобы у вас было логичное и аргументированное доказательство позиции. То есть, во-первых, должна быть позиция по данному вопросу.
Вот приняли антитабачный закон.
С вашей точки зрения, для общества это хорошо или плохо? Вы за или против? На ваш взгляд какие последствия это повлечет? Что теперь будет для страны? Это нарушение прав одной части населения или это защита прав другой?
А с точки зрения государственной реальности, к чему это приведет?
Ни к увеличению ли количества взяток, неоформленных штрафов со стороны правоохранительных органов? Не приведет ли к увеличению злоупотребление своими полномочиями этими работниками? Не привлечет ли это к возникновению несанкционированных курилок?
То есть мы стараемся рассуждать дальше. Не просто, хорошо это или плохо, а смотрим намного глубже.
Причем помним, что мы не истина в последней инстанции. Мы выражаем свое субъективное мнение, после которого может быть дискуссия. Это абсолютно нормально!
Как пишется комментарий
Ниже хочу дать вам схему или план того, как пишется комментарий. Также для наилучшего усвоения разберем пару примеров.
Сначала дается информационный повод. Он идет в лиде (первый абзац) после заголовка. А дальше пошли уже аргументы.
Аргумент 1, 2, 3 и так далее, это банальные, которые приходят сразу в голову. Их вы потом убираете из текста. После идут небанальные аргументы. Вот их включаем в материал.
Пример №1
Давайте посмотрим, как может выглядит работа над вашим комментарием.
Допустим, у нас есть информационный повод — Алла Пугачева воспользовалась услугами суррогатной матери.
Это вызвало массу комментариев и статей. Хотя, казалось бы, это чисто личное дело человека. Почему кто-то считает вправе это оценивать и комментировать?
Но так как она это вынесла в публику (сама сообщила) так все и получилось. Этический вопрос давать ли вам комментарий по таким темам, я оставляю за вами. Но давайте разберем именно этот пример, всколыхнувший сообщество.
Итак, у нас есть информационный повод. Его пишем сразу после заголовка. Это будет введение.
Какие у нас возникают мысли, доводы и мнения по данному вопросу? Давайте их запишем на черновик.
Аргумент 1. «Покупать» детей за миллион рублей — это аморально! Вот они совсем зажрались. Им некуда девать деньги. Они не знают, как себя занять и пропиарить. Это просто аморальные люди, которые сорят деньгами.
Такое мнение было уже не раз высказано в прессе. И это первое, что приходит в голову!
Аргумент 2. Церковь не одобряет суррогатное материнство! Это зло, неправильно и не нормально. Все это против нашей религии и веры. Куда мы придем с таким разложением общества?
Аргумент 3. Почему она это сделала? Неужели это был пиар? Вряд ли. Этому человеку популярность точно не нужна.
Это желание человека стать матерью осознанно. Все это от большого желания. В итоге у нее получилось. Это большое счастье для конкретного человека. Но почему тогда мы этим возмущаемся?
Аргумент 4. Давайте подумаем о будущем этих детей. Они наверняка будут обеспечены. Им никогда не придется столкнуться с нуждой и отсутствием самых необходимых вещей. Например, игрушек или образования.
У них есть все возможности для того чтобы вырасти полноценными членами общества. Они скорее всего получат максимум от своих родителей. И не только денег, но и любви, и внимания. Ведь это желанные дети, которые появились осознанно.
Давайте сравним со случайными беременностями малолеток, которые не отвечают за свои поступки и не хотят детей. И даже если их сохраняют, то потом все детство ребенка они начинают пинать. Ведь малыши мешают ходить на дискотеки и развлекаться. А еще вытаскивают деньги, которые можно было потратить на «веселую жизнь».
В общем, как видите, получается очень сильный контраст.
Давайте сравним с детьми в семьях алкоголиков, которые не хотят заниматься воспитанием. В итоге получим, что к суррогатному материнству прибегает определенный класс общества. Класс этот состоятельный. Так сказать, зарождавшейся буржуазии, который отвечает за свои поступки.
Ответственность, это главное качество, которое присуще таким людям!
Может быть это не так уж и плохо. То есть мы получаем пусть и не большое повышение рождаемости. Но это повышение за счет класса умных и состоятельных людей. Это лучше, чем увеличение рождаемости за счет нежелательной беременности.
Какой вывод можно сделать в данном случае?
Вывод. Это большое мужество для публичного человека в консервативном обществе и при этом большая ответственность. Потому как если учесть возраст мамы, то ей придется подумать о том, что можно не успеть вырастить детей до самостоятельного возраста.
В общем, это наш вывод.
Пример №2
Давайте рассмотрим второй пример написания оригинального комментария.
Информационный повод — тренинги «Как выйти замуж» становятся все более популярными.
Вот это даже не событие, которое произошло сейчас и единовременно. Это тянущее событие, продолжающееся во времени. Но тем не менее, это тоже может стать информационным поводом.
Что мы думаем по данному поводу? Давайте размышлять.
Аргумент 1. Первая банальная мысль, которая приходит в голову, это тренинги для домохозяек, которые ведут такие же незамужние домработницы. И в общем-то, это один из способов отъема денег у населения.
Аргумент 2. Никакой пользы от таких тренингов не будет. Это самоутешение для женщин. Они там сходят на него, вместе похлопают, потопают и потанцуют. Скажут, мы красивые, выйдем замуж и все будет замечательно.
Но реально, они никакой пользы не получат. Научить этому нельзя. Или можно, но получиться какой-то небольшой процент людей. В общем, это плохо.
Аргумент 3. А почему в стране эти тренинги становятся все более популярными? В чем причина? Ведь наш повод был именно в том, что эти тренинги набирают обороты. Их становится все больше.
Наверное, они востребованы у аудитории. Никто не будет проводить много тренингов на темы, которые не интересны. Они попробуют один раз и потом уйдут с этого рынка.
Если это востребовано, то почему?
Дело в глобальной нехватке мужчин и огромного количества незамужних женщин? А как в других странах? Здесь интересно сравнить и посмотреть.
Или же тут дело в менталитете русской женщины? Она с детства уже знает, что должна выйти замуж. И если она этого не сделает, то ее жизнь не удастся.
Аргумент 4. А реальное ли желание «выйти замуж» или оно навязанное социумом? То есть это желание каждой конкретной женщины или большей части женского пола?
Какой процент из тех женщин, которые приходят на тренинг, пришли потому что сами этого захотели? Или это им навязали? Например, общество и мама, которая требует внуков. Может быть подруги и желание быть не хуже их?
Существуют ли женщины, которые не хотят выходить замуж? Может быть не все хотят именно такой модели (борщ —> дети —> носки). Может быть кто-то хочет чего-то другого.
В общем, это тема для размышления.
Аргумент 5. Чему учат на этих тренингах? Как это связано с замужеством? Вот чему они научат, как стать женой?
Они заранее учат борщ варить или правильно с мужчинами знакомиться и одеваться? А что нужно, чтобы выйти замуж? Какие результаты должны быть от прохождения этого тренинга и какие на самом деле получаются?
Вот все это, повод для размышлений. И главное, должно быть всегда ваше мнение по данному вопросу. Ну и в конце естественно, вы делаете вывод.
Заключение
Теперь вы знаете, как написать комментарий. Для этого мы рассмотрели основные правила комментирования, а также разобрали примеры. Как видите, это не простенькие высказывания, которые оставляют под постами на сайтах и в соцсетях.
Можно написать материал по любому заинтересовавшему вас информационному поводу.
Это может быть новость на уровне страны или вашего города. Например, молодежь не уступила место в автобусе. Тогда у вас будут следующие мысли. А что же происходит в обществе? Почему мы потеряли традиции и так далее.
Или наоборот, вы увидели обратную ситуацию. Кто-то уступил место и помог чем-то. Порассуждайте и напишите про это.
Или, например, вам позвонил друг и говорит, что его замучили поборы в школе. Можно написать, поборы в школе, это хорошо или плохо. Это вынужденная мера, на которую идут учителя или способ зарабатывания денег?
Допустим, вы как раз в теме женских тренингов или счастья. Или кто-то в теме разведения хомячков или психологии успеха. То есть должна быть какая-то новость и повод именно в вашей сфере.
В общем, вами всегда должен двигать вопрос: «Почему так происходит? Что я думаю об этом?» С моей точки зрения, это хорошо или плохо. И почему.
Объем комментария тут как получиться. Менее 1000 знаков быть не может.
В общем, это тот жанр журналистики, которым обязательно нужно владеть. В контент-маркетинге он очень востребован. Поэтому для блога он подходит идеально.
Что такое комментарий в журналистике
Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке — в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии — в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно «комментируют” одна другую.
Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий” стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали” (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.
Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого века из широко распространенного тогда краткого аналитического сообщения типа корреспонденции. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И комментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их. Современный комментарий преследует следующие цели:
— направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
— ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
— формулировать прогноз развития комментируемого события;
— обосновывать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.
Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как мы уже замечали, комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.
Функции жанра комментария неразрывно связаны с его предметом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к академическим — он возникает из повседневной журналистской практики. Определение цели будущего выступления предполагает ясность в определении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета- Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию.
Бесконечное многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы:
— об особенностях или новых качествах факта, его ценности;
— о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях;
—- о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта);
— о порядке развития комментируемого явления;
— о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта;
— о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.
Аналогично известным вопросам, присущим информационному сообщению: «что?”, «где?”, «когда?”, «как?”, комментарию присущи вопросы: «что действительно?”, «кто действительно?”, «при каких обстоятельствах?”, «почему?”, «кому выгодно?”, «какова ситуация?”, «что делать?”, «каклучше?”, «какие существуют различия, противоречия?”, «как проявляется направление развития, какова его стратегия и тактика?”.
Первым шагом при подготовке комментария, как и при подготовке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор должен четко ответить себе на вопросы:
— какое явление я хочу осветить?
— что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему?
— какие чувства у него пробудить?
— какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть?
— какие могут возникнуть возражения у моего оппонента? Как их учесть в публикации?
Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о постановке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яснее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирается информация, тем глубже продумываются связи предмета, тем легче и увереннее в конце концов пишется материал.
При всей эластичности формы комментарий обладает относительно прочной структурой. Комментарий представляет собой (за исключением кратких форм комментария) структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Это предопределено содержанием, функциями, предметом жанра. В ходе рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило уже известными аудитории. Таким образом, осуществляются интерпретация новых явлений, их объяснение, оценка. Хороший комментарий имеет всегда хорошее логическое заключение. Комментируемые и комментирующие факты, их детали, подробности служат аргументами в пользу выдвигаемого автором тезиса или посылками его умозаключения.
Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:
— разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);
— детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, признаков, которые важны для постановки вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения депутатов);
— сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедентами; проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета), комментария;
— противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;
— интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод” доводов оппонентов на ясный язык).
Эти и другие аналитические способы применяются по отдельности или комбинированно. Их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых вопросов- Независимо от того, какой способ используется, комментарии содержат ряд типичных структурных элементов (основных частей комментария): сообщение о комментируемом событии и постановка задачи комментария; формулирование возникших в связи с этим событием вопросов; изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей; выявление тезисов, отражающих отношение автора к освещаемому событию, изложение их или в начале текста, или непосредственно вслед за постановкой вопросов, относящихся к комментируемому явлению.
Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе, и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении общей точки зрения по поводу неких, неизвестных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда комментатор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментированию.
Ошибка в комментировании возникает и тогда, когда постановка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не проявлена в тесте. В этом случае аудитории не ясна проблема, которую обсуждает автор, или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все структурные элементы, и тем самым включить аудиторию в активный мыслительный процесс. Если же автор сам не понимает цели комментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что-то, а будет просто сообщать определенные факты.
Особую роль играют качество поставленных вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов, комментирующих мыслей, фактов. От качества комментирующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать непосредственно из исходных фактов). Как правило в полновесных комментариях комментирующие мысли и факты необходимы для оценки исходных фактов и основания заключений.
Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он отсутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от комментария к аудитории импульс будет слабым. Конечно, это не значит, что вывод должен быть изложен в дидактичной форме. Он может как бы сам по себе вытекать из логики размышлений автора и взаимосвязи приведенных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответствующей подготовке) самостоятельно сказать последнее слово: «Вывод очевиден” или «Комментарии излишние”.
В рассмотрение технологии комментария включается и характеристика признаков его заголовков. Хороший заголовок комментария, как и заголовок любого иного текста, сигнализирует о характере публикации. Он находится в тесной связи с построением и способом комментария. Часто при этом речь идет о кратком оформлении вопроса; характерным представляется частое использование вопросительных предложений или тезисов (выводов). Иногда заголовок включает в себя главный аргумент, реже — интересную деталь- Он может также проявлять один из главных способов комментирования, примененный автором, например, противопоставление. Содержательно заголовок комментария отражает прежде всего событие или связанную с ним ситуацию, процесс, тенденцию, задачи, пути их решения, оценку. Он может обозначать и взаимосвязи или отражать полемическую направленность комментария.
Итак, описанные основные положения подготовки комментария обусловлены функционально, Они прямо вытекают их задач этого жанра, определяются внутренней его логикой, логикой заключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требования к логике мышления, логике действий комментатора. Принимая во внимание скорость, с которой должны готовиться комментарии, этот жанр требует от автора высокого самоконтроля, профессионального самосовершенствования.
Текст по книге Тертычного А.А. «Аналитическая журналистика»
__________
Также познакомьтесь с другими жанрами журналистики в разделе нашего сайта Жанры журналистики. У нас вы найдете описание всех существующих жанров журналистики, теоретические выкладки ученых, посвященные различным жанрам. Мы стремимся собрать наиболее полную коллекцию статей про журналистские жанры.